Причины профессиональной деформации следователя либо оперативного работника

Опубликовано: 17.09.2024

Следственная деятельность способствует развитию и закреплению определенных профессионально важных качеств специалиста. Вместе с тем она имеет такие психологические особенности, которые могут привести к нежелательным изменениям в личности специалиста, отрицательно влияющим на его работу. В этих случаях говорят о профессиональной деформации.

Появлению деформации способствуют разные предпосылки: объективные (определенные особенности той или иной профессии) и субъективные (личная психологическая предрасположенность работника к появлению и развитию у него отрицательных профессиональных качеств).

Такие особенности следственной деятельности, как ненормированный рабочий день, наличие стресс-факторов (дефицит времени, физические и информационные перегрузки и др., отсутствие ритмичности в работе) могут привести к появлению спешки и торопливости, неаккуратности и расхлябанности, недисциплинированности, волоките в расследовании уголовных дел.

Отмеченные выше особенности (стресс-факторы и др.) могут привести и к так называемому "правовому нигилизму", который имеет место тогда, когда некоторые работники начинают игнорировать уголовно-процессуальные нормы, закон: задерживают без достаточного основания лиц по подозрению в совершении преступления; добывают вещественные доказательства без их должного процессуального оформления (закрепления); незаконно ограничивают права подозреваемого, обвиняемого (например, не предъявляют ему заключение экспертизы, считая, что он ознакомится с ним по окончании следствия и при предъявлении всех материалов уголовного дела) и т. д.

Постоянное общение с правонарушителями может привести к появлению и развитию у следователя подозрительности, огульного недоверия к этим лицам. Будучи антиподом такой важной профессиональной черты, как бдительность, подозрительность (равно как и недоверие) является весьма опасным видом профессиональной деформации, поскольку неизбежно приводит к предвзятости, тенденциозности, необъективности и, в конечном счете, к обвинительному уклону процесса расследования, что в свою очередь может привести к грубым ошибкам, таким, как привлечение к ответственности невиновных.

Следователь наделен властными полномочиями, которые необходимы ему для быстрого пресечения преступной деятельности, для преодоления неправомерных воздействий, для отыскания и изъятия вещественных доказательств и т. д. Однако неправильное понимание своих полномочий и неумение пользоваться ими в случае бесконтрольности и безответственности может породить злоупотребление властью, что также чревато серьезными последствиями - нарушением закона.

Следственная деятельность характеризуется правовой регламентацией, тщательное соблюдение которой содействует выработке у работника таких качеств, как вдумчивое отношение к каждому действию, к принятию решения, аккуратности, дисциплинированности и т. д. Вместе с тем "нормативный" характер этой деятельности может привести и к привычке рассуждать и действовать по шаблону, ссылаясь при этом на статью УПК, инструкцию, распоряжение начальства. Следование букве закона может способствовать появлению такой опасной черты, как формализм, в результате чего следователь становится равнодушным к людям, их судьбам.

Среди субъективных предпосылок, порождающих профессиональную деформацию личности следователя, важное место занимает низкий уровень его нравственного развития. Уже отмечалось, что коммуникативная деятельность следователя протекает в конфликтных ситуациях, ему приходится общаться с исключительно трудными "собеседниками" - подозреваемым, обвиняемым, недобросовестными свидетелями. Понятно, что общение с такими лицами само по себе может приводить к появлению грубости, раздражительности, эмоциональных срывов и т. д. Высокое развитие морально-политических качеств помогает успешно бороться с этими проявлениями деформации.

Наличие же низкого нравственного и культурного уровня создает психологическую предрасположенность к порождению и закреплению названных деформационных качеств.




В ходе выполнения профессиональной деятельности у следователя накапливается опыт, растет мастерство, развивается решительность и уверенность в своих действиях. Однако при отсутствии самокритичности и снижении самоконтроля это может порождать у него чрезмерную веру в себя, переоценку своего профессионального опыта, убежденность в собственной непогрешимости. В результате у него развиваются зазнайство, высокомерие, нежелание учиться у других, что резко тормозит рост профессионального мастерства.

Огромный вред раскрытию преступлений приносит такая черта, как карьеризм. Желая выслужиться любой ценой, такой работник может без достаточных оснований задержать кого-либо по малейшему подозрению, любыми средствами добиться у задержанного признания, проводить наспех, торопливо оперативно-следственные действия и т. д. Все это может привести к грубейшим нарушениям законности. Карьеризм предрасполагает к появлению и развитию формализма, черствости и равнодушия к людям, субъективизма, подхалимства и других деформационных качеств.

Главное, что предупреждает и создает условия для успешного преодоления любых проявлений профессиональной деформации личности следователя - это его постоянная работа по совершенствованию своих прежде всего морально-политических качеств, постоянное самовоспитание.

Большую роль в этом играет и процессуальная регламентация деятельности следователя. Тщательное соблюдение требований закона, статей УПК и других нормативных актов вырабатывает исполнительность, аккуратность и четкость при составлении процессуальных документов, дисциплинированность, организованность, предупреждает развитие небрежности, разболтанности, неряшливости, "правового нигилизма" и иных деформационных качеств.

Значительную роль в предупреждении профессиональной деформации играет гигиена умственного труда - тщательное планирование своей деятельности, правильное чередование труда и отдыха. Умение активно отдыхать, наличие разнообразных непрофессиональных интересов и увлечений, содержательное общение значительно препятствуют переутомлению и перенапряжению нервно-психической сферы следователя, уменьшают отрицательное действие стресс-факторов.

Решающим фактором в предупреждении и устранении профессиональной деформации является коллектив. Только в здоровом, сплоченном коллективе имеется действительная возможность постоянно совершенствовать свою личность, обогащаться опытом других лиц, вскрывать недостатки. Огромную роль играет критика и самокритика.

Особую роль в предупреждении профессиональной деформации личности работника играет личный пример коллег, руководящих лиц. Ежедневно видя примеры безупречного, высоконравственного поведения своего начальника, своих товарищей, следователь невольно проникается глубоким уважением к ним и желанием следовать образцам их поведения и деятельности.

Как мы уже ранее обратили на это внимание, профессиям следователя, прокурора, судьи присущи широкие властные полномочия Общество предоставляет их в целях борьбы с преступной деятельностью Однако отсутствие Необходимых навыков пользования такими полномочиями, неумение применять адекватно элементы принуждения может стать причиной такой профессиональной деформации, как злоупотребление властью.

Профессиональная деятельность следователей, прокуроров, судей, адвокатов детально регламентирована в правовом смысле это, безусловно, способствует кристаллизации у юристов таких волевых качеств, как мужество, настойчивость во, корректность, четкость, аккуратность Но этот "нормативный мундир", прирастая к душе человека, со временем может породить привычку действовать по шаблону клише стереотипно. Конечно, такое поведение всегда можно "оправдать", ссылаясь на ту или иную статью УПК, действующую инструкцию или установки руководства. Однако в итоге имеем страдания людей, далека от справедливости те выводы дознания, решение суда. Равнодушие юриста к судьбе конкретного человека оборачивается недоверием к правовой системе со стороны обществу.

Привычка действовать по шаблону (а любое дело можно типизировать, поставить в один ряд с другими, выявить общее) связано с отказом от элементов творчества в уголовно-процессуальной деятельности. А это, в свою очередь, обязательно приводит к такой профессиональной деформации, формализм в оценке явлений действительности. Отсюда и косность и рутина в душе, против которой предостерегал АФ Кони. Не так-то просто противостоять этим "порокам" профессионалу, который каждый день из года в год выполняет должностные функции.

Осуществление правосудия и, в первую очередь, деятельность следователя требуют наличия и использования такой черты личности, как решительность Но когда самоконтроль и самокритика не имеют должного уровня развития и влияния, решимость многие черты положительной и желаемой превращается в нежелательны: чрезмерную веру в себя (переоценка значимости своего опыта, знаний), уверенность в безошибочности своих оценок и решений Психологи называют такую деформацию "эффектом опытного водителя", имея в виду то, что, как правило, после стажа за рулем автомобиля в один год происходит значительное количество ДЕЙСТВИЙ Переоценивая свой опыт "молодые", в смысле практики управления автомобилем, водители позволяют себе мелкие, на их взгляд, нарушение ПДД.

Защищая порядок в обществе, в государстве, принимая активное участие в борьбе с правонарушениями, следователь, прокурор, судья вынуждены сосредотачивать свое внимание на раскрытии обстоятельств совершенных преступлений, а анализе характеристик лиц, подозреваемых в совершении преступлений, подсудимых Профессия становится своеобразной призмой, сквозь которую воспринимается окружающий мир Следствием такого восприятия может быть не только и скептицизм сомнения относительно совершенства мира, но и подозрительность по отношению к любому Герой одной из пьес, судья, и в частной жизни продолжает оценивать людей как потенциальных преступников Бесспорно, это наиболее опасная деформация личности следователя, судьи или прокурора Подобная деформация проявляет себя как предвзятость, тенденциозность, склонность к обвинительному уклону в уголовно-процессуальной деятельности.

У адвокатов, в связи с выполнением ими профессиональных обязанностей, можно наблюдать противоположную обвинительном уклона, но тоже нежелательную качество, - оправдательный уклон Если к тому же влиятельными являются полезные и интересы, защита личности, которую обвиняют в совершении преступления, превращается в оправдание преступление.

В уголовно-процессуальной деятельности, прежде всего в деятельности следователей, особую роль играет фактор времени Если добавим перегрузки в работе следственных групп, неумение планировать и организовывать свой рабочий время, становятся понятными причины торопливости, безалаберности, недисциплинированности, проволочек следственных действий, судебных разбирательств.

Возможен дефицит времени и перегрузки в работе могут привести профессиональной деформации, так называемый правовой нигилизм Так квалифицируют тот случай, когда следователь, прокурор или судья начинают воспринимать определенные уголовно-процессуальные нормы простой формальностью и их придерживаются Более того, допускается нарушение и конституционных положений Например, следователь не сообщает об аресте или задержании человека родственникам арестованного или задержанного.

опасной профессиональной деформацией является карьеризм Заботясь своей карьерой, юрист может преобразовывать рядовой уголовное дело в так называемом резонансную, чтобы привлечь внимание к своей личности Известна и другая практика, когда действительно резонансные дела "сворачиваются", их опасность для общества умаляется в угоду кого-то.

Карьеризм у адвокатов проявляет себя тем, что защитник не отстаивает последовательно, неотступно законные права клиента, а занимается преимущественно саморекламой, работает "на публику", на потенциальных будущих клиентов.

Наконец, вспомним корпоративность как условие возникновения профессиональной деформации, связанной с ложным толкованием понятия "честь мундира" Так, получив дело для дополнительных следственных действий, следователь, не признавая собственных ошибок, ложных выводов, может добиваться опротестования решения суда Или другой пример В борьбе за "честь мундира" прокурор, для позиции которого характерным был обвинительный уклон, опротестовывает законное и обоснованное решение суда.

Профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности.

В ходе выполнения профессиональной деятельности у следователя накапливается опыт, растет мастерство, развивается решительность и уверенность в своих действиях. Однако при отсутствии самокритичности и снижении самоконтроля это может порождать у него чрезмерную веру в себя, переоценку своего профессионального опыта, убежденность в собственной непогрешимости. В результате у него развиваются зазнайство, высокомерие, нежелание учиться у других, что резко тормозит рост профессионального мастерства.

Огромный вред раскрытию преступлений приносит такая черта, как карьеризм. Желая выслужиться любой ценой, такой работник может без достаточных оснований задержать кого-либо по малейшему подозрению, любыми средствами добиться у задержанного признания, проводить наспех, торопливо оперативно-следственные действия и т. д. Все это может привести к грубейшим нарушениям законности. Карьеризм предрасполагает к появлению и развитию формализма, черствости и равнодушия к людям, субъективизма, подхалимства и других деформационных качеств

– общепрофессиональные деформации (типичные):

- синдром асоциальной перцепции, при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель,

- эмоциональная индиферентность, холодность к страданиям других;

- поведенческий трансфер, характеризующий формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих лицам, нарушающим закон, усвоение и употребление их жаргона;

– специальные профессиональные деформации, связанные с внутрипрофессиональной специализацией:

у следователя – правовая подозрительность,

у оперативного работника – актуальная агрессивность и т.п.;

– профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру деятельности:

- гипертрофированный уровень притязаний,

- доминантность, обусловленные реализацией работником властных функций;

– индивидуализированные деформации, обусловленные индивидуальными психологическими особенностями работников:

Среди основных психологических детерминант профессиональных деформаций сотрудника ОВД главной является сама профессиональная деятельность, а также:

1) неадекватность мотива выбора профессии конкретного человека целям профессиональной деятельности (корыстные мотивы, стремление к власти, доминированию, самоутверждению);

2) несовпадение ожиданий молодого работника профессиональной реальности, трудности и неудачи на пути профессионализации;

3) стереотипизация, образование автоматизированных профессиональных умений;

4) действие механизмов психологической защиты в связи с повышенной эмоциональной напряженностью, насыщенностью, ответственностью, опасностью для жизни и здоровья, приводящих к синдрому «эмоционального выгорания» (эмоциональной холодности), рационализации, вытеснению, проекции, регрессии;

5) акцентуации характера, переходящие в профессиональные акцентуации, в сверхкачества;

6) задержки профессионального развития, (стагнации);

7) старение и снижение уровня интеллекта.

В систему основных показателей профессиональной деформации можно также включить.

1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности – гражданам или группе граждан (различных субъектов правоотношений), для него характерны:

– обвинительный уклон (установка) или презумпция первичной вины объекта;

– абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность;

– психологические барьеры в общении.

2. Субъективное толкование законопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности.

– злоупотреблению властью или неприменению властных полномочий в случаях, предусматривающих их применение;

– личное установление недозволенных связей или их поощрение;

– использование запрещенных способов и приемов деятельности;

– употребление алкоголя в служебное время и злоупотребление им в застольях;

– перенесение особенностей служебного общения и отдельных профессиональных способов и приемов деятельности на внеслужебные сферы – властно-командный тон, тотальное использование жаргона (профессионального и уголовного), речевых штампов, ненормативной лексики, неуместное обращение к профессиональному юмору.

3. Профессиональное огрубление личности, которое проявляется:

– в сверхнормированном пребывании на службе без серьезных служебных причин;

– в стойком интересе к служебным делам вне службы (по выходным дням, в отпуске);

– в преимущественном пребывании в профессиональной среде (с постоянным ношением форменной одежды) по сравнению с внеслужебным окружением, социо-профессиональная самоизоляция.

4. Изменения в образе «Я» (представление о самом себе), показателями которых служат:

– стойкая завышенная профессиональная самооценка, вызывающая пренебрежительное отношение к представителям других профессий, снисходительность в оценках коллег по службе;

– болезненная реакция на критику или контроль, проверку своей деятельности;

– фиксированная ориентация на собственный опыт, включающая презумпцию своей непогрешимости.

Можно выделить и три уровня деформации: начальный, средний, глубинный. При этом деформация может происходить по всем или отдельным вышеуказанным показателям.

Значительное влияние на уровень профессиональной деформации оказывает длительность выполнения служебных обязанностей (стаж).

Результаты эмпирических исследований показывают, что у работников со стажем работы в ОВД от 5 до 20 лет начальный уровень деформации выявлен у 37,0% сотрудников милиции, средний уровень показателен для 47,7% сотрудников и глубинный – для 9,3%.

Причинами «порчи» власти являются снижение степени инновационности их деятельности, утомление, ритуализация ее субъектов и отрыв от жизни общества. Это явление можно назвать эрозией власти и свести к двум принципиальным утверждениям:

1) руководящие и управляющие действия постепенно становятся все менее эффективными;

2) чем выше пост и административный уровень, тем сильнее тенденции к «порче» органов власти.

Субъект управления реализует определенный стиль руководства, если он стабилизируется, не меняется годами, то может наступить рутинизация власти, руководства; оно станет костным, догматичным. Новые условия часто требуют новых форм управления, а старые стратеги теряют свою праксеологическую ценность.

Профилактикой эрозии власти может быть смена (полная или частичная) персонала руководителей. Частичная замена лучше, так как новый руководитель часто не имеет достаточного опыта.

В число обязательных задач, которые необходимо решать службе психологического обеспечения в ОВД, входят задачи по выявлению, коррекции и профилактике профессиональной деформации работников ОВД. Для этого практическому психологу необходимо:

1) знание психологических механизмов профессиональной деформации, объективных и субъективных факторов этого процесса;

2) прогнозирование процесса профессиональной деформации с учетом конкретного профиля службы (следственная деятельность и т.п.) и служебного стажа. Известно, что до 5 лет службы появление деформации маловероятно, 6-10 лет – вероятность средняя, 11-15 лет – вероятность высокая или очень высокая, свыше 15 лет – деформация неизбежна или очень высока ее вероятность;

3) выявление деятельностных детерминант профессиональной деформации, связанных с характером служебной деятельности и содержанием задач, которые решаются (наличие властных полномочий, высокая ответственность, регламентированность, экстремальность, противоречивость, конфликтность, противодействия);

4) выявление личностных (индивидуально-психологических) детерминант, которые создают внутренние субъективные условия, первоначально блокирующие или интенсифицирующие внешнее деформирующее влияние.

5) учет микросоциальных детерминант, связанных с ближайшим социальным окружением.

6) исследование профессионально-деформационных проявлений в деятельности и личности работника путем адекватно подобранных методов (наблюдение, беседа, естественный эксперимент, психодиагностические методы, тестирование, анализ процесса и результатов служебной деятельности и т.п.) с соблюдением требований профессиональной этики психолога;

7) лонгитюдный контроль (продленный во времени) процессов профессиональной деформации и т.п. Эти процессы динамичны во времени и имеют развивающе-обратный (регрессивный) характер. Периодичность сбора данных может быть различной (один раз в год, через полгода, четыре месяца) в зависимости от коэффициента деформации (начального, среднего, глубинного);

8) конкретно-практическая сторона профилактики коррекции профессиональной деформации предусматривает комплекс мероприятий в трех взаимосвязанных направлениях: организационно-административном, реабилитационном, психолого-педагогическом.

Многое зависит и от эффективности инструктажа. Проводя его, нужно помнить, что следует категорически избегать формализма, казенщины, «духа караулки», которые нередко создают у сотрудников отрицательный настрой, подавленное настроение, нежелание исполнять служебный долг. Используя разнообразные методы психологического воздействия на людей, следует обращаться именно к положительным эмоциям, чувствам и качествам личности, к положительным примерам. Это тем более важно, что в экстремальной ситуации почти у всех резко возрастает подражательность, эмоциональное заражение.

Формирование групп сотрудников должно базироваться на знании индивидуальных особенностей людей (характер, способности и т.п.), их неформальных межличностных взаимоотношениях и опоре на подлинных лидеров. Под наиболее пристальным вниманием должны находиться те, кто назначен старшим, а также неопытные работники (таких в одиночку посылать на задание вообще не следует, за исключением тренировочных занятий).

Выше уже отмечалось, что при действиях в экстремальных ситуациях слово начальника, командира приобретает большой вес для окружающих. Здесь имеют важное значение и тембр голоса, и дикция. Речь командира должна быть лаконичной и предельно ясной, всем понятной, вызывающей желание выполнить все, что сказано. Сбивчивые, невразумительные, высказанные раздраженным тоном, противоречивые указания руководителя создают обстановку психологического напряжения, вызывают аффективные вспышки подчиненных, могут послужить причиной неправильного истолкования слов руководителя, повлечь ошибочные действия. Успешному выполнению задачи способствует наличие в группах особо подготовленных сотрудников (например, снайперов, водителей-асов, мастеров в применении различных средств, владеющих приемами восточных единоборств и т.п.).

После выполнения сложного задания надо обязательно дать людям отдых (проведение консультации психолога, посещение комнаты психологической разгрузки), умело переключить их на другие дела, проверить психическое состояние каждого человека, похвалить отличившихся, поблагодарить весь коллектив.

Пониженный уровень тревожности как одно из личностных качеств, необходимых следователю. Профессиональная деформация – негативное социально-психологическое явление, которое оказывает деструктивное влияние на процесс и результат трудовой деятельности.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.07.2018
Размер файла 8,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Деятельность следователя характеризуется наличием властных полномочий, процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, практической оперативностью, высокой формализованностью, преодолением возможного противодействия заинтересованных в этом лиц, обширной специальной коммуникативностью, сопровождается высоким нервно-психическим напряжением.

В связи с повышенной психической напряженностью работы следователя, к существенным для него качествам следует отнести: повышенную нервнопсихическую чувствительность к внешним воздействиям, пониженный уровень тревожности, сопротивляемость внешним и внутренним психотравмирующим условиям, устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Интеллектуальная сторона работы следователя отличается практической направленностью, так как следователь постоянно сосредоточен на конкретных делах и на конкретных проблемах. Это приводит к высокой напряженности.

У следователя всегда была процессуальная независимость и служебная самостоятельность, а в связи с изменениями в структуре правоохранительных органов, его независимость и самостоятельность существенно увеличиваются.

Следователю постоянно приходится взаимодействовать с подозреваемыми, криминальным миром и прочими, негативно влияющими на его психику объектами. Эти факторы также сказываются на увеличении психоэмоционального напряжения и физической нагрузки, что может привести к возникновению профессиональной деформации.

Профессиональная деформация - это негативное социально-психологическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности. Это такое состояние, при котором человек переносит образы некоторой группы людей на всех, например врача начинает считать всех людей больными, надзиратель - заключенными, следователь - преступниками (подозреваемыми). Это лишь одно из проявлений профессиональной деформации.

Профессиональная деформация влияет на: снижение эмпатийных качеств - появляется черствость, нежелание принимать чужую боль на себя, отсутствие милосердия и гуманности, нежелание и неумение понять другого человека; коммуникабельность - появляется нежелание общаться, снижается тактичность, проявляется грубость; снижение ответственности.

Как пишет М.И. Еникеев: «властные полномочия следователя могут вызвать и закрепить такие негативные личностные качества, как высокомерие, чванливость, грубость, душевную черствость. Постоянное подчинение деятельности следователя процессуальной регламентации может содействовать ригидности, негибкости, приверженности к шаблонным решениям, формализму; постоянное соприкосновение с асоциальными проявлениями - сформировать устойчивую подозрительность, предвзятость, склонность к обвинительному уклону в своей деятельности. Часто возникающий дефицит времени может привести к торопливости, поверхностности, пренебрежительности к отдельным процессуальным требованиям. Эти возможные проявления личностно-профессиональной деформации должны быть сняты развитым устойчивым самоконтролем следователя».

В Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел имеется статья о профессиональной нравственной деформации и ее профилактике. В этой статье говорится о том, что необходимо представлять ее сущность, опасность и последствия. Там же дается и ее понятие. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части сотрудников под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик сотрудника милиции.

Далее подробно раскрываются ее проявления, такие как: правовой нигилизм, означающий пренебрежительное отношение к требованиям закона; подмена истинного представления о нравственном смысле служебной деятельности; поддержка ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке; чувство непогрешимости и вседозволенности, стремление к подавлению воли человека и подчинение своей; болезненная подозрительность и недоверие ко всем людям; утрата чувствительности к человеческой беде, равнодушие к горю; систематическое нарушение профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел; равнодушие к процессу и результатам служебной деятельности; беспринципность в оценке нарушений служебной дисциплины; моральная нечистоплотность, следование двойным моральным стандартам; индивидуализм, эгоизм, склочность, мелочность, конфликтность, недоброжелательность и зависть к успехам и достижениям коллег; использование элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности.

Несмотря на то, что это кодекс сотрудников ОВД, его также можно отнести и к другим оперативным службам, ведь следователи работают не только в Полиции, но также и в Следственном комитете РФ, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службе безопасности.

Преодолеть уже возникшую профессиональную деформацию в человеке на наш взгляд крайне трудно, т.к. она возникает по истечении продолжительного времени. Необходимо пытаться предотвратить ее появление.

Разгрузить следователя. Ведь следователь ведет несколько дел одновременно.

В течение дня ему постоянно приходится переключаться с одного дела на другое - это негативно сказывается на внимании и здоровье следователя. Следует развивать институт помощников следователя и стремиться к тому, чтобы следователь занимался ходом и направлением расследования дела, а большинство рутинной работы: составление процессуальных документов и другое ложилось на помощников следователя. Таким образом можно осуществить профилактику и предупреждение профессиональной деформации. И следователь служит дольше, и психика его здоровее. Это существенные вопросы, на которые, по нашему мнению, стоит обращать внимание.

профессиональный личностный деформация психологический

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2010.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Издательство Норма, 2000.

3. Романов В.В. Юридическая психология. М.: ИД Юрайт 2010.

4. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М.: ЮНИТИДАНА, 2001.

5. Пунанова Ю.В. Профессиональная деформация: понятие и условия возникновения //Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма», 2000, №1.

6. Подвойский В.П. Теоретические основы исследования профессиональной деформации // Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма», 2001, №2.

7. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общее представление о профессиональной деформации личности педагога, стадии и аспекты профессионального выгорания, пути его преодоления. Развитие личности в процессе трудовой деятельности, влияние профессиональной роли на психологию и мировоззрение.

курсовая работа [186,0 K], добавлен 20.11.2010

Определение сущности и содержание понятия "профессиональная деформация". Выявление особенности деструктивных личностных поведенческих проявлений юристов. Разработка практических рекомендаций, способов и путей преодоления профессиональной деформации.

реферат [24,7 K], добавлен 18.11.2010

Психологический механизм и сущность профессиональной деформации. Виды и причины профессиональной деформации личности. Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников внутренних дел. Специфика проявлений профессиональной деформации.

дипломная работа [307,7 K], добавлен 29.04.2009

Истоки и контекст изучения профессиональной деформации. Исследования синдрома эмоционального выгорания в отечественной психологии. Обзор профессиональной деятельности коуча. Специфика взаимосвязи стажа работы коуча с процессом профессиональной деформации.

дипломная работа [74,0 K], добавлен 10.09.2016

Психологической основой профессиональной пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других личных качеств, необходимых для трудовой деятельности. Мотивация в трудовой деятельности. Психологическая диагностика и прогностика.

реферат [24,1 K], добавлен 25.12.2009

Сущность, причины и проявления профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. Определение роли нравственного и эстетического воспитания в преодолении профессиональной деформации. Реакция сотрудников в ответ на стрессовую ситуацию.

контрольная работа [32,2 K], добавлен 19.07.2015

Сущность понятия "профессиональная деформация". Организация работы по преодолению синдрома "эмоционального выгорания" и профессиональной деформации педагога посредством развития рефлексии, которая позволяет осознать назначение педагогической деятельности.

Профессиональная деформация учителя

Когда человек осваивает какую-либо профессию, в структуре его личности неизбежно происходят изменения: развиваются качества, которые необходимы для успешной трудовой деятельности. В то же время разрушаются структуры, которые не принимают участие в этом процессе. Потерю целостности личности в данном случае следует рассматривать как профессиональную деформацию.

Что такое профессиональная деформация?

Под профессиональной деформацией личности (ПДЛ) понимают изменение ее структуры, которое возникает в результате длительного выполнения профессиональных обязанностей. Простыми словами, профессия как бы укрепляется во всех сферах жизни человека. Из-за этого появляются искажения в характере человека, его мотивации, поведении, общении, стереотипах восприятия, шкале ценностей. Все происходящее вокруг начинает восприниматься через призму профессиональной компетенции. Такое часто бывает с учителями, которые много времени посвящают работе.

Чем опасна профессиональная деформация?

От профессиональной деформации страдает не только сам человек. Негатив распространяется и на окружающих его людей, особенно на близких: совместные выходные с семьей, встречи с друзьями и даже простое ведение быта – все это становится сложным, а в самых серьезных случаях просто невозможным. Педагогам с ПДЛ трудно открывать для себя что-то новое, радоваться успехам (как своим, так и чужим), уделять время себе. Самое печальное, что они зачастую просто не осознают факт изменений, происходящих с ними. Признаться, что с тобой что-то не так, под силу не каждому. Полное погружение в профессию приводит к тому, что их жизнь и жизнь их близких становится невыносимой.

Высокий уровень профессионализма является одним из факторов развития деформации личности, но важно понимать, что можно оставаться высококлассным профи и при этом сохранять личностные качества.

Чем опасна профессиональная деформация? изображение

Риски профессиональной деформации личности

Что может привести к ПДЛ педагога? Психологи выделяют несколько групп причин, провоцирующих появление изменений:

  1. Социальное старение. В эту группу входят ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, изменения в эмоциональной сфере;
  2. Нравственное и эстетическое старение. Под ним понимается скептическое отношение к современной молодежи и субкультурам, преувеличение заслуг своего поколения, постоянное противопоставление реальности прошлому;
  3. Профессиональное старение – отказ от принятия нововведений, трудности в освоении новых средств труда.

Профессиональная деформация возникает из-за чрезмерного чувства ответственности за результаты своей работы. Педагог боится совершить ошибку, поэтому постоянно находится в напряжении. Изменения также происходят из-за огромного потока новой информации, которую нужно усвоить, сужения профессиональных интересов до узкой специализации. ПДЛ часто связана с необходимостью регулярных подработок, высоким темпом жизни и необходимостью быстро реагировать на изменяющиеся ситуации и принимать решения. Эти и многие другие факторы сильно влияют на личность педагога и приводят к нарушениям структуры их личности.

Что делать педагогу?

Профессиональная деформация личности педагога на самом деле является серьезной проблемой. Кто-то не замечает изменений, кто-то принимает их, кто-то страдает от этого, но не предпринимает никаких шагов. Рано или поздно такое поведение приведет к срыву. Педагогам, работающим с детьми и студентами, нельзя допускать его: негатив обязательно отразится на учениках, профессиональной деятельности в целом, отношениях с коллегами. Это, в свою очередь, усугубит ситуацию.

Работа по преодолению профессиональной деформации личности должна также включать избавление от стресса: полезно составлять списки дел на день, неделю или месяц – так снимается напряжение, и человек видит, что он уже сделал. Можно освоить техники правильного дыхания и проводить «сеансы релакса» каждый вечер. Также следует пересмотреть свой рацион: заменить кофе на зеленый чай, исключить жирные блюда и добавить больше овощей и фруктов.

Психологи рекомендуют педагогам проявлять творческую активность и стараться выполнять рутинные задачи каким-то непривычным для себя способом: мозг будет искать новые решения, а риск эмоционального выгорания сведется к минимуму.

Любая профессия накладывает отпечаток на личность её обладателя. Служба в полиции связана с постоянным риском, контролем и повышенной ответственностью, что не проходит бесследно для психики представителей органов правопорядка. На основе исследования учёных из Северного (Арктического) федерального университета Яны Корнеевой и Натальи Симоновой IQ рассказывает о том, что такое профессиональная деформация, и как она проявляется в полицейской среде. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Организационная психология».

Что такое профессиональная деформация?

Это явление, которое присутствует в любых профессиональных кругах. Учёные утверждают, что при длительном нахождении внутри профессии избежать изменений в структуре личности практически невозможно. В русскоязычную литературу это понятие, как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека, ввёл в 1921 году социолог Питирим Сорокин.

Существуют разные научные подходы к определению и описанию явления профессиональной деформации. Но, как правило, оно ассоциируется с деструктивными последствиями — вплоть до «выгорания» работников.

Представители каких профессий чаще всего подвержены профессиональной деформации?

Чаще всего это люди, работающие в профессиях типа «человек-человек». Например, учителя, врачи, психологи и, конечно же, сотрудники правоохранительных органов.

Есть ли какие-либо классификации или типологии профессиональной деформации?

Да, конечно. Стоит отметить, что выделяют деформацию личности и деформацию деятельности. Согласно исследователям Эвальду Зееру и Эльвире Сыманюк, профессиональные деформации могут проявляться на следующих четырех уровнях:

  1. Общепрофессиональные деформации (типичные для профессии). Например, у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», когда каждый человек воспринимается как потенциальный правонарушитель, а у руководителей — синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, манипулировании подчинёнными, использовании должности в личных целях.
  2. Специальные профессиональные деформации (возникающие в процессе специализации по профессии). Например, у следователя — правовая подозрительность, у адвоката — профессиональная изворотливость, у прокурора — чрезмерная обвинительнось.
  3. Профессионально-типологические деформации. Они обусловлены наложением индивидуально-психологических особенностей личности — темперамента, способностей, характера — на психологическую структуру деятельности.
  4. Индивидуализированные деформации. В процессе многолетнего нахождения в профессии, психологического сращивания личности и профессиональных обязанностей, чрезмерно развиваются как отдельные профессионально важные качества, так и профессионально нежелательные, что приводит к возникновению «сверхкачеств» или акцентуаций. Например скрупулезность, гиперактивность, трудоголизм, сверхответственность.

Профессиональная деформация полицейских — особая тема для науки?

Да, это одна из тем, которая находится под пристальным вниманием учёных-психологов и социологов. Полицейская среда особая — в плане воздействия на психику и характер тех, кто в ней работает. При этом сотрудники правоохранительных органов наделены большой властью и ответственностью — часто за непосредственную безопасность жизни и человеческие судьбы. Поэтому особенно важно понимать, что происходит с личностью стражей порядка во время службы.

И что же происходит? Что говорят об этом исследования?

Например, может появляться излишняя подозрительность. Социолог Роберт Балч (Robert W. Balch) пишет о том, что хороший полицейский подозревает зло в любом месте. Другие характеристики, свойственные полицейским, согласно Балчу — цинизм, предубеждение, недоверие к необычному.

Есть, конечно, и положительные признаки, свойственные субкультуре полиции. Как отмечают Стив МакКартни (Steve McCartney) и Рик Пэрент (Rick Parent) — это товарищеский дух, сопереживание, командная работа, лояльность. Но вместе с ними и авторитаризм, высокий уровень консерватизма, узкий кругозор, предрассудки.

Также ученые отмечают, что полицейским свойственны такие характеристики личности, как эгоцентризм и отчуждённость. Исследование Джерома Сколника (Jerome H. Skolnick) показывает, что чувство власти отделяет полицейского и одновременно создаёт чувство изоляции. Формируется мышление «мы против них», подкрепляемое переживанием солидарности с коллегами-офицерами.

А национальная или страновая специфика профессиональной деформации полицейских существует?

Да, существуют исследования, где показано, что характеристики сотрудников полиции могут отличаться в зависимости от стран. Так в одной из работ сравнивали американскую и английскую полицию. Американские офицеры набрали высокие баллы по шкалам демонстративности и доминирования. А новобранцы из английской полиции отличались высоким уровнем агрессии.

Это правда, что полицейские могут перенимать черты тех, с кем работают — правонарушителей и преступников? Подтверждено ли это наукой?

Поведенческий трансфер — это один из самых распространённых видов профессиональной деформации. Он часто наблюдается среди полицейских. В данном случае себя оправдывает поговорка: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». То есть полицейский начинает проявлять поведенческие признаки, характерные для правонарушителей, с которыми он работает — жаргонные слова, нецензурные выражения, агрессивность, уловки, манеры и даже внешний вид.

Какие виды профессиональной деформации присущи российским полицейским?

Исследователи Эвальд Зеер и Эльвира Сыманюк выделяют следующие виды профессиональной деформации, характерные для сотрудников российских правоохранительных органов:

Собственно-профессиональная деформация, обусловленная непосредственным влиянием криминогенной среды: нецензурные выражения, пренебрежительное, враждебное отношение к окружающим, моральное и физическое унижение человеческого достоинства, утрата чувствительности к человеческому горю.

Должностная деформация, обусловленная властными полномочиями: чувство неограниченности власти, стремление подавить волю, унизить достоинство другого человека, нетерпимость к мнению других и критике, чинопочитание, угодничество.

Депривационная деформация, выражается в замене неудовлетворённых потребностей другими, когда, например, место духовных ценностей занимают материальные (финансовые) или антисоциальные ценности.

Существуют ли данные о том, насколько высок уровень различных типов профессиональной деформации у полицейских в России?

Недавнее исследование учёных из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова показало, что у большинства сотрудников ОВД выраженность различных типов профессиональной личностной деформации умеренная и находится в интервале от 25% до 75% максимально возможных значений при измерении с помощью психологических тестов. Относительно высоко у полицейских выражены сверхконтроль и консерватизм. Это, как отмечают исследователи, обусловлено спецификой служебной деятельности, при выполнении которой им необходимо сдерживать свои чувства и следовать инструкциям.

А как проводилось это исследование?

В нём приняли участие 70 сотрудников органов внутренних дел Архангельска, претендующих на включение в кадровый резерв. В своей работе авторы использовали классификацию из 7 видов профессиональной деформации, основанную на прошлых исследованиях. Кроме сверхконтроля и консерватизма измерялись также уровни авторитарности, профессиональной агрессии, поведенческого трансфера, безответственности и тревожности.

Итак, у консерватизма и сверхконтроля высокие значения, а наименьшие показатели по каким видам деформации?

Более низкие значения выявлены по шкалам тревожности и безответственности. Это, как предполагают авторы, связано с высоким уровнем индивидуальной ответственности за работу. И, вероятно, сотрудники ОВД умеют справляться с тревожностью (однако из работы не ясно какими средствами), поскольку её высокий уровень может приводить к резкому снижению эффективности деятельности и повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Есть ли связь между спецификой работы полицейского и особенностями профессиональной деформации?

Исследование учёных из Архангельска показало, что есть. У сотрудников ОВД, занимающихся расследованием и раскрытием преступлений (например, следователей), выше показатели по таким видам профессиональной деформации, как профессиональная агрессия и поведенческий трансфер по сравнению с полицейскими, занимающимися профилактической работой (участковые). Последние, как отмечают авторы, судя по полученным результатам, лучше умеют контролировать своё эмоциональное состояние, не поддаются на провокации и сами не провоцируют конфликтные ситуации.

Есть ли связь между профессиональной деформацией и эффективностью работы полицейского?

Да, результаты исследования подтвердили и это. Если полицейские чувствуют себя неуспешными в работе, то они имеют более высокие показатели профессиональной деформации по таким шкалам, как профессиональная агрессия, поведенческий трансфер, консерватизм, тревожность. Они менее удовлетворены своей рабочей деятельностью, чаще конфликтуют с гражданами и коллегами, на работу идут без желания, испытывают бессилие после неё.

В особой зоне риска, как отмечают учёные, находятся полицейские со сниженной эффективностью из отделов расследования и раскрытия преступлений. У них самая высокая выраженность профессиональной агрессии. «У сотрудников данной группы возможно снижена самокритичность и способность к конструктивному решению конфликтных ситуаций, а также может наблюдаться эмоциональная неустойчивость, отсутствует стремление учитывать интересы других, они склонны применять различные виды насилия», — отмечают авторы. В результате речь может идти о нарушении целостности самой личности и негативном влиянии на других людей.

Читайте также: