Может ли депутат быть руководителем общественной организации

Опубликовано: 17.09.2024

Деятельность учредителей НКО регулируется ФЗ «Об НКО» №7 от 12 января 1996 года в редакции от 2018 года.

Вопрос: Могут ли в состав учредителей некоммерческой организации, претендующей на получение статуса саморегулируемой организации, входить физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями? Должны ли учредители некоммерческой организации входить в состав членов и уплачивать соответствующие взносы?
Посмотреть ответ

Права и обязанности учредителей

Учредители некоммерческих организаций наделены следующими правами:

  • Установление целей и условий работы НКО.
  • Утверждение Устава организации и его редакций.
  • Назначение руководителя и его отстранение от должности.
  • Контроль над деятельностью НКО.
  • Приостановка работы субъекта.
  • Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
  • Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
  • Формирование филиалов и представительств.
  • Вхождение в различные союзы и ассоциации.
  • Законное ведение международной деятельности.

Вопрос: Как изменить состав учредителей общественной организации или иной корпоративной некоммерческой организации?
Посмотреть ответ

У учредителей есть обязанности:

  • Внесение имущества и денежных средств.
  • Забота о юридической и правовой защите.
  • Информационная поддержка.
  • Составление методических указаний.
  • Обеспечение условий для обучения сотрудников.
  • Ведение деятельности, прописанной в учредительной документации.
  • Действия по обеспечению первоначального состояния имущества.
  • Обеспечение эффективной эксплуатации имеющейся собственности.
  • Предоставление сотрудникам социального и медицинского страхования.
  • Предоставление работником МРОТ, а также социальных гарантий.
  • Гарантирование безопасности сотрудников.
  • Выплата компенсаций в том случае, если работнику был причинен ущерб.
  • Ведение отчетности, бухучета и статистического учета.

В ФЗ «Об НКО» указано, что некоммерческий субъект может быть создан как ЮЛ, так и ФЛ. Права и обязанности учредителей остаются актуальными до государственной регистрации НКО. Практически все полномочия касаются момента создания организации. После регистрации учредители наделяются правами в качестве уже членов объединения. Именно на правах участников они ведут деятельность НКО. Информация об учредителях фиксируется в ЕГРЮЛ.

Рассмотрим основные права и обязанности учредителей, оговоренные статьей 8 ФЗ «Об НКО». В статье 1239 ГК РФ также указано, что полномочия и обязанности могут устанавливаться уставом организации. Рассмотрим их:

  • Реализация прав и обязанностей, оговоренных в уставе НКО.
  • Безвозмездное использование услуг организации.
  • Выход из НКО в любое время по своему усмотрению.
  • Своевременное внесение членских взносов.
  • Если на то есть решение суда, внесение в организацию дополнительного имущества.
  • Получение при выходе из НКО части имущества, если иное не оговорено законом.

ВАЖНО! Фактически права и обязанности учредителя прекращаются после создания НКО. Однако в этот же момент полномочия возникают у тех же лиц, но уже на правах членов организации.

Кто может стать учредителем НКО

Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:

  • Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
  • Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
  • Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
  • Лицо, действия которого признаны экстремистскими.

Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.

Вступление в состав учредителей НКО

Для того чтобы вступить в состав учредителей и участников, нужно действовать по этой схеме:

  1. Составляется протокол, подтверждающий согласие участников на появление нового учредителя.
  2. Исполнительным органом НКО заполняется заявление в соответствии с формой Р14001.
  3. Заявление и протокол направляется в Управлении Минюста.

Вступление в НКО не предполагает уплаты пошлины. Рассмотрим основные особенности этой процедуры:

Если в организации состоит один учредитель, он должен передать свои полномочия другому участнику.

Смена учредителей НКО

Менять состав учредителей было позволено НКО совсем недавно. Рассмотрим порядок смены на примере АНО:

  1. Лицо подает заявление в НКО о вхождении в состав учредителей.
  2. В Министерство юстиции подается заявление по форме Р13001, устав АНО, решение учредителя, бумага об уплате пошлины.

Если в каком-либо документе содержится более одной страницы, нужно прошить его.

Выход из состава учредителей организации

Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:

То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:

  • Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
  • Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
  • Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.

Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.

Ответственность учредителя НКО

В статье 123 ГК РФ указано, что учредители не несут ответственности по обязательствам ЮЛ. Действие этой статьи распространяется на некоммерческие организации. Отсутствие ответственности учредителей НКО часто критикуется. Отсутствие обязательств у создателей ЮЛ связано с тем, что коммерческие фирмы стимулируют экономику страны. Однако НКО создается с благотворительными и социальными целями, а потому безответственность участников обоснованной не является.

Нужно сказать, что рассматриваемые положения имеют ограничения. В частности, ответственность несут учредители двух видов НКО. Это учреждения и союзы. К примеру, создатели потребительского кооператива на основании статьи 123.3 ГК РФ несут субсидиарную ответственность по долгам организации в пределах размера своего взноса.

Также ответственность будут нести создатели казенных и частных учреждений. Однако они должны отвечать по долгам только в том случае, если наличие ответственности доказано в исковом порядке. Соответствующую позицию заняла Судебная коллегия по экономическим спорам от 22 апреля 2015 года.

К СВЕДЕНИЮ! На основании судебных решений можно сказать, что учредители достаточно часто привлекаются к ответственности.

Ответственность учредителей при ликвидации организации

При этих типах НКО учредители не будут нести никакой ответственности при ликвидации:

  • Общественные и религиозные.
  • Фонды.
  • Партнерства.
  • Автономные НКО.
  • Товарищество собственников недвижимости.

Ответственность будут нести учредители частных учреждений, ассоциаций, потребительских кооперативов.

Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая

Поправка, запрещавшая парламентариям управлять не только коммерческими компаниями, но и любыми другими организациями, была предложена группой депутатов-единороссов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и одобрена тем же комитетом на минувшей неделе. Она вносилась ко второму чтению президентского антикоррупционного законопроекта, расширяющего перечень лиц, подпадающих под всевозможные запреты.

Решение об исключении нормы комитет принял в понедельник, 8 декабря, следует из материалов к новой версии законопроекта, розданных журналистам – в этот день новая версия подготовленного ко второму чтению законопроекта была направлена заместителю председателя Госдумы Сергею Железняку. О проведении дополнительного заседания комитета не сообщалось, нет отметки об этом и в карточке законопроекта в электронной базе Госдумы. На пленарном заседании Госдумы во вторник причины исключения поправок не объяснялись. В итоге законопроект принят во вторник во втором чтении без этих изменений.

Аналогичные поправки о запрете на участие в управлении любыми организациями для государственных и муниципальных служащих в законопроекте сохранены: возможность управлять коммерческой компанией или НКО появится лишь у тех из них, кому это будет специально поручено в соответствии с федеральным или региональным законодательством, сказано в поправке.

Официальных пояснений в комитете по безопасности РБК получить не удалось, источник в аппарате комитета лишь указал, что в законопроекте сохранена формулировка первого чтения (без ужесточения запрета на участие в управлении хозяйствующими субъектами для депутатов и сенаторов). По поводу этой нормы ранее выражал беспокойство заместитель председателя комитета по безопасности, депутат-единоросс Александр Хинштейн: он считал, что новая формулировка запретит депутатам иметь и ценные бумаги.

Большинство депутатов входят в органы управления общественных организаций, имеющих собственные бюджеты, но денег за свою работу не получают, указал другой собеседник РБК в Госдуме. В частности, Хинштейн состоит в президиуме Ассоциации юристов России, которую возглавляет председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников; член комитета по обороне Франц Клинцевич – лидер Союза ветеранов Афганистана, многие возглавляют спортивные федерации, напомнил источник. Несколько депутатов входят в центральный штаб Общероссийского народного фронта, а двое, Станислав Говорухин и Ольга Тимофеева, являются его сопредседателями.​

Хинштейн подтвердил РБК, что состоит в президиуме Ассоциации юристов России. Депутаты должны иметь возможность продолжать заниматься общественной деятельностью, считает он.

Ограничение на управление общественными организациями для депутатов и сенаторов есть и сейчас, они предусмотрены законом о статусе сенатора и депутата, говорит Клинцевич. Из-за ограничений Клинцевич передал непосредственное управление Союзом ветеранов Афганистана (в том числе право подписи финансовых документов) другим людям, а сам занял пост лидера, рассказал депутат РБК. Но избрание должностных лиц организации осуществляется по представлению Клинцевича, отметил он. Возможность введения полного запрета на участие в управлении общественными организациями Клинцевич комментировать не стал.

Если такая поправка действительно существовала, то хорошо, что она была исключена, говорит член комитета Госдумы по законодательству Рафаэль Марданшин. По его словам, он сам входит в правление ряда общественных организаций, необходимость выйти из этих органов привела бы к ухудшению связи между общественностью, профессиональными сообществами и законодательной властью: идеи, которые обсуждаются в таких организациях, дольше становились бы законодательными инициативами, а проблемы медленнее решались.

В основе нормы, препятствующей разного рода служащим участвовать в управлении теми или иными хозяйствующими субъектами, в том числе некоммерческими, лежит принцип запрета на конфликт интересов, указывает директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС Владимир Южаков. Однако он должен быть универсален, и исключения из правила депутатов и сенаторов быть не должно, считает он.

Депутатам и служащим разрешили управлять общественными организациями. Госдума 5 декабря приняла закон, позволяющий государственным и муниципальным служащим, депутатам всех уровней а так же лицам, занимающим госдолжности, на безвозмездной основе управлять некоммерческими организациями (НКО) без иностранного участия, предварительно уведомив нанимателя.

Сейчас закон о противодействии коррупции не позволяет парламентариям возглавлять НКО, но некоторые из них не отказались от должностей в общественных организациях, используя лазейку в законодательстве в свою пользу. Часть опрошенных "Ъ" экспертов опасаются, что закон позволит создавать управляемые государством общественные организации.

Поправки вносятся в ряд законов, в том числе "О статусе члена Совета федерации и депутата Госдумы", "О принципах организации местного самоуправления", "О государственной гражданской и муниципальной службе" и "О противодействии коррупции". Авторы предлагают дополнить их пунктами, разрешающими государственным и муниципальным служащим участвовать на безвозмездной основе в управлении любой НКО без иностранного участия, но с разрешения нанимателя. Также им разрешат управлять коммерческими организациями на базе государственных или публично-правовых компаний, находящихся в госсобственности на 50% и более. Лица, занимающие госдолжности. в том числе в регионах, сенаторы и депутаты всех уровней теперь вправе управлять НКО на тех же условиях с поправкой, что должны только уведомить орган власти.

Сейчас возможность управлять НКО членами верхней и нижней палат парламента регулируется двумя законами. Федеральный закон "О статусе депутата Госдумы и члена Совета федерации". не запрещает депутатам возглавлять или участвовать в НКО, кроме НКО с иностранным участием. В тоже время в законе "О противодействии коррупции" сказано, что лица, замещающие государственные должности РФ (в реестр таких лиц входят все депутаты Госдумы и все сенаторы), не вправе участвовать в управлении НКО, за исключением политических партий, профсоюзов и организаций, объединяющих собственников недвижимости.

Опрошенные "Ъ" парламентарии, возглавляющие НКО, либо ушли от ответа на вопрос о законности занимаемой должности в общественной организации, либо сказали, что руководствовались статусом депутата.

Первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев сказал "Ъ", что сейчас закон запрещает депутатам и сенаторам возглавлять только НКО с иностранным участием. При этом первый зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин, разработавший законопроект вместе с господином Валеевым, сказал "Ъ", что парламентарии все-таки не имеют права управлять НКО и сам он после вступления в силу соответствующих поправок к закону о противодействии коррупции покинул общественные организации и позже отказался от подобных предложений. "Я бы не назвал существующей порядок противоречием, это несовпадения в формулировках. В одном был установлен запрет, в другом - не был, и можно было по-разному трактовать.Нашей поправкой все формулировки законов приводятся к единому знаменателю", - сказал господин Вяткин.

Заместитель руководителя "Трансперенси Интернешнл - Россия" Илья Шуманов сказал "Ъ", что сейчас закон позволяет лишить парламентария мандата за любую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой, поэтому наказать депутата за управление НКО можно, подтвердив, что он получает там зарплату.

"Любой человек имеет право на создание некоммерческой организации, наверное, депутаты тоже должны это право иметь, - сказала "Ъ" член комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Топалева-Солдунова. - Есть риск, что кто-то может воспользоваться своим именем, чтобы активнее привлекать средства в НКО, но, если это не благие цели, почему нет?" В то же время НКО, созданные и возглавляемые депутатами, "должны быть более чем прозрачными", считает эксперт.

Глава комиссии по развитию НКО Совета по правам человека при президенте Наталия Евдокимова сказала "Ъ", что закон противоречит "принципу создания НКО как гражданского общества". "Если представители госвласти каждый под себя будет создавать некоммерческие организации и еще и брать в будущем президентские или региональные гранты, получится полная фикция.

Это не гражданское общестов, это так называемое ГОНГО (государством организованные негосударственные организации) - номинально неправительственные общественные объединения, созданные по инициативе или при участии властей, работающие на их интересы" , - полагает она. В ответ на вопрос "Ъ" об уэе существующих НКО, возглавляемых членами парламента, госпожа Евдокимова предположила, что они создавались депутатами до избрания - "получив мандат, они не уступили власть в НКО, и никто не сделал им замечания".

Госдума в четверг, 5 декабря, приняла закон, позволяющий государственным и муниципальным служащим, депутатам всех уровней, а также лицам, занимающим госдолжности, на безвозмездной основе управлять некоммерческими организациями (НКО) без иностранного участия, предварительно уведомив нанимателя. Сейчас закон о противодействии коррупции не позволяет парламентариям возглавлять НКО, но некоторые из них не отказались от должностей в общественных организациях, используя лазейку в законодательстве в свою пользу. Часть опрошенных “Ъ” экспертов опасаются, что закон позволит создавать управляемые государством общественные организации.

Поправки вносятся в ряд законов, в том числе «О статусе члена Совета федерации и депутата Госдумы», «О принципах организации местного самоуправления», «О государственной гражданской и муниципальной службе» и «О противодействии коррупции». Авторы предлагают дополнить их пунктами, разрешающими государственным и муниципальным служащим участвовать на безвозмездной основе в управлении любой НКО без иностранного участия, но с разрешения нанимателя. Также им разрешат управлять коммерческими организациями на базе государственных или публично-правовых компаний, находящихся в госсобственности на 50% и более. Лица, занимающие госдолжности, в том числе в регионах, сенаторы и депутаты всех уровней теперь вправе управлять НКО на тех же условиях с поправкой, что должны только уведомить орган власти.

Сейчас возможность управлять НКО членами верхней и нижней палат парламента регулируется двумя законами. Федеральный закон «О статусе депутата Госдумы и члена Совета федерации» не запрещает депутатам возглавлять или участвовать в НКО, кроме НКО с иностранным участием. В то же время в законе «О противодействии коррупции» сказано, что лица, замещающие государственные должности РФ (в реестр таких лиц входят все депутаты Госдумы и все сенаторы), не вправе участвовать в управлении НКО, за исключением политических партий, профсоюзов и организаций, объединяющих собственников недвижимости.

Первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев сказал “Ъ”, что сейчас закон запрещает депутатам и сенаторам возглавлять только НКО с иностранным участием. При этом первый зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин, разработавший законопроект вместе с господином Валеевым, сказал “Ъ”, что парламентарии все-таки не имеют права управлять НКО и сам он после вступления в силу соответствующих поправок к закону о противодействии коррупции покинул общественные организации и позже отказывался от подобных предложений. «Я бы не назвал существующей порядок противоречием, это несовпадения в формулировках. В одном был установлен запрет, в другом — не был, и можно было по-разному трактовать. Нашей поправкой все формулировки законов приводятся к единому знаменателю»,— сказал господин Вяткин.

«Любой человек имеет право на создание некоммерческой организации, наверное, депутаты тоже должны это право иметь,— сказала “Ъ” член комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.— Есть риск, что кто-то может воспользоваться своим именем, чтобы активнее привлекать средства в НКО, но, если это на благие цели, почему нет?» В то же время НКО, созданные и возглавляемые депутатами, «должны быть более чем прозрачными», считает эксперт.

Какие НКО получают президентские гранты

Глава комиссии по развитию НКО Совета по правам человека при президенте Наталия Евдокимова сказала “Ъ”, что закон противоречит «принципу создания НКО как гражданского общества». «Если представители госвласти каждый под себя будет создавать некоммерческие организации и еще и брать в будущем президентские или региональные гранты, получится полная фикция. Это не гражданское общество, а так называемое ГОНГО (государством организованные негосударственные организации.— “Ъ” ) — номинально неправительственные общественные объединения, созданные по инициативе или при участии властей, работающие на их интересы»,— полагает она. В ответ на вопрос “Ъ” об уже существующих НКО, возглавляемых членами парламента, госпожа Евдокимова предположила, что они создавались депутатами до их избрания — «получив мандат, они не уступили власть в НКО, и никто не сделал им замечания».

Структура органов управления, понятие компетенции высшего органа общественных организаций.

Структура органов управления общественных организаций

Общественная организация – юридическое лицо, целью деятельности которого является достижение задач, связанных с духовной, образовательной, культурной, политической, религиозной сферами жизни. Организация является добровольным, некоммерческим объединением, созданным, согласно законодательными нормам.

Правовые основы регулирования деятельности общественной организации изложены в нормах Конституции, гражданском законодательстве, законах федерального значения, нормативно-правовых актах.

Для формирования общественной организации необходимо составить Устав, в котором будут указаны основные цели и задачи деятельности юридического лица.

Согласно нормам гражданского законодательства, высшим органом в некоммерческой организации является собрание участников. Если общественная организация имеет в составе более 100 участников, то высшим органом может быть коллегиальный орган – съезд, конференция.

Нормы, определяющие структуру общественной организации, являются общими для корпораций и общественных организаций (статья 65.3 Гражданского кодекса). Если речь идет о политических партиях, то главным органом власти юридического лица является съезд.

Вопросы, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти общественной организации не могут быть переданы другим органам.

Данное правило действует даже в том случае, когда все представители высшего органа единогласно голосуют за передачу данных компетентностей.

Структура органов власти юридического лица определяется на собрании участников при составлении Устава юридического лица – обязательного документа, который предоставляется в органы регистрации при официальном внесении общественной организации в Единый реестр.

Обязательным считается наличие единого исполнительного органа (президент, председатель).

Дополнительно могут быть назначены коллегиальные исполнительные органы – правление президиум.

Компетенция высшего органа общественной организации

В вопросы компетенции высшего органа власти в общественной организации входят проблемы регуляции деятельности, преобразований, ликвидации юридического лица, контроль отчетности, прием новых членов и прочие вопросы, которые изложены в нормах гражданского законодательства.

Исключительная компетенция собрания участников или коллегиального органа управления распространяется на такие проблемы:

  • Определение ключевых вопросов деятельности и управления сообщества.
  • Утверждение уставной документации.
  • Формирование других органов власти юридического лица.
  • Изложение и утверждение порядка приема в организацию.
  • Изучение и утверждение отчетов о деятельности организации.
  • Принятие решения, относительно преобразований или ликвидации юридического лица.
  • Формирование других юридических лиц, принятие решения об участии в образовании других юридических лиц.
  • Формирование филиалов.
  • Создание ревизионной комиссии.

Согласно закону, проблемы управления, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти, и определены законодательно, не могут быть переданы другим органам власти, даже, если собрание единогласно приняло решение о передаче данных полномочий.

Дополнительные вопросы, которые должен решать высший орган власти, могут быть изложены в Уставе юридического лица. Если компетенция в области организации и управления высшего органа власти фиксируются только Уставом организации, они могут быть переданы другим органам власти по решению собрания, поскольку закон не определяет их как вопросы исключительной компетенции высшего органа.

Дополнительные проблемы, которые может решать высший орган власти, касаются организации внесения членских взносов, особенностей деятельности юридического лица, времени проведения собраний и другие, которые не противоречат нормам закона и нарушают права участников организации и третьих лиц.

Основания для досрочного прекращения полномочий органа общественной организации

Согласно закону, органы общественной организации могут прекратить свою деятельность по ряду оснований.

Поводом для прекращения деятельности может служить решение высшего органа, уполномоченного принимать подобные решения на основании веских причин.

Досрочное прекращение полномочий органов может быть осуществлено только на основании положений Устава юридического лица.

Вескими основаниями для прекращения деятельности являются:

  • Нарушение обязанностей органа юридического лица.
  • Неспособность вести дела и решать задачи, которые возложены на данный орган.
  • Нарушение норм Устава.

Также основаниями для прекращения деятельности могут послужить другие причины, признанные собранием участников сообщества достаточно вескими.

Читайте также: