Плюсы парной работы на уроках русского языка

Опубликовано: 17.09.2024

Иноземцева Татьяна Сергеевна

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.

Традиционная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. Развитие долгое время отодвигалось на второй план.

Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.

Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов. Одна из таких технологий – технология коллективного взаимодействия. Особенность этой технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах « учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске. На примере показываю, как нужно работать.

Рука – ручонка, ручонка – ручей.
Ножонка – нож, ножонка – нога.

– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.

Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком».

– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.

Учителю важно еще раз спросить:
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?

Так постепенно приучаю учеников вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока.

Первое, чему учу первоклассников – это взаимопроверке. Можно проверять каллиграфию письма, домашнее задание. Второе: важно научить сотрудничать в парах. Этому способствуют взаимодиктанты . Так, я заранее готовлю несколько вариантов текста для диктантов по изучаемой теме. Каждый ученик получает один из вариантов текста, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;
2) следующий ученик (который перед этим писал) читает, а первый записывает;
3) ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга;
4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;
5) работа над ошибками.

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам.

Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению.

Например, на уроке русского языка я использую следующие карточки для учащихся:

2 класс. Тема: «Имя существительное». (Закрепление. Работа в парах)

1. Что называют имена существительные?
2. Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.
3. Какие слова отвечают на вопрос что? Приведите примеры.
4 .Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто? Поставь ударение.

Медведь, малина, лисица, пенал, ученик, завод, дорога, карандаш, заяц, девочка.

1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
2. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос кто? Запишите их в первый столбик.
3. Приведите три имени существительных, которые отвечают на вопрос что? Запишите их во второй столбик.
4. Выпишите из предложений имена существительные. Докажите.

Пришла зима. Мороз сковал землю. Выпал первый снег. Дует холодный ветер. Птицы мерзнут и голодают. Сделай кормушку и подкорми пернатых друзей!

2 класс. Тема: «Родственные слова». (Закрепление. Работа в парах)

1. Какие слова называются родственными? Докажи.
2. Как называется общая часть родственных слов? Приведи примеры.
3. Как иначе называются родственные слова?

1. Прочитайте слова:

Лес, лесной, перелесок, лесок, лесник.
Море, моряк, морской.
Слово, словарный, словарик.

2. Найдите в словах общую часть.
3. Выделите общую часть (корень).

1. Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень.
Сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница.
2. Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, ручка, дуб, глазик, река.

3 класс. Тема: «Понятие глагола». (Изучение нового. Работа в парах)

Карточки с изображением людей. Все они выполняют какие-либо действия.

Девочка рисует. Мальчик читает.

1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает девочка?
– Назови, что делает мальчик?
2.Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

Папа лежит. Мама вяжет.

1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает папа?
– Назови, что делает мама?
2. Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

Бабушка варит. Дедушка лежит.
1. Рассмотри рисунки. Кто изображен? Назови.
– Назови, что делает бабушка?
– Назови, что делает дедушка?
2. Что обозначают эти слова?
3. На какие вопросы они отвечают?
4. Запишите эти слова в тетрадь. Это глаголы.

Так, при изучении нового материала «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» я использую дидактические карточки.

Карточка №1. 4 класс

тополь (какой?) молодой
тополь (какой?) красивый
тополь (какой?) высокий

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания: интересн.. книга, дружн.. класс, вежлив.. ребенок, ярк.. луч, добрый папа.

ветер (какой?) осенний
ветер (какой?) холодный
ветер (какой?) резкий

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.
Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания: степн.. паук, зл.. волк, сильн. . тигр ,огромн.. слон.

Дети работают по знакомому алгоритму:

  • прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
  • ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);
  • прочитай нижнюю часть карточки;
  • выполни это задание в тетради;
  • проверь себя;
  • расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;
  • обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачёркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 8-10 минут. Работы учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить работу остальных: услышать вывод, проверить записи в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Возможны варианты: можно провeсти фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске. Оценки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы.

На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном» использую следующие карточки.

Контрольная карточка №1. 3 класс

1. Что называется именем прилагательным?
2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
3. Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного?
Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: Байкал – самое глубок.. озеро в мире. В нем очень чист.. и вкусн.. вода.

Контрольная карточка №2

1. Как изменяется имя прилагательное?
2. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?

Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: Наступила долгожданн.. весна. Голуб.. небо, голуб.. даль. А на горизонте – син.. полоска далекого леса.

Контрольная карточка №3

1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? Приведите примеры.
2. Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
3. Составьте четыре предложения об озере. Употребляйте в тексте имена прилагательные.

Эти карточки дополняют друг друга, включая все вопросы повторения об имени прилагательном.
Со второго класса целесообразно применять вопросники. Если ученики в первых и вторых классах изучали русский язык в парах постоянного и сменного состава, используя карточки, то в третьем классе работу с вопросниками я провожу систематически, начиная с первых дней занятий, используя для этого вопросники, по которым дети работали во втором классе. Далее начинаю работать по вопроснику, соответствующему расположению материала в учебнике для третьего класса. В четвертом классе продолжаю начатую работу.

Вопросник «Повторение за 1 и 2 класс»

1. Что выражает предложение? Как связаны слова в предложении? Когда в конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак? (с. 67-69)
2. Как называются главные члены предложения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с. 73) Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? (с.75)
3. Как обозначить мягкость согласного звука на конце слова? (с. 86) Докажи.
4. Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? (с. 90-91)
5. Почему слова с парными согласными звуками на конце нужно проверять? Какие слова являются проверочными? Почему? (с. 96-98) Приведите примеры.
6. Что такое ударение? Какой слог называется ударным? (с. 102)
7. Какие гласные в словах нужно проверять? Почему? Как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? (с. 104-105)
8. Когда пишется разделительный твердый знак? (с. 114)
9. Знаешь ли ты слова с двойными согласными? Как переносить слова с двойными согласными? Приведите примеры. (с. 121)
10. Какие слова называются именами существительными? (с. 6)
11. Какие слова называются именами прилагательными? (с. 29) Как называются противоположные по смыслу слова? (с. 33) Как называются близкие по смыслу слова? (с. 34)
12. Что такое глагол? (с. 19)
13. Для чего служат предлоги в предложении? Как пишутся предлоги с другими словами? Зависит ли написание предлога от его произношения? (с. 36-40)
14. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Как иначе называются родственные слова? Приведите примеры. (с. 43 )
15. Как проверить безударную гласную в корне слова? (с. 54)
16. Как проверить парную согласную в корне слова? (с.60)

Методика работы с вопросниками может вестись по-разному.

Дети приводят свои примеры. Обычно, спрашивающий ученик является более подготовленным и уже проверенным учителем. Главное в этой работе – сотрудничество и взаимопомощь. При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно формируются умения и навыки выполнения различных заданий.

Интересно проходит работа в парах по разгадыванию кроссвордов, если дети уже знакомы с кроссвордом и порядком его разгадывания. Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает слова (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут быть ответом), а другой проверяет написание этих слов по словарю.

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовывать работу в парах. Дети проходят учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они оказываются не только в роли учеников, но и в роли учителей.

При организации коллективной формы работы учащихся на уроках русского языка повышается уровень их развития, обучения и воспитания. Учащимся нравится работать в парах, им интересно общаться друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики учатся:

  • формулировать свою точку зрения;
  • выяснять точки зрения своих партнеров;
  • обнаруживать разницу точек зрения;
  • разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
  • быть справедливыми и толерантными.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

  • обсуждаются разные варианты решений;
  • отвергаются ошибочные варианты;
  • ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении заданий.

Предлагаю своим коллегам, учителям начальных классов, придерживаться методических рекомендаций.
1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи.
2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора двух или трех ошибок. Главное – разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
3. При оценке работы пары следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.
4. Недопустима пара из двух « слабых» учеников.
5. Детей, которые отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (завтра им стоит предложить вновь поработать вместе).
6. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель должен разрешить ему работать самостоятельно. Не следует делать публичные замечания.
7. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.
8. Овладение умениями и навыками учащихся полезно фиксировать в индивидуальном журнале. Проанализировав эффективность коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, я поняла, что:

  • уменьшаются дисциплинарные трудности;
  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
  • растет самокритичность;
  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни;
  • возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • возрастает сплоченность класса;
  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
  • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся.

Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют демократизации и гуманизации обучения школьников.



Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают. Как « включить » в учебный процесс всех детей?

При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности. При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность класса деятельность ученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика».

Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.

Каждый преподаватель хочет, чтобы в его классе было как можно больше способных учеников (мы называем их «сильными» учениками).

Практика показала, что «сильные» ученики при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее включаются в учебный процесс. Например, когда идет фронтальная работа, «сильные» ученики самые активные, они первые помощники на уроке. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая, о чем идет речь, т.е. они пассивны. Некоторые же — вообще ничего не делают.

В школу приходят учиться разные дети: «способные» и «менее способные», «сильные и слабые», и каждый учитель хочет, чтобы все они были активны на уроке. Но. возникает вопрос, как включить каждого ученика в урок — и «сильного», и «слабого2. Оказывается, эту проблему можно решить через организацию коллективных занятий.

Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах: постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.

Одна из таких технологий — «Коллективный способ обучения» (КСО).
К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим.
В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот период становится выработка умения учащихся договариваться, конструктивно общаться. Для этого знакомим первоклассников с основными правилами общения

  1. При разговоре смотри на собеседника
  2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам
  3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.

Необходимо также научить школьников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения задачи, правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Далее идет обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах младшие школьники приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует первоклассников не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.

Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.

Каких детей объединять в пары?

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый

Формы организации учебного процесса

Работа ученика над выполнением домашнего задания, работа над сочинением, даже простое чтение учебника — это индивидуальная форма организации учебного процесса. Ученик решает задачу, выполняет упражнение, читает правило, учит стихотворение и при этом не вступает в личный контакт с учителем или учащимися. Такая работа выполняется без сотрудничества с кем бы то ни было.

Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.

«Я тебя понял так. Ты это имел в виду?». Я не согласен потому, что. и в связи с тем, что. ». «Я предлагаю сделать. Ты согласен с этим?»; «У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?»; «Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?»

Тренинги для учащихся начальной школы на отработку навыков работы в парах сменного состава

Тренинг на ориентирование в пространстве

В классе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает: «Сколько свободных мест в классе?» Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.

Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.

Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания. Учитель говорит: «Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише». После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.

Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит

Ребята любят играть в «Испорченный телефон». Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т.д. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Процесс можно усложнить — вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.

Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою — мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих «гостей», тогда помимо основного навыка — работы в шуме — будет отрабатываться и дополнительный навык – умение обращаться с карточкой.

Тренинг на умение находить нужную информацию

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

  • разрешить всем ходить по классу;
  • разрешить ходить по классу только половине ребят.

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке «тише едешь», на другой — «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму — ответы.

Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено — номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания — номер зачеркивается.

Тренинг на умение переводить образную информацию в вербальную и обратно

Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки.
У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера — ее разрезные части. Задача первого — руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.

Об авторе: Мальшакова Наталья Прокопьевна, учитель начальных классов, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 24" г. Петропавловск-Камчатский.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Одним из основных требований нового стандарта образования является необходимость системно-деятельностного подхода к обучению. Выбор активных форм работы, таких, которые будут способствовать как лучшему усвоению учебного материала, так и формированию УУД, занимает основное место в процессе подготовки учителя к уроку. Такой активной формой является, в частности, парная и групповая работа, которую можно применять на уроках усвоения нового материала, и на уроках отработки навыков, и при обобщении тем, и при проведении занятий в рамках проектной деятель- ности. Всем известно, какую большую подготовительную работу при этом должен проделать учитель, чтобы урок был успешным. К сожалению, многие наши учебники, при всей своей фундаментальности, весьма однообразны в предлагаемых заданиях. Поэтому, планируя парную или групповую работу на уроке приходится привлекать дополнительный материал, печатать задания, выбирать приемлемые для такой формы работы упражнения параграфа.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству! (Концепция модернизации российского образования на период до 2010»). Это запрос общества. Одним из способов выполнения этого заказа является внедрение в преподавание русского языка, интерактивных технологий обучения, которые приводят к более высокому уровню результативности и продуктивности учебного процесса; формированию более дружественной, доброжелательной обстановки в классе; повышению самооценки и коммуникационной компетентности школьников.

Интерактивная технология понимается как форма обучения, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем (диалог внутри группы – интраактивное общение; полилог – между группами – интерактивное общение).

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

В устной работе можно использовать такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

3. С домашним заданием тоже можно поработать устно. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

4. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.

В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорится, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают

«Выполнял…». По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

На дом можно дать задания творческого характера: написать сочинение, сочинение – миниатюру, лингвистическую сказку. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно использовать «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием существительных общего рода, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и находят эти существительные, т.е. выполняют грамматическое задание.

Очень помогает работа в парах при написании сочинений. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки: что-то сам ученик исправит, а что-то сосед увидит, поможет переделать.

В начале урока или в конце можно проводить взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений. В начале урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок).

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы

языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

С пятого класса можно начинать работу в группах. В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?» (кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).

Можно организовать игру «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

«Рассказ правила по цепочке». Условие – соблюдать логику изложения. Победит та команда, которая даст самый логичный и полный ответ.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – конференциями, уроками – практикумами. В процессе таких занятий постепенно вырабатываются и осваиваются на практике нормы «совместности»: 1). Готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);

2). Соблюдение правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать;

3).Использование поддерживающих приемов общения: доброжелательная интонация, умение задавать конструктивные вопросы;

4). Принять идеи, что «другой» индивид, группа также стремится найти наиболее оптимальное для данной задачи решение.

Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.

При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (4 человека): учащиеся проверяют выполнение

упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов – исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в форме соревнования знатоков. Каждая команда составляет 5-7 вопросов по изученному материалу и передает другой команде.

Возможна и такая форма, как урок – пресс-конференция. Выбираются наиболее знающие учащиеся. Остальные (в роли журналистов) задают им вопросы потруднее, да и отличникам скучать не приходится – нужно проявить свои знания, эрудицию, смекалку.

Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Главное в этом для учителя – не злоупотреблять парной и групповой работой, научиться дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и фронтальной работой.

При использовании в процессе урока парной или групповой работы самое главное научить детей взаимодействовать друг с другом, и наши методические пособия оказывает в этом неоценимую помощь и позволяет в полной мере решать задачи, связанные с вопросами современного школьного образования.

Текст научной статьи на тему «ПАРНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

г. Краснотурьинск Свердловской обл.

Парная и групповая работа на уроках русского языка

Уже много лет я использую интерактивные технологии.

Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара — идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить провденное.

Опишу, какие виды заданий я использую на уроках русского языка.

2. Традиционно провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

3. Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

4. Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы

Зобернюс Ольга Павловна, учитель.

та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу* мы называем «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.

5. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: ко(л,лл)екц..я, (не)брежно, выращенный.

1. Уже несколько лет я использую такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Состав• ЛЯЛ. Р. Затем* на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: *Выполнял. ». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.

2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4—5 предложений на изученные пункто-граммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует

расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

3. После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет 4карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.

4. Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку). Как правило, кроме учителей, их редко кто читает, хотя работы часто получаются интересными, с юмором. Чтобы* с творческой работой познакомились и другие учащиеся, я придумала «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род несклоняемых существительных, т.е. выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные, на взгляд ребят, работы зачитываются вслух, а уже потом гтоверяются учителем.

6. В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений и т.д. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок).

Мои наблюдения показывают, что работать в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае — оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

С V класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо,

то группы должны быть небольшими (3—4 человека). В V—VII классах практикую игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Приведу некоторые из них.

1. «Кто больше. » («Кто быстрее. »). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов II спряжения.

¿. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. Рассказ правила по цепочке. Условие — соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

4. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности* за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

Групповая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.

Проверка домашнего задания.

В начале урока учащиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (обычно по 4 человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.

После объяснения нового материала или изучения соответствующей темы предлагаю разбиться на небольшие группы и изложить материал в виде опорной :хемы, рисунка, таблицы, чтобы данное

правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь для правил. Например, при изучении темы «Правописание суффиксов чик-(-щик-)> у ребят получились такие мнемонические рисунки:

Разбившись на группы, ребята составляют коллективный текст с использованием слов-исключений, вводных слов, обращений или пишут письмо соседней группе.

Каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило (например, одна группа обобщает правописание о/ё после шипящих

в корне, другая — в суффиксах, третья — в окончаниях), затем составляется коллективная таблица *0/ё после шипящих в разных частях слова».

Обобщение материала можно провести также в форме соревнования знатоков. Каждая команда составляет 5—7 вопросов по изученному материалу и передает другой команде.

Возможна и такая форма, как урок-прессконференция. Выбираются наиболее знающие учащиеся. Остальные (в роли журналистов) задают им вопросы. Подобная работа вызывает интерес: ребятам хочется задать вопросы потруднее, да и «отличникам» скучать не приходится — нужно проявить свои знания, эрудицию, смекалку.

Работа нал ошибками.

В заключение отмечу, что интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное — не злоупотреблять групповой работой, научиться дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

книги.jpg

В теме «Отзывы» авторского форума по технологии парного обучения меня привлекло сообщение учителя физики из Тульской области о том, что на уроках с применением этой технологии «глаза у учеников горят, класс оживает». Горящие детские глаза… Я подумала: "Вот чего мне не хватает на уроках!"

- Что это за технология? Хочу знать! – решила я и занялась самообразованием

Оказалось, что такая форма взаимной передачи знаний корнями уходит в далекое прошлое. Ее возраст никак не меньше двух тысяч лет – именно столько времени существуют ешИвы - еврейские школы.

В Европе взаимное обучение в разных видах появилось в начале 19 века. Первое упоминание именно о парном взаимном обучении относится к 1804году. Монах Жирар в городе Фрайбург, в Швейцарии, открыл для бедняков при монастыре школу. И там сказал "будем учить друг друга взаимно и попеременно". Благодарные горожане через 5 лет после его смерти на центральной площади поставили ему бронзовый памятник.

В России первые школы взаимного обучения создавались в 19 веке при воинских частях, офицерами, вернувшимися из похода на Париж в 1815 году.

С 1918 по 1943 годы парное обучение связано с именем русского советского педагога-новатора Александра Григорьевича Ривина, который называл парное обучение "оргдиалог" и "талгенизм" (от слов "талант" и "гений").

В 1941 году с Ривиным познакомился в Москве Дьяченко Виталий Кузьмич, в то время - ученик 10 класса , основоположник теории коллективного способа обучения, благодаря трудам которого парное обучение получило развитие и известность в конце 20 века.

С 1988 года продвижением этой формы взаимодействия в образовательном процессе занимается инженер-технолог парного обучения Громыко Григорий Олегович из Германии. Он работает с педагогами России и других стран.

Григорий Олегович с завидной терпеливостью помогает и мне в постижении премудростей технологии парного обучения и практическом применении ее в учебно-воспитательном процессе.

Сама технология парного обучения очень простая, - вот на этой схеме изображены её основные компоненты.

Буквами Р1 и Р2 обозначены "партнёры" в паре. К1 и К2 - это "карточки", но в более широком смысле это "кусок информации" по предмету, которым владеет каждый из партнеров. В парах партнёры сидят «через угол»: ребята в таком случае могут выбрать для себя удобную позу - на таких уроках нет необходимости требовать, чтобы они сидели прямо, следили за своей осанкой.

Дети также вырабатывают навыки самоконтроля и самоорганизации, например, они подходят к листу учёта и делают на нём пометки. На уроке они соблюдают определённые правила.

Партнёры в работе друг с другом придерживаются алгоритма (см. презентацию). В целях экономии времени я сейчас не буду проговаривать этот алгоритм, но если кто заинтересуется, готова поделиться своими знаниями и дать ссылку на сайт.

Своих коллег с данной технологией я знакомила постепенно: делилась впечатлениями от уроков, выступила на педсовете по теме: «Формирование базовых умений и компетенций как условие формирования и подготовки конкурентоспособной личности», потом по просьбе коллег организовала для них обучающий семинар и дистанционный семинар по скайпу с Громыко.

28 ноября 2012 года на семинаре для директоров школ открытый урок по русскому языку по теме «Одна и две буквы «Н» в разных частях речи» провела по технологии парного обучения.

Технология парного обучения позволяет мне реально осуществить деятельностный подход, являющийся главным ядром при реализации ФГОС. На слайде хорошо видно, что все дети включены в работу.

Технология парного обучения является основой индивидуального развития ребенка, она способствует его социализации, духовно-нравственному развитию и самое главное - в условиях парного обучения решается проблема перегрузки учащихся.

Принципиальная схема парного обучения

Обучение в парах также решает проблему сохранения здоровья. Во время урока дети передвигаются по классу от партнёра к партнеру, или для выполнения задания на доске. За урок ни один ребенок не получает замечания, потому что на таких уроках бывает только рабочий шум, который практически никому не мешает. После такой работы ученики не хотят уходить с урока, во время рефлексии раскрываются. Однажды шестиклассник признался:

- Когда мы сидим обычным способом, меня все время тянет оглянуться назад, чтобы узнать, что делают мои одноклассники, а тут - все работают, и я работаю!

Девочка, с которой до 8 класса никто не хотел сидеть за одной партой, после урока подошла, и со слезами на глазах прошептала.

- Со мной сегодня все мои одноклассники работали!

Технологию парного обучения я использую на классном часе, например, на занятиях по профсамоопределению.

В парах можно также проводить другие виды работы в школе, например педсоветы или родительские собрания, семинары и методические объединения.

Таким образом, работа в парах сменного состава может реально сохранить психическое и физическое здоровье нашим детям, а заодно и учителю, потому что работа в парах всем приносит радость!

Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге.

М.М.Бахтин русский философ и мыслитель,

Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития.

План урока с использованием технологии парной работы

Класс: 5. Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 5 класс», под ред. Ладыженской Т.А.

Название раздела, темы: Морфемика. Орфография.

Тема урока: Правописание корней с чередованием.

- работа по распознаванию слова с чередующимися гласными в корне слова;

- формированию интереса к орфографии и осознанному выбору орфограмм;

-активизация речи учащихся научного стиля;

-ознакомление участников семинара с технологией обучения в парах через их личную работу в парах с учениками.

Тип урока: урок получения новых знаний через взаимное обучение в парах

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

парное обучение, методика «Взаимообмен заданиями», работа в сменяемых парах.

Оборудование:

- карточки с теоретическим материалом;

- «ключи» для самопроверки, взаимопроверки – написаны в карточках;

Оформление: (плакат или запись на доске)

Наши основные правила:

Что мы будем делать на уроке?

говорить – внятно, доступно

Организационный момент:

- посадка обучающихся и гостей урока попарно «через уголок»;

- вступительное слово учителя (формулировка темы и целей урока- учениками , сообщение об этапах урока, алгоритме работы в сменяемых парах, запуск листка учета)

Обозначения на Листке учета:

"красный плюс" – у меня эта карточка, я её "хозяин";

"плюс" – я эту карточку объяснил, то есть "передал".

Обозначения в алгоритме работы пары:

П1 и П2 – партнёры в паре, К (1, 2, 3 и т.д. – по количеству «участников урока») – карточки с теоретическим материалом и практическими заданиеми; Л1 и Л2 – рабочие листки.

1. П1 и П2 самостоятельно изучают свои К (карточки), выполняют задание на листках Л1 и Л2. По ключу (ключи прописаны на обратной стороне карточки) проверяют выполненную работу;

2. П1 рассказывает содержание своей карточки партнеру П2;

3. П1 спрашивает у П2, все ли по теме понятно, просит повторить правило;

4. П2 повторяет правило (при необходимости задает вопросы П1);

5. П2 получает от П1 задание для самостоятельной работы, выполняет задание на Л2. П2 выполняет задание, полученное от П1;

6. П1 по «ключу» проверяет работу П2. П2 проверяет работу П1.

7. Партнеры меняются карточками, находят свободного ученика и создают новую пару.

8. Далее работа строится по тому же алгоритму, начиная с пункта 2.

Учитель задает вопрос: «Назовите корни с чередованием безударных гласных, с которыми вы сегодня познакомились».

Учащиеся называют (их, корней с чередованием, 20).

Ученики заранее приготовили по одному вопросу для рефлексии и записали их на отдельном листочке.

Рефлексия проводится также в парах по следующему алгоритму:

- П1 задаёт свой вопрос (заранее подготовленный) П2;

- П2 проговаривает свой ответ и записывает его на листочке, на котором записан вопрос;

- П1 и П2 ищут новых партнеров и задают им свои вопросы.

Рефлексия завершается по команде учителя.

Слово учителя:

- Всем спасибо за сотрудничество!

- ребята продолжат изучение и закрепление правил правописания корней с чередованием.

По окончании урока всем предлагается оставить на листочках отзыв об уроке.

Фото с открытого урока

открытый урок. работа в парах

Идет десятая минута урока. Ты уже никому не нужен – вот досада! Так и хочется спросить: «Извините, я вам не мешаю?»

Чтобы не тратить драгоценные минуты урока, на Листе учёта зарегистрировались заранее. Поскольку по правилам сегодняшнего урока на начало урока № ученика в таблице (по вертикали) совпадал с № карточки (по горизонтали), «свою» карточку («хозяина») отметили «красным плюсом» еще при раздаче карточек. Далее партнеры, выполнив задания друг друга, выходили к доске (Лист учёта был прикреплен к магнитной доске), отмечали знаком «плюс» «отработанную» карточку.

работа в парах на уроке

№ п/п в таблице соответствует № карточки.

Карточка с теоретических материалом и практическими заданиями.

П1 рассказывает П2 содержание своей карточки. Примеры записывает на Л1, показывает, как графически объясняется условие выбора орфограммы, спрашивает: «Ты понял тему? Готов выполнить задание?» Если у П2 нет вопросов, он приступает «к обучению» П1. Потом партнеры меняются карточками и выполняют задания. Далее партнеры по ключу, «спрятанному» на внутренней стороне карточки проверяют качество выполненной работы. К сожалению, к данному уроку мной критерии оценивания не были разработаны. Можно было бы на Листе учёта в верхнем левом углу ставить «плюс» - я работал с этой карточкой, а в правом нижнем углу – оценку…

карточка для работы в парах на уроке русского языка

Урок длится 40 минут. За это время ребята успели проработать разное количество карточек. Задания в основном выходили выполнять к доске.

Айнур. Парное обучение

русский язык. работа в парах

За 5 минут до конца урока по команде учИтеля работа в парах прекращена. Ребята общими усилиями называют все 20 корней с чередованием..

Далее учащиеся задают свой вопрос, приготовленный для партнера, среди которых были такие:

- Понравилось ли работать в парах.

- С кем из партнеров больше всего понравилось работать?

- Понял ли тему сегодняшнего урока? и т.д.

- Часто ли на уроках вы работаете в парах? (этот вопрос детям задали «гости» урока).

Рефлексия проходила устно…

По команде учителя ответы на вопросы прекращаются, и за 1 минуту до конца урока учитель успевает задать вопрос:

- Что сегодня на уроке вас приятно удивило?

- Меня приятно удивило то, что учителя, пришедшие к нам в гости, сели с нами рядом и работали с нами. К сожалению, я успел поработать только с одним завучем.

- Приятно удивила атмосфера урока – работали все! Приятно удивила работоспособность учащихся. Они совсем не устали. В конце урока создалось впечатление, что они сожалеют о том, что урок закончился.

Далее пятиклассники получили задание написать отзыв об уроке…

а учителю было дано слово для самоанализа урока.

отзыв об уроке. технология парного обучения

парное обучение на уроке русского языка. Работа по ФГОС

Предлагаю ещё один фоторепортаж с урока . Вы можете скачать его и попробовать повторить урок по инструкциям.

Читайте также: