Может ли иностранный гражданин быть генеральным директором ооо в россии

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Генеральным директором организации является иностранный гражданин (Италия), который работает в России в качестве высококвалифицированного специалиста. Учредителями (100%) являются две иностранные компании. В трудовом договоре предусмотрена также работа удаленно. В ноябре 2020 года истекает срок его полномочий и разрешения на работу, и все это нужно возобновить. Границы закрыты, также есть сложности в получении специального разрешения соответствующего министерства для каждого въезда, если возобновят рейсы с Италией. Осенью 2020 года может наступить вторая волна эпидемии коронавируса и возможности въезда/выезда может не быть. Может получиться так, что разрешение на работу организация не сможет работнику оформить к сроку окончания текущего разрешения.
Может ли иностранный гражданин быть генеральным директором российского ООО и при этом не иметь разрешения на работу и визы, находиться за рубежом и руководить организацией (вопросы подписания документов решаются посредством курьерской отправки, например DHL)? Обязательно ли генеральному директору иметь трудовой договор с обществом? Если нет, то как выплачивается вознаграждение генеральному директору?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Иностранный гражданин может выполнять функции генерального директора, находясь за пределами РФ. До тех пор, пока деятельность осуществляется за границей, разрешительные документы (разрешение на работу, виза и т.п.) не требуются. Отношения между ООО и директором оформляются трудовым договором.

Обоснование позиции:
1. Директором общества с ограниченной ответственностью может стать как гражданин России, так и иностранец, либо лицо без гражданства. При этом согласно разъяснениям ФНС даже факт постоянного проживания руководителя организации в иностранном государстве не является основанием для отказа в государственной регистрации общества (смотрите п. 1.5 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017), письмо ФНС от 11 октября 2017 г. N ГД-4-14/20509@), а значит, не может рассматриваться и как препятствие к функционированию организации после ее создания.
Согласно положениям статей 16, 17, а также главы 43 ТК РФ между организацией и ее руководителем на основании решения уполномоченного лица или органа возникают трудовые отношения (смотрите п. 1 Обзора судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной Коллегии по гражданским делам ВС РФ за 2005 год). Пленум Верховного суда РФ в п. 2 постановления от 02.06.2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" указал, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию, которая состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.). Соответственно, оформление взаимоотношений сторон в подобной ситуации посредством гражданско-правового, а не трудового договора будет противоречить требованиям законодательства*(1).
В итоге физическое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, будет обладать двойственным статусом: с одной стороны, оно является органом общества, что проистекает из соответствующего решения общего собрания участников общества, а с другой стороны, работником, состоящим с ООО в трудовых отношениях, что оформляется трудовым договором.
2. Порядок привлечения иностранных работников, в том числе и высококвалифицированных специалистов (ВКС), достаточно подробно регламентирован российским законодательством и, как правило, предполагает оформление ряда разрешительных документов. Вместе с тем в ситуации, когда иностранец выполняет соответствующие работы (услуги) дистанционно, находясь за пределами территории РФ, никаких разрешений ни ему самому, ни российскому работодателю получать не требуется: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - основной нормативный акт для данной сферы правового регулирования распространяется на отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в РФ и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности на территории РФ (ст. 1 Закона N 115-ФЗ). Соответственно, если срок действия разрешения ВКС истечет в период его пребывания в Италии, данное обстоятельство не будет препятствовать продолжению трудовых отношений с данным лицом, до тех пор пока оно снова не приедет в Россию - после этого иностранцу потребуется оформить новое разрешение на работу.
Минтруд России в свое время выпустил ряд писем (смотрите, например, письмо от 15.04.2016 N 17-3/ООГ-578 "О начислении страховых взносов на выплаты гражданину Казахстана по договору о дистанционной работе за пределами РФ"), в которых исходил из того, что ТК РФ не предусматривает возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории РФ. Однако, даже если согласиться с выдвинутыми ведомством аргументами, полагаем, что в рассматриваемой ситуации они могут не приниматься во внимание: трудовой договор был заключен до выезда ВКС за пределы России, оформлен в соответствии с российским законодательством, удаленная работа обусловлена объективными обстоятельствами*(2). При этом каких-либо санкций за заключение подобного договора действующее законодательство не устанавливает.
Вместе с тем в этой ситуации имеются и определенные риски, связанные со следующим обстоятельством: в соответствии с пп. 5 части 1 ст. 327.6 ТК РФ окончание срока действия разрешения на работу является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ). Поскольку необходимость прекращения договора в этом случае прямо проистекает из невозможности для иностранца легально работать на территории РФ в отсутствие разрешительных документов, полагаем, что в рассматриваемой ситуации эта норма применяться не должна, так как работник находится за пределами РФ, трудовые отношения возможны и без получения соответствующих разрешений. Однако со стороны органов МВД возможен формальный подход: срок действия разрешения на работу истек, следовательно, трудовой договор должен быть расторгнут. При расторжении трудового договора необходимо в установленном порядке уведомить МВД. Пропуск срока для уведомления влечет административную ответственность по п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Подчеркнем, на наш взгляд, расторгать трудовой договор (и уведомлять МВД) в этой ситуации не нужно, достаточно внести в него изменения, связанные с истечением срока действия разрешения на работу, и, возможно, отразить тот факт, что работа осуществляется за пределами РФ. Вместе с тем в целях минимизации рисков организация может обратиться в МВД за получением официальных (письменных) разъяснений по данному вопросу или пойти по пути расторжения действующего договора (с уведомлением МВД) и заключением нового договора на период работы сотрудника за границей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Временно исполняющий обязанности директора ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что одновременно законодательство допускает передачу обществом с ограниченной ответственностью полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему как раз по гражданско-правовому договору. Однако в качестве такого управляющего может выступать только другое хозяйственное общество или индивидуальный предприниматель (пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 42, пп. 2 п. 2.1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Физическое лицо, не обладающее статусом ИП, управляющим быть не может (смотрите постановление АС Центрального округа от 22.12.2016 N Ф10-5145/16).
*(2) Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2020 г. N 635-р временно ограничен въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Нередко учредитель вновь создаваемой российской компании – например, иностранное юридическое лицо – желает, чтобы генеральным директором стал иностранный гражданин. Согласно действующему законодательству назначение руководителя организации происходит одновременно с ее учреждением и отражается в решении общего собрания участников (акционеров), либо единственного участника общества (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Данное действие работодателя является юридическим фактом, служащим основанием для возникновения трудовых отношений и заключения трудового договора (ст. 16 и 275 ТК РФ).

Трудовое законодательство, а также законодательство о хозяйственных обществах не предусматривает каких-либо ограничений в отношении назначения иностранца генеральным директором создаваемой фирмы. Однако миграционное законодательство вносит в данную процедуру определенную специфику.

Шаг 1. Определить статус иностранного гражданина

Российская Федерация оставляет за собой право устанавливать ограничения для участия иностранного гражданина в трудовых отношениях, в частности, закон предусматривает порядок получения различного вида разрешений. Так, по общему правилу работодатель может привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, если имеет разрешение на работу. Условия допуска к труду варьируются в зависимости от того, к какой категории иностранных граждан относится конкретный работник. Согласно ст. 2 и 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан) их четыре:

Во вторую категорию включены иностранцы, получившие разрешение на временное проживание. Их правовое положение весьма туманно. Закон не содержит прямых указаний на то, требуется ли работодателю для их привлечения и использования соответствующее разрешение, как и нет предписаний самому иностранцу этой категории получать разрешение на работу. Законом лишь установлен запрет таким гражданам трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Если исходить из логики данной нормы и общего правила, закрепленного в п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан, то обеим сторонам трудовых отношений следует получать соответствующие разрешения в территориальных органах ФМС.

Однако в научных кругах высказывается и противоположная точка зрения1. Ее авторы ссылаются на п. 4 ст. 13 и п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан, акцентируя внимание на законодательной дефиниции понятия «иностранный работник». Под последним понимается в том числе иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. То есть указывают на различие между «временно проживающими» и «временно пребывающими» в России иностранцами.

Поскольку первые не включены в понятие «иностранные работники», то работодатель, нанимая их, по сути, не использует труд именно «иностранного работника» и тем самым не нарушает требования законодательства. Из этого следует вывод: категория временно проживающих иностранных граждан выпала из сферы правового регулирования и здесь имеется правовой пробел.

Таким образом, особый порядок трудоустройства предусмотрен именно в отношении временно пребывающих иностранных граждан. К последним относятся иностранные граждане, прибывающие в РФ в порядке:

  • требующем получения визы;
  • не требующем получения визы.

Шаг 2. Получить разрешения

Если иностранец прибыл в РФ в порядке, требующем получения визы. В данном случае компании необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а работнику – получить разрешение на работу. Оба вида документов выдаются территориальными органами ФМС России (п. 4 Административного регламента2).

Поскольку заявление для их получения подается работодателем или уполномоченным им лицом (п. 6 Правил), то, значит, для совершения этого действия компания должна сначала зарегистрироваться в установленном законом порядке, а ее генеральный директор – приступить к руководству текущей деятельностью с момента государственной регистрации юридического лица.

Срок оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы или отказа в этом достаточно длителен (до 30 дней с даты подачи документов согласно п. 8 Правил и п. 58 Административного регламента). Он может быть продлен еще на 15 дней до получения экспертного заключения.

Кроме того, следует прибавить время на пересылку по почте решения по поданному заявлению (п. 11 и 12 Правил). В силу п. 20 Правил разрешение на работу оформляется по ходатайству работодателя (п. 45 Административного регламента), то есть опять уже зарегистрированного юридического лица3.

Таким образом, для легализации допуска генерального директора – иностранного гражданина из «визовой страны» к трудовой деятельности может уйти до двух месяцев. Положительным моментом является то, что документы на оформление разрешения на работу и привлечение и использование иностранных работников можно подать одновременно. В таком случае срок получения необходимых документов не удваивается.

Вместе с тем компания в этот период не вправе заключать с иностранцем трудовой договор. Здесь может быть составлен только его проект, который среди прочих документов направляется работодателем или уполномоченным им лицом в территориальный орган ФМС для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 6 Правил).

Незаконным будет и фактическое допущение гендиректора к работе, как это понимает ст. 16 ТК РФ. В такой ситуации на практике будущим руководителем организации выбирается один из следующих альтернативных вариантов действий:

Если иностранец – ВКС.Согласно п. 1 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан ВКС – это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если суммарный размер его заработной платы (вознаграждения) у российского работодателя за период, не превышающий одного года, равен двум и более миллионам рублей.

Для таких работников закон предусматривает льготные условия вступления в трудовые отношения. Так, работодателю не требуется получать разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Компания ходатайствует лишь о выдаче разрешения на работу для своего будущего генерального директора. Срок рассмотрения ходатайства также является сокращенным – не более 14 дней (п. 19 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Следует отметить, что среди прочих документов к заявлению работодателя в обязательном порядке прикладывается трудовой договор с ВКС. При этом вступление его в силу обусловлено получением ВКС разрешения на работу (п. 6 ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Каких-либо аналогичных положений в п. 3 ст. 13.1, касающемся иностранцев, въезжающих без получения визы, не предусмотрено. В подп. 4 п. 3 ст. 13.1 содержится норма, в силу которой при наличии заключенного трудового договора с организацией он должен быть приложен к заявлению о выдаче разрешения на работу. При этом отсутствие отлагательного условия вступления его в силу и признание возможности действия трудового договора без наличия разрешения на работу, на наш взгляд, нелогично, ведь получение последнего предполагает легализацию последующих, а не уже существующих по факту трудовых отношений.

Такие различия в рамках положений одного нормативного правового акта можно объяснить лишь следующим: положения ст. 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан приняты совсем недавно, после детальной переработки, а формулировка его ст. 13.1 осталась без изменений. Внесение законодателем схожего уточнения в подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан видится вполне уместным.

Шаг 3. Допустить к фактической работе

Дополнительно отметим, что до получения указанных разрешений любая деятельность генерального директора будет считаться незаконной. на практике встречаются случаи, когда учредители назначают лиц из числа временно пребывающих иностранных граждан на должность генерального директора учреждаемого общества, пренебрегая требованиями закона о правовом положении иностранных граждан. Но если при назначении на должность генерального директора гражданина «безвизовых стран», а также временно пребывающего высококвалифицированного специалиста риск быть подвергнутым проверке и оштрафованным органами ФМС РФ не велик, то при назначении гендиректором иностранца из «визового государства» угроза административного наказания вполне реальна.

По мере получения разрешительных документов генеральный директор в зависимости от ранее предпринятых мер:

  • отзывает доверенность на осуществление его полномочий в период их оформления (если в самой доверенности не указан момент прекращения ее действия);
  • выходит из отпуска;
  • выносит приказ о прекращении простоя.

Итак, учреждая новое юридическое лицо, необходимо:

  • определить, к какой категории иностранных граждан, предусмотренной российским законодательством, будущий генеральный директор организации относится;
  • помнить об установленных квотах на по--лучение приглашения иностранных работников из «визовых стран», а также о квотах выдачи разрешений на работу иностранным работникам как для «визовых», так и «безвизовых» государств (подп. 28 и 46 Правил)4;
  • предусмотреть альтернативные варианты на случай отказа в выдаче необходимых разрешений на основании неудовлетворительного заключения органов государственной службы занятости населения РФ о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 29.1 Административного регламента).

Указанных трудностей можно с легкостью избежать, доверив управление вновь создаваемой фирмы гражданину Российской Федерации.

Если порядок допуска иностранцев к трудовым отношениям не соблюден. Привлечение к трудовой деятельности генерального директора — иностранца при отсутствии у него разрешения на работу или у компании разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников влечет за собой меры административной ответственности. Согласно п. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ руководителю организации-правонарушителя угрожает штраф за каждый выявленный противоправный факт в размере от 25 000 до 50 000 руб., а компанию — в размере от 250 000 до 800 000 руб. либо приостановление ее деятельности на срок до 90 суток.

СПРАВКА

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Его положения детализируются:

  • Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 (в тексте статьи — Правила) и
  • Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным совместным приказом ФМС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Министерства транспорта РФ и Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 № 1/4/1/2.

Николаева Любовь Викторовна, юрисконсульт ЗАО «Северо-Западный юридический центр»

Для осуществления полномочий генерального директора иностранным гражданином недостаточно только принятия решения о назначении на должность участниками (акционерами) общества и государственной регистрации сведений о новом руководителе в ЕГРЮЛ. В такой ситуации должны быть соблюдены все требования миграционного законодательства, иначе иностранный гражданин не вправе будет осуществлять полномочия генерального директора, а общество будет привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Позиция суда*.Податель жалобы выразил мнение, что действующее законодательство не ставит полномочия генерального директора по руководству текущей деятельностью общества в зависимость от выполнения требований миграционного законодательства РФ. Оценив данный довод, суд указал, что право иностранного гражданина выполнять функции генерального директора общества не должно осуществляться с нарушением требований миграционного законодательства, которые носят властно-распорядительный характер и обязательны для применения.
Поскольку фактическое выполнение функций генерального директора иностранным гражданином ставится в зависимость от выполнения условий миграционного законодательства, в ситуации, когда миграционные документы еще не оформлены, а генеральный директор не полномочен выполнять свои функции, именно участники (акционеры) общества или иные полномочные его органы должны принимать решения: об отстранении генерального директора, о назначении исполняющего обязанности генерального директора на время оформления миграционных документов и др.

Позиция суда**.Генеральный директор – иностранец не вправе сам себя отстранить от выполнения полномочий до оформления документов. Такие действия могут выполнять иные полномочные органы общества.
Все указанные действия, направленные на соблюдение норм миграционного законодательства, будут свидетельствовать об отсутствии вины общества, если все же возникнет вопрос о его привлечении к ответственности за нарушение миграционного законодательства (см.: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2009 по делу № А03-8569/2009).

Иногда иностранному партнёру по какой-то причине не подходит вариант создания филиала или представительства компании в России. В таком случае он подумывает о том, чтобы зарегистрировать здесь полноценное юридическое лицо. Чаще всего он задаётся вопросом: может ли иностранный гражданин быть учредителем ООО в России? Прозондировав почву, иностранец воодушевляется: регистрация ООО с иностранным учредителем возможна, причём такое право есть как у компании, так и у физического лица. Согласно ФЗ “Об ООО”, не могут создать ООО лишь хозяйственные общества, в состав которых входит лишь одно лицо.

Процедура сама по себе необременительна. Главное отличие регистрации ООО иностранным гражданином от регистрации российскими гражданами сводится к необходимости подготовить дополнительные документы.

Правовое положение учредителя ООО — иностранного гражданина

Если в числе участников ООО фигурирует иностранец, такая форма бизнеса именуется обществом с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями. Важно, что под это определение попадают и общества, зарегистрированные исключительно лицами с “заморскими” паспортами, и компании, доли в уставном капитале которых принадлежат иностранцам наряду с россиянами. Только в первом случае ООО считается компанией со 100%-ным иностранным капиталом, а во втором — с долевым (совместное предприятие).

Иностранец-учредитель ООО вносит уставный капитал, причём с 1 сентября 2014 года закон обязует внести деньгами хотя бы положенный для ООО минимум в 10 тысяч. Можно вносить деньги и имущество свыше этой суммы, но обязательный минимальный взнос должен быть сделан деньгами. Чтобы внести уставный капитал, инвестору необходимо открыть в России валютный и рублёвый банковские счета. Уставный капитал необходимо внести в течение четырёх месяцев с того момента, как состоится государственная регистрация общества.

Учредитель ООО иностранный гражданин платит налоги точно так же, как бизнесмен с российским паспортом. Единственное, что он должен знать: налог по дивидендам для компании с иностранными инвестициями составит 15% (против 13% для граждан РФ).

А вот иностранные организации, т.е. созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, не подпадают под действие некоторых налоговых льгот, например, не могут применять “упрощёнку”.


Как было отмечено выше, учредитель иностранный гражданин должен предоставить сотруднику регистрирующего органа больше документов, чем предприниматель-россиянин.

1. Учредитель ООО — иностранный гражданин, физическое лицо

“Особенным” документом для иностранца при таком раскладе станет копия паспорта на родном языке — обязательно с переводом на русский. Перевод заказывать нужно в России, и он должен быть заверенным в нотариальной конторе. В остальном пакет документов выглядит стандартно:

  • Заявление по форме Р11001 на регистрацию общества. Форма предусматривает возможность регистрации компании иностранцем, поэтому особых вопросов возникать не должно
  • Решение об учреждении ООО. Решением заявитель утверждает размер уставного капитала, редакцию устава и другие моменты, важные для дальнейшего функционирования общества. Если компанию регистрируют несколько человек, они должны оформить протокол собрания, указав размеры долей учредителей ООО
  • Устав ООО. В уставе фиксируются детальные сведения об обществе и его участниках. Готовится устав в двух экземплярах, поскольку один должен храниться у инспектора, а второй — в офисе компании
  • Квитанция об уплате госпошлины
  • Гарантийное письмо на юридический адрес.

2. Учредитель — юридическое лицо

В этом случае к стандартному пакету документов прилагается выписка из торгового реестра государства, где зарегистрировано юридическое лицо. Выписка должна идти в паре с нотариально заверенным переводом на русский язык. Прочие документы являются общими для иностранцев и россиян (набор по содержанию мало отличается от того, который требуют от физического лица):

  • Заявление Р11001 на регистрацию общества. Сведения указываются согласно выписке из торгового реестра. Нет необходимости сообщать, по какому адресу заявитель живёт в России.
  • Протокол или решение о создании ООО
  • Устав ООО
  • Квитанция об оплате госпошлины
  • Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса

Процесс легализации документов для регистрации ООО с иностранным учредителем зависит от договорённостей между его страной и Российской Федерацией.

Если инвестор — гражданин Беларуси, Чехии, Латвии или другой страны, подписавшей с Россией договор о взаимопомощи, то от него потребуется лишь нотариальное заверение документов. Резиденты государств, которые приняли Гаагскую конвенцию 1961-го, предоставляют на регистрацию ООО документы, заверенные апостилем. При этом и перевод, и апостиль должны сопровождаться нотариально заверенным переводом на русский язык. Резиденты государств, не подписавших Гаагскую конвенцию, легализуют документы в консульствах РФ у себя в стране.

Подача документов для создания ООО с иностранными инвестициями

Документы подают одним из трёх путей:

  1. лично явившись в регистрирующий орган,
  2. отправив в налоговую представителя с нотариально заверенной доверенностью;
  3. воспользовавшись услугами почты (в идеале — с описью вложения и почтовым уведомлением о вручении).

При условии соответствия документов всем требованиям учредитель иностранный гражданин получает регистрационные документы в срок до трех рабочих дней и может приступать к работе.

Если инвестор желает пригласить на работу в компанию иностранных специалистов, в общем случае ему придётся всерьёз озаботиться получением разрешений: нужно получить квоту, разрешение на работу, ВНЖ — и всё это нужно каждому сотруднику. Без разрешения привлечь специалиста из-за рубежа можно лишь в том случае, если последний прибыл в Российскую Федерацию в порядке, который не требует получения визы. Кроме того, существует список не квотируемых должностей. Он меняется год от года. При желании нанять иностранца нужно свериться с актуальным списком. Квота не требуется для любых руководящих должностей, поэтому “импортному” топ-менеджеру понадобится.

Согласно российскому законодательству создавать общества с ограниченной ответственностью на территории РФ могут как иностранные юридические, так и физические лица. При этом ООО может быть учреждено иностранным гражданином самостоятельно, либо совместно с гражданами РФ.

Процедура регистрации ООО для иностранных граждан практически полностью совпадает с аналогичной процедурой для граждан России. Единственным отличием при этом является необходимость наличия у иностранца нотариально заверенного перевода паспорта на русском языке.

1. Открытие ООО иностранным гражданином в России: порядок действий

Вопросы учреждения ООО регулируются положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Иностранным гражданам, планирующим открыть ООО в России, не нужно иметь разрешение на работу, вид на жительство, а также иные разрешающие документы. Кроме того, иностранцам-собственникам компаний не обязательно проживать в России.

Прежде чем приступать к оформлению документов для регистрации ООО, иностранному гражданину необходимо:

А. Определиться с адресом (местом нахождения) создаваемой компании

Это может быть сделано как путем самостоятельного заключения договора аренды нежилого помещения, так и посредством обращения в специализированную фирму, предоставляющую юридические адреса для осуществления почтовой связи с компанией.

Б. Подобрать кандидатуру на должность руководителя создаваемого ООО

Руководитель компании, в отличии от учредителя, является наёмным сотрудником: на него распространяются нормы российского трудового права.

Важно учитывать, что иностранный гражданин может быть назначен на должность руководителя ООО точно так же, как и на любую иную должность, вне зависимости от того, является ли он учредителем этого ООО. В случае, если иностранец хочет самостоятельно стать генеральным директором ООО, ему необходимо иметь разрешение на работу или патент.

При этом, согласно законодательству РФ, для следующих категорий иностранцев отсутствует необходимость получения патента или разрешения на работу в РФ при трудоустройстве в российской компании:

  • для иностранцев, имеющих вид на жительство в России или разрешение на временное пребывание на территории РФ;
  • для иностранцев, являющихся гражданами стран ЕАЭС (Республика Беларусь, Киргизия, Армения, Казахстан).

В. Выбрать применимую систему налогообложения

В России существует два режима налогообложения компаний – общий режим и специальный.

Организация, использующая общий режим налогообложения, обязана:

1) Вести бухгалтерский учет;

2) Представлять в инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность;

3) Уплачивать основные налоги – на добавленную стоимость (НДС) и на прибыль.

Специальные налоговые режимы предназначены для того, чтобы максимально облегчить жизнь малому предпринимательству. А упрощенная система налогообложения (УСН) – самый распространенный из спецрежимов, поскольку он заменяет налог на прибыль, налог на имущество организаций, а также налог на добавленную стоимость (НДС).

Для применения УСН создаваемое ООО следует соответствовать следующим критериям:

1) Доля участия других организаций (в том числе иностранных) – не более 25%;

2) Уровень дохода должен быть не больше 150 млн. руб. (2,14 mln EUR) за год;

3) Средняя численность сотрудников – не более 100 человек;

4) Остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн. руб. (2,14 mln EUR).

Следующим шагом в создании ООО является заполнение формы заявления № Р11001. Эта форма должна содержать сведения о наименовании создаваемой компании, ее адресе, паспортных данных учредителя, руководителя, а также предполагаемых видах деятельности.

При этом указание адреса проживания иностранного учредителя в РФ не обязательно. Достаточно будет вписать в соответствующую графу его адрес за рубежом.

Таким образом, базовый пакет документов для открытия ООО иностранцем следующий:

  • копия паспорта иностранного гражданина;
  • перевод паспорта на русский язык, заверенный нотариусом;
  • заполненное заявление по форме N Р11001;
  • устав ООО;
  • решение о создании компании;
  • гарантийное письмо с адресом места нахождения компании;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при необходимости).

Срок регистрации компании составит – 3 рабочих дня после подачи документов в уполномоченный регистрирующий орган.

ООО в России может быть учреждено иностранцем дистанционно, без его непосредственного присутствия. Для регистрации компании на иностранного гражданина, необходимо подписать заявление по форме N Р11001, а также доверенность на представление интересов в России.

Данные документы должны быть подписаны в присутствии сотрудника российского консульства, либо иностранного нотариуса. В случае удостоверения документов иностранным нотариусом, также должен быть проставлен апостиль.

Необходимо отметить, что документы, изготовленные на территории иностранного государства и составленные на языке соответствующего иностранного государства, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным российским нотариусом.

VALEN поможет оформить документы иностранцам, не проживающим в РФ и не имеющим возможности приехать в Россию для самостоятельной регистрации ООО.

Наша компания специализируется на консультировании иностранных граждан, заинтересованных в ведении бизнеса на территории РФ. Мы предлагаем комплексное сопровождение юридических и физических лиц, которые хотят зарегистрировать ООО, помогаем с оформлением документов и их подачей в официальные инстанции.

Обращайтесь к нам, и мы подробно проконсультируем вас на каждом этапе создания ООО. Мы подготовим пакет документов, поможем заполнить бумаги и подать их в государственные органы. Также мы разрешим любые нестандартные ситуации, которые могут возникнуть на начальном этапе создания бизнеса в РФ, а также в дальнейшем.


Управление в компании осуществляет, как правило, физическое лицо — генеральный директор. Реже к руководству привлекают управляющую компанию или индивидуального предпринимателя. В качестве единоличного исполнительного органа может быть назначен как один из учредителей данного общества, так и независимое лицо. Причем указанную руководящую должность может занимать и резидент, и иностранный гражданин (правда, при соблюдении определенных условий).

Общий порядок назначения генерального директора в ООО

Утверждение определенного лица на должность руководителя в российской компании — строго формализованная процедура, предполагающая соблюдение определенного алгоритма действий.

  1. Решение о назначении генерального директора могут принимать только учредители (участники) компании.
  2. Сведения о руководителе ООО отражаются в специальном госреестре (ЕГРЮЛ).
  3. Основанием для внесения информации в ЕГРЮЛ является заявление, составленное по установленной форме, и протокол собрания участников. Все документы, направляемые регистратору, должны быть надлежащим образом оформлены (потребуется нотариальное заверение).
  4. С директором компании в обязательном порядке заключается трудовой договор (двойственное статус директора заключается в совмещении функций единоличного исполнительного органа ООО и работника по трудовому договору).

Процесс регистрации (внесения сведений о руководителе компании в ЕГРЮЛ) занимает по времени не более 5 дней, при условии, что налоговым органом не выявлено каких-либо нарушений действующего порядка. Чаще всего проблемы возникают при назначении на пост директора лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовое и гражданское законодательство ничуть не препятствует такому варианту управления ООО, однако, миграционные нормы устанавливают свои особые требования к иностранным подданным.

Особенности назначения на руководящую должность иностранца

Законом предусмотрены правила, в соответствии с которыми при оформлении трудовых отношений с иностранными гражданами и работодатель, и работник должны получать разного рода официальные разрешения. Условия различаются в зависимости от категории, к которой принадлежит работник.

  1. Иностранцы, оформившие вид на жительство, не нуждаются в получении каких-либо дополнительных разрешений, чтобы работать в России (фактически приравнены к гражданам РФ).
  2. Если иностранец — выходец из страны, для которой упразднен визовый режим, то ему следует оформить трудовой патент (без указания конкретного работодателя).
  3. Для жителей стран ЕАЭС (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан) не требуется получать патент на работу, работодатель также не обязан оформлять приглашение на въезд. Для заключения трудового договора понадобится стандартный набор документов и полис медицинского страхования (добровольного или обязательного).
  4. Если иностранец прибывает в РФ на условиях получения визы, то он и его работодатель оформляют в установленном порядке разрешения. К сожалению, иностранец может получить разрешение только в отношении конкретной организации-работодателя (в отличие от патента).

Если иностранец прибывает в РФ на условиях получения визы, то он и его работодатель оформляют в установленном порядке разрешения. К сожалению, иностранец может получить разрешение только в отношении конкретной организации-работодателя (в отличие от патента).

  1. Особые условия предусмотрены для работников с высокой квалификацией. В этом случае компания-работодатель заявляет ходатайство о выдаче разрешения для своего работника. Правда, чтобы оформить статус ВКС нужно соблюсти определенные требования, например, официальная зарплата такого работника должна быть не ниже установленного минимума (на сегодняшний день это 167 тыс. руб. в месяц).

До получения всех предусмотренных разрешений директор-иностранец не вправе приступать к исполнению своих обязанностей. За нарушение данного запрета установлено административное наказание (внушительные штрафы). О заключении с гендиректором трудового договора следует уведомить территориальный отдел МВД по миграционным вопросам.

Видео о регистрации ООО с иностранным гражданином

Советы юриста

При приеме на руководящую должность иностранного гражданина следует грамотно оценить ситуацию. Учитывая количество законодательных ограничений для иностранцев и норм, допускающих двойное толкование, такое назначение не всегда оправдано и может обернуться серьезными проблемами для компании-работодателя.

Разумным вариантом будет проработка данного вопроса с компетентным юристом, который не только проанализируют вашу ситуацию, но также сможет предложить наиболее эффективное решение и альтернативные варианты на случай получения отказа.

Может ли директор продолжать управлять российской компанией с территории иностранного государства (не въезжая в РФ)?

Пандемия коронавируса и введенные карантинные меры привели к возникновению ряда форс-мажорных ситуаций, разрешить которые весьма непросто. Возьмем к примеру случай, когда срок действия имеющегося разрешения на работу истекает, директор находится заграницей и не имеет возможности оформить новое разрешение.

Формально данный факт является основанием для расторжения трудового договора с таким лицом, потому что он теряет право работать на территории РФ. Но, если директор-иностранец руководит компанией удаленно, находясь заграницей, разрешительные документы (виза, разрешение на работу, др.) ему не требуются.

Тот факт, что директор проживает в зарубежном государстве на постоянной основе не может служить основанием для отказа в регистрации при назначении директора. Такой позиции придерживаются сами налоговые органы (см. письмо ФНС N ГД-4-14/20509@ от 11.11.17 г.). Что, впрочем, не мешает регистрирующим органам «на местах» создавать проблемы заявителю и требовать представить дополнительные документы.

Минтруд в своих письмах указывает на невозможность дистанционной работы руководителя общества из-за границы. Санкции за установление подобных отношений законом не установлены, но существуют определенные риски. Потому как, если срок действия разрешения на работу истекает, трудовой договор должен быть расторгнут, о чем работодатель уведомляет органы МВД. За неуведомление установлена административная ответственность (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Читайте также: