Плюсы работы в бюджете бухгалтером

Опубликовано: 17.09.2024

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);



По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Немногим моим коллегам пришлось пройти путь от работы с предпринимателями и коммерческими компаниями до трудоустройства в государственных учреждениях. В большинстве случаев они нарабатывали многогодовой опыт и их приглашали на такую должность. Но даже главному бухгалтеру со стажем и высокой квалификацией перепрофилирование дается нелегко.

Выделим принципиальные отличия:

  1. Иные формы учреждений.
  2. Финансирование из двух источников – бюджет и собственная платная деятельность.
  3. Разные планы счетов.
  4. Применение особых видов кодификации.
  5. Специализированная отчетность.
  6. Жесткие сроки для любого действия (операции) и наказание за их нарушение.
  7. Проведение закупок работ, услуг и товаров через торги.

Как видите, непросто сменить рабочий кабинет в бухгалтерии какого-нибудь ООО на место в госучреждении. Конечно, есть и существенные плюсы: стабильная работа, наличие полного социального пакета (отпуск, больничные, пособия и т.д.), полностью официальная заработная плата. К тому же часто для специалистов предусмотрена возможность повышения квалификации и, разумеется, карьерного роста. Все это не каждая организация способна предложить (тем более ИП), поэтому работа в бюджете считается престижной (по крайней мере, что касается профессии бухгалтера).

Для тех, кто планирует сменить сферу деятельности, разберем основные сложности и ключевые моменты такого перехода. Для начала немного поговорим о системе государственных учреждений.

Для кого предназначен бюджетный учет?

К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):

  • Госорганы (в качестве примера можно привести МВД).
  • Местное самоуправление (как вариант – городская администрация).
  • Как федеральные, так и территориальные органы управления внебюджетными фондами (знакомые нам ФСС, ПФР, ТФОМС).
  • Казенные учреждения (это уже скорее подтип госучреждений).
  • Госкорпорации (они стоят особняком и тем не менее финансируются за счет бюджета, к примеру, РОСАТОМ).

Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.

Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.

Особенности автономных учреждений (АУ)

В зависимости от ситуации, вида расходов и финансирования, остатки средств, не использованных в текущем календарном году, учреждение потратит на уставные цели, перенесет на следующий период или вернет в бюджет.

В отличие от участника ООО, собственник имущества в АУ никак не отвечает по возникшим обязательствам, верно и обратное утверждение. Он не имеет права получать прибыль от деятельности (т.е. отсутствуют дивиденды). Это при том, что наряду с уставной осуществляется предпринимательская деятельность (соответствующая целям создания учреждения), о чем говорится в п. 2 ст.10 ФЗ №7.

Ежегодно, несмотря на результаты работы, АУ публикует в СМИ, которые устанавливает учредитель, отчеты о своей деятельности (аналогично обязанности для некоторых коммерческих компаний размещать свою отчетность в открытом доступе на сайте).

Возможности и ограничения бюджетных учреждений (БУ)

Имеют сходные цели с автономными: оказание услуг, предусмотренных законодательством, в социальных областях (научная и образовательная деятельность, здравоохранение и т.д.).

Для ведения деятельности устанавливаются задания, которые составляет орган-учредитель. Сверх задания допускается (в том числе за плату) выполнять работы (оказывать услуги):

  • В рамках основной деятельности. Размер платы (тариф) устанавливается руководящим органом.
  • Иные, если они соответствуют уставу и указаны в учредительных документах БУ.

Финансируется БУ из бюджета путем выдачи субсидий, которые, помимо прочего, включают расходы на содержание недвижимого имущества (в т.ч. особо ценного) и налогов на него. Такое имущество допускается сдавать в аренду при условии согласия учредителя. Есть, правда, минус – в этом случае его содержание учредителем прекращается.

Кстати! В отличие от ООО, имущество, полученное бюджетным учреждением, не принадлежит ему на праве собственности, а находится на праве оперативного управления согласно п. 9 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ.

Операции со средствами проводятся через лицевые счета. По некоторым операциям есть ограничения. Как уже говорилось выше, использовать по собственному усмотрению особо ценное имущество (ОЦИ) нельзя. Причина понятна: оно предназначено для осуществления уставной деятельности. Порядок признания ОЦИ указан в Постановлении №538.

Потребуется согласие и при совершении крупной сделки (по умолчанию – свыше 10% балансовой стоимости активов БУ). Также бюджетное учреждение не может размещать депозиты в банке.

Казенные учреждения (КУ)

Подчиняются в зависимости от уровня госоргану или органу местного самоуправления. Средства к существованию им обеспечивает соответствующий бюджет (в качестве основания используется смета).

Помимо финансирования, получают доходы от платной деятельности, но при условии, что такое право указано в учредительных документах. Размер и/или порядок платы за услуги (работы) устанавливается руководящим органом (опять же в зависимости от уровня учреждения). Все денежные потоки КУ контролирует казначейство или финансовый орган субъекта РФ путем открытия специальных лицевых счетов.

Тотальный контроль сказывается на работе: смета предусматривает буквально все статьи расходов от покупки канцелярии до коммунальных затрат и фонда оплаты труда, поэтому при ведении учета в «казёнке» необходимо следить за движением средств по каждому пункту.

Обратите внимание! Существуют правила и ограничения при заключении контрактов (договоров) казенным учреждением. В частности, они прописаны в п. 5, п 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Для бухгалтера немаловажной покажется информация об операциях, которые совершать КУ не в праве:

  • Получать кредиты (в том числе бюджетные), займы, субсидии.
  • Покупать ценные бумаги.

Зато оно может передать право ведения бюджетного учета и формирования отчетности специализированной сторонней организации – централизованной бухгалтерии (она чем-то похожа на аутсорсинговые компании).

Финансирование и госзакупки

Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные.

Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.

Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:

  • Ведут учет методом двойной записи. Формируют внутренние регистры, налоговую, бухгалтерскую и бюджетную отчетность.
  • Придерживаются принятой учетной политики учреждения и действующим планом счетов.
  • Все операции подтверждают оформленными в соответствии с законодательством первичными документами.
  • Проводят инвентаризацию.
  • Проходят проверки как аналогичные «стандартным» выездным – от ФСС, ПФР и налоговой службы, так и внутренние (ведомственные).
  • Публикуют сведения и своей деятельности, в том числе с предоставлением финансовых отчетов.

Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.

План счетов и кодификация

  • №183н (автономные).
  • №174н (бюджетные).
  • №162н (казенные).

Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:

Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.

Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.

Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.

Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции. КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.

Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».

Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции. Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.

В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.

Отчетность

Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.

Есть и специализированная отчетность. Сроки подачи устанавливает вышестоящий орган по инструкциям №33н (Приказ Минфина от 25.03.2011) и №191н (Приказ Минфина от 28.12.2010). Причем ориентировкой для подчиненных учреждений является срок, установленный Федеральным казначейством для распорядителей бюджетных средств:

  • Ежемесячные отчеты — до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
  • Ежеквартальные и годовые – индивидуально (в зависимости от вида распорядителя).

Для бюджетников тоже существует электронная отчетность – система «Электронный бюджет». Через нее учреждения отчитываются по срокам, установленным вышеуказанными инструкциями.

Если присмотреться, то некоторые формы бюджетной отчетности напоминают «свое родное»: баланс учреждения, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, сведения об остатках денежных средств учреждения. Тем не менее эти формы все-таки нацелены на сбор данных об использовании средств бюджета их распределении, экономии и т.д.

Обратите внимание! В статистику бюджетникам, так же как и простым смертным, приходится отчитываться. Учреждение периодически должно обращаться на сайт Госкомстата и проверять наличие в индивидуальном списке обязательных форм.

Подводя итоги: работа в сфере бюджетного учета имеет свои преимущества, но совершенно без подготовки и ликбеза в этой области переходить в госучреждение рискованно, можно допустить серьезные ошибки и испортить репутацию (как говорится, зарабатывается она годами, а разрушается за один день).

Если решились на переход:

  • Попробуйте устроиться в централизованную бухгалтерию, это будет аналогично опыту работы в аутсорсинге и поможет освоиться.
  • Пообщайтесь с коллегами-бюджетниками на форумах и в специализированных группах.
  • assistentus.ru регулярно размещает статьи и новости, посвященные не только традиционному, но и бюджетному учету – следите за публикациями.
  • В этой статье приведено много ссылок на нормативные документы, воспользуйтесь ими.

Мы не коснулись в статье госзаказа и государственных закупок, о них мне бы хотелось поговорить подробнее в будущем. Это тоже очень интересная и достаточно сложная тема.

personal photo

Кризис, который как гром среди ясного неба переполошил нашу общественность три года назад, сейчас мало-помалу сходит. Люди привыкли к курсу доллара и евро, к выросшим ценам на продовольствие и прочие вещи, за которые приходится теперь платить больше, нежели это было раньше. И все же находятся те из нас, кто при сохранившемся уровне дохода хочет что-то изменить в своей жизни, а именно, увеличить суммы зарабатываемых денег, если говорить прямо. Давайте честно: в бюджетном учреждении бухгалтер много не зарабатывает. Если раньше при зарплате в 21000 рублей бухгалтер мог позволить себе съездить отдохнуть летом в Турцию, то сейчас он несколько раз подумает прежде, чем пойдет в туристическое агентство покупать путевки. Государство заботится о нас, но как-то по-своему, глядя, вероятно, с высоты своей колокольни. Нам таких «высот», к сожалению, не понять. Поэтому приходится что-то придумывать и искать пути к обеспечению более высокого дохода. Так, несколько наших знакомых решили покинуть своих бюджетные учреждения с целью трудоустроиться в коммерческих организациях. Сложности и преграды у них совпали на удивление точно. Читая посты на форумах, прослеживается единая нить, которая связывает всех «перебежчиков» между собой – потребность учиться многому заново. Что ж, давайте разберемся, что к чему в этом вопросе.

Нематериальные причины ухода

Действительно, доход бухгалтера в «бюджете» может достигать гораздо меньших размеров в сравнении с коммерческой сферой деятельности. Однако дело может заключаться не только в деньгах. Наша коллега, которая работает сейчас главным бухгалтером в одном из крупнейших холдингов страны, а по совместительству является нашим клиентом по услуге «облако 1С», рассказывает свою историю этого «трансфера»:

«После окончания университета я не стала сильно «заморачиваться» по поводу работы и пошла бухгалтером в детский садик. Во-первых, на тот момент меня и детей обеспечивал муж, во-вторых, работа была недалеко от дома, в-третьих, как вы сами понимаете, рабочий день упрощен настолько, что особо прикладывать силы не приходилось. В какой-то момент я поняла, что если все пройдет в таком же режиме еще несколько лет, то от меня, как от специалиста, не останется ровным счетом ничего. Мои знания, полученные в университете, могут попросту не пригодиться. Более того, я не могла и не могу сказать с уверенностью, что сама жизнь меня не заставит развиваться в профессиональном плане. И вот я решила уйти. Пожалуй, основной причиной моего ухода стала боязнь за утрату квалификации. Теперь это все позади, но первый год в коммерции был для меня чем-то сумасшедшим. Все познается в сравнении».

Из этой небольшой истории очевидно, что деньгами причины ухода не ограничиваются. Действительно, у бухгалтера в бюджетной сфере больше свободного времени (уж простите, бюджетники), работа регламентирована настолько, что как-то фантазировать и находить выходы из сложных ситуаций не приходится. Кадрами заниматься не нужно, для закупок предусмотрен отдельный специалист или даже отдел, на все есть соответствующие инструкции. Пожалуй, это будет раем для бухгалтера, который мечтает о спокойствии и тишине в самом положительном смысле этих слов.

Кто и чем руководствуется?

Под существенной разницей в ритмах трудовой деятельности есть свои нормативные основания. К примеру, бухгалтерия в бюджетной организации (к примеру, муниципальной) функционирует, отталкиваясь всецело от этих трех документов:

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»;

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

Приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

В свою очередь у коммерческой организации есть два других ориентира:

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»;

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;

Единым документом для них двоих будет Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете», который, в общем-то, знает каждый бухгалтер. Без него работа невозможна в принципе.

Встретили не по одежке, а по опыту работы

Готовя материал, мы часто обращаемся к тому, что пишут люди на тематических формах по тому или другому вопросу. Данная тема не стала исключением. Как выяснилось, наших коллег эта проблема интересует в достаточной степени. Более того, нам часто встречались вопросы, касаемо обратного перехода, т.е. от коммерции в сторону бюджета. Не отходя от нашей постановки вопроса, скажем, что «бывалые» бухгалтера, успевшие поработать «на двух фронтах» готовят «перебежчиков» к тому, что им придется произвести на руководителя коммерческой организации наиболее положительное впечатление. В качестве причины этому указывают опыт работы в бюджете – он практически нигде не приветствуется. Однако всегда находятся исключения. Так, на одной площадке писали приблизительно следующее:

«…спросили на собеседовании, почему я решила устроиться в частную компанию. Сказала честно, что хочу развиваться и больше зарабатывать. Потом у меня уточнили, был ли у меня хоть какой-то опыт работы в коммерции, и я ответила, что нет. Наверное, понравилась директору, и он взял меня на испытательный срок в помощь главному бухгалтеру. Для меня взяли 1С 8.3 в аренду , подключили справочно-правовую систему. В общем, обеспечили всем необходимым. Первое время я «мучала» своего непосредственного начальника вопросами, приходилось вникать в суть каждой мелочи. В конечном итоге испытательный срок прошла, но понервничать пришлось»…

Кому-то повезло меньше на собеседованиях:

«Работала в централизованной бухгалтерии почти 4 года. Когда вышла из декрета поняла, что хочу дать детям чуть больше, чем то, что я могу заработать в своей структуре. Ходила по собеседованиям, так ничего и не получилось. Возможно, дело не только в опыте работы, но и в ребенке, которому всего сейчас 3 года. Решила плюнуть на это на все, изучала документацию самостоятельно и теперь работаю на удаленке, скажем так»…

Можно, конечно, в качестве примера привести множество историй, однако у всех из них есть один этап, который требует преодоления – доказать новому руководству способность работать по другим правилам. Если это получается, то переход протекает относительно благополучно. Если же нет… Ну, вы сами понимаете.

Положительная и отрицательная сторона одного качества

Да, есть определенные сложности у этого перехода. Но разве бывают сложности без чего-то хорошего и положительного? На примере нашей темы мы еще раз убеждаемся, что не бывает. К примеру, на тех же самых форумах бухгалтера рассказывают истории, где директора были готовы им «ноги целовать» только за то, что с их (бухгалтера) приходом в компании воцарил «финансово-документальный» порядок. Причем порядок такой, что с него можно только брать пример. Сфера, в которой все регламентировано и требует максимальной точности в действиях, не может не оказывать влияния на профессиональные качества сотрудника. С ними, как раз, и приходят бухгалтера-бюджетники в коммерцию, чем в действительности могут порадовать новое руководство. Кстати, начальники об этом далеко не всегда догадываются просто потому, что не разбираются в «бухгалтерской кухне». И все же у всего должна быть мера, в том числе у такого завидного педантизма. Может получиться так, что с воли авторитарного бухгалтера отдел закупок не сможет тратить деньги по своему усмотрению, а отдел продаж – реализовывать свою продукцию. Нет, конечно, смогут, но не так, как того хотят отделы и директор в том числе. Бывшему бюджетнику абсолютно все равно, какие в отделе продаж отношения с клиентами, главное, чтобы на товар не давали скидки, ретро-бонусы и прочие «плюшки» коммерческой жизни. Цена должна быть одна, если есть скидка, то она тоже должна быть единой и все в том же духе. Такой подход к работе может заставить сослуживцев изрядно «понервничать». Бюджетнику следует быть готовым к тому, что коммерческая сфера деятельности требует гибкости во всех отношениях, т.е. не только с клиентами и другими компаниями, но также и внутри коллектива.

Выводы

Как мы видим, переход в новую сферу деятельности вполне возможен и во многом оправдан с точки зрения уровня дохода, профессионального развития, а также тех навыков, которые бухгалтер сможет приобрести в ходе более динамичной работы. Помимо всего прочего не стоит забывать о том, что текущая политика государства направлена на сокращение расходов в бюджетной сфере. Где-то недавно писали о том, что в стране планируется сократить более трети всех бухгалтеров-бюджетников путем перехода на электронный документооборот. На наш взгляд, это должно стать хорошим поводом задуматься над тем, чтобы обеспечить себе более надежное будущее.

Работа в бюджетных организациях: плюсы и минусы

До сих пор люди на форумах в интернете спорят о том, стоит ли работать в бюджетной организации. Какие же аргументы они приводят, чтобы обосновать свое мнение?

Какой труд относят к работе в бюджетной сфере?

Основным критерием, по которому работник относится к данной сфере, является источник, из которого выделяются денежные средства на оплату его труда. Если они перечисляются из бюджета, то труженика называют бюджетником. При этом деньги поступают из бюджета одного из 3-х уровней:

  1. Государства.
  2. Региона.
  3. Муниципалитета.

Большинство людей, принадлежащих к этой категории, являются руководителями или специалистами-исполнителями в государственных учреждениях. В этот список входят:

  1. Чиновники городских, областных и иных администраций.
  2. Сотрудники казначейств, налоговых инспекций и таможенной службы.
  3. Военнослужащие по контракту, приравненные к ним сотрудники полиции и других служб.
  4. Работники образовательных, научных и медицинских учреждений, кроме частных.
  5. Служащие центров занятости, социальных служб, государственных фондов и т.д.

Работа в бюджетных организациях

Плюсы

  • Трудоустройство официальное и постоянное, а не временное по договору подряда. При этом берут и без опыта работы.
  • Заработная плата полностью «белая», следовательно, больше отчислений идет на счет будущей пенсии. Выплачивается она в одни и те же даты независимо от полученного результата, т.е. не надо озадачиваться тем, как реализовать залежавшийся товар и отвоевать долю рынка у конкурента.
  • Большую часть заработной платы составляет фиксированный оклад, при лишении премии часто теряется меньшая часть заработной платы.
  • Правила нормированного рабочего дня и продолжительности отпуска в основном соблюдаются. Реже, чем в коммерции, меняются обязанности.
  • Оплачиваются полностью больничные, декретные, отпуска (в том числе учебные), поскольку начисляются они с полной заработной платы. Работают профсоюзы, поэтому их членам выписывается материальная помощь, даются путевки для детей в оздоровительные лагеря.
  • Перерывы на перекур с общими беседами и чаепитиями, которые устанавливаются или допускаются в режиме рабочего дня. Обычно это «принято» в подразделениях госслужбы, где много работников.
  • Возможно свободное время на себя, ребенка и семью в течение трудовых будней. Для этого практикуются перевод на полставки, отпрашивание или подмены, например, чтобы сходить на утренник к ребенку или отвести его в школу. Отлучки по личным делам могут затягиваться на полдня. Некоторые при слабой загруженности тратят время с пользой: учатся параллельно в аспирантуре, имеют подработки. Хотя есть организации, где «не принято» брать больничные, чай пить некогда, а окончание работы тогда, когда скажет начальник.
  • Дополнительные «плюшки». Существуют места с существенным размером премий, отпусками более 1,5 месяцев, ведомственными поликлиниками с хорошими врачами. Длиннее отпуск, чем в коммерции, ежегодная индексация зарплаты.

Работник центра занятости

Минусы

  • Вместо реальной работы ее видимость. На некоторых рабочих местах существенную часть времени сотрудники пишут горы служебных записок, отписок, разных таблиц, а к отчетным датам умудряются сотворить настоящие «шедевры» в виде отчетов, и такие документы устраивают руководителей. Некоторые служащие в рабочее время «зависают» в социальных сетях, на посвященных своим хобби форумах и чатах, сайтах знакомств и путешествий. Для тех, кто не привык «просиживать» штаны, такая занятость может показаться каторгой.
  • Сложно изменить рутину. Система отношения к делу давно сложилась. Как правило, большинство после 40-45 лет, их вполне устраивает привычное рабочее «болото», поскольку они прекрасно осознают, что на другом месте, возможно, придется приспосабливаться к менее «тепличным» условиям и более быстрому темпу работы. Они паникуют перед такими перспективами и поэтому жестко сопротивляются любым изменениям и нововведениям при угрозе нарушить их привычное, пусть порой полуленивое, «барахтанье».
  • Средняя заработная плата ниже по величине, чем в среднем по России. Например, у гражданского персонала в воинских частях оклады и индексация к ним устанавливаются отраслевыми приказами и оказываются ниже МРОТ, индексация бывает реже, чем у других бюджетников. При этом доход по одной и той же должности в крупных городах может быть в разы выше, чем в глубинке.
  • Большой разброс интенсивности и оплаты труда даже у работников госслужбы. Одни «отсиживают» с 9 до 18 часов, другие получают в 2 раза больше, но «пашут». Нет гибкого графика, возможности удаленной работы.
  • Теряется ценность специалиста. В отделах большинство должностей одинаковые, значит, работника легко заменить. Оклады у них ненамного выше минимального заработка по конкретному региону. Премии у рядового работника обычно небольшие, а если не угодил вышестоящим, то еще и урезаются. Заставляют участвовать в массовых мероприятиях типа демонстраций или встреч с кандидатами во власть под угрозой лишения премии.
  • Постоянные проверки на соответствие законодательству. Приходится писать много макулатуры.
  • Медленный карьерный рост. Если новый сослуживец пытается проявить инициативу и самостоятельность, то часто его не только не «продвигают», но «навешивают» кучу дополнительных обязанностей, не торопясь существенно повышать оплату труда.
  • В некоторых организациях работа происходит «от сих до сих». При необходимости отлучиться, например, к врачу или если прорвало трубу, требуется соблюсти установленную процедуру с возможными документальным оформлением и отработкой. Но, например, у преподавателей вузов на подготовку к занятиям и написание рабочих программ и другой документации часто уходит времени гораздо больше, чем определено в нормативах.

Выводы

Ознакомившись с положительными и отрицательными сторонами труда в бюджетной сфере, каждый может сделать выбор о его привлекательности для себя. Учтите лишь следующее. Если есть какая-то относительная стабильность оплаты труда и соблюдения трудового законодательства, то она в бюджетной сфере. Но любая такая организация является винтиком формировавшейся десятилетиями бюрократической системы с четко регламентированными процессами, поэтому инициативным и творческим людям работать в ней неинтересно, ведь обычно там нет места креативу!

Кобзарь А. А.

С работой бухгалтера связано немало стереотипов. Одни считают, что это тоскливая рутина, другие боятся совершить ошибку в процессе, но самое главное — абсолютно все убеждены, что не стоит связываться с бухгалтерией, если не умеешь считать. Десять лет назад, вероятно, все так и было, но возможности современного мира помогают решать многие типовые задачи, готовить документы и даже правильно подбивать цифры.

Сегодня бухгалтер — больше, чем просто технический счетовод, который вбивает данные в программу. Это специалист, который разбирается в бизнесе, эффективно взаимодействует с разными отделами своей компании, умеет добывать важную информацию, многое знает о смежных профессиях и постоянно следит за изменениями в законодательстве. Все эти особенности и делают работу бухгалтера одной из самых востребованных и перспективных на сегодняшний день.

Топ причин стать бухгалтером

1. Стабильная профессия

Бухгалтер — важный сотрудник в любой компании: он готовит документы, формирует отчетность, начисляет выплаты сотрудникам и делает многие другие вещи, о которых некоторые даже не задумываются. Спрос на таких сотрудников будет всегда. Причем войти в эту профессию можно в любом возрасте, а работать — до тех пор, пока это нравится вам.

2. Хорошие перспективы для профессионального развития

Начав работать в бухгалтерии, есть все шансы дорасти до финансового директора. Уже через два года можно занять кресло главного бухгалтера, через три — руководителя департамента, а еще через два — финансового или коммерческого директора.

Пример из жизни рассказывает главный бухгалтер Екатерина Алексеевна Балабаева: «Сразу после института, без опыта, я пришла работать в централизованную бухгалтерию бюджета. Там я показывала хорошие результаты, и уже через два года меня позвали на должность главного бухгалтера в ООО. Я стояла у истоков фирмы, поднимала ее с нуля, это было интересно».

3. Активная работа

Российское законодательство постоянно дорабатывается и обновляется, меняются порядок и условия сдачи отчетности, добавляются новые программы, а вместе с ними так или иначе перестраивается бухгалтерия. Скучать в таких условиях просто некогда.

4. Возможности для общения

Бухгалтер всегда находится в центре внимания. Помимо коллег в офисе всегда есть представители госслужб, с которыми тоже приходится общаться, и клиенты компании, требующие внимания к себе и своим проблемам. Но это необязательно: если большой потребности в общении нет, то и заставлять вас быть душой отдела никто не будет.

5. Доступ к знаниям, которые нужны для старта и поддержки своего дела

Знание бухгалтерии и понимание ее особенностей — одни из главных навыков для начинающих предпринимателей. Самое трудное — поддерживать компанию на плаву, играя по правилам нашего законодательства. Понимая, как формируется отчетность, вам будет проще контролировать наемного работника. К тому же, пройдя обучение, вы всегда сможете вести учет самостоятельно.

6. Возможность проявить свои организационные способности

Если и есть такое место, где можно полностью удовлетворить потребности в организации, то это бухгалтерия! Порядка требуют и документы, и работа с профессиональными программами, и даже взаимодействие с руководством. Самое приятное, что организационная система для каждого из рабочих процессов у вас может быть своя.


7. Постоянное саморазвитие

Казалось бы, документы и счета, что тут такого?! Но нет, в бухгалтерии много различных нюансов. Поэтому каждый бухгалтер в процессе своей работы развивается: читает специализированную литературу, посещает профильные мероприятия, повышает свою квалификацию, общается с более опытными коллегами. И учится, учится и учится.

8. Всегда есть место для нестандартных решений

Конечно, бухгалтеру необходимо обладать определенными профессиональными знаниями, но не менее важно, порой, в этой работе уметь мыслить нестандартно, понимать саму суть работы и проявлять инициативу. Другими словами, если вы способны думать и действовать самостоятельно, не дожидаясь строгих инструкций от руководства, — вам сюда.

Читайте также: