Обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника

Опубликовано: 17.09.2024

Остановил сотрудник ДПС. Остановил сотрудник ГИБДД

Права и обязанности при остановке сотрудником ДПС ГИБДД

Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.

Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».

20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.

Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.

Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).

Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.

Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.

Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».

В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.

Ссылки на статьи:

В каких случаях сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль?

Законодательно закреплены 10 оснований для остановки транспортного средства, перечень которых содержит Административный регламент, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее – Административный регламент или Регламент). Эти основания указаны в п. 63 Регламента.

Основаниями к остановке являются:

установленные визуально или зафиксированные техническими средствами нарушения ПДД;

наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступлению или административному правонарушению;

наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также, если имеются основания полагать, что т/с находится в розыске;

необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

необходимость привлечения водителя в качестве понятого;

выполнение распорядительно-регулировочных действий;

необходимость использования транспортного средства (транспортные средства граждан могут быть использованы сотрудниками полиции в исключительных случаях, например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств и др. неотложных случаях);

необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;

проверка документов, таких как водительское удостоверение, доверенность, полис ОСАГО документов на транспортные средства и перевозимые грузы, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Остановка сотрудником ДПС ГИБДД

Требование об остановке транспортного средства инспектор ГИБДД может подать с помощью громкоговорителя или жестом руки, направленной на транспортное средство, при этом может применяться жезл или красный диск со световозвращателем. Дополнительно для привлечения внимания водителя инспектор может воспользоваться свистком, а также «мигалкой» и специальными звуковыми сигналами.

При остановке автомобиля сотрудник ГИБДД, если он подает сигналы об остановке, должен указать место остановки (п. 65 Регламента).

Сотрудник ДПС не вправе останавливать автомобиль на участках дорог, где это запрещено правилами дорожного движения (например, на трамвайных путях, на эстакадах, мостах, путепроводах, в тоннелях, на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними и др. местах). Исключением могут быть случаи, когда такая остановка связана, например, с необходимостью пресечения преступления или предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения и др. чрезвычайных случаях (п. 66 Регламента).

Примите к сведению!

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет административную ответственность по ст. 12.25 КоАП РФ. В настоящий момент (29/09.2017 года) наказание предусмотрено в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб.

Остановил сотрудник ГИБДД, права и обязанности водителя

Наконец добрались до сути, которая указана в названии статьи. И так, остановка состоялась, вас остановил ГАИшник. Какие у водителя есть права и обязанности в случае остановки транспортного средства?

Остановив автомобиль, сотрудник должен незамедлительно подойти к нему. Вы имеете право не выходить из машины и вести разговор с инспектором через приоткрытое окно. Работник ГИБДД должен представиться - назвать свою должность, звание и фамилию. Если инспектор не представился – попросите его сделать это. После этого он обязан сообщить причину и цель вашей остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, если вы привлекаетесь в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор должен разъяснить вам права и обязанности, предусмотренные законом (п. п. 20, 67 Регламента).

Если инспектор не назвал причину остановки, спросите его об этом.

Если в ответ инспектор говорит, что причина остановки – проверка документов, то можете спросить его, почему он нарушает пункт 63 Административного регламента. Как правило, этим все и заканчивается, инспектор желает вам счастливого пути.

Однако бывают случаи, когда инспектор неадекватно реагирует на такое замечание и, повышая тон, требует передать документы.

В этом случае вежливо попросите инспектора не повышать тон, напомните ему об обязанности сотрудника ГИБДД в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", проявлять спокойствие и выдержку (п. 19 Регламента).

Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД и попросите предъявить вам в развернутом виде личное служебное удостоверение. Не хочет предъявлять? Тогда напомните ему еще об одной его обязанности, предусмотренной абз. 5 п. 20 Регламента и ст. 5 «Закона о полиции», а именно, что он по первому требованию водителя должен показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

Предъявил, хорошо. Перепишите данные удостоверения, имеете на это полное право. Эти данные могут пригодиться при возникновении конфликтной ситуации и дальнейшем написании жалобы.

Если все же попался «упертый» инспектор и даже после напоминания о его обязанностях он не предъявляет вам удостоверение, или, если он вытащил и сразу убрал удостоверение в карман, не дав вам ознакомиться с содержанием удостоверения и записать данные, то предупредив его, звоните по номеру службы доверия (номер должен быть нанесен на патрульный автомобиль) или единому номеру МВД – «102», экстренной службы – «112» либо по номеру телефона управления собственной безопасности (телефоны горячей линии службы доверия МВД, а также ГУСБ России и УСБ по Московской области найдете в конце статьи).

По телефону сообщите, что в таком-то месте, в нестационарного поста ДПС, вас остановил какой-то субъект, переодетый в форму похожую на форму ДПС, который по вашему требованию отказывается предъявить служебное удостоверение, а причину остановки называет «проверка документов». Звонок в службу доверия поможет вам выяснить, действительно ли стоящий перед вами человек является сотрудником ГИБДД. Кроме того, такие звонки фиксируются, и это в дальнейшем также может помочь в обжаловании незаконных действий сотрудника ГИБДД.

Помните, что водитель вправе фиксировать общение с работниками ДПС с помощью видео- и звукозаписывающих устройств, при этом инспектор не вправе препятствовать этому. В некоторых случаях законодательство предусматривает запрет на ведение видео- и аудиозаписи. О существовании такого запрета инспектор должен сообщить водителю. Также надо помнить, что инспектор ДПС также имеет право снимать на видео или производить аудиозапись (п. п. 24, 25 Регламента).

Пунктом 70 Регламента установлено, что у инспектора ГИБДД есть вправо предложить водителю выйти из автомобиля. Именно предложить, но никак не требовать.

Так у сотрудника ДПС появляется право озвучить такую просьбу:

  • - в случае необходимости устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
  • - при наличии у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • - для сверки в присутствии водителя (владельца автомобиля) номеров агрегатов и узлов автомобиля с записями в регистрационных документах;
  • - для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза;
  • - когда требуется его участие в процессуальных действиях, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • - когда его поведение создает угрозу личной безопасности инспектора;

В каких случаях просьба работника ДПС выйти из машины может стать обязанностью водителя, узнаете из одной из следующих статей, здесь эту тему затрагивать не буду, но если в вкратце, то такая обязанность может наступить в отдельных случаях после составления определенного протокола.

И так, помимо просьбы выйти из машины инспектор также вправе предложить переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:

- нахождение автомобиля в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;

- нахождение инспектора на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в автомобиле, создает угрозу личной безопасности инспектора;

Кроме того инспектор вправе предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Водитель вправе потребовать у инспектора ДПС ГИБДД сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица, а инспектор обязан сообщить водителю такие сведения (абз. 4 п. 23 Регламента).

Также водитель вправе потребовать у инспектора ГИБДД разъяснить порядок обжалования его действий, а инспектор обязан это сделать, так как это предусмотрено абз. 2 п. 23 Регламента.

Еще раз напомню, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесен номер телефона доверия, по которому вы можете позвонить, если возникла такая необходимость.

Как и обещал, публикую действующие на момент написания статьи номера телефонов, которыми можно воспользоваться в случаях нарушения сотрудниками ДПС прав водителей, а также противоправных действий сотрудников полиции.

Горячая линия МВД России – по вопросам нарушения законности сотрудниками Телефон доверия:
(495) 692-70-66

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Московской области
Дежурная часть:
8(495) 688-81-71
8(499) 763-11-83
8(495) 688-64-10

Бесплатная горячая линия МВД России:
8-800-222-74-47;

«Горячая линия МВД России» для обращения граждан по вопросам нарушения их прав и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел:
8(495)667-74-47;

Главное управление собственной безопасности (ГУСБ МВД России)
Адрес: 107078, г. Москва, ул. Садовая Спасская, д. 1/2
Телефон дежурного офицера для получения информации по компетенции подразделений собственной безопасности и разъяснения порядка обращения в ГУСБ МВД России:
8(495)667-07-30

Управление собственной безопасности по Московской области
Адрес: 125009, г. Москва, ул. Никитский переулок, д. 3
8(499)317-24-66

Для автовладельца проверка документов сотрудником ГИБДД всегда связана с переживаниями и нервами. Еще больше накаляет ситуацию просьба инспектора выйти из машины. Насколько правомерны требования сотрудника ДПС, требующего от водителя выйти из своего автомобиля?

Самый распространенный случай – проверка документов, когда водитель передает инспектору документы через открытое окно автомобиля и после проверки он продолжает двигаться дальше. Если инспектор приглашает водителя выйти из авто и пересесть в патрульную машину для дальнейшей проверки, при этом происходит конфликт действий.

Если водитель отказывается выполнить это требование, его могут задержать и обвинить в совершении административного нарушения. При этом сотрудники ДПС должны в точности придерживаться закона, согласно которому потребовать от автовладельца покинуть свою машину они могут только по веским причинам.

В каких случаях нужно выйти из авто

В законодательстве РФ нет пунктов, по которым водитель должен выйти из своего автомобиля по требованию инспектора. Он обязан предъявить ему документы, не покидая салон автомобиля. Но есть случаи, при которых ГИБДДшник все-таки может потребовать от водителя покинуть авто:

1. Для устранения замеченной неисправности.

2. Водитель пьян, нарушает правила перевозки грузов или нужно проверить номера.

3. Действия водителя угрожают безопасности сотрудника ДПС. Однако такие ситуации происходят нечасто, и во многих случаях они связаны не с водителями, а с пассажирами.

К тому же, согласно Административного регламента, где указаны ситуации, при которых водитель должен выйти из авто, сотрудник ГИБДД может лишь попросить его покинуть авто, но не требовать этого.

Отметим, что Верховный суд РФ уже рассматривал этот пункт ПДД и установил, что в большинстве случаев водитель имеет законное право не подчиняться требованиям инспектора выйти из машины без каких-либо последствий для себя.

Оформление протокола

Сотрудник ДПС имеет право потребовать от водителя покинуть авто в случаях, предусмотренных законом. Однако в этом случае обязательно составляется письменный протокол, в котором указывается причина, после чего водитель обязан подчинится и покинуть машину.

Также автовладелец должен выйти из машины, если был оформлен протокол о задержании, при осмотре транспортного средства или в случае отстранения автовладельца от вождения.

Однако водитель может остаться в машине, если произошло административное нарушение. В этом случае он может пригласить сотрудника ДПС в свою машину для оформления протокола.

Также инспектор ГИБДД не имеет права применять физическую силу, чтобы выдворить водителя из машины. Это нарушение законодательства, за которое уже будет отвечать сам представитель власти.

Как правильно вести себя водителю?

Как действовать водителю, чтобы выйти из этой ситуации без последствий для себя? Водители осознают, что отказом выйти из машины можно спровоцировать инспектора ДПС, и он может найти причину для применения штрафных санкций.

Поэтому для собственного спокойствия лучше не вступать в конфликт с сотрудником ГИБДД и, если он попросит выйти из машины, нужно вежливо узнать, что послужило основанием для этого. Если причина – простая формальность, лучше пойти навстречу сотруднику ДПС и не вступать в конфликт, чтобы спокойно продолжать свой путь.

В случаях, когда требования инспектора выйти из машины вызывают сомнения в их законности, водитель может записать на видео и сфотографировать все действия, совершенные представителем закона. При этом он может не спрашивать разрешения на съемку у самого инспектора, и его действия не нарушают законодательства РФ.

По закону сотрудник ГИБДД должен иметь веские причины, чтобы потребовать от водителя покинуть свой автомобиль. Однако таких ситуаций немного.

Среди оснований для такого действия – досмотр транспорта, неисправность авто или отстранение владельца машины от управления. При этом инспектор может попросить покинуть свой автомобиль только после составления протокола.

Любые требования сотрудника ДПС выйти из авто при обычной проверке документов являются незаконными и водитель, не опасаясь последствий, вправе отказаться их выполнять.

Требование выйти из авто

Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2021 год могут быть как законными, так и незаконными. Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба. Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.

Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона. То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу. Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора "Я здесь закон" и подобные, это неправда.

Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами. И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах. И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:

  1. Кодексе об административных правонарушениях,
  2. Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
  3. Федеральном законе "О полиции".

Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.

Законность требования сотрудника ГИБДД выйти из машины

Таким образом, если что-то даёт право инспектору требовать у Вас выйти из машины, пройти в патрульный автомобиль и так далее, это должно быть чётко отражено в одном из перечисленных правовых актов. В частности, закон "О полиции" предписывает следующее:

Статья 6. Законность.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Мы не будем загружать Вас всеми ненужными пунктами из них, а просто и доступно объясним всего несколько случаев, когда инспектор имеет такое право. А теперь давайте обо всём по порядку!

Инспектор просит или требует?

Прежде всего следует выяснить, просит инспектор ДПС или требует выйти из машины. И чаще всего в его изначальных словах не будет звучать "требую" или "прошу" — он просто скажет: "Выйдите, пожалуйста, из машины". Аналогичным образом он может попросить/потребовать открыть багажник, дверь машины, капот, заглушить машину, пройти медосвидетельствование и так далее.

Требование сесть в патрульный автомобиль

Чтобы выяснить, просьба это или требование, просто спросите его напрямую об этом. В просьбе по закону Вы можете ему вполне отказать. В требовании тоже можете отказать, но только если оно незаконное (потому что, опять же, инспектор тоже обязан соблюдать закон, и незаконные требования ему запрещены). За отказ от законного требования сотрудника полиции наказание может быть довольно суровым — административный арест до 15 суток. Но об этом ниже.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Как уже было сказано выше, требование инспектора незаконно, если не подкреплено законом — банально, но логично. Просто так сотрудник ГИБДД требовать выйти из машины не может.

Но всё же есть законные основания для такого требования, и их на 2021 год всего два:

  • проведение досмотра транспортного средства,
  • административное задержание водителя.

Пункт 207 Административного регламента:

207. Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда.

Пункт 180 Административного регламента:

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Оба этих требования должны быть подкреплены соответствующим материалом: протоколом досмотра транспортного средства или протоколом задержания.

В протоколе задержания должны быть обязательно указаны, помимо данных водителя и инспектора, основания и мотивы задержания. В протоколе досмотра должны быть просто указаны все данные. Ни досмотр, ни задержание незаконны без соответствующего протокола, поэтому и требование выйти из машины не может быть законным.

В остальных же случаях регламент, введённый Приказом №664, предусматривает, что инспектор может только предложить водителю выйти из автомобиля:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Как видим, даже предложить выйти из машины сотрудник ГИБДД может только по определённым основаниям.

Законно ли требование инспектора пройти в патрульный автомобиль для составления протокола?

А вот требование инспектора ГИБДД пройти в патрульную машину для составления протокола, постановления или другого административного материала, незаконно. Нет обязанности у водителя выходить из своей машины и, тем более, садиться в патрульный автомобиль только для подписания, опроса и тому подобных процедур в рамках возбуждаемого административного дела.

Злой инспектор ДПС

По закону, если на Вас составляется материал о нарушении, Вы можете сидеть в своём авто, инспектор составит протокол или выпишет постановление и принесёт Вам на подпись.

Какое наказание за невыполнение инспектора выйти из машины?

А вот за отказ от законного требования инспектора ДПС, являющегося по форме организации сотрудником полиции, в 2021 году предусмотрено наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает вилку наказаний в виде штрафа или административного ареста. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей, а арест — до 15 суток.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей
влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

И, собственно, немного о практической части незаконного требования выйти из машины или присаживаться в патрульный автомобиль инспектора ГИБДД. Дело в том, что не столь важно в данный конкретный момент, законно какое-либо требование сотрудника ГИБДД или незаконно, сколь важно то, что, если Вы не сможете убедить последнего в незаконности, то "присесть" на задержание Вы можете реально, а потом уже будете доказывать незаконность и привлекать такого сотрудника к ответственности.

Поэтому на любое незаконное требование нужно реагировать с минимальными для себя потерями в данный момент. Такие возможные потери и риски Вы должны оценивать самостоятельно. Поэтому иной раз не так уж и важно просто идти на принцип и не выходить из машины. Хотя, с другой стороны, безнаказанность порождает беззаконие, и это вполне применимо и к сотруднику ГИБДД, поэтому с любыми незаконными действиями и требованием в частности нужно бороться.

Правда ли, что водитель обязан выйти из машины по требованию ГИБДД?

Те или иные обязанности водителей описаны в разделе 2 ПДД, и многие автолюбители ошибочно думают, что только Правилами им и стоит руководствоваться, всё остальное писано не для них. Но есть ещё множество правовых актов, которые регулируют права водителя. В частности, он обязан подчиняться законным требованиям инспекторов и не препятствовать выполнения ими своих служебных обязанностей. И давайте рассмотрим ещё более частный случай — обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?

Правовая основа требования ДПС выйти из ТС

Итак, ФЗ "О полиции" указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).

При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!

Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.

Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.

Основа деятельности полиции

Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?

На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:

  1. досмотр ТС,
  2. личный досмотр,
  3. задержание,
  4. отстранение от эксплуатации авто,
  5. доставление.

Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!

Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона.

Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.

Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?

Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.

Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
  • в целях досмотров, осмотров,
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.

Если инспектор требует открыть багажник

Представим ситуацию, когда инспектор требует открыть багажник. Законно ли его требование, и должен ли водитель выйти из автомобиля, чтобы сделать это (если, конечно багажник не открывается из салона)?

Тут ключ кроется в том, требует или просит инспектор ДПС открыть багажник. Ведь на практике Вы не услышите этих слов почти никогда. Сотрудник просто скажет что-то вроде: "Откройте багажник!".

Может ли водитель оставаться в машине при требовании инспектора выйти из неё?

В этом случае уточните у него, требование это или просьба.

  • Если это требование, то, как мы описали выше, любые требования должны основываться на нормах закона. Иное не допустимо. И существует лишь два основания законности требования открыть багажник — это досмотр автомобиля или же досмотр личных вещей водителя или пассажиров. И в обоих случаях такое процессуальное действие должно быть предварено соответствующим протоколом: досмотра ТС либо досмотра личных вещей соответственно. Если протокола нет, то и требование незаконно, а вместе с ним и отказ от него ненаказуем.
  • Если просьба, то тут всё ещё проще — Вы вправе отказаться от просьбы.

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС

Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.

А вот правду — почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видим, ключевое слово здесь "предложить". Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого "заманчивого" предложения. И санкций за это к нему применено быть не может. Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице — Вы можете оставаться на своём месте водителя.

Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины

В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.

Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.

Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.

Арест за неподчинение

В заключение

Выше мы описали законность тех или иных требований сотрудника полиции, в том числе требования покинуть транспортное средство для осуществления административно-процессуальных процедур или просто так — по желанию инспектора.

Имейте в виду, что всё это закон и теория. К сожалению, на практике не всегда законные права граждан соблюдаются, и суды выносят решения против последних. И пусть Вы обжалуете и привлечёте к ответственности всех виновных в незаконных действиях в Вашем отношении, результат для Вас может быть печальным. До такого обжалования Вы можете отсидеть в рамках административного ареста не одни сутки.

Поэтому не следует изначально нарываться на конфликты с сотрудниками правоохранительных органов и всегда следует помнить, что время, потраченное на Вас в доказывании законности тех или иных требований — это время, когда мог быть упущен злостный нарушитель. Да, эта проблема не представляется такой острой, пока она не затрагивает Ваших близких или Вас самих. Но многим достаточно просто представить это, чтобы понять.


Очень часто, останавливая на дороге транспортное средство, инспекторы ДПС не ограничиваются исключительно проверкой документов. Они обращаются с просьбой и даже требованием показать салон и багажник автомобиля. Но законны и правомерны ли такие действия? И, в принципе, какой существует законный порядок досмотра транспортного средства? Как правильно и, главное, в соответствии с законом поступить в ситуации, когда под тем или иным предлогом вам предложили выйти из машины? Обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции? Об этом более детально в нашей публикации.

В рамках или вне закона?

Одним из самых спорных моментов в законодательстве, которое касается дорожного движения, является процедура осмотра транспортного средства. Такая ситуация часто связана с тем, что многие, ориентируясь достаточно поверхностно в законодательстве об осмотре и досмотре, сразу же подают на административный арест. Но сами инспекторы ДПС такие процедуры не всегда применяют в рамках действующих законов. Хотя данные действия, по сути, нарушают права граждан. Учитывая этот факт, крайне важно быть осведомленным в вопросах, когда именно и при каких обстоятельствах проводится досмотр автомобиля.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

В некоторых ситуациях лучше не покидать автомобиль. К примеру, если вас остановили на пустынной трассе в «глухом» месте ночью. В этом случае не стоит глушить двигатель, так как в ситуации форс-мажора вы всегда сможете оперативно среагировать. Для того чтобы не случилось что-то неприятное, окно открывайте лишь немного, двери все обязательно заблокируйте и, конечно же, попросите показать свое удостоверение остановившего вас.
В Кодексе об административных правонарушениях сказано, что должностное лицо за незаконное ограничение права на управление автомобилей карается штрафом в размере 20000 рублей. В случае, когда инспектор ГИБДД потребует открыть багажник вашего транспортного средства для того, чтобы взглянуть на огнетушители, аптечку или же проверить наличие знака аварийной остановки, непременно поинтересуйтесь, имеется ли на то у него основание.


Отдельные инспекторы ГИБДД, рассчитывая на абсолютную некомпетентность автовладельца, совершают несколько грубых ошибок. В частности, они:

  • Осмотр проводят без присутствия понятых;
  • Не составляют протокол;
  • Досмотр осуществляют без водителя;
  • Во время самой процедуры передвигают вещи и сами же их перекладывают.

Важно: водителю обязательно нужно покинуть салон и присутствовать под наблюдением уполномоченных лиц на процедуре. Соответственно, осведомленность о том, как именно осуществляется досмотр автомобиля, многих водителей избавит от досадных ситуаций. Ведь для таких действий потребуются важные основания. Процедуру просто так осуществлять никто не может. Важно знать свои права.


  • Когда осуществляется спецоперация;
  • Когда необходимо сверить номера из ПТС и специальные маркировки;
  • При обнаружении различных неисправностей автомобиля, когда запрещено дальнейшее его использование;
  • При несоответствии транспортируемого груза и сведений о нем, указанных в сопровождающих документах.


При осмотре автомобиля водителю не нужно покидать салон. Совсем иным является досмотр. При досмотре инспектор ГИБДД осуществляет фактический контроль на содержимым транспортного средства. Такая процедура включает обязательный досмотр груза, которых находится в автомобиле. Важно: досмотр будет считаться незаконным, если для его проведения нет серьезных оснований. Но в том случае, если таковые имеются, очень важно проведению досмотра не препятствовать. Принципиальным отличием осмотра и досмотра является прикосновение к транспортному средству и находящимся внутри его вещам.

Законны ли требования инспектора выйти из автомобиля?

Ни один инспектор не в праве приказать водителю выйти из машины. Но предложить выйти он может в отдельных ситуациях:

  • Когда есть надобность в устранении технических неисправностей автомобиля;
  • Когда речь идет о нарушении правил перевозки грузов;
  • Если у водителя присутствуют признаки наркотического или алкогольного опьянения, или же болезненное состояние;
  • Когда нужно сверить номера агрегата;
  • В ситуации для оказания помощи пострадавшим.

Если во время осмотра были обнаружены данные, которые указывают на непосредственное совершение какого-либо административного нарушения, сотрудник ГИБДД имеет право открыть дело об соответствующем административном правонарушении.
В соответствии с буквами закона, обязательно о досмотре должен быть составлен соответствующий протокол или запись в документе об административном задержании. Обратите внимание: в протоколе должны быть указаны место и дата его составление, а также ФИО, звание и должность сотрудника ГИБДД, который такой протокол составил. Кроме того, в данном документе должны быть сведения о понятых (их ФИО, телефоны, адреса), владельце данного транспортного средства, информация об обнаруженных в процессе досмотра вещах и об идентификационных признаках автомобиля.

Важные моменты

В таких случаях инспектор ГИБДД вправе потребовать следовать за ним и даже может при необходимости применить предварительное административное задержание в отношении водителя. Обратите внимание: о таком задержании протокол может быть составлен непосредственно после задержания и препровождения его в отделение полиции. В этом случае не является обязательным участие понятых. Все полученные во время процедуры материалы, а также фиксация вещественных доказательств к соответствующем протоколу прилагаются.
Данный протокол должен подписать именно тот инспектор, который его составил. Также здесь должны быть подписи владельца автомобиля, который был досмотрен, и лица, в отношении которого было заведено производство об административном правонарушении. Если владелец транспортного средства или еще кто-то отказывается такой документ подписать, об этом обязательно делается соответствующая запись в документе. Копию протокола отдают владельцу автомобиля, который было подвержено досмотру.

Читайте также: