Почему учителя ставят двойки исследовательская работа

Опубликовано: 17.09.2024

Наверняка всем знакома ситуация, когда взрослые говорят: "Учись на "отлично". Конечно, всем родителям хочется, чтобы дети учились хорошо. В первом классе нам не ставили оценок.

Но вот мы стали старше и нам начали ставить оценки. Только сейчас мы узнали, какого труда стоит получить хорошую оценку!

И то, что еще совсем недавно казалось не таким уж страшным, приняло масштабы бедствия: в дневнике появились двойки. И мне стало интересно, в чем причина неуспеваемости ученика? В связи с этим, я решила выяснить, почему учителя ставят двойки своим ученикам?

Возникло следующее предположение: причинами неуспеваемости являются лень и равнодушие учащихся, неумение сосредоточиться, недостаток контроля со стороны родителей. Если знать причины плохой учебы школьников, можно будет сократить число неуспевающих учеников.

Для выяснения причин я поставила ряд задач:

  • изучить различные источники, содержащие сведения по проблеме неуспеваемости учеников;
  • выяснить какие причины негативно влияют на учебу в школе;
  • провести анкетирование среди моих ровесников и одноклассников, учителей, чтобы узнать, что они думают об этой проблеме, почему дети учатся по-разному?
  • анализ полученных данных, обобщение информации;
  • сделать выводы;
  • подготовить советы ученикам и родителям по повышению успеваемости.

Кто же такие двоечники?

Свое исследование я начала с изучения информации об истории отметочной системы. Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Здесь баллам стали придавать другое значение. Они перестали обозначать разряды учеников, а с их помощью старались оценить познания учащихся.

С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их правомерности, достоинствах и недостатках. Несомненно, школьные двойки явление неприятное, но даже в них есть смысл, который объясняет знание ученика: есть они или нет, и на каком уровне. Ведь пятибалльную систему вводили именно для этого.

Многие слабые ученики вместо того, чтобы хоть что-то подучить и прояснить, просто не обращают внимание на учебу, не ходят на уроки, не ведут тетради. И все равно в итоге получают за год "3". Это вызывает обиду хороших, прилежных учеников, которые часто изо всех сил стараются что-то выучить, но получают в итоге ту же тройку.

В начальных классах часто вместо оценок используют разные елочки, флажочки, которые рисуют на полях "отличной" тетрадки. В старших классах оценка, а вернее, полученная отметка, должна показать продвижение ученика, его рост относительно самого себя, прирост знаний, умений на каждом этапе. Так же в толковом словаре Ушакова я нашла определение двоечнику: Двоечник -неуспевающий ученик, постоянно получающий двойки.

Так откуда берутся двоечники?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Дело в том, что ученики бывают разные.

Первая причина: ученик не готовит домашнее задание и не справляется. В данном случае ребенок не выполняет домашнее задание или готовит его некачественно и соответственно не справляется с учебным материалом. Или в школе задают слишком много домашнего задания;

Вторая причина: Я обиделся. Есть вариант учеников, которые обиделись на учителя и попросту не хотят отвечать или другой случай, когда ученик стесняется отвечать;

Третья причина: лень. Лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, а такжеученики с полным безразличием к учебе: "Мне все равно, я не хочу учиться";

Четвертая причина: Родители. Снижение успеваемости возможно и по причине того, что родители изредка контролируют ребенка. Не все родители из-за своей занятости строго следят за тем, чтобы все задания выполнялось. Недостаток контроля является одним из факторов большинства "2". Так из общего количества "2", 15 "двоек" (30 %) получены учащимися, родители которых не проверили выполнение заданий, за которые школьники получили "2".

Но любой из этих случаев — это крик о помощи, в этой ситуации надо как можно раньше начать помогать ребенку. Для того, чтобы выяснить почему же мы такие разные в наших успехахи как на это реагируют ученики и учителя школы, был проведен анкетный опрос. В нем приняли участие 50 учеников и 10 учителей нашей школы. Были получены следующие результаты:

1. Нравится ли тебе в школе?
а) да - 15
б) нет -
в) не очень - 7

2. С каким настроением ты ходишь в школу?
а) с хорошим – 3
б) с плохим – 1
в) иногда с хорошим, иногда с плохим 14

3. Часто ли тебе приходится получать "двойки"?
а) практически каждый день – 0
б) нечасто - 9
в) редко - 15

4. Как ты считаешь, справедливо ли ставят учителя "двойки"?

а) как правило я их заслужил(а) - 22
б) из-за высоких требований учителей, без них не обойтись - 2
в) двойки - это всегда не справедливо – 2

Общий итог сложился такой: 20% учеников без желания идут в школу, нет настроения учиться. 80% учеников считают, что двойки им ставят несправедливо.

Результаты тестирования учащихся
Результаты тестирования учащихся

Все 100% учителей ставят двойки. В тоже время всем 100% - неприятно ставить двойки, и ставят они плохие отметки, в крайнем случае. Основными причинами неуспеваемости называют неготовность к уроку и лень.

Результаты тестирования учителей
Результаты тестирования учителей

Можно сказать, что, взрослея, возрастает наш уровень ответственности, уровень требований, уровень загруженности, а значит, учиться становится труднее. Но учиться на "отлично" по-прежнему почетно, как среди взрослых, так и среди детей.

Итак, было выявлено четыре важнейших причины, которые являются "врагами" успешного обучения в школе. Каждая причина несет в себе важный элемент, но только комплексная борьба со всеми этими элементами может дать положительный результат.

Выводы

Итак, каков же главный вывод, который был сделан во время этого исследования?

Сегодня я хочу поговорить об оценке "2" в школе. Расскажу, почему я считаю, что ставить двойки - это жестокость. Конечно, бывает, что ребёнок написал работу на "2", и это всего лишь оценка, которую никто не переносит на личность ребёнка. И учитель разбирает его работу, показывает ошибки, сообщает правильные ответы и от всей души желает ученику успехов в дальнейшем. Бывает и так. Но часто случается по-другому. Учитель использует двойку не только как оценку за работу, но и как инструмент для психологического давления на ученика. Это способ пнуть его, опозорить перед классом, морально подавить. На меня произвёл впечатление комментарий одной учительницы под одной статьёй: "Невыученный текст - это отсутствие работы. Поэтому 2. И утритесь!" То есть для неё это всё равно, что плюнуть в ученика.

Двойки уничтожают желание учиться. Кто получал двойки, тот знает это. Кроме того, учителя не всегда ставят двойки за работу. Иногда двойку ставят за забытую тетрадь, за то, что ребёнок не понял или не заметил задание, за невнимательность. Иногда учителя устраивают страшные акции, чтобы подловить весь класс и поставить двойки. Они уверены, что таким образом они осуществляют воспитание, ибо с запуганными детьми легче работать. Вот у нас в школе в 4 классе был случай. Учительница задала задание по ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Этот предмет преподаётся только в 4 классе 1 раз в неделю. Так вот учительница задала задание, но в электронный журнал его не выставила, потому что НЕЛЬЗЯ задавать задания по ОРКСЭ. Ребята записали его только в тетради и, конечно, благополучно забыли. На уроке учительница заставила всех предъявить задание и большинству детей поставила двойки. Кстати, оценки по этому предмету тоже ставить нельзя. Именно поэтому учительница поставила двойки только в тетради и в бумажные дневники. Но стресс дети получили сильный. На родительском собрании учительница рассказывала, как весь класс плакал. Зачем ей это было нужно? Тут стоит задуматься.

А помните, кто учился ещё при Советском Союзе, как учителя заставляли детей самих ставить двойки себе в дневник? И это притом, что они знали, что у детей строгие родители, которые могут их даже побить за двойки! Разве это не жестокость?

Мне кажется, гораздо лучше было бы оценивать знания детей по стобалльной системе. Она более точна, объективна, и в ней нет места для жестокости. Например, очень слабый ученик получил за работу только 7 баллов из 100. Но это его баллы! Он их заработал. Даже при таком раскладе он будет считать оценку положительной и захочет продолжать учиться. 7 баллов-то он смог заработать, значит, сможет и больше. В следующий раз он получает за контрольную 10 баллов. И он чувствует свой рост. Потом он получает 15 баллов. Это мотивирует ребёнка учиться дальше! А если эти оценки перевести в пятибалльную систему, то это будет 2,2,2. То есть, ничего! Прогресса нет. Зачем же он тогда занимается?

Кстати, от этого страдают многие репетиторы. Вот пример. Родители пятиклассника видят, что ребёнок получает двойки, и нанимают ему репетитора. Репетитор начинает заниматься с ребёнком. Занимается хорошо. Через неделю случается очередная контрольная, и ребёнок снова получает "2". Родители злы на репетитора, увольняют его, ищут другого. Но репетитор не виноват. Дело вот в чём. Тройку ставят за 50% работы. Выходит, что за работу, выполненную от 0% до 49% ставится одинаковая оценка "два". Но это же совершенно разный уровень! Одно дело, когда ученик не знает ничего и сдаёт пустой лист, а другое дело - когда он решил 4 задачи из 10. Возможно, репетитор уже приподнял уровень ученика, но ученик ещё не достиг 50% планки.

Решить 4 задачи из 10 - это большой прогресс для слабого ученика. И он имеет право получить свои 40 баллов. Да, этого недостаточно для зачёта, и надо ещё немножко поднажать. Но ученик поверит в себя, потому что от 40 до 50 баллов осталось совсем немного! Но оценка "2" убивает всё. Она не даёт ребёнку возможности заметить свои успехи, и родители не видят положительную динамику в его обучении и думают, что ребёнок всё ещё стоит на месте.

Не все дети рождаются с природными способностями к обучению. Некоторым надо помочь. А если ребёнка с малых лет клеймить двойками, рассказывать ему, какой он плохой, то он просто возненавидит школу. В его представлении школа - это место, где его мучают и обижают.

Есть, конечно, люди, которые говорят детям: "Не надо обращать внимание не оценки! Главное - знания!" Легко сказать! Дети очень чувствительны к оценкам, особенно в начальной школе. Им важно, как внешний мир на них реагирует. Оценки формируют социальный статус ребёнка в классе, создают его самооценку. Если к ребёнку прикрепится ярлык "двоечник (дурак)", то ему будет очень трудно от него избавиться.

Так что надо что-то менять. Двойки как орудие пыток должны уйти в прошлое, а школа должна стать приветливым местом, где ребёнка ждут и любят независимо от его баллов.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Исследовательская работа.
  • Автор -Ягодкин Сергей.
  • Руководитель -Вострикова В.П,учитель русского языка и литературы.
  • Факты биографии знаменитых людей
  • ДОВАНИЯ

Отношение учащихся МКОУ МСОШ

к выдвинутой проблеме

  • 70% не любят ставить двойки, ставят их в крайнем случае.
  • Причинами неуспеваемости называют лень, отсутствие контроля со стороны родителей,
  • а также безнаказанность.
  • Двойку рано или поздно «закроют» другой оценкой.
  • Они занимаются с такими учащимися, чтобы повысить успеваемость
  • Не отличался в юные годы хорошей дисциплиной Уинстон Черчиль. С интеллектом у этого ученика, было все в порядке. А вот английская система обучения парню не нравилась.
  • В итоге среди учителей он заслужил звания самого безнадежного тупицы. Что впрочем не помешало ему позже возглавить Великобританию во время тяжелейшего исторического периода, а также получить Нобелевскую премию по литературе.
  • Мультимиллионер Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group и частного космического туризма, проходит как раз по этой части.
  • На уроках будущий финансовый магнат не мог связать двух слов – мычал, заикался и отчаянно краснел всякий раз, как его вызывали к доске.
  • Основной причиной, по которой отец космонавтики попал в мой скорбный список, является его тугоухость – последствие скарлатины, перенесенной в десятилетнем возрасте.
  • Мальчик, воспринимавший только обрывки фраз учителя, был обречен на хроническую неуспеваемость.
  • Во втором классе 13-летний гимназист остался на второй год. Из третьего был исключен за неуспеваемость.
  • Он больше нигде и никогда не учился, однако система образования не смогла отделаться от Циолковского так легко: через шесть лет он успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.

В школе Антоша отнюдь не блистал. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности в его тетрадях красовался трояк.В старших классах страдальцу повезло: отец окончательно разорился и семья переехала в Москву, где Чехов поступил в медицинский институт, стал писать рассказы и прямо-таки начал новую жизнь.

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Л.Н. Толстой.

Учился без особого старания.На первом курсе университетаЛьва Николаевича оставили на второй год из-за неудовлетворительных оценок по российской истории и немецкому. До третьего курса дело не дошло.

. В итоге Толстому так и не удалось получить хоть какой-то формальный дип­лом

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ : ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

Первые три класса Володя провел «весь в пятерках». Он был любознательным и бойким мальчиком, его любили родители и учителя.

В 11лет попал в революционный кружок .

Горлопанить на сходках было гораздо интереснее, чем зубрить уроки. Напуганные учителя делали «большакам» всякие поблажки и даже перевели двоечника Маяковского в следующий класс .Он забросил учебу в 5 классе, ушел из школы.

ВЕЛИКИЕ ДВОЕЧНИКИ: Андрей Тарковский Начальную школу мы смело можем вычеркнуть из биографии классика мирового кинематографа Андрея Тарковского из-за войны. В старших классах Тарковский вместе с элитой школьных двоечников стал стилягой.. Занудная школа рассматривалась как временное недоразумение, настоящая жизнь начиналась за ее стенами. В аттестате «4» по литературе, а по химии и черчению в документе красуются двойки. Поступил в Московский институт востоковедения , однако уже через год бросил это безнадежное дело Не оправдали. (вундеркинды, из которых ничего не вышло…) Ника Турбина

ГИПОТЕЗА ВЕРНА . Быть двоечником не стыдно, а иногда и почетно. Из двоечников вырастают гении!

У молодой учительницы Ирмы Рахмановой разносторонний преподавательский опыт. Она не только работала в школе в Калужской области, но и занималась с детьми беженцев, была репетитором, вела курсы по мнемотехнике. Ирма рассказала «Мелу» о маленьких зарплатах учителей и о том, почему так важно и с детьми, и с коллегами быть командой.

Я окончила биологический факульет МГУ, но так и не дописала диплом на педагогическом


В детстве я хотела стать полицейским, детективом, патологоанатомом, но никогда не мечтала быть учительницей. Когда я оканчивала школу, меня заинтересовала психология. Я поступила в педагогический колледж на преподавателя начальной школы и иностранного языка. После этого окончила МГУ по специальности «биофизика». Параллельно получала второе высшее педагогическое, но так и не дописала диплом.

На третьем курсе мне захотелось подработать. От друга я узнала об одном образовательном центре и подумала: «А почему бы и нет?» — и пошла туда преподавать мнемотехнику и развитие интеллекта. Это было очень сложно. Когда преподаёшь детям в школе, ты оцениваешь результат на экзамене. По мнемотехнике экзамена нет, и, чтобы удержать интерес детей, нужно действительно сильно постараться.

После трёх лет курсов я начала работать в волонтёрском центре помощи детям беженцам «Школа на коленке» — вела занятия для ребят, которые приехали вместе с родителями в Россию. Взрослые решали проблемы с документами, а я заполняла пробелы детей в знаниях, помогала адаптироваться к обучению в российских школах. Ещё я занималась репетиторством, работала вожатой.

Потом мой молодой человек рассказал про программу «Учитель для России». Туда приглашают выпускников вузов. Если проходишь отбор и обучение, то тебя отправляют в отдалённый регион, где ты работаешь учителем. Таким образом я попала в школу № 1 города Козельска. Проработала два года, потом закончилось моё участие в программе.

Я не хотела быть для детей ни лучшим другом, ни ненавистной училкой


Мне сразу дали классное руководство, и у меня был единственный страх — потерять детей. Я пыталась уследить за каждым пятиклассником, пока не поняла: вообще-то, они уже достаточно взрослые люди. Первый вопрос, который они мне задали, был «Будете ли вы с нами доброй?». Я ответила, что да. Поэтому их новый учебный год начался с больших надежд. Надеюсь, что я их не подвела.

Вообще, среди учителей я наблюдаю две полярности. Либо учитель ведёт себя очень отстранённо, у него нет человеческих отношений с учениками, а есть только мучения. Либо учитель мягкий и добрый человек, который отлично общается со школьниками. Так вот, это здорово, но мне было сложно.

Я не хотела становиться ни лучшим другом, ни ненавистной училкой. Мне хотелось показать детям пример нормального взрослого отношения

Я не выгоняла детей из класса. Но если кто-то из учеников находился в состоянии эмоционального возбуждения, я предлагала сходить умыться или прогуляться по коридору. Не принуждала, но такой способ применяла. Ещё мне было очень неприятно, когда ученики проявляли агрессию друг к другу, поэтому я пыталась научить их разрешать конфликты другими способами. Получалось с переменным успехом.

Я ставила двойки. Двойка — это одна из отметок, а не акт насилия. Если человек не выполнил работу или выполнил её на низком уровне, то он получал два. Это было сигналом, что надо приложить больше усилий.

«Учитель всегда прав» и ещё 7 стереотипов о российской школе, которые её портят

В первое время все мои силы уходили на подготовку уроков. А поскольку я ещё и человек необщительный, то мне не удалось создать партнёрских отношений с коллективом. Они были сами по себе, я — сама по себе. Сейчас я уверена, что учителя должны быть единым целым. Им нужно обсуждать план работы, вместе готовиться к урокам, организовывать какие-то проекты. Жалею, что у нас этого не сложилось.

Я постоянно сомневаюсь в современной системе образования


Очень важно постоянно спрашивать себя: «Зачем в моём классе так?», «Зачем я делаю вот это?» Без этого процесс образования становится формальной процедурой, которую нужно пережить. А если вы подвергаете всё сомнению, это позволит в итоге найти собственный педагогический стиль.

Я всегда задаю себе вопрос: «А зачем это делать?» Например, на уроках ученики спрашивали, можно ли писать зелёной ручкой в тетради. Я сначала подумала: «Как же так? Ведь нужно писать всё синими чернилами». Но я задумалась и поняла, что мне самой неважно, каким цветом будут писать ученики. Ведь главное, чтобы дети могли ориентироваться в записях. При этом, когда ученики спрашивали меня, можно ли делать биологическую зарисовку ручкой, а не карандашом, я не разрешала. Потому что у карандаша могут быть разные нажимы. Его можно стереть, если понадобится. А у ручки таких возможностей нет.

Я негативно отношусь ко Дню учителя, хотя в целом профессиональные праздники — это здорово. Они позволяют вспомнить, ради чего ты пришёл в профессию. Но то, что я видела на Дне учителя, принимает странные формы. Например, некачественные концерты, на которые обязательно надо идти. Много пафосных слов о том, что учительство — это призвание, за которым обычно скрывается что-то вроде «Мы не будем вам платить. Но не волнуйтесь, у вас и свободного времени не останется, чтобы эти деньги потратить».

День учителя — достаточно лицемерный праздник. Все говорят добрые и правильные вещи, но назавтра это перестаёт работать

Конечно, люди идут работать в государственные учреждения явно не для заработка. Зарплата у педагогов небольшая. А если учесть, что не во всех школах есть финансирование, например, на канцелярские принадлежности, то зарплата стремительно сокращается. Приходится тратить свои деньги, чтобы хорошо выполнять работу.

Если честно, мне странно видеть такую маленькую зарплату при том, насколько высокая квалификация требуется от педагога. Вроде бы она должна зависеть от того, сколько усилий человек приложил, чтобы стать учителем. И сколько ещё предстоит сделать, чтобы оставаться хорошим профессионалом. В педагогике постоянно происходит много нового, и нужно постоянно вкладывать деньги в своё развитие, совершенствоваться.

Но в любом случае у каждого преподавателя в жизни должно быть что-то важное, кроме школы. Мы ведь готовим детей ко взрослой жизни, где они будут общаться с новыми людьми, у которых есть хобби, какая-то профессия. Есть замечательная картинка-комикс «Как дети представляют себе учителя летом». И там он сидит один перед пустым классом. Важно, чтобы дети воспринимали учителя как живого человека, у которого есть интересы, увлечения и разные способы провести каникулы.

В рамках спецпроекта «Карта учителей» мы будем ежемесячно публиковать монологи учителей из разных уголков России, следите за обновлениями. А пока можете подписаться на рассылку «Привет, учитель!», письма для которой пишут сами учителя.

alt="Школа сама решает, какая система оценивания ребенка мотивирует, а какая - нет. Юридическая коллизия в том, что мнение родителей школе нужно учитывать, но можно не отражать в документах. Фото: Николай Оберемченко/ "Комсомольская правда"" />
Школа сама решает, какая система оценивания ребенка мотивирует, а какая - нет. Юридическая коллизия в том, что мнение родителей школе нужно учитывать, но можно не отражать в документах. Фото: Николай Оберемченко/ "Комсомольская правда"

"У меня трое детей, они учатся в 5, 8 и 9-м классах сильной школы. И вот уже на протяжении девяти лет я сталкиваюсь с ситуацией, когда учителя ставят оценки не по открытым и прозрачным критериям, а так, как им заблагорассудится, исходя из личных предпочтений, - признается Юлия. - В подавляющем большинстве ситуация решается не в пользу ребенка".

Фото: Владимир Аносов / РГ

По словам мамы, нередки случаи, когда средний балл в 4,57 одни педагоги округляют до "4", а другие - до "5". Вот такая сложная математика. И это при том, что критерии оценки для промежуточной аттестации утверждаются на уровне локального нормативного акта конкретной школы. Все учителя должны ему следовать. Однако, если прочитать этот документ, волосы встают дыбом не только у родителей.

"В нем прописаны некие общие правила выставления оценок. Освоил меньше 50 процентов материала? Тебе "двойка". От 50 до 80 процентов - "тройка". От 80 до 99 процентов - "четверка". И только выполнивший абсолютно все задания на 100 процентов может рассчитывать на "пять", - продолжает Юлия. - Такие правила могут полностью убить всю мотивацию к учебе".

По словам мамы, в школьном документе не указано, какой средний балл нужен для получения четвертной "пятерки" или "четверки". Как он округляется. Отсюда - простор для манипулирования и непрозрачности. За разъяснениями мама обратилась к администрации школы. Но вместо конструктива - получила конфликт.

"На днях старшая дочь защищала проект по английскому языку (при том, что по локальному акту школы, проект дети защищают в 10-11 классах). Написала текст на 12 страниц, подготовила 15-минутное выступление. Итог - "двойка", которая отразится на аттестате. Средний балл по английскому все эти годы у нее держался на уровне 4,5. Дочь в слезах. Объективных критериев оценки школа не предоставила, - продолжает Юлия. - Если твой учитель - завуч, о какой объективности комиссии может идти речь? Если я пойду в суд, получится слово учителя против слова ученика. У кого больше прав и возможностей? У педагога со стажем, который прекрасно знает, как манипулировать образовательными нормами, или у подростка?"

Департамент образования предоставил "РГ" ответ директора школы, в которой произошел конфликт. Цитируем: "Мы готовы идти навстречу, помочь девочке в работе, ведь для нас главное - качество образования. Сейчас коллектив школы работает над актуализацией локальных нормативных актов. Для того чтобы повысить объективность итоговой отметки, а также повысить качество изучения материала, мы планируем ввести средневзвешенную систему оценки знаний, умений и навыков учащихся. То есть при определении итоговой отметки за четверть или полугодие мы будем руководствоваться не средним арифметическим, а "весом" каждой оценки, которая выражает показатели различной деятельности учащихся. Таким образом, мы хотели повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость от результатов работы на протяжении всего учебного года, мотивировать учащихся".

Чем закончится эта история? "РГ" будет внимательно следить. Все войны рано или поздно заканчиваются миром. Все школьные конфликты (за редким исключением, если ребенок не переходит в другую школу) нормальным продолжением учебы. Здравый смысл и житейская мудрость нужны и педагогу, и родителю, чтобы разрешать подобные конфликты в классе, а не в инстанциях.

Анна Вавилова, кандидат юридических наук, ведущий эксперт института образования ВШЭ:

Евгений Ябмург, заслуженный учитель России:

- В суд, конечно, родители могут пойти. Но есть более эффективный способ решения проблемы. Первый этап: я собираю независимый консилиум внутри школы, который выносит свой вердикт. Если родитель не согласен, в столице есть центры независимой оценки качества образования, где ребенка протестируют и проверят уровень его подготовки. И дадут объективный результат: что школьник знает, а что - нет. На этом, как правило, история заканчивается. Хотя в моей практике до этих центров и тем более до судов из-за оценок еще никто не доходил. Поймите, раньше учитель был единственным источником информации и знаний. А сегодня есть интернет, есть разные курсы и образовательные стартапы. Все можно проверить в два клика, и родители могут поставить слова учителя под сомнение. Это примета времени. И не стоит так уж об этом сокрушаться. В конце концов, учитель должен держать себя в тонусе и не отставать от жизни. Педагог не должен думать, что он всегда прав. Но крайности здесь недопустимы. Оспаривать абсолютно каждую оценку - раньше такое и в голову бы никому не пришло.

Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации:

- 5-балльная система оценок устарела совершенно. "Единицы" учителя почти не ставят, "двоек" - особенно четвертных и годовых - многие тоже стараются избегать. И все пространство для маневра - "три", "четыре", "пять". Эта система настолько ограничена, настолько закостенела, что практически не дает современного представления о реальных знаниях ребенка. Зато оставляет большой простор для манипуляций. Оценивать индивидуальный проект по 5-балльной шкале - точно не стоит. Проекты у детей совершенно разные: ребята проявляют творческие, исследовательские способности, раскрываются с разных сторон и учатся вести презентации. А "тройки" и "пятерки" "причесывают" эти проекты под один стандарт. Раньше в некоторых школах проводились эксперименты по введению 10-балльной и 12-балльной системы. Я сама училась в такой школе. И мы с одноклассниками четко знали, что 8 - это не 9, но и не 7. У педагогов была возможность внутри этой системы "подвигаться", у нас была определенная свобода.

Читайте также: