Может ли директор школы быть депутатом

Опубликовано: 14.05.2024

Депутат городского совета — это муниципальная должность.

Если муниципальный депутат исполняет полномочия без отрыва от основной деятельности, то он продолжает занимать свою должность и увольняться не обязан. Нарушением это не является, так как ограничения установлены только для депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной профессиональной основе (см. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности

3. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа или органа местного самоуправления;

Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017)

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

Ограничений не имеется в данном случае. Что в принципе и происходит во всех регионах, большинство МУПников по совместительству депутаты.

В том случае если должность не оплачиваемая то это не противоречит.

Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», статья 21, часть 2:

«Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках».

При этом необходимо отметить, если действия директора при осуществлении своей деятельности подпадают под положения статьи 10 Федерального закона в от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» то может быть инициирован вопрос о прекращении полномочий( к примеру использование своего должностного положения)

Статья 10. Конфликт интересов

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Добрый день! Согласно ст. 40 131-Фз от 06.10.2003

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

при этом, согласно той же ст. 40

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работатьне более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

т.е. указанные ограничения касаются депутатов, получающих за данную деятельность вознаграждение (работающих на постоянной основе). В описанном случае этого условия нет насколько понимаю

Руководитель муниципального унитарного предприятия избран депутатом представительного органа муниципального образования. Не является ли это нарушением п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»? Имеет ли право такой депутат участвовать в голосовании по утверждению кандидатуры главы муниципального образования, ведь в данном случае возникает конфликт интересов?

Ответ

Под конфликтом интересов в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается (ст. 10) ситуация, при которой заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом указанная заинтересованность должна носить именно личный характер: возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) как самим лицом, так и его близкими родственниками.

В то же время как следует из положений п. 3 ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, целью создания муниципальных предприятий и учреждений является осуществление полномочий по решению вопросов местного значения. Действующее законодательство не наделяет руководителя (директора) правом собственности на имущество предприятия или учреждения – право собственности сохраняется за муниципальным образованием. В отличие от предпринимательской деятельности, деятельность наемного руководителя хозяйствующего субъекта по своей сути направлена не на личное обогащение, а на обеспечение решения задач, стоящих перед этим хозяйствующим субъектом, при этом в случае с директором муниципального предприятия или учреждения по обозначенным выше причинам эти задачи носят, прежде всего, публично-правовой характер.

Согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Имущество унитарного муниципального предприятия в свою очередь находится в собственности муниципального образования. Глава муниципального образования, действующий от его имени, и руководитель муниципального учреждения не связаны трудовыми отношениями «начальник – подчиненный», которые подразумеваются ТК РФ.

Таким образом, полагаю, что один факт избрания депутатами городского Совета – руководителями (заместителями руководителей) муниципальных предприятий или учреждений главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией
по результатам конкурса, не образует юридического состава конфликта интересов в том смысле, как он понимается в законодательстве о противодействии коррупции. Не стоит забывать, что представительный орган муниципального образования – коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени. Каждый депутат, прежде всего, представляет тех избирателей, которые голосовали за него и его программу. Видится, что принятие всем представительным органом коллегиального решения, равно уменьшает вероятность возникновения конфликта интересов при исполнении полномочий отдельного депутата.

Более того, ситуацию, когда глава муниципального образования или руководитель (директор) муниципального предприятия или учреждения извлекает личную выгоду из деятельности доверенного ему хозяйствующего субъекта (помимо установленной заработной платы), следует рассматривать не столько в плоскости законодательства о противодействии коррупции, сколько в плоскости общеуголовной, понимая под этим присвоение или растрату, злоупотребление должностными полномочиями и т.д.

Идентифицировать конфликт интересов возможно через три взаимосвязанные категории:

а) ресурс (конфликт интересов возникает там и тогда, когда появляется определенный ресурс, доступ к которому становится целью должностного лица);

б) интерес (участники конфликта интересов преследуют частный либо групповой интерес (отличный от общественного), который и становиться движущей силой их деятельности);

в) ущерб (конфликт интересов может привести к действию, сопровождающемуся ущербом интересам органов местного самоуправления, общественным интересам, интересам жителей муниципального образования).

Для недопущения и разрешения конфликта интересов в органах местного самоуправления создается комиссия по урегулированию конфликта интересов. К функциям данной комиссии относится:

1) проверка информации о главе муниципального образования, главе местной администрации, депутатах представительных органов, членах выборных органов местного самоуправления, муниципальных служащих, поступившей от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, организаций, должностных лиц, а также отдельных граждан;

2) приглашение и заслушивание на заседании комиссии должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, представителей заинтересованных организаций, а также и иных лиц;

3) направление решения комиссии заинтересованным лицам;

4) установление комиссией факта наличия либо отсутствия в действии (бездействии) должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих признаков коррупции.

Что касается нарушений п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ), необходимо отметить следующее.

В ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ есть два разных понятия «лицо, замещающее муниципальную должность» и «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования».

Лицо, замещающее муниципальную должность, – это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – это председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, любой депутат будет являться лицом, замещающим муниципальную должность, но не каждый депутат замещает должность в представительном органе муниципального образования.

П. 2 ст. 21 Федерального закона № 161-ФЗ установлен ряд ограничений для руководителя унитарного предприятия. В частности, он не может занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в органах местного самоуправления. Учитывая данную норму, руководитель унитарного предприятия, избранный муниципальным депутатом, не может работать на постоянной основе, а также замещать должность в представительном органе муниципального образования. Соответственно быть рядовым депутатом, замещающим должность на непостоянной основе, он может.

alt="Школа сама решает, какая система оценивания ребенка мотивирует, а какая - нет. Юридическая коллизия в том, что мнение родителей школе нужно учитывать, но можно не отражать в документах. Фото: Николай Оберемченко/ "Комсомольская правда"" />
Школа сама решает, какая система оценивания ребенка мотивирует, а какая - нет. Юридическая коллизия в том, что мнение родителей школе нужно учитывать, но можно не отражать в документах. Фото: Николай Оберемченко/ "Комсомольская правда"

"У меня трое детей, они учатся в 5, 8 и 9-м классах сильной школы. И вот уже на протяжении девяти лет я сталкиваюсь с ситуацией, когда учителя ставят оценки не по открытым и прозрачным критериям, а так, как им заблагорассудится, исходя из личных предпочтений, - признается Юлия. - В подавляющем большинстве ситуация решается не в пользу ребенка".

Фото: Владимир Аносов / РГ

По словам мамы, нередки случаи, когда средний балл в 4,57 одни педагоги округляют до "4", а другие - до "5". Вот такая сложная математика. И это при том, что критерии оценки для промежуточной аттестации утверждаются на уровне локального нормативного акта конкретной школы. Все учителя должны ему следовать. Однако, если прочитать этот документ, волосы встают дыбом не только у родителей.

"В нем прописаны некие общие правила выставления оценок. Освоил меньше 50 процентов материала? Тебе "двойка". От 50 до 80 процентов - "тройка". От 80 до 99 процентов - "четверка". И только выполнивший абсолютно все задания на 100 процентов может рассчитывать на "пять", - продолжает Юлия. - Такие правила могут полностью убить всю мотивацию к учебе".

По словам мамы, в школьном документе не указано, какой средний балл нужен для получения четвертной "пятерки" или "четверки". Как он округляется. Отсюда - простор для манипулирования и непрозрачности. За разъяснениями мама обратилась к администрации школы. Но вместо конструктива - получила конфликт.

"На днях старшая дочь защищала проект по английскому языку (при том, что по локальному акту школы, проект дети защищают в 10-11 классах). Написала текст на 12 страниц, подготовила 15-минутное выступление. Итог - "двойка", которая отразится на аттестате. Средний балл по английскому все эти годы у нее держался на уровне 4,5. Дочь в слезах. Объективных критериев оценки школа не предоставила, - продолжает Юлия. - Если твой учитель - завуч, о какой объективности комиссии может идти речь? Если я пойду в суд, получится слово учителя против слова ученика. У кого больше прав и возможностей? У педагога со стажем, который прекрасно знает, как манипулировать образовательными нормами, или у подростка?"

Департамент образования предоставил "РГ" ответ директора школы, в которой произошел конфликт. Цитируем: "Мы готовы идти навстречу, помочь девочке в работе, ведь для нас главное - качество образования. Сейчас коллектив школы работает над актуализацией локальных нормативных актов. Для того чтобы повысить объективность итоговой отметки, а также повысить качество изучения материала, мы планируем ввести средневзвешенную систему оценки знаний, умений и навыков учащихся. То есть при определении итоговой отметки за четверть или полугодие мы будем руководствоваться не средним арифметическим, а "весом" каждой оценки, которая выражает показатели различной деятельности учащихся. Таким образом, мы хотели повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость от результатов работы на протяжении всего учебного года, мотивировать учащихся".

Чем закончится эта история? "РГ" будет внимательно следить. Все войны рано или поздно заканчиваются миром. Все школьные конфликты (за редким исключением, если ребенок не переходит в другую школу) нормальным продолжением учебы. Здравый смысл и житейская мудрость нужны и педагогу, и родителю, чтобы разрешать подобные конфликты в классе, а не в инстанциях.

Анна Вавилова, кандидат юридических наук, ведущий эксперт института образования ВШЭ:

Евгений Ябмург, заслуженный учитель России:

- В суд, конечно, родители могут пойти. Но есть более эффективный способ решения проблемы. Первый этап: я собираю независимый консилиум внутри школы, который выносит свой вердикт. Если родитель не согласен, в столице есть центры независимой оценки качества образования, где ребенка протестируют и проверят уровень его подготовки. И дадут объективный результат: что школьник знает, а что - нет. На этом, как правило, история заканчивается. Хотя в моей практике до этих центров и тем более до судов из-за оценок еще никто не доходил. Поймите, раньше учитель был единственным источником информации и знаний. А сегодня есть интернет, есть разные курсы и образовательные стартапы. Все можно проверить в два клика, и родители могут поставить слова учителя под сомнение. Это примета времени. И не стоит так уж об этом сокрушаться. В конце концов, учитель должен держать себя в тонусе и не отставать от жизни. Педагог не должен думать, что он всегда прав. Но крайности здесь недопустимы. Оспаривать абсолютно каждую оценку - раньше такое и в голову бы никому не пришло.

Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации:

- 5-балльная система оценок устарела совершенно. "Единицы" учителя почти не ставят, "двоек" - особенно четвертных и годовых - многие тоже стараются избегать. И все пространство для маневра - "три", "четыре", "пять". Эта система настолько ограничена, настолько закостенела, что практически не дает современного представления о реальных знаниях ребенка. Зато оставляет большой простор для манипуляций. Оценивать индивидуальный проект по 5-балльной шкале - точно не стоит. Проекты у детей совершенно разные: ребята проявляют творческие, исследовательские способности, раскрываются с разных сторон и учатся вести презентации. А "тройки" и "пятерки" "причесывают" эти проекты под один стандарт. Раньше в некоторых школах проводились эксперименты по введению 10-балльной и 12-балльной системы. Я сама училась в такой школе. И мы с одноклассниками четко знали, что 8 - это не 9, но и не 7. У педагогов была возможность внутри этой системы "подвигаться", у нас была определенная свобода.

Трескова Клавдия Анатольевна

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

  1. За что платят родители в школе
  2. Какие сборы незаконны
  3. Куда жаловаться за незаконные поборы
  4. Какое наказание за незаконные поборы
  5. Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

  1. Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
  2. Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки. . Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
  3. Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.

Ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются, что противоречит законам

Какие сборы незаконны

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбора Характеристика
Дополнительные учебники и тетради Все материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техника Ремонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежности Моющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

  • дополнительное обучение, такое как внеклассная деятельность, кружки, секции;
  • репетиторство, если преподаватель занимается такой деятельностью;
  • специальные курсы, которых нет в школьной программе;
  • дополнительные занятия с углубленным изучением какого-либо предмета;
  • другие услуги, которые не определены в ФГОС.

Специальные курсы, которых нет в школьной программе, могут оплачиваться отдельно, как раз за счет сборов

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:

  • администрацию города;
  • муниципальный или региональный комитет образования;
  • полицейский участок;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • министерство образования;
  • прокуратуру.

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Родители вправе на законном основании отказаться платить деньги

Какое наказание за незаконные поборы

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

  1. Лишение свободы на срок до 4 лет.
  2. Принудительные работы в течение 4 лет.
  3. Арест до полугода.
  4. Штрафы в размере до 80 тыс. рублей.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Штрафы в размере до 80 тыс. рублей - один из вариантов наказания за незаконные поборы

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

  1. Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
  2. Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
  3. Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
  4. Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.

Трескова Клавдия Анатольевна

Клавдия Трескова - высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. treskova@brobank.ru

Комментарии: 85

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Трескова Клавдия Анатольевна

Попович Анна Александровна

Пихоцкая Ольга Владимировна

Кто должен делать ремонт в классе? Учитель, техперсонал, родители?

Уважаемая Анна, ремонтные работы производятся за счет средств соответствующего бюджета — и необходимые строительные материалы, и непосредственно работы.

Добрый день! Моя дочь заканчивает 9й класс. В школе требуют собрать деньги перед сдачей ОГЭ, на ремонт и подарки учителям, а так же на выдачу аттестата. Насколько законны данные требования? Спасибо

Уважаема Ольга, все действия, происходящие в рамках образовательного процесса и в стенах образовательного учреждения, финансируются из средств соответствующего бюджета. Родители не обязаны сдавать деньги на сдачу экзаменов, выдачу аттестата, ремонт классов, покупку оборудования и так далее.

Здравствуйте. В школе требуют сдать деньги на ремонт парт и стульев, обращались к директору, но она сказала что на такие вещи финансирования нет. Скажите пожалуйста законно ли это или средства должно выделять носударство?

Уважаемая Екатерина, финансирование ремонта происходит за счет средств соответствующего бюджета. Перекладывать обязанность по ремонту школы или школьного имущества на родителей противозаконно.

Ростовская область-самая безнаказанная-школы, больницы, администрации!их опозорили уже показав в новостях-а толку никакого!

Скажите если родительский комитет собирает деньги на подарок учителю.

Уважаемая Елена, вы можете в добровольном порядке сдать средства или отказаться от сбора денег.

Здравствуйте. В школе требуют оплачивать за охрану, в квитанции написано на благотворительность.
Вывешивают списки, кто не оплатил. Законно ли это?

Уважаемая Татьяна, мы неоднократно обращали внимание наших читателей, что такие сборы могут носить исключительно добровольных характер. Такая практика незаконна.

Здравствуйте подскажите а законно собирать деньги на ремонт класса и школы на мыло и полотенце и ещё на мобильный телефон учителю так как она сидит в электронном дневнике.?

Уважаемая Юлия, нет, все сборы могут носить исключительно добровольный характер и касаться покупки техники для личного использования учителем никак не должны. Рекомендуем вам обратить внимание местных властей на сложившуюся ситуацию — обратитесь в муниципальный или региональный комитет образования.

У нас наступает выпускной все деньги каторые собирают только озвучины на школу. На детей не одного пункта. Альбом собирали отдельно Кафе отдельно. В виду задаваемыми вопросами удалили из чата. А деньги уже сданы.

Уважаемая Оксана, вы можете решить этот вопрос локально, не привлекая официальные инстанции или обратиться в муниципальный (региональный) комитет образования и администрацию города.

Здравствуйте а вывоз мусора из школы за счёт родителей или это относится гороно . Нас требуют здавать деньги на вывоз мусора.

Уважаемый Сергей, по общему правилу, такие работы оплачиваются за счет бюджета школы.

Добрый день. Не подскажете, в бюджет школы закладываются траты на украшение актового зала на Последний звонок (шарики и прочее) или родители должны украшать зал за свой счёт?

Уважаемая Анна, такой декор может входить в перечень канцелярии и сопутствующих товаров, закупаемых на школу. Но как обстоят дела именно в вашем учебном заведении, лучше уточнить у классного руководителя или методиста. В любом случае, обязанности сдать деньги нет, все такие мероприятия носят исключительно добровольный характер.

Добрый день собирают на ремонт школы по 500р с человека, сумма со всей школы будет очень приличная.они имеют право так делать?

Уважаемый Евгений, все школьные сборы носят исключительно добровольный характер.

День добрый, у дочери 9 класс собирают деньги на фотосессию 15тысяч рублей это моя месячная зп не пойму что это за фотоальбом такой как мне быть

Уважаемый Дмитрий, рекомендуем вам попробовать решить ситуацию мирным путем в режиме диалога с классным руководителем и директором школы. Если решить конфликт не получится, можно обратиться в муниципальный или региональный комитет образования.

В общем , у меня брат учится в Кадетке мвд(на красной 23) , когда родители подписывали договор , там было написано «неполное гособеспечение», тобишь родительский комитет скидывал родителям все то, что нужно купить за их счёт

Просто это ещё со школы было ( вот на счет школы я знаю , что это незаконно ), а на счёт Кадетки с учётом неполного гособеспечения я затруднюсь найти ответ и статью подходящую

Но я нашла лишь закон об образовании п5,ст9 (но я не совсем уверена , что она подходит для решения этого)

Просто нужно точно знать , чтобы написать в беседу , вдруг это какая-то отсебятина и мы не должны скидывать на это

И вообще , должен быть какой-то приказ или что? В котором прописано , должны ли родители оплачивать ремонт ?

Вот такой вопрос 🥵😤

Уважаемая Ангелина, в первую очередь, необходимо ознакомиться с Положением о кадетской школе, в которой обучается брат. Там должна быть конкретизирована мера материального участия родителей. Далее, приведенная вами статья подходит для аргументации в пользу отказа от сбора средств. Еще момент, положениями Федерального Закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законы Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» все действия, касающиеся образовательного процесса и его условий, финансируются из бюджетных средств. Соответственно, родители не обязаны сдавать деньги на ремонт, покупку оборудования, мебель и т.д.
Если у вас есть объективные сомнения в законности сбора средств, то можете обратиться с соответствующим заявлением в Министерство образования.

Я не понимаю многих родителей, которые сами это одобряют и других на это подталкивают в смысле сбора денег для школы, для учителя и т.д. Готовы в зубах нести, а школа только рада этому, толи это желание прогнуться перед школой или думают , что к ребёнку лояльнее относиться будут.Извините дак вас же доят как могут. Пора запретить эти родительские комитеты, сколько можно то?

Добрый день. У меня вопрос обратного содержания. Прокуратура запросила положение о добровольных пожертвованиях и целевых сборах на проверку. такого положения у нас не было, поэтому быстро сделали его на основе скачанного из инета. У нас в школе денег с родителей не собирают. Спонсорскую помощь оказывают фермеры и предприниматели: подарили микрофоны, проектор и т.д. Прокуратора прислал протест, с перечнем нарушаемых законов в данном положении, но ничего конкретного, что нужно изменить в данном положении. Есть ли у вас образец такого положения. Буду благодарна за консультацию.

Уважаемая Юлия, образца такого положения нет, но для правильного его составления необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ и Уставом школы.

Подскажите, как быть? В семье 3 детей, я по состоянию здоровья временно не работаю. Работает муж ,денег еле хватает. Не сдали на подарки учителям, за это в группе нашего класса в Вайбере, нас объявили должниками. Законно ли это? Теперь все косо смотрят, а ведь ребенок не виноват ни в чем. Деньги все таки собираюсь сдать как смогу. Но как добиться, чтобы убрали эту запись, что мы должники? Помогите пожалуйста!

Здраствуйте, получилось так что требуют на выпускной (9-тый класс) по 1 300, сейчас же планируют ещё 700, но на что конкретно, какие украшения/подарки учителям не объясняют. Многие родители против но боятся что их детям потом могут что то не то зделать. Куда обратится что бы наверняка?

Уважаемая Полина, вы можете параллельно обратиться в муниципальный (региональный) комитет образования и администрацию города.

Выход есть, официальный фонды, перевод на р/с хотя бы, максимальная сложность вывода на карты или прозрачность, тут надо еще законодателю как то поучаствовать, оградить учителей от поборов со стороны директора, так как учителя тоже посредники и заложники, надо менять систему, учитель/врач/полицейский должны быть кристально чистыми и не марать свои руки о деньги, понятное дело мечты, но суть в том что мы теряем специалистов, как только любой из специалистов берет деньги/ворует, все, ему больше не интересна профессия, ему хочется воровать.


В Пермском крае разгорается очередной скандал, который по своим последствиям может быть сравним с новой муниципальной реформой. Прокурор Пермского района Василий Костевич 22 мая текущего года изготовил и направил в адрес председателя Совета депутатов Савинского сельского поселения и руководителя местного Дома культуры Дмитрия Генне такое представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства, что оно ставит под вопрос депутатский статус всех руководителей муниципальных учреждений Прикамья. По мнению Василия Ивановича, в этих случаях имеет место конфликт интересов: депутат при голосовании будет руководствовать интересами возглавляемого бюджетного учреждения, а не общественными интересами. Поэтому Дмитрию Генне предписано в месячный срок устранить конфликт интересов. То есть либо снять с себя депутатские полномочия, либо уволиться должности руководителя муниципального учреждения. Если эта практика будет распространена на весь Пермский край, то депутатские полномочия сложат сотни директоров школ, клубов и иных бюджетных учреждений, которые составляют костях представительных органов муниципалитетов.

УШЛА ПО СОБСТВЕННОМУ

Новая трактовка конфликта интересов была изобретена в Пермском районе отнюдь не случайно. Учитывая, что осенью здесь пройдут выборы в Земское собрание, команда действующего главы Александра Кузнецова пытается проводить зачистку в недружественных поселениях. И использует при этом не только собственные административные возможности, но и подключает силовиков. Как это произошло в Савинском поселении, где костяк Совета депутатов составляют оппозиционеры и глава поселения Андрей Миньков не относится к команде Александра Павловича. А катализатором конфликта стало место директора муниципального бюджетного учреждения «Центр культуры и спорта Савинского сельского поселения» или в просторечии Дома культуры.

Долгое время учреждение возглавляла Надежда Демидова. Человек с активной позицией, поселенческий депутат и, конечно же, член команды главы района Александра Кузнецова. Однако со сменой власти в поселении к ней стало много претензий. Три года подряд местная Контрольно-счётная палата находит в её работе финансовые нарушения и приписки. И каждый раз директор обязалась их устранить. Нынче после оглашения результатов проверки КСП Надежде Александровне было предложно перейти с директорской должности на место художественного руководителя, чтобы она занималась тем, что у неё хорошо получается. Но директор написала заявление об уходе, предварительно уволив «в знак солидарности» 20 работников клуба из 30 и практически парализовав работу учреждения. Потом в поселении были митинги в её поддержку, статьи в краевых СМИ и в социальных сетях о её якобы незаконном увольнении.

ДЕПУТАТ ИЛИ ДИРЕКТОР?

Эта тема могла быстро заглохнуть, если бы вакантную должность 16 мая не занял Дмитрий Генне, председатель Совета депутатов Савинского поселения, руководящий представительным органом на общественных началах. Районные власти увидели в этом назначении угрозу. Ведь поселенческий Дом культуры является центральной площадкой любой выборной кампании и возглавлять её должен «свой человек». Но в данном случае полномочия руководства Пермского района не распространяются на учреждения, входящие в структуру поселенческой власти. Ни глава района Александр Кузнецов, ни глава администрации района Владимир Цветов не могут снять Дмитрия Генне, вернуть Надежду Демидову или назначить кого-то другого. Это прерогатива главы Савинского поселения Андрея Минькова. Не исключено, что мягкое смещение Демидовой с должности было хорошо подготовленной операцией, чтобы накануне выборов взять по контроль досуговое учреждение и одновременно трудоустроить на хорошее место спикера. Ведь усилиями Надежды Демидовой зарплата директора этого муниципального учреждения выросла почти до ста тысяч рублей в месяц.

Однако глава района Александр Кузнецов никогда не сдаётся. И против назначения Дмитрия Генне неожиданно выступает прокуратура. Не прошло и недели с момента его вступления в должность, как приходит представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции». Если кратко изложить содержание трёх с половиной листов убористого компьютерного текста, то Василий Костевич обнаружил конфликт интересов. Ведь Дмитрий Генне, как депутат, участвует в утверждении бюджета, определении порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, установления тарифов на услуги муниципальных и учреждений. То есть представительный орган при принятии решений затрагивает сферу деятельности муниципальных учреждений. В то же время деятельность Дмитрия Генне, как руководителя МБУ «Центр культуры и спорта Савинского сельского поселения», направлена на защиту интересов юридического лица. Из чего прокурором делается вывод, что у Дмитрия Ивановича возникает конфликт интересов, который может повлиять на исполнение им своих обязанностей.

ПОД ОДНУ ГРЕБЁНКУ

По тексту представления непонятно, в чём выражается личная заинтересованность Дмитрия Генне. Что он будет голосовать за увеличение финансирования вверенного учреждения? Или за увеличение тарифов на услуги учреждения культуры? Или будет добиваться увеличения нормативов на денежное содержание работников? И если он за это проголосует, то это выгодно лично ему, его учреждению или его избирателям? Ответов в представлении нет. Как и нет ответа на вопрос, почему Генне сегодня должен выбирать между депутатством и руководством учреждением. Нет ответа, почему прокурор Василий Костевич не предъявлял подобную претензию прежнему директору Надежде Демидовой. Ведь она такой же поселенческий депутат, как и Дмитрий Генне. Да и в Земском собрании Пермского района есть такие. К примеру, депутат от Усть-Качки Татьяна Байдина, которая руководит аж шестью муниципальными учреждениями - тремя школами и тремя детскими садами. Её конфликт интересов прокурор почему-то не замечает. Видимо, потому что она давно в команде главы Александра Кузнецова и нынче победила на праймериз «Единой России».

Да, у руководителей бюджетных учреждений может быть корпоративная заинтересованность при голосовании по тем или иным вопросам. Но тогда данный конфликт интересов должен быть более чётко прописан и должна быть единая правоприменительная практика. Представления о нарушении антикоррупционного законодательства должны быть направлены не только Дмитрию Генне, а всем руководителям муниципальных бюджетных учреждений, заседающим в представительных органах Прикамья. И не только на муниципальном уровне, но и на краевом. Ведь в региональном парламенте сегодня работают два ректора - Андрей Колесников и Ирина Корюкина, чьи вузы получают некоторое финансирование из краевого бюджета. А значит, они при голосовании тоже могут руководствоваться личными корыстными интересами.

Глава Кунгурского района Вадим Лысанов поддержал Дмитрия Генне. По его мнению, если убрать с руководящих постов депутатов, то руководителями учреждений станут «доярки и скотники».

— Меня, как главу, ситуация в Пермском районе напрягает. Признавать конфликт интересов у руководителей муниципальных учреждений - это плохая практика. У нас в Земском собрании четыре депутата являются директорами школ, у нас во всех Советах депутатов поселений костяк - это директора школ, садиков, клубов. Это образованные, грамотные люди, болеющие за свои территории. Если их всех убрать, то кем мы их заменим? Руководителям хозяйств и фермерам всё время некогда, предпринимателям депутатство неинтересно. Остаются доярки и скотники…

Читайте также: