Кто относится к семье госслужащего

Опубликовано: 17.09.2024

Будут ли относиться к членам семьи госслужащего лица, указанные в п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.09.2013 N 411 "О предоставлении государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", только при условии совместного проживания с ним, или к членам семьи относятся также раздельно проживающие и не ведущие с ним совместного хозяйства - родители, дети, супруг(а)?

Относится ли условие совместного проживания только к супругу(е), или оно также распространяется на детей и родителей госслужащего?

В соответствии с п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, может предоставляться право на единовременную субсидию для приобретения жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых, соответственно, постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.

Правила предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (далее - Постановление). Субъектам РФ при принятии нормативных правовых актов о предоставлении государственным гражданским служащим субъектов РФ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Правительством РФ рекомендовано учитывать положения данных Правил (п. 8 Постановления).

Так, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.09.2013 N 411 утверждены Правила предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила), которыми регламентированы порядок и условия предоставления такой субсидии.

Согласно п. 3 Правил единовременная выплата предоставляется государственному гражданскому служащему с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, к которым относятся супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего в порядке, установленном законодательством, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Из содержания приведенной нормы следует, что члены семьи государственного гражданского служащего, которые учитываются при исчислении единовременной выплаты, подразделяются на две категории. Первую категорию составляют лица, которые признаются членами семьи служащего при условии совместного проживания с ним (супруг (супруга), дети, родители). Иными словами, для признания названных лиц членами семьи достаточно наличия родственных отношений в указанной степени родства и установления факта их совместного проживания в жилом помещении. Никакие другие обстоятельства (ведение совместного хозяйства, оказание взаимной материальной помощи и т.п.) не имеют правового значения. При этом временное выбытие указанных лиц из жилого помещения само по себе автоматически не влечет прекращение семейных отношений (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Рязанского областного суда от 09.02.2011 по делу N 33-205).

Вторую категорию образуют лица, которые могут быть признаны членами семьи государственного гражданского служащего. Таковыми являются родственники более отдаленной степени родства (братья, сестры, дяди, тети, бабушки, дедушки, внуки и т.д.), нетрудоспособные иждивенцы, которых он содержит. Однако эти лица приобретают статус члена семьи государственного гражданского служащего лишь при условии, что они вселены в жилое помещение именно в качестве членов его семьи, а не по иному основанию (например по договору найма, безвозмездного пользования) и помимо этого они должны проживать с ним одной семьей, что предполагает ведение общего хозяйства, наличия общего бюджета, совместного несения расходов по содержанию жилого помещения, взаимной материальной помощи и т.д. Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.04.2014 по делу N 33-1919/2014; решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 16.03.2016 по делу N 2-1281/2016; решение Советского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 26.05.2015 по делу N 2-2663/2015, решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 26.08.2013 по делу N 2-3216/2013).

Если перечисленные лица не соответствуют требованиям, установленным в п. 3 Правил, то они не должны приниматься во внимание при исчислении единовременной социальной выплаты. Так, например, Щелковский городской суд Московской области не признал внуков государственного гражданского служащего членами его семьи. При этом суд исходил из того, что внуки проживают совместно с их родителями и находятся на их обеспечении. Ведение общего хозяйства несовершеннолетними не представляется возможным по причине нетрудоспособного возраста детей. Кроме того, несовершеннолетние внуки непосредственно гражданским служащим в жилое помещение не вселялись, поскольку в соответствии с установленным порядком вселение несовершеннолетних детей осуществлялось их родителями. Суд также отметил, что право на единовременную субсидию для приобретения жилья является дополнительной гарантией, которая наряду с основными гарантиями в порядке компенсации ограничительного характера государственной гражданской службы призвана обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы, может предоставляться один раз за весь период гражданской службы при определенных условиях, которые устанавливаются Правительством РФ, и не может рассматриваться как реализация жилищных прав, предусмотренных жилищным законодательством (смотрите решение Щелковского городского суда Московской области от 23.12.2015 по делу N 2-6927/2015).

Таким образом, предоставление субсидии в качестве дополнительной государственной гарантии обусловлено самостоятельным правовым регулированием отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, а также правовым положением (статусом) государственных гражданских служащих, а потому приведенные нормы не могут толковаться расширительно.

Отметим, что законодатель не связывает факт возникновения статуса члена семьи, в том числе и государственного гражданского служащего, с регистрацией такого лица по месту жительства (месту пребывания) в жилом помещении, если при этом он не вселяется в это помещение. То есть сама по себе регистрация не порождает, не изменяет и не влияет на рассматриваемые правоотношения. По этому поводу Пленум Верховного Суда РФ указал, что регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании лица членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Иными словами, регистрация по месту жительства является административным актом и преследует цель миграционного учета граждан, а потому сама по себе не влечет возникновение у зарегистрированного лица права на меры государственной поддержки и гарантии, предоставляемые государственному гражданскому служащему и членам его семьи, в целях обеспечения жильем.

Работа современных госслужащих обеспечивает общую деятельность государственного аппарата и выполнение им требуемых функций. От профессионализма сотрудников данной категории зависит степень развития государства, а от определенных должностей и сам факт его существования. Именно по причине подобной ответственности государство предоставляет служащим определенные льготы. В данной статье вниманию представлена информация, какие льготы положены таким гражданам.

Госслужащий – кто это?

Перед тем как описать особенности преференций, положенных для государственных сотрудников, стоит рассмотреть вопрос относительно того, кто такие госслужащие.

В первую очередь – это гражданские лица. К ним относятся сотрудники таких сфер деятельности, как:

  1. Судебные разбирательства.
  2. Исполнительная власть.
  3. Законодательные структуры.

Данные категории сотрудников относятся к стандартной гражданской службе. Но она делится на два уровня – местный и федеральный. Каждый из них финансируется из государственного бюджета.

Все сотрудники государственных структур различаются между собой по предоставленным полномочиям и по уровню ответственности. Последняя, в свою очередь, компенсируется материальными благами и разными послаблениями. Средства на это выделяет федеральный бюджет.

Несмотря на то, что сотрудники военных структур и правоохранительных органов, являются государственными служащими, они не могут быть рассмотрены в данной категории. Сотрудники подобных структур получают льготы по иной схеме.

Трудовые льготы

В данной категории человеку положено достаточно много разных послаблений. Они касаются отпуска, оплаты трудовой деятельности и иных факторов.

Продолжительность отпуска

Современное законодательство установило для таких работников более продолжительный отпуск. Это правило прописано в ст. 46 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Вот основные правила определения продолжительности отпуска:

  1. Главный отпуск государственных служащих составляет не 28 календарных дней, но 30.
  2. Предоставление права на дополнительный отдых.

Второй вариант отпуска зависит от продолжительности стажа:

Стаж работы 1-5 лет 5-10 лет 10-15 лет От 15 лет
Количество дней отпуска 1 5 7 10

Важно! Если у сотрудника ненормированный рабочий дней, он получит еще три дня к дополнительному отпуску.

Сокращение штата

Если на государственном предприятии проводится сокращение штата, если государственная структура ликвидируется, государственный служащий имеет полное право занять соответствующую должность в иных государственных учреждениях.

Важно! Данное правило прописано в ст. 31 № 79-ФЗ.

Оплата труда

Трудовой льготой для государственных служащих является более высокая средняя з/п. Порядок оплаты труда для данной категории сотрудников регулируется ст. 50 закона № 79-ФЗ. Здесь прописано, что кроме стандартного оклада государственный служащий имеет право на начисление таких выплат:

  • Надбавка за выслугу лет. Она зависит от стажа и может составлять 10-30% от оклада;
  • Надбавка за сложные условия при осуществлении гражданской службы – около 200% от оклада;
  • Надбавка за трудовую деятельность, связанную с хранением государственной тайны;
  • Разного плана премии, которые даются за выполнение сложных и важных заданий;
  • Денежное поощрение, которое начисляется каждый месяц отдельным категориям государственных служащих. Данная выплата регулируется законом РФ от 25.07.2006 № 763;
  • Единовременная выплата, как дополнение к отпуску. Она равна двум месячным окладам.

На основании данной информации становится ясно, что категорий материального поощрения государственных служащих довольно много. Именно по этой причине их з/п намного выше среднего уровня по России.

Например, в 2021 году средняя з/п чиновников, работающих на федеральном уровне, составляла 150 тысяч рублей. В регионах подобные сотрудники зарабатывали около 69 тысяч. А средняя зарплата иных государственных служащих равна примерно 49 тысячам рублей.

Жилищные льготы

«Квартирные вопросы» касаются многих жителей РФ. Чиновники не являются исключением. Нуждающиеся в собственном жилье могут получать помощь от государства. Для государственных служащих предусмотрено два варианта решения подобной проблемы:

  • Предоставляется служебное жилье;
  • Помощь в покупке собственной недвижимости.

Каждый вариант стоит изучить более подробно

Предоставление служебного жилья

Временные сроки предоставления определяются долговременностью уже оформленных трудовых отношений. В иных случаях имеет значение срок пребывания на определенной выборной должности.

Важно! Согласно ст. 104 ЖК РФ, каждый госслужащий должен при увольнении обязан освободить предоставленное жилье.

  • Достигшие пенсионного возраста;
  • Семья умершего государственного сотрудника;
  • Люди, имеющие инвалидность 1 и 2 группы. Но в этом случае проблемы со здоровьем должны возникнуть непосредственно по причине особенностей трудовой деятельности;
  • Семьи, в которых растут дети-инвалиды.

Если нет возможности предоставить жилье по новому месту работы, государственному служащему будут полностью возмещены затраты на его аренду.

При переводе на иную должность по причине ротации, соглашение социального найма по прошлому месту работы не будет официально расторгнуто. Наймодатель не имеет права аннулировать соглашение до того времени, пока срок действия договора не будет окончен пп. 9.2 п. 1 ст. 52 закона № 79-ФЗ.

Предоставление субсидии

Начисление денежной субсидии для приобретения собственного жилого помещения – это оптимальное решение квартирного вопроса. Подобная сумма выдается раз за полный период службы на интересы государства. Порядок предоставления субсидии регулируется постановлением Правительства РФ № 63.

Важно! Субсидия не предоставляется всем без исключения желающим!

Средства могут получить люди, которые отвечают одному из перечисленных ниже критериев:

  1. Человек не считается официальным нанимателем или собственником жилья. Также им не может быть его член семьи.
  2. Выступает собственником или нанимателем, а также членом семьи указанных лиц. Здесь важным считается площадь помещения. Она не должна превышать 15 м2 на одного члена семьи.
  3. Человек проживает в квартире, которая не соответствует установленным требованиям, за исключением площади.
  4. Проживание в коммунальной квартире. Сюда же относится такая категория жилья, как общежитие.
  5. Условия, когда в одной квартире живет две и более семьи.
  6. Нахождение в условиях с неизолированными комнатами. При этом общее количество проживающих в одной семье значительно превышает общее количество отдельных комнат.

Мнение эксперта

Решение о том, выплачивать или нет денежную субсидию, принимает руководителем государственного органа. Основанием считается официальное заключение специальной комиссии.

Сотрудник комиссии по предоставлению субсидий государственным служащим, Петров Александр Леонидович.

Размер выплаты

Сумма субсидии, направленной на улучшение жилищных условий, определяется на основании стоимости жилья в том регионе, где проживает претендент. Одновременно с этим учитываются такие нормативные акты:

  • Положено 33 м2 на одного человека;
  • Если в семье два человека, жилье должно быть не меньше 42 м2 по площади;
  • При наличии трех человек в семье, им должно быть предоставлено не менее 18 м2 на одного.

При необходимости сумма субсидии может быть увеличена. Это зависит от отработанного стажа. Но подобное превышение не может быть больше, чем 1,5 раза.

Есть отдельные категории граждан, для которых установлен особый порядок перечисления субсидии. Это госслужащие, которые имеют стаж работы более 10 лет в комплексе «Байконур». Они по указу президента № 219, должны быть переселены.

Дополнительные пенсионные начисления

Современное государство постоянно заботиться о своих сотрудниках. Подобная забота распространяется не только на период трудоустройства, но также после выхода на пенсию. Данная категория граждан одновременно с обычной страховой пенсией имеет право на пенсию, которая назначается по выслуге лет. Данный вопрос регулируется ст. 7 закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Важно! Главным условием для предоставления такого вида государственной поддержки считается выслуга, равная 16 годам.

Одновременно с этим есть определенные возрастные критерии, которые принимаются во внимание при начислении пенсии по выслуге:

  1. Гражданин должен достигнуть страхового пенсионного возраста. Как известно, в 2018 году это 61 год для мужчины и 56 для женщин. Далее подобные границы будут постепенно увеличиваться до 65 и 63 лет.
  2. Если человек отработал на важной должности более 25 лет, он получает выплаты по выслуге после достижения стандартного пенсионного возраста.

Во всех случаях важно соблюдение одного условия. Сотрудник увольняется исключительно по собственному желанию. Перед тем как уволиться, гражданин должен занимать государственную должность не менее 7 лет. Еще одним важным условием считается сам факт увольнения. Если человек работает на момент достижения положенного возраста и имеет все условия, пенсия по выслуге лет не будет выплачиваться.

Что касается размера пенсии такого плана, то в зависимости от стажа она может составлять 45-75% от средней з/п государственного служащего. При определении суммы в обязательном порядке вычитается сумма страховой пенсии.

Дополнительные льготы

Государственным служащим предоставляются и иные гарантии. Они устанавливаются № 79-ФЗ. Также во внимание принимаются федеральные, региональные и ведомственные акты. В данных положениях прописаны такие преференции:

  1. Профессиональное обучение с сохранением должности и положенного денежного содержания.
  2. Компенсация за использование личного транспорта и определенная форма транспортного обслуживания. Выбор категории льготы зависит от должности и служебных обязанностей.
  3. Направление на прохождение лечения в ведомственных учреждениях.
  4. Отдых в специализированных ведомственных санаториях по стоимости ниже стандартной.

Каждая из данных преференций должна быть подтверждена официальными документами.

Распространенные вопросы

Достаточно много вопросов возникает у льготников, которых интересует вопрос, связанный с лечением. Стоит уделить внимание самым часто встречающимся вопросам.

Вопрос 1.В какие поликлиники и больницы можно обращаться?

За всеми сотрудниками государственных структур сохраняется право безвозмездно пользоваться услугами поликлиник самых разных аккредитаций.

Вопрос 2. Какие манипуляции можно производить за счет государства?

Можно проводить все необходимые для восстановления манипуляции – операции, обследования, эксплуатация оборудования и сдача анализов. Точный перечень предоставляемых услуг утверждается и регулируется правительственными актами.

Популярные ошибки

Что касается ошибок, то большинство из них связаны с тем, что человек, не знает, куда обращаться, какие документы собирать и как писать заявление.

Ошибка 1. Многие за получением льгот обращаются в администрацию.

Это неправильно. Множеством привилегий руководит начальник госслужащего. Он издает специальные приказы и распоряжения. На основании данных документов начисляются премии, даются направления на обучение и на лечение в санаториях, а также компенсируются разные затраты.

Ошибка 2. Получив отказ в получении субсидии в одном регионе, сотрудник государственной службы после переезда отказывается от подобной льготы.

Это ошибочное действие. Порядок начисления и размер субсидии на жилье зависит от региона, в котором предоставляется. Звание государственного служащего позволяет присоединиться к любой актуальной программе. Главное, чтобы она была направлена на улучшение жилищных условий.

Подводя итоги

Государство предоставляет служащим достаточно разнообразный перечень льгот. Подобные преференции продуманы и разработаны таким образом, чтобы улучшить все сферы жизни человека. Речь идет о таких факторах, как обеспечение жильем, лечение, трудовая деятельность, пенсия и отдых. Размер и объем привилегий напрямую зависит от трудового стажа и от должности на государственной службе.

Граждане еще не успели привыкнуть к публичным отчетам чиновников о своих доходах, а Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству уже предложил палате принять к рассмотрению новый законопроект вдогонку к тому, который потребовал от столоначальников заполнение деклараций.

Новый законопроект обязывает чиновников отчитываться о своих доходах, заработках супругов и несовершеннолетних детей, как это требуется сейчас. По рекомендованному документу госслужащий должен будет рассказать об имуществе и доходах своих родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек и других близких родственников.

Отчеты о доходах и имуществе явлением нашей жизни стали совсем недавно, поэтому начальственные декларации неизменно вызывают повышенный интерес общества. Если отбросить чисто обывательский вопрос типа "а что ценного есть в семье чиновника?", то подобные отчеты несут важную социальную функцию - они в первую очередь по закону призваны бороться с коррупцией. Ведь ни для кого не секрет, что даже самые рядовые столоначальники при официально низкой зарплате часто явно живут совсем на другие деньги.

Зачем понадобилось так срочно дописывать в принципе свежий закон? Сейчас уже можно констатировать - отчеты о доходах на все вопросы о материальной стороне жизни госслужащего все равно не ответили. Принятый лишь в 2008 году закон N 273-ФЗ больше известен как Закон "О противодействии коррупции".

Именно он обязывает государственных или муниципальных чиновников предоставлять своему начальству сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей.

Недавно президентом был подписан указ "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов". Указ уточнил порядок проверки достоверности деклараций о доходах, поданных чиновниками. За достоверностью таких отчетов будут следить специальные аттестационные комиссии. Указ поручает руководителям федеральных госорганов в двухмесячный срок сформировать свои комиссии. Регионы и муниципалитеты должны за два месяца разработать и утвердить свои положения о комиссиях.

По российским регионам сейчас идут массовые проверки правдивости чиновничьих отчетов. В Воронежской области, например, прокуратура проверила исполнение антикоррупционного законодательства управой одного из районов. Оказалось, что там не все служащие предоставили честную информацию о своих банковских счетах, доходах и собственности. Один из чиновников не сообщил о доле в капитале строительной компании, хотя был "всего-то" ее учредителем. В прокуратуре сказали, что по результатам проверок 8 должностных лиц управы были привлечены к дисциплинарной ответственности. Для небольшого района это много.

Такая же проверка в Северной столице показала, что районные чиновники тоже не горят желанием показывать все. Прокуратура Санкт-Петербурга обнаружила, что чиновники "забывали" указывать в декларациях квартиры, участки и автомобили.Теперь прокуроры потребовали наказать страдающих провалами в памяти.

Зато в министерстве внутренних дел наказывать оказалось некого. Там проверили декларации о доходах и имуществе 570 тысяч сотрудников и не нашли ни одной несостыковки.

Замминистра МВД Сергей Герасимов заявил, что анализ предоставленных сведений показал, что все доходы "правомерны и адекватны сложившейся жизненной ситуации". Милицейский чиновник объяснил, что доходы милиционеров иногда кажутся неадекватно большими из-за продажи собственной или оставленной в наследство квартиры для покупки нового жилья.

Раскрывать сведения о доходах и имуществе милиционеров обязали с 1 января нынешнего года. За заведомо ложные сведения пойманным за руку сотрудникам грозит увольнение.

Из отчетов милицейских начальников видно, что, например, каждый второй руководитель имеет внедорожник средней стоимостью 2-2,5 миллиона рублей. При этом годовой оклад, декларируемый обладателями таких машин, составляет чуть более одного миллиона. Похожая картина оказалась и по другим ведомствам.

По мнению автора нового законопроекта депутата Госдумы и члена Комитета по безопасности Александра Куликова, его законопроект совершенно необходим.

"Учитывая размах коррупции в стране, принятие предлагаемых поправок будет содействовать более всестороннему и объективному предупреждению и расследованию правонарушений, связанных с коррупцией, и более эффективному их пресечению, сделает антикоррупционное законодательство более понятным и справедливым с позиции большинства членов общества", - считает автор законопроекта.

Куликов доказывает, что отсутствие механизма контроля за доходами лиц, подпадающих под определение "близких родственников" чиновников, дает возможность с помощью родных легализовать незаконные доходы и избежать негативных для себя последствий.

Как сказано в пояснительной записке к документу, вне сферы финансового и имущественного контроля со стороны государства и общества оказался "значительный круг лиц, чьи финансовые и имущественные отношения, как правило, тесно связаны близкими родственными отношениями с чиновниками, занимающими должность государственной или муниципальной службы".

Кого из близких родственников по новому законопроекту могут обязать подавать декларацию о доходах? Это прежде всего взрослые дети, родители, дедушки, бабушки, братья и сестры чиновника. Именно эта категория родных, говорит статистика, вместе с супругом начальника, нередко оказывается владельцами внушительных состояний, происхождение которых сомнительно и не поддается разумному объяснению.


О том, кто является членом семьи с точки зрения российского законодательства, следует знать каждому российскому гражданину. Актуальной информация о том, кто считается членом семьи, будет как в вопросах оформления различных документов, так и при трудоустройстве, ведь законы устанавливают особые нормативы и правила во многих аспектах жизни, затрагивающих вопросы семейных связей. Узнайте определение членов семьи в российском законодательстве и основные нормативы, регулирующие возможные права и обязанности членов семьи относительно друг друга.

Члены семьи — кто это такие

Понятие семьи является с одной стороны — самым простым и близким практически для каждого жителя России, и с другой стороны — одним из самых неоднозначных в случае, когда данный вопрос необходимо решить с точки зрения законодательства. Семья считается базовой ячейкой практически любого современного общества и формируется из самых близких людей, связанных родством или свойством.

Считается, что семья формируется, когда два человека вступают в брак и формируют, по сути, новую ячейку общества.

Однако как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения почти каждого простого человека, этот подход не является единственно верным. Ведь фактически, человек с детства находится в своей семье вместе с родителями или иными родственниками. При этом семья может иметь самый разнообразный состав и включать в себя различных родственников как по материнской, так и по отцовской линии.

И дать однозначную трактовку, кто же является членом чьей-либо семьи, и как именно формируется семья может быть довольно сложно. Одни люди уезжают от родителей и практически теряют с ними связь, другие же — живут не только с родителями, дедушками и детьми, но также и с большим количеством иных родственников. В бытовых вопросах и вопросах личностных взаимоотношений ответ на то, кто является членом семьи каждый человек обычно определяет для себя самостоятельно, исходя из своего мировоззрения и взаимоотношений с родственниками и другими близкими людьми.

Почему важно знать, кто считается членом семьи с точки зрения законодательства

Статус родственников или членов семьи наделяет людей расширенным спектром прав и обязанностей в отношении друг друга при решении различных вопросов юридического характера. При этом членам семьи могут предоставляться особые преференции и возможности, которые в обязательном порядке следует учитывать во многих аспектах жизнедеятельности. Именно поэтому знать о том, кто является членом семьи, следует практически каждому человеку. К наиболее распространенным ситуациям, в которых может потребоваться знание того, кто считается членом семьи, а кто — нет, можно отнести следующие случаи:


Правовое регулирование принципов определения членов семьи

С точки зрения законодательства Российской Федерации вопрос определения того, кто является членом семьи, является одним из наиболее слабо проработанных и проблемных аспектов, с которыми приходится сталкиваться многим гражданам при решении разнообразных юридических вопросов. Так, законодательство содержит различные критерии определения состава семьи, в частности, в следующих нормативно-правовых документах и актах:

  • Статья 2 Семейного кодекса РФ признает в качестве членов семьи человека лишь супругов, родителей и детей (в том числе усыновленных). Однако фактически она также предусматривает возможность учета и других родственников или иных лиц.
  • Статья 31 Жилищного кодекса РФ регламентирует состав членов семьи человека по-другому — к ним с точки зрения этого нормативного документа относятся супруг человека, его дети и родители, проживающие вместе с ним. Кроме этого, в качестве членов семьи допускается возможность признания других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан.
  • Федеральный закон №134 от 24.10.1997. Данный закон регламентирует понятие прожиточного минимума в Российской Федерации. Хоть он непосредственно не касается вопросов определения семейного статуса граждан, в нем также содержится формулировка, позволяющая сделать определенный вывод о том, кто же считается семьей человека. Так, с точки зрения этого закона к семье относятся лица, связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие хозяйство.

Таким образом, можно заметить, что положения действующего законодательства, в которых устанавливается само определение понятия семья, создают правовые коллизии. В то же время чаще всего имеющаяся судебная практика признает в качестве членов семьи вне зависимости от обстоятельств совместно проживающих супругов, детей и родителей. В отношении иных категорий лиц, решения судов уже не являются такими однозначными. Однако чаще всего главным критерием является факт совместного проживания и ведения хозяйства, а также наличия определенных близких взаимоотношений — не обязательно при наличии кровного родства или свойства.

Особенности определения членов семьи в трудовых взаимоотношениях


В рамках трудовых взаимоотношений, понимание того, кто с точки зрения закона относится к членам семьи человека, важно как для простых сотрудников, так и не в последнюю очередь для руководителей, работников отдела кадров и бухгалтерии. Так, в рамках трудового законодательства и налоговых нормативов, члены семьи могут иметь определенное влияние на рабочий процесс отдельных работников. В первую очередь это касается ситуации предоставления сотруднику неоплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам. Он предоставляется продолжительностью в пять календарных дней в случае смерти члена семьи, свадьбы или рождения ребенка.

Другим важным аспектом трудовых взаимоотношений, где может понадобиться четкое определение того, кто считается членом семьи, а кто — нет, можно назвать случаи выплаты работодателем материальной помощи, например, в связи со смертью или болезнью родственника. Почему это так важно работодателю? Это связано с тем, что материальная помощь в отдельных случаях не облагается ни налогом на доходы физических лиц, ни какими-либо страховыми сборами.

Именно по этому вопросу в сфере трудовых взаимоотношений чаще всего возникают разногласия между работодателями и представителями налоговых и контролирующих органов. Ведь неправильное начисление НДФЛ может привести к неприятным последствиям для субъекта хозяйствования. В том числе, если из объемов материальной помощи будет вычтен НДФЛ — это нарушит законные права сотрудника. Однако, если будет предоставлена материальная помощь по факту, например, гибели члена семьи работника, и из этой суммы не будет вычтен НДФЛ, налоговые органы так же могут иметь претензии, например, если человек не находится в прямом родстве или свойстве с погибшим членом семьи.

Члены семьи важны и в контексте получения пособия по уходу за ребенком. Ведь в декрет фактически может уйти любой член семьи, получая декретные выплаты. Это можно использовать для того, чтобы обеспечить наибольший размер пособия по уходу, или же напротив — обеспечить уход за ребенком без фактического отрыва обоих родителей или одного из родителей от работы.

В рамках трудовых взаимоотношений судебная практика в спорных ситуациях демонстрирует, что к членам семьи всегда в обязательном порядке причисляются родители, дети и супруги работника при условии совместного проживания. Также, практически всегда имеет место признание полноценными членами семьи братьев и сестер человека. С признанием иных родственников или посторонних лиц, не связанных свойством или родством в качестве членов семьи, уже могут возникнуть проблемы. Однако при подтверждении факта совместного проживания на одной жилплощади и ведения общего хозяйства практически всегда суды признают таких лиц полноценными членами семьи.


О том, кто является членом семьи с точки зрения российского законодательства, следует знать каждому российскому гражданину. Актуальной информация о том, кто считается членом семьи, будет как в вопросах оформления различных документов, так и при трудоустройстве, ведь законы устанавливают особые нормативы и правила во многих аспектах жизни, затрагивающих вопросы семейных связей. Узнайте определение членов семьи в российском законодательстве и основные нормативы, регулирующие возможные права и обязанности членов семьи относительно друг друга.

Члены семьи — кто это такие

Понятие семьи является с одной стороны — самым простым и близким практически для каждого жителя России, и с другой стороны — одним из самых неоднозначных в случае, когда данный вопрос необходимо решить с точки зрения законодательства. Семья считается базовой ячейкой практически любого современного общества и формируется из самых близких людей, связанных родством или свойством.

Считается, что семья формируется, когда два человека вступают в брак и формируют, по сути, новую ячейку общества.

Однако как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения почти каждого простого человека, этот подход не является единственно верным. Ведь фактически, человек с детства находится в своей семье вместе с родителями или иными родственниками. При этом семья может иметь самый разнообразный состав и включать в себя различных родственников как по материнской, так и по отцовской линии.

И дать однозначную трактовку, кто же является членом чьей-либо семьи, и как именно формируется семья может быть довольно сложно. Одни люди уезжают от родителей и практически теряют с ними связь, другие же — живут не только с родителями, дедушками и детьми, но также и с большим количеством иных родственников. В бытовых вопросах и вопросах личностных взаимоотношений ответ на то, кто является членом семьи каждый человек обычно определяет для себя самостоятельно, исходя из своего мировоззрения и взаимоотношений с родственниками и другими близкими людьми.

Почему важно знать, кто считается членом семьи с точки зрения законодательства

Статус родственников или членов семьи наделяет людей расширенным спектром прав и обязанностей в отношении друг друга при решении различных вопросов юридического характера. При этом членам семьи могут предоставляться особые преференции и возможности, которые в обязательном порядке следует учитывать во многих аспектах жизнедеятельности. Именно поэтому знать о том, кто является членом семьи, следует практически каждому человеку. К наиболее распространенным ситуациям, в которых может потребоваться знание того, кто считается членом семьи, а кто — нет, можно отнести следующие случаи:


Правовое регулирование принципов определения членов семьи

С точки зрения законодательства Российской Федерации вопрос определения того, кто является членом семьи, является одним из наиболее слабо проработанных и проблемных аспектов, с которыми приходится сталкиваться многим гражданам при решении разнообразных юридических вопросов. Так, законодательство содержит различные критерии определения состава семьи, в частности, в следующих нормативно-правовых документах и актах:

  • Статья 2 Семейного кодекса РФ признает в качестве членов семьи человека лишь супругов, родителей и детей (в том числе усыновленных). Однако фактически она также предусматривает возможность учета и других родственников или иных лиц.
  • Статья 31 Жилищного кодекса РФ регламентирует состав членов семьи человека по-другому — к ним с точки зрения этого нормативного документа относятся супруг человека, его дети и родители, проживающие вместе с ним. Кроме этого, в качестве членов семьи допускается возможность признания других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан.
  • Федеральный закон №134 от 24.10.1997. Данный закон регламентирует понятие прожиточного минимума в Российской Федерации. Хоть он непосредственно не касается вопросов определения семейного статуса граждан, в нем также содержится формулировка, позволяющая сделать определенный вывод о том, кто же считается семьей человека. Так, с точки зрения этого закона к семье относятся лица, связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие хозяйство.

Таким образом, можно заметить, что положения действующего законодательства, в которых устанавливается само определение понятия семья, создают правовые коллизии. В то же время чаще всего имеющаяся судебная практика признает в качестве членов семьи вне зависимости от обстоятельств совместно проживающих супругов, детей и родителей. В отношении иных категорий лиц, решения судов уже не являются такими однозначными. Однако чаще всего главным критерием является факт совместного проживания и ведения хозяйства, а также наличия определенных близких взаимоотношений — не обязательно при наличии кровного родства или свойства.

Особенности определения членов семьи в трудовых взаимоотношениях


В рамках трудовых взаимоотношений, понимание того, кто с точки зрения закона относится к членам семьи человека, важно как для простых сотрудников, так и не в последнюю очередь для руководителей, работников отдела кадров и бухгалтерии. Так, в рамках трудового законодательства и налоговых нормативов, члены семьи могут иметь определенное влияние на рабочий процесс отдельных работников. В первую очередь это касается ситуации предоставления сотруднику неоплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам. Он предоставляется продолжительностью в пять календарных дней в случае смерти члена семьи, свадьбы или рождения ребенка.

Другим важным аспектом трудовых взаимоотношений, где может понадобиться четкое определение того, кто считается членом семьи, а кто — нет, можно назвать случаи выплаты работодателем материальной помощи, например, в связи со смертью или болезнью родственника. Почему это так важно работодателю? Это связано с тем, что материальная помощь в отдельных случаях не облагается ни налогом на доходы физических лиц, ни какими-либо страховыми сборами.

Именно по этому вопросу в сфере трудовых взаимоотношений чаще всего возникают разногласия между работодателями и представителями налоговых и контролирующих органов. Ведь неправильное начисление НДФЛ может привести к неприятным последствиям для субъекта хозяйствования. В том числе, если из объемов материальной помощи будет вычтен НДФЛ — это нарушит законные права сотрудника. Однако, если будет предоставлена материальная помощь по факту, например, гибели члена семьи работника, и из этой суммы не будет вычтен НДФЛ, налоговые органы так же могут иметь претензии, например, если человек не находится в прямом родстве или свойстве с погибшим членом семьи.

Члены семьи важны и в контексте получения пособия по уходу за ребенком. Ведь в декрет фактически может уйти любой член семьи, получая декретные выплаты. Это можно использовать для того, чтобы обеспечить наибольший размер пособия по уходу, или же напротив — обеспечить уход за ребенком без фактического отрыва обоих родителей или одного из родителей от работы.

В рамках трудовых взаимоотношений судебная практика в спорных ситуациях демонстрирует, что к членам семьи всегда в обязательном порядке причисляются родители, дети и супруги работника при условии совместного проживания. Также, практически всегда имеет место признание полноценными членами семьи братьев и сестер человека. С признанием иных родственников или посторонних лиц, не связанных свойством или родством в качестве членов семьи, уже могут возникнуть проблемы. Однако при подтверждении факта совместного проживания на одной жилплощади и ведения общего хозяйства практически всегда суды признают таких лиц полноценными членами семьи.

Читайте также: