Может ли трудовая инспекция наложить штраф только на должностное лицо

Опубликовано: 17.09.2024

Трудовая инспекция приходит только к тем предпринимателям, у которых есть сотрудники. И скорее даже к тем, кто с этими сотрудниками не нашёл общего языка.

Виды проверок

Хорошая новость в том, что малый бизнес освободили от проверок до конца 2021 года. Правда, и тут есть исключения — малый бизнес в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере и с лицензируемыми видами деятельности всё равно могут проверить.

А вот от внеплановых проверок никто не застрахован, об их причинах расскажу ниже.

Плановые и внеплановые проверки бывают выездными и документарными:


Документарные — это когда вас просят прислать заверенные копии документов, чтобы исключить подозрения в нарушениях, которые сейчас есть у инспекторов. Например, они видят, что вы платите совсем небольшую зарплату и просят объясниться. А вы рассказываете, что зарплата у вас такая, потому что сотрудники работают на полставки и отправляете заверенные копии трудовых договоров в подтверждение.

Выездные — это когда к вам в офис, магазин или салон приходят инспекторы лично и неожиданно. Смотреть тоже будут документы, причём за любой период, но лишь по теме проверки. Прочитайте её заранее в приказе о проверке. Например, если тема ревизии — начисление и выдача заработной платы, то проверять вопросы, связанные с персональными данными работников, инспекторы не вправе. А распоряжение, в котором не указан предмет проверки совсем — незаконно.

Причины проверок

Самая распространённая — жалоба ваших же сотрудников. Ещё звоночки могут прийти из прокуратуры, полиции, налоговой, фондов и даже с сайтов с вакансиями. Например, когда одно из условий найма — московская прописка.

По данным портала трудинспекции больше половины жалоб касается именно оплаты труда. То есть работники готовы терпеть нарушения своих трудовых прав и идти на компромиссы с работодателем, пока дело не касается денег.

При этом анонимные заявления трудинспекция не принимает. С жалобой нужно прийти лично или оставить её на сайте, зарегистрировавшись через портал госуслуг.


Интересный факт 2: вам не должны раскрывать имя работника, который на вас нажаловался, как и показывать текст его жалобы.

Ведите сотрудников в Эльбе

Сервис рассчитает налоги и подготовит всю необходимую отчётность за сотрудников. А разбираться в законодательстве и самому заполнять формы вам не придётся.

Ошибки, которые приводят к проверкам

Работодателя могут наказать, если он:

  • не вовремя выплачивает зарплату, один раз в месяц — это тоже не вовремя;
  • не полностью выплачивает зарплату или она в принципе меньше МРОТ;
  • задерживает расчёт при увольнении;
  • не оплачивает сверхурочную работу;
  • выплачивет отпускные позже, чем за 3 дня до начала отпуска;
  • не отпускает в отпуск;
  • не проводит спецоценку условий труда;
  • не выдаёт расчётный листок, в котором описано, как рассчитывается зарплата работника;
  • ошибается в трудовых договорах.

Про ошибки в трудовых договорах напишу пару слов отдельно. Самая первая тактическая ошибка — замена трудового договора договором ГПХ. Не надо так. Да, на договоре ГПХ можно платить чуть меньше страховых взносов за сотрудника, но эти 4-5% не сильно помогают сэкономить, а под риск вас ставят.

А дальше фактические ошибки в тексте самого договора. Например, четкие даты выплаты зарплаты меняют на абстрактное «Выплата зарплаты до такого-то числа». Или не указывают трудовую функцию работника — важно перечислять в трудовом договоре его основные обязанности или сослаться на должностную инструкцию. Иначе, как сотруднику чувствовать себя уверенно в том, что вы не будете заставлять его делать вещи, которые его должностью не предусмотрены?

Например, «Почту России» оштрафовали на 2 миллиона рублей за то, что её сотрудников заставляют торговать продуктами, хотя такая обязанность не предусмотрена их трудовым договором.

Штрафы, которые выставляют за ошибки

Может повезти и контролёры обойдутся предупреждением. Если не повезёт, то ждёт штраф за административное правонарушение.

Не заключили трудовой договор, заменили его ГПХ (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для предпринимателей — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.

Невыплата зарплаты или неполная выплата (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — предупреждением или административным штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.

Платные услуги мошенников

Помните, любая проверка начинается с удостоверения проверяющего и распоряжения на проверку, которое обязательно подписывает и заверяет печатью руководитель территориального органа. Без них к своим документам даже не подпускайте.

Мошенники знают, как играть на чувствах предпринимателей — они представляются сотрудниками трудинспекции, пугают предстоящей внеплановой проверкой и предлагают помочь к ней подготовиться. За деньги, конечно же. Помните: платных услуг никакие государственные ведомства не оказывают.

Один из самых главных вопросов, которые волнуют многих кадровиков, штрафуют ли специалиста по кадрам или инспектора по кадрам за нарушения трудового законодательства вместо руководителя организации или начальника отдела кадров?

С руководителем кадровой службы, понятно, он относится к руководителям структурных подразделений, которые хочешь и не хочешь, но относятся к должностным лицам. А как быть с рядовыми кадровыми сотрудниками? Являются ли они должностными лицами, подлежащим административной ответственности? Постараюсь пролить свет на эти вопросы.

Общие положения

Согласно законодательству, привлекать к административной ответственности могут как граждан и должностных лиц, так индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В зависимости от статуса виновного варьируются и последствия нарушения закона, от административных штрафов до дисквалификации должностного лица.

Например, за ненадлежащее оформление трудового договора, светит штраф в размере:

  • от 10 000 до 20 000 рублей (на должностное лицо);
  • от 5000 до 10 000 рублей (на ИП);
  • от 50 000 до 100 000 рублей (на юридическое лицо).

Причем, никто не запрещает налагать штраф одновременно на должностное и юридическое лицо.

Что же такое должностное лицо по КоАП?

Должностное лицо

Если не усложнять, то это лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (ст. 2.4 КоАП).

Административный кодекс РФ не расшифровывает указанные функции.

Согласно указанным документам:

Организационно-распорядительные функции – руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовой функции работника, применение мер поощрения и награждения, наложение дисциплинарных взысканий.

Таким образом, к должностным лицам вполне относятся все руководители организаций, структурных подразделений, в том числе директора по кадрам, руководители (начальники) отделов кадров, т.к. они в большинстве случаев осуществляют указанные функции.

Что касается специалистов по кадрам или инспекторов по кадрам. Исходя из указанных выше формулировок, они не могут относиться к должностным лицам, т.к. не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Но согласно судебной практике, они также привлекаются к административной ответственности, как и руководители, т.к. суды считают их должностными лицами.

Штрафы на кадровиков

Основной костяк штрафов на кадровых работников приходится по нарушениям трудового законодательства (статья 5.27 КоАП) и при работе с иностранными гражданами.

Потом уже идут остальные нарушения, касающиеся отсутствия уведомления о приеме на работу бывшего государственного служащего или предоставления той или иной установленной отчетности.

Здесь следует отступить и напомнить читателям 2kk.info, что по общему правилу, за все нарушения трудового законодательства, ответственным является руководитель организации и именно его чаще всего привлекает трудовая инспекция, как должностное лицо. Сложность в том, что руководитель организации может быть дисквалифицирован за повторные нарушения, о чем есть достаточно много судебной практики.

Дисквалифицировать работников кадровой службы в теории можно, если они относятся к категориям лиц, указанным в ст. 3.11 КоАП (государственные и муниципальные служащие, члены совета директоров, лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица и т.д.), но на практике я это еще не встречала. Кто знает о таких случаях, пожалуйста, напишите, в комментариях к этой статье или на почту.

Кроме того, к административной ответственности также привлекается и само юридическое лицо, т.к. штрафы по указанным статьям намного выше остальных категорий виновных.

Нарушение трудового законодательства

Основная статья – 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Статью 5.27.1 КоАП «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», в настоящей статье я не рассматриваю, т.к. она касается охраны труда, а не кадров.

Итак. Некоторые суды признают работника отдела кадров должностным лицом, ответственным за нарушение трудового законодательства.

Специалист по кадрам – должностное лицо

Так, специалист по кадрам была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП за отсутствие уведомления уволенному работнику о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Кадровому специалисту был назначен административный штраф в размере 2000 рублей (максимальный по этой части 5000 рублей).

Некоторые нет, т.к. рядовой кадровик не имеет подчиненных работников, и он не обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Специалист по кадрам – не должностное лицо

За отсутствие в трудовых договорах работников условий труда на рабочем месте, специалист по кадрам была подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (максимальный 5000 рублей) по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Суд отметил, что специалист по кадрам относится к категории специалистов и не имеет подчиненных ему работников. Он также не обладает полномочиями по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами учреждения, принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения и т.п.

Работа с иностранными гражданами

Очень сильно, не повезло кадровикам, работающим с иностранными гражданами.

По моим ощущениям из всей массы административных штрафов на кадровиков они лидируют либо встают наравне с общими основаниями по статье 5.27 КоАП «Нарушение трудового законодательства». Причем основная масса судов, признают кадровиков должностными лицами.

Кадровиков, работающих с иностранными гражданами привлекают по:

Инспектор по кадрам – должностное лицо

Инспектор по кадрам муниципальной организации была привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП за не уведомление соответствующего территориального органа, о прекращении трудового договора с иностранным гражданином и подвергнута минимальному административному штрафу в размере 35 000 рублей.

Представитель организации попытался оспорить штраф заявив, что инспектор по кадрам не можется являться должностным лицом.

Суд с этим не согласился, сославшись на приказ о приеме на работу, должностную инструкцию, в соответствии с которой на работника была возложена обязанность по уведомлению территориального органа исполнительной власти в сфере миграции о приеме и увольнении иностранных граждан.

Исходя из этого, инспектора по кадрам признали должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями.

Инспектор отдела кадров – должностное лицо

Инспектора отдела кадров привлекли к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП в виде штрафа в размере 42 000 рублей, за не уведомление об изменении срока пребывания в РФ иностранного гражданина, т.е. неисполнение принимающей стороной обязанности в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Кадровик был признан должностным лицом в силу приказа об ответственности за регистрацию иностранных граждан. Ссылка в решение на должностную инструкцию отсутствует.

И только в одном судебном решение (а я их рассмотрела 50 штук) суд признал кадрового специалиста, работающего с иностранными гражданами, не должностным лицом.

Специалист отдела кадров – не должностное лицо

Суд в Амурской области не согласился с представителем МВД оштрафовавший специалиста отдела кадров по ч. 1 ст. 18.15 КоАП за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина без патента. Штраф по этой статье на должностное лицо от 25 000 до 50 000 рублей.

Инспектор МВД посчитал, что кадровик является должностным лицом в силу должностной инструкции, по которой работник является ответственным лицом за оформление иностранных граждан и направление уведомлений.

Суд в своем решении привел текст Постановлений ВС РФ, которые я указывала выше, а именно, что относится к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям, а также на должностную инструкцию, в соответствии с которой специалист отдела кадров не относится к категории руководителей.

Не уведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего

Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-ый срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

За отсутствие уведомления в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП с наказанием в виде штрафа от 20 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц) и от 100 000 до 500 000 рублей (для юридических лиц).

Начальник отдела кадров была признана виновной по ст. 19.29 КоАП за не сообщение в 10-дневный срок о приеме на работу бывшего федерального государственного служащего.

Согласно должностной инструкции, на начальника отдела кадров возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением норм трудового законодательства в работе с персоналом, а также знание трудового законодательства, законодательства и нормативных актов по вопросам выполняемой работы, порядка оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением.

Непредоставление первичных статистических данных

Есть такая статья 13.19 КоАП «Непредоставление первичных статистических данных», за нарушение которой предусматривается административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (для должностных лиц) и от 20 000 до 70 000 рублей (для юридических лиц).

Кадровые специалисты также привлекаются по этой статье.

Специалист отдела кадрового и правового обеспечения была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП в виде штрафа в размере 10 000 рублей (максимальный штраф 20 000 рублей), за непредоставление первичных статистических данных (формы № 1 кадры). Согласно приказу работник была назначена ответственным лицом за подготовку статистической отчетности.

Ответственность руководителя кадровой службы

Не секрет, что руководитель кадровой службы также является ответственным лицом за нарушения трудового законодательства, если не наравне с руководителем организации, то уж точно рядом.

В сегодняшней статье я делала акцент на обычных специалистах кадровых служб, почти не затрагивая руководящий состав, т.к. руководитель отдела кадров практически всегда признается должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В принципе, переложить эту ответственность на реального виновного, того же специалиста по кадрам в теории можно, тем более, судя по практике, их также признают должностными лицами, но следует знать, что встречаются решения судов, которые априори считают руководителей ответственными за работу своего отдела. И это, наверно, правильно, руководитель отвечает перед законом, подчиненный работник перед своим руководителем.

Начальник отдела кадров была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей, за отсутствие подписи работника о получении экземпляра трудового договора.

Начальник отдела кадров попыталась обжаловать решение суда, сославшись на ненадлежащий субъект административного правонарушения, т.к. в момент проверки она находилась в ежегодном отпуске, поэтому подготовкой документов занимались руководитель охраны труда и специалист по кадрам.

Суд отметил, что руководитель отдела кадров, является ответственным лицом за ведение документации, руководит работниками своего отдела, ответственна за выполнение ими должных обязанностей.

Но, исходя из обстоятельств дела, судья признал нарушение малозначительным, заменив штраф 3000 рублей на устное замечание.

Ответственность юридического лица

А вот переложить всю ответственность за нарушения трудового законодательства с юридического лица на того же руководителя кадровой службы уже не получится, т.к. за указанные нарушения могут отвечать одновременно эти два субъекта (ст. 2.1 КоАП), а не только один руководитель. Тут уж зависит от настроения проверяющего. Тем более, штрафы на юридическое лицо – очень лакомый кусочек и вполне позволяют обеспечить соблюдение цели административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений.

ООО было привлечено к административной ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Санкция данной статьи предусматривает для юридических лиц штраф от 35 000 до 50 000 рублей.

Организация попыталась оспорить постановление ГИТ, сославшись на виновность начальника отдела кадров (в трудовых договорах работников не были указаны обязательные условия).

Суд отметил, что даже при наличии состава административного правонарушения в действиях руководителя отдела кадров, это никак не может исключать ответственность юридического лица.

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности за любые выявленные при проведении проверки нарушения законодательства о труде и об охране труда, если срок давности по ним не истек. Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда (ст.ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ), составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Наиболее распространенным нарушением является невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы и других выплат (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ)*(1).

Также существует категория нарушений (длящиеся правонарушения), срок давности по которым исчисляется не со дня совершения, а со дня их обнаружения . Выявление инспектором труда при проведении проверки таких нарушений практически всегда влечет административную ответственность работодателя. Приведем наиболее распространенные длящиеся нарушения трудового законодательства, за которые штрафуют трудовые инспекторы.

Работодателем не ведется учет времени, фактически отработанного каждым работником. О нарушении данного требования свидетельствует как отсутствие табелей учета рабочего времени, так и неуказание в них отработанных работниками часов

В правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовых договорах не установлены конкретные даты выплаты заработной платы, либо даты выплаты заработной платы установлены позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена

В правилах внутреннего трудового распорядка отсутствует хотя бы одно из обязательных положений:

- порядок приема и увольнения работников;

- основные права и обязанности сторон трудового договора;

- ответственность сторон трудового договора;

- меры поощрения и взыскания, применяемые к работникам.

Работодателем не разработаны и не утверждены правила внутреннего трудового распорядка

Работникам не выплачивается денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, если сумма самой задолженности не погашена

п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225

Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них не скреплена сургучной печатью или не опломбирована

Работодателем не проведена специальная оценка условий труда

п. 2.1.2. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.03 N1/29 (далее - Порядок)

Работодателем приказом не назначено лицо, ответственное за проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принятыми работниками

Работодателем не разработана и не утверждена в установленном порядке программа проведения вводного инструктажа по охране труда

У работодателя отсутствуют журналы регистрации инструктажей по охране труда

Работодателем не утвержден перечень профессий и должностей работников, освобожденных от проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте

Работодателем не разработана и не утверждена в установленном порядке программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для определенных профессий или видов работ

*(1) Данное нарушение выделено в самостоятельный состав с 3 октября 2016 года (см. федеральный закон от 03.07.2016 N 272-ФЗ), а до этой даты оно охватывалось ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры

При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.


Штрафы, которые могут грозить ИП или организации за нарушения норм трудового законодательства, собраны в КоАП РФ, и разобраться в них поначалу довольно трудно. Для тех, кто не хочет рыскат» по нормативке и тратить на это много времени, мы подготовили таблицу административных правонарушений в области трудового законодательства.

Составленная нами таблица содержит перечень нарушений трудового законодательства и виды административной ответственности, предусмотренной за это КоАП РФ.

Основным наказанием является штраф, в отдельных случаях — приостановление деятельности на определенный срок, предупреждение или дисквалификация должностных лиц.

Ответственность за административные правонарушения в области трудового законодательства
Статья КоАП РФПравонарушениеШтрафАльтернативные виды ответственности
5.27
  • На должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 70 000 руб.
  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • Уклонение от оформления трудового договора.
  • Ненадлежащее оформление трудового договора.
  • Подмена трудового договора гражданско-правовым.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
  • На граждан — 5 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • Выдача зарплаты (иных выплат) с опозданием или невыплата ее вовсе.
  • Установление зарплаты в размере меньшем, чем установлено трудовым законодательством
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На ИП — от 1 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
  • На должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На ИП — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На юрлиц — от 50 000 до 80 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 60 000 до 80 000 руб.
  • обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров;
  • обязательных медосмотров в начале смены;
  • обязательных психиатрических освидетельствований
  • На должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб.
  • На ИП — от 15 000 до 25 000 руб.
  • На юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На ИП — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 130 000 до 150 000 руб.
  • На должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 40 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения.
  • Нарушение срока проведения переговоров.
  • Необеспечение в срок работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения
  • Уклонение работодателя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах
  • Непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований.
  • Создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции)
  • Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов (в соответствии с квотой).
  • Отказ в приеме на работу инвалида (в пределах квоты)
  • без тахографа (если его установка предусмотрена законодательно);
  • с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным)тахографом;
  • с тахографом, не соответствующим установленным требованиям (за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства)
  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • Нарушение порядка проведения медицинского освидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.
  • Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.
  • На граждан — от 1 000 до 1 500 руб.
  • На должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На граждан — от 1 000 до 3 000 руб.
  • На должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • Обработка персональных данных без согласия работника, данного в письменной форме.
  • Обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие, данное работником в письменной форме
  • На граждан — от 3 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 15 000 до 75 000 руб.
  • На граждан — от 700 до 1 500 руб.
  • На должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб.
  • На ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На юрлиц — от 15 000 до 30 000 руб.
  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 6 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 15 000 руб.
  • На юрлиц — от 20 000 до 40 000 руб.
  • об уточнении персональных данных;
  • их блокировании или уничтожении.

При этом персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

  • На граждан — от 1 000 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 25 000 до 45 000 руб.
  • На граждан — от 700 до 2 000 руб.
  • На должностных лиц — от 4 000 до 10 000 руб.
  • На ИП — от 10 000 до 20 000 руб.
  • На юрлиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом обязанности по обезличиванию персональных данных.
  • Несоблюдение требований или методов по обезличиванию персональных данных
  • На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
  • На юрлиц — от 70 000 до 100 000 руб.
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На должностных лиц — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
  • На юрлиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • На граждан — от 300 до 500 руб.
  • На должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.
  • На юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
  • На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 500 000 руб.
  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) без разрешения на работу либо патента.
  • Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.
  • Привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 250 000 до 800 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 5 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 800 000 руб.
  • На граждан — от 5 000 до 7 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
  • На должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 350 000 до 800 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 800 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 70 000 руб.
  • На юрлиц — от 450 000 до 1 000 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 45 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 800 000 до 1 000 000 руб.
  • На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На ИП — от 30 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 200 000 руб.
  • На граждан — от 2 000 до 4 000 руб.
  • На должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.
  • На юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Узнаете, как составлять идеальные кадровые документы, к которым не придерутся ни трудовые инспекторы, ни налоговики.

О правилах проведения и объектах проверок ГИТ мы подробно рассказывали в предыдущих публикациях. В этой статье поговорим о том, какие ошибки чаще всего допускают работодатели, какие санкции может наложить трудовая инспекция и как этого избежать. Вопрос важный, ведь несоблюдение требований актуального законодательства грозит серьезными штрафами, а за какие-то нарушения может последовать и уголовная ответственность.

Общие нарушения в сфере трудового права

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 421, который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.

Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие общие нарушения трудового законодательства:

  • локальные нормативные акты работодатель утверждает без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
  • в трудовой договор не внесена запись о получении работником своего экземпляра на руки (ст. 67 ТК РФ);
  • на книге учета движения трудовых книжек или книге учета бланков трудовой книжки нет пломбы или сургучной печати — это устаревшее, но пока не отмененное требование (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225);
  • в нарушение требований ст. 140 ТК РФ расчеты с сотрудниками проведены не в день их увольнения;
  • в нарушение ст. 236 ТК РФ денежная компенсация за задержку расчета при увольнении работников не начисляется и не производится;
  • в личной карточке работника не ведется учет отпусков (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1);
  • личные карточки работников не содержат подписей об ознакомлении с записями о приеме на работу, переводах и увольнениях (п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225).

Штрафные санкции

Нарушение законодательства о труде, если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП) Для должностных лиц Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для ИП Штраф от 1 000 до 5 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Нарушения, связанные с заключением трудового договора

В 2015 году в ст. 5.27 КоАП нарушения такого вида были выделены в отдельный пункт. И до сих пор они находятся под пристальным вниманием ГИТ. За какие правонарушения инспекторы чаще всего наказывают работодателей? Тут стоит перечислить следующее:

  1. Работодатель заключает с работником вместо трудового договора гражданско-правовой (вопреки ч. 2 ст. 15 ТК РФ).
  2. В трудовой договор не внесены обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ и другими нормативными правовыми актами. Тут нужно быть внимательными, потому что инспектор может придраться даже к абсурдным или устаревшим требованиям законов. Например, в трудовом договоре должно быть условие об обеспечении смывающими и обезвреживающими средствами — такое требование есть в п. 9 Стандарта безопасности (Приказ Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н).
  3. Вместо указания размера должностного оклада договор содержит отсылку к штатному расписанию. Ст. 57 ТК РФ говорит, что в трудовом договоре работодатель в обязательном порядке указывает размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также иные составляющие заработной платы.
  4. Работодатель заключает срочный трудовой договор при отсутствии основания, предусмотренного ст. 59 ТК РФ, или не вносит в договор указания на причину заключения срочного договора. Например, в срочном договоре с работником, который уже на пенсии по возрасту, стоит указать, что договор заключен именно как с пенсионером по возрасту (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). В противном случае увольнение такого сотрудника на основании истечения срока трудового договора может создать для работодателя определенные риски.

Штрафные санкции

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ) Для должностных лиц Штраф от 10 000 до 20 000 руб.
Для ИП Штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 50 000 до 100 000 руб.
Повторное совершение указанных правонарушений (лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения) (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ) Для граждан Штраф 5 000 руб.
Для должностных лиц Дисквалификация от одного до трех лет
Для ИП Штраф от 30 000 до 40 000 руб.
Для юридических лиц Штраф от 100 000 до 200 000 руб.

КоАП квалифицирует как отдельный состав правонарушения фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ) и предусматривает штрафы: для граждан — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение правил оплаты труда

Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2016 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.

Штрафные санкции

  1. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работнику
  2. Установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ)

Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.

Нарушения в сфере охраны труда

Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 № 421 (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.

В ней отдельным пунктом (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.

Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:

  • отсутствие или ненадлежащее ведение журналов инструктажей, отсутствие программы проведения инструктажей;
  • непроведение обучения и проверки знаний по охране труда или обучение в неаккредитованных организациях (Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2013 № 1/29);
  • отсутствие комиссии для проверки знаний по охране труда;
  • отсутствие перечня контингента и поименного списка лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру (нарушение Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
  • непроведение обязательных предварительных/периодических/предрейсовых медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ);
  • непроведение обязательных психиатрических освидетельствований в специализированных клиниках, имеющих аккредитацию (ст. 213 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в ред. от 23.09.2002).

Штрафные санкции

  1. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
  2. Непроведение СОУТ (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
  1. Допуск к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда.
  2. Допуск к работе без обязательных предварительных и периодических медосмотров, медосмотров в начале рабочего дня, психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Для субъектов малого предпринимательства установлено специальное правило (ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ): штраф за нарушения трудового законодательства может быть заменен предупреждением, если:

  • нарушение совершено впервые;
  • нет имущественного ущерба;
  • отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животным и растительности, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства;
  • нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций.

По окончании проверки представители госинспекции составляют несколько документов в зависимости от результатов: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания. Документы выдаются под подпись руководителю или уполномоченному лицу.

Подробно о них мы рассказывали в статье «Проверки ГИТ: о чем должен помнить работодатель», здесь лишь уточним, что акт проверки и протокол обжалованию не подлежат. В случае несогласия можно в течение 15 дней подготовить возражения.

Предписание можно обжаловать в административном порядке вышестоящему должностному лицу ГИТ (ст. 361 ТК РФ) или в суде — по месту нахождения ГИТ в течение 10 дней с момента получения предписания. С этого же момента у организации есть месяц, чтобы устранить выявленные нарушения и дать госинспекции по труду обратную связь о ходе работ.

Постановление обжалуется только в судебном порядке по месту нахождения работодателя в течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Об авторе: Светлана Головина — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: