Может ли представитель нанимателя по требованию должностных лиц уполномоченных федеральными законами

Опубликовано: 04.05.2024

1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
2. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.
3. Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего.
4. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Комментарий к статье 32
1. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы согласно ч. 1 данной статьи представляет собой недопущение представителем нанимателя гражданского служащего к исполнению своих должностных обязанностей.
Комментируемая норма возлагает на представителя нанимателя обязанность отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в следующих случаях.
1.1. В обязательном порядке должен быть отстранен от исполнения должностных обязанностей гражданский служащий, появившийся на службе в состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств (в том числе свидетельскими показаниями). В этом случае должен быть составлен акт, фиксирующий состояние опьянения.
1.2. Кроме того, представитель нанимателя обязан отстранить от исполнения служебных обязанностей гражданского служащего, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда). В данном случае отстранение производится до подтверждения гражданским служащим необходимых знаний и навыков в области охраны труда.
1.3. Наконец, представитель нанимателя должен отстранить от исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, привлеченного в качестве обвиняемого. Такое отстранение производится на основании постановления суда о временном отстранении от должности. Порядок временного отстранения от должности лиц, привлеченных в качестве обвиняемого или подозреваемого, предусмотрен ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ).
2. Помимо рассмотренных выше обстоятельств, при наличии которых представитель нанимателя обязан отстранить от должности гражданского служащего, комментируемый Закон предусматривает случаи, когда руководитель органа государственной власти вправе принять такое решение по своему усмотрению.
Так, согласно ч. 2 данной статьи представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданского служащего на время урегулирования конфликта интересов. Конфликт интересов возникает при наличии противоречия между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства (см. комментарий к ст. 19).
Кроме того, ст. 59 данного Закона предоставляет представителю нанимателя право отстранить гражданского служащего, совершившего должностной проступок, от замещаемой должности на время проведения служебной проверки. Нужно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее, чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Следовательно, максимальный срок отстранения гражданского служащего в данном случае не может превышать одного месяца.
Нужно сказать, что перечень обстоятельств, которые могут быть основанием для временного отстранения гражданского служащего от должности, указанный в данной статье комментируемого Закона, не является исчерпывающим. Он может быть расширен федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами.
3. Период временного отстранения от должности определяется конкретными обстоятельствами, которые послужили основанием для отстранения гражданского служащего от замещаемой должности (см. комментарий к ч. 1 данной статьи).
Нужно отметить, что во всех случаях основанием для отстранения гражданского служащего от исполнения служебных обязанностей является соответствующий акт (решение) представителя нанимателя. В этом решении должно быть обязательно указано:
основание для отстранения;
дата, с которой осуществляется отстранение гражданского служащего;
дата, с которой гражданский служащий должен приступить к исполнению должностных обязанностей.
4. По общему правилу ч. 4 данной статьи денежное содержание в период отстранения от замещаемой должности гражданскому служащему не начисляется. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены федеральными законами. Комментируемый Закон устанавливает такое исключение при временном отстранении для урегулирования конфликта интересов. В этом случае за гражданским служащим сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (до урегулирования конфликта интересов).
Кроме того, согласно ст. 59 за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы на весь период временного отстранения в связи с проведением служебной проверки.
Федеральным законом может быть предусмотрена выплата денежной компенсации в связи с отстранением лица от должности. Например, в соответствии со ст. 114 УПК РФ временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие. Указанное пособие выплачивается ему в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК).
Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

Является ли термин «представитель нанимателя (работодатель)», используемый в Федеральном законе от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» идентичным термину «работодатель», используемому Трудовым кодексом РФ? Кто является нанимателем для муниципальных служащих, замещающих должности в аппарате представительного органа муниципального образования? С кем должен заключать трудовой договор муниципальный служащий?

Ответ

В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Согласно статье 20 Кодекса работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. При этом указывается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом №. 25-ФЗ.
По вопросу определения сторон трудового договора такая особенность предусмотрена. Ее наличие обусловлено тем, что муниципальный служащий, исполняя свои обязанности, обеспечивает деятельность органов местного самоуправления. В свою очередь указанные органы осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Таким образом, конечной целью осуществления муниципальным служащим своих обязанностей также является обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Поэтому в статье 2 Федерального закона № 25-ФЗ указывается, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, а также с муниципальными служащими вступает не сам наниматель, которым является публично-правовое образование, а его представитель, что является совершенно логичным. Представитель нанимателя – это лицо, наделенное полномочиями по совершению от имени муниципального образования действий, связанных с приемом на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением. То есть указанное лицо осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Об этом свидетельствует также и положение части 9 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ, согласно которому сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий. Однако Кодексом термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляется. Для того, чтобы обеспечить возможность применения положений Кодекса к муниципальным служащим Федеральный закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)».
Изложенные доводы позволяют рассматривать термин «представитель нанимателя (работодатель)», используемый Федеральным законом № 25-ФЗ, как аналогичный термину «работодатель», используемому в Кодексе.
Федеральный закон № 25-ФЗ указывает, что представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, для муниципальных служащих, замещающих должности в аппарате представительного органа муниципального образования, нанимателем является не указанный орган местного самоуправления, а муниципальное образование; представителем нанимателя (работодателем) – лицо, уполномоченное муниципальными правовыми актами на заключение с ними трудового договора.


Основания прекращения трудовых отношений с госслужащим

В отличие от сотрудников коммерческих организаций госслужащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Полный перечень оснований его расторжения приведен в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.


Контракт подлежит расторжению в связи с увольнением из-за допущенных при его заключении нарушений. Перечень оснований прекращения служебного контракта по решению руководства схож со списком для инициативы работодателя в ТК РФ (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). Это:

  • несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья или ввиду недостатка квалификации;
  • утрата доверия к служащему в связи непринятием мер по урегулированию конфликта интересов;
  • неоднократное неисполнение обязанностей;
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей;
  • представление подложных документов при заключении контракта;
  • прекращение допуска к гостайне;
  • в случае больничного длительностью свыше 4-х месяцев подряд (если законодательно не установлен иной срок сохранения рабочего места);
  • при сокращении должностей в соответствующем госучреждении или его упразднении.

При этом действуют ограничения для определенных категорий лиц в связи с увольнением по инициативе представителя нанимателя. Так, по этому основанию нельзя уволить:

  • во время отпуска или больничного;
  • запрещено расторгать контракт с беременными, одинокими матерями или единственными опекунами, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет, женщин с детьми до 3-х лет;

Запрет на увольнение установлен только в отношении больничного длительностью до 4-х месяцев (за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение должности на более длительный срок).

Расторжение контракта по не зависящим от воли сторон причинам происходит на тех же основаниях, что применяют для коммерческих компаний. Например (ст. 39 Закона о государственной гражданской службе):

  • увольнение в связи с призывом в армию;
  • при ухудшении здоровья, делающего невозможным продолжение работы;
  • осуждение к отбыванию наказания;
  • признание лица полностью недееспособным.

Перечень документов-оснований для расторжения контракта

Несмотря на то, что процедуру прекращения служебного контракта регулирует Закон о государственной гражданской службе, перечень документов, которые инициируют ее начало, тот же, что и в коммерческих компаниях.

Например, если работник бюджетной сферы решил уволиться, он подает заявление на увольнение госслужащего в произвольной форме. Его так же подают за две недели до даты прекращения контракта.


Хотя каждое госучреждение самостоятельно разрабатывает внутренние бланки указанных выше документов, в остальном процедура расторжения трудовых отношений едина для всех.

Так, госслужащий, определяясь с тем, какую дату указывать в заявлении на увольнение, должен учитывать срок предупреждения об уходе. В течение этого периода работник может отозвать заявление, а по его окончании, прекратить работу.

При увольнении за виновные действия всегда проводят служебную проверку, которую оформляют отчетом. В нем:

  • указывают обстоятельства совершения проступка;
  • смягчающие события;
  • определяют степень вины сотрудника.

Обязательно истребование письменных пояснений от провинившегося. На вопрос, считается ли увольнение с работы административным взысканием, в подобном случае можно ответить скорее положительно. Только правильнее назвать его дисциплинарным взысканием.

Порядок оформления увольнения госслужащего

После поступления документов-оснований начинают непосредственную процедуру расторжения служебного контракта. Она включает в себя:

1. Издание приказа об увольнении — на бланке собственной разработки или по форме № Т-8 (ч. 2 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе).

В нём обязательно указывают основание прекращения сотрудничества согласно формулировкам указанного выше закона.

Например, «за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей — прогул, подп. „а“ п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“; подп. „а“ п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

Также обязательно указание на дату расторжения контракта и реквизиты документов-оснований. С приказом работника нужно ознакомить под роспись. А при его отказе — сделать в нем соответствующую отметку.

2. В последний рабочий день сотрудника финансовый отдел госструктуры проводит с ним полный расчет.

Для этого используют данные по учету рабочего времени, внутренних локальных актов и нормативных документов по оплате труда соответствующего ведомства.

Оформляют табель на уволенного сотрудника, образец которого представлен ниже. Составляют записку-расчет, в которой указывают все начисления, удержания и положенные к выплате суммы.


  • денежное содержание за исполнение обязанностей;
  • суммы в рамках предоставленных ему госгарантий, федеральных законов;
  • компенсацию неиспользованных дней отпуска.

В случае увольнения в связи с сокращением/упразднением госучреждения или в связи с длительной болезнью ему положена дополнительная выплата денежного содержания за 4 месяца.

Может быть проведено удержание из зарплаты за отгулянный авансом отпуск, невозвращенных денежных авансов. В других случаях сумма изъятия не должна превышать 20%, а в отдельных — не более 50% (например, по исполнительным листам).

4. В последний день вносят запись в трудовую книжку, если она ведется в бумажном виде или в реестр электронных сведений о трудовой деятельности.

Нужно подать сведения по форме СЗВ-ТД — не позднее дня, следующего за датой издания приказа.

Формулировка об увольнении в трудовой книжке должна повторять аналогичную запись об основании увольнения в приказе.

Также в этот день делают запись в личной карточке служащего по форме № Т-2ГС (МС).

5. В день увольнения работник получает следующие документы:

  • трудовую книжку или форму СТД-Р;
  • справку о зарплате для расчета больничного по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н;
  • выписки из форм по персонифицированному учету — СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, раздела 3 РСВ.

Сведения о доходах и уплаченных налогах, а также иные документы, связанные со службой по контракту выдают только по письменному заявлению увольняемого.

Если при увольнении госслужащего остался непогашенный до конца исполнительный лист, информация по нему должна быть передана приставу-исполнителю. Так, копию документа высылают в ФССП, а оригинал с отметкой об окончании взыскания и общей удержанной суммой передают ушедшему работнику. Также уволенный должен быть исключен из реестра госслужащих.

1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
2. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.
3. Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего.
4. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Комментарий к статье 32
1. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы согласно ч. 1 данной статьи представляет собой недопущение представителем нанимателя гражданского служащего к исполнению своих должностных обязанностей.
Комментируемая норма возлагает на представителя нанимателя обязанность отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей в следующих случаях.
1.1. В обязательном порядке должен быть отстранен от исполнения должностных обязанностей гражданский служащий, появившийся на службе в состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств (в том числе свидетельскими показаниями). В этом случае должен быть составлен акт, фиксирующий состояние опьянения.
1.2. Кроме того, представитель нанимателя обязан отстранить от исполнения служебных обязанностей гражданского служащего, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда). В данном случае отстранение производится до подтверждения гражданским служащим необходимых знаний и навыков в области охраны труда.
1.3. Наконец, представитель нанимателя должен отстранить от исполнения должностных обязанностей гражданского служащего, привлеченного в качестве обвиняемого. Такое отстранение производится на основании постановления суда о временном отстранении от должности. Порядок временного отстранения от должности лиц, привлеченных в качестве обвиняемого или подозреваемого, предусмотрен ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ).
2. Помимо рассмотренных выше обстоятельств, при наличии которых представитель нанимателя обязан отстранить от должности гражданского служащего, комментируемый Закон предусматривает случаи, когда руководитель органа государственной власти вправе принять такое решение по своему усмотрению.
Так, согласно ч. 2 данной статьи представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданского служащего на время урегулирования конфликта интересов. Конфликт интересов возникает при наличии противоречия между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства (см. комментарий к ст. 19).
Кроме того, ст. 59 данного Закона предоставляет представителю нанимателя право отстранить гражданского служащего, совершившего должностной проступок, от замещаемой должности на время проведения служебной проверки. Нужно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее, чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Следовательно, максимальный срок отстранения гражданского служащего в данном случае не может превышать одного месяца.
Нужно сказать, что перечень обстоятельств, которые могут быть основанием для временного отстранения гражданского служащего от должности, указанный в данной статье комментируемого Закона, не является исчерпывающим. Он может быть расширен федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами.
3. Период временного отстранения от должности определяется конкретными обстоятельствами, которые послужили основанием для отстранения гражданского служащего от замещаемой должности (см. комментарий к ч. 1 данной статьи).
Нужно отметить, что во всех случаях основанием для отстранения гражданского служащего от исполнения служебных обязанностей является соответствующий акт (решение) представителя нанимателя. В этом решении должно быть обязательно указано:
основание для отстранения;
дата, с которой осуществляется отстранение гражданского служащего;
дата, с которой гражданский служащий должен приступить к исполнению должностных обязанностей.
4. По общему правилу ч. 4 данной статьи денежное содержание в период отстранения от замещаемой должности гражданскому служащему не начисляется. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены федеральными законами. Комментируемый Закон устанавливает такое исключение при временном отстранении для урегулирования конфликта интересов. В этом случае за гражданским служащим сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (до урегулирования конфликта интересов).
Кроме того, согласно ст. 59 за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы на весь период временного отстранения в связи с проведением служебной проверки.
Федеральным законом может быть предусмотрена выплата денежной компенсации в связи с отстранением лица от должности. Например, в соответствии со ст. 114 УПК РФ временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие. Указанное пособие выплачивается ему в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК).
Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

Является ли термин «представитель нанимателя (работодатель)», используемый в Федеральном законе от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» идентичным термину «работодатель», используемому Трудовым кодексом РФ? Кто является нанимателем для муниципальных служащих, замещающих должности в аппарате представительного органа муниципального образования? С кем должен заключать трудовой договор муниципальный служащий?

Ответ

В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Согласно статье 20 Кодекса работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. При этом указывается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом №. 25-ФЗ.
По вопросу определения сторон трудового договора такая особенность предусмотрена. Ее наличие обусловлено тем, что муниципальный служащий, исполняя свои обязанности, обеспечивает деятельность органов местного самоуправления. В свою очередь указанные органы осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Таким образом, конечной целью осуществления муниципальным служащим своих обязанностей также является обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Поэтому в статье 2 Федерального закона № 25-ФЗ указывается, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, а также с муниципальными служащими вступает не сам наниматель, которым является публично-правовое образование, а его представитель, что является совершенно логичным. Представитель нанимателя – это лицо, наделенное полномочиями по совершению от имени муниципального образования действий, связанных с приемом на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением. То есть указанное лицо осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Об этом свидетельствует также и положение части 9 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ, согласно которому сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий. Однако Кодексом термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляется. Для того, чтобы обеспечить возможность применения положений Кодекса к муниципальным служащим Федеральный закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)».
Изложенные доводы позволяют рассматривать термин «представитель нанимателя (работодатель)», используемый Федеральным законом № 25-ФЗ, как аналогичный термину «работодатель», используемому в Кодексе.
Федеральный закон № 25-ФЗ указывает, что представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, для муниципальных служащих, замещающих должности в аппарате представительного органа муниципального образования, нанимателем является не указанный орган местного самоуправления, а муниципальное образование; представителем нанимателя (работодателем) – лицо, уполномоченное муниципальными правовыми актами на заключение с ними трудового договора.

Читайте также: