Работа психолога в колледже в чем заключается

Опубликовано: 17.09.2024

Не для кого не секрет, что в системе начальной и средней профессиональной подготовки вот уже несколько лет идет так называемая “оптимизация”. Осуществляется она путем сокращения учреждений НПО. Однако это не самое страшное! Проработав педагогом-психологом 17 лет из них в начальном профессиональном образовании 8 лет, я столкнулась с интересной ситуацией. Новый директор сообщила мне о том, что в настоящее время учреждению актуальнее иметь социального-педагога, а не психолога. И как же мне стало обидно! Многие выпускники встречая меня, педагога-психолога, с теплотой вспоминают наши факультативные занятия, рассказывают о своих достижениях. Это и подвигло меня поделиться своим профессиональным опытом и в очередной раз показать значимость психологической службы не только в школах, но и колледжах, техникумах, ведь учатся там те же десятиклассники!

Критерий эффективности психологической службы любого общеобразовательного учреждения - нормальное психологическое развитие обучающегося (помимо здоровья нервной системы), спокойная и доброжелательная обстановка. Не секрет что у большинства обучающихся в подростковый период под влиянием определённых ситуаций могут проявляться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. Но есть факторы, играющие некую роль в причине этих нарушений (неблагоприятная обстановка в семье, отсутствие взаимопонимания родителей с детьми). Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру обучающегося: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношениям к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой. Работа психологической службы профессионального учреждения охватывает все выше перечисленные направления. С первых дней обучения обучающиеся находятся под постоянным наблюдением педагога-психолога, классных руководителей и конечно же мастеров п/о, которые не забывают о свои учениках и в не рабочее время.

  • неустойчивостью эмоциональной сферы;
  • особенностями высшей нервной деятельности;
  • высоким уровнем ситуативной тревожности.

Поступив в профессиональное учреждение подросток проходит период адаптации, и от того как пройдет адаптация зависит состояние его здоровья, дальнейшее обучение в учреждении, здоровый психологический климат в группах и весь общеобразовательный процесс.

При поступлении в профессиональное учреждение (когда будущие обучающиеся подают заявление) им предлагают ответить на вопросы ознакомительной анкеты (общие сведения о себе, его интересы и увлечения, почему он поступает в учебное учреждение) и дифференциально-диагностический опросник (по типам профессии). Это является предварительной диагностикой, что позволяет формировать группы.

  • на выявления типа темперамента;
  • направленность личности (Б.Баеса ориентационная анкета);
  • выявления стиля поведения в конфликтных ситуациях (Томас);
  • определений уровня самооценки;
  • определение уровня познавательных процессов (память, внимание).

Как правило обучающиеся с интересом участвуют в диагностике и по желанию в индивидуальном или групповом порядке проходят консультацию по результатам диагностики. На консультациях они получают рекомендации: на что необходимо обратить внимание, что корректировать в себе и как для успешного обучения в профессиональном учреждении. Здесь следует отметить, что количество обучающихся с заниженной самооценкой очень минимальное, практически единичные случаи. Если человек уверен в себе, своих силах, имеет цель в своей жизни, он может достичь высоких результатов, как в обучении, так и в жизни. Вот почему многие обучающиеся, которые были неуспевающими в школе, переступив порог профессионального учреждения, чувствуя постоянную заботу и переживание за них, вдохновляются окружением и могут учиться значительно лучше. А эти понятия и раскрывает педагог-психолог на консультациях.

Уже в октябре создается расширенная информация об обучающихся первого курса: адекватность учебной самооценки, соответствие уровня сформированности познавательных процессов и их произвольности по возрасту, социально-психологический статус ребенка, психологические характеристики личности обучающегося и состояние его здоровья.

На первом психолого-педагогическом консилиуме педагог-психолог предлагает информацию о результатах очередного набора обучающихся. Все данные по каждой группе доводятся до сведения педагогов в корректной форме, не называя фамилию, психолог дает рекомендации по работе с группой, на что следует обратить внимание.

В целях успешной адаптации первокурсников с первых дней обучения проводятся факультативные занятия. Предлагаю свою разработку факультативного курса “Социально-психологический практикум”:

Цели и задачи курса:

- сформировать гуманистическое мировоззрение и психологическую культуру у обучающиеся;

- научить понимать чувства и мотивы поведения других людей, моделировать свое будущее;

- использовать полученные знания на практике, в общении со сверстниками, родителями.

Освоение материала даст возможность обучающиесям приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира.

Особенностью факультативного курса является проблемность обучения, она происходит за счет привлечения обучающиеся к обсуждению проблем личного и общего характера, что позволяет им высказывать свое мнение, получить опыт разрешения сложных жизненных ситуаций.

Содержание факультативного курса “Социально-психологический практикум” включает изложение теоретического материала: основные понятия подросткового возраста, качеств личности, межличностных взаимоотношений, стили семейного воспитания (из области семейной психологии). Активные формы работы: игровые упражнения, творческие задания, тесты, дискуссии и обсуждения. Активные формы работы занимают большую часть курса, проигрывание ситуаций с элементами психологического тренинга дают возможность сформировать у обучающиеся навыки конструктивного ведения диалога, анализа интересов, чувств, мотивов общения и самоанализа, обучают обучающиеся приемам и методам саморегуляции.

Сатыбалдина, Р. А. Особенности работы психолога в колледже / Р. А. Сатыбалдина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 92-95.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В КОЛЛЕДЖЕ

Р.А. Сатыбалдина , педагог-психолог

Костанайск ий политехнический высший колледж

(Казахстан, г . Костанай )

Аннотация . С татья посвящена психологическ ой службе в системе образования. А в тором рассматрива е тся важность профессиональной деятельности психолога, особе н ности работы психолога в образовательном учреждении, ее специфика, виды, а также основные направления деятельности педагога-психолога, такие как : психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, псих о логическая коррекция, психологическое просвещение .

Ключевые слова : психологические особенности, диагностика, сопровождение, акце н туации, практика.

В настоящее время психологическая служба в системе образования интенсивно развивается и становится одним из сущ е ственнейших компонентов целостной си с темы образования Казахстана.

Сегодня многие руководители образ о вательных учреждений, преподаватели, воспитатели, родители все больше осо з нают актуальность и необходимость пс и хологической службы. В обществе форм и руется потребность в психологическом с о провождении.

В связи с этим создаются факультеты практической психологии в педагогич е ских университетах и институтах, возн и кают различной длительности курсы пер е подготовки специалистов с высшим пед а гогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объедин е ний разного уровня и разной структуры для повышения квалификации практич е ских психологов образования.

Поэтому, учитывая все ценное и знач и мое , что сделано и апробировано в других странах в области практической психол о гии, разрабатываются свои научные и о р ганизационные принципы психологич е ской службы образования, изучаются и обосновываются те подходы к ней, кот о рые опираются на психологические теории и культурные традиции нашей страны [1].

Деятельность педагога-психолога зав и сит напрямую от типа образовательного учреждения, где он работает. Каждое о б разовательное учреждение накладывает свою специфику на приоритетные напра в ления работы специалиста.

Основные направления деятельности педагога-психолога, работающего в ко л ледже , заключаются в следующем: псих о логическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое просвещение и профилактика, консультативная де я тельность, организационно-методическая деятельность.

Задача образовательного учреждения выпустить компетентного специалиста, который сможет реализовать себя в пр о фессии и стать востребованным на рынке труда. Для этого за время обучения ст у денты должны научиться самостоятельно, определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самоо б разованием. Для достижения данной цели в колледже организованно психологич е ское сопровождение студентов. Главной задачей психологического сопровождения является психологически грамотное и л о гически последовательное, обоснованное построение образовательного процесса.

Психологическое сопровождение ст у дентов в К останайском политехническом высшем колледже имеет ряд своих ос о бенностей.

Психологическая диагностика примен я ется на протяжении всего периода обуч е ния. Начальной точкой отсчета использ о вания диагностических процедур, в нашем учебном заведении является поступление студентов в учреждение. Необходимость применения диагностики в данный период обусловлено тем, что далеко не все пост у пающие студенты психологически готовы к обучению в колледже, а некоторые из них просто профессионально непригодны в силу своих индивидуально-личностных особенностей. Для диагностики использ у ется комплекс методик, где основное вн и мание уделяется определению акценту а ции характера студента ( опросник Шм и шека ). Это обусловлено тем, что акце н туации, главным образом являются вну т ренними особенностями индивида и з а трудняют психолого-педагогическое во з действие в плане устранения или корре к ции акцентуации. Неблагоприятные вне ш ние факторы (стресс на фоне смены уче б ного заведения, конфликты с товарищами и т.д.) способствуют проявлениям и закре п лению акцентуации в поведении человека.

Широкое внедрение психологии в пра к тику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологическ о го воздействия. Среди них одно из ва ж нейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Алешина Ю.Е. определяет психологич е ское консультирование как непосредс т венную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологич е ских проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где осно в ным средством воздействия является о п ределенным образом построенная бес е да [1].

Особенностями психологического ко н сультирования в колледже является то, что, во-первых, возрастные особенности студентов (еще не взрослые, но уже и не дети) порождают широкий спектр пр о блем, по которым осуществляется ко н сультирование – вопросы, связанные с п о строением отношений с окружающими, вопросы обучения и личностного разв и тия, а также профессионального становл е ния. Нередко у студентов созданы свои собственные семьи, а, значит, педагогу-психологу необходимо уметь применять знания в области семейного консультир о вания.

Во-вторых, большинство студентов проживают в общежитии колледжа, а, сл е довательно, студенты, встречаются после занятий в общежитии в том же составе, поэтому бытовые конфликты, дают о себе знать и в учебном процессе. Для студентов бывает достаточно сложно иногда разгр а ничить эти две сферы общения.

В-третьих, периодически возникают проблемы, связанные с процессом обуч е ния. Тогда педагог-психолог должен в ы ступить в роли посредника между преп о давателем и студентом.

Особым моментом в жизни студентов является выход на практику, здесь также встречается разнообразие проблем: от страха выступления перед публикой до потери ориентира в про цессе становления специалистом.

Третье направление – это психологич е ское просвещение. В настоящее время введен новый термин «профессиональная коммуникация», который должен помочь преодолеть трудности распространения психологических мифов [2]. Задача, р е шаемая в этом направлении: сформировать потребности студентов, педагогов, род и телей в желании применять психологич е ские знания в интересах собственного ра з вития. На групповых занятиях со студе н тами выяснятся пробелы в психологич е ских знаниях, касающихся непосредстве н ного применения их в собственной жизни (например, как улучшить процесс запом и нания материала, как не волноваться во время публичного выступления, устного ответа и т.д.). Кроме групповых занятий, на которых осуществляется просвещение, в колледже существует практика стенд о вого просвещения, ежемесячно обновл я ются материалы «Информационно-психологического вестника». Темы для стендового просвещения подбираются в соответствии с запросами, как студентов, так и педагогов.

Сопровождение студента, как правило, заканчивается с момента окончания уче б ного заведения, а поэтому приобщение студентов к психологической культуре б у дет способствовать успешности в профе с сиональной деятельности, в построении личной жизни и решении проблем, связа н ных с социальной адаптацией, самореал и зацией, психологическим здоровьем и т.д.

Психологическая профилактика осущ е ствляется в колледже в рамках Совета профилактики правонарушений, который внесен в план работы колледжа. На особом контроле педагога – психолога находится подструктурное звено Совета профилакт и ки, в которое входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Д е ти данной категории особенно нуждаются в психологической помощи, так как они лишены родительского внимания и зача с тую у них слабо сформированы жизне н ные ценности, моральные нормы.

Студенты без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту – одни правила для «своих» и совершенно другие для «чужих».

Неразвитость и искаженность потре б ности в любви и признании, эмоционально нестабильное положения студента, отн о сящегося к данной категории порождает массу проблем, которые зачастую невед о мы «домашним студентам». Эти студенты нередко психологически отчуждены от людей, и это влечет за собой различные правонарушение [3 , 4] .

Психокоррекционная работа открывает не только возможности для самопознания и самовоспитания, но и обеспечивает пс и хологические условия, которые необход и мы для достижения личностной зрелости, самоактуализации, являющейся вершиной психологического здоровья личности.

Коррекционные занятия, которые пр о водятся в колледже, в основном направл е ны на познание себя и развитие тех к а честв, которые им необходимы в профе с сиональной деятельности: рефлексия, э м патия , умение быть свободным от чужого мнения, способность к саморегуляции и т.д. Многие студенты имеют неадекватную самооценку, они бояться любых форм ко н троля, плохо переносят критику. Поэтому индивидуальные коррекционные занятия посвящены изменению самоотношения , приобретению навыков самоконтроля и саморелаксации , ведь, как известно, ст у денческая жизнь полна стрессов и необх о димо достойно выходить из сложившихся обстоятельств.

Таким образом, спецификой деятельн о сти педагога-психолога в колледже явл я ется подбор адекватных форм для реал и зации основных направлений деятельн о сти. Широкий спектр возникающих пр о блем у студентов, который обязывает п о стоянно повышать свою профессионал ь ную квалификацию психолога .

1. Алешина , Ю.Е. Индивидуальное и семейное пс ихологическое консультирование. – М.: «Независимая фирма «Класс»», 1999. – 208 с .

2. Гуружапов , В. А. Психолого-педагогическое сопровождение инновацио нного обр а зовательного процесса // Справочник педагога-психолога. – Школа, 2011. – С. 58 -62.

3. Ниязбаева , Н.Н. Воспитание свободы: экзистенциальная проблема в педагогике // Воспитание школьников. – 2011. – №7. – С. 11-14

FEATURES OF THE WORK OF A PSYCOLOGIST IN COLLEGE

R.A. Satybaldina, pedagogy-psychology

Kostanay polytechnic college

Abstract. The article is devoted to psychological service in the education system. The author considers the importance of the professional activity of a psychologist, the peculiarities of the work of a psychologist in an educational institution, its specifics, types, as well as the main acti v ities of a teacher-psychologist, such as: psychological prevention, psychological counseling, psychological diagnosis, psychological correction, psychological enlightenment.

Keywords : psychological features , diagnostics , support, accentuation, practice.

До сих пор не решено, нужен ли педагог-психолог в ссузах, но там, где он есть, есть и обязанности. Что же входит в обязанности педагога-психолога в колледже и техникуме? Давайте узнаем!

Уже несколько лет полным ходом идет обсуждение вопроса о необходимости педагога-психолога в средних профессиональных учебных заведениях.

Бытует мнение, что психологическая поддержка и коррекция в столь зрелом возрасте попросту не нужна. Понять, так ли это, можно, только разобрав обязанности педагога-психолога в колледже.

Основные обязанности педагога-психолога в колледже

Вопрос об обязательной необходимости наличия педагога-психолога в техникуме и колледже оставим в ведении законодателей. Но то, что труд этого специалиста полезен - бесспорно.

  • Помощь в адаптации
  • Выявление нарушений в эмоциональной сфере
  • Работа с педагогическим составом
  • Работа с родителями
  • Индивидуальная работа
  • Коррекционная работа

На сегодняшний день, часть вышеуказанных пунктов во многих ссузах возложена, в лучшем случае, на преподавателей, а в худшем – не на кого вообще. Но если педагог-психолог есть в техникуме и колледже, то коллектив становится более сплоченным, а студенты психологически более устойчивы.

Обязанности педагога-психолога в колледже: адаптация

Помощь в адаптации – не пустой звук. Перед педагогом-психологом стоит достаточно непростая задача. Это по-своему похоже на переход из детского сада в первый класс.

То же ощущение, что именно теперь ты совсем большой и начинаешь взрослую жизнь. Разница в том, что новоиспеченный студент приходит получать образование с мыслями о будущей профессии. Своего рода конечная инстанция.

Обязанности педагога-психолога в адаптации – дать ему необходимую уверенность и возможность выбора своего будущего.

Обязанности педагога-психолога в колледже: выявление нарушений

Выявление нарушений в эмоциональной сфере - это целая серия диагностических работ. Сегодняшние дети взрослеют гораздо быстрее, но эмоциональная устойчивость обратно пропорциональна их возрасту.

И потом, не стоит забывать, что пубертатный возраст охватывает период с 12 до 17 лет и нередко затягивается. В связи с этим могут возникать конфликты среди студентов, существенные пробелы в успеваемости. Может влиять и обстановка в семье.

Обязанности педагога-психолога в колледже – выявлять нарушения, понимать причины, находить общий язык.

Стоит помнить и то, что студенты техникумов идут на контакт сложнее школьников, в игровой форме их не протестировать, на диалог вывести сложно: сами дети сложные. Поэтому здесь требуется серьёзная подготовка и не менее серьезная стрессоустойчивость. С опытом это понимает каждый педагог-психолог: техникум не шутки.

Обязанности педагога-психолога в колледже: работа с педагогами

Работа с педагогическим составом – это участие в педагогических советах, обсуждение частных вопросов, совместная разработка и применение индивидуальных методик в отношении группы или отдельных студентов. Это обоюдная работа, с двух сторон, но в большинстве случаев информация поступает именно от педагогического состава: с детьми этого возраста не так часто возникают проблемы, важна скорее профилактика. Но если они возникнут – мало не покажется.

Но обязанности педагога-психолога техникума и колледжа не ограничиваются только лишь помощью по учебной работе. Помимо этого, педагогический состав также имеет право прийти на индивидуальную консультацию и в частном порядке обсудить то, что его беспокоит. Речь не только об учебном заведении.

К примеру, семейные проблемы преподавателя так или иначе могут отразиться на качестве его работы, стало быть, и на студентах, забота о которых в руках педагога-психолога.

Обязанности педагога-психолога в колледже: работа с родителями

Родители студентов колледжа в большинстве своём делятся на две части. Первая выпускает птенца из гнезда и успокаивается. Вторая же – продолжает гиперопеку и не дает чаду повзрослеть.

В первом случае важна профессия психолога, чтобы поддержать связь между ребенком и семьей. Во втором, важна профессия педагога - чтобы стать для родителей связующим мостиком и убедить семью, что ребенок повзрослел и сосредоточен на оценках и учебном процессе.

Время от времени с родителями приходится разбирать и потасовки, и конфликты с педагогами, и «неправильные» мысли в голове ребенка. Так называемую «группу риска» никто не отменял, и задача здесь должна идти рука об руку с задачей родителей.

Обязанности педагога-психолога в колледже: индивидуальная работа

Педагог-психолог в техникуме или колледже обязан в частном порядке работать с так называемыми «трудными» детьми. Главная его задача – выявить проблему, которая мешает благополучной адаптации в учреждении и полноценной учёбе. Для этого используются и многочисленные методики, и тестирования, и, конечно, диалог.

И еще раз индивидуальная работа важна тогда, когда нужно принять и выслушать тех, кто не был помечен галочкой, а пришел сам – просто поговорить. Чаще всего это иногородние студенты, которые испытывают дискомфорт, не успев прижиться в новой обстановке и привыкнуть к новым людям.

Однако и студент третьего курса вполне может захотеть поговорить по душам. Нередко в таких разговорах вскрываются серьезные проблемы, о которых никто не догадывался долгое время.

Обязанности педагога-психолога в колледже: коррекционная работа

Речь идет о подборе, усовершенствовании и использовании методик диагностики, психокоррекции, реабилитации учащихся. Причем, это не всегда работа с отдельно взятым студентом. Может проводиться психокоррекция для группы детей, находящихся в состоянии конфликта либо, напротив, сплотившихся на основе тех или иных асоциальных явлений.

Также, помимо всех обязательных журналов, годовых и семестровых отчетов и работой с личными картами, педагог-психолог обязан составлять методические пособия для преподавателей и администрации, а нередко и для самих студентов и их родителей.

Многие студенты, окончившие университет и стремящиеся устроиться на должность педагога-психолога, стараются попасть в средне-специальное учебное заведение, аргументируя это тем, что дети выросли и вся работ сведётся к бумажной волоките. Одним словом, не пыльно. Однако это не имеет ничего общего с действительностью.

Обязанности педагога-психолога в колледже и техникуме таковы, что в чем-то ему даже сложнее, чем школьному психологу.

Цель: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия, профессионально-личностного самоопределения и становления обучающихся техникума.

- содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению обучающихся;

- мониторинг процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме;

- формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;

- мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;

- профилактика и коррекция отклонений в социальном и психологическом здоровье, личностном развитии обучающихся;

- профилактика: употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) среди студентов; суицида; совершения противоправных действий; экстремистских и террористических склонностей; употребления нецензурной лексики; самовольных уходов из общежития;

- повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

Психологическая профилактика аддиктивных форм поведения (кражи) среди студентов I курса тренинговое занятие по теме: "Живи своим трудом, а не чужим умом".

4 – 8 сентября 2017 г.

Формирование установки на без-опасное поведение у студентов I курса.

Психологическая профилактика аддиктивных форм поведения (самовольных уходов из общежития) среди студентов I курса психологическое занятие по теме: "Жить в мире с собой и другими".

11-15 сентября 2017 г.

Формирование установки на без-опасное поведение у студентов I курса.

Психологическая профилактика агрессивных форм поведения среди студентов I курса тренинговое занятие по теме: « Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления ».

18-22 сентября 2017 г.

Формирование толерантных установок в межличностных взаимоотношениях между студентами.

Психологическая профилактика дезадаптации студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Прими того, кто рядом».

2 - 6 октября 2017 г.

Успешная адаптация студентов в техникуме, сплочение группы и командообразование.

Психологическая профилактика суицидальных намерений студентов I курса тренинговое занятие по теме: «На что потратить жизнь».

16 – 20 октября 2017 г.

Формирование установок на без-опасное поведение и здоровый образ жизни.

Психолого-педагогический консилиум: «Адаптация студентов I курса к условиям обучения в техникуме».

31 октября 2017 г.

Выработана стратегия комплексного сопровождения дезадаптированных студентов I курса.

Психологическая профилактика употребления алкогольных напитков студентами I курса тренинговое занятие по теме: «История одного обмана».

7 – 10 ноября 2017 г.

Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни.

Международный день толерантности (16 ноября)

Акция Всероссийского интернет-урока «Урок доброты» для студентов I курса.

13 – 17 ноября 2017 г.

Формирование толерантного отноше-ния к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) студентов I – III курсов.

1 декабря 2017 г.

Практическая помощь студентам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи.

День борьбы со СПИД (1 декабря)

Анкетирование студентов I-III курсов по теме: «Что мы знаем о СПИД…»

Оформление стенда по тематике недели.

1 декабря 2017 г.

Неделя борьбы со СПИД

Формирование основ здорового образа жизни.

Оформленный стенд по теме.

Психологическая профилактика употребления табачной продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Курение как угроза».

4 – 8 декабря 2017 г.

Формирование установок: анти-табачных и здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления наркотической продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Секреты манипуляции. Наркотики».

18 – 22 декабря 2017 г.

Формирование антинаркотической установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления нецензурной лексики у студентов I курса психологическое занятие по теме: «Сквернословие – это болезнь».

15 – 19 января 2018 г.

Формирование установки на эффективное общение.

Психологическая профилактика возникновения экстремистских и террористических тенденций у студентов I курса психологическое занятие по теме: «Экстремизм и терроризм – беда XXI века».

22 – 26 января 2018 г.

Формирование антиэкстремистских и антитеррористических установок у студентов I курса.

Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Секреты манипуляции. Алкоголь».

5 – 9 февраля 2018 г.

Формирование антиалкогольной установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика компьютерной зависимости у студентов I курса тренинговое занятие по теме: «Если не мыслишь свою жизнь без интернета».

12 – 16 февраля 2018 г.

Формирование основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления никотиновой продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Курение – спорные утверждения».

19 – 22 февраля 2018 г.

Формирование антиникотиновой установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Мифы об алкоголе».

5 – 7 марта 2018 г.

Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления наркотической продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Необъявленная война».

12 – 16 марта 2018 г.

Формирование антинаркотической установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика зависимостей у студентов I курса психологическое занятие по теме: «О зависимости весело, но серьезно».

19 – 23 марта 2018 г.

Формирование установок на здоровый образ жизни и умении я понимать себя и других.

Психологическая профилактика употребления алкогольной продукции студентами I курса психологическое занятие по теме: «Скрытая правда об алкоголе».

26 – 30 марта 2018 г.

Формирование установок: антиал-когольных, на безопасное поведение и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика употребления никотиновой продукции студентами I курса тренинговое занятие по теме: «Легкий способ бросить курить».

2 – 6 апреля 2018 г.

Формирование антиникотиновой установки и основ здорового образа жизни.

Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) студентов I – II курсов.

16 – 20 апреля 2018 г.

Практическая помощь студентам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи.

Психологическая профилактика экзамена-ционных стрессов (в форме практикума) выпускников III курса.

Практическая помощь выпускникам в организации их работы по подготовке к экзаменам и успешной их сдачи.

Психолого-педагогический консилиум: «Анализ результатов адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме».

Анализ результатов комплексного сопровождения дезадаптированных студентов I курса.

Международный день отказа от курения (31 мая)

Просмотр на перерыве студентами видео: «Исцеляющий настрой от курения Н.Г.Сытина ‘Бросаем курить!”».

Психологическая профилактика курения «Секреты манипуляции - Табак» (просмотр видеофильма, интерактивная дискуссия) I курс.

Формирование антитабачных установок и основ здорового образа жизни у студентов, осознание его ценности и отказ от курения.

Психологическое просвещение педагогического коллектива «Сквернословие – это болезнь»

4 октября 2017 г.

Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива, способности к саморазвитию.

Психологическое просвещение родителей (выступление на род.собрании) «Внимание опасность: алкоголь, табак, наркотики, суицид, противоправные действия, экстремизм и терроризм» I курс.

28 октября 2017 г.

Расширение психологических знаний родителей об опасных ситуациях. Ознакомить с актуальным уровнем адаптации студентов I курса.

Психологическое просвещение педагогического коллектива «Образовательная кинесиология».

6 декабря 2017 г.

Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива.

Психологическое просвещение педагогического коллектива «Методы предотвравщения насилия в образовательном учреждении ».

9 января 2017 г.

Повышение уровня профес-сиональной и психологической компетентности педагогического коллектива.

Психологическое просвещение родителей (выступление на род.собрании) «Как наладить общение с ребенком».

3 февраля 2018 г.

Расширение психологических знаний родителей о способах установления контакта с собственным ребенком.

26 – 2 марта 2018 г.

Осознание студентами своих психологических особенностей.

Мониторинг аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса.

11-15 сентября 2017 г.

В течение года (по необходимости)

Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения.

Мониторинг суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой) у студентов I курса.

Выявление уровня сформирован-ности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Мониторинг особенностей развития студентов «группы социального риска».

Выявлен уровень психологического развития студентов «группы социального риска».

Мониторинг склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (опросник А.Н. Орел) у студентов I курса.

18-22 сентября 2017 г.

Выявлена группа студентов, готовых к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Мониторинг характерологических особенностей (Айзенк) у студентов I курса.

Выявлены характерологические особенности у студентов.

Мониторинга уровня тревожности студентов I курса.

25-29 сентября 2017 г.

Выявлена группа студентов, имею-щих высокий уровень тревожности.

Мониторинга акцентуаций характера (Личко) студентов I курса.

Выявлены ведущие акцентуации характера у студентов.

Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов I курса.

2 - 6 октября 2017 г.

Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов II курса.

9 - 13 октября 2017 г.

Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

Мониторинг уровня адаптированности к учебной группе и учебной деятельности у студентов I курса.

16 – 20 октября 2017 г.

Выявлен актуальный уровень адаптированности у студентов к учебной группе и учебной деятельности.

Мониторинг исходной оценки наркотизации (вероятности развития наркотической зави-симости) (анкета Г.В. Латышева и др.) у студентов III курса.

Выявлена группа студентов, с риском потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

Мониторинг психологического климата в группе и социометрического статуса у студентов I курса.

23 – 27 октября 2017 г.

Выявлены психологический климат в группе и социометрический статус студентов.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов I курсов условиями обучения в техникуме.

Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов II курсов условиями обучения в техникуме.

Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов III курсов условиями обучения в техникуме.

7 – 10 ноября 2017 г.

Выявлен уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса.

25 – 29 декабря 2017 г.

Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения.

Мониторинг суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой) у студентов I курса.

Выявление уровня сформирован-ности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Мониторинг (повторный) психологического климата в группе и социометрического статуса у студентов I курса.

9 – 13 апреля 2018 г.

Выявлены психологический климат в группе и социометрический статус студентов.

Мониторинг (повторный) уровня адаптиро-ванности к учебной группе и учебной деятельности у студентов I курса.

Выявлен актуальный уровень адаптированности у студентов к учебной группе и учебной деятельности.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов I курсов условиями обучения в техникуме.

23 – 27 апреля 2018 г.

Выявить уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг уровня удовлетворенности студентов II курсов условиями обучения в техникуме.

Выявить уровень удовлетворенности студентов условиями обучения в техникуме.

Мониторинг выпускников и их родителей удовлетворенности полученным качеством образования в техникуме.

3 – 4 мая 2018 г.

Выявить уровень удовлетворенности выпускников и их родителей качеством полученного образования в техникуме.

Мониторинг (повторный) аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у студентов I курса.

7 – 11 мая 2018 г.

Выявлена группа студентов, имею-щих аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суици-дальные намерения.

Мониторинг (повторный) суицидального риска (опросник Т.Н. Разуваевой).

Выявлен уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Мониторинг (повторный) особенностей развития студентов «группы социального риска».

4 – 22 июня 2018 г.

Отслеживание уровня психоло-гического развития студентов «группы социального риска».

Психологическая коррекция и развитие

Тренинг «Знакомство с психологом» в рамках Дня здоровья.

8 сентября 2017 г.

Установление контакта с первокурс-никами, снятие негативных уста-новок при общении с психологом, сплочение группы.

Психологическая коррекция и развитие студентов «группы социального риска».

18 сентября 2017 г. – 22 июня 2018 г.

Решение конкретных проблем студентов «группы социального риска».

Психологическая коррекция и развитие студентов «группы суицидального риска».

18 сентября 2017 г. – 4 мая 2018 г.

Снижение аутоагрессивных тенден-ций и факторов, формирующих суицидальные намерения, предуп-реждение серьезных попыток самоубийства.

Психологическая коррекция и развитие дезадаптированных обучающихся I курса и решение их конкретных проблем.

7 ноября 2017 г. – 30 марта 2018 г.

Решение конкретных проблем дезадаптированных обучающихся I курса.

Психологическое консультирование классных руководителей, мастеров п/о, воспитателей общежития по результатам мониторинга адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме.

Ознакомление с информацией о каждом ребенке, которая должна быть учтена в процессе обучения и воспитания классными руководи-телями, мастерами п/о, воспита-телями общежития.

Психологическое консультирование классных руководителей, мастеров п/о, воспитателей общежития по результатам мониторинга адаптации студентов I курса к условиям обучения в техникуме.

21 – 25 мая 2018 г.

Ознакомление с информацией о каждом ребенке, которая должна быть учтена в процессе обучения и воспитания классными руководи-телями, мастерами п/о, воспита-телями общежития.

Индивидуальные и групповые консультации – классных руководителей, мастеров п/о, студентов, родителей и лиц их заменяющих по их проблемам.

В течение учебного года

Решение конкретных проблем клиентов.

Корректировка плана работы на год.

1 сентября 2017 г.

План работы на год.

Корректировка списков студентов входящих в «группу социального риска».

4 – 8 сентября 2017 г.

Список студентов «группы социального риска».

Разработка и выдача рекомендаций для мастеров п\о и классных руководителей по вопросам специфики организации индивидуальной работы со студентами.

Рекомендаций для мастеров п\о и классных руководителей для индивидуальной работы со студентами.

Корректировка плана работы. Работа с документацией.

9 – 12 января 2018 г.

План работы и документация.

Подготовка стимульного материала для проведения психодиагностики студентов.

В течение учебного года

Организация и методическая подготовка к проведению психодиагностики студентов.

В течение учебного года

План проведения психодиагностики студентов.

Обработка результатов психодиагностического исследования, составление заключений, психологических характеристик студентов.

В настоящее время психологическая служба в системе образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования.

Сегодня многие руководители образовательных учреждений, преподаватели, воспитатели, родители все больше осознают актуальность и необходимость психологической службы. В обществе формируется потребность в психологическом сопровождении.

В связи с этим создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного уровня и разной структуры для повышения квалификации практических психологов образования.

Поэтому, учитывая все ценное и значимое, что сделано и апробировано в других странах в области практической психологии, разрабатываются свои научные и организационные принципы психологической службы образования, изучаются и обосновываются те подходы к ней, которые опираются на психологические теории и культурные традиции нашей страны [1].

Деятельность педагога-психолога зависит напрямую от типа образовательного учреждения, где он работает. Каждое образовательное учреждение накладывает свою специфику на приоритетные направления работы специалиста.

Основные направления деятельности педагога-психолога, работающего в колледже, заключаются в следующем: психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое просвещение и профилактика, консультативная деятельность, организационно-методическая деятельность.

Задача образовательного учреждения выпустить компетентного специалиста, который сможет реализовать себя в профессии и стать востребованным на рынке труда. Для этого за время обучения студенты должны научиться самостоятельно, определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Для достижения данной цели в колледже организованно психологическое сопровождение студентов. Главной задачей психологического сопровождения является психологически грамотное и логически последовательное, обоснованное построение образовательного процесса.

Психологическое сопровождение студентов в ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж» имеет ряд своих особенностей.

Психологическая диагностика применяется на протяжении всего периода обучения. Начальной точкой отсчета использования диагностических процедур, в нашей образовательной организации, является поступление студентов в учреждение. Необходимость применения диагностики в данный период обусловлено тем, что далеко не все поступающие студенты психологически готовы к обучению в колледже, а некоторые из них просто профессионально непригодны в силу своих индивидуально-личностных особенностей. Для диагностики используется комплекс методик, где основное внимание уделяется определению акцентуации характера студента (опросник Шмишека). Это обусловлено тем, что акцентуации, главным образом являются внутренними особенностями индивида и затрудняют психолого-педагогическое воздействие в плане устранения или коррекции акцентуации. Неблагоприятные внешние факторы (стресс на фоне смены учебного заведения, конфликты с товарищами т.д.) способствуют проявлениям и закреплению акцентуации в поведении человека.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. А.В. Бэнчилэ определяет психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [1].

Особенностями психологического консультирования в колледже является то, что, во-первых, возрастные особенности студентов (еще не взрослые, но уже и не дети) порождают широкий спектр проблем, по которым осуществляется консультирование – вопросы, связанные с построением отношений с окружающими, вопросы обучения и личностного развития, а также профессионального становления. Нередко у студентов созданы свои собственные семьи, а, значит, педагогу-психологу необходимо уметь применять знания в области семейного консультирования.

Во-вторых, большинство студентов проживают в общежитии колледжа, а, следовательно, студенты, встречаются после занятий в общежитии в том же составе, поэтому бытовые конфликты, дают о себе знать и в учебном процессе. Для студентов бывает достаточно сложно иногда разграничить эти две сферы общения.

В-третьих, периодически возникают проблемы, связанные с процессом обучения. Тогда педагог-психолог должен выступить в роли посредника между преподавателем и студентом.

Особым моментом в жизни студентов является выход на практику, здесь также встречается разнообразие проблем: от страха выступления перед публикой до потери ориентира в процессе становления специалистом.

Третье направление – это психологическое просвещение. В настоящее время введен новый термин «профессиональная коммуникация», который должен помочь преодолеть трудности распространения психологических мифов [2]. Задача, решаемая в этом направлении: сформировать потребности студентов, педагогов, родителей в желании применять психологические знания в интересах собственного развития. На групповых занятиях со студентами выяснятся пробелы в психологических знаниях, касающихся непосредственного применения их в собственной жизни (например, как улучшить процесс запоминания материала, как не волноваться во время публичного выступления, устного ответа и т.д.).

Сопровождение студента, как правило, заканчивается с момента окончания учебного заведения, а поэтому приобщение студентов к психологической культуре будет способствовать успешности в профессиональной деятельности, в построении личной жизни и решении проблем, связанных с социальной адаптацией, самореализацией, психологическим здоровьем и т.д.

Психологическая профилактика осуществляется в колледже в рамках Совета профилактики правонарушений, который внесен в план работы колледжа. На особом контроле педагога – психолога находится подструктурное звено Совета профилактики, в которое входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети данной категории особенно нуждаются в психологической помощи, так как они лишены родительского внимания и зачастую у них слабо сформированы жизненные ценности, моральные нормы.

Студенты без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать других людей в своих целях. У них своя особая нормативность поведения: они часто живут по двойному стандарту – одни правила для «своих» и совершенно другие для «чужих».

Неразвитость и искаженность потребности в любви и признании, эмоционально нестабильное положение студента, относящегося к данной категории порождает массу проблем, которые зачастую неведомы «домашним студентам». Эти студенты нередко психологически отчуждены от людей, и это влечет за собой различные правонарушение [3, 4].

Психокоррекционная работа открывает не только возможности для самопознания и самовоспитания, но и обеспечивает психологические условия, которые необходимы для достижения личностной зрелости, самоактуализации, являющейся вершиной психологического здоровья личности.

Коррекционные занятия, которые проводятся в колледже, в основном направлены на познание себя и развитие тех качеств, которые им необходимы в профессиональной деятельности: рефлексия, эмпатия, умение быть свободным от чужого мнения, способность к саморегуляции и т.д. Многие студенты имеют неадекватную самооценку, они бояться любых форм контроля, плохо переносят критику. Поэтому индивидуальные коррекционные занятия посвящены изменению самоотношения, приобретению навыков самоконтроля и саморелаксации, ведь, как известно, студенческая жизнь полна стрессов и необходимо достойно выходить из сложившихся обстоятельств.

Таким образом, спецификой деятельности педагога-психолога в колледже является подбор адекватных форм для реализации основных направлений деятельности. Широкий спектр возникающих проблем у студентов, который обязывает постоянно повышать свою профессиональную квалификацию психолога.

Библиографический список

1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: «Независимая фирма «Класс»», 1999. – 208 с.

2. Гуружапов, В. А. Психолого-педагогическое сопровождение инновационного образовательного процесса // Справочник педагога-психолога. – Школа, 2011. – С. 58-62.

3. Ниязбаева, Н.Н. Воспитание свободы: экзистенциальная проблема в педагогике // Воспитание школьников. – 2011. – №7. – С. 11-14

4. Ниязбаева, Н.Н. Экзистенциальные ценности образования. – М.: Изд.—во «Перо», 2014. – 124 с.

Читайте также: