Обязан ли вахтенный моторист обеспечивать работу электрооборудования

Опубликовано: 17.09.2024

1. Вахта -это специальный вид выполнения своих обязанностей членами судового экипажа, требующий повышенного внимания и непрерывного нахождения на рабочем месте или на посту. Вахта обеспечивает безопасность, живучесть и производственную деятельность судна.

2. Вахта контролирует посещение судна посторонними лицами, обеспечивает сохранность имущества и груза, находящегося на судне.

3. Ответственность за организацию вахтенной службы в целом возлагается на капитана, а по судовым службам – на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.

4. Никто из вахтенных без разрешения начальника по вахте не имеет права оставлять пост или передавать другому лицу исполнение своих обязанностей.

5. При обнаружении ненормальностей, отклонения параметров и прочего, необходимо немедленно доложить вахтенному начальнику.

6. Очередная вахта должна прибыть к месту несения вахты заблаговременно.

7. Судовые вахты подразделяются на ходовые и стояночные. Ходовая вахта – 4 часа, а при двухсменке – 6 часов. Продолжительность стояночной вахты для комсостава – 24 часа, для судовой команды – 8 часов.

8. Каждый член вахты должен знать свои обязанности по несению вахты:

- Уметь пользоваться системами внутрисудовой связи.

- Знать аварийные выходы, место расположения аварийного и противопожарного имущества, спасательных средств и уметь ими пользоваться.

- Знать сигналы судовых тревог.

Обязанности вахтенного моториста.

1. Вахтенный моторист подчиняется вахтенному механику.

2. Вахтенный моторист обязан:

- Получит инструктаж от вахтенного механика перед заступлением на вахту.

- Получить от сдающей вахты сведения о работе технических средств распоряжениях по вахте.

- Убедиться в исправности технических средств.

- Доложить вахтенному механику о приемке вахты.

- Обеспечить эксплуатацию технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями.

- Немедленно докладывать обо всех неисправностях и неполадках и принимать меры к их устранению.

- Поддерживать порядок в МО.

Организация обеспечения живучести судна.

Государственный флаг Украины, флаги и вымпелы, приветствия, встречи и торжества.

Организация обеспечения живучести судна.

1. Основой организации борьбы за живучесть судна и спасения человеческой жизни на море является расписание по тревогам. Расписание по тревогам определяют обязанности всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне, составляются на каждом судне и утверждаются капитаном.

2. Устанавливаются следующие расписания по тревогам: по борьбе с пожаром, водой, утечкой аммиака, разливом нефтепродуктов.

3. Расписание по тревоге «Оставление судна».

4. Расписание по тревоге «Человек за бортом».

5. При любой тревоге с помощью колоколов громкого боя объявляется сигнал общесудовой тревоги. Сигнал общесудовой тревоги – семь коротких и один длительный звонок (короткий сигнал – 1 с., продолжительный 5-6 с.); сигнал повторяется 3-4 раза. После звонков голосом объявляется вид тревоги.

6. При пожаре во время стоянки в порту сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол.

7. Каждый член экипажа должен знать правила индивидуального выживания. Оказания первой помощи, места расположения аварийно-спасательного имущества и уметь применить знания на практике.

8. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан, а непосредственное руководство возложено на старшего помощника капитана. В отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.

Государственный флаг Украины, флаги и вымпелы, приветствия, встречи и торжества.

1. Государственный флаг Украины указывает на принадлежность судна Республику Украина. Государственный флаг Украины поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке поднимается нести флаг на гафеле.

2. Государственный флаг Украины на ходу и на стоянке поднимается ежедневно в 8 часов по судовому времени и спускается с заходом солнца.

3. За полярным кругом зимой Государственный флаг ежедневно должен быть поднят в 8 часов и находится в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время с 8.00 до 20.00.

4. Государственный флаг поднимается ранее установленного времени (до 8.00), а также не спускается после захода солнца в следующих целях:

- При выходе судна из порта и входе в него.

- При встрече в море с военными кораблями и торговыми судами, плавающими под флагом Украины. До расхождения с ними.

5. При нахождении на судне президента, глав законодательной и исполнительной власти, а также глав дипломатических представительств Украины, с согласия указанных лиц, кроме Государственного флага Украины, поднимаемого на кормовом флагштоке, на носовой мачте дополнительно поднимается Государственный флаг.

6. При нахождении на судне Председателя Госрыбхозпрома Украины, с его согласия на носовой мачте поднимается вымпел рыбного флота Украины.

7. При плавании в иностранных территориальных водах и вовремя стоянок судна в иностранном порту, одновременно с Государственным флагом Украины на носовой мачте поднимается флаг государства. В водах которого находится судно.

8. При встрече с кораблем ВМС Украины судно обязано первым приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага Украины.

9. При встрече с военными кораблями государства, состоящего в дипломатически отношениях с Украиной, или при прохождении мимо такого корабля, стоящего на якоре или швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага.

10. При встрече с военными кораблями государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Украиной, приветствие Государственным флагом производится только при плавании в территориальных водах этого государства.

11. В траурные дни на судне производиться подъем Государственного флага держится приспущенным на 1/3 длины флага.

12. В праздничные дни на судне производиться подъем и флагов расцвечивания Международного Свода Сигналов.

Повседневный распорядок и быт.

1. Распорядок дня для судового экипажа устанавливает капитан применительно к конкретным условиям работы.

2. Экипаж судна размещается в каютах согласно расписанию, составленному старшим помощником капитана и согласованному со вторым механиком.

3. В каждой каюте назначается старший, который отвечает за:

- Отсутствие в каюте взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых веществ и нештатной электропроводке.

- Сохранность имущества и оборудования.

- Выполнение санитарных правил и правил личной гигиены.

4. Ответственными за производственные, служебные и бытовые помещения назначаются лица, в заведовании которых находятся указанные помещения.

5. Прием пищи лицами, находящимися на борту судна, производится в установленное распорядком дня время в столовой команды и кают-компании.

6. Старший в столовой – боцман, в кают-компании – старший помощник.

7. Спортивные мероприятия на судна, проводятся с разрешения капитана или старшего помощника. Ответственный – организатор спортивного мероприятия.

При составлении конспекта использовалась литература:

1. Ю.Г. Дайнего, «Судовой моторист», Конспект лекций, 2005г.

2. А.Г. Миклос, Н.Г. Чернявская, С.П. Червяков «Судовые двигатели внутреннего сгорания», Конспект лекций, 1986г.

3. А.Б. Кане «Судовые двигатели внутреннего сгорания», 1982г.

4. В.С. Архангельский, «Судоремонт», 1982г.

5. В.П. Фильченко, А.А. Шабанов «Судовые котельные установки флота РП», 1980 г.

6. А.Г. Верете, А.К. Дельвинг «Судовые паровые и газовые энергетические установки», 1990г.

7. Богомольный А.Е. «Судовые вспомогательные механизмы и рыбопромысловые механизмы» 1980г.

8. Чиняев И.А. «Судовые вспомогательные механизмы» 1989г.

9. Корнилов Э.В., Бойко П.В., Голофастов Э.И. «Вспомогательные механизмы и судовые системы». Справочник 2009г.

Обязанности вахтенного моториста

К обслуживанию судовых дизелей и вспомогательных механизмов допускаются лица, окончившие специальные учебные заведения и имеющие специальные аттестаты, а также лица, прошедшие ученическую подготовку, сдавшие экзамен квалификационной комиссии и имеющие специальные свидетельства.

Моторист, направленный на судно, проходит подробный инструктаж об особенностях энергетической установки судна и своих обязанностях у непосредственного начальника (вахтенного механика), а затем проходит проверку знаний у старшего механика. И только после этого допускается к обслуживанию судовой установки. Во время работы на судне моторист обязан изучить и знать техническую характеристику, конструкцию, инструкции по эксплуатации и уметь управлять главным дизелем и вспомогательными механизмами машинного отделения, знать расположение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими.

Моторист обязан изучать и применять на практике передовые методы эксплуатации и ремонта судовых механизмов, экономить топливо и смазочные материалы, поддерживать в исправном техническом состсянии механизмы, закрепленные за ним согласно заведованию.

Моторист, заступающий на вахту, обязан явиться в машинное отделение за 15 мин до начала вахты, обратить внимание на общий фон шума от работы главного дизеля и вспомогательных механизмов.

При приеме вахты необходимо проверить:

  • частоту вращения дизеля, вспомогательного двигателя, газотурбонагнетателя;
  • уровень топлива в расходных цистернах;
  • уровень масла в напорных баках, сточных цистернах, в картере главного и вспомогательных двигателей;
  • уровень воды в расширительных цистернах системы охлаждения главного и вспомогательных двигателей;
  • уровень воды (масла) в системе охлаждения поршней, уровень воды (масла, топлива) в системе охлаждения форсунок;
  • наличие воздуха в пусковых баллонах и масла в лубрикаторах.

Далее, по контрольно-измерительным приборам необходимо установить:

  • давление — масла в системе смазки до и после фильтра; топлива до и после фильтра; воды в замкнутом и проточном контурах системы охлаждения; продувочного воздуха до и после воздухоохладителя; воды (масла) в системе охлаждения поршней; воды (масла, топлива) в системе охлаждения форсунок; воды в системе охлаждения газотурбонагнетателя;
  • температуру — отходящих газов по цилиндрам; охлаждающей воды в замкнутом контуре на входе и на выходе (из отдельных цилиндров); забортной воды до и после охладителя; топлива до сепаратора и перед форсунками; охлаждающей воды на выходе из турбонагнетателя; охлаждающей воды (масла) в системе охлаждения поршней; воды (топлива, масла) в системе охлаждения форсунок.

На дизеле проверяются:

  • температура — мотылевых подшипников (по температуре крышек картерных люков); пусковых клапанов; форсуночных трубок; упорного подшипника, опорных подшипников валопровода, дейдвудного сальника;
  • работа форсунок — при помощи контрольных щупов или по гидравлическим ударам в форсуночных трубках.

Далее проверяется работа механизмов, обслуживающих главный дизель: насосов охлаждения; масляных насосов; лубрикаторов, газотурбонагнетателя; топливных насосов; топливоподкачивающего насоса; сепараторов топлива и масла; подогревателей топлива.

Проверяется работа вспомогательных механизмов и устройств: рулевой машины; вспомогательных двигателей; вспомогательного котла; компрессора сжатого воздуха; установки кондиционирования воздуха; гидрофоров санитарной и мытьевой воды.

Обо всех замеченных неисправностях принимающий вахту моторист докладывает «своему» механику.

(Работу рулевой машины целесообразно проверять до приема вахты в машинном отделении.)

Вахтенный моторист во время вахты не имеет права без разрешения вахтенного механика покидать машинное отделение. При нормальной работе дизеля и других механизмов вахтенный моторист обязан находиться на своем рабочем месте согласно расписанию по заведованию и несению вахты. Через каждые полчаса вахтенный моторист проверяет работу главного дизеля и вспомогательных механизмов по контрольно-измерительным приборам и на ощупь, обращает особое внимание на работу системы топливоподготовки, на работу топливоподкачивающего насоса, топливных насосов и форсунок, работу газотурбонагнетателя, работу системы смазки и системы охлаждения, производит подачу смазки к объектам, смазываемым вручную.

Согласно инструкции завода-строителя, через установленное время по заданию вахтенного механика переключает запасные топливные и масляные фильтры, чистит рабочие фильтры, запускает резервные сепараторы топлива (масла) и чистит рабочие или включает систему очистки на самоочищающихся сепараторах. Проверяет температуру и состояние дейдвудного сальника и в случае его нагрева докладывает вахтенному механику.

Следит за цветом и температурой отходящих газов. В случае превышения допустимой разницы температуры газов между отдельными цилиндрами (10—20° С) докладывает вахтенному механику. Следит за показаниями тахометров главного и вспомогательных двигателей. Принимает участие в снятии индикаторных диаграмм.

В случае возникновения аварийной ситуации в работе главного дизеля или вспомогательных механизмов немедленно докладывает вахтенному механику, а если авария может разрушить работающие механизмы и создать угрозу человеческой жизни, — останавливает аварийный агрегат. Принимает активное участие в профилактических и ремонтных работах.

Перед сдачей вахты вахтенный моторист спускает отстой из запасной топливной цистерны и переключает топливную систему на прием топлива из нее, включает топливоперекачивающий насос и заполняет пустую цистерну. Далее пополняет запасы масла: в циркуляционной системе смазки главного дизеля, лубрикаторах, вспомогательных двигателях, газотурбонагнетателях, в упорном подшипнике, опорных подшипниках промежуточных валов, в ручных масленках. Дополняет водой до требуемого уровня расширительные цистерны системы охлаждения главного дизеля, вспомогательных механизмов, поршней и форсунок. Обтирает насухо снаружи двигатель и другие механизмы, строго соблюдая при этом правила техники безопасности, наводит порядок в машинном отделении.

После того как принимающий вахту механик сделает запись в вахтенном машинном журнале о приеме вахты, вахта считается принятой, и прежняя вахта имеет право покинуть машинное отделение.

Моторист заступающий на вахту должен явиться в машинное отделение за 15 минут до начала вахты, обратить внимание на общий фон шума от работы главных и вспомогательных механизмов. При приеме вахты моторист обязан проверить: уровень топлива в расходной цистерне, слит отстой, подзарядку аккумуляторов, наличие воздуха в пусковых баллонах, уровень воды в питьевой цистерне, станцию озон, давление на фильтре, давление и температуру в утиль котле, уровень воды под сланями, наличие воздуха и воды в гидрофорах, наружный осмотр машинного отделения, наличие инструмента на щите, чистоту в машинном отделении; у главного дизеля: масло в картере, в газотурбине, в опорных подшипниках, температуру дейдвудной втулки, температуру масла в опорном подшипниках, воду в расширительном баке. Параметры: давление масла, температура масла, температуру отработавших газов, температуру воды; у дизель – генератора: масло в картере, регуляторе, воду в расширительном бачке; в румпельном отделении: уровень масла в рулевой машине, давление масла, уровень воды под сланями. При несении вахты вахтенный моторист не имеет право без разрешения вахтенного механика покидать машинное отделение. Вахтенный моторист через каждые полчаса проверяет работу главных дизелей и вспомогательных механизмов. И через каждые два часа снимать параметры с главных дизелей и дизель – генераторов по контрольно измерительным приборам. Производить подачу смазки к объектам смазывающихся в ручную, проверять на ощупь температуру дейдвудных втулок. Вахтенный моторист обязан поддерживать в исправном техническом состоянии механизмы закреплённые за ним согласно заведованию. В случае обнаружения неисправности механизмов или возникновении аварийной ситуации вахтенный моторист обязан немедленно сообщить вахтенному механику. Если аварийная ситуация грозит человеческой гибелью или к серьезным последствиям вахтенный моторист обязан остановить механизм. При сдачи вахты вахтенный моторист обязан заявить вахту следующей вахте за 30 минут до начала их вахты, после этого приготовить к сдачи машинное отделение и механизмы: спустить отстой из расходной цистерне и заполнить ее топливом, далее пополнить при необходимости запаса масла в картерах главных дизелей и дизель – генераторах, в газотурбинах, в опорных подшипниках. Дополняет воду в расширительных бачках охлаждающих систему главных дизелей и дизель – генераторов до требуемого уровня. Обтирает насухо с наружи главные дизеля и вспомогательные механизмы. Наводит порядок в машинном отделении.

РАЗДЕЛ №3.

Эксплуатация судового

Электрооборудования.

Эксплуатация судовых электростанций.

Основные технические данные вспомогательных дизелей (генераторов).

На судах проекта Р – 77 вспомогательные входят в состав дизель – генераторных агрегатов. На судах установлены два дизеля типа 6Ч18/22 и один 6Ч12/14.

2. Описать состав судовой электростанции.

Число Д.Г.А. судовой электростанции:

Три дизель – генератора типа: ДГР 100/750 (два дизель – генератора) и ДГА 50 – 9.

Мощность: общая мощность Д.Г.А. судовой электростанции 250 кВт (два дизель генератора по 100 кВт и один аварийный дизель – генератор мощностью 50 кВт).

Состав: в состав судовой электростанции входят:

· ДГР 100/750 с дизелем типа 6Ч18/22 и числом оборотов коленчатого вала 750 об./мин. И типом генератора ГСС – 103 – 8 – МЭ.

· ДГА – 50 – 9 с дизелем типа 6Ч12-14, с числом оборотов коленчатого вала 1500 об./мин. и типом генератора МСК – 83 – 4.

Тип тока ДГА судовой электростанции: переменный 3 – х фазный.

Частота тока: 50 Гц.

Напряжение: 230 В.

Описать методы включения генераторов на параллельную работу,

Системы ручного и автоматического регулирования напряжения.

Схемой главного распределительного щита (ГРЩ) электростанции обеспечивается параллельная работа или одиночная работа генераторов. Длительная синхронная работа предусматривается только для дизель – генераторов по 100 кВт в режиме стоянки с грузовыми операциями. В остальных режимах работы судна в зависимости от загрузки используется один из генераторов 100 или 50 кВт. Включение генераторов в параллель для длительной совместной работы и при нагрузки предусматривается методом автоматической трубой (через реактор) и ручной точной (с помощью синхроноскопа) синхронизации.

Автоматическая грубая синхронизация (основной вариант выполняется согласно прилагаемой схеме главного распределительного щита 220 В в следующем порядке).

Предположим, что генератор Г1 работает, а генератор Г2 подключается. Переключатель пакетный 2 КП установлен в положение АС (автоматическая синхронизация). После запуска дизель – генератора с местного или дистанционного пульта управления в рулевой рубке и достижения рабочих оборотов, напряжение генератора подводиться к реле разности частот 2 РРЧ.

При отличии частот генератора и шин +-1 Гц реле 2РРЧ срабатывает и своим замыкающим контактом подает питание на катушку контактора 2К. Контактор 2К через главные замыкающие контакты подключает генератор на шины через реактор Р и замыкающими контактом подает питание на реле времени 2РВ, а размыкающими блок контактами рвет цепи катушек 2РРЧ, 1К и 3К. Реле времени 2РВ с выдержкой времени 3 – 5 сек. своим замыкающим контактом 2РВ1 соединяет цепь включения генераторного автомата 2АВ. Генератор после окончания процесса синхронизации включается непосредственно на шины. Одновременно блокконтактом автомата 2АВ разбивается цепь питания узла автоматической синхронизации и генератор отключается от реактора.

При включении питания с берега на шины ГРЩ блокконтактом промежуточного реле 1РН разрывает цепь включения любого генераторного автомата, чем исключается синхронизация любого генератора с берегом и следовательно, подключение на шины ГРЩ.

Ручная точная синхронизация (резервный вариант) выполняется в следующем порядке. Производим включение генератора Г2 при работающем генераторе Г1. Переключатель 2КП устанавливается в положение «РС» (ручная синхронизация). С помощью реостата установки напряжения генераторов по вольтметрам (1V, 2V) уравниваются напряжение генераторов. Переключателем 10КН уравниваются частоты работающего и подключаемого генераторов. Добившись таким путем минимальной скорости вращения стрелки синхроноскопа, в момент нахождения ее в положении, соответствующем синхронному, кнопкой 3КУ подаем команду на включение автомата и генератор Г2 подключается к шинам ГРЩ.

Схемой ГРЩ предусматривается прямое включение любого из генераторов на обесточенные шины станции. Это выполняется через размыкающий контакт реле напряжения РН. При внезапном исчезновении напряжения на шинах ГРЩ для быстрого его восстановления через размыкающий контакт реле напряжения РН подается команда на запуск дизель – генератора 50 кВт. Если он до этого не работал.

Отключение от шин ГРЩ происходит после подачи команды на остановку любого из работающих дизель – генераторов и снижении его скорости до 500 – 450 об/ мин. При этом центробежное реле в схеме автоматики дизель – генератора разрывает цепь питания реле отключения (1РПО – 3РПО), через размыкающий контакт которого получает питание независимый расцепитель НР генераторного автомата.

Для отключения генератора без остановки дизеля на ГРЩ предусмотрена кнопка (2КУ, 4КУ, 6КУ). При ее нажатии теряет питание реле отключения (4РПО – 3РПО) и своими размыкающими контакторами подает питание на независимый расцепитель НР и промежуточное реле (1РПО – 3РПО), которое разрывает цепь включения автомата и реле. Повторное включение автомата осуществляется кнопкой «включено» (1КУ, 3КУ, 5КУ). Переключатель режимов работы (1ПП – 3ПП) при этом установлен в положение «Автоматическая работа».

Распределение нагрузки между работающими дизель – генераторами или перевод ее с одной машины на другую выполняется серводвигателями подачи топлива, включаемыми посредствам ключей (9КП – 11КП) с ГРЩ или кнопок управления, расположенных на пульте управления вспомогательными механизмами в рулевой рубке.

Распределение реактивной мощности при параллельной работе дизель – генераторов 100кВт обеспечивается трансформаторами тока 3ТТ и 6ТТ блоками управления генераторов и уравнительными соединениями между ними.

Для предупреждения работы генераторов 100 кВт в двигательном режиме при их совместной работе установлены реле обратной мощности (1РОМ, 2РОМ) воздействующие на промежуточное реле (7РПО, 8РПО).

Последнее своими размыкающими контактами рвет цепь питания реле отключения (4РПО, 3РПО) через размыкающий контакт которого подает питание на независимый расцепитель автомата от ЭРЩ.

Принятые в схеме селективные автоматы (1АВ – 3АВ) обеспечивают максимальную с выдержкой времени защиту генераторов от токов короткого замыкания и защиту генераторов от перегрузки. Для защиты отходящих фидеров применяются автоматические выключатели серии А, комбинированными расцепителями (кроме линии рулевого электропривода). Тепловые расцепители автоматов используются для повышения надежности, действия защиты при неглухих коротких замыканиях.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 834 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Несмотря на активное внедрение на флоте современных механизмов управления и роста количества полностью автоматизированных систем, профессия моториста по-прежнему актуальна. Количество объявлений о вакансиях говорит нам: рынок не насыщен такими специалистами, для них всегда есть работа. Итак, что же это за должность такая, в которой беспилотная современная техника никак не может вытеснить человека?

Кто такой моторист?

Моторист – это работник, который занимается двигателями, устраняет неисправности и следит за их бесперебойной работой.

Руль на корабле

На слуху еще такая профессия, как моторист-рулевой. Это человек из морского или речного флота, который помимо стандартных обязанностей моториста еще и управляет судном и может корректировать курс. Что же именно он должен делать? Разберемся далее.

Обязанности моториста

Чем же занимается такой специалист на судне? Рассмотрим более детально должностные обязанности моториста:

  • Обслуживание и эксплуатация двигателей внутреннего сгорания.
  • Подготовка, пуск и остановка двигателей и вспомогательных механизмов.
  • Управление судном и курсом движения судна под наблюдением непосредственного начальника (входит в обязанности рулевого моториста на судне).
  • Чистка, смазка, текущий ремонт механизмов рулевого устройства.

Матрос-моторист

Если в должностной инструкции прописано, что сотрудник выполняет еще и обязанности матроса-моториста, то список его задач и умений расширяется. В этом случае он должен знать не только работу моториста, но и уметь выполнять те же обязанности, что и обычный матрос: вязать узлы, чистить палубу, знать приемы оказания первой помощи утопающим, производить малярные работы и т.п.

Чистка палубы корабля

Личностные требования

Любая работа помимо знаний и профессиональных умений требует определенных личностных качеств. Человек, которому постоянно требуется общение, вряд ли будет эффективно выполнять работу на космической станции в полном одиночестве в течение полугода. И наоборот, если кто-то боится детей и «зажимается» при необходимости говорить речь, вряд ли он сделает успешную карьеру аниматора.

Точно так же дела обстоят с профессией моториста – есть определенные тонкости личности, особенности характера и здоровья, которые будут помогать в освоении этой профессии. Некоторые из них крайне желательны для человека, который решил взять на себя обязанности моториста.

    Мотористы, как и остальные члены экипажа, долгое время проводят в ограниченном пространстве с одними и теми же людьми. Логично, что пребывание в коллективе должно быть комфортным для всех его членов, это напрямую повышает производительность работы. Моторист должен быть командным игроком, а не волком-одиночкой, любящим уединение. Взаимовыручка и дружелюбие – вот те составляющие, которые обязательно должны присутствовать у человека, исполняющего обязанности моториста на судне.

Сложенные руки как символ взаимовыручки

  • Выносливость и хорошая физическая форма. Эта профессия не для белоручек. Часто придется иметь дело с тяжелыми частями двигателя, с узлами мотора. Мотористу желательно иметь хорошую физическую подготовку.
  • Дисциплинированность. Здесь вновь не будет лишним вспомнить о необходимости работы в команде. Если от вышестоящего руководства поступает приказ, моторист обязан выполнить его точно в срок и без лишних вопросов. Если человеку присуща некая расхлябанность, болезненное самолюбие и безответственность, то он может подвести всю команду и для работы мотористом, очевидно, не годится.
  • Хороший вестибулярный аппарат, слух, зрение. Все знают, что развитый вестибулярный аппарат нужен космонавтам, но работникам моря он требуется не меньше. Бури, штормы, качки – выполнять работу требуется подчас в экстремальных условиях. Страдать морской болезнью моторист точно не должен. Некоторые неисправности опытный специалист может определить по характерным звукам, соответственно, хороший слух тоже будет далеко не лишним в этой работе. Хорошее зрение потребуется, чтобы отмерять «на глазок» расстояние между двумя судами, расстояние до берега, визуально оценивать появляющиеся на пути следования препятствия. Понимая, что наблюдение придется вести в условиях тумана и дождя, а также в ночное время, делаем вывод, что острое зрение мотористу требуется не меньше, чем острый слух.
  • Развитое пространственное мышление. Водная гладь не федеральная трасса – обозначений километража или населенных пунктов на ней нет. Моторист должен хорошо ориентироваться на водном пространстве и запоминать детали тех мест, которые видел.
  • Хорошая реакция. Исполняя обязанности моториста, требуется контролировать одновременно несколько объектов. Нельзя рассеянно относиться к своему вниманию. Вдобавок при выходе из строя какого-либо элемента двигателя требуется оперативное принятие решения. А значит, необходима и быстрая реакция.

Профессиональные требования

Деталь двигателя корабля

  • Знание принципов работы двигателя, правил их эксплуатации и обслуживания. Это основное требование, так как моторист работает непосредственно с мотором и его составляющими.
  • Способы устранения возможных неполадок. Обязанность моториста – «чтоб все работало», поэтому мелкий ремонт он должен уметь выполнять самостоятельно.
  • Умение плавать и управляться со шлюпкой. Ситуации в море или на реке могут быть разные, и не умеющий плавать матрос-моторист – это, конечно, нонсенс.

Моторист: на все руки мастер

Чтобы успешно исполнять обязанности вахтенного моториста, сотрудник должен знать все о своем судне – назначении всех клапанов и вентилей, понимать, как действуют якорные механизмы, где на судне расположены трубопроводы, какие есть способы швартовки судна.

На его плечах - забота об исправности сигнальных фонарей и рулевого устройства, контроль за сменой режима работы двигателя, наличием в нем смазки и уровнем загрязнений.

Он обязан удерживать максимальную координацию внимания во время несения вахты. А это, на секундочку, до 8 часов на пассажирских судах и до 12 часов - на судах иного типа.

При этом надо ежесекундно помнить и соблюдать многочисленные правила безопасности и оперативно реагировать на неполадки. Такая работа максимально развивает многозадачность.

Ответственность моториста

Работа эта требует не только терпения, но и ответственности. Согласно статье 330 ТК РФ («Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан движением транспортных средств») за ненадлежащее исполнение по его вине прямых обязанностей моторист привлекается к дисциплинарной ответственности.

Ну и ко всему прочему, такой сотрудник материально ответственный за вверенные ему товарно-материальные ценности.

Небольшое речное судно

В каких еще сферах трудятся мотористы?

Помимо морского и речного судоходства мотористы могут работать еще в двух областях:

  • Авиация. Здесь они называются авиационными мотористами. В обязанности моториста в авиации входит ремонт и наблюдение за эксплуатацией поршневых авиационных двигателей. На данный момент эта профессия уходит в прошлое – современные самолеты в большинстве своем имеют газотурбинные двигатели.
  • Автосервисы. Здесь тоже трудятся рабочие, называющие себя мотористами. По факту это автомеханики, специализирующиеся на ремонте двигателей внутреннего сгорания.

Большой корабль

Сотрудников из этих сфер мотористами называют нечасто. Все же в своей массе у большинства людей профессия моториста ассоциируется в первую очередь с водными пространствами.

Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость экипажа не повлияла на эффективность несения вахты. Предстоящий рейс судна должен планироваться с учетом всей имеющейся информации с предварительной проработкой возможных путей следования. Во время ходовой вахты следует через достаточно частые промежутки времени проверять курс и местонахождение судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные и радионавигационные средства. Вахтенный помощник капитана считается старшим по всей вахтенной службе и непосредственно подчиняется капитану, а в его отсутствие на судне — старшему помощнику капитана. Вахтенный помощник не должен на себя брать и ему нельзя поручать выполнение никаких обязанностей, мешающих обеспечению безопасности плавания судна. Вахтенный помощник обязан хорошо знать маневренные возможности судна, расположение всех судовых навигационных и радионавигационных средств и обеспечить их эффективное использование. Вахтенный помощник при необходимости должен решительно пользоваться рулем, судовой машиной, УКВ и звуковой сигнальной аппаратурой. Вахтенный помощник обязан нести вахту на ходовом мостике и не оставлять его ни при каких обстоятельствах без разрешения капитана. Он несет ответственность за обеспечение безопасности плавания судна даже в том случае, если на мостике капитан, пока капитан не сообщит ему о принятии управления судном на себя. Вахтенный помощник капитана не должен сдавать вахту сменяющему помощнику капитана, если имеются основания полагать, что он находится в состоянии, при котором явно не способен выполнять свои обязанности. В этом случае он должен уведомить капитана. При заступлении на вахту вахтенный помощник должен ознакомиться с составом вахты и провести инструктаж по несению вахтенной службы. Он обязан получить от сдающего вахту все необходимые сведения о месте судна, об окружающей обстановке, условиях плавания или стоянке, ходе грузовых операций, ремонтных и иных работах, наличии на борту капитана, экипажа, пассажиров и посторонних лиц, а также сведения, связанные с обеспечением безопасности судна. При несении вахты вахтенный помощник должен обеспечивать эффективность наблюдения, контроль места судна и его движение, включение сигнально-отличительных огней, выставление знаков и сигналов согласно МППСС-72 и местных правил, производство замеров воды в льялах и сточных колодцах. Уровень воды в льялах и сточных колодцах замеряют на ходу каждую вахту, на стоянке — не реже 2 раз в сутки. В отдельных случаях: при приеме воды, топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях замер воды в льялах производится каждый час, а при ударах о лед, причал, столкновениях с судном или плавающим предметом, посадке на мель — немедленно. В штормовых условиях, когда замер воды в льялах произвести нерозможно, периодически производится контрольная откачка льял. В особых случаях эксплуатации судна на ходу и на стоянке обязанности вахтенного помощника устанавливаются капитаном.

Вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному помощнику капитана. Прием и сдачу вахты он производит только с его разрешения. Вахтенному матросу не разрешается покидать свой пост и отвлекаться на выполнение какихлибо поручений без ведома вахтенного помощника. В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также в других аварийных случаях вахтенный матрос самостоятельно должен объявить тревогу и далее действовать по указанию вахтенного помощника. Принимая вахту на руле, вахтенный матрос должен получить на это разрешение вахтенного помощника, доложить о принятом курсе по магнитному компасу и гирокомпасу. Он обязан точно удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей, аксиометра, рулевого устройства и докладывать о неисправностях. Заступая на вахту к трапу, вахтенный матрос обязан убедиться в исправном состоянии трапа, наличии предохранительной сетки под ним и спасательного круга с линем и буйком. При несении вахты у трапа он неотлучно осуществляет контроль за посещением судна, не допуская на судно посторонних лиц без ведома вахтенного помощника. Вахтенный механик является начальником всей вахтенной службы механической установки и подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он отвечает за надлежащее несение вахты в машинном отделении, надежную работу всех технических средств механической установки, которые обеспечивают безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, безопасную организацию работ с выполнением правил техники безопасности и пожаробезопасное в помещениях машинного отделения.
При возникновении неисправности или аварии он принимает меры по их устранению и немедленно докладывает вахтенному помощнику и старшему механику. Вахтенный моторист (машинист) непосредственно подчиняется вахтенному механику. Вахтенный моторист обязан находиться на своем посту и вести контроль за работой порученных ему механизмов, соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств механической установки, выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов, соблюдать противопожарную и технику безопасности.

Читайте также: