Кто такой заместитель директора по увр

Опубликовано: 17.09.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Завуч относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность завуча назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.3. На должность завуча в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Завуч должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- Конституцию Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

- основы физиологии, гигиены;

- теорию и методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- основы экономики, социологии;

- способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы;

- гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

- основы менеджмента, управления персоналом;

- основы управления проектами;

- правила внутреннего трудового распорядка школы;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Завуч назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

2.1. Основными направлениями деятельности завуча являются:

- организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

- методическое руководство педагогическим коллективом;

- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Должностные обязанности

3.1. Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива.

3.2. Координирует работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ.

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации.

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством образовательного процесса и объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся, работы кружков и факультативов; посещает уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками школы (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.

3.6. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

3.7. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

3.8. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся.

3.9. Составляет расписание учебных занятий и других видов образовательной деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих учителей, ведет журнал учета пропущенных и замещенных уроков.

3.10. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение педагогами классных журналов, другой документации.

3.11. Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся.

3.12. Контролирует соблюдение обучающимися Правил для учащихся.

3.13. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию.

3.14. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы.

3.15. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы.

3.16. Ведет, подписывает и передает директору табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава.

3.17. Принимает меры по оснащению учебных кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

3.18. Организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда.

3.19. Обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.

3.20. Разрешает проведение образовательного процесса с обучающимися при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и принятых по акту в эксплуатацию.

3.21. Организует с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений.

3.22. Составляет на основании полученных от медицинского учреждения материалов списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием фактора, по которому установлена необходимость проведения периодического медицинского осмотра.

3.23. Организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в методических указаниях по выполнению практических и лабораторных работ.

3.24. Контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся и его регистрацию в журнале.

3.25. Совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности, осуществляет проверку знаний обучающихся.

3.26. Проводит совместно с профкомом (профкомами) административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной мебели. Своевременно принимает меры к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мастерских, учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в помещениях образовательной организации, если там создаются опасные условия здоровью работников, обучающихся.

3.27. Выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с работающими, обучающимися.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Завуч имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководителя образовательной организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности отдельных работников.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб образовательной организации, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.8. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий).

4.9. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий.

4.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Завуч несет ответственность:

5.1. За нарушение устава образовательной организации.

5.2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

В рамках каждого образовательного учреждения есть перечень должностей, которые в определенной иерархической последовательности подчиняются директору школы. Стандарты, обязанности, правила и ответственности определяются перечнем норм и положений, утвержденных на законодательном уровне.

Заместитель по обучению

Заместитель директора по данному вопросу - человек, который отвечает за выполнение норм и правил, а также инициирует мероприятия, направленные на их обеспечение. Должностные обязанности для данной позиции устанавливаются и регламентируются должностной инструкцией. Составляется она на основании законов и правил, утверждается на всех уровнях исполнительной власти - от директора школы до исполкома города.

Основные вопросы

Согласно утвержденному приказу Минобразования Российской Федерации, зам. директора по УВР определяется на должность, как и снимается с нее, только директором. Во время отпуска, нетрудоспособности или прочих моментов его обязанности могут выполняться заместителем директора по воспитательной работе. Также функции может выполнять кто-то из педагогического состава. Данный педагог должен обладать большим опытом работы и определенными навыками. Исполнение обязанностей в этот период осуществляется на основании подготавливаемого приказа от имени директора школы.

должностная инструкция заместителя директора по увр

При составлении приказа обязательно соблюдаются все требования законодательства о труде.

Требования к должности

Для того чтобы работать по профессии, должностная инструкция заместителя директора по УВР предполагает ряд требований к сотруднику:

  • Заместитель директора по УВР обязан иметь трудовой стаж работы по специальности на преподавательских и управляющих должностях не меньше 5 лет.
  • Образование - обязательно высшее профессиональное.
  • Подчинение - напрямую директору школы (и функционально, и административно).

Должностная инструкция заместителя директора по УВР устанавливает, что заму подчиняются непосредственно учителя, педагоги добавочного образования, а еще руководители классов. Взаимодействие с ними в рамках служебных обязанностей обязано быть корректным, вежливым. В случае невыполнения какого-либо пункта предусматривается перечень ответственностей, которые несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе перед коллегами и руководством школы.

Осуществляя свою прямую деятельность, заместитель по УВР руководствуется Уставами и нормативными актами области, Конституцией РФ и разными Законами, решениями правительства, Указами или решениями президента РФ, еще решениями и положениями органов всех уровней, ответственных за вопросы образования и обучения обучающихся, нормами и правилами по ОТ и ТБ, Уставом и местными актами среднего учебного заведения.

должностные инструкции заместителя директора школы по увр

Должностные инструкции заместителя директора школы по УВР и других должностей хранятся в школе. Кроме того, права и обязанности регламентируются трудовым договором, который заключается с этим работником, еще указами, а также постановлениями, которые дал директор школы, непосредственно должностной инструкцией.

Должностные инструкции заместителя директора школы по УВР составляются непосредственно в школе и утверждаются директором образовательного учреждения. После утверждения проводятся периодические пересмотры документа.

Рассматривая примерные описания должностных обязанностей и прав, можно отследить, что наполнение во всех примерно одинаковое. Должностная инструкция заместителя директора по УВР, образец которой можно увидеть и на официальном сайте Министерства образования, всегда содержит описание основного функционала, требований к должности, права, обязанности и ответственности рассматриваемого сотрудника.

Основные функции

Содержит должностная инструкция заместителя директора по УВР функции, которые не могут быть трактованы иначе, чем их поясняют нормативные и законодательные акты Российской Федерации. В ней есть перечень всех направлений.

Основными направлениями, которыми ведает замдиректора, считаются:

  • Организация в школе процесса образования, руководство этим процессом, контроль его развития и выполнения.
  • Осуществление методического руководства всем педагогическим коллективом образовательного учреждения.
  • Обеспечение соблюдения установлений, правил ТБ учениками и учителями в учебном процессе.

Эти требования содержит должностная инструкция заместителя директора по УВР. Общее положение, входящее в состав инструкции, описывает также ключевые обязанности работника, который трудится на такой позиции.

Основные направления работы

Должностная инструкция заместителя директора по УВР, основные направления работы в которой прописаны очень подробно, содержит определенный перечень официальных функциональных обязанностей. Согласно ему заместитель директора:

  • Планирует деятельность коллектива педагогов, организует перспективные направления деятельности.
  • Координирует и организовывает разработку требуемых учебно-методических документов и материалов.
  • Согласовывает работу учителей, а также остальных сотрудников педсостава по выполнению планов и программ для учебного процесса.
  • Систематически контролирует качество процесса образования, а также отслеживает объективность результатов оценивания подготовки учащихся, кружков, внешкольных занятий.
  • Бывает на уроках, различных учебных занятиях, которые проводятся работниками педагогического состава (не меньше 180 часов). Проводит анализ и сообщает сотрудникам результаты проверок.
  • Организовывает работу по проведению экзаменов и подготовке к ним.
  • Принимает родителей, занимается просвещением их относительно вопросов, касающихся процесса учебы.
  • Помогает педагогическим сотрудникам осваивать и разрабатывать инновационные программы и технологии.
  • Контролирует учебную нагрузку школьников.
  • Занимается составлением расписания уроков, а также иных видов деятельности, обеспечивает замену отсутствующего учителя качественно и в срок. Занимается ведением журнала пропущенных уроков и уроков замещенных.
  • Своевременно поставляет отчетную документацию, осуществляя контроль ее правильного составления.
  • Контролирует правильность ведения педагогами журналов классов и прочей необходимой документации.
  • Участвует в процессе комплектования школы, а также принимает необходимые меры по сохранению качества и количества учащихся в образовательном учреждении.
  • Осуществляет контроль соблюдения учениками школы установленных правил для учащихся.
  • Принимает активное участие в расстановке кадров и подборе заместителей на открывающиеся вакансии, организовывает повышение квалификации для них, развивает профессиональное мастерство сотрудников.
  • Осуществляет руководство работой методобъединений, повышая свою собственную квалификацию в том числе.
  • Вносит свои предложения относительно совершенствования процесса образования, принимает участие в работе школьного совета.
  • Проводит аттестации и принимает участие в их подготовке для оценивания работников школы.
  • Занимается табелем учета отработанного времени педагогов, находящихся в его непосредственном подчинении (ведет табель, подписывает его и представляет директору школы).
  • Проводит мероприятия по оснащению кабинетов учебной литературой, современным и технологичным оборудованием, средствами для обучения, пополняет библиотеки литературой, необходимой для проведения качественного учебного процесса.
  • Организовывает соблюдение правил и норм по ОТ.
  • Обеспечивает необходимый контроль над правильностью и безопасностью использования приборов, оборудования, технических средств.
  • Вместе с заместителем руководителя среднего учебного заведения по АХО организует качественное, а также своевременное проведение паспортизации всех учебных помещений (кабинетов, мастерских, подсобных помещений).

должностная инструкция заместителя директора по увр колледжа

Кроме того, должностная инструкция и обязаности заместителя директора по УВР предполагают собой:

  • Составление списков персон, которые подлежат повторяющимся медосмотрам. При этом списки составляются согласно материалам, полученным от медицинских организаций, уполномоченных к этому. Обязателен к указанию фактор, согласно которому будет проводиться медицинское обследование.
  • Организацию пересмотров и разработок материалов, инструкций по ОТ, БЖД, материалов, касающихся безопасности выполнения лабораторных, а также практических работ.
  • Осуществление контроля своевременного проведения инструктажей для обучающихся и регистрация его в журнале.
  • Определение порядка обучения ПДД, поведения на улице и на водоемах, пожарной безопасности. Методика определяется вместе с заместителем директора. Проверка знаний также совместная.
  • Проведение вместе с профкомами общественного контроля безопасного использования, а также хранения приборов и оборудования, реактивов химических лабораторий, пособий, мебели. Под особый контроль попадают приборы и устройства, не предусмотренные типовыми классическими перечнями оборудования, необходимого в школах (установленного в производственных мастерских, других помещениях без соответствующего разрешения). В случае если для здоровья и безопасности учащихся и сотрудников создаются опасные условия, образовательный процесс приостанавливают.
  • Выявление обстоятельств, в результате которых произошло происшествие с сотрудником, учащимся.
  • Соблюдение норм этики поведения в школьном учреждении, быту, общественном месте в соответствии с общественным положением преподавателя.

Права

Не только обязанности перечисляет должностная инструкция заместителя директора по УВР. Права в ней прописаны также четко и подробно.

должностная инструкция и обязаности заместителя директора по увр

Заместитель по УВР в пределах компетенции имеет право:

  • Давать работникам школы, которые находятся в непосредственном повиновенье, обязательные к исполнению распоряжения и указания.
  • Привлекать к ответственности учеников за поступки, которые нарушают процесс обучения. Проводится это в порядке, который установлен Уставом школы, а также Правилами о взысканиях и поощрениях.
  • Находиться на любом занятии, которое проводится учениками школы. При этом не имеет права входить в кабинет после того как урок начался без экстренной на это необходимости, а еще поправлять учителя во время хода урока.
  • Вносить изменения в расписания уроков в необходимых случаях, также отменять уроки или временно соединять классы и группы для проведения занятий одновременно.

Ответственности

Ответственности также содержит должностная инструкция заместителя директора по УВР. Ответственность сотрудник несет за:

  • Неисполнение или не надлежащее по Уставу исполнение Правил школы без уважительных для этого причин.
  • Несоблюдение нормативных актов школы, любых законных указаний или распоряжений, изданных директором школы, непосредственных должностных обязательств, еще за не применение прав, которые предоставляются. Ответственность налагается в порядке, который установлен трудовым правом РФ. За грубые нарушения как наказание может быть применено увольнение.
  • За применение физических или психологических мер как способов воспитания учащихся, совершение любого безнравственного проступка заместитель освобождается от должности, соответственно Закону РФ «Об образовании» и согласно с трудовым законодательством. При этом увольнение не рассматривается в данном случае как достаточная мера.
  • Нарушение правил ОТ, санитарно-гигиенических установлений, противопожарной безопасности, правил организации образовательного процесса.

должностная инструкция заместителя директора по увр ответственность

Устанавливает должностная инструкция заместителя директора по УВР порядок работы, в случае нарушения которого ответственность также будет. За нанесение школе, а также участникам процесса образования ущерба, связанного с неисполнением (исполнением) должностных обязанностей, предполагается материальная ответственность. Порядок и пределы устанавливаются Трудовым или Гражданским кодексами.

Коммуникации с другими уровнями власти

Должностные инструкции заместителя директора школы по УВР предполагают, что для исполнения своих прямых обязанностей сотрудник будет коммуницировать с различными уровнями власти и ответственности.

Согласно этому, замдиректора по УВР:

  • Постоянно работает в режиме, предполагающем ненормированный день. Вводится режим согласно графику, исходя из установленной законодательством 40-часовой недели. Утверждается график директором колледжа или школы.
  • Рассчитывает свою деятельность самостоятельно. Планы составляются на каждый год и каждую четверть. Утверждение планов проходит директором школы в срок не менее пяти дней с начала периода.
  • Подготавливает отчетность для директора по окончании четверти, семестра.
  • Исполняет обязанности руководителя школы в случае его отсутствия. Обязанности выполняются согласно законодательства о труде, на основании приказов директора или приказа руководства муниципального органа власти, ответственного за образование.

Что такое ФГОС?

Содержимое должностных инструкций контролируется специальными стандартами, в том числе должностная инструкция заместителя директора по УВР. ФГОС регламентирует требования к данной должности.

ФГОС (Ф - Федеральный, Г - Государственный, О - Образовательный, С - Стандарт) — это комплекс требований, обязательных к исполнению. Требования предъявляются к образованию конкретного уровня или к профессии, направлению подготовки или специальности. Утверждаются эти требования государственным исполнительным органом. Он реализовывает функции по разработке учебных планов, а еще нормативно-правовому урегулированию в области сферы воспитания.

должностная инструкция заместителя директора по увр образец

Должностная инструкция заместителя директора по УВР, а также любые другие должностные инструкции обязательно составляются согласно требованиям ФГОС.

Пересмотр документов

Должностная инструкция заместителя директора по УВР колледжа или школы пересматривается не реже чем раз в 2 года. Изменения в инструкцию может вносить директор школы или колледжа при необходимости применения изменений или уточнений воспитательных или образовательных целей, заданий учебного заведения, а также введения направлений деятельности инновационного характера, изменения или оптимизации функциональной структуры, управляющей заведением.

должностная инструкция заместителя директора по увр фгос

Все внесенные изменения директор согласовывает с советом школы или колледжа. Должностная инструкция заместителя директора по УВР колледжа, школы подразумевает ознакомление со всеми пунктами в письменном виде.

Краткое описание должности, основные функции и обязанности замдиректора по УВР

Замдиректора по УВР (еще его называют завучем по УВР или просто завучем) — штатная единица, используемая в школах, где школьная администрация состоит из завучей и возглавляется директором. Каждый заместитель в таком случае отвечает за свое направление работы, среди которых есть место и учебно-воспитательной работе.

Если говорить кратко, то замдиректора по УВР отвечает за организацию учебного процесса. Самыми важными его обязанностями можно назвать:

  • составление учебного расписания и его корректировка;
  • распределение учебных часов между учителями;
  • формирование отчетности.

Кроме того, замдиректора по УВР работает с преподавательским составом и оценивает работу учителей по результативности их учеников, для чего периодически посещает уроки своих коллег.

Примерная структура должностной инструкции замдиректора по УВР

При помощи должностных инструкций разграничиваются обязанности сотрудников. Логично, что должностные инструкции при этом должны быть разработаны и утверждены для каждой штатной единицы организации.

В образовательных организациях должностные инструкции составляются повсеместно. С изменением законодательства они корректируются, однако коррекция обычно касается лишь отдельных условий инструкции, общая же структура остается неизменной.

Так, чаще всего в инструкцию включаются такие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Функции (задачи).
  3. Должностные обязанности.
  4. Права.
  5. Ответственность.

Для должности замдиректора по УВР такая структура является вполне приемлемой, т. к. позволяет охватить все аспекты его работы.

Подробнее о том, как составить должностную инструкцию, читайте в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Общие положения

В этом разделе должностной инструкции приводится полное наименование должности в соответствии со штатном расписанием, ее место в организационно-штатной структуре учреждения, порядок принятия сотрудника на должность, его увольнения и замещения на время отсутствия. Так как сотрудник является заместителем директора, подчиняется он директору школы, им же назначается на должность и увольняется. В подчинении у завуча по УВР находятся учителя и руководители творческих групп, если таковые есть в школе.

Также в этом разделе в обязательном порядке нужно перечислить квалификационные требования, выставляемые к специалисту. К замдиректора, как правило, выставляется два варианта требований к образованию и опыту работы:

  1. Имея высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление», «менеджмент» или «управление персоналом», нужно предварительно отработать 5 лет на педагогических должностях.
  2. Имея высшее профессиональное образование и дополнительное в области государственного или муниципального управления или менеджмента и экономики, нужно предварительно отработать 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

Далее в разделе указываются нормативные акты, которыми должен руководствоваться в своей работе замдиректора по УВР и которые он должен знать в обязательном порядке. Например, Конвенцию о правах ребенка, требования ФГОС, Устав и другие локальные акты школы. Кроме знания нормативных актов замдиректора должен иметь знания в сфере педагогики, технологии обучения, социологии, правил охраны труда и т. п.

Функции замдиректора по УВР

Этот раздел кратко обрисовывает главные направления деятельности замдиректора по УВР. Сюда можно отнести:

  • организацию учебно-воспитательного процесса, проходящего в школе, с последующим контролем за ним;
  • организацию разработки и внедрения образовательной программы в школе (эта программа должна соответствовать действующим требованиям ФГОС);
  • методическое руководство и координацию работы учителей;
  • контроль за соблюдением техники безопасности в рамках процесса обучения.

При необходимости функции замдиректора по УВР могут быть расширены или изменены, чтобы список в документе соответствовал функциям, исполняемым в реальности.

Должностные обязанности замдиректора по УВР

Это раздел должностной инструкции, который конкретизирует трудовые функции сотрудника. Здесь расписываются все те обязанности, которые вменяются замдиректора по УВР. Обычно это:

  • планирование деятельности учителей в текущий момент и в перспективе;
  • координация работы учителей при выполнении ими учебных планов;
  • организация разработки методической документации;
  • контроль качества образовательного процесса;
  • проверка объективности учителей при оценке уровня знаний учащихся;
  • организация процесса модернизации образовательной системы учреждения в соответствии с требованиями ФГОС, и контроль в дальнейшем выполнения разработанного проекта модернизации;
  • анализ применяемых в школе образовательных программ и технологий, условий их реализации;
  • внедрение инноваций в образовательный процесс, оказание помощи учителям в их освоении;
  • организация методического планирования деятельности учителями как на текущий период, так и в перспективе.
  • контроль за созданием условий для творческого развития учащихся, организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов для учеников;
  • организация и проведение аттестации коллектива согласно плану;
  • контроль за подготовкой к сдаче экзаменов;
  • контроль учебной нагрузки учащихся и ее распределение;
  • составление расписания занятий;
  • учет пропущенных/замещенных занятий, организация замены временно отсутствующих учителей;
  • контроль за ведением учителями классных журналов;
  • составление отчетов в рамках своей компетенции;
  • оценка квалификации учителей, определение необходимости ее повышения и направление преподавателей на обучение;
  • отслеживание снабжения учебных кабинетов наглядными пособиями и необходимым для нормального учебного процесса оборудования, а библиотек — литературой;
  • контроль за соблюдением норм безопасности при использовании оборудования и наглядных пособий в учебном процессе;
  • ведение табеля учета рабочего времени подконтрольных учителей;
  • непосредственное участие в организации работы сайта школы.

Могут быть возложены на замдиректора по УВР и другие обязанности — тогда они тоже в обязательном порядке вносятся в его должностную инструкцию.

Права замдиректора по УВР

Если должностные обязанности детально расписываются в инструкции, то с описанием прав так поступают не всегда. Между тем в случае с замом по УВР можно выделить две группы прав:

  • общие, которые приписываются практически всем работникам образовательного учреждения в силу трудового законодательства;
  • специальные, присущие только заместителю директора по УВР.

В должностной инструкции обычно упоминаются следующие права завуча:

  • отдавать распоряжения учителям, находящимся в непосредственном подчинении у замдиректора по УВР;
  • присутствовать на любых занятиях, уроках и мероприятиях, проводимых в школе;
  • участвовать в подготовке приказов о применении взысканий за невыполнение обязанностей по Уставу школы, а также о поощрении за добросовестное отношение к учебному процессу;
  • давать рекомендации директору по улучшению учебного процесса;
  • формировать список необходимых для школы предметов.

Поскольку должность замдиректора относится к руководящим, то и объем прав у этого сотрудника расширенный. Однако расширенные полномочия влекут за собой и более строгую ответственность.

Ответственность замдиректора по УВР

Педагогические работники как лица, работающие с детьми, несут дополнительную ответственность за свое этическое поведение. В ст. 48 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определено, что педагог должен работать на высоком профессиональном уровне, уважать честь и достоинство обучающихся, соблюдать правовые и нравственные нормы. Невыполнение этих требований может учитываться при аттестации и даже повлечь за собой привлечение к ответственности.

Однако механизмы привлечения к ответственности в самой должностной инструкции не прописываются — просто перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен замдиректора по УВР, и кратко описываются основания, при которых это может произойти.

Так, в инструкции может быть сказано, что замдиректора по УВР могут:

  • привлечь к дисциплинарной ответственности за неисполнение положений локальных нормативных актов и должностной инструкции;
  • уволить за грубое нарушение трудовых обязанностей;
  • уволить при выявлении случаев применения психического или физического насилия над учениками (п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ) или при совершении аморального проступка (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • привлечь к административной ответственности за совершение проступков, квалифицирующихся как административные правонарушения;
  • привлечь к уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), квалифицирующихся как преступления;
  • привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского законодательства за виновное причинение ущерба имуществу школы и участникам учебного процесса в школе.

Примечание: описывая возможную ответственность в этом разделе, следует помнить, что она не может быть строже той, что установлена для перечисленных в перечне нарушений законодательно.

Образец должностной инструкции заместителя директора по УВР

У нас вы можете скачать готовый образец должностной инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который легко адаптировать под специфику любого образовательного учреждения:


В заключение осталось сказать, что до принятия соответствующего профстандарта при составлении должностной инструкции заместителя директора по УВР можно руководствоваться положениями ЕКС. В будущем же квалификационные требования и прочие моменты, приводимые в этом документе, должны будут полностью совпадать с теми, что выдвигаются профстандартом. Правда, структура инструкции при этом не изменится, коррективы, как и раньше, будут касаться только отдельные ее пунктов.

работа завучем в школе

Завуч - это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который ведет свою деятельность в образовательном учреждении. Сотрудник, занимающий этот пост, выполняет прямые поручения директора школы, включая множество различных функций и полномочий, связанных с ведением учебно-воспитательной деятельности в учебном заведении. Завуч – это ответственная профессия, требующая профильных знаний и определенных навыков.

Кого называют завучем

Завуч – это второе по значимости лицо в школе после директора. Данная профессия подразделяется на несколько видов в зависимости от выполняемых сотрудниками обязанностей:

работа завуча по учебной деятельности подразумевает подготовку расписания и планов занятий; сотрудник следит за успеваемостью учеников и посещением учащихся уроков и пр.;

завуч по учебно-воспитательной работе отвечает за методическую и воспитательную деятельность;

завуч по научно-методической работе отвечает за научную деятельность учеников;

завуч по административно-хозяйственной работе отвечает за хозяйственную работу.

В зависимости от специфики образовательного учреждения и количества учащихся в нем профессиональные обязанности заместителя директора могут быть совмещены или разделены. Чаще в учебном заведении имеются два завуча: по учебной работе и по воспитательной работе.

Обязанности завуча школы

Деятельность заместителя директора должна соответствовать уставу учебного заведения и государственным образовательным стандартам РФ. Профессиональными обязанностями завуча по учебно-воспитательной работе являются:

ведение учебно-воспитательной деятельности;

обеспечение качественного, полного образования учеников в соответствии с составленными планами и образовательными программами;

контроль над деятельностью педагогов и уровнем знаний учеников, проведение открытых уроков и пр.;

оказание помощи педагогам при составлении учебной, рабочей документации, ведении занятий, подготовки внеклассных мероприятий и пр.;

обеспечение условий профессионального роста педагогов: проведение аттестации, прохождение учителями курсов повышения квалификации; оказание психолого-педагогической помощи учителям;

внедрение новых технологий и методов ведения учебной деятельности, эффективность которых подтверждена другими учебными заведениями;

организация приема и выпуска учеников, подготовительные действия к проведению экзаменационных работ, к участию учащихся в олимпиадах и конкурсах;

помощь в определении профессиональной ориентации учеников;

участие в собраниях педагогического совета, сдача отчетов и т.д.;

планирование работы дополнительных кружков, факультативов, курсов в школе;

общение с родителями;

обеспечение безопасности учащихся и сотрудников школы в период учебного процесса.

Именно завуч школы отвечает за все происшествия, которые произошли в стенах учебного учреждения, решает конфликтные ситуации между учителями, родителями и учениками, занимается рассмотрением претензий и пр.

Требования, предъявляемые завучу

Назначением на должность завуча занимается директор. При этом кандидату предъявляются следующие требования:

высшее образование в сфере «менеджмента» или «управления»;

опыт работы в должности педагога или руководителя более 5 лет;

знание государственных стандартов образования;

способность организовать и контролировать учебно-воспитательную деятельность;

знание теории и методики обучения и воспитания, педагогики, психологии, физиологии.

Завучем может стать кандидат, имеющий высшее педагогическое образование и дополнительное образование по направлениям «менеджмент», «экономика» или «управление», и имеющий опыт работы педагогом или руководителем более 5 лет.

Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе требует наличия определенных навыков и умений. Завуч – это сложная, ответственная профессия, которая подходит целеустремленным личностям, имеющим развитые коммуникативные и организаторские способности.

Личностные качества завуча

Чтобы успешно вести профессиональную деятельность в роли завуча, кандидату требуется обладать определенными личностными качествами. Основными из них являются следующие:

умение работать с детьми, их родителями, коллегами, любить свою профессию;

наличие аналитического склада ума и лидерских качеств;

способность быстро принимать правильные решения;

культура речи, общая высокая культура;

умение одновременно решать множество разноплановых задач.

Таким образом, завуч – это ответственная должность, которая подходит образованному и целеустремленному человеку, способному организовать учебно-воспитательную работу школы.

Как стать завучем школы

Чаще директор выбирает завуча среди педагогов, работающих в школе. Для этого кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям и иметь положительную характеристику, хорошо зарекомендовать себя за время ведения профессиональной деятельности. Директору важно знать, что выбранный педагог справится с новой должностью, поэтому заранее присматривается к учителям, оценивает их работу и т.д.

Сколько зарабатывает завуч в России

В России работа «завуч школы» является мало востребованной, но высоко оплачиваемой. Оклад заведующего по учебно-воспитательной работе зависит от места работы, региона проживания и т.д. Средняя зарплата завуча в России составляет от 30 до 80 тыс. руб.

Плюсы и минусы работы завучем

Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

высокая заработная плата;

комфортные условия труда;

длительный летний отпуск;

Многие педагоги соглашаются занять должность завуча по той причине, что любят работать с детьми. К отрицательным сторонам работы заместителем директора относятся:

Корсун Елена Сергеевна

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденного постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196.

ВложениеРазмер
dolzhnostnye_obyazannosti_zam_po_uvr.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

приказом директора БОУ РА «РКЛ»

от «____» __________2012 г № ____

ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденного постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196.

1.2. На должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях, а также прошедшее соответствующую аттестацию.

1.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором лицея. На период отпуска или временной нетрудоспособности заместителя директора по учебно-воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социально-педагогической деятельности или учителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора лицея, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.4 . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе подчиняется непосредственно директору лицея.

1.5 . Заместителю директора по учебно-воспитательной работе подчиняются: заведующие кафедрами, учителя, классные руководители, диспетчер образовательного учреждения преподаватель-организатор ОБЖ, педагог-библиотекарь, методист, лаборант, тьютор, педагог-психолог.

1.6. В своей деятельности заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, Законами Республики Алтай, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Алтай, нормативными актами Министерства образования, науки и молодежной политики РА, а также Уставом и локальными актами лицея (в том числе настоящей должностной инструкцией), соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе являются:

2.1. Организация учебно-воспитательного процесса в лицее, руководство им и контроль за развитием этого процесса в соответствии с Уставом лицея, законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

2.2. Методическое руководство педагогическим коллективом.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Координирует работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов, программ и календарно-тематического планирования.

3.2. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической и иной документации.

3.3. Осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательного процесса и объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся;

3.4. Посещает уроки и другие виды учебных занятий, проводимые педагогическими работниками лицея, анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.

3.6. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

3.7. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся.

3.8. Обеспечивает своевременное составление и представление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение учителями и классными руководителями классных журналов и другой документации.

3.9. Участвует в комплектовании классов (групп) и принимает меры по сохранению контингента обучающихся.

3. 10. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.

3. 11. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

3.12. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических работников лицея.

3.13. Принимает меры по оснащению учебных кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнение библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

3.14. Организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда.

3.15. Разрешает проведение образовательного процесса с обучающимися, воспитанниками при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и принятых по акту в эксплуатацию.

3.16. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся.

3.17. Организует с участием заместителя директора по административно-хозяйственной части своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов.

3.18. Контролирует своевременное проведение инструктажа по технике безопасности обучающихся, воспитанников и его регистрацию в журнале.

3.19. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений.

3.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с обучающимися лицея (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия).

4.2. Давать обязательные распоряжения заведующим кафедрами, учителям, классным руководителям, диспетчеру образовательного учреждения, преподавателю-организатору ОБЖ, педагогу-библиотекарю, методисту, лаборанту, тьютору, педагогу-психологу.

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом лицея, правилами внутреннего трудового распорядка.

4.4. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, объединять группы и классы для проведения совместных занятий.

4.5. Приостанавливать образовательный процесс в помещениях и кабинетах, если создаются условия, опасные для здоровья обучающихся и сотрудников.

4.6. Повышать свою квалификацию.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лицея, законных распоряжений и поручений директора лицея, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекших за собой дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность в порядке, определенным законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося заместитель директора по учебно-воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании».

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора по учебно-воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

5.4. За виновное причинение лицею или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня, исходя из 40-часовой рабочей недели, если иное не установлено трудовым договором.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. Представляет в установленные сроки отчетность директору лицея.

6.3. Получает от директора лицея информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4. Визирует приказы директора по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с заместителями директора, педагогическими и другими работниками лицея.

6.6. Исполняет обязанности директора лицея в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.), исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом лицея на основании приказа директора.

Читайте также: