В чем заключается работа спортивного психолога

Опубликовано: 15.05.2024

Последний пост о том, кому и когда нужен психолог неожиданно вызвал самую активную дискуссию. Итак, если мы понимаем, что он нужен, мы его приглашаем. Чем он будет заниматься? В чём его функции и обязанности? Это недосужие вопросы — это важно понимать.

В первом материале «записок» я говорил о наболевшем. О профессиональной принадлежности спортивного психолога, о принципах работы психолога в спорте. От понимания сути предмета деятельности психолога и формулируются требования к специалисту. В противном случае все неурядицы валятся на одну голову: «Пригласили, но даже он ничего не смог сделать». Такое заключение пришлось однажды прочитать о себе в прессе из уст президента одной федерации. Тогда президент долго не замечал пожеланий тренера по приглашению психолога, но когда надо вспомнил.

Смотрите, нужно четко представлять, что может и что не должен делать психолог. Практическая деятельность спортивного психолога, как я уже говорил ранее, реализуется в процессе психологического обеспечения (идеально в структуре комплексно-научной группы) и психологического сопровождения. И как мы помним, одно не дублирует другое — психолог в штате спортивного коллектива не может быть личным психологом спортсмена.

Между психологическим обеспечением и психологическим сопровождением большая разница. Если ей пренебречь, вполне можно потерять необходимый контакт со спортсменом. Как это происходит: психолог, введенный в персонал спортивной команды, в первую очередь работает на тренера. Его задача реагировать на тренерские запросы. И здесь, конечно, вопрос номер один — профессиональная компетентность тренера при постановке задач психологу. Но теперь представьте, что этот же психолог работает лично со спортсменом. Как в такой ситуации спортсмен может быть раскован? Как можно полностью доверять психологу? Ведь «все становится известно тренеру». А если еще учитывать конкуренцию в команде и те финансовые бонусы, которые спортсмен имеет. Именно поэтому часто слышишь: «Мне психолог не нужен». Другой вариант, когда психолог не в штате, вне структуры спортивного коллектива. Он индивидуально работает со спортсменом, обговорив условия их взаимодействия:

— закрытость взаимоотношений — «Все остается между нами»;

— добровольность контакта со стороны спортсмена;

— обязательность согласования передачи какой-либо информации третьим лицам.

Это необходимые условия для выстраивания взаимной «доверительности-открытости-искренности» между спортсменом и психологом.

В своей практике использую подписание договора со спортсменом (иногда тройственный — добавляется тренер или спонсор), в котором прописываются обязательства сторон. Там есть пункт, могу ли я работать с конкурентом моего спортсмена. У меня не было ни одного случая, в котором это допускалось.

Психолог в штате спортивного коллектива решает вопросы учета психологических особенностей спортсмена/ов в их подготовке, формировании у них навыков контроля и регуляции психического состояния, отслеживания особенностей психологического климата в коллективе. Он должен находиться в постоянном контакте с тренером.

Психолог вне штата (личный психолог), находится в постоянном контакте только со спортсменом, участвует во всем многообразии его внутреннего мира: мыслей, эмоций, нереализованности, неустроенности и многое другое. При взаимном обсуждении чего-либо договариваются о конкретной определенности в этом вопросе. Это тонкая работа. Нельзя бежать впереди спортсмена, надо быть на полшага сзади. У меня были случаи нарушения этого правила. Открытость-искренность — это очень тонкие материи.

И последнее. Принципиальность вопроса практической работы психолога со спортсменом — это «воздействие» или «содействие». С этим вопросом регулярно обращаюсь к участникам своего семинара. И здесь существует плюрализм. «Воздействует». «И содействует и воздействует». И даже: «Спортсмена надо зомбировать».

Моя позиция заключается в содействии. Я помогаю спортсмену разобраться в том, что с ним происходит. Что мешает, что помогает. Каждому спортсмену я говорю: «Тебя никто не знает лучше тебя». В лучшем случае я помогу разобраться в себе самом».

При всем многообразии и сложности психологических факторов, оказывающих воздействие на спортсмена, всё же главное в работе психолога — оказание помощи в понимании, осознании того, что с ним происходит. Только в этом случае у спортсмена появляется возможность регуляции своего психического состояния и поведения. Управления своей деятельностью на тренировках в ситуациях спортивного единоборства. В моменты преодоления сиюминутной неуверенности. Только через осознание появляется возможность выработки приемов и техник владения собой в ситуациях спортивного творчества.

В отличие от функциональной и технической подготовки, психологическая подготовка невозможна без внутреннего согласия самого спортсмена на те или иные действия. Всем тем, чем психолог и спортсмен занимаются до и после выступления на соревнованиях ни что иное как создание внутренних условий реализации подготовленности спортсмена. Находящийся на арене спортсмен в моменты выполнения своего упражнения оказывается один на один с самим собой. В этот момент он полностью во власти своего психического состояния. А от того, в каком он состоянии, как он его контролирует и как регулирует, зависит спортивный результат. Поэтому то, я и считаю, что предмет практической деятельности спортивного психолога — психическое состояние спортсмена, а искомая задача — содействие ему.

. Только что позвонила 10-летняя фигуристка. Прошли соревнования. Голос звенит: «Все получилось, выполнила разряд, заняла второе место». Договорились, при встрече покажет медаль и диплом.

Спортивная психология является направлением социальной и общей психологии. Она появилось сравнительно недавно. Прежде, роль спортивного психолога, как и многие остальные, выполнял тренер.

Спортивные психологи не специализируются на конкретном спорте. Один специалист может успешно работать со спортсменами разных категорий. Также нет разделения на специалистов по команде и индивидуальным спортсменам. Хотя считается, что с командой работать сложнее.

Для чего нужен спортивный психолог

Консультативное направление— это помощь спортсмену в преодолении его личных проблем. Но по статистике, этим занимается небольшая часть спортивных психологов. Потому что для этого необходимо иметь опыт в клинической психологии и соответствующую специализацию.

Спортивный психолог помогает избежать эмоционального выгорания спортсмена, тренера и игроков команды. А в случае, если оно уже появилось, спортивный психолог вовремя сможет диагностировать его. Для этого он использует специальные психологические методики. После этого он быстро приводит человека в норму, повышая профессиональные результаты.

Цели спортивного психолога:

Подбор вида спорта для новичка, которые ему подходит.

Устранение тревожности и мотивация перед соревнованиями.

Создание стратегии для соревнований.

Разрешение кризисных ситуаций.

Помощь новым игрокам адаптироваться в команде.

Помогает достичь поставленных целей и желаемых результатов в спорте.

Восстановление после игр с психологической точки зрения.

спортивный психолог помогает адаптироваться новичку в команду

Как работает спортивный психолог

Определение цели

В начале работы спортивный психолог выясняет, кто его клиент и какие у него особенности. В это же время ставится и обсуждается цель. Это время сближения с командой или конкретным спортсменом. Некоторые психологи утверждают, что для того, чтобы полученная информация о спортсменах была достоверной, психолог должен быть включен в тренерский состав. Такой подход важен и для высокой эффективности изменений в деятельности всей команды и отдельного спортсмена в частности. Так как доверие спортсменов зарабатывается только со временем.

Изучение проблемы

Затем спортивный психолог начинает изучать проблему. Тестирование помогает выявить недостаточно сильные и плохо развитые стороны человека. Это помогает не только психологу понимать спортсмена, но и спортсмену лучше понять самого себя.

План и действия

Далее для спортсмена составляется программа для преодоления выявленных трудностей. Она основана на полученной информации. В программе должны быть отмечены цели и показатели, которые будут демонстрировать их достижение в процессе корректировок. Так спортивный психолог сможет отслеживать и оценивать эффективность проделанной работы.

Поддержка

Во время программы спортивный психолог помогает достичь изменений с минимальными психологическим дискомфортом и неприятными переживаниями. Он придумывает и предлагает решения для возникающих проблем.

Тренер и спортивный психолог

Не секрет, что во многих командах, особенно в странах, где спортивная психология непопулярна, тренер выполняет функции психолога помимо самого коучинга. Без сомнения, опытный тренер знаком с основами психологии, но его главная забота — это все же спортивные достижения. В то время как спортивный психолог следит за тем чтобы спортсмены в процессе тренировок и во время соревнований не подвергались слишком сильному стрессу.

тренер часто выполняет роль спортивного психолога

Только опытный психолог может вовремя заметить плохие изменения в психологическом состоянии спортсмена и сразу начать коррекцию.

Также психолог смягчает напряжение, создаваемое тренером. При этом не оказывая влияния на результаты.

В большинстве случаев команды относятся к спортивным психологам недоверчиво. Так что, возможно, имеет смысл представить психолога как помощника тренера.

Спортивная психология — это одно из направлений как социальной, так и общей психологии. Оно появилось недавно, до этого роль психолога исполнял тренер, он же играл и почти все остальные роли в команде или индивидуальном тренинге.

Помощь психолога в большом спорте относится к области классической, «чистой» психологии. Специалисты-профессионалы давно доказали, что проблемы в спорте корнями часто уходят в детство, детские травмы и обиды, в подавление родителями воли ребенка или другие детско-родительские отношения. Качественное регулярное консультирование хорошего спортивного психолога налаживает все сферы: тренировочный процесс, общение с людьми в повседневной жизни.

Задачи спортивного психолога

Безусловно, хороший тренер знаком с азами психологии, никто с этим не спорит. Однако у тренера все же главная задача — это спортивные достижения подопечных: голы, секунды, метры. Спортивный же психолог должен следить за тем, чтобы в процессе тренировок и состязаний на спортсменов не так сильно воздействовал стресс.

Во многих командах отношение к психологам настороженное, поэтому нет смысла сходу объявлять, что с ними будет работать именно этот специалист, можно представить его как помощника тренера.

Общепризнанные задачи спортивных психологов

  1. Спортивная профориентация (определение максимально подходящего для ребенка вида спорта).
  2. Подготовка к соревнованиям (устранение тревожности, мотивация).
  3. Разработка стратегии в соревновательный период.
  4. Реабилитация после состязаний.
  5. Определение и разрешение кризисных состояний.

Психолог беседует индивидуально или с командой, дает советы (многие потом сами спрашивают их). У таких специалистов нет разделения по видам спорта.

Этапы работы спортивного психолога

  1. Сначала необходимо понять, что требуется от спортсмена, чего он хочет сам (берутся во внимание достижения не обязательно в спорте, но и в повседневной жизни).
  2. Тестирование помогает определить недостаточно сильные и хорошо «развитые» стороны человека.
  3. Составляется программа для спортсмена (а иногда и для его семьи!).
  4. Находятся оригинальные решения при индивидуальных проблемах, компромиссы, когда спорт начинает «мешать» учебе или личным отношениям.
  5. Помощь в достижении результатов с минимальными душевными травмами и переживаниями.

Тренер VS психолог

Известно, что во многих командах тренер вынужден выполнять не только тренерские функции, но и административные, финансовые и психологические. Однако это вынужденная мера, скорее, связанная с нехваткой квалифицированных кадров.

Только наметанный глаз опытного психолога вовремя может заметить изменения в состоянии спортсмена и сразу заняться их коррекцией, чтобы не было «выгорания» или перетренированности.

Случается так, что спортсмен перестает общаться, уходит в свои мысли, близок к депрессии. Опять же нужна помощь профессионала.

Еще одна роль психолога — это служить своеобразным «буфером» между тренером и игроком. Если тренер «накачивает» спортсмена на победу, развивая спортивную злость и другие стрессирующие виды поведения, то психолог, имея в арсенале современные методики, смягчает напряжение, не влияя при этом на достижение хорошего результата.

Детские спортивные психологи

Приведя ребенка в спортивный клуб или секцию, почти у каждого родителя есть надежда, что их сын или дочь станут чемпионами. Или, по крайней мере, титулованными спортсменами. Тут как раз необходима первая консультация психолога, который поможет выбрать спорт, исходя из темперамента малыша.

Допустим, спорт уже выбран, ребенок радостно им занимается и вдруг заявляет, что не пойдет больше туда ни за что. Это скучно, сложно. А денег вложено немало, сил и времени тоже, поэтому такое решение родители сразу воспринимают в штыки. Однако бывает достаточно нескольких бесед с психологом, чтобы преодолеть кризис или полностью поменять вид физической деятельности.

Другой случай — когда внешне спокойный и мотивированный ребенок перед соревнованиями закатывает истерики, плохо спит и быстро перевозбуждается. Психолог легко справится с этой задачей, если он специалист в области спорта.

Родителям необходимо знать, что конфликты, возникающие из-за спорта и не разрешенные еще в детстве при помощи квалифицированного спортивного психолога, могут «выстрелить» неприятным образом во взрослой жизни. А все потому что ребенок не научился правильно выходить из конфликта. Психологи изучают специальный предмет — конфликтологию, благодаря которому могут научить своих юных подопечных справляться с жизненными трудностями еще на этапе становления личности.

Но даже если все идет гладко, спортивного ребенка лучше все же показать психологу, который поможет:

  • правильно мотивировать маленького человека;
  • научить его контролировать собственное психологическое состояние;
  • научить малыша управлять своим вниманием;
  • справляться со страхами перед соревнованиями;
  • ставить четкие цели (близкие и долгосрочные).

Не все становятся чемпионами, а из тех детей, кто к этому стремился с самого раннего возраста, поражение становится трагедией. Если это расстраивает и родителей, то в семье явно нездоровая атмосфера, и тут без спортивного психолога не обойтись.

Нельзя миновать и такую грустную тему как травмы в спорте. Порою карьера спортсмена обрывается внезапно именно из-за травмы, и для того, чтобы понять, что жизнь состоит не только из тренировок и соревнований, нужен опыт спортивного психолога, который обрисует перспективы других, возможно, околоспортивных профессий и вернет человеку веру в себя.

Спортивные психологи в России

На Западе давно поняли важность работы с простыми спортсменами и чемпионами именно психологов, специализирующихся на спорте. И если посмотреть на выступления сборных Китая и Америки на Олимпийских играх последних лет, то именно благодаря десяткам таких специалистов олимпийцы выдали ошеломляющие результаты.

В России работников подобного профиля долгое время обучал лишь Институт физкультуры и спорта в Санкт-Петербурге. Сегодня ситуация несколько поменялась. Профессия состоит из двух областей знаний — спорта и психологии. И выучиться на них можно в разных учебных заведениях.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

В российском спорте наметилась положительная тенденция — спортивных психологов все чаще приглашают в командные и индивидуальные виды спорта, поскольку такие специалисты не только повышают боевой дух, но и помогают побеждать.

Интернет-издание "InTalent" - это мнение квалифицированных экспертов в области профориентации и дополнительного образования.

Руководитель Лаборатории, спортивный психолог О.В.Тиунова дала интервью о профессии спортивного психолога.

Ниже представлен его полный текст:

- Чем занимается спортивный психолог?

- Если кратко, то этот специалист оказывает психологическую поддержку спортсменам, тренерам, родителям юных спортсменов. Консультирует их, осуществляет планомерное психологической обеспечение целой спортивной команды.. По сути – это тренер по психологической подготовке…

- Как проходит психологическая работа со спортсменами?

- Психолог проводит психодиагностику и оценивает возможности спортсмена, выявляет сильные качества в его характере и внутренние «ресурсы», помогает это использовать. Он проводит анализ прошлых результатов спортсмена, прогнозирует его успешность и предлагает программу действий на очередной этап подготовки. Психолог помогает спортсмену разрешить вопросы, касающиеся и спортивных, и житейских задач, составляет индивидуальную программу психологической подготовки к важным соревнованиям, подбирает информацию, по которой спортсмен сможет заниматься самостоятельно.

Работая в команде, спортивный психолог постоянно наблюдает за состоянием спортсменов, помогает разрешать конфликтные ситуации между членами команды или между спортсменом и тренером, проводит индивидуальные и групповые тренинги, обеспечивает оптимальное боевое состояние, перед, во время и после соревнований. И, конечно, такой специалист всегда должен быть готов оказать срочную психологическую помощь, например, в том случае, если спортсмен не выдержал психологической нагрузки на соревнованиях.

Спортивный психолог может оказать помощь спортсмену и в планирование его карьеры.

- Чем работа спортивного психолога отличается от работы психолога, специализирующегося в других сферах?

- Отличий много, например, обычный психолог не должен давать советы, т.е. у него не должно быть для клиента готовых решений проблемы. Главная задача этого специалиста – стимулировать внутреннюю работу клиента. Для этого он задает вопросы, позволяет человеку выговориться, предлагает взглянуть на проблемную ситуацию с другой точки зрения, даёт специальные задания и т.д. Известно, что наш мозг в сложной ситуации не может работать с эмоциями – для понимания момента и дальнейших правильных действий нужны не чувства, а словесные определения, понятия. В результате работы с психологом человек должен понять, что сейчас он находится в некой точке А, которая его не устраивает, а попасть он хочет в очень конкретную точку Б. Дальше психолог может предложить клиенту различные методики, чтобы этот путь был пройден максимально эффективно и осознанно.

А вот спортивный психолог может и должен давать советы, ведь в спорте очень важен фактор времени. И поэтому если уже есть какая-то полезная технология, готовая рекомендация, проверенный алгоритм действий, то лучше сразу включить это в процесс спортивной подготовки, разумеется, индивидуально корректируя программу действий под каждого спортсмена. Ну и, конечно, спортивный психолог должен понимать и использовать в своей работе психологические аспекты физической, технической и тактической подготовки спортсмена.

- Как долго психолог «ведет» спортсмена?

- Иногда спортсмены обращаются за разовыми консультациями. В этом случае мы за один-четыре сеанса должны разработать и апробировать на тренировках и промежуточных соревнованиях индивидуальную программу психологической подготовки или оперативно найти выход из той или иной кризисной ситуации. Но психолог может и достаточно долгое время курировать спортсмена, например, используя средства мобильной связи, Интернет и т.п.

- Когда психолог может считать, что его миссия выполнена?

- Конечная цель консультирования – научить спортсмена, оснастить его материалами и технологиями, которыми он сможет использовать самостоятельно, т.е. обходиться уже без помощи психолога.

- А как Вы стали спортивным психологом?

- Я с детства очень любила спорт. Занималась фигурным катанием, играла в хоккей и в футбол с мальчишками, потом был теннис и даже верховая езда, но, когда прочла несколько книг Александра Дюма, загорелась фехтованием и стала серьезно заниматься только этим видом спорта. У нас был замечательный тренер – Александр Тимофеевич Морозов. Он не только учил владеть оружием, но и пел под гитару очень романтичные и умные песни, играл с нами в футбол, учил самостоятельно мастерить (проклеивать) рапиры…Благодаря его примеру, а также древнегреческой идее гармоничного и всестороннего развития человека, которая меня очень привлекала в старших классах, я решила стать тренером и отправилась воплощать ее в Институт физической культуры .Там был киоск с научно-методической литературой, где продавалось в том числе, много книг по спортивной психологии. Я с удовольствием их читала. Параллельно начала ходить в институтский психологический кружок. Психология настолько меня увлекла, что мое второе высшее образование я получила именно в этой области.

- Какое образование лучше получить, чтобы стать спортивным психологом?

- Чаще всего спортивными психологами становятся люди, которые сами раньше занимались спортом. Это могут быть уже опытные спортсмены, или, напротив, юные спортсмены, которые не успели к студенческому возрасту достичь выдающихся результатов, не хотят становиться тренерами, но при этом мечтают остаться в спорте и помогать спортсменам и тренерам. Такие люди могут получить вначале базовое психологическое образование, а затем – специализацию в области спортивной психологии. Но есть и более короткий путь – получить профильное образование на базе:

Не хочу обижать коллег – наверняка специализация «Спортивная психология» или «Психология спорта» есть или вот-вот будет открыта и в других вузах страны.

Кроме того, наша Лаборатория уже много лет проводит курсы повышения квалификации, предназначенные для людей с высшим и неоконченным высшим (педагогическим, психологическим, физкультурным и др.) образованием, стремящихся реализовать себе в области спортивной психологии. А призеры Олимпийских игр и Чемпионатов мира любых лет могут учиться у нас бесплатно.

- Обязательно ли иметь соответствующую специализацию, чтобы консультировать спортсменов?

- На мой взгляд, сложно быть хорошим специалистом-психологом во всех областях и одинаково успешно работать, например, в области семейного консультирования и в области спортивной психологии. Кроме того, многим клиентам действительно важна специализация психолога, его практический опыт и знание литературы в конкретной области… Например, мама одного юного спортсмена при первой нашей встрече сказал: «Мы выбрали именно Вас, потому что посмотрели ваш сайт и прочитали интервью, где Вы сказали, что когда сейчас приходите на стадион, Вас радует запах манежа, запах раздевалки, что у вас «душа радуется»…

- Какие личные качества необходимы для работы спортивным психологом?

- Мне кажется, важно, чтобы этот человек был неравнодушным и …активным, деятельным. Психологу должно быть интересно понять поступки людей, их внутреннюю логику, хитросплетениях жизни… Также важна склонность к размышлению, анализу, систематизации. Но главное – это способность сопереживать и желание прийти на помощь.

Думаю еще, что психолог вынужден …экстравертом. Ведь в этой профессии важна открытость, которая поначалу тяжело дается интровертам.

Кроме того, психолог важно обладать сильным характером. К нему могут приходить клиенты, которые выше его по статусу или старше по возрасту, но он должен уметь сохранить свою внутреннюю независимость. Особенно это важно спортивному психологу. Несмотря на то, что он работает среди физически сильных людей, порой именно ему приходится проводить серьезные, иногда неприятные беседы и со спортсменами, и с тренерским составом, обращаться к руководству команды, клуба с вопросами, недоумениями или предложениями в то время, как остальные участники процесса…боятся это делать. Если психолог способен на это, он будет пользоваться уважением и спортсменов, и тренеров, ему будут доверять.

Знаете, сами психологи пытаются выработать формулу того, что является важнейшим в их работе. Кто-то говорит: «Клиента нужно любить. Любого, даже самого проблемного. И это главное»…Да, «любить» в смысле пытаться понять, всеми силами стремиться ему (любому!) помочь… А я когда-то сделала внутреннее открытие - поняла, что мне лично важно внутреннее ощущение наполненности, чувство, что «меня много»…и готовность «спасти Человечество».

Словом, нет окончательного ответа на ваш вопрос о личных качествах психолога – у каждого из них свой, неповторимый стиль работы, но ответственность и силы «спасателя» точно должны быть у каждого…

- Кем может стать спортивный психолог, решивший попробовать себя в чем-то новом?

- Он может помогать людям, работающим в экстремальных условиях – военным, сотрудникам МЧС. Кроме того, напомню, что именно из спортивной психологии выросло когда-то очень эффективное направление практической психологии под названием «коучинг». Это технология, помогающая людям не только выйти из кризисного состояния, но и обрести силы, вдохновение, увидеть перед собой перспективу, начать планомерное движение к цели, вернуть веру в себя и восстановить контроль над собственной жизнью. Спортивный психолог легко может переквалифицироваться в коуча – здесь, безусловно, пригодятся его опыт и методы работы.

Помимо этого, спортивный психолог, имеющий образование в области физической культуры, может работать тренером, причем не простым, а тренеров нового направления - Wellness -коучинга. С ним связано всё, что касается здорового образа жизни, а это тоже требует и мотивации, и воли, и самодисциплины клиента…

Не будем забывать, что жизнь – это в некотором роде «вид спорта». Спортивный психолог может вести индивидуальную работу с людьми, ставящими перед собой высокозначимые личные или общественные задачи.

- Может ли подросток, еще учась в школе, получить опыт, который поможет ему в будущем стать психологом?

- Я бы порекомендовала такому человеку… вести дневник. Причем, в нем должны быть не простые записи, типа «сходил в школу, поел, поспал … » или «Принц взглянул на меня 3 раза, улыбнулся 2 раза»…Важен анализ происходящего вокруг, понимание своей роли в этом Мире: что удалось сделать за день, для достижения поставленных целей, что понял, , что потеряло значимость, что стало более актуальным … Ведь прежде чем работать с другими людьми, стоит разобраться в себе и сформировать так называемый «стержень». Ну и, конечно, нужны навыки самоконтроля и умение регулировать своё психофизическое состояние.

– Что вы могли бы посоветовать почитать и посмотреть подросткам, которые хотят стать спортивными психологами?

- Могу порекомендовать им книги, которыми я сама зачитывалась в юности. Это книги Владимира Леви, повесть Даниила Гранина «Эта странная жизнь», «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова – то есть, книги, имеющие психологическую подоплеку. Кроме того, не вредно познакомиться с аналитическим подходом Шерлока Холмса – литературного героя книг Артура Конан Дойля.

Есть множество интересных «психологических» фильмов – художественных и документальных. В Интернете вас ждёт большое разнообразие вебинаров по психологическим тематикам. Словом, информации – больше, чем достаточно, поэтому попробуйте «примерить» на себя эту область человеческой деятельности. Важнейшую и всегда загадочную!


Деятельность спортивного психолога является весьма многогранной, однако в целом можно выделить два основных направления в его работе: образовательную (связанную с обучением спортсменов, тренеров психологическим методам, методикам, техникам для повышения качества выступления или с просвещением тренеров в области психологического знания) и консультативную (направленную, прежде всего, на оказание помощи спортсменам в борьбе с личностными проблемами). Так, по данным статистики лишь 10% спортивных психологов Великобритании занимаются вторым направлением деятельности, поскольку для его реализации необходимо иметь специализацию в клинической психологии.

В реализации обоих направлений в своей деятельности спортивный психолог руководствуется принципами, общими для помогающих профессий. Вот некоторые из них: уважение достоинства и прав других людей; компетентность в собственных действиях (то есть уверенность в том, что реализуемые действия не выходят аз рамки способностей и знаний спортивного психолога); конфиденциальность и др.

В самом начале своей деятельности спортивный психолог должен понять, кто является клиентом его работы. Как правило, ответ на этот вопрос бывает очевидным, но в некоторых ситуациях это приводит к появлению этических проблем. Так, С.Биддли описывает случай, когда спортивный психолог был приглашен в команду для улучшения ее выступлений. После нескольких занятий спортивному психологу было сообщено, что он слишком мягок в общении с игроками – от него ожидалось усиление их психологической устойчивости для того, чтобы игроки могли легче принимать критику со стороны администрации. Спортивный психолог пытался объяснить, что критика – не самый лучший метод повышения результатов, но был удален из команды. Подобные случаи нередки в спорте, поэтому с самого начала спортивный психолог должен понять, какова цель его работы.

Определение целей предполагает не только подбор соответствующего материала, содержания для их выполнения, но и этап сближения со спортсменами, командой. Существует устойчивое мнение, что для получения достоверной информации о спортсмене или команде, возможности эффективного внесения изменений в их деятельность спортивный психолог должен быть не кратковременным визитером, а полноценным членом тренерского коллектива. Доверие со стороны спортсменов заслуживается лишь со временем: «Например, Вы можете показать соблюдение принципа конфиденциальности, если спортсмены будут видеть, что Вы не разглашаете даже не очень важную информацию. Доверие также заслуживается четкими установками по поводу того, что Вы как консультант можете предложить, а чего предложить не можете… Для начинающих спортивных психологов особенно важно понимать, что хотя это звучит иронично, доверие может придти тогда, когда Вы честно говорите, чего Вы не знаете. Разумно напоминать клиентам, что, как и совершенствование физических навыков невозможно без усилий, так и применение психологических знаний нуждается в старании».

На следующем этапе спортивный психолог приступает к изучению проблем, которые он собирается решать. С этой целью он использует различные методы работы: наблюдение, беседу, опросные методы, методы биологической обратной связи и др. Выделяют два основных типа оценки проблем спортсмена. К первому типу относятся такие субъективные виды оценки как интервью, проводимое с самим спортсменом, его тренером или близкими, и наблюдение. Эти методы позволяют увидеть то, как самовосприятие, убеждения спортсмена соотносятся с его поведением в различных ситуациях. Кроме того, с их помощью можно получить уникальные данные, раскрывающие особенности жизненной ситуации спортсмена, истории его развития в спорте и т.д. В то же время эти методы требуют большого количества времени, и они не лишены искажений со стороны экспериментатора. Методы объективного оценивания беспристрастны, непосредственно созданы для диагностики спортивной деятельности, позволяют экономить время и усилия. Однако их ограничением являются неприятие спортсменами, недостаточная валидность и связь результатов по тем или иным тестам, опросникам с реальными спортивными достижениями, а также фрагментарность получаемой информации. Получаемые данные могут помочь не только спортивному психологу понять спортсмена, но и спортсмену понять себя.

После выявления специфики проблемы (например, дефицит мотивации, проблемы концентрации внимания или др.) спортивных психолог разрабатывает программу, направленную на коррекцию соответствующих трудностей. В программе обязательно указываются цели, которые будут достигнуты в результате работы со спортсменом, и показатели, демонстрирующие их достижение. Поэтому по ходу реализации программы спортивный психолог имеет возможность оценить результат собственной деятельности и внести соответствующие коррективы в следующие ее этапы.

Важной особенностью деятельности спортивного психолога является то обстоятельство, что каждый вид спорта накладывает свои требования на разрабатываемые спортивным психологом рекомендации. Виды спорта отличаются по тому, связаны ли они с анаэробными или аэробными нагрузками (спринт или марафон); по тому, какой уровень технической точности необходим для успешного освоения спортивной деятельности (стрельба в сравнении с пауэрлифтингом); по продолжительности усилия и времени, которое проходит между моментами затраты энергии (гольф в сравнении с лыжами) и др. Например, если говорить об анаэробных нагрузках, то для таких видов спорта необходимо развитие внутреннего фокуса внимания у спортсмена и умение переживать высокое напряжение; если, наоборот, речь идет об аэробных нагрузках, то здесь напряжение низко, но необходимо умение быстро переключать фокус внимания. Точно также, если спортивная деятельность связана с грубыми моторными навыками, то важна высокая мотивация и умение выдерживать сильное напряжение; если же навыки, необходимые для реализации спортивной деятельности, достигают высокого уровня развития, то необходимо развитие фокуса внимания и уверенности в себе. Так, в лыжных гонках важно выдержать длительное напряжение, достичь адекватного уровня возбуждения (что делается с помощью дыхательной гимнастики, прослушивания соответствующей музыки, внутренней речи и использования образных средств). В этом виде спорта важны первые секунды старта, и здесь можно увидеть два основных подхода к началу гонок: одни лыжники приезжают к старту заранее (за 15-25 минут) и «погружаются» в атмосферу гонки; другие – приходят за несколько минут, чтобы соревнование «просто началось». В теннисе гораздо важнее поддерживать уверенность в себе на протяжении длительного поединка, что достигается контролем спортсменом своей мыслительной деятельности и т.п. Таким образом, в зависимости от вида спорта и выбираемой стратегии решения поставленной перед спортсменом задачи, спортивный психолог способствует развитию тех или иных психических качеств атлета.

Кроме того, не нужно забывать о том, что при обращении спортсмена к спортивному психологу, тот должен учитывать целый ряд факторов, который может объяснять причину возникновения тех или иных проблем, помимо собственно психологических причин. В работе Д.Коллинса и коллег рассказывается опыт консультирования профессионального мотогонщика. При обращении к спортивному психологу его основной вопрос был связан со слабой концентрацией внимания. Решение подобной задачи безусловно находится в рамках компетенции спортивного психолога, для чего используются различные техники саморегуляции. Однако сначала психолог обратился за советом к диетологу; проведенный совместный анализ тренировочного процесса спортсмена показал, что одной из причин данной проблемы является неправильное питание спортсмена, которое приводит к сильному истощению организма во время соревнования и, как следствие, к резкому снижению внимания.

Описывая свой опыт работы со сборной США по легкой атлетике, Р.Нидеффер приводит следующий алгоритм решения проблемы спортсмена: «Я прошу у атлета разрешения присутствия тренера. После этого мы втроем должны сделать следующие вещи: а) убедиться в том, что выделенная проблема соответствует представлениям тренера; б) определить время, место и тип техники, которая поможет спортсмену; в) убедиться в том, что с тактической и технической точек зрения психологическая подготовка не будет препятствовать реализации более важных аспектов подготовки…». Эти примеры показывают, что спортивный психолог должен работать в постоянном контакте с тренером, спортивным врачом и другими специалистами, объединение усилий которых может позволить увидеть любую сложность спортсмена максимально объективно.

Хотя, как мы уже указывали, что существуют различные методы и методики, применяемые в психологической работе со спортсменами, многие из них (особенно это относится к бланковым опросникам) вызывают большое недоверие со стороны спортсменов, поскольку занимают много времени и не приносят желаемого результата. Поэтому, в первую очередь, специалисту приходится опираться на собственные коммуникативные навыки активного слушания и построения вопросов. Еще раз оговоримся, что спортивный психолог работает не только над созданием и реализацией достаточно длительных программ – во многом эффективность спортивного психолога определяется непродолжительным взаимодействием со спортсменом. В этой связи приведем следующий пример, описанный спортивным психологом Д.Гилборном, который имеет более чем тридцатилетний опыт работы в футбольных командах: «В раздевалку заходит тренер и зачитывает список игроков, которые выйдут на поле. Сильный игрок не попал в состав – он смотрит в пол, скрестив руки на груди. Тренер выходит из раздевалки, и игроки начинают переодеваться… Кто-то подходит и пытается положить руку ему на плечо; рука скинута. Все спортсмены вышли, кроме этого игрока. Он также выходит и хлопает дверью, бежит к выходу со словами «Я ухожу отсюда». Психолог в гневе кричит: «Не уходи, иначе ты дашь ему еще одну пулю, чтобы выстрелить в тебя». Игрок останавливается… Через час я вижу как спортсмен стоит, улыбаясь около раздевалки и провожает всех на матч, желая игрокам, физиотерапевтам, врачам удачи. Последним выходит тренер. Он указывает пальцем на игрока и говорит: «Ты будешь сидеть на скамейке рядом со мной». Из этого отрывка видно, как важно было вмешательство спортивного психолога, который практически моментально нашел выход из непростой ситуации. Впоследствии, через несколько месяцев сам игрок признался тренеру в том, что психолог остановил его от ухода в тот день; но на тот момент он уже был постоянным игроком в команде.

Читайте также: