В чем заключается работа психолога в приюте

Опубликовано: 17.09.2024

Материал содержит описание моих профессиональных взглядов и убеждений.

ВложениеРазмер
psikhologicheskoe_esse_pedagoga.docx 22 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое эссе педагога – психолога приюта.

….Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Антуан де Сент - Экзюпери.

И в своей жизни и в труде каждый человек хочет быть счастливым.

Другое дело, что каждый понимает счастье по – разному. Один из моих любимых поэтов Эдуард Асадов сказал по этому поводу:

А счастье бывает просто

Очень разного роста –

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Я очень счастлива, что я психолог – это моя любимая профессия, это постоянное учение и саморазвитие. Стремлюсь помочь каждому, кто в этом нуждается, т.к в этом заключается не только моя профессиональная деятельность, это моя жизнь.

В школьные годы хотела быть доктором, учителем, психологом. Уже тогда мир психологи был для меня интересен и таинственен. Всегда хотела помогать детям. Работая учителем, переживала, когда Николай не мог отвечать у доски, терялся и замыкался себе. У Маши не получалось найти в тексте ответы на вопросы, когда Татьяна и Жанна морально издевались над одноклассницей, Алёшка падал в голодные обмороки и был изгоем в классе, а Наташа отказывалась ходить в школу и прогуливала уроки. Мне было трудно найти быстрое и верное решение. Хотелось быстрее избавить их от страданий и переживаний, но путь этот не быстрый. Я радовалась, когда вместе с коллегами удавалось, помочь ребёнку и тогда моя душа пела, и я была счастлива. Должно быть, у каждого человека случается своё время открытий. Случилось и у меня. Обращаясь к своим почтеннейшим учителям Людмиле Александровне, Раисе Петровне, Надежде Алексеевне, Галине Васильевне и к книгам я поняла, что детям, очень, очень нужен психолог, чтобы научиться преодолевать трудности, быть успешными в школе и в будущей взрослой жизни, и я в этом качестве могу больше помочь маленькому человечку. Всегда хотела заниматься тем, что по душе, по сердцу. Моя мечта сбылась!

Всегда с гордостью говорю, кто я по профессии, что работаю для детей, для детей многие из которых потеряли веру в свои силы и будущее. Работа в социальном приюте (до апреля приют был реабилитационным центром) очень сложная. Наш мир изменился, изменились нравы, но детей с

трудной судьбой меньше не становиться. Многие из них сироты при живых родителях, многие испытали столько невзгод, сколько иные взрослые не испытают до конца своих дней. « Мы говорим, что их убили в раннем возрасте, ещё не ставши на ноги, причём это сделали самые близкие им люди – их родители. Стихотворение «Образ матери» Анатолия Пащенко передаёт ту боль души, какую мог испытать ребёнок брошенный самыми близким человеком.

Я был рождён и брошен в том роддоме,

Не знаю мать, не помню я отца.

Таких как я, здесь много в детском доме.

Расколоты на части их сердца.

А мне, как никому, известны

И боль, и крик души сирот.

И для любви нет в сердце места,

Но будет время, всё пройдёт.

Хотел я быть любимым сыном,

Но видно, просто не судьба.

До слёз всё кажется обидным:

При матери я сирота.

А я всё время ждал и верил,

Что будем с мамою всегда.

В её ж груди закрылись двери,

А ключ потерян навсегда.

Я думаю, многие со мной согласятся, что самое яркое в памяти человека – как ты прожил своё детство. Особый цвет, особый запах – все это остаётся с нами на всю жизнь. Я задаюсь часто вопросами: « А как проживает своё детство ребёнок, попавший в трудную жизненную ситуацию или вообще оставшийся сиротой?», «Какое влияние оказывает системная жизнь на душу ребёнка приюта?», « Какая помощь ему нужна?». Этим детям нужно детство также как и другим, но ещё эти дети ищут во взрослых окружающих пример для жизни. Они ищут того, кто сможет открыть им новое, помочь окрепнуть и обрести внутренний покой.

Каждый день, придя на работу, я открыто встречаю детей. Одни бегут к тебе навстречу и одаривают тебя любовью, в глаза бросается неутолимая потребность любви и внимания. Другим заглянуть в глаза больно, в них тоска, грусть или обида и опустошённость. Детям приюта свойственны взрывы эмоций – бурной радости, гнева и отсутствие глубоких устойчивых чувств. В эмоциональном отношении они очень ранимы, даже небольшое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости. Кто, как не я может помочь ребёнку обрести чувство психологической защищённости, понять, кто он есть в этом мире, научит его сотрудничать со сверстниками и взрослыми, поможет ребёнку поверить в себя, поверить в успех!

Самое приятное, когда ты заходишь в группу, а тебя уже ждут открытые и пытливые, детские глаза, « что сегодня интересного мы узнаем, во что будем играть? », «кого я сегодня возьму или пойдем заниматься все вместе?». Я стремлюсь, чтобы мои занятия были увлекательными, чтобы каждый ребёнок открывал для себя новое и удивительное в себе и в других, учу добру, уважению друг к другу, честности. Люблю детей, в каждом вижу ЛИЧНОСТЬ.

Моя миссия, помогать детям, обрести веру в себя, в окружающих. Ребёнок в приюте – это маленький росток, ребёнок это маленький цветок, все вместе дети одна поляна. Я часто сравниваю детей с чудесным цветком, который на Руси называли заячьими ушками, языком леса – это ландыш. У каждого цветка ландыша есть подземное царство, его корневище. Все цветы на поляне связаны между собой, как бы опутывая под землёй ландышевую полянку. Каждый год на корневище образуется новая почка.

За лето из неё вырастет длинный побег, весной стебель и только через три, через три таких долгих года появиться цветочная почка и расцветёт цветок. И тогда каждый из колокольчиков одарит всех тонким, нежным ароматом. Большие листья растения не только помогают, защитить хрупкие цветы ландыша, а свернутые воронкой они собирают капельки росы, чтобы напоить растение. Безжалостно люди срывают зелёные листья ландышей и часто повреждают корневище, которое начинает гнить и медленно погибать. Возможно, от этого не всегда на корневище появляется цветочная почка и распускается цветок. Нам педагогам, вверены детские души! Именно мы помогаем им найти своё место в этом огромном взрослом мире и распустится подобно цветку! И поэтому самая главная заповедь здесь: не навреди!

Я прекрасно понимаю, что работа педагога-психолога предполагает долгосрочный результат, который сразу никогда и не увидишь. С одним ребенком, или подгруппой детей можно заниматься в течение трех или более месяцев нахождения их в нашем учреждении. И, тогда, ребёнок как маленький цветок очень медленно распуститься, надо только уметь увидеть и поддержать, когда эта «цветочная почка» раскроется. У других этот процесс можно и вовсе не увидеть своими глазами, так как по времени некоторые дети находятся в приюте очень недолго. Но, я уверенна, что мы обязательно оставили свой след в каждом сердце ребёнка. Весь наш педагогический коллектив делает для детей всё, чтобы они расцвели как цветы, поверили с себя и в других, были успешными, и моя доля как психолога в этом тоже не малая! Анализируя, свою работу я могу, с уверенностью сказать, что меня ценят не только педагоги, родители, но меня любят – ДЕТИ! А это дорогого стоит! Я согласна с высказыванием: "Учатся только у тех, кого любят, Любят тех, у кого испытывают успех!" Научить детей любить может только тот человек, который сам к ним относится с любовью.

И уже сейчас я вижу результаты своего труда.

Видеть и чувствовать, что ты нужна и нужно то, чем ты занимаешься – это счастье. Своим достижением считаю, что мои воспитанники достигают успехов, сначала маленьких, а затем и больших. Они уже без моей помощи, самостоятельно, могут в своей жизни, становится успешными, благополучными, счастливыми. Счастье видеть их такими и знать, что ты тоже смогла наполнить их чашу силами, знаниями и умениями, что разожгла в их сердце огонь, помогла поверить в мечту, в их будущее! Мои достижения - это когда воспитанники приезжают из разных уголков страны, приходят ко мне и при встрече с гордостью говорят о своих успехах, что они нашли своё место в новом для них мире, не потерпели фиаско в новой среде. Они вспоминают наши занятия, где они знакомились, из чего состоит наш внутренний мир, как можно его изменить - не причиняя боль другим. Тренировались входить в новый класс с улыбкой, учились уверенно отвечать у доски, где искали самого себя и свой путь, знакомились с профессиями, примеривая их под себя, мечтали и ставили себе первые цели, рассуждали о любви и будущем. В моем кабинете постоянно кто-то из детей и вдруг открывается дверь и заходит энергичный, красивый молодой человек.

- Ольга Александровна, узнаёте?

-Трудно, очень изменился, только по голосу, Игорь !

- Не мог не зайти, очень соскучился, хочется рассказать о себе, узнать как вы.

Долго беседовали мы, вспоминая, как учились учиться, как вместе разбивали по пунктам тексты, запоминали логические цепочки, связывая их с рисунками учебника, как получили после двоек первые четвёрки, как прошёл страх от учителя математики и как она превратилась из монстра , в добрую училку. Игорь уехал в свою школу с хорошими оценками, изменив к себе отношение учителей и пересмотрев своё отношение к школе и к жизни. Перед нами неслись картины воспоминаний. Это было как будто вчера! Вспомнили, как рисовали картины будущего, как стоили дорогу достижения успехов, даже прорабатывали места возможной учёбы и проживания, а затем устройство на работу и распределение первых заработанных денег.

- Ольга Александровна, многое сбылось как в наших планах, но это было трудно, были и провалы, но я знал, что я смогу, я знал формулу успеха и верил, спасибо вам. А ведь всё могло быть по - другому……

Сейчас, я уважаемый человек, я получаю достойную зарплату, я помогаю маме, братьям, хочу купить квартиру и жениться! У меня есть невеста. Мы не могли наговориться друг с другом, а время неумолимо бежало всё вперёд и вперёд. Стоя у окна, я провожаю взглядом красивого, сильного парня. За окном тихо отрываются от тополей листья и, кружась в прозрачном, влажном воздухе, ложатся на детскую площадку.

А я стою и думаю, как же много и как мало, нужно сделать психологу, воспитателям, чтобы трудности и страдания маленького человечка привели его на путь созидания, а не разрушения, чтобы он нашёл своё место в этом мире! И как многим взрослым просто порой не хватает времени остановиться, посмотреть в глаза ребёнку, спросить: чем он живёт, что чувствует, о чём думает, о чём переживает. А ведь от того, найдёт ли мы общий язык, общее дело, будем ли слушать и слышать друг друга, станем ли мы друзьями, зависит счастье наших детей, наше будущее, будущее нашей страны!

На детской площадке смех и шум. Калиса заигрывает с Бахтоваром, Паша с Даней собирают опавшие листья, Марина и Галина качаются на качелях. На днях Марина уедет в приёмную семью. Галя с Пашей в детский дом. Хочется думать, что брат и сестра будут вместе, в одном детском доме, что жизненные испытания приведут их на путь созидания и возможно они тоже приедут в приют поделиться своими успехами! Закрывая кабинет, думаю о завтрашнем дне, о своих любимых детях, о любимом муже, о любимых близких, о друзьях. И вновь и вновь спускаясь по лестнице, думаю о том, что уедут одни дети, приедут другие, которым также будет нужна моя поддержка, моя помощь, любовь, сопереживание. Да, да, именно сопереживание! Через наши «руки», руки психологов проходит много детей и взрослых. Заниматься профессией психолога должен в первую очередь человек обладающий способностью сопереживать и искренно относится к своему делу.

Я человек счастливый, любимый, состоявшийся, благополучный! Я – счастлива, что работаю педагогом - психологом !

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики педагога-психолога, утвержденной Приказом Минобразования РФ от 31.08.95 № 463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 17.08.95 № 46), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования РФ и Госкомвуза от 14.12.95 № 622/1646 по согласованию с Минтруда РФ (Постановление Минтруда РФ от 22.11.95 № 65), приказа Министерства образования РФ от 01.03.2004 № 945 «О режиме рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».

1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности приказом директора.

1.3. В должности педагога-психолога образовательного учреждения /детского дома/ может работать специалист, имеющий базовое (высшее) психологическое образование, а также специалист, имеющий высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология», прошедший подготовку в объеме не менее 1200 часов, без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Определение основных направлений деятельности педагога-психолога осуществляется координационным советом первичного уровня (образовательного учреждения). Непосредственное руководство деятельностью педагога-психолога осуществляется руководителем образовательного учреждения. Профессиональное управление деятельностью педагога-психолога осуществляется руководителем методического объединения психологов города (района).

1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Национальной доктриной образования, Законом РФ «Об образовании», Положением о службе практической психологии в образовании Министерства образования РФ, Положением о психологической службе образования Вологодской области, этическим кодексом психолога, Уставом образовательного учреждения, настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности:

2.1. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;

2.2. Знать новейшие достижения психологической науки, детской, педагогической и практической психологии. Применять надежные, валидные, научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактической и психокоррекционной работы. Постоянно (не реже 1 раза в 5 лет) повышать свою профессиональную квалификацию);

2.3. Принимать участие в работе методического объединения психологов образовательных учреждений города (района).

2.4. В решении профессиональных вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

2.5. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психологического благополучия детей-воспитанников детского дома; на компенсацию ранней депривации детей; на гуманизацию и гармонизацию воспитательной среды детского дома, создание условий для социального развития личности ребенка, его адаптации и самоопределения.

2.6. Координирует профессиональную деятельность по психологическому сопровождению ребенка со специалистами психологической службы образовательного учреждения, где обучается воспитанник;

2.7. Проводить диагностическую работу по выявлению особенностей психического и личностного развития воспитанников; выявлять детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями и детей «группы риска»;

2.8. Выполнять распоряжения и запросы администрации образовательного учреждения в пределах своей профессиональной компетенции;

2.9. Оказывать необходимую помощь администрации, педагогическому коллективу в решении проблем, связанных с обеспечением психологического благополучия детей;

2.10. Оказывать необходимую помощь детям в решении их индивидуальных проблем;

2.11. Вести сопровождение психологического направления коррекционных программ работы с воспитанниками;

2.12. Принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству детей, педагогов или третьих лиц;

2.13. Хранить профессиональную тайну, соблюдать требования конфиденциальности;

2.14. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме в соответствии с профилем образовательного учреждения и направлениями профессиональной деятельности;

2.15. Представлять отчетную информацию о профессиональной деятельности в форме, исключающей идентификацию личности клиента;

2.16. Проводить психодиагностическую и психокоррекционную работу с детьми только с согласия лиц, осуществляющих опеку /директора детского дома/ и в соответствии с планом диагностических и психокоррекционных мероприятий, согласованным с директором детского дома;

2.17. Формировать психологическую культуру воспитанников и педагогов;

2.18. Участвовать в работе педагогического совета детского дома и совещаниях, проводимых администрацией;

2.19. По итогам учебного года представлять аналитический отчет о своей деятельности руководителю образовательного учреждения и руководителю методического объединения психологов города (района).

3. Права психолога

Педагог-психолог имеет право:

3.1. Участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, определенном Уставом учреждения;

3.2. Требовать от администрации создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

3.3. В соответствии с рекомендациями координационного совета первичного уровня (образовательного учреждения) определять направления работы с детьми и педагогами, выбирать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;

3.4. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в случаях, если эти распоряжения противоречат профессиональным этическим нормам и задачам работы психологической службы или не могут быть выполнены на основании имеющихся в наличии профессиональных умений и средств;

3.5. Обращаться с запросами во вневедомственные учреждения по установленной форме, знакомиться с необходимой документацией;

3.6. Участвовать с правом совещательного голоса в работе психолого-медико-педагогического консилиума и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу ребенка;

3.7. Для решения спорных вопросов по своей профессиональной деятельности обращаться к специалистам психологической службы вышестоящего уровня (психологического Центра Вологодского института развития образования);

3.8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;

3.9. Участвовать в разработке методов педагогической диагностики, интерпретации и обобщении результатов;

3.10. Проводить индивидуальные и групповые психологические обследования. при условии соблюдения принципа добровольности участия испытуемых (воспитанников, педагогов);

3.11. Разрабатывать программы психологического сопровождения научной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения;

3.12. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную психологическую информацию.

3.13. Психолог имеет право на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3.14. Повышать профессиональную квалификацию; аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4. Ответственность психолога

4.1. В установленном законодательством порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время индивидуальных и групповых консультаций и иных видов психологической работы, а также за нарушение прав и свобод детей во время проведения психодиагностической, психокоррекционной и других видов психологической работы;

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава образовательного учреждения, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством (Трудовым Кодексом РФ);

4.3. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

4.4. За причинение ущерба образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством;

4.5. Педагог-психолог несет персональную ответственность за:

  • правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность психологических рекомендаций;
  • сохранение протоколов обследований и документации, содержащей конфиденциальную информацию, их оформление в установленном порядке.

5. Взаимодействие и связи по должности

5.1. Анализ запросов специалистов службы, оценка их содержания с позиции сферы компетенции психолога и определение стратегий работы с ними;

5.2. Обращение к специалистам других учреждений по запросам, не входящим в сферу профессиональной компетенции психолога;

5.3. Участие в подготовке и работе психолого-педагогических консилиумов, педсоветов;

5.4. Совместное с воспитателями и другими специалистами планирование и проведение коррецинно-развивающей работы с детьми;

5.5. Информирование участников образовательного процесса о результатах диагностической, развивающей работы;

5.6. Разработка и проведение мониторинга эффективности работы специалистов службы сопровождения образовательного учреждения.

Автор: Голованова Елена Ивановна

Организация: ГКУ СРЦ «Алтуфьево»

Населенный пункт: г. Москва

В социально-реабилитационный центр для иногородних несовершеннолетних поступают дети и подростки в возрасте от 3 до 17 лет. Причины поступления несовершеннолетних разнообразны. Самая распространенная из них, выявление сотрудниками полиции ребенка на территории г. Москвы, как безнадзорного. Попадая в условия реабилитационного центра детям на протяжении всего периода пребывания оказываются комплексные социально-реабилитационные услуги. Одна из таких услуг - психологическая реабилитация несовершеннолетнего.

Основные цели психолога в социальной сфере по оказанию услуг несовершеннолетним: а) адаптация несовершеннолетних к условиям центра, б) оказание психологической помощи актуальной для несовершеннолетнего, в) формирование мотивации к процессу обучения, г) коррекция детско-родительских отношений, д) актуализация психологических ресурсов для дальнейшего личностного развития, восстановление нарушенного процесса социализации.

Основным приоритетом работы психолога в социальной сфере является защита интересов ребенка при решении всех вопросов, связанных с его нынешней жизнедеятельностью и последующей адаптацией, реабилитацией и дальнейшим устройством.

Алгоритм работы психолога в социальной сфере по оказанию услуг несовершеннолетним:

1. Первичная психологическая диагностика.

Выявление актуального психологического состояния несовершеннолетнего, применение профессиональных диагностических тестов и методик для определения имеющихся трудностей с целью планирования дальнейшей психокоррекционной работы.

Диагностический инструментарий подбирается индивидуально для каждого ребенка, согласно возрасту и психологическому запросу, т.е. причине согласно которой он оказался в г. Москве без сопровождения взрослых и как следствие в реабилитационном центре.

Например, если мы говорим о подростке, который ушел из дома по причине ссор с родителями, актуальной будет подбор методик для диагностики детско-родительских отношений. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, которого бросили или потеряли родители, актуальной будет диагностика эмоционального состояния (детские страхи, стрессовое состояние, уровень тревожности и т.д.).

2. Результаты полученного диагностического исследования позволяют разработать индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего.

Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего представляет собой документ, включающий в себя реализацию комплексной работы разных специалистов по конкретному ребенку или подростку: психолог в социальной сфере, специалист по социальной работе, медицинский работник, специалист по реабилитационной работе. Реабилитационная работа психолога в социальной сфере отражает деятельность согласно трём основным блокам: психологическое сопровождение в период адаптации, социально-психологическая диагностика несовершеннолетнего, социально-психологическая реабилитация несовершеннолетнего. В каждом блоке психологом в социальной сфере указываются п ричины трудной жизненной ситуации (причины и условия), необходимые для проведения мероприятия (перечень занятий планируемый психологом для проведения), сроки реализации и ожидаемый результат. Согласно индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего проводится дальнейшая коррекционная работа.

3. Индивидуальные консультации с воспитанниками центра, чаще проводятся с детьми подросткового возраста. Психолог в социальной сфере консультирует несовершеннолетних по имеющимся проблемам. Специалист данной области помогает устранить сомнения по имеющимся трудностям, утвердиться в правильной позиции, прояснить ситуацию недопонимания со сверстниками и взрослыми, помочь посмотреть на проблемную ситуацию с разных точек зрения, оказать консультативную помощь при выборе той или иной профессии.

Психолог в социальной сфере проводит индивидуальное консультирование как родителей детей, проживающих на территории г. Москвы, их законных представителей так и специалистов центра по повышению эффективности воспитательного процесса. Даёт рекомендации.

4. Психологическая коррекция проводится согласно индивидуальной программе реабилитации несовершеннолетнего. Индивидуально-коррекционные занятия проводятся по выявленным на этапе диагностики психологическим трудностям.

5. Групповые формы работы. Психолог в социальной сфере проводит психотренинговые занятия, релаксацию, ролевые игры. Групповая форма работы в условиях реабилитационного центра направлена на снятие психоэмоционального напряжения, психологическую разгрузку. Тренинговые занятия предполагают развитие социального интеллекта, чувствительности, формирование ролевого поведения, снятие коммуникативных барьеров, овладение эффективными приемами межличностного взаимодействия, профилактику отклоняющегося поведения. С детьми дошкольного возраста проводится сказкотерапия.

В своей работе психолог в социальной сфере наиболее часто сталкивается со следующими проблемами детей дошкольного возраста: педагогическая и социальная запущенность, низкий уровень познавательных процессов и мелкой моторики пальцев рук, эмоциональные нарушения, связанные с разрывом привязанности с родителями.

Самыми распространенными проблемами подростков реабилитационного центра являются: нарушения социальной адаптации, самовольные уходы из дома из-за конфликтов с родителями или кого-то из членов семьи, низкая учебная мотивация, низкая самооценка, неуверенность в себе, педагогическая запущенность, неумение выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень волевой регуляции.

  • случаи отказов приёмных родителей от опеки над несовершеннолетним на территории г. Москвы, ребенка, имеющего постоянную регистрацию или прописку в другом регионе. Психолог в социальной сфере прорабатывает негативное эмоциональное состояние, связанное с разрывом привязанности к бывшему опекуну, так же участвует в ситуации, когда ребёнка отдают под опеку, тестирует и консультирует будущих родителей и опекунов, дает рекомендации.

Одним из направлений деятельности психолога в социальной сфере в условиях реабилитационного центра является работа со студентами институтов и колледжей. Студенты проходят практику в реабилитационном центре для иногородних несовершеннолетних. Психолог в социальной сфере является наставником студентов, помогает изучить концепцию работы центра, сформировать выборку детей соответствующей возрастной категории для практики согласно выбранной теме практической работы. Психолог в социальной сфере консультирует студентов об особенностях несовершеннолетних центра и возможности проведения практических занятий в соответствии с выбранной темой для определенной выборки детей, рекомендует более эффективные способы взаимодействия с детьми. Психолог в социальной сфере пишет отзывы на студентов, прошедших практику в центре. Описывает дисциплинированность и ответственность студентов при выполнении практических заданий спецподготовки, оценивает успешность в практических заданиях, полноту и глубину рефлексии психологического анализа проведенной студентами практической части своей работы.

Психолог в социальной сфере проводит с отдельными группами студентов однократно посетившими центр разовые лекции– просвещение. С группами студентов проводятся лекции ознакомительного характера, дается информация об особенностях работы специалистов центра, направлениях реабилитационной работы, согласно целям и задачам проводимой деятельности.

Психолог в социальной сфере выполняет социально значимую работу, необходимую для построения современного толерантного общества. Данная деятельность является необходимой для дальнейшей адаптации и социализации воспитанников и их семей.

Сложность организации работы психологов в психоневрологических интернатах обусловлена отсутствием общих методологических подходов в работе с пациентами психоневрологических интернатов и спецификой работы с данной категорией граждан.

Собственные наблюдения и беседы с сотрудниками и специалистами интерната позволили сделать вывод о том, что самое трудное в работе с инвалидами- психохрониками - изменение устойчивых поведенческих реакций.

Никакие наши «нельзя» или «неправильно», никакие уговоры, увещевания и наказания не способны существенно изменить поведение проживающих.Их поведение зависит от очень многих факторов: от природного темперамента, от установок и взглядов на мир, усвоенных ими ещё будучи в семье или в специализированных детских домах и интернатах, от особенностей протекания эмоционально-волевых процессов и многого другого.

Именно поэтому при выборе направленности работы с каждым проживающим был сделан акцент на включение его в реальную деятельность, постановка конкретных и доступных им целей, вовлечение в посильные трудовые процессы, привлечение к сотрудничеству т. к. считаем, что реабилитировать инвалида без его активного участия невозможно.

Сам процесс реабилитации, в нашем интернате, рассматривается нами как особенный подход к психически больному человеку.Это сочетание самых различных мероприятий и воздействий: начиная с уюта и комфорта в комнатах и отделениях, и заканчивая различными видами занятости и т. д. Кроме того это и характер складывающихся у клиента взаимоотношений с окружающими его людьми, медперсоналом интерната, другими клиентами, родственниками и знакомыми.

В процессе работы, наш дружный коллектив постоянно старается создавать и поддерживать благоприятную атмосферу (среду, нацеленную на социально – психологическую адаптацию клиентов в условиях психоневрологического интерната, их активизацию, ослабление негативных симптомов, устранение явлений «больничной среды».

Техника работы персонала по реабилитации клиентов состоит из повседневного общения и постоянного взаимодействия. Персонал отделения (психолог, социальные работники, медицинские сестры, младший обслуживающий персонал) видят в каждом клиенте равноправного человека.

Такой подход к работе (комплексная реабилитация) изменил отношение клиентов к своим заболеваниям. Социальное обслуживание, организованное деятельностью группы специалистов интерната, стало более качественным, плановым, системным.

Программа психологической работы включает изучение анамнеза, рекомендаций врача с обязательным учетом личных предпочтений пациента. На основе сохранных, положительно развитых сторон личности определяются коррекционные и развивающие занятия.

Для каждого обеспечиваемого они разные и зависят от уровня знаний, умений, навыков. Для одних молодых людей актуально формирование понятий о сенсорных эталонах, для других — развитие навыков адекватного общения, для третьих — формирование трудовой мотивации и посильное включение в трудовую деятельность.

К коррекционной и развивающей деятельности психолога при работе с инвалидами в психоневрологическом интернате относится:

помощь в адаптации вновь прибывших;

развитие (по мере возможности) психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы личности;

формирование и развитие активной личностной позиции;

формирование трудовой мотивации;

формирование и развитие способности к самоконтролю;

профилактика межличностных конфликтов и помощь в их устранении;

создание в коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания;

развитие и совершенствование коммуникативных функций;

Формами и методами для реализации вышеперечисленных направлений психологической работы являются:

прямое словесное воздействие, убеждение с целью корректировки целевых установок;

применение развивающих и обучающих методик, направленных на развитие психических процессов и эмоционально-личностной сферы (вербальные методы, бланковые методики, наглядные пособия);

арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, сочинение историй, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, совместные прогулки;

техники поведенческой психотерапии;

групповая психокоррекция;

психологическое консультирование ;

Эффективным средством в реабилитационном процессе является сенсорная комната.

Психолог Лоскутова А. А.

Формы работы с родителями по социально — эмоциональному развитию детей дошкольного возраста Цель: поделиться своим опытом, своими формами работы с родителями с другими педагогами по развитию коммуникативных способностей у детей.

«Организация волонтерского движения в группе как формы партнерства с родителями» Выступление на педсовете из опыта работы подготовительной группы на тему «Организация волонтерского движения в группе как формы партнерства.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Доклад «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшее условие эффективности коррекционной работы в школе-интернате» Доклад на педсовете «Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ как важнейшие условия эффективности коррекционной работы в школе-интернате».

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе» Основной целью диагностики психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации детей. Ежегодное.

Организация выставок, журналы, газеты как формы работы с родителями Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего,.

Особенности возраста и организация жизни детей
Особенности возраста и организация жизни детей в старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становиться доступна вся игровая палитра. Постепенно игра.

Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (из опыта работы) Тема: Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Здоровье – это базовая ценность.

Развитие личностной и социально-психологической готовности детей к обучению в школе Занятие: "Ориентировка в пространстве" 1. Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по.

Рекомендации по организации социально-психологической поддержки инвалидов по зрению в процессе социальной интеграции Наиболее значимыми проблемными областями «симптом-мишенями» психокоррекции и психотерапии выступают проблемы отношения к себе, собственному.

В различных учреждениях социальной сферы профессиональная деятельность психолога предусматривает довольно ограниченный набор предоставляемых услуг и, соответственно, специфика используемых методов и форм работы сужается до конкретной направленности. Однако психологам, работающим в отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних, требуется привлекать в свою работу весь спектр профессиональных навыков. Это объясняется тем, что взаимодействие с получателями социальных услуг происходит постоянно в течении рабочей недели, а чаще всего неоднократно в течении рабочего дня. Это взаимодействие предусматривает не только целевое оказание социально-психологической услуги, согласно ранее разработанному плану, но и экстренное оказание психологической помощи.

В Государственном областном автономном учреждении социального обслуживания населения «Полярнинский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН») функционирует такое структурное подразделение как отделение социальной реабилитации несовершеннолетних, состоящие из двух групп: группа дневного пребывания детей-инвалидов, и группа круглосуточного пребывания несовершеннолетних. Группа дневного пребывания осуществляет оказание услуг семьям с детьми-инвалидами, детям-инвалидам, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья. Группа круглосуточного пребывания предназначена для полустационарного социального обслуживания в условиях временного приюта несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации. Зачисление несовершеннолетних в отделение социальной реабилитации обусловлено наличием трудной жизненной ситуации и, в большинстве случаев, связано с нарушением социальной адаптации.

Работа психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних регламентируются такими документами, как: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52888-2013, ГОСТ Р 52142-2013, ГОСТ Р 52143-2013, Профессиональный стандарт № 682н «Психолог в социальной сфере» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г., Должностная инструкция № 22 психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» от 01.06.2016 г.

Группа дневного пребывания

Приоритетным направлением работы психолога в группе дневного пребывания детей-инвалидов является коррекционно-развивающая деятельность. Занятия психолога направлены на оптимальную реализацию психического и социального потенциала, мобилизацию внутренних ресурсов детей-инвалидов для полной (по возможности) или частичной интеграции в обществе. Социально-психологическая адаптация является совокупностью развития коммуникативных навыков, навыков эффективного поведения в социуме, стремления к познанию окружающего мира, а также принятию себя и своего заболевания.

Одним из важных аспектов деятельности психолога в группе дневного пребывания детей-инвалидов является работа с родителями и законными представителями несовершеннолетних. Для повышения реабилитационного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов, психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» была разработана и апробирована технология «Созвездие», которая реализуется с января 2016 года (Приложение № 1).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Работа по технологии строится по трем направлениям: психотерапевтическое, социально-тренинговое, консультативное. И включает в себя 4 занятия в неделю по 20-25 минут. Родители принимают участие во всех трех направлениях, а дети задействованы только в психотерапевтическом. В каждом направлении используются свои методы и техники, через которые достигается положительный результат применения технологии в реабилитационном процессе (Приложение № 2).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Работа по технологии происходит беспрерывно, длительно и не нарушает общий процесс реабилитации. Благодаря данным мероприятиям достигается положительный эффект повышения потенциала семьи, раскрытие внутренних ресурсов для социализации и интеграции в обществе, в том числе для укрепления связи между образовательным учреждением и родителями (Приложение № 3).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

В работе с детьми-инвалидами, для достижения поставленных целей и задач, психолог использует совокупность современных и эффективных психологических методов, средств и технологий; песочная и игровая терапия, арт-терапия и сказкотерапия, занятия в сенсорной комнате, нейропсихологическая коррекция, глинотерапия, дыхательная гимнастика. Также, психологом используются авторские методики Научно-производственный фирмы «Амалтея»:

  1. Методика диагностики и коррекции конструктивной деятельности авт. Вялых О.А., Студия«ВиЭль», СПБ, 2015, НПФ «Амалтея».

Целевая аудитория: дети-инвалиды от 5 лет.

Цель: развитие конструктивной и целенаправленной деятельности.

По результатам итоговой диагностики отмечается улучшение в развитии невербальных форм

мышления у 60 % детей (9 человек из 15), повышение усвоения пространственных взаимоотношений отмечено у 26% детей (4 человека из 15), последовательное формирование

недостающих элементов конструктивной деятельности отмечается у 33% детей (5 человек из 15).

  1. Методика развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями» авт.Вялых О.А., Студия «ВиЭль», СПБ, 2015, НПФ «Амалтея».

Целевая аудитория: дети-инвалиды от 3 лет.

Цель: развитие и коррекция пространственного мышления.

По результатам итоговой диагностики отмечается улучшение в усвоении сложных пространственных сенсорных эталонов, развитие пространственного мышления и психомоторики,

формирование регулятивного компонента интеллектуальной деятельности и способности к сложному анализу у 60 % детей (9 человек из 15).

Комплекс перечисленных методов и технологий помогает в развитии интеллектуально-познавательной, речевой, коммуникативной и личностной сферы ребенка, стабилизирует эмоциональное состояние и осуществляет коррекцию нежелательного поведения.

Группа круглосуточного пребывания

Как правило, зачисление ребенка в группу круглосуточного пребывания обусловлено трудной жизненной ситуацией, ситуацией социально-опасного положения и в большинстве случаев сопряжено с нарушениями социализации. Зачастую, в процессе психодиагностики выявляются различные нарушения эмоционально-личностной и поведенческой сферы, высокий уровень тревожности, наличие страхов, агрессивность, низкий уровень развития коммуникативных и бытовых навыков, низкая мотивация к учебе и труду, сниженный уровень самооценки. В большинстве случаев наблюдается подрыв детско-родительских отношений.

Для стабилизация социально-психологического статуса несовершеннолетнего, работа психолога в группе круглосуточного пребывания строится из нескольких приоритетных направлений: психодиагностическое, психокоррекционное, психопрофилактическое и консультативное.

Направления деятельности психолога

Исследование характера, темперамента, акцентуаций личности, психического развития;

Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития,

Выявление риска склонности к суицидальному поведению, употреблению ПАВ, воровству,

Выявление наличия девиаций поведения.

Стабилизация психоэмоционального состояния,

Коррекция коммуникативной, познавательной сферы,

Расширение позитивного опыта общения,

Укрепление личностной позиции,

Формирование уверенности, повышение самооценки,

Коррекция социальных и психологических отклонений,

Обучение несовершеннолетних новым, социально-приемлемым способам выражения отрицательных эмоций,

Обучение конструктивным формам поведения,

Выявление несовершеннолетних, склонных к различным формам суицидального поведения,

Выявление несовершеннолетних, оказавшихся в системе «буллинга»,

Оказание выявленным группам экстренной психологической помощи,

Для достижения поставленных целей в каждом из направлений психологом применяются эффективные методы и техники, которые повышают результативность общей социально-реабилитационной работы. Помимо этих методов, для психокорреционного и психопрофилактического направления психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» были разработаны технологии, которые уже показали эффективность их применения.

В группе круглосуточного пребывания в рамках психопрофилактической работы психолог проводит тренинги, лекции и беседы не только с несовершеннолетними, но и с их родителями, законными представителями.

Для индивидуальной работы используется авторская программа «Сталкер» комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, ВиЭль, СПБ 2016г.

Для групповой работы психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» в рамках профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних разработан проект «Поколение Z – мы выбираем жить!» (Приложение № 4).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Основная коррекционная деятельность осуществляется в блоке «Реализация». Практическая работа в этом блоке строится на трех последовательных этапах и позволяет затронуть большую часть аспектов подростковой среды (Приложение № 5, Приложение № 6).

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна

Социально-психологическое сопровождение подразумевает под собой тесное сотрудничество не только с ребенком, но и с его законными представителями. Продуктивное сотрудничество является совокупностью таких форм работы, как: психологическое просвещение, консультирование, выдача письменных и устных рекомендаций, тренинги по восстановлению детско-родительских отношений, эмоциональная поддержка.

Для решения поставленных задач социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего, психологу необходимо постоянное взаимодействие с родителями. Однако не всегда родители готовы идти навстречу своему ребенку, в силу личностных особенностей характера, по причине сильной занятости на работе, или же недобросовестности выполнения своих родительских обязанностей. Случается, что при зачислении «сложного» ребенка-девианта в группу круглосуточного проживания, родители перекладывают обязанности по воспитанию ребенка на сотрудников учреждения. Именно поэтому важно сформировать у родителей мотивацию к совместной работе.

Технология психолога «Навстречу друг другу» была разработана в рамках профилактики социального сиротства и безнадзорности, апробирована и внедрена в работу. Целью технологии является профилактика социального сиротства, посредством коррекции детско-родительских отношений. Ведущими задачами выступают: повышение сензитивности родителей к их детям, выработка у родителей адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка, психологическое просвещение родителей и их детей, реорганизация арсенала средств общения у родителей и их детей, обучение детей и родителей приемлемым способам выражать негативные эмоций, формирование у детей и родителей мотивации на преобразование взаимоотношений.

Осуществляя коррекционную деятельность, мы минимизируем вероятность рецидива внутрисемейного конфликта, тем самым предупреждая возможность возникновения условий для распада семьи.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога подразумевает под собой целый ряд обязанностей, техник, методов и форм работы, направленных на оказание социально-психологической помощи в рамках общего реабилитационного процесса. Благодаря индивидуальному подходу, а также широкому спектру программ и технологий в большинстве случаев наблюдается положительная динамика по стабилизации и нормализации социально-психологического статуса несовершеннолетнего.

Читайте также: