Может ли педагог психолог работать классным руководителем

Опубликовано: 17.09.2024

Алена, если есть ставка психолога, то он должен быть на рабочем месте. Его отсутствие или формальная ситуация, когда специалист просто числится - грубое нарушение, которое мешает детям получать полноценное сопровождение их обучения. Вам необходимо написать в Дерартамент образования.

Даже если в школе нет психолога, вы можете получить помощь. На данный момент в каждом районе работают Центры социальной помощи (психолог есть в штате, можно прийти за помощью в случае сложной социальной ситуации), а также Центры нейрокоррекции и психологического сопровождения.
Чтобы получить помощь в таких учреждениях, необходимо получить справку-направление в школе, в которой будет написано, что психолога в данном учебном заведении нет.

На мой взгляд, психологи, как и все люди, бывают весьма разными. Мне довелось работать с коллегами разного уровня подготовки, специализирующихся на различных сферах деятельности.

Данная статья написана для того, чтобы специалисты, которые работают не по утверждённым стандартам качества и этики отсеивались из системы образования.

Профессия психолога - это прекрасная помогающая и ответственная работа. Пусть ей занимаются те, кто действительно хочет улучшать жизнь людей.

Анна, спасибо за вопрос. Попробую ответить на него емко и кратко.

Для того, чтобы повысить успеваемость, необходимо провести диагностику и выявить причины, по которым она страдает. Далее специалист устраняет причины оптимальным способом - находит те одну-две из них, устранение которых в наибольшей степени улучшит ситуацию.

Давайте определим сферы для диагностики в этом случае, взяв за основу пирамиду потребностей А. Маслоу:

1. Физиология, познавательные способности ( физический тонус, регулярное движение, сон, восстановление, функционирование ЦНС, ритм, работоспособность, сбалансированное питание, состояние здоровья, отсутствие гормональных нарушений, а также развитые операции мышления, внимание, память, пространственное восприятие, воображение, аналитические способности, навыки планирования и т.д.) - в серьезных случаях направляем на дополнительную экспертизу к неврологу, логопеду, врачу.

2. Эмоциональная сфера ( любовь и забота, привязанность родителей или людей их заменяющих, положительный эмоциональный фон, благоприятная атмосфера дома и в школе, эмоциональное состояние родителей, эмоциональная устойчивость, общее состояние удовлетворенности жизнью, эмоциональный тонус, отсутствие тревоги, страхов, сниженного настроения, уровень эмоциональной регуляции и т.д.) - в серьезных случаях направляем семью на дополнительную экспертизу к семейному психотерапевту, социальному педагогу, к детскому или подростковому психотерапевту, психиатру.

3. Социальная сфера (признание и одобрение значимых людей: родственников, друзей, учителей, одноклассников, статус среди сверстников, развитые коммуникативные навыки, умение налаживать связи, прояснять отношения, решать конфликтные ситуации, говорить "нет" и т.д.) - в серьезных случаях социальной дезатаптации направляем на дополнительную экспертизу к детскому или подростковому психотерапевту, психиатру, социальному педагогу, другим социальным службам, исключаем случаи моббинга и других видов давления или депривации в социальном окружении.

4. Сфера ценностей (значимость образования в семье, в школе, для тех, с кем идентифицируется ребенок или подросток, возможность раскрывать свои таланты в процессе обучения, смысл и перспектива обучения, реакция на неудачу, устойчивость самооценки, самоэффективность, сбалансированность сфер жизни подростка, волевые характеристики, способность преодолевать препятствия, целеполагание и т.д.) - в случаях недостатка информации направляем на дополнительную экспертизу в центры профориентации.

После того, как выявлены причины неуспеваемости, для каждого ученика разрабатывается Индивидуальный план развития, в котором указаны успехи и провалы на данный момент, желаемые результаты и шаги, которые позволят за определенное время их достигнуть. Также определяется список дополнительных, необходимых ученику специалистов и объем помощи, который от них потребуется, чаще всего в количестве часов.

Индивидуальный план развития - это договоренность между учеником, его родителями, педагогами, другими школьными специалистами о согласованных действиях по повышению результатов обучения. Обычно за выполнением плана следит либо классный руководитель, либо чаще школьный психолог.

Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа - хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа - это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные направления деятельности психолога в школе :

-психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представлений), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

-психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию по помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

-психологическая диагностика – углубленное психолого – педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

-психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов – психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов, Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

-консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное

мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

Опираясь на исследование санкт-петербургских авторов А.Г. Грецоваи А.Е. Ангервакс (2000 г.), можно сказать, что у большинства младших подростков уже имеются вполне конкретные представления о том, кто такой психолог и что он должен делать. Но зачастую эти стереотипные представления настолько неадекватны, что лучше бы их совсем не было. Ведь изменить уже имеющееся убеждение всегда сложнее, чем сформировать новое. В результате многие попытки пропаганды психологических знаний среди подростков оказываются малоэффективны, так как любая исходящая от психолога или относящаяся к нему информация воспринимается подростками через призму своих убеждений.

Авторы приводят следующие выявленные ими стереотипные

представления о представителях профессии «Психолог»:

. 47,5% испытуемых воспринимают психолога как врача, медицинского

работника. Чаще всего такой "врач” занимается в представлении

подростков лечением психических нарушений ("психологический доктор”,

" лечит психов”, "излечивает людей от невменяемых состояний”, "лечит

сумасшедших”). Некоторые подростки дают недифференцированные ответы ("доктор”, "лечит без лекарств”, "свое время посвящает больным”),

деятельность психолога как врача не является в их понимании избирательно связанной со сферой психики;

. 14%: психолог - это ученый, занимающийся психикой - "изучает

психологию человека”, "изучает поведение людей”;

. 10%: психолог как специалист, оказывающий какую - либо психологическую помощь - "принимает, выслушивает и дает советы”, "успокаивает людей” и т.п.;

. 6%: психолог как учитель - "точно такой же учитель, но с другим образованием”, "учитель по психике”;

. 22,5%: представления о работе психолога не сформированы или полностью

неадекватны. Эти представления обычно положительно ("хороший человек”, "сказочник здоровья”, "психолог - это круто!”) или отрицательно ("психолог - это псих”) эмоционально окрашены, реже безразличны ("человек”, "знает, у кого какие нервы”, "проверяет человека, если у него плоскостопье”).

Эти данные дают понять, что представления о деятельности психологов отсутствуют менее чем у 1/4 наших испытуемых, у остальных определенные стереотипы на этот счет уже сформированы. Однако они относительно адекватно отражают суть деятельности практических психологов лишь у 10% испытуемых. Еще 20% воспринимают психолога как ученого или учителя. Конечно, во многих случаях это верно, но такой психолог - уже не тот человек, к которому можно обратиться с личными проблемами. Почти половина испытуемых демонстрируют наиболее распространенный стереотип в отношении психолога - они воспринимают его как врача, лечащего людей с психическими отклонениями. В качестве причин, которые могли бы побудить обратиться к психологу, эта группа испытуемых обычно указывает нарушения психики.

Широкое распространение неадекватных социальных стереотипов в отношении психологов, по мнению авторов, не может не препятствовать обращению подростков к представителям этой специальности. А это влечет за собой неэффективность работы психологической службы в школе. Одним из выходов из этой ситуации авторы видят в пропаганде психологических знаний еще в начальной школе, до начала подросткового кризиса.

Учитель остается один на один с учениками только на уроке. В остальное время ему помогают психолог, социальный педагог и другие специалисты. Разбираемся, как педагог может взаимодействовать с социальным педагогом и чем они должны друг другу помочь.

Зачем в школе нужен социальный педагог?

Социальный педагог в школе защищает детей от опасного влияния социальной среды — родителей, общества, сверстников, нарушения границ со стороны педагогов. Социальный педагог выявляет детей группы риска, работает с социально незащищенными семьями. Также он передает информацию о правонарушениях в правоохранительные органы и защищает права ребенка в общении с полицией. Учит педагогический коллектив не нарушать права ребенка. Учит родителей понимать ребенка, отстаивать права ребенка, самих себя и всей семьи в общении с государством и обществом.

Когда учитель может и должен обратиться к социальному педагогу?

Возможные и реальные правонарушения школьников. Если учитель был свидетелем правонарушения со стороны своих учеников, он должен рассказать об этом социальному педагогу и заместителю директора. Никто их педагогов не имеет права допрашивать виновного — этим занимается полиция. Учитель может случайно узнать о правонарушении: например, ребята хвастались, как украли чипсы из магазина.

Тогда он может рассказать социальному педагогу о поступке ребят или взять ребят под пристальное наблюдение. Учителю не нужно бояться и считать себя стукачом — социальный педагог не равен следователю. Он поймет, как помочь ребятам, как отучить их от противоправных действий или намерений.

Неправоправное обращение к ученикам со стороны коллег. Учителя стараются уважительно относиться к ученикам, но получается не у всех. Если учитель увидел, как его коллега оскорбил или ударил ученика, он должен поговорить с ним лично. Но стоит поставить в известность социального педагога. Тот может провести индивидуальную консультацию: не обвинять педагога, а понять, что ему помешало общаться с учеником конструктивно. Если таких учителей несколько, то социальный педагог может провести тренинг или лекцию для всех педагогов.

Если учитель сам унизил ученика словом или действием, он тоже может обратиться за помощью к психологу или социальному педагогу. Осознать неадекватность своего поведения и обратиться за помощью лучше, чем скрывать правду от себя, еще больше выгорать эмоционально и снова срываться на детей.

Проблемы в семье у школьников. Социальный педагог обязан работать с семьями учеников. Если учитель видит, что ребенок приходит на уроки с синяками или в постоянно плохом настроении, он должен бить тревогу. Даже если синяков нет, учителю стоит понимать, высыпается ли ребенок, кормят ли его, есть ли у него одежда на каждый сезон. Социальный педагог не только может навестить семью ребенка, он подскажет им, как получить материальную помощь от государства при необходимости.

Правоохранительные органы пытаются нарушить права ребенка. Если полиция задержала несовершеннолетнего, социальный педагог об этом узнает. Но они могут не сообщать ему, что допрашивали ученика без присутствия совершеннолетних. Если учитель узнал об этом, нужно срочно обращаться к социальному педагогу. Тот примет меры — свяжется с правоохранительными органами, подключит юриста школы или правозащитные организации.

Негативное влияние «улицы». Каждый ребенок пересекается со шпаной и другими «трудными подростками». Далеко не всегда это приводит к дракам и вовлечению в криминал. Но учитель должен бить тревогу, если подозрительные подростки постоянно «ошиваются» во дворе школы или ученики жалуются на угрозы и насилие. Социальный педагог сможет подключить полицию, даже если сам ребенок боится идти туда с заявлением.

С чем социальный педагог может прийти к учителю?

Результаты диагностики. Социальный педагог с помощью опросов и тестов исследует конфликтность детей, склонность к девиантному поведению, задает вопросы о семье, влиянии одноклассников. Чаще всего с результатами он идет к классному руководителю, но может дойти и до учителей-предметников . Стоит выслушать социального педагога и узнать, какие он предлагает пути решения проблем.

Помощь в общении с родителями. Иногда социальному педагогу сложней найти родителей, чем классному руководителю. Он может попросить о знакомстве, совместной встрече. Конечно, контакты родителей записаны в классном журнале, но классный руководитель лучше других знает, когда им можно звонить и как застать дома.

Предложение о проведении мероприятий. Социальный педагог может предложить как классное, так и общешкольное мероприятие. Если он предлагает провести классное мероприятия, скорее всего он видит проблемы в классе и знает, как их решить. Если речь об общешкольном, скорее всего от вас и учеников потребуются идеи и помощь в подготовке. Если мероприятия учтены в школьном плане внеурочной работы, то отказаться от помощи будет трудно. Если оно внеплановое и требует дополнительных усилий и временных затрат, то думайте прежде чем соглашаться. Даже дружба с социальным педагогом не должны привести вас к выгоранию.

Учет получения школьного питания, пособий и так далее. Почти во всех школах классные руководители должны контролировать доступ к бесплатному питанию и материальной помощи. Социальный педагог просто собирает информацию и справки от классного руководителя. С другой стороны, он может помочь донести информацию до родителей: как собрать документы, куда обратиться, что делать, если соцзащита отказывает в помощи. За информацией об отчисленных или выпускниках. Школа обязана отслеживать судьбу отчисленных и выпускников в течение 3-5 лет. Часто этим занимается несколько специалистов — социальный педагог, например, отчитывается перед КДН.

Галина Владимировна Новикова

Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.

Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:

— психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

— коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися.

Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить ученикам и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом.

Собранная школьным психологом для учителя информация должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:

— тематических классных часов;

— индивидуальных или тематических консультаций;

Коррекционно-развивающую работу с учениками или в триаде психолог—родители—ученики психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.

В каждом классе есть хотя бы один проблемный ученик. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.

Сотрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.

Первое направление в работе психолога и классного руководителя— диагностика . Каждый год проводятся диагностика отношения учащихся и родителей к учителям, классному руководителю, индивидуальное и групповое анкетирование учеников и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого ученика и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года.

Традиционно изучается готовность учащихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а девятиклассников — к обучению в 10-м. Проводится диагностика интересов учеников старшей школы.

Диагностика проводится по подготовке к консилиуму с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.

В диагностике учеников «группы риска», помимо классного руководителя, принимают участие медицинский работник и социальный педагог.

Следующее направление деятельности школьного психолога — коррекционно-развивающая работа . Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним учеником. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя — для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.

Осуществляются также психологическое сопровождение процесса адаптации учеников 1, 5 и 9-х классов (эта работа направлена на профилактику дезадаптации, на сплочение коллектива учеников), психологическая поддержка учеников 9-х и 11-х классов во время подготовки к экзаменам. Проходят групповые занятия с учениками по формированию толерантности в общении с людьми. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование терпимости к индивидуальным особенностям людей, к их недостаткам.

Еще одно направление работы психолога — просвещение . Какую-то информацию школьный психолог сообщает ученикам и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классного руководителя.

Просвещение классных руководителей осуществляется на тематических педсоветах и заседаниях методических объединений. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.

Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом.

Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, решая насущные проблемы мирным путем.

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Взаимодействие классного руководителя и педагога-психолога по сопровождению социализации обучающихся

В современных педагогических реалиях целью деятельности по сопровождению формирования необходимых компетенций является изучение процесса социализации обучающихся в ситуации школьного взаимодействия. Достижению цели способствует реализация следующих задач: исследование аспектов социализации с помощью диагностических методов; разработка направлений и форм работы по взаимодействию классного руководителя и педагога-психолога в рамках социализации; разработка критериев для оценки эффективности использования форм и методов работы в рамках социализации.

Деятельность по реализации программы социализации включает в себя не только работу классного руководителя с обучающимися и их родителями, но и взаимодействие с другими специалистами образовательной организации – педагогом-психологом и социальным педагогом.

Взаимодействие классных руководителей с педагогом-психологом по реализации программы социализации может осуществляться по следующим направлениям: психолого-педагогическая диагностика; профилактическая и просветительская работа (в рамках проведения классных часов совместно с педагогом-психологом, организации школьных дел).

Мониторинг является началом любого исследования с целью получения целостного представления о личности обучающихся, выявления проблемных областей их развития и построения стратегий дальнейшей работы, что крайне необходимо для эффективного развития любой воспитательной системы.

Процессы воспитания и социализации главным образом формируются в семье и школьном коллективе, поэтому важным аспектом психолого-педагогической диагностики является исследование детского коллектива.

Выявить особенности ученического коллектива, конфликтные области внутри группы, уровень сформированности группы как коллектива, а также психологический климат в классе позволяет методика оценки уровня психологического климата коллектива А. Н. Лутошкина.

Методика состоит из четырнадцати полярных вопросов, на которые отвечают обучающиеся и классный руководитель. Методика позволяет оценить следующие показатели классного коллектива: 1. Эмоциональный настрой; 2. Социальная активность; 3. Доброжелательность; 4. Взаимопонимание в группе; 5. Поддержка; 6. Сопереживание, 7. Уважение; 8. Справедливость; 9. Отношение к новичкам; 10. Совместное времяпрепровождение; 11. Участие в школьных мероприятиях; 12. Сотрудничество; 13. Переживание за класс; 14. Радость от успехов других. Все вышеперечисленные показатели разделяются на шесть проблемных областей: эмоциональный настрой; предрасположенность к конфликтам; взаимоуважение, отношение друг к другу; отношение к новичкам; мероприятия, совместные дела; коллективизм, сплоченность.

Методика М. И. Рожкова позволяет выявить уровень социализированности личности,включает в себя двадцать вопросов и четыре шкалы: социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность и нравственность.

Социальная адаптация – приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения.

Социальная автономность – способность личности к самостоятельной деятельности, самоактуализации и раскрытие своих способностей.

Социальная активность – деятельность личности, характеризующаяся целенаправленностью, мотивацией, осознанностью.

Нравственность – приверженность гуманистическим нормам жизни.

Оценка проводится по трем уровням: высокому, среднему и низкому. Тестирование по этой методике может проводиться повторно в конце учебного года с целью диагностики эффективности проведенных мероприятий.

Результаты, полученные по данной методике, помогут классному руководителю: выявить слабые места процесса социализации; выстроить стратегии деятельности в зависимости от проблемных областей; выявить динамику развития показателей социализированности.

Профилактическая и просветительская работа проводится в рамках проведения классных часов совместно с педагогом-психологом, организации школьных дел, акций, конкурсов.

Исходя из результатов диагностического исследования по вышеперечисленным диагностическим методам, совместно с классным руководителем выявляются проблемные показатели и сильные, ресурсные стороны процесса социализации, на основании которых вырабатываются формы и направления деятельности (см. Таблицу).

Проблемные области

Рекомендуемые формы совместной работы классного руководителя и педагога-психолога

Сниженный эмоциональный фон (настрой)

Акция «Комплимент» (необходимо сделать комплимент, передавая плюшевое сердце друг другу).

Акция «Барометр настроения»

Предрасположенность к конфликтам

Классные часы: «Почему люди ссорятся?», «Учимся общаться и дружить».

Акция «Пирамида дружбы» (создание кирпичиков дружбы).

Акция «Перекрёсток отношений»

Взаимоотношение, отношение к друг другу

Классные часы: «Взаимоуважение», «Какой я? Какой ты?», «Хорошо ли мы знаем друг друга».

Акция «Мы за дружбу и за мир» (на крыле голубя пишется пожелание или рисунок о дружбе)

Отношение к новичкам

Классные часы: «Будь толерантен!», «Мальчишки и девчонки», «Учимся общаться и дружить».

Конкурс «Герб толерантности» (придумать и нарисовать герб толерантности, затем все гербы образуют стену толерантности)

Коллаж «Я и мой класс».

Классные часы (совместно с психологом): «Дружный ли наш класс?», «Наш класс – единая команда!».

Неделя «Я среди друзей»

Классный час «Я + ТЫ = МЫ».

Неделя «Я среди друзей»

Проведение школьных акций.

Неделя «Я среди друзей».

Классные часы: «Я – лидер!», «Самооценка», «Ярмарка достоинств»

Классный час «Моральные дилеммы».

Классный час «Кодекс моральных норм»

Каждый классный час имеет конкретную цель и проводится не реже одного раза в месяц.

Проведение классных часов нацелено на решение следующих целей и задач: повышение уровня сплоченности детского коллектива; формирование навыков конструктивного взаимодействия в классе; преодоление барьеров в общении; совершенствование навыков сотрудничества; развитие взаимоуважения друг к другу; умение работать в группе на общую цель коллектива; обучение высказывать и доказывать свою точку зрения; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Роль педагога-психолога в проведении классного часа – это создание эмоционально-положительного настроя и атмосферы принятия каждого, ритуал приветствия; проведение групповых практических упражнений по тематике классного часа; проведение упражнений на рефлексию, включение диагностических исследований по теме классного часа.

Классный руководитель может использовать методы дискуссии и беседы.

Акции и конкурсы проводятся не реже одного раза в четверть. Проведение школьных акций и конкурсов способствует реализации следующих целей и задач: повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса; формирование уважительного отношения к другим людям; признание различий и индивидуальности каждого; признание равенства всех в своих достоинствах и правах.

Результативность использованных направлений работы можно выявить при проведении повторной диагностики по вышеперечисленным методам исследования.

Реализация данных направлений работы позволяет обучающимся успешно функционировать в системе школьных отношений. Собранный диагностический материал используется во время работы по преемственности начального и среднего звена и при планировании воспитательной работы с классными коллективами.

Читайте также: