Плюсы работы в фас

Опубликовано: 17.09.2024

Онлайн-интервью с заместителем начальника Управления государственной службы Федеральной антимонопольной службы России Еленой Владимировной Косянчук

Сложно ли молодому специалисту получить работу в Федеральной антимонопольной службе России? Рассказывает заместитель начальника Управления государственной службы Федеральной антимонопольной службы России Елена Владимировна Косянчук.

КонсультантПлюс: Согласно независимым исследованиям, большинство молодых специалистов сегодня хотят работать в госструктурах. Как вы думаете, что их привлекает в работе госслужащего? Может ли устроиться на работу в ФАС вчерашний выпускник вуза? Какие требования предъявляются к начинающим специалистам - претендентам на должность госслужащих?

Елена Владимировна Косянчук: Сложная ситуация на рынке труда на сегодняшний день вынуждает молодых специалистов искать какую-либо стабильность. С этой точки зрения госслужащий может быть уверен в стабильном заработке и завтрашнем дне. К тому же растет престиж государственной службы, что немаловажно при выборе места работы.

Поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется в соответствии со ст.22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по результатам конкурса. Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. Выпускник вуза по результатам конкурса может претендовать на должности гражданской службы старшей группы должностей, где не предъявляются требования к стажу, либо на должности младшей группы, назначение на которые возможно без проведения конкурса.

КонсультантПлюс: Где обычно размещаются объявления о ваших вакансиях?

Е.В. Косянчук: Объявление о проведении конкурса размещается на официальном сайте ФАС России, а также в информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации". Для подбора специалистов на вакансию дополнительно объявления размещают на Superjob, HeadHunter.

КонсультантПлюс: При рассмотрении резюме молодого специалиста на что вы обращаете внимание прежде всего: на успеваемость в вузе или на специализацию, по которой выпускник обучался, тему дипломной работы или дополнительное образование, удостоверенное сертификатами и дипломами?

Е.В. Косянчук: Безусловно, на собеседовании с кандидатом, молодым специалистом учитывается в первую очередь направление подготовки и специализация. Часто члены комиссии интересуются и темой выпускной работы. Дополнительное образование приветствуется, но не является обязательным условием для поступления на службу. Те соискатели, которые проходили в ФАС России практику и заслужили положительные отзывы руководителей практики, имеют некоторые плюсы при трудоустройстве. Все участники конкурсных процедур, в том числе и выпускники вузов, проходят тестирование, более того, с вопросами тестов можно ознакомиться на официальном сайте ФАС России в разделе "Кадровый резерв".

КонсультантПлюс: Какие этапы в конкурсе на замещение вакансий проходит молодой специалист? Как быстро после отправки резюме обычно приглашают на собеседование?

Е.В. Косянчук: При участии в конкурсе молодой специалист обычно проходит несколько этапов:

- подготовка необходимых документов и их направление в ФАС России;

- при соответствии его установленным квалификационным требованиям - тестирование на знание русского языка и законодательства Российской Федерации, личностно-профессиональное (психологическое) тестирование;

- приглашение на заседание конкурсной комиссии для индивидуального собеседования.

КонсультантПлюс: Проводятся ли в ФАС стажировки для старшекурсников или выпускников вузов? Какие карьерные перспективы они открывают для молодых специалистов?

Е.В. Косянчук: ФАС России ежегодно принимает на практику более 200 студентов ведущих вузов г. Москвы. Около 35 студентов, проходивших практику в структурных подразделениях ведомства, приняты на государственную службу после окончания учебы и на сегодняшний день работают в стенах нашего ведомства, а многие, получив незаменимый опыт работы в ФАС России, перешли в другие органы государственной власти. ФАС России каждый год проводит день открытых дверей и приглашает студентов выпускных курсов познакомиться с деятельностью ведомства, дает возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Интерес к данному мероприятию стабильно растет, и число участников с каждым годом становится больше. ФАС России на постоянной основе участвует в таких мероприятиях, как день карьеры, день открытых дверей (в вузах), ярмарка вакансий, где знакомит молодежь с основными направлениями деятельности ведомства, а также с возможностью поступления на государственную службу в дальнейшем. Второй год подряд организуется и проводится в ведомстве всероссийский конкурс эссе "Точка роста", целью которого является повышение правовой и гражданской культуры учащихся в части конкурентной политики. Победитель получает возможность пройти практику в любом структурном подразделении центрального аппарата или территориального органа ФАС России.

Для старшекурсников на постоянной основе в центральном аппарате ФАС России проводятся профориентационные экскурсии и дни открытых дверей. С 2016 г. проходит общероссийская олимпиада по антимонопольному регулированию, целью которой является повышение уровня знаний школьников об антимонопольном регулировании в Российской Федерации, а также выявление выпускников образовательных учреждений, обладающих наиболее глубокими знаниями в этой сфере. Победители олимпиады получают либо дополнительные баллы при поступлении, либо возможность индивидуального собеседования при поступлении в вузы, поддерживающие проведение антимонопольной олимпиады.

КонсультантПлюс: У молодых специалистов изначально, как правило, завышенные ожидания от работы в госструктурах. Есть ли какие-то нюансы работы на госслужбе, о которых вы хотели бы сразу предупредить выпускников, чтобы они впоследствии не разочаровались?

Е.В. Косянчук: Как правило, объем работы в госструктурах велик и требует высокой интенсивности, максимальной концентрации внимания. Для успешного прохождения службы и карьерного роста очень важно осознать значимость поставленных задач, умение работать в команде, соблюдать служебную этику и нормы законодательства. Чтобы понять, что такое госслужба, совет один: пройти практику в том или ином ведомстве.

КонсультантПлюс: При приеме на работу юриста требуете ли вы от него умения работать с системой КонсультантПлюс? Пользуются ли ваши сотрудники системой в качестве источника правовой информации?

Е.В. Косянчук: В ФАС России государственные служащие используют в своей работе справочную правовую систему КонсультантПлюс. Умение пользоваться системой не является обязательным критерием отбора. Однако в процессе прохождения службы любой желающий может пройти обучение работе в системе на базе Учебного центра компании "КонсультантПлюс". Также благодаря команде КонсультантПлюс у служащих нашего ведомства есть возможность пройти обучение на рабочем месте в индивидуальном порядке.

КонсультантПлюс: Какой совет вы можете дать будущим выпускникам, решившим построить карьеру госслужащего?

Е.В. Косянчук: Покажите себя как личность - человека, стремящегося к развитию, ставьте перед собой задачу, сначала маленькую, и решайте ее, а потом более сложную. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Именно молодым специалистам принадлежит будущее!

Вот и наступила долгожданная осень. Я очень люблю это время года. Почти так же, как Александр Сергеевич Пушкин. Романтическое настроение, свежий воздух, ощущение чего-то нового, таинственного, необычного – вот что дарит нам осенняя пора.

Этот день не отличался от других: обычный сентябрьский понедельник. Я возвращалась домой после спортивного мероприятия. Моё внимание привлек молодой человек, который, не отрывая глаз, смотрел на баннер с рекламой построенного неподалеку торгового центра «Апельсин». Поначалу он просто присматривался, задумывался, будто бы что-то анализировал, затем достал блокнот и стал записывать. Я, как человек любопытный, была заинтригована и хотела выяснить, в чем дело. Совершенно случайно мой взгляд упал на обложку его блокнота. На ней был изображён герб антимонопольной службы и цифра «25». Затем я посмотрела на баннер, рекламировавший торговый центр, и увидела надпись: «Самые низкие цены, самое высокое качество». Я сразу догадалась, что этот молодой человек – сотрудник Федеральной антимонопольной службы; что его смутила бездоказательная надпись на баннере; что антимонопольному регулированию в России в этом году исполняется 25 лет; - и со спокойной душой пошла домой.

Вечером того же дня я налила себе чашечку чая и уютно расположилась в кресле. За окном шёл мелкий дождик, и всё располагало к тому, чтобы подумать о будущем, о чём-то глобальном; о чём раньше даже не приходилось размышлять. Я вспоминала события своего насыщенного дня и неожиданно для самой себя задумалась о Федеральной антимонопольной службе Челябинской области.

В век информационных технологий несложно найти необходимую информацию, поэтому я, недолго думая, включила ноутбук, открыла интернет-браузер и принялась изучать деятельность УФАС по Челябинской области. Оказалось, что основными направлениями деятельности этого федерального органа являются: создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям; предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков; обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Невольно передо мной встал вопрос: «А что, если бы я работала в антимонопольной службе?».

Если говорить откровенно, многие мои знакомые даже не знают, что такое Федеральная антимонопольная служба и чем занимаются сотрудники этого органа исполнительной власти. Как сказал исполняющий обязанности Руководителя Пермского УФАС России Антон Удальёв, «сотрудника антимонопольной службы можно сравнить с хорошим системным администратором. Если его работа не заметна — значит, всё идёт хорошо, если нет — он работает плохо». Я считаю, что каждый работник антимонопольной службы – это уникальный профессионал, который способен разбираться в многочисленных вопросах и решать проблемы разного формата.

Если бы я работала в ФАС России, я бы понимала, что от меня, моего профессионализма и личных качеств, как и от каждого отдельно взятого сотрудника, зависит результативность работы службы, а также, качество исполнения государственных функций. Безусловно, я бы знала все законы антимонопольного законодательства Российской Федерации и совершенствовалась бы в умении применять их на практике. Будучи работником антимонопольной службы, я бы ни в коем случае не стала бы пользоваться своим служебным положением и подчинять государственные интересы своим. Как сотрудник, преданный своему делу, своей работе, я бы стремилась к нововведениям в системе ФАС, проявляла бы инициативу. И первое, что я бы предложила – это так называемую пропаганду антимонопольного законодательства РФ. К сожалению, далеко не все индивидуальные предприниматели, компании, корпорации и прочие организации ознакомлены с ним. Нередки случаи, когда люди нарушают законы, касающиеся конкуренции, сами того не подозревая. Одним из способов решения этой проблемы может быть регулярное опубликование хотя бы части законов в периодических изданиях (газетах, журналах и т.п). Кроме этого, просто необходимо «продвигать» информацию ФАС России в Интернете. Конечно, и сейчас созданы аккаунты, группы в различных социальных сетях, посвящённые Федеральной антимонопольной службы нашей страны, но, как говорится, совершенству нет предела. Также, я бы предложила проводить как можно больше различных мероприятий, направленных на ознакомление подрастающего (и не только!) поколения с антимонопольным законодательством РФ. К своему стыду, я узнала о существовании данного федерального органа только в период учёбы в старших классах. Я провела небольшой опрос среди учеников 9 класса МОУ СОШ №1 города Копейска, который показал, что только 5 человек из 24 (21%) знают, что представляет собой ФАС России и чем занимаются работающие там сотрудники. А ведь будущее нашего города, области, страны зависит как раз-таки от молодого поколения.

Следующим моим предложением стало бы ослабление антимонопольного контроля над малыми предприятиями, которые не оказывают на рынок почти никакого влияния. Вместо этого было бы неплохо ужесточить контроль над крупными компаниями, которые обладают огромной рыночной властью.

Кроме прочего, я была бы сотрудником, который подходит к своим обязанностям добросовестно и с энтузиазмом. Я бы знала, что занимаюсь очень важным делом, которое требует полной отдачи. Ведь ФАС России играет важную роль в соблюдении субъектами экономической деятельности норм добропорядочного ведения бизнеса. Также, я понимаю, что при исполнении своих обязанностей сотрудник антимонопольной службы должен действовать беспристрастно и стремиться быть объективным.

Благодаря данному конкурсу эссе я узнала о ФАС России много нового и примечательного. Меня по-настоящему заинтересовала деятельность этого федерального органа исполнительной власти. На данный момент я обучаюсь в президентской академии государственной службы и вполне возможно, что именно Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области станет моим местом работы.

Быть сотрудником ФАС России – это не только почётно, но и благотворно. Ведь как сказал Владимир Владимирович Путин, «у Службы (ФАС) задача непростая, но очень благородная, направленная на создание нормальных рыночных условий функционирования экономики, и на то, чтобы граждане чувствовали результаты работы государства в сфере экономики, ощущали их прежде всего на своем кармане».

Зачем нужны антимонопольщики и насколько они эффективны: интервью с антитрастовым экспертом

Вадим Новиков

Антимонопольная служба в России существует с самого начала 1990-х годов, но ее цели и сфера ответственности до сих пор остаются предметом дискуссии, в том числе и на правительственном уровне. В связи с этим «Лента.ру» обратилась к одному из самых компетентных российских экспертов по антитрасту, члену Экспертного совета при правительстве и старшему научному сотруднику РАНХиГС Вадиму Новикову, чтобы понять, насколько эффективна ФАС и стоит ли вообще заниматься антимонопольными расследованиями.

«Лента.ру»: На прошлой неделе в правительстве состоялся спор между вице-премьером Аркадием Дворковичем и главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым. Спорили они не только и не столько о конкретных делах, сколько о принципах управления экономикой, а именно о границах полномочий антимонопольщиков. По словам Дворковича, не во всех отраслях экономики должна быть конкуренция. Такого рода дискуссии можно назвать чисто российским или об этом спорят экономисты во всем мире?

Вадим Новиков: Проблема спора вокруг конкуренции в том, что само слово «конкуренция» является достаточно расплывчатым и противоречивым. Когда ты слышишь его от собеседника, нельзя быть уверенным в том, что же в точности он имеет в виду. Иногда конкуренция понимается как какая-то ситуация, когда сталкиваются цели двух разных людей; иногда не как ситуация, а как интенсивность, как нечто, что якобы можно измерить, — в какой мере люди вовлечены в состязание. В каких-то случаях конкуренцию отождествляют с количеством участников этого столкновения. Мне кажется, что если правительство хочет добиться чего-то в области конкуренции, что бы под этим ни имелось в виду, ему лучше отказаться от использования этого слова и найти более ясное.

Если слово «конкуренция» не определено, то под словом «монополия» мы все понимаем одно и то же. Существуют ли в мировой практике такие примеры, когда существование монополии было оправданно в долгосрочной экономической перспективе?

Большинство экономистов сходятся в том, что в естественных монополиях нежелательно наличие более одной компании. Консенсус этот, как мне кажется, является скорее теоретическим, чем имеющим важное значение для практики. Что такое модель в учебнике? Модель в учебнике показывает, что в какой-то ситуации лучше наличие одной компании, чем двух или трех. Но это утверждение не так дорого стоит, ведь настоящий вопрос не в том, бывают ли в принципе такие ситуации, а в том, можешь ли ты определить, когда ситуация именно такова, и можешь ли ты вмешаться таким образом, чтобы вмешательство дало благоприятный результат.

Здесь показательно мнение комиссии по торговле в Новой Зеландии. Реформируя в нулевые годы систему регулирования естественных монополий, новозеландская комиссия подготовила доклад, мы в России назвали бы это докладом об оценке регулирующего воздействия. В докладе говорится, что анализ экономической эффективности почти всегда показывает возникновение ущерба [от вмешательства государства], хотя — далее поясняет комиссия — наличие барьеров может быть оправданно с учетом социальных, то есть перераспределительных соображений.

Таким образом, то, что теоретически хорошо работает в учебнике, необязательно хорошо работает даже в странах с лучшим управлением, а Новая Зеландия, по данным Всемирного банка, входит в 5 процентов стран с лучшим качеством управления. Для меня практический вывод из этого доклада состоит в глубоком скепсисе в отношении полезности вмешательства государства [в дела рынка]. Если даже в странах с лучшим госуправлением сложно ждать положительного эффекта, то в странах, где госуправление далеко не так хорошо, едва ли можно полагаться на суждения чиновников об оптимальном количестве фирм [на рынке].

Что вы считаете нужным сделать с регулированием естественных монополий?

Идейно я скорее согласен с тем, что говорит антимонопольная служба в данном вопросе: они считают, что в сфере естественных монополий по возможности тоже должна быть конкуренция. Я не думаю, что конкуренция — это вещь, которую надо насаждать, но конкуренция в естественных монополиях — это вещь, которая должна быть позволена.

Для большинства наших чиновников идея создания параллельных инфраструктур является откровенно абсурдной, с одной стороны, и крайне нежелательной, с другой. Для них абсурдна идея, что может быть несколько параллельных газопроводов, что может быть частный газопровод или что может быть частная ветка железной дороги. Я же не вижу в этом ничего ни плохого, ни странного. На мой взгляд, оптимальное отношение к естественным монополиям сводится к формуле, которую более десяти лет назад разработали при реформе электроэнергетики, эта формула такая: новое свободно, старое обременено.

«Старое обременено» означает, что активы, которые вводили в действие до сих пор, продолжают действовать на регулируемых основаниях — в этом есть некоторая, в том числе этическая, логика. Но вся инфраструктура, которая будет создана после момента Х, должна быть свободна от обременений и должна действовать на тех же принципах, на которых действует любое частное предприятие, она должна работать по свободным ценам и на тех условиях, которые им нравятся.

В запале спора в правительстве Дворкович в шутку предложил создать в России вторую антимонопольную службу — так сказать, для конкуренции. Вице-премьер таким образом хотел доказать, что не во всех отраслях нужна конкуренция…

Это, наверное, самая провокационная часть диалога [в правительстве]. Предложение кажется абсурдным и Дворковичу, и, наверное, Артемьеву. Оно противоречит доминирующей административной логике объединения и укрупнения. Но практика госуправления вовсе не показывает, что такая идея однозначно порочна. Как раз наличие нескольких конкурирующих регуляторов может быть хорошей иллюстрацией полезности конкуренции вообще.

Позвольте несколько соображений по этому поводу. Соображение первое: в США сейчас два антимонопольных регулятора — министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия. При этом есть вопросы, которыми занимается только министерство, по некоторым два регулятора делят компетенции по секторам.

Соображение второе. Давайте посмотрим на наши суды. На основе одного и того же Гражданского кодекса у нас действуют два вида судов: это суды общей юрисдикции и система арбитражных судов. Причем внутри арбитражных судов есть округа, в этих округах складывается несколько разная судебная практика, возникает разная философия разрешения споров, и до поры до времени Высший арбитражный суд не вмешивается в эти конфликтующие интерпретации, а смотрит, какая из них лучше работает. То есть логика конкуренции — это всегда во многом логика эксперимента: ты предлагаешь несколько решений и смотришь дальше, какие из этих решений лучше воспримут заинтересованные стороны. Конкуренция показывает, что на основе примерно одних и тех же норм можно предложить более и менее качественное рассмотрение споров.

Антимонопольная служба, когда обсуждает какие-то изменения в законодательстве или изменения в практике, часто ссылается на опыт зарубежных регуляторов. Слабость этих ссылок очень часто состоит в том, что всегда можно сказать, что речь идет о странах с другой правовой традицией, с другими условиями, с другой экономикой, с другой историей. Однако ссылаться на опыт регулятора, который действует в той же стране и в тех же условиях, вещь менее противоречивая. Иными словами, идею создания нескольких антимонопольных регуляторов в принципе можно обсуждать.

В последнее время вы много публично критиковали нашу Федеральную антимонопольную службу. Описанные вами проблемы — они специфически российские или на них надо смотреть шире, как на неэффективность антимонопольных служб в принципе?

Акт Шермана (Sherman Act) — закон, одобренный Конгрессом США в 1890 году и действующий (с поправками) до сих пор. Акт впервые вводил в США штрафы и тюремные сроки для создателей монополий. Назван по имени сенатора от Огайо Джона Шермана, который и разработал законопроект. Он был направлен против конкретных компаний — в частности, против нефтяной Standard Oil, которая работала в Огайо.

Есть проблемы и общие, и специфические. Для того чтобы призывать к отказу от антимонопольного вмешательства, нет серьезной необходимости обсуждать конкретные недостатки Федеральной антимонопольной службы. Достаточно ограничиться простым фактом: антимонопольные законы существуют в мире уже 120 лет (и даже чуть больше, если считать от принятия акта Шермана в 1890 году или от 1889 года, когда был принят менее знаменитый канадский антитрастовый закон), и за эти 120 лет не появилось какого-то свидетельства доказанного положительного эффекта от их работы. Все, что мы имеем на протяжении 120 лет, — это сборники анекдотов, сборники разных удачных случаев применения антимонопольных законов. Ни один человек, который занимается клиническим испытанием лекарств, не принимал бы решение, основываясь на том, что есть удачные или якобы удачные истории отдельных пациентов, — нужно свидетельство того, что группа, в которой принимают таблетку, систематически значимо лучше себя чувствовала бы, чем те, кто принимает плацебо. Так же и с антимонопольными законами: должны быть свидетельства того, что страны, которые применяют законы, чувствуют себя лучше, чем те, которые не применяют; что те, кто применяет более жесткие законы, чувствуют себя лучше, чем те, кто применяет менее жесткие.

На данный момент наилучшее из имеющихся исследований — исследование американского экономиста Кейта Хилтона — показывает, что строгость антимонопольных законов никоим образом не влияет на уровень цен, а это, собственно, то, во что верят и экономисты, и простые люди — что антимонопольные органы могут снизить уровень цен.

При этом нет пока ни одной крупной страны, которая готова была бы полностью отказаться от антимонопольного законодательства и от антимонопольной службы.

Да, не существует крупных стран, в которых не было бы антимонопольного законодательства, но существуют мелкие страны. И существует, к примеру, Италия, которая до 1990 года не имела антимонопольного закона. Насколько можно судить, это не привело к отрицательному эффекту.

Если ни одна крупная страна не готова отказаться от антимонопольной службы, означает ли это, что спор о том, нужны ли антимонопольщики в принципе, сейчас неактуален? Или какие-то страны готовы обсуждать сокращение антимонопольной службы на политическом уровне?

В политике редко бывают чистые, однозначные победы, политика — это всегда баланс. Поэтому политический спор об антитрасте — это скорее спор о масштабах вмешательства. В Соединенных Штатах Америки этот спор велся довольно давно, и там где-то на рубеже 70—80-х годов возник отчетливый тренд на снижение вмешательства антимонопольных регуляторов. В руководстве американского антимонопольного органа и в прежние годы, и сейчас есть люди, которые весьма и весьма скептично относятся к антимонопольному регулированию. Таков американский интеллектуальный климат.

Специфически российская проблема в том, что количество дел, которые возбуждают наши антимонопольщики, на два порядка больше, чем количество дел, которые возбуждают в любой другой стране.

Речь идет обо всех делах или только антимонопольных? ФАС ведь занимается еще рекламой и другими отраслями…

Я сейчас беру основную категорию антимонопольных дел — дела о злоупотреблении доминирующим положением. Мы имеем дело с правоприменителем, который пользуется более жесткими правилами, чем большинство других юрисдикций, но самое главное, он намного более активно и намного менее избирательно (в плохом смысле слова) эти правила применяет. Количество дел о злоупотреблении доминирующим положением в России в прошлом году составило около 2500. Для сравнения, другие сорок ведущих антимонопольных регуляторов за это же время возбудили меньше пятисот.

Означает ли это, что российские дела, как правило, мелкие?

Примерно 40 процентов российских дел касаются малого и среднего бизнеса, то есть компаний с оборотом до миллиарда рублей. Эти дела даже в теории выходят за пределы того, что обычно понимается под антимонопольным регулированием.

Что, собственно, держат в голове люди, которые говорят, что антимонопольная служба должна получить больше полномочий? Они представляют себе Фридмана, Дерипаску, Якунина и считают, что с ними-то ФАС и должна бороться. Но в реальности Фридман, Якунин, Дерипаска — далеко не типичные ответчики. Типичные ответчики существенно меньше. Даже если эти мелкие ответчики действительно нарушили закон, тем хуже для закона. Получается, что закон допускает преследование компаний, которые не в состоянии определять ситуацию на рынках. Закон и практика его применения игнорируют такие существенные вещи, как наличие или отсутствие барьеров входа.

Связано ли такое количество дел против мелкого и среднего бизнеса с политикой? Многие считают, что ФАС просто не дают бороться с такими компаниями, как РЖД или «Газпром»…

Мне кажется, дело совершенно не в политике, а в нескольких других простых факторах. Количество по-настоящему крупных дел ФАС сопоставимо с количеством дел других антимонопольных регуляторов мира. Иными словами, фокус ситуации не в том, что мало дел против крупного бизнеса, а в том, что очень много дел против некрупного бизнеса. И вот почему.

За количество дел или за количество выигранных в судах дел?

Формально важно количество выигранных дел, но поскольку суды работают непредсказуемо, то, по крайней мере для работников ФАС, важно просто количество как таковое.

В-третьих, экономическая подготовка антимонопольщиков находится не на очень высоком уровне. Речь, как правило, идет об очень молодых людях, для которых ФАС — первая строчка в резюме. Через пару лет они точно уйдут с этой службы. Они занимаются тем, что и позволяет их квалификация, — массовым рассмотрением довольно простых запросов. Если ты дашь такому антимонопольщику в десять раз больше времени, это не означает, что ты получишь в десять раз более глубокое расследование.

Это касается только региональных отделений ФАС или и центрального аппарата тоже?

Ну, конечно, в первую очередь, разговор о региональных отделениях ФАС. В центральном аппарате положение существенно лучше, уровень экономического анализа глубже, в меньшей степени действует система мотивации. С некоторой условностью можно сказать, что центральный аппарат занимается крупными делами, а валом дел занимаются регионы.

Получается, что численность аппарата ФАС больше, чем в других странах мира.

Из всей нашей беседы я понял, что российская антимонопольная служба нуждается в довольно радикальном реформировании. Есть ли такой вопрос на повестке дня у правительства или это теория?

К счастью, это не теория. В последнее время сформировался довольно широкий консенсус, который во многом разделяет и Игорь Артемьев. Он заключается в том, что антимонопольная служба должна стать более похожей на зарубежные антимонопольные органы, количество дел должно сократиться, а их качество, глубина анализа должны вырасти.

На практике это означает, что ФАС, возможно, откажется от рассмотрения дел, которые не оказывают влияния на ситуацию на рынках, это даст снижение количества дел в 4 раза. Кроме того, есть менее обсужденная вещь — изменение в системе мотивации ФАС. Это способно снизить количество дел еще в несколько раз. То есть всего две меры могут снизить количество дел в десять раз.

Если прибавить к этому повышение оплаты сотрудников ФАС, мы сможем получить совершенно другую службу, и это реалистичная программа на ближайшее время.

Федеральная антимонопольная служба является одним из органов исполнительной ветви власти федерального уровня, руководство деятельностью которым осуществляет непосредственно Правительство России. В данной статье мы подробно рассмотрим, чем занимается антимонопольная служба, ее цели и основные направления деятельности.

Общие сведения

Рост экономики

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом "О защите конкуренции" и другими документами.

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Руководитель Федеральной антимонопольной службы

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев. Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.


В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Свободное предпринимательство

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Контроль над соблюдением законодательства

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в нашей стране также способствует контроль над соблюдением нормативных актов о рекламе, чем и занимается Федеральная антимонопольная служба России.

Ее функции в названной сфере подробно изложены в Федеральном законе № 38 «О рекламе». Заключаются они в основном в предотвращении и пресечении ненадлежащей рекламы, а также такой, которая способна ввести граждан в заблуждение или нанести вред их здоровью.

За нарушение законодательства о рекламе ФАС вправе привлекать субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 закона о контрактной системе устанавливает, что ФАС России является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять надзор в области закупок.

Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных служб, заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников закупочных процедур – это то, чем занимается антимонопольная служба в данной сфере. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России.

Контроль оборонного заказа

С 2015 года антимонопольному органу были переданы полномочия по осуществлению контроля в сфере гособоронзаказа. Надзор за ценообразованием на военную продукцию, ведение реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере оборонного заказа – это далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в указанной сфере.

Помимо вышеперечисленных обязанностей ФАС осуществляет подготовку нормативных правовых актов. К названным документам относятся в том числе и проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений Правительства России, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в данной области.

Контроль над иностранными инвестициями

Сотрудничество и партнерство

Кроме перечисленного выше, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу сделок, заключение которых может повлечь установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими предприятиями, имеющих стратегическую важность для обороны страны.

В рамках указанного мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное согласование различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например, сделок о приобретении определенной доли акций такого предприятия.

Тарифное регулирование

Тарифное регулирование

Летом 2015 года ФАС взяла на себя и функции упраздненной ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно - установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных отраслях экономики. Тарифное регулирование охватывает электроэнергетику, газовую отрасль, железнодорожный транспорт и другие сферы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. В первую очередь оно осуществляется в сфере функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС также входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Кстати, большинство заявлений и жалоб, поступающих в антиомонопольную службу, приходится на сферы тепло- и водоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описываемого органа в отношении регулирования тарифов является обеспечение единообразия экономического пространства посредством снижения дифференциации среди расценок в одной отрасли. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень информационной открытости процесса установления тарифов и внедрить в этот процесс принцип состязательности.

Иные полномочия

Рассмотрение документов

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Со второй половины прошлого года, когда мировые цены на нефть неуклонно поползли вниз и туда же двинулись розничные цены на бензин в большинстве стран, вся Россия недоумевала: а почему у нас цены не падают? Дошло до того, что уже не выдержал премьер: где ФАС? Почему спит?

Федеральная антимонопольная служба, конечно, не спала — уже несколько лет она ведет борьбу с нефтяными монополистами, которые необоснованно взвинчивают цены на топливо. Но эта борьба оставалась не замеченной широкой публикой. А после того как цены на автозаправках начали реально падать, аббревиатура ФАС стала все чаще мелькать в народной лексике.

Что люди знают о службе

И тем не менее о ФАС знают пока не так много. Три организации — Институт национального проекта «Общественный договор», Общество развития предпринимательских инициатив и Центр гражданского анализа и независимых исследований — провели исследование соблюдения общественных интересов в деятельности антимонопольных органов в 2008 году.

Все опрошенные граждане разделились на три примерно равные группы. Первая оценила эффективность работы органов ФАС как высокую и среднюю, вторая — как низкую, и третья группа вообще никак не смогла ее оценить. Более того, четверть опрошенных вообще не знают, чем занимаются территориальные органы ФАС, а в некоторых регионах доля незнающих доходила до 60 процентов.

Впервые в России антимонопольный орган появился в 1990 году. Поначалу он назывался Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Потом его преобразовали в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). В марте 2004 года министерство упразднено и образована Федеральная антимонопольная служба.

Ее задачи — разработка нормативных документов, а также контроль и надзор за соблюдением конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг, контроль за деятельностью естественных монополий и соблюдением рекламного законодательства. Кроме того, ФАС поручено следить за правильностью размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Если говорить простым языком, то антимонопольные органы существуют для того, чтобы предприятия честно конкурировали между собой, чтобы не устанавливали неоправданно высокие (или, наоборот, низкие) цены на свою продукцию или услуги, чтобы акулы бизнеса не могли за здорово живешь проглатывать «мелочь», чтобы не входили в преступный сговор друг с другом и с представителями власти и чтобы те же самые власти не могли диктовать бизнесу собственные корыстные условия.

Возможностей для того чтобы выявить те или иные нарушения правил конкуренции, у органов ФАС сейчас предостаточно. Еще в начале 2000-х антимонопольщикам требовалось два-три года, чтобы доказать в судах ценовой сговор, а в результате компании отделывались небольшим штрафом. Теперь же процесс ускорился в несколько раз, а наказание за тот же ценовой сговор — до 15 процентов годового оборота компании. В некоторых случаях предусмотрено даже лишение свободы.

Потребитель всегда в выигрыше

После того как вместе с ликвидацией министерства по антимонопольной политике из функций антимонопольного ведомства была изъята обязанность защиты прав потребителей, у рядовых граждан, казалось бы, должен исчезнуть всякий интерес к деятельности ведомства. Монополисты, картели, сговоры — это где-то очень далеко от простого человека. Какая польза мне, Сидорову Ивану Петровичу, от того, что ФАС оштрафовала на миллиарды рублей нефтяного воротилу за то, что тот необоснованно поднял цены на бензин?

На самом деле польза есть. И самая прямая. Взыскать штраф за хамское поведение бизнеса — это лишь часть работы ФАС. Главное в такой ситуации — заставить бизнес установить справедливые цены. Прошлым летом и осенью практически на всей территории страны наблюдалось снижение розничных цен на автомобильное топливо. И это заслуга ФАС.

Кредиты. Практически все граждане, которым в последние годы приходилось брать кредиты в банках, сталкивались с тем, что уже после подписания договора они узнавали, что платить по кредиту им придется гораздо больше, чем они предполагали. Первоначальная информация об условиях кредита и договоры составлялись таким образом, что человек без специального образования не мог понять, чем ему это обернется. Поэтому ФАС совместно с Центробанком разработали правила раскрытия информации для заемщиков. В результате многие банки не только стали правду говорить, но даже снизили некоторые издержки потребителей по обслуживанию кредитов.

Федеральная антимонопольная служба

Садовая-Кудринская, 11, Москва,

Д-242, ГСП-5, 123995.

Глава ФАС Игорь Артемьев — о монополизме, коррупции и собственном ведомстве

«Коррупционный потенциал в антимонопольной службе высок, а с принятием нового закона станет еще выше. Соответственно уже сейчас нужно принимать превентивные меры» (июль 2006 г.).

«Каждый год мы раскрываем более 200 картелей. Но я называю это ловлей зайчиков на уровне регионов. Крупная рыба пока уходит от ответственности. За то время, что я работаю, удалось доказать только один крупный сговор» (октябрь 2008 г.).

«Считаю, что Федеральная антимонопольная служба еще не стала макрорегулятором в российской экономике… Либо мы действительно станем таким органом, с которым будут считаться, либо нас всех совершенно правильно уволят и работать на нашем месте будут другие специалисты, которые попробуют сделать это» (октябрь 2008 г.).

«В нашем здравоохранении такая ситуация, что это стоит одним из наших самых главных приоритетов в 2009 году. Торговые сети по-прежнему дискриминируют производителей, фермеров. В образовании господствует монополизм, чудовищные взятки, огромная стоимость обучения» (февраль 2009 г.).

Читайте также: