Почему не поднимают зарплату гражданскому

Опубликовано: 03.10.2024

Контекст этой записки - оптимизация численности госаппарата, которую инициировал премьер-министр Михаил Мишустин, открывает окно для дальнейших изменений.

Команда, подготовившая записку (Центр перспективных управленческих решений при поддержке Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, компании "ЭКОПСИ консалтинг" и исследовательской группы "ЦИРКОН"), предлагала похожие меры еще в 2018 году в концепции реформы госуправления в период работы в Центре стратегических разработок, которым тогда руководил Алексей Кудрин, нынешний глава Счетной палаты. Сейчас, публикуя записку, Счетная палата выступает в роли дискуссионной площадки, сообщили в ее пресс-службе.

Эксперты предлагают восемь взаимоувязанных шагов, которые, как они считают, к 2024 году приблизят систему государственного управления к лучшим практикам при сохранении прежнего или близкого к прежнему уровня затрат.

Первый шаг: повышение оплаты труда

Ключевую проблему гендиректор Центра перспективных управленческих решений Мария Шклярук видит в большом числе госслужащих, которые за небольшую зарплату занимаются работой, не дающей значимого эффекта. Урезание вакансий (а сокращения затронули в основном вакантные штатные единицы) отнимает у органов власти один из немногочисленных вариантов компенсации невысокого уровня оплаты труда.

Госслужащие, занимающие должности вплоть до заместителя директора департамента министерства или федеральной службы, получают зарплаты ниже среднего уровня оплаты труда руководителей в коммерческом секторе в Москве. Кроме того, зарплаты на госслужбе сильно зависят от стажа, но слабо связаны с результатами работы: премиальная часть составляет до 10% зарплат, ее границы не зафиксированы четко, а размер остается на усмотрение руководства ведомств, указывают эксперты. Они предлагают довести размер премий до 30% и привязать их к достижению KPI.

Фото: iStock

Текущая система оплаты труда на госслужбе ведет к тому, что министерства и ведомства перекладывают значительную часть функций на подведомственные учреждения, считают эксперты. "Большие ресурсы повышения привлекательности госслужбы находятся сейчас в подведомственных организациях и различного рода АНО, создаваемых как для того, чтобы обеспечить более высокую зарплату, так и для того, чтобы трудоустроить специалистов, которые не готовы проходить более сложные процедуры устройства на госслужбу, - пишет Шклярук. - В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда полномочия сохраняются за людьми, получающими более низкую зарплату и имеющими более сложные условия работы (поток поручений, переработки, высокий уровень ответственности), а ресурсы сосредотачиваются за пределами госслужбы, размывая полномочия и цепочку принятия решений".

Пятый шаг: гибкий график и опен-спейсы

Эксперты считают, что на госслужбе перевод сотрудников в опен-спейсы и введение гибкого графика дадут такой же положительный результат, как в бизнес-организациях. При этом уже есть успешный опыт переезда в современное рабочее пространство трех министерств и четырех подведомственных им служб (в 2019 году они разместились в башне в Москва-Сити), а также масштабный опыт временной удаленной работы в пандемию.

Удаленный или смешанный формат работы эксперты предлагают закрепить на постоянной основе при использовании методов, которые позволяют отслеживать эффективность работников вне зависимости от времени их физического присутствия на рабочем месте. Они считают достаточным зафиксировать три-четыре часа в день, в течение которых сотрудник должен быть всегда доступен для выполнения рабочих задач.

Какой позиции придерживаются в Счетной палате

Привязать вознаграждение госслужащих не к прежним заслугам, а к реальным результатам, которые достигаются здесь и сейчас - это действительно эффективный инструмент развития госслужбы, считает директор Департамента по развитию человеческого капитала Счетной палаты Алексей Суханов (его комментарий "РГ" передала пресс-служба).

Фото: Анна Исакова / ТАСС

Коридорно-кабинетная система чисто физически создает барьеры для коммуникации, практика крупных организаций, где преобладает open space, дает возможность сотрудникам больше общаться и выстраивать межличностные связи, а это помогает быстрее обмениваться информацией и повышает качество выработки решений, способствует росту доверия, а значит, повышает эффективность совместной работы, считает Алексей Суханов.

"Что касается гибкого графика, то на это тоже нужно смотреть в связке с другими решениями, - говорит он. - Если в основу всей системы ставится оценка по достигнутым результатам, то фактор того, где находился сотрудник, когда обеспечивал эти результаты, очевидно, становится вторичным. Кроме того, гибкий график в современных условиях уже стал нормой, и те организации, которые не предоставляют такой возможности, начинают проигрывать в глазах сотрудников и кандидатов. Если кандидат сильный, то он всегда выбирает из нескольких работодателей - и выберет в итоге того, кто предлагает больше возможностей. В данном случае, гибкие условия работы - это как раз одна из важных опций".

После перевода на "удаленку" в связи с пандемией свыше 60% руководителей и сотрудников Счетной палаты до сих пор предпочитают работу в удаленном или смешанном режиме, а каждый четвертый из опрошенных руководителей отметил, что гибкий режим очень позитивно повлиял на эффективность их команд, говорит Алексей Суханов.

УФНС по Тамбовской области внезапно напомнило работодателям, что они должны индексировать зарплаты. По соцсетям и бухгалтерским сайтам прокатилась волна новостей с пугающими заголовками: говорят, компаниям теперь грозят штрафы до 50 тысяч рублей и жалобы в прокуратуру.

В самой индексации и штрафах нет ничего нового — эта норма работает давно, хотя и соблюдают ее не все работодатели. Правда в том, что немногие фирмы каждый год специально для индексации по трудовому кодексу аккуратно поднимают оклады на 4—5%. Информация налоговой это подтверждает. И это на самом деле нарушение, повод для штрафа и проверок.

В этой истории есть нюансы, которые стоит знать всем: сотрудникам, чтобы не обольщаться по поводу повышения зарплат, и работодателям, чтобы избежать штрафов.

В чем суть индексации

Есть такое требование по трудовому кодексу: все работодатели обязаны индексировать зарплаты. Это государственная гарантия, что покупательная способность зарплаты сохранится, даже если сотрудника не повысят в должности, а бизнес приносит мало прибыли.

Зарплату нужно индексировать всем сотрудникам и независимо от формы собственности. Есть трудовой договор, платите зарплату — будьте добры ее повысить.

Индексацию проводят в связи с ростом потребительских цен. Нельзя, чтобы работник получал один и тот же оклад годами. Цены растут, коммунальные услуги становятся дороже с одобрения государства. Значит, и зарплаты нужно повышать.

Обычно об индексации говорят, когда имеют в виду бюджетников. Но это касается вообще всех работодателей, независимо от вида деятельности, формы собственности и оборотов. Для коммерческих компаний исключений нет.

На сколько нужно повышать зарплаты

У бюджетников своя история: им зарплаты индексирует государство. Они там сами решают, что, когда и на сколько повышать.

А вот для бизнеса конкретных требований нет. Ни в трудовом кодексе, ни в других законах не написано, на сколько нужно повысить оклад менеджера, кладовщика или главбуха, чтобы не попасть на штраф. Можно ориентироваться на индекс потребительских цен. Например, в целом по стране в декабре 2017 года по отношению к декабрю 2016 года этот индекс составил 102,5%. Это значит, что зарплаты нужно повысить минимум на 2,5%. Хотя в Москве индекс за тот же период составил всего 100,4% — повышение могло быть меньшим.

Получается, у работодателей есть два минимальных требования: нельзя платить меньше МРОТ и нужно каждый год индексировать зарплату. Это все, что написано в законах, но не все, что нужно знать.

Как оформлять индексацию

По оформлению внятных правил тоже нет. Ясно только, что порядок индексации фиксируют во внутренних документах. По-бухгалтерски они называются локальными нормативными актами. Например, это может быть коллективный договор или положение. В этих документах работодатель описывает, как именно будет индексировать зарплату.

Сотрудники подписывают документы и так соглашаются с правилами компании. Часто сотрудники подписывают, что согласны с локальными актами, хотя ни разу их не читали. Потом ходят по судам или удивляются, почему это всем индексируют зарплату, а им нет.

Есть микропредприятия, которые имеют право не составлять локальные акты. Но даже они должны прописать условие об индексации в типовом договоре.

У разных работодателей порядок может отличаться. Где-то повышают оклады раз в квартал, где-то по итогам года, кто-то просто платит премию в декабре. Еще раз: в законе конкретики нет. Любой способ правильный, если он помогает поддерживать покупательную способность зарплаты и компенсирует рост цен.

Что будет, если не проводить индексацию

Вот об этом и напомнила налоговая по Тамбовской области. Санкции для всех одинаковые и действуют не только в Тамбове. Если у вас бизнес в Москве, Хабаровске или селе под Брянском, вас это тоже касается.

Когда работодатель не индексирует зарплату, считается, что он выплатил ее не в полном объеме. Здесь важно понимать, что накажут именно по ч. 1 ст. 5.27 КоАП, а не по ст. 5.31, где штрафы в десять раз меньше. Недавно это подробно разъяснил Минтруд в официальном письме.

Директора или ИП могут оштрафовать на 5 тысяч рублей, фирму — на 50 тысяч. Есть шанс ограничиться предупреждением, но это уже на усмотрение суда.

Кто за это оштрафует и как узнают

Узнать о нарушении просто.

Жалоба работника. Если сотрудники поймут, что им не индексируют зарплату, они могут написать жалобу в трудовую инспекцию. Придет проверка, вскроются нарушения, и работодателя оштрафуют. Работник при этом отдельно сможет подать в суд, чтобы взыскать недоплату и неустойку.

Информация из налоговой. Все работодатели сдают отчеты по сотрудникам. Из этих документов понятно, какой зарплатный фонд и сколько человек работает. Легко посчитать среднюю зарплату и проследить, как она менялась. Есть отчеты и по каждому сотруднику, но так глубоко налоговая может не проверять: для жалобы в прокуратуру и трудовую инспекцию ей хватит и средних данных. Это вы потом будете объяснять, что у вас кто-то на полставки, кто-то по совместительству, а директор вообще работает за спасибо.

Даже если ваша налоговая такую новость на официальном сайте не опубликовала, примите сигнал. Он всех касается.

Проверка из инспекции труда. Прийти могут и не по жалобе из налоговой, а сами. Например, если вы в плане проверок на 2018 год. Узнайте, стоит ли вам ждать гостей, и подготовьтесь.

Уточнения от Верховного суда

Государство говорит: работодатель обязан индексировать зарплату. Но не говорит, как именно это нужно делать. Есть вариант повышать оклады на 5% и называть это индексацией. Допустим, вы так не делали, но зато платите премии, устанавливаете надбавки, у менеджеров есть процент от продаж и в целом зарплаты сотрудников как-то растут.

Поздравляем, вы выполняете требования трудового кодекса. Президиум Верховного суда в п. 10 недавнего обзора судебной практики подтвердил, что это законный способ поддержания покупательной способности зарплаты.

Индексация не единственный вариант. Работодатель может сам выбирать периодичность, размер и перечень выплат. Любые премии, доплаты и надбавки — это способ обеспечить законное повышение зарплаты по статье 134 ТК .

Можно даже написать, что зарплата индексируется, если будут достигнуты определенные показатели по выручке и прибыли. А если их достичь не удастся, то и индексации не будет — это тоже законно. Вы вроде бы и не повысили зарплаты, а закон соблюдаете.

Вполне возможно, вы ничего не нарушали, даже если не повышали зарплату. Только документы нужно оформить правильно. Если придет проверка, в первую очередь попросят именно бумаги.

Но даже если документов не будет, вас не обязательно оштрафуют. На самом деле все эти новости только звучат угрожающе. У работодателей достаточно свободы и способов не повышать зарплату и избежать штрафов — нужно только разобраться в нюансах. Конституционный суд это подтвердил еще в 2010 году.

Есть такие сотрудники, которым несколько раз повышают зарплату, платят премии, а они потом идут в суд и требуют еще провести индексацию. Ссылаются на 134 статью трудового кодекса — работодатель же обязан. Суды им отказывают, потому что нечего требовать формальную индексацию, если зарплата и так росла.

Подключайте эксперта — грамотный бухгалтер или кадровик грамотно все оформит и никакие 50 тысяч рублей штрафа вместе с претензиями вам не грозят. Даже если они от тамбовской налоговой.

Если цены снизятся, зарплату можно снижать?

Нет, в таком случае зарплату снижать нельзя. По трудовому кодексу индексировать можно только в сторону повышения. Не злоупотребляйте.


В России всё время заявляют о том, что необходимо повышать зарплаты бюджетникам, особенно на региональном уровне. Говорят-говорят, проводят госпрограммы и даже выделяют какие-то деньги. Но почему-то сами работники государственных учреждений всё никак не чувствуют положительных изменений, а рассказы о средних зарплатах работниц роддома в Башкирии по региону вызывают дружный смех на весь Интернет. Да-да, я сейчас говорю про вот это видео.

Обычные бюджетники никогда не могли похвастаться высокими зарплатами, но в последние годы ситуация стала поистине удручающей. Чтобы обеспечить себе минимально возможный уровень жизни, работникам приходится брать две а иногда даже три ставки, и нагрузка по ним становится всё больше.

Как же стало возможным, что квалифицированным медикам, учителям, преподавателям и воспитателям платят зарплаты на уровне МРОТ и даже ниже? Оказалось, что причина подобного положения дел кроется даже не в коррупции, а в нескольких важных законах, принятие которых прошло настолько бесшумно, что общественность их даже не заметила. Да и как их заметишь, когда за день в Госдуму поступают десятки новых законопроектов.

Правозащитница Ирина Канторович, выступив на съезде Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», приоткрыла завесу тайны и рассказала, почему бюджетникам настолько мало платят.

Ольга Голодец свидетельствует о том, что у нас в России наблюдается «уникальное явление – работающие бедные». Только у нас в стране такое явление есть. Мой тезис таков: «Это уникальное явление породили уникальные же законы, принятые 7-12 лет назад, и эти законы противоречат мировой практике»

Ирина Канторович

И вот перечень этих законов:


1. В 2007 году оклады разрешили делать меньше МРОТ

В 2007 году, согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 20.04.2007 № 54-ФЗ, в статью 133 ТК РФ были внесены изменения. В части 4 данной статьи утратила силу фраза о том, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ.

Ещё интереснее ситуация у тех, кто работает на Севере.

Практика установления окладов ниже МРОТ привела, в частности, к тому, что работники регионов с особыми климатическими условиями (районов Севера и т.п.) законно получают зарплату, равную МРОТ, составной частью которой являются территориальные надбавки.

Ирина Канторович


2. В 2007 году МРОТ по определению перестал быть оплатой труда неквалифицированного работника

Тот же самый Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ полностью уничтожил определение МРОТ.

Раньше в статье 129 ТК РФ определение МРОТ звучало так: плата за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Поправками это определение попросту убрали. Теперь в Трудовом кодексе не встретить определение того, что же такое МРОТ. Говорится лишь об обязательности его уплаты и размере. Таким образом, этот закон подготовил почву для того, чтобы высококвалифицированным гражданам с высшим образованием начали платить зарплаты размером с МРОТ.


3. В 2011 году ликвидировали Единую тарифную сетку

Раньше в России действовали единые тарифные сетки (ЕТС). Они устанавливались для работников бюджетных организаций.


По ЕТС оклад составлял основную часть зарплаты. У квалифицированного работника он был в разы больше действующего на тот момент МРОТ. Зарплата равнялась окладу, и это не вызывало социального напряжения.

Таким образом установление ставок окладов стало лишь правом, а не обязанностью Правительства. Увы, до сих пор они этим правом не воспользовались.

Затем базовые должностные оклады стали назначать муниципальные власти. В результате базовые должностные оклады стали ниже МРОТ во многих регионах страны.

При этом бюджетное учреждение самостоятельно утверждает и размер окладов, и размер надбавок, согласно статье 144 ТК РФ.

Размеры окладов не могут быть ниже тех, что установлены на муниципальном уровне, однако и без того низкие на муниципальном уровне ставки фактически и выплачиваются работникам. Редко где предусмотрены надбавки сверх них.

Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 24 декабря 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7350 рублей. Ознакомиться с документом и другими ставками можно здесь.


5. Бюджетным учреждениям разрешили оставлять неиспользованные деньги себе

Ещё один гвоздь в крышку гроба адекватных зарплат забили в 2010 году. Частью 17 ст. 30 83-ФЗ было установлено, что учреждение может оставлять себе на будущее не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленным из государственного бюджета.

В свою очередь, региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами. Например, это прописано в законодательстве г. Москвы.

Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии. (п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП.)

Таким образом, если до 2010 года бюджетные учреждения ещё пытались использовать все выделенные средства на ремонт, закупку техники или на повышение зарплат всего персонала, то после 2010 года ситуация стала развиваться совершенно в другом русле. Руководство стало выписывать себе премии.

Вот такие меры последовательно принимались в России. Ознакомиться с выступлением Ирины Конторович можно на её страничке на YouTube.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об индексации зарплат на 3% работникам федеральных бюджетных учреждений с 1 октября 2020 года. Документ опубликован в понедельник на официальном портале правовой информации.

Согласно распоряжению, проиндексированы также будут зарплаты работников федеральных государственных органов, а также персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

И эти задачи поручено было выполнять гражданскому персоналу. Появились гражданские психологи, начальники клубов, начальники складов, водители и многие другие. Их должностные обязанности никак не сократились.

Но, в отличие от военнослужащих, платить им можно было гораздо меньше.

Да и поначалу платили на этих должностях, замещаемых гражданским персоналом достаточно достойно.

В данный момент в Госдуме на рассмотрении находится законопроект федерального бюджета на 2020 год, где, в том числе прописаны вопросы повышения оплаты труда ГП МО РФ.

Что же говорит Комитет по обороне на эту тему и каким будет следующее после 1 октября 2019 года повышение зарплат ГП МО РФ?

Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация с 1 октября оплаты труда ГП МО РФ на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен) в 2020 году на 3,0%, в 2021 году на 4,0% и в 2022 году на 4%.

Комитет по обороне неоднократно (начиная с 2016 года) отмечал проблему низкого уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под «майские указы 2012 года»).

Средняя заработанная плата гражданского персонала воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации по информации Минобороны России составляет порядка 30 – 32 тысяч рублей, средняя заработанная плата гражданского персонала Росгвардии составляет порядка 23-24 тысяч рублей, тогда как средняя заработная плата по Российской Федерации составляет порядка 47 тысяч рублей.

При этом по ряду должностей, предусматривающих в качестве обязательного требования наличие высшего образования она едва выше минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года по настоящее время, вырос в 2 раза (с 5 554 рублей до 11 163 рублей). За этот же период индексация оплаты труда гражданского персонала воинских частей была произведена только с 1 января 2018 на 4%, при этом Правительством Российской Федерации в период с 2014 по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей.

Индексация в 2019 году с 1 октября на 4,3% не компенсирует даже уровень расчетной инфляции, так как фактическое повышение за весь 2019 год составит всего 1,07%.

В 2020 году наблюдается такая же ситуация: индексация только с 1 октября на 3%, которая не компенсирует даже уровень расчетной инфляции (3%), так как фактическое повышение за весь 2020 год составит всего 0,75%.

Комитет по обороне считает, что такое положение дел для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций «силового блока» в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Комитет по обороне при рассмотрении федерального бюджета на 2019 год и последующие годы, а так же при уточнении федерального бюджета на 2019 год рекомендовал Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

Рекомендации Комитета по обороне игнорируются, вопрос повышения уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти на уровне Правительства Российской Федерации даже не обсуждался.

По мнению Комитета по обороне, дальнейшее игнорирование решения данной проблемы категорически недопустимо и настаивает на том, что при уточнении федерального бюджета на 2020 год Правительству Российской Федерации необходимо проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, по мнению Комитета по обороне, повышение оплаты труда гражданского персонала и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции необходимо провести с начала финансового года (в соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации) с 1 января 2020 года, вместо 1 октября 2020 года. В противном случае повышение с 1 октября 2020 года не компенсирует даже уровень расчетной инфляции, так как фактическое повышение за весь 2020 год составит всего 0,75%.

Рост цен и инфляция - это повседневная реальность, с которой наши сограждане имеют дело ежедневно. Поэтому достаточно много тех, кто вчера устраивался на новое место работы и радовался хорошему окладу, а сегодня наблюдает его обесценивание.

Многие предприниматели не торопятся индексировать оклады своих сотрудников, утверждая, что не обязаны этого делать. В действительности же право работника на индексацию оклада вслед за подорожанием товаров и услуг закреплено в ТК РФ.

Таким образом, отказываясь или «забывая» проиндексировать заработную плату своих сотрудников работодатель тем самым пытается прикрыться пробелами отечественного законодательства. И все же инструменты, позволяющие заставить нанимателей вовремя индексировать оклады работников, существуют.

Юристы «Юридического центра Сиан» рассказывают о том, как ими пользоваться.

Трудовой кодекс РФ прямо говорит о том, что работодателю вменяется в обязанность своевременно индексировать оклады своих сотрудников. По ст. 134 ТК РФ государственные и муниципальные учреждения и организации индексируют оклады, отталкиваясь от положений трудового законодательства и прочих нормативно-правовых актов. Всем остальным необходимо руководствоваться коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами.

Получается так, что наниматель самостоятельно на свое усмотрение выбирает: как в локальном нормативном акте предусмотреть формулу индексации. Она может быть зависимой от размера МРОТ, индекса инфляции в стране, а может быть связанной с ростом прибыли компании.

В действительности же можно наблюдать часто, что в коммерческих организациях такое положение вовсе отсутствует, а их владельцы никак не индексируют оклады.

Зарплата

Что делать, что бы работодатель проиндексировал зарплату?

Прежде всего работник должен выяснить: имеются ли на данном предприятии локальные нормативные акты, в которых закреплена формула индексации окладов сотрудников. Если таковой акт имеется, тогда от нанимателя можно требовать его соблюдения.

В противном случае можно написать жалобу в Трудовую инспекцию.

Иное дело, когда такового нормативного акта на предприятии просто нет. В подобной ситуации работникам остается только потребовать этот акт издать. Сослаться при этом можно на ТК РФ. Порой наниматели в ответ на коллективное требование сотрудников проиндексировать оклады отвечают резко негативно и даже угрожают увольнением, но работники должны знать, что на страже их прав ТК РФ.

  • Трудовую инспекцию;
  • Прокуратуру;
  • Суд.

Как свидетельствует судебная практика трудовых юристов «Юридического центра Сиан», работникам намного легче истребовать в судебном порядке включения в договор с работодателем пункта об индексации, нежели индексации оклада при отсутствии такового пункта.

В ответ на иск работника об индексации суд вынесет решение об отказе в удовлетворении, так как в трудовом договоре отсутствует нужный пункт, хотя само его отсутствие уже есть противоречие нормам ТК РФ (как ни парадоксально).

Руководствуясь практикой защиты прав клиентов в судах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, трудовые юристы «Юридического центра Сиан» рекомендуют:

  • Требовать индексации оклада от работодателя, если соответствующий пункт имеется в трудовом договоре;
  • Если нужного пункта в договоре нет, добиваться его внесения в судебном порядке;
  • При отказе руководства идти навстречу сотрудникам, сначала обращаться с жалобой необходимо в Трудовую инспекцию.

Добиться соблюдения трудового законодательства можно в судебном и в досудебном порядке. Сделать это при поддержке опытного трудового юриста намного проще. Но в любом случае следует быть готовым к ответным действиям работодателя.

Читайте также: