Может ли женщина работать водителем автобуса

Опубликовано: 17.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее - работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее - локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.

4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении - 3 часа;

для остальных водителей - 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее - еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

9. Рабочее время водителя включает:

время управления автомобилем;

время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);

время работы, не связанной с управлением автомобилем.

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее - ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов.

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);

ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.

17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее - экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Обзор документа

На 2021-2026 гг. установлены новые требования к режиму работы и отдыха, условиям труда водителей автомобилей. Прежние правила отменяются в связи с реализацией механизма "регуляторной гильотины".

Новые нормы не распространяются на водителей служебных машин органов власти, автомобилей ведомственной охраны, для международных перевозок, оперативно-разыскной деятельности, оказания медпомощи, пожарной и спасательной служб, а также на водителей-военнослужащих.

Получение и замена водительских прав может иметь некоторые особенности для различных категорий водителей. К нашим автоюристам за последний месяц поступили несколько вопросов. Которые касаются ограничений для женщин-водителей и мы решили разобраться, существуют ли какие-либо сложности для прекрасного пола с получением водительских прав и дальнейшим управлением автомобилем.

Вопрос 1: Здравствуйте! Пыталась открыть категорию на пассажирский автобус, мне сказали, что в этом нет смысла. Так как меня на работу не возьмут – женщины по закону не могут управлять пассажирским автобусом.

Вопрос 2: Добрый день! Скажите, существуют ли особенности получения водительских прав женщиной старше 45 лет или нет?

Эти и подробные вопросы периодически поступают на горячую линию к нашим специалистам. Попробуем разобраться.

Получение водительских прав для женщин в 2020 году

Процедура получения водительского удостоверения впервые урегулирована «Правилами проведения экзаменов…», утвержденными Постановлением Правительства от 24 октября 2014 года за №1097.

Никаких особенностей для женщин-водителей данный документ не содержит.

Точно так, не будет отличаться порядок замены водительского удостоверения для представительниц прекрасного пола.

Ранее был единственный нюанс – в составе врачей, которых необходимо пройти женщинам-кандидатам в водители. Для прекрасного пола обязательным являлось прохождение врача-гинеколога для получения необходимого положительного заключения

На сегодняшний день в текущей редакции Правил проведения медицинского освидетельствования не содержится требований об обязательном прохождении обследования врачом-гинекологом.

Полное наименование документа, регулирующего порядок медицинского обследования кандидатов в водители, приведено ниже. Можете ознакомиться с ним самостоятельно и убедиться в вышесказанном.

медицинское обследование женщин водителей

Ограничения для женщин-водителей в 2020 году

Каких-либо законодательных ограничений на использование женщинами автомобильного или иного транспорта не существует.

А вот на работу по найму в ряде случаев женщины не могут быть приняты ввиду ограничений на тяжелый труд.

Перечень профессий, по которым не допускается использование женского труда, установлен Постановлением Правительства №162 от 25 февраля 2000 года. В нем, а именно в разделе XXXI перечислены профессии, связанные с автомобилями и слесарными работами в отношении автотранспорта.

Полный перечень размещен ниже.

Ограничения для женщин-водителей в 2019 году

Таким образом, женщины не могут работать водителями грузовых автомобилей дальнего следования (на городской транспорт такие ограничения не распространяются) и водителями автобусов с числом пассажиромест свыше 14. Опять же – в отношении автобусов действуют те же ограничения, что и для грузовых машин – в пределах города и на пригородных маршрутах никаких ограничений для женского труда по такой профессии нет.

Итого, законодательно установлены следующие ограничения для женщин-водителей:

  • На работу водителем-дальнобойщиком на грузовом автомобиле массой свыше 2.5 тонн;
  • На работу водителем автобуса с пассажирскими местами свыше 14, исключая городские, пригородные и внутризаводские маршруты.

То есть женщинам управлять грузовиками и автобусами запрещено?

Нет, не запрещено. Ограничения касаются лишь найма женщин на такую работу – то есть юридическое лицо или ИП не вправе принимать представительниц прекрасного пола на такие должности с описанным в Перечне кругом обязанностей. За данные нарушения работодателю грозит ответственность.

Но этот документ регулирует трудовые отношения, но никак не дорожную сферу! Иными словами, никто не запрещает женщине-водителю управлять, допустим, своим собственным автобусом или грузовиком – в этом случае она ничего не нарушает, поскольку не является работодателем.

Аналогично женщина-водитель может:

  • Управлять перечисленными транспортными средствами по доверенности;
  • Арендовать их для личного использования или коммерческой работы.

Конечно, мало кто из дам стремится за руль фуры или пассажирского автобуса – но все же запрет на работу по найму водителем такого транспорта вовсе не означает запрет на управление ими.

В остальной же части законодательство не содержит ограничений или запретом для женщин на дороге. Да и статистика, несмотря на юмор в отношении женщин-водителей, все же непреклонна – прекрасный пол куда более осторожен на дороге и по женской вине происходит куда меньше серьезных ДТП с тяжкими последствиями.

Эксперимент автопарка, начатый в 2015 году в Екатеринбурге, оказался удачным.

Водителей-женщин на автобусы стали набирать только в 2015 году

Водителей-женщин на автобусы стали набирать только в 2015 году

Фото: Антон Басанаев / Е1.RU

Женщина за рулём автомобиля уже привычная всем картина. А вот женщина-водитель автобуса в России до сих пор диковинка.

В Екатеринбурге набирать представительниц слабого пола на автобусы стали только в 2015 году. Как объяснили в МОАП, мужчины не шли работать на автобусные маршруты, и кадровую проблему попробовали решить за счёт дам.

— Молодёжь к нам просто не идёт, — пожаловался корреспонденту E1.RU директор автотранспортного предприятия N 2 Екатеринбурга Сергей Катышев. — Молодые люди предпочитают автобусу другую работу, ведь прежде чем сесть за руль, нужно за свои деньги четыре месяца учиться на категорию D. Раньше у нас при предприятии была своя школа и обучение было дешевле, поэтому и проблем с кадрами не было. А теперь им приходится учиться в автошколах, а у них ценник выше.

До 2015 года на автобусном маршруте работала одна-единственная женщина — Людмила Яковлева, которая пришла работать в 1957 году и провела за рулём почти 40 лет, причём разрешение стать водителем автобуса она выбивала через Министерство транспорта СССР. Сегодня из 636 водителей городских автобусов 9 женщин. Почти все они раньше водили троллейбусы, но теперь решили пересесть на транспорт потяжелее.

Корреспонденты Е1.RU встретились с ними, чтобы узнать, почему они взялись за тяжёлую «мужскую» работу, как на них реагируют пассажиры, как складываются отношения с другими водителями и как они уживаются на одной дороге с горячими восточными пилотами вездесущих маршруток. Двух нам застать на рабочем месте — за баранкой — не удалось, но остальные о своей работе рассказали с удовольствием.

«Некоторые считают, что женщина за рулём автобуса — это аномалия»

Галине Блиновой 36 лет. В водители автобуса её «заманил» муж, который раньше сам работал на автотранспортном предприятии. Галина решила попробовать и променяла троллейбус, на котором проработала 13 лет, на автобус. Сейчас она работает на автобусе 1-го маршрута, который ходит в Кольцово, и говорит, что не представляет свою жизнь без руля.

Галина Блинова работает на автобусе N 1 и ездит между Кольцово и железнодорожным вокзалом

Фото: Антон Басанаев / Е1.RU

— В первую очередь, в водители автобусов потянулись женщины, которые работали на троллейбусе. Нам легче приспособиться к этому транспорту, ведь мы знакомы и с габаритами, и с принципами управления. Я нисколько не пожалела, что поменяла место работы. Ездить на автобусе гораздо комфортнее, чем на троллейбусе. Это как пересесть с «Жигулей» на иномарку. Услышав наши положительные отзывы и видя наши расчётки по зарплате (зарплата водителя автобуса — от 34 тысяч, троллейбуса — от 26 тысяч. — Прим. ред.), многие женщины-водители сейчас подумывают, чтобы перейти из ТТУ в МОАП. Чтобы прекратить эту текучку, мы даже стали распускать слухи, что нам здесь очень плохо, что нас не воспринимают.

Основная часть коллектива нас приняла хорошо. Конечно, ещё остались закоренелые мужчины, убеждённые в том, что женщина за рулём автобуса — это аномалия. Просто они никогда не сидели за рулём троллейбуса и не понимают, что это гораздо сложнее, чем управлять автобусом.

Что касается пассажиров, то кто благодарит за поездку, а кто-то, бывает, остаётся недоволен тем, что за рулём женщина. Однажды у меня сломался автобус, и когда я вышла посмотреть, что произошло, то первое, что услышала, было: «Конечно, баба за рулём!». Но, несмотря на такие высказывания, я всё равно люблю свою работу. Изначально я училась на ювелира, но поняла, что это не моё.

«Один из пассажиров, увидев меня, перекрестился»

Всю жизнь Ольга Скаредина мечтала работать водителем автобуса, но когда узнала, что женщин туда не берут, устроилась работать на троллейбус. За рулём «рогатого» она ездила 14 лет. Сейчас ей 38 лет, и она решила пойти в водители автобуса. Тем более что её муж тоже водитель автобуса и всему её научил. Сейчас они работают на одном рейсе — посменно.

В кабине автобуса Ольга Скаредина изо всех сил наводит уют: на полу — коврик, на ногах — тапочки

Фото: Антон Басанаев / Е1.RU

— Мой папа был водителем грузовых машин и в детстве брал меня с собой в гараж, я любила сидеть за рулём. Видимо, это и повлияло на мой выбор профессии.

Горожане по-разному относятся к женщинам-водителям. Некоторые считают, что женщина за рулём — это обезьяна с гранатой. У меня был случай на 45-м маршруте, когда пассажир вышел на остановке, обошёл автобус спереди и перекрестился. Поэтому за рулём автобуса я чувствую себя богиней: пассажиры молятся, пешеходы крестятся.

Про наших «коллег»-маршрутчиков скажу одно — они беспредельщики. Мешают нам на дороге, регулярно создавая аварийные ситуации. Всё, что можно нарушить, они нарушают. Их девиз: «Красный наш, зелёный общий». А вообще я люблю свою работу, уж очень мне нравятся большие машины. Я бы и на фуру работать пошла, если бы меня отпустил муж.

«Мне всегда нравились большие машины»

Из всех женщин в автопарке Людмила Боркунова единственная, кто до этого не водил общественный транспорт. Всю свою жизнь она проработала в торговле. Но в 40 лет, увидев в газете объявление, решила пойти на водителя автобуса. Сейчас она заканчивает обучение и готовится выйти на линию. На каком маршруте она будет ездить, пока не знает.

“Все мои одноклассницы пошли на швей-мотористок учиться, и одна я - на водителя”, - смеётся новокузнечанка Марина Гаркавенко.

Вот уже пять лет в свободное от основной профессии время она водит автобус на междугородных направлениях - работа, как говорит новокузнечанка, для души. С ней согласна Маргарита Казакова, которая полгода как за рулём маршрутки №47а и уже привыкла к удивлённым взглядам пассажиров.

В преддверии Международного женского дня Маргарита и Марина встретились в уютной кофейне с журналистом ВашГород.ру, чтобы рассказать, как их воспринимают на дороге, что они делают, если автобус сломается в пути, и почему женщину-водителя очень ценят работодатели.


Слева направо: Марина Гаркавенко, Маргарита Казакова

ВГ: Давайте сразу с самого интересного. Как вы пришли к тому, что стали водителями?

Марина: Я всегда любила и люблю большие машины. Был опыт работы в такси, шесть лет отработали, в “Стиле” на Ильинке. Уже года четыре как не работаю. У меня был семиместный минивэн, "Хонда". Много пассажиров меня знали.

Меня в моих начинаниях всегда поддерживали дети и муж. Помню, увидела 20-местный “Мерседес”, сказала - хочу на нём попробовать поехать. Дети сделали мне подарок на юбилей, купили сертификат на обучение в автошколе. Выхода не было, пришлось учиться (смеётся). И вот моя мечта осуществилась.

Маргарита: Я впервые за рулём побывала в 12 лет. Папа посадил за "ЗИЛ". И как-то вот привил он это мне, что ли… Потом я пошла отучилась на категорию “С”, ездила на грузовых авто, на "ГАЗе". А потом на “В” пошла пересдавать. Когда села на “Москвич-412", мне он даже показался иномаркой, таким всё ощущалось лёгким и простым…

Потом решила отучиться и водить автобус. Честно сказать, меня никто не поддерживал. Все говорили - да ты что, сдурела, зачем тебе это надо (смеётся)… Только подруга верила в меня. А сейчас, когда видят меня, говорят - ну надо же, добилась, поехала. И все хвалят.

ВГ: В детстве не представляли, что когда-то будете работать водителем?

Маргарита: Водить машину я всегда хотела. Но что на автобус я пойду - нет. Честно говоря, порой я езжу и сама думаю: "Ну надо же”.

Марина: Я всегда знала, что буду за рулём. Но, конечно, у меня не было мысли стать водителем автобуса, это пришло как-то потом.


Маргарита: Мне вот с детства папа любовь к машинам привил. Помню, учил меня, я всё на дорогу не могла попасть. Плакала. А он сидел такой спокойный и говорил: “Едь”. Я как-то собралась. Поехала, до сих пор остановиться не могу (смеётся).

ВГ: Помните свой первый рабочий день в должности водителя?

Марина: Да, первый рейс был в Кемерово - аэропорт, туристы… Загружаемся мы на вокзале. Со мной был мой инструктор, можно так сказать, Василий Иванович. Садятся пассажиры в автобус, а я даже зайти в него не могу (улыбается). Говорю ему: “Вася, у меня такое впечатление, что они сейчас увидят, как я сажусь за руль, и все сбегут” (смеётся).

А Вася тут заходит и говорит: “Уважаемые пассажиры, вы не переживайте, сегодня вас повезёт девушка, она у нас работает водителем. Не бойтесь, всё будет хорошо.” А тогда ещё так случилось, что все пассажиры тоже женщины были. Говорят: “Да нет, мы не боимся”. И когда приехали уже в аэропорт, многие подходили ко мне, спросили, буду ли я их встречать, когда они вернутся. Были довольны. Но все, наверное, были в шоке (улыбается).

Маргарита: В мой первый день стажировки мы приехали на Запсиб, на “Радугу”. Я испереживалась вся естественно. А тут вдруг женщина на улице оббегает автобус, заглядывает ко мне в окно и говорит “Молодец, классно!”. Я аж выдохнула. Потом всегда одни похвалы получала от пассажиров. Но всё равно волнуешься, думаешь - как проехала…

Марина: Волнуешься, потому что у тебя за спиной сидят люди. Ты за них несёшь ответственность.

Маргарита: У меня пассажиры многие, когда замечают, что женщина за рулём, так наблюдают за мной (смеётся). Мне же в зеркале всё видно. А кто постоянно ездит, привыкли уже.


ВГ: В Новокузнецке женщины-водители автобусов - явление нечастое?

Марина: Мы с Маргаритой учились в одной автошколе. Мне тогда инструктор сказал, что я - вторая женщина, которая выучилась на категорию “D”.

Маргарита: А я, получается, третья. Помню, мне в автошколе говорили, что одна женщина раз семь сдавала на категорию “D”, сдавала, всё не могла, потом бросила в итоге.

ВГ: Работодатель сразу принял вас в коллектив, или сомневался?

Марина: Сразу принял. Но, конечно, первый наставник, который меня стажировал, сначала ворчал - вот, женщина, да я с ней не поеду… Был настроен критически. Но после поездки похвалил меня.

Маргарита: Не сомневались совсем. Мне кажется, если захочу уйти, не отпустят даже

ВГ: Может, всё дело в том, что женщины более исполнительные и обязательные?

Марина: Вот я считаю, женщина за рулём - более собранный водитель. Я не знаю, как другие, я не нарушаю правил дорожного движения. Даже на собственной машине. Это мой принцип. И я ему учу других. И я знаю, что на дороге нужно быть вежливыми друг к другу, уважать на дороге. Я думаю, это именно женская черта - относиться к другим терпимей.


ВГ: И не кричите никогда на других, когда за рулём?

Марина: Конечно, иногда вырывается (смеётся).

Маргарита: Да, бывает. Но кондукторы, которые работали со мной, говорили - впервые такое, чтобы за рейс ни одного мата от водителя не было. Такая тишина в машине, удивлялись (смеётся). Но иной раз вылетает всё равно словцо, прошипишь что-нибудь.

ВГ: Не приходилось сталкиваться с непониманием со стороны мужчин-водителей?

Маргарита: По-разному. В основном, всё нормально. Некоторые даже говорят - снимаем шляпу.

Марина: Все были просто в восторге. Меня многие знали, кто работает там. Работала на такси, и нам приходилось пересекаться, общаться. Тут главное - в себя поверить самому. У меня знакомые многие говорят - ну надо же, она уже автобус водит! Спрашивают - куда ещё тебя твои дети отправят (смеётся)?

Маргарита: Я вот одно время хотела трамвай водить. Училась, прошла теорию, но когда села за него, чуть не уснула. Нет, это не моё. Даже не стала корочки получать.

ВГ: Что делаете, если попадаются буйные и конфликтные пассажиры?

Марина: У меня в такси были такие случаи. Приходилось останавливаться посреди дороги, просить выйти. Случались всякие инциденты. Клиенты видят, что я не шучу, извиняются, и дальше уже нормально едем.

Маргарита: У меня тоже не было таких случаев пока.


ВГ: Если ломаются автобусы или барахлят посреди дороги, что делаете? Пробуете, как многие водители, сами починить?

Марина: Нет, автобус - это всё-таки не велосипед. Но, в принципе, всё же электронное сейчас - если замечаешь какую-то неполадку, в любом случае, можешь доехать до гаража, а там уже специалисты определят, что с автобусом. Как говорит мой работодатель, лучше нанимать женщину-водителя и дополнительно - слесаря, чем решать проблемы, которые порой создают мужчины-водители, которые сами пытаются ремонтировать.

ВГ: Как вы считаете, всё-таки женщины меньше лихачат на дорогах?

Марина: У женщин склад ума другой. Ответственности больше.

Маргарита: Вот у меня часто ездят с ребятишечками, с колясочками мамы. А на остановке, бывает, подъедешь - а там мама спешит к автобусу, с двумя маленькими детьми, стоишь, ждёшь её. Думаешь, господи, хоть бы не поскользнулась, нормально дошла.

Марина: И тут уже не до графика.

Маргарита: Да. Сердце аж болит в такие моменты, думаешь, да хоть самой выйти да помочь.

ВГ: Что самое сложное в работе водителя?

Маргарита: Для меня - рано вставать (смеётся).

Марина: Непонимание на дороге. Это самое сложное. Встречаются такие водители, которые просто не реагируют ни на что. А если видят ещё, что женщина за рулём, да ещё и блондинка, всё, у них башню сносит. И начинается… Но в брюнетку покраситься всё равно не желаю (улыбается).



ВГ: То есть нельзя сказать, что водитель - это мужская профессия?

Марина: Нет, конечно, нет. Я читала, что на одном разрезе у нас в области женщины на БЕЛАЗах работают. А почему нет? Я не вижу ничего такого тяжёлого и сложного в этом, такого, чтобы женщины не справились. Мужчины же могут у нас работать, например, модельерами, а почему мы не можем водителями (улыбается)?

ВГ: И вы бы посоветовали женщинам работать водителями автобусов?

Маргарита: Если нравится и хочется, душа лежит к этому, то, конечно же, надо идти и учиться.

Марина: Но нужно и иметь какую-то внутреннюю силу, чтобы знать, что сможешь хорошо водить автобус, чтобы пассажирам было комфортно, когда ты за рулём. И, конечно, верить в себя.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1

На КАО «Азот» запущено первое в России производство азотной кислоты по американской технологии

Новая установка АК-500 — это первое в России производство по технологии KBR ( США), которое характеризуется эффективностью и высокой экологичностью. Новый комплекс предназначен для производства неконцентрированной азотной кислоты и её транспортировки на другие производства завода.

В церемонии торжественного запуска пуско-наладочных работ принял участие Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. «Улучшению экологической обстановки в Кузбассе уделяем особое внимание, работаем по данному направлению с промышленниками. „Азот“ один из первых начал масштабные преобразования. Сегодня видим первые результаты серьезных действий — запуск цеха азотной кислоты, на очереди — цех по производству водорода.», — подчеркнул Губернатор.

Контракт на строительство установки по производству азотной кислоты производительностью 500 тонн в сутки по технологии компании KBR КАО «Азот» подписало в 2018 году. Оборудование и технологии, предусмотренные проектом, имеют ряд преимуществ, среди которых особая конструкция реактора конверсии аммиака, высокая степень рекуперации тепла, отсутствие потребления природного газа и высокая экологичность.

Технология производства азотной кислоты KBR включена в «Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям» ( ИТС 2-2019) в области экологии. Она характеризуется полным отсутствием выброса в атмосферный воздух оксида углерода, а также значением диоксида азота — не более 25 ppm. К 2026 году предприятие планирует снизить производственные выбросы в 2 раза.

«По своим масштабам пуск новой установки для нашего предприятия соизмерим с возведением первых крупнотоннажных агрегатов завода, последний из которых был открыт более 35 лет назад. Проект осуществлен в рамках программы развития предприятия стоимостью 29 миллиардов рублей, стартовавшей в 2018 году. Запуск нового производства позволил создать 15 современных рабочих мест и после выхода цеха на производственную мощность увеличит выпуск аммиачной селитры на 20%», — отметил генеральный директор КАО «Азот» Игорь Безух.

Строительство по проекту выполнялось силами EPC-подрядчика ООО «Стэп» ( г. Санкт-Петербург). За 2 года на участке предприятия площадью 0,7 га сооружены здания компрессии, этажерки, площадки наружного оборудования, узлы оборотного водоснабжения, трансформаторная подстанция и распределительный узел, выхлопная труба, эстакады и другие объекты. Несмотря на то что основные строительные работы проходили в непростой период коронавирусной пандемии и ограничительных мер ряда стран, лицензионное оборудование все-таки было доставлено и монтажные работы не были остановлены.

Как сообщил в пресс-службе компании, в ходе встрече с Губернатором Сергеем Цивилевым, принято решение о полной модернизации завода в течение ближайших 5-6 лет. В результате объем производства товарной продукции минеральной группы вырастит в 3 раза.

Роман за рулем автобуса: как становятся лучшими в профессии

На прошлой неделе в Москве выбрали лучших водителей автобусов. До финала главного городского конкурса профессионального мастерства дошли 34 участника. А успешнее всех прошли испытания Кирилл Разумов и Анна Гудкова, которые заняли два первых места.

Так случилось, что они не просто вместе работают в филиале «Западный» ГУП «Мосгортранс», вместе ездят по одному из самых востребованных маршрутов № 904, но и уже не первый год встречаются. Мы спросили у лучших московских водителей, что нужно, чтобы получить такое звание, за что они любят свою работу и каково это — быть вместе на дороге и дома.

«Особенно красиво смотреть в окно зимой, когда светят фонари»

Для Кирилла Разумова профессия водителя — по-настоящему семейное дело. За рулем автобуса работали его отец и дед. Продолжатель династии, еще живя в родном Омске, почти сразу начал участвовать в профессиональных конкурсах. А с переездом в Москву продолжил совершенствовать мастерство.


— Кирилл, почему вы решили стать водителем автобуса?

— У меня с самого детства было стремление управлять большими машинами. Когда я был ребенком, отец иногда забирал меня на работу из садика, и я смотрел, как он водит автобус, как ставит его в бокс. Когда вырос, пошел учиться в омский ДОСААФ: получил там права категорий B и C. Потом попал в армию, где тоже был водителем — я перевозил ракеты. А уже после отучился на категорию пассажирского транспорта и сразу начал работать на автобусе.

— Чем отличается работа на московских маршрутах?

— Транспорт в Москве намного современнее и комфортнее для водителя, а на дорогах есть выделенные полосы. Они очень помогают экономить время даже при серьезных заторах. Еще мне нравятся опрятный внешний вид водителей Мосгортранса и их дисциплинированность.

— Есть ли у вас любимый маршрут? Где вам нравится проезжать и останавливаться?

— Я работаю на маршруте № 904, он проходит мимо Тверской Заставы, здания Мэрии Москвы и Кремля до станции метро «Китай-город». Он, наверное, и есть мой любимый. Особенно красиво смотреть в окно зимой, когда уже стемнело и светят фонари.

— Как изменился московский транспорт за время вашей работы?

— В 2015 году, когда я стал работать в Москве, еще весь парк состоял из бело-зеленых автобусов. А в 2016 году приехал первый синий автобус. Можно сказать, я видел, как преображается московский транспорт.

— Изменилась ли обстановка на дорогах: как относятся к общественному транспорту другие участники движения?

— Когда я работал на коротком автобусе, я бы не сказал, что водители меня сильно уважали. А когда начал водить «гармошку», сразу почувствовал другое отношение. Такие машины водители чаще пропускают, видят, что за рулем опытный человек.

— Как выбирают лучших водителей в Москве?

— Конкурс проходит в три этапа. Первый — теория. На нее дается в два раза меньше времени, чем на обычном экзамене в ГИБДД: не 20 минут, а 10. При этом конкуренция высока — чем быстрее ты ответишь, тем лучше. После этого практическая часть: ты заходишь в бокс, где стоит автобус, в нем есть примерно 30 неисправностей, тебе дают задание найти некоторые из них. На осмотр дается всего три минуты. Неисправности могут быть в салоне, в двигателе, под капотом. Чем раньше ты выйдешь и больше найдешь, тем лучше. А третий этап — маневрирование.





— Вы с 2015 года пять раз занимали призовые места на профессиональных конкурсах. Вы чему-то на них учитесь? Берете что-то в обычную практику?

— Когда я в первый раз победил на профессиональном конкурсе, я подумал, что это просто удача, но на следующий год я снова стал первым. Сегодня я еще, наверное, не до конца понимаю, что стал лучшим в Москве, но уже появляется какая-то уверенность в себе. Когда ты участвуешь в конкурсе, ты даже становишься увереннее в себе. Ты ждешь начала соревнований, заранее к ним готовишься, повторяешь правила дорожного движения, чтобы не было никаких ошибок. В итоге растет мастерство. У меня, например, за всю историю не было ни одной аварии.

— На работе вы встретили свою девушку. Каково это быть вместе двум водителям автобусов?

— Мы долгое время просто общались как коллеги и дружили. Когда Анна только устроилась на работу, я занял первое место в командном зачете и второе в личном. Я предложил ей попробовать поучаствовать в конкурсе вместе на следующий год. Я стал помогать ей готовиться, можно сказать, был ее тренером. Мы начали больше проводить времени вместе и постепенно стали встречаться.

Мы работаем на одном маршруте, вместе обедаем — у нас такой график, что мы едем на маршруте практически друг за другом: если Анна приезжает на обед, то через какое-то время приеду и я. А потом мы вместе идем домой, потому что смены тоже заканчиваются примерно в одно время.

«Водителей удивляют женщины за рулем больших автобусов»

Анна Гудкова пришла работать в ГУП «Мосгортранс» в 2017 году. Одна из немногих женщин в автобусном парке уже три года пробует свои силы в профессиональных конкурсах. И последняя попытка оказалась самой успешной.


— Как вы оказались в такой профессии — не самой популярной среди девушек?

— Честно говоря, случайно. Наш парк находится рядом с моим домом. И поначалу просто искала работу, которая была бы в шаговой доступности. У меня уже были права, и я прошла обучение в течение 2,5 месяца. После этого смогла трудоустроиться. А когда немного втянулась, мне очень понравилось.

— Почему вы решили участвовать в конкурсе? Насколько для вас было важно занять призовое место?

— Я хотела получить от соревнований позитивные эмоции. Хотелось самой попробовать, узнать, как все происходит, как выглядит изнутри. Первый раз у меня был пробный, можно сказать, — я не заняла никакого места. Во второй раз я стала третьей среди женщин. А в этом году я заняла призовое место в личном зачете. Я шла к этому целый год, очень стремилась и много готовилась.

— Что для вас быть одним из лучших профессиональных водителей Москвы?

— Честно говоря, до конца у меня в голове еще не уложилось, что получилось занять высокое место. Но эмоции только позитивные — я очень рада. Я даже, наверное, до конца не верила, что смогу показать такой результат. Ведь в конкурсе участвовали 34 водителя, и все они профессионалы своего дела.

— Много ли женщин работает на московских маршрутах?

— В нашем филиале автобусного парка работают 10–15 женщин из примерно 600 водителей, но раньше их было еще меньше. Я замечаю, что с каждым годом их количество растет.


— Есть ли особое отношение к женщинам-водителям автобусов у вас в парке и на дорогах?

— В парке особого отношения нет: все водители равны. А на дорогах некоторых водителей женщины за рулем автобуса удивляют — все-таки транспорт не малогабаритный. Я сейчас работаю на длинном сочлененном автобусе категории Е, и от этого на лицах мужчин бывает еще больше удивления.

— Как изменился общественный транспорт в Москве за три года вашей работы?

— Транспорт меняется: становятся лучше автобусы, раньше были более старые модели, сейчас уже парк почти полностью обновился.

— На каких маршрутах вам больше всего нравится работать?

— 904-й — один из любимых моих маршрутов. Он проходит через центр города по красивым местам. Да и пассажиры там тоже достаточно приветливые.

Читайте также: