Может ли начальник органа дознания возбуждать уголовные дела

Опубликовано: 17.09.2024

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 40.1 УПК РФ

1. Начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5). Примечательно, что согласно п. 17 ст. 5 начальником органа дознания может считаться не только сам руководитель соответствующего органа (например, ОВД), но и всякое "должностное лицо органа дознания. уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом". Под это определение подпадают и начальники специализированных подразделений дознания (см. коммент. к ст. 40). Следовательно, подразделение дознания в определенном смысле можно считать органом дознания, а начальника подразделения дознания - начальником органа дознания.

2. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 157 неотложные следственные действия производят, в частности, органы дознания, указанные в п. п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151, причем в названных пунктах ч. 3 данной статьи речь идет буквально не об органах дознания как таковых, а о дознавателях соответствующих органов дознания. Одновременно согласно п. 7 ст. 5 дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. Более того, согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, начальник подразделения дознания вправе, в частности, поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий. Если исходить из буквального толкования указанных норм, может сложиться впечатление, что дознаватели специализированных подразделений дознания могут привлекаться к производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия . Однако, на наш взгляд, такой вывод будет правилен далеко не всегда. Например, в ОВД на специализированные подразделения дознания, относящиеся по своей ведомственной принадлежности к милиции общественной безопасности , не распространяются полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий в порядке ст. 157. Так, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, отнесено к основным задачам лишь криминальной милиции как составной части органа дознания - ОВД (ст. 8 Закона РФ "О милиции"). В то же время полномочия милиции общественной безопасности в составе ОВД распространяются на расследование только тех преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно (ст. 9 Закона РФ "О милиции").

Подобная попытка в свое время была предпринята. Так, по Приказу МВД России 1992 г. N 368 (сейчас отмененном), начальник органа внутренних дел был наделен правом, хотя и в порядке исключения, поручать подразделению дознания милиции общественной безопасности проведение дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

См.: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" // СЗ РФ. 2000. 11 дек. N 50. Ст. 4905.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 комментируемой статьи начальник подразделения дознания может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Является ли такая передача результатом производственной необходимости или нарушения дознавателем норм закона, ведомственных нормативных актов, указаний начальника подразделения дознания и т.д.? Следует иметь в виду, что согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК только прокурор вправе отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса. Таким образом, реакцией на нарушение дознавателем уголовно-процессуальных норм является не передача дела другому дознавателю, а отстранение дознавателя от производства расследования, причем не начальником подразделения дознания, а прокурором. Изъятие и передача начальником подразделения дознания дела другому дознавателю может иметь место во всех прочих случаях.

4. Начальник подразделения дознания сам вправе отменять лишь необоснованные (и, очевидно, также незаконные) постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи). Согласно п. 4 ч. 1 этой же статьи он может вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Из текста закона не ясно, что должен делать начальник подразделения дознания, если он считает неправомерными другие постановления дознавателя. На основании п. 6 ч. 2 ст. 37 отменять любые незаконные или необоснованные постановления дознавателя уполномочен прокурор. Представляется, что, обнаружив всякое неправомерное постановление дознавателя (кроме постановления о приостановлении производства дознания, которое он обязан отменить самостоятельно), начальник подразделения дознания должен внести прокурору ходатайство о его отмене.

5. Согласно п. 2 ч. 3 данной статьи начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю лишь указания о направлении расследования; производстве отдельных следственных действий; об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения; о квалификации преступления и об объеме обвинения. При этом УПК оставляет без ответа вопрос о том, вправе ли начальник подразделения дознания давать дознавателю указания о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 224); о прекращении уголовного дела; об окончании дознания, составлении обвинительного акта и направлении дела прокурору. Представляется, что эти полномочия охватываются понятием направления расследования (о толковании этого понятия см. коммент. к ст. 39). Другими словами, начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, о прекращении уголовного дела либо об окончании дознания и направлении дела прокурору, которые обязательны для исполнения дознавателем. Аналогичные полномочия принадлежат и прокурору, который может давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37).

6. Как следует из содержания ч. 4 комментируемой статьи, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу могут быть обжалованы дознавателем начальнику органа дознания или прокурору. Согласно Приказу Министра внутренних дел от 12 августа 1998 г. N 493 руководители специализированных подразделений дознания в системе милиции общественной безопасности одновременно были признаны заместителями начальника милиции общественной безопасности. Возникает вопрос: кому именно дознаватель подразделения дознания в ОВД может обжаловать указания начальника своего подразделения дознания - начальнику милиции общественной безопасности или начальнику ОВД? Поскольку оба названных должностных лица считаются начальниками органа дознания, то дознаватель может обжаловать указания начальника подразделения дознания последовательно каждому из них, если начальником ОВД в порядке внутреннего распределения полномочий не установлен иной порядок. Вместе с тем представляется, что дознаватель вправе обжаловать указания начальника подразделения дознания сразу прокурору, минуя указанных вышестоящих начальников органа дознания, ибо такое право дано ему непосредственно законом (в пользу данного выбора говорит разделительный союз "или" в первом предложении ч. 4 комментируемой статьи между словами "начальнику органа дознания", "прокурору"). Анализ полномочий прокурора, названных в ст. 37, подтверждает данное толкование, так как между прокурором и дознавателем, минуя начальника органа дознания, существуют прямые процессуальные правоотношения по руководству расследованием (п. п. 4 - 5, 9 - 10 ч. 2 ст. 37).

7. Вправе ли прокурор давать указания по уголовному делу начальнику подразделения дознания (начальнику органа дознания)? Согласно п. 4 ч. 2 ст. 37 указания прокурора должны быть адресованы именно дознавателю. Вместе с тем в законе сказано, что дознаватель вправе представить прокурору письменные возражения на указания начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41). Прокурор обязан реагировать на незаконные указания начальника органа дознания, а именно требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, и, таким образом, давать начальникам органов дознания соответствующие указания (п. 3 ч. 2 ст. 37).

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 40.1. Начальник подразделения дознания

Данное дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст. 40.1 УПК РФ, регулирующей особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Рубенян, Раздобреев и Сафарян в категорической форме заявляли о своем согласии с предъявленным каждому обвинением и постановлением приговора без проведения судебного разбирательства, согласно ст. 316 УПК РФ.

В целях эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, ст. 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, ст. 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, ст. 558) приказываю:

"6.1. Руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (его заместитель, координирующий организацию дознания), начальник ООД (его заместитель) в соответствии со ст. ст. 40.1, 40.2 УПК РФ обязаны:".

<1> Действие настоящего приказа распространяется на начальников подразделений дознания в части, относящейся к их компетенции, установленной статьей 40.1 УПК.

2.1. В целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности проверок сообщений о преступлениях и своевременного принятия соответствующих закону решений организовать систематический упреждающий процессуальный контроль за их проведением до истечения предусмотренного статьей 144 УПК срока.

В целях эффективной реализации положений ст. 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 24, ст. 2830, 2833; 2009, N 11, ст. 1267; 2010, N 30, ст. 3989, 4003; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661; 2014, N 6, ст. 554, 558) приказываю:

Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт. Полномочиями руководителя группы дознавателей, согласно внесенным изменениям в ст. 40.1 УПК РФ, может быть наделен начальник подразделения дознания.

В целях реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706; N 16, ст. 1827, N 24, ст. 2830), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2004 N 26 "О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия" приказываю:

В целях организационно-методического обеспечения эффективной реализации положений статей 40, 40.1, 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; 2007, N 24, ст. 2833; 2010, N 30, ст. 4003; 2012, N 24, ст. 3068; 2013, N 14, ст. 1661) приказываю:

Осуществляя в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации (пункт "о" статьи 71) полномочий регулирование уголовно-процессуальных отношений, федеральный законодатель установил в уголовно-процессуальном законе порядок уголовного судопроизводства, определил виды уголовного преследования, процедуру доказывания по уголовным делам, состав участников уголовного судопроизводства как со стороны обвинения и со стороны защиты, так и не относящихся ни к одной из указанных сторон. В круг участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепляющий в качестве форм предварительного расследования по уголовным делам предварительное следствие и дознание (часть первая статьи 150), включает орган дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя (статьи 40, 40.1 и 41).

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарий к СТ 40.1 УПК РФ

Статья 40.1 УПК РФ. Начальник подразделения дознания

Комментарий к статье 40.1 УПК РФ:

1. Начальник подразделения дознания - это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5). Примечательно, что согласно п. 17 ст. 5, начальником органа дознания может считаться не только сам руководитель соответствующего органа (например, ОВД), но и всякое "должностное лицо органа дознания. уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом". Под это определение подпадают и начальники специализированных подразделений дознания (см. ком. к ст. 40). Следовательно, подразделение дознания в определенном смысле можно считать органом дознания, а начальника подразделения дознания - начальником органа дознания.

2. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 157 неотложные следственные действия производят, в частности, органы дознания, указанные в п. п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151, причем в названных пунктах части 3 данной статьи речь идет буквально не об органах дознания как таковых, а о дознавателях соответствующих органов дознания. Одновременно, согласно п. 7 ст. 5, дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. Более того, согласно п. 1 ч. 1 ком. статьи, начальник подразделения дознания вправе, в частности, поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий. Если исходить из буквального толкования указанных норм, может сложиться впечатление, что дознаватели специализированных подразделений дознания могут привлекаться к производству неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия <1>. Однако, на наш взгляд, такой вывод будет правилен далеко не всегда.

--------------------------------
<1> Подобная попытка в свое время была предпринята. Так, по Приказу МВД России 1992 г. N 368 (сейчас отмененному) начальник органа внутренних дел был наделен правом, хотя и в порядке исключения, поручать подразделению дознания милиции общественной безопасности проведение дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ком. статьи начальник подразделения дознания может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Является ли такая передача результатом производственной необходимости или нарушения дознавателем норм закона, ведомственных нормативных актов, указаний начальника подразделения дознания и т.д.? Следует иметь в виду, что согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК только прокурор вправе отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса. Таким образом, реакцией на нарушение дознавателем уголовно-процессуальных норм является не передача дела другому дознавателю, а отстранение дознавателя от производства расследования, причем не начальником подразделения дознания, а прокурором. Изъятие и передача начальником подразделения дознания дела другому дознавателю могут иметь место во всех прочих случаях.

4. Начальник подразделения дознания сам вправе отменять лишь необоснованные (и, очевидно, также незаконные) постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ком. статьи). Согласно п. 4 ч. 1 этой же статьи он может вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Из текста закона не ясно, что должен делать начальник подразделения дознания, если он считает неправомерными другие постановления дознавателя? На основании п. 6 ч. 2 ст. 37 отменять любые незаконные или необоснованные постановления дознавателя уполномочен прокурор. Представляется, что, обнаружив всякое неправомерное постановление дознавателя (кроме постановления о приостановлении производства дознания, которое он обязан отменить самостоятельно), начальник подразделения дознания должен внести прокурору ходатайство о его отмене.

5. Содержание п. 2 ч. 3 данной статьи оставляет без ответа вопрос о том, вправе ли начальник подразделения дознания давать дознавателю указания: о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 224); о прекращении уголовного дела; об окончании дознания, составлении обвинительного акта и направлении дела прокурору. Представляется, что эти полномочия охватываются понятием направления расследования (о толковании этого понятия см. ком. к ст. 39). Другими словами, начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю эти указания, которые обязательны для исполнения дознавателем. Аналогичные полномочия принадлежат и прокурору, который может давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37).

6. Как следует из содержания части 4 ком. статьи, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу могут быть обжалованы дознавателем начальнику органа дознания или прокурору. Представляется, что дознаватель вправе обжаловать указания начальника подразделения дознания сразу прокурору, минуя указанных вышестоящих начальников органа дознания, ибо такое право дано ему непосредственно законом (в пользу данного выбора говорит разделительный союз "или" в первом предложении части 4 ком. статьи между словами: "начальнику органа дознания", "прокурору"). Анализ полномочий прокурора, названных в ст. 37, подтверждает данное толкование, т.к. между прокурором и дознавателем, минуя начальника органа дознания, существуют прямые процессуальные правоотношения по руководству расследованием (п. п. 4 - 5, 9 - 10 ч. 2 ст. 37).

7. Вправе ли прокурор давать указания по уголовному делу начальнику подразделения дознания (начальнику органа дознания)? Согласно п. 4 ч. 2 ст. 37 указания прокурора должны быть адресованы именно дознавателю. Вместе с тем в законе сказано, что дознаватель вправе представить прокурору письменные возражения на указания начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41). Прокурор обязан реагировать на незаконные указания начальника органа дознания, а именно требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, и, таким образом, давать начальникам органов дознания соответствующие указания (п. 3 ч. 2 ст. 37).

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы .

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:
1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;
2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Комментарий к статье 40.1 УПК РФ

1. О круге должностных лиц, наделенных полномочиями начальника подразделения дознания, см. п. 17.1 ст. 5 настоящего Кодекса.

2. Уголовно-процессуальные полномочия начальника подразделения дознания в УПК урегулированы впервые. Он получил распорядительные полномочия, связанные с распределением обязанностей между дознавателями (п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи), право отменять решение дознавателя о приостановлении дознания, вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений дознавателя (п. п. 3 и 4 ч. 1 комментируемой статьи).

3. Предназначение начальника подразделения дознания заключается в осуществлении текущего процессуального контроля за деятельностью подчиненных ему дознавателей в целях обеспечения эффективности и законности расследования уголовных дел.

4. Контролирующая деятельность начальника подразделения дознания не подменяет и не заменяет надзора прокурора в досудебном производстве, а органично способствует ему. Начальник подразделения дознания имеет возможность более оперативно руководить расследованием. В этой связи ему предоставлены права проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю указания (ч. 3 комментируемой статьи).

5. Указания начальника подразделения дознания в соответствии со ст. 40.1 УПК могут касаться наиболее принципиальных вопросов дела: направления расследования, производства отдельных следственных действий, избрания в отношении подозреваемого меры пресечения, квалификации преступления и объема обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем.

Правило об обязательности исполнения указаний начальника подразделения дознания и невозможности приостановить их исполнение в связи с обжалованием ограничивает процессуальную самостоятельность дознавателя.

6. Полномочия уголовно-процессуального характера начальника подразделения дознания предназначены для повышения эффективности уголовного преследования. Контроль может осуществляться как с помощью мер, для принятия которых достаточно решения самого начальника подразделения дознания (проверка материалов уголовного дела, дача указаний, принятие дела к своему производству), так и посредством обращения к прокурору. В частности, по ходатайству начальника подразделения дознания прокурор может отменить незаконные или необоснованные постановления дознавателя об отказе в возбуждении дела. В том же порядке начальник подразделения дознания может добиться отстранения подчиненного ему следователя от производства по делу.

Другой комментарий к статье 40.1 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Участник досудебного производства по уголовным делам, которому посвящена комментируемая статья, успешно функционировал и раньше, все время существования специализированных подразделений дознания, в частности и в первую очередь - в органах внутренних дел (милиции), а в УПК впервые появился в 2007 г. Он выполнял, выполняет и будет выполнять все те же организационно-распорядительные функции, делегированные ему руководством военизированного государственного учреждения, наделенного правомочиями по производству дознания (т.е. начальником органа дознания), как своему подчиненному офицеру, которому, в свою очередь, подчинены дознаватели в погонах. Наделение его процессуальными полномочиями (по аналогии с руководителем следственного органа) находится в русле все той же тенденции перерождения дознания в предварительное следствие второго сорта. Оно ничего не меняет в главном: вся полнота таких полномочий сосредоточена в руках руководства данным учреждением, которое и назначает как дознавателей, так и руководителя подразделения дознания, поручает этому подразделению расследование конкретных дел и несет ответственность за состояние работы на этом участке.

Комментарии и консультации юристов по ст 40.1 УПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 40.1 УПК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Кто может возбудить уголовное дело?

Совершение противоправного деяния приводит к наступлению уголовной ответственности для виновного гражданина.

Назначение наказания становится возможным после рассмотрения судом представленных материалов. Законом определяется, кто может возбудить уголовное дело при наличии оснований.

  • Формы уголовного преследования
  • Уполномоченные лица
  • Кто может возбудить дело?
  • Кто не может?


Как узнать, заведено ли уголовное дело? Читайте об этом здесь.

Формы уголовного преследования

Виды и формы уголовного преследования

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

Формы характера уголовного преследования

Данный факт подтверждается постановлением.

В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

Уполномоченные лица

Уполномоченные лица и организации

Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

Уполномоченные лица и основания

Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

  • капитанов судов;
  • руководителей экспедиций;
  • начальников антарктических станций;
  • начальников сезонных баз;
  • глав дипломатических представительств;
  • глав консульских учреждений.

Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

Кто может возбудить дело?

Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

    Кто может возбудить уголовное дело?

Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

  1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
  2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
  3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

Кто может самостоятельно возбудить дело?

Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

Кто не может?

Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

  1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
  2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
  3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние); потерпевшей стороны;
  4. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

Кто не может этого и почему?

Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

На основании чего может быть возбуждено уголовное дело? Узнайте из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Читайте также: