Работа логопеда в детском саду с чего начать

Опубликовано: 17.09.2024

Успех в коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Педагоги группы – логопед, воспитатели должны работать в тесном сотрудничестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.Этому способствует:

- совместное изучение содержания программы;

- составление совместного плана работы.

Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед. Если в старшей группе занятия проходят по подгруппам и воспитатель проводит занятие с параллельной группой по разным видам учебной деятельности. То, в подготовительной группе воспитатель присутствует на фронтальном занятии, записывает ход и ошибки детей, результат занятия записывает в свой план. Это обеспечит воспитателю возможность правильно планировать закрепление материала в разных видах деятельности.

Перед воспитателем логопедическойгруппы стоят следующие задачи:

1. Совершенствование артикуляционной моторики.

2. Закрепление произношения и дифференциация смешиваемых звуков.

3. Активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в упражнениях, играх на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление навыков чтения и письма.

Основными направлениями коррекционной работы является:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами пальчиковой и дыхательной гимнастики). Артикуляционные упражнения выполняются ежедневно в утренние часы 10-12 мин.

2. Фронтальные занятия по программе МДОУ в соответствии с календарным планом логопедической работы.

3. Коррекционно - развивающая работа вне занятий.

4. Вечерние индивидуальные подгрупповые занятия по заданию логопеда.

Эта работа проводится воспитателем во вторую половину дня (с 15.30 – до 16.00) с 3-6 детьми (Поволеева ст. 262, Филичева, Чиркина. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»).

В старшей группе длительность индивидуальной работы 10-12 мин., в подготовительной группе 10-15 мин.

Эта работа осуществляется по индивидуальным тетрадям детей.

На выходные дни тетради отдаются родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям занимается воспитатель.Содержание данных занятий определено программой:

a) Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

b) Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

c) Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

d) Повторение лексико-грамматических упражнений;

e) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Кроме того, в группе должна быть тетрадь, в которой отражается взаимосвязь работы воспитателя и логопеда. В эту тетрадь логопед записывает задания для проведения логопедической работы с подгруппой детей и индивидуально. Длительность подгрупповых занятий в старшей группе 15-20 мин., в подготовительной 20-25 мин.

1. В. В. Коноваленко. Коррекционная работа воспитателя в

подготовительной логопедической группе. М.

«Гном -Пресс», 1999.

2. Л. С. Маркова Организация коррекционно-разаивающего обучения

дошкольников с задержкой развития.

Практическое пособие. – М. : Аркти, 2002.

3. Дефектология №3, 2002 Научно-методический журнал.

стат. Медведевой Т. В., стр. 84.

4. Т. В. Волосовец Организация педагогического процесса в дошкольном

С. Н. Сазонова образовательном учреждении компенсирующего вида.

М. : Гуманит. изд. центр. Владос, 2004.- 232с.

5. С. Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с ОНР. Учебное пособие

для студентов высш. педагог. учебных заведений. -М. :

Издательский центр «Академия», 2003.- 144с.

6. Т. Б. Филичева Дети с ОНР. (коррекционная работа в специальных

Т. Б. Туманова учреждениях. Изд-во «Гном и Д», 2000)

7. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М. : МГЗПИ, 1991- 188с.

8. Р. И. Лалаева Нарушение речи и их коррекция в образовании детей с

Н. В. Серебрякова ЗПР. М. Владос, 2003.

9. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий. Помощь логопедам и

родителям. С-П. «Детство-Пресс», 2002.

10. М. А. Повалаева Справочник логопеду. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002.

Любой педагог подтвердит, что выстроить эффективное и регулярное сотрудничество с родителями воспитанников – задача непростая.

В первую очередь нужно установить доверительные отношения, психологический контакт с родителями. Только когда логопеду доверяют, убеждаются в его компетентности, в том, что он все сделает для ребенка, с ним будут плодотворно сотрудничать.

На первом собрании необходимо расположить к себе родителей (тут, кстати, важен и внешний вид). Логопед должен четко обрисовать общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представить несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных, рассказать об общих правилах режима ДОУ и объяснить, почему их обязательно нужно выполнять. Родители сразу должны уяснить важность своего участия в общей работе. Конкретно о каждом ребенке лучше говорить в индивидуальной беседе, даже если родители не против озвучивания своей проблемы при всех. Как показывает практика, в дальнейшем из-за этого могут возникнуть трудности

Еще один совет опытных специалистов: никогда не давать гарантий и не делать дальних прогнозов. «Посмотрим, как пойдут дела. Сделаем все, что можно. Думаю, что он справится. Будет нелегко, но надо стараться», - вот примерный набор фраз, которые следует использовать в беседе со слишком настойчивыми родителями. Как показывает многолетняя практика, иногда возникают настолько непредвиденные ситуации, что лучше заранее никого не обнадеживать.

В первые две недели учебного года логопед проводит полное обследование ребенка для уточнения диагноза, выявления психологических особенностей. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой логопед ближе знакомится с условиями проживания ребенка, его окружением, собирает анамнестические данные. Некоторые логопеды в целях более полного сбора информации на первом собрании раздают родителям большой вопросник, чтобы на индивидуальной встрече уже был предмет для обсуждения.

В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую

очередь. Затем, в течение учебного года, проводятся как минимум еще два родительских собрания с различной тематикой. Кроме того, опытные логопеды 1-2 раза в месяц устраивают общие консультации по проблемам детей.

Также не менее 2 раз в месяц, а в наиболее тяжелых случаях - 1 раз в неделю необходимы индивидуальные консультации для родителей. Они должны знать, чем в данное время занимается их ребенок. По этой же причине не надо бояться устраивать для родителей открытые фронтальные занятия, приглашать их почаще на индивидуальные занятия. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относиться и к ним, и к нелегкому труду логопеда.

Особый разговор о домашних заданиях, которые логопед будет давать детям. С самого начала необходимо очень четко обрисовать роль родителей в их выполнении. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным.

На первом же собрании надо объяснить родителям, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются прежде всего на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману - потом это обернется против самих родителей.

Нужно, чтобы дети в понедельник обязательно приносили тетрадь логопеду, даже если домашнее задание не сделано. Первое время об этом должны напоминать родители. Но они, зачастую, относятся к этому очень легкомысленно. Необходимо, чтобы они усвоили следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

Самое главное, что должны понять родители, - без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.


Логопед — это специалист, который занимается людьми с речевыми нарушениями. Он работает не только с детьми, но и со взрослыми. Детей с проблемами в речи становится больше, поэтому эти специалисты становятся все более востребованными. С чего начать и как стать хорошим логопедом?

Обязанности специалиста

  1. Диагностика речевого развития ребенка или взрослого.
  2. Составление плана коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
  3. Работа над звукопроизношением.
  4. Работа над связной речью.
  5. Работа над голосом и дикцией.
  6. Обучение навыкам письма и чтения (т. е. специалист помогает ребенку усваивать основы грамоты).
  7. Работа над развитием моторной сферы.
  8. Консультация родителей.

Хороший логопед — это специалист, который справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.

мальчик делает гимнастику

Особенности характера

Как стать хорошим логопедом? Прежде всего, нужно обладать определенными чертами характера. Ведь специалисту нужно общаться не только с детьми, но и со взрослыми людьми. Поэтому логопед должен быть коммуникабельным, уметь находить подход к каждому клиенту. Специалист должен суметь объяснить всю важность занятий.

Приветствуется творческий подход к работе: ведь нужно придумывать интересные задания, чтобы детям не было скучно. И также при работе с ними нужно использовать наглядный материал и, чтобы постоянно не тратить деньги на его покупку, вы можете делать его самостоятельно. Кроме того, логопед должен стремиться к постоянному саморазвитию — посещать различные семинары, тренинги и проходить курсы повышения квалификации. Если вы обладаете такими качествами характера, то вам подходит эта сфера деятельности.

ребенок на занятии

Образование

Для работы по этой специальности необходимо иметь определенные навыки и умения. Какое образование нужно, чтобы стать логопедом? На этого специалиста обучают в педагогических университетах и институтах. У логопеда обязательно должно быть высшее образование.

Если вы хотите работать в медицинских учреждениях, то желательно, чтобы у вас было и медицинское образование. Это нужно для того, чтобы вы могли получить повышение. Но для получения этого диплома вам не нужно учиться столько же, сколько врачам, потому что логопедам преподают некоторые медицинские дисциплины. В каждом вузе свои правила получения дополнительного образования.

Также логопеды должны посещать семинары, курсы повышения квалификации. Все это необходимо для того, чтобы использовать в работе новые и эффективные методики.

детский логопед

Работа в образовательных учреждениях

Как стать логопедом? Нужно не только получить требуемые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому в течение учебы студентам устраивают практики в образовательных учреждениях, чтобы они понимали, чем они будут заниматься.

После учебы большинство устраивается на работу в детские сады или школы. Как стать логопедом? Для этого вам нужно пройти собеседование и продемонстрировать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. Идеальный вариант — это если вам дадут наставника, который сможет поделиться с вами опытом.

Вы должны уметь заполнять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? Нужно советоваться с более опытными специалистами, если у вас возникли затруднения в процессе работы. Ведь они смогут показать, как правильно делать? и вы так покажете, что готовы обучаться. А в профессии педагога это важное качество.

Кроме того, логопед должен уметь общаться с родителями. Поэтому вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины просто и доступно. Вы должны показать, что разбираетесь в профессии, даже если у вас небольшой опыт работы.

Как стать логопедом? Вы должны уметь общаться с детьми, относиться к ним с уважением. Вам необходимо строить занятия так, чтобы детям было интересно и вместе с тем, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.

логопедическое занятие

Как стать логопедом и проводить частные занятия? Открывать небольшой кабинет лучше после того, как вы поработали в образовательном учреждении или детском центре. Потому что вы уже сможете проводить занятия с детьми с различными речевыми нарушениями, у вас появятся методики, занимаясь по которым, вы получите хороший результат. И главное — у вас появится клиентская база, потому что эффективность от занятий логопеда видна. И если вы хороший специалист, то довольные родители будут рекомендовать вас другим.

Что нужно, чтобы стать логопедом и открыть речевой центр? Необходимо его зарегистрировать как ИП и выбрать нужную систему налогообложения. И также вам нужно будет составить образовательную программу, по которой вы будете заниматься и получить лицензию в отделе образования. Кроме того, вам нужно будет получить разрешение от СЭС и пожарной инспекции, предоставить договор аренды помещения или его покупки.

У вас должен быть диплом, паспорт логопедического кабинета (в нем отмечены все учебно-методические пособия и наглядные материалы) и санитарная книжка. Зарегистрировав предприятие, вы можете работать в частном логопедическом кабинете.

групповое логопедическое занятие

Помещение

Также необходимо подобрать подходящее помещение для логопедического кабинета. Идеальное месторасположение — это неподалеку от образовательных учреждений (школ, детских садов) и на оживленных улицах. Для логопедического кабинета не нужно помещение слишком большой площади. Достаточно оформить зону ожидания и сам кабинет, в котором вы будете проводить занятия.

Помещение должно соответствовать всем требованиям СЭС и пожарной инспекции. Оформите уголок с полезной информацией для родителей о речевом развитии. Поставьте мягкий диван, вешалку, чтобы клиентам было комфортно. Кабинет не нужно оформлять слишком ярко, чтобы ребенок не отвлекался на занятиях. Как интересные оригинальные акценты вы можете добавить известных детских персонажей, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятии.

ребенок играет конструктором

Оборудование

Как стать детским логопедом? Вам нужно приобрести необходимые методические пособия по коррекции речи и наглядный материал. Это и различные картинки, игрушки, дидактические игры, разрезная азбука. Кроме этого, в кабинете должны быть:

  • большое настенное зеркало для занятий;
  • маленькое зеркало;
  • зонды для постановки звуков;
  • канцелярские принадлежности.

Также в кабинете должна быть мебель, подходящая по возрасту ребенка, поэтому лучше всего выбирать столы и стулья, высота которых регулируется. Все методические и дидактические пособия, канцелярские принадлежности должны храниться в шкафу. И обязательно должны быть антибактериальные салфетки, а лучше всего — раковина, чтобы можно было вымыть руки. И, конечно, в кабинете должно быть чисто и аккуратно.

логопедический кабинет

Реклама

Сделайте красочные буклеты, которые можно оставить в образовательных учреждениях, больницах и торговых центрах. Создайте группу в социальных сетях, где будете общаться с родителями, делиться полезной информацией по речевому развитию. И самая лучшая реклама — это отзывы благодарных клиентов, которым помогли ваши занятия.

Как стать логопедом и с чего начать? Пообщайтесь с теми, кто работает по этой специальности, поинтересуйтесь, что они считают самым важным в работе. Но главное — это стремление к саморазвитию и желание помогать людям красиво и правильно говорить, а для этого нужно совершенствовать навыки и умения.

При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.

Определяются границы восприятия шепотной речи:

Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.

Обследование произношения звуков:

  1. гласные звуки;
  2. согласные звуки;
  3. свистящие, шипящие, аффрикаты;
  4. сонорные;
  5. звонкие и глухие;
  6. фрикативные.

Обследование слоговой структуры слова:

  1. слова многосложные;
  2. со стечением согласных;
  3. содержать сходные звуки.

Обследование фонематического восприятия:

  1. цепочка слогов;
  2. цепочка слов;
  3. дифференциация оппозиционных фонем.

Обследование словарного запаса:

  1. предметный словарь;
  2. глагольный словарь;
  3. подбор синонимов;
  4. подбор антонимов;
  5. подбор родственных однокоренных слов.

Обследование грамматического строя речи:

  1. состояние предложений или небольших рассказов;
  2. использование предлогов;
  3. употребление существительных в разных падежах;
  4. употребление падежей в зависимости от числительных;
  5. образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот;
  6. образование формы родительного падежа множественного числа;
  7. употребление числа при согласовании с существительным;
  8. образование уменьшительной формы существительного;
  9. использование суффиксов;
  10. образование прилагательных от существительных;
  11. употребление приставок в глаголах.

Исследование звукового состава слова (с 5-ти лет):

  1. выделение гласного в начале слова и под ударением;
  2. выделение гласных в односложных словах;
  3. выделение гласного в конце слова;
  4. выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова;
  5. самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук;
  6. определение места звука в слове;
  7. определение в слове слогов;
  8. определение количества и последовательности звуков, букв;
  9. определение гласных букв и согласных;
  10. обозначение согласных букв звуком: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

Обследование письма (с 7-ми лет):

  1. списать слова и предложения с рукописного текста;
  2. списать слова и предложения с печатного текста;
  3. записать под диктовку строчные и прописные буквы;
  4. диктант слогов;
  5. диктант слов разной структуры;
  6. предложения после однократного прослушивания;
  7. слуховой диктант.

Обследование чтения (с 7-ми лет):

  1. подобрать гласные, согласные буквы;
  2. чтение слогов;
  3. чтение слов;
  4. чтение фраз;
  5. чтение специально подобранных текстов.

Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению.

Полноценную диагностику вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом.

Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи вам и вашему ребенку.

  • Ф.И.О. ребёнка
  • Дата рождения, возраст
  • Домашний адрес
  • Домашний телефон
  • Образовательное учреждение (детский сад/школа). Программа обучения, по какой программе ребёнок обучается
  • Дублировал программу или нет, какого класса (для школьника)
  • Сведения о родителях: мать (Ф.И.О., обязательно возраст на момент родов) отец (Ф.И.О., возраст, наследственность)
  • национальный язык
  • двуязычие

Общий анамнез.

  • неблагоприятные факторы развития
  • как протекала беременность, роды
  • наследственность (есть ли какие наследственные заболевания)
  • перенесённые заболевания:
  • до года
  • после года
  • ушибы, травмы головы
  • судороги, есть ли судороги при высокой температуре
  • голову держит с…. (норма с 1,5 мес)
  • сидит с….. (в норме с 6 мес.)
  • ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.)
  • стоит с …..( в норме с 10-11 мес.)
  • ходит с …..(в норме с 11-12мес.)
  • узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.)
  • первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.)
  • количество зубов к году ….( в норме 8 зубов)
  • Гуление в…(в норме с 2-х мес.)
  • Лепет в ….(в норме с 4-6 мес.)
  • Первые слова…( в норме около года)
  • первые фразы в….(В норме от 1.5 до 2-х лет)
  • прерывалось ли речевое развитие и по какой причине использование жестов (замена речи, дополнение речи)
  • отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка
  • занимались ли с логопедом
  • на протяжении какого времени
  • результаты занятий с логопедом
  • Губы
  • Зубы
  • Прикус
  • Челюсти
  • Небо
  • Язык
  • Уздечка
  • Увулюс.
  • Губы
  • Язык.
  • На переключаемость
  • На удержание.
  • При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи.
  • Определяются границы восприятия шепотной речи: Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.
  • Гласные звуки
  • Согласные звуки
  • Свистящие, шипящие, аффрикаты
  • Сонорные
  • Звонкие и глухие
  • Фрикативные
  • Слова многосложные
  • Со стечением согласных
  • Содержать сходные звуки
  • Цепочка слогов
  • Цепочка слов
  • Дифференциация оппозиционных фонем.
  • Предметный словарь
  • Глагольный словарь
  • Подбор синонимов
  • Подбор антонимов
  • Подбор родственных однокоренных слов.
  • Состояние предложений или небольших рассказов
  • Использование предлогов
  • Употребление существительных в разных падежах
  • Употребление падежей в зависимости от числительных
  • Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот
  • Образование формы родительного падежа множественного числа
  • Употребление числа при согласовании с существительным
  • Образование уменьшительной формы существительного
  • Использование суффиксов
  • Образование прилагательных от существительных
  • Употребление приставок в глаголах.
  • Выделение гласного в начале слова и под ударением
  • Выделение гласных в односложных словах
  • Выделение гласного в конце слова
  • Выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова
  • Самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук
  • Определение места звука в слове
  • Определение в слове слогов
  • Определение количества и последовательности звуков, букв
  • Определение гласных букв и согласных
  • Обозначение согласных букв звуком: Звонкий или глухой, мягкий или твердый
  • Списать слова и предложения с рукописного текста
  • Списать слова и предложения с печатного текста
  • Записать под диктовку строчные и прописные буквы
  • Диктант слогов
  • Диктант слов разной структуры
  • Предложения после однократного прослушивания
  • Слуховой диктант.
  • Подобрать гласные, согласные буквы
  • Чтение слогов
  • Чтение слов
  • Чтение фраз
  • Чтение специально подобранных текстов.

Важно вовремя определить наличие/отсутствие речевых нарушений и принять все меры по их преодолению. Полноценную диагностику вашего ребенка и консультацию с определением дальнейшего маршрута действий возможно получить только на очной встрече со специалистом. Никакие интернет переписки, чаты на форумах, в сообществах не могут дать полной информации о проблеме и квалифицированной помощи вам и вашему ребенку.

Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС

Логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указаны необходимые задачи и методы устранения речевых проблем. Это поможет повысить эффективность обучения.

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ.
Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

  • Помощь в постановке звуков.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развивает память и внимание.
  • Учит правильной постановке предложения.

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек.

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.


Гимнастика для улучшения речевой функции

Расписание занятий логопеда в детском саду

Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.

Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).

Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей

Формирование речи ребенка происходит постепенно.

Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.

Виды логопедических занятий

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:

  • Занятия с группой.
  • Упражнения с детьми с одним дефектом.
  • Занятия с одним ребенком.

Все упражнения имеют свои цели:

  • Приобретение новых умений.
  • Совершенствование успехов.
  • Повторение изученных навыков.
  • Изучение заданий для работы дома.

Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.

Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.

Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.

Групповые занятия

Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.

Фронтальные занятия

Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.


Логопедическая карта обследования дошкольника

После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике. Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.

Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.

Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.


Занятия для развития мышления

Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.

В нем описаны необходимые занятия:

  • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  • Изучение звуков и внедрение их в разговор.
  • Изучение фонетики.
  • Коррекция предложений и слов.
  • Уроки лексики и грамматики.
  • Улучшение связи между словами.
  • Общение с психологом.
  • Подготовка к письму.
  • Игры для развития мелкой моторики.

Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.

Читайте также: