Входит ли стаж работы в казахстане в страховой стаж рф

Опубликовано: 09.05.2024

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат в том числе иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие по трудовым договорам (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ). Исключением являются высококвалифицированные специалисты (Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В страховой (трудовой) стаж включаются все периоды работы или службы работника. Стаж работы иностранного гражданина за пределами РФ при назначении пособий в России, как правило, не учитывается.

Однако с 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор), участниками которого являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения. В соответствии с которым, социальное обеспечение (социальное страхование), кроме пенсионного, трудящихся из государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора).

Социальное обеспечение (социальное страхование) включает в себя обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора).

Со 2 января 2015 г. граждане Республики Казахстан, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие в российских организациях по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории Российской Федерации (Письмо Минтруда России от 13.03.2015 № 17-3/ООГ-268).

Пособия работнику - гражданину Республики Казахстан, временно пребывающему в Российской Федерации рассчитываются в соответствии с правилами Российского законодательства:

  • Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется и выплачивается по общим правилам, установленным Законом №
  • Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднего дневного заработка на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку (ст. 7 Закона №
  • Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (ч. 4, 5 ст. 14 Закона №
  • Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника (ч. 1 ст. 7 Закона №
  • Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам подсчитывается и подтверждается в соответствии с Правилами утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее — Правила). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, применяются правила указанного договора (п. 6 Правил).

В силу Договора трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора).

Таким образом период работы в Республике Казахстан (с 2012 до 2016 годы) включается в страховой стаж работника для определения размера пособия по временной нетрудоспособности.

Если человек всю жизнь проработал в Казахстане и вышел на пенсию в этой стране, он вправе рассчитывать на то, что государство будет платить ему пенсионное содержание, где бы он потом ни проживал.


Неприятный сюрприз получают казахстанцы, переезжающие на постоянное место жительства в Россию. Размер пенсий оказывается значительно ниже того размера, что был назначен в Казахстане. Впору задуматься о нарушении прав человека.

Сегодня мы публикуем откровения Анны Закировой, переехавшей из Алматы в Калининград.

Сначала была интрига

И вот на седьмом десятке лет – переезд в крупный российский город, обустройство, получение гражданства. Все это заняло два года и сопровождалось немалыми стрессами, подтверждающими пословицу «Взрослое дерево не пересаживают». Наконец, получили паспорта и отправились в Пенсионный фонд, где сдали все нужные документы для начисления новой пенсии.

Кстати, точной, достоверной информации о том, какой она будет на исторической родине, у нас практически не было. Еще в Алматы, в очередях Российского посольства, слышали, что казахстанскую пенсию после получения гражданства просто конвертируют, переводят в рубли, то есть она будет ровно такой же, какую начислили в РК при выходе на заслуженный отдых. Но никаких официальных данных на эту тему не находили.

Приехав в Россию, в поисках более конкретного ответа отправили письмо с вопросом о предполагаемом размере пенсии в отделение Пенсионного Фонда РФ по месту жительства. Ответ был обтекаемым: вопросы начисления пенсии решаются индивидуально и «только на основании полного рассмотрения всех документов в установленном порядке».

И нигде, ни разу, не прозвучало никакого намека на то, что все заработанное после 2001 года, вернее, пенсионные отчисления в виде социальных налогов, при назначении пенсии учитываться не будут.

Проще говоря, труды последних полутора десятка лет, надо сказать, самых продуктивных, окажутся для обеспечения безбедной старости напрасными. И это несмотря на то, что государство, где мы в это время работали, пополняло республиканский бюджет от отчислений с нашей зарплаты и зарплат множества других людей, позже переехавших на историческую родину.

– Даже не знаю, какие эмоции мы испытали, когда узнали о размере своих пенсий в России. Разочарование, обида, желание куда-то идти, разбираться, жаловаться. Сначала просто не поверили. Со стажем более сорока лет и с неплохой оплатой труда в течение всех этих лет получить в итоге 11 тысяч рублей! Уточню для ясности: этой суммы хватит только на оплату ежемесячных коммунальных услуг в трехкомнатной квартире. Что-то не получается, как у почтальона Печкина, с гордостью говорившего: «Я, можно сказать, только жить начинаю – на пенсию выхожу».

Нетрудно было подсчитать, что, оставшись в Казахстане, мы получали бы почти в два раза больше – по 20 тысяч рублей в переводе с тенге.

Но шок прошел, надо привыкать к новой жизни. Решили: проживем, тем более что некоторые накопления сделали, усвоив еще с 90-ых годов, что на государство рассчитывать рискованно, надеяться можно только на себя.

И все же хотелось понять. Казалось бы, есть Соглашение о гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. И Россия, и Казахстан являются его участниками. В нем сказано, что «гражданам, прибывшим из стран-участниц СНГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 г. может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность».

Но суть в том, что если стаж учитывается, то заработная плата, точнее, пенсионные отчисления с ее размера, – нет. А стаж дает право только на самую минимальную сумму. Причем, с каждым годом эта минимальная сумма уменьшается и скоро станет равна прожиточному минимуму в России, то есть соцпособию.

Международная практика выглядит более справедливой. Россия, например, выплачивает немалые средства тем своим бывшим гражданам, которые переехали в другие страны. В год эта сумма, перечисляемая из бюджета Пенсионного фонда РФ, достигает 40 млрд. рублей. Порядка 300 тыс. человек в 129 странах, основные из которых – Германия, Израиль и США, получают российскую пенсию, выехав из этого государства.

В своих отчетах российский Пенсионный фонд поясняет, что выплачивает пенсии выехавшим гражданам «в рамках системы сохранения пенсионных прав при смене страны проживания и в соответствии с международными договорами о социальном обеспечении». Комментируя эту тему, российские аналитики пишут, что потраченные на такие цели средства критичными для бюджета страны не являются, а игнорирование пенсионных прав может привести к социальным потрясениям. Увы, в Казахстане на это возможностей, видимо, не нашли.

Казахстан как будто ни при чем

– Почему же Россия не учитывает отчисления после 2001 года? Ответ прост: именно в этом году был принят закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому, начиная с 1 января 2002 года в РФ размер пенсии напрямую зависит от объема уплаченных страховых взносов (пенсионных отчислений).

А взносы эти остались в Казахстане. Как ответили нам в Министерстве труда и социальной защиты РК: «Для определения размера страховой пенсии по законодательству РФ страховой стаж, приобретенный на территории Республики Казахстан, не учитывается».

Еще министерство в своем ответе напомнило, что с 1998 года в Казахстане начала действовать накопительная пенсионная реформа и вкладчики НПФ могут изымать свои накопления при выезде на постоянное место жительства за пределы республики. Но надо тогда уточнить, что это совсем другие, личные накопления с заработной платы, которые государство законодательно мотивировало нас накапливать в НПФ для лучшей жизни в старости. И не нужно путать их с теми накоплениями от отчислений социальных налогов с заработной платы в бюджет, которые граждане продолжали делать и после внедрения накопительной пенсионной системы.

На что могут рассчитывать бывшие казахстанцы-пенсионеры?

– Хорошо еще, что по федеральному закону от 15 декабря 2001 года «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера не может быть ниже величины прожиточного уровня. Россия не обрекает на полную нищету вернувшихся на историческую родину пожилых людей.

И все же бывшие казахстанцы, выполнявшие свои гражданские обязанности перед государством, где они трудились, недополучают теперь то, что им должно причитаться по закону.

Известно, что поток уезжающих пенсионеров из Казахстана не заканчивается, одновременно растет и трудовая миграция. А у людей, моложе нас по возрасту, ситуация будет еще хуже. Они позже начали работать, а это значит, что потеряют еще больше накоплений, если решат вернуться в Россию. Большинство из них об этом даже не догадываются, наивно полагая, что уж страны-то, входившие когда-то в Советский Союз, о таком вопросе точно договорились.

Вместо постскриптума

Совсем недавно интернет-газета ЗОНАКЗ писала о том, что страны ЕАЭК, куда входят Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения, вплотную подошли к вопросу экспорта пенсий. В совместном документе, который разрабатывается, должны быть прописаны нормы пенсионного обеспечения выезжающих как на постоянное место жительства, так и на работу в другие страны.

И чиновникам, похоже, нужно поспешить, чтобы не поднялось цунами из исков обделенных пенсионеров в суды разных инстанций. Образованные люди уж смогут постоять за свои права…

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

Александр Акименко - Начальник Главного управления Пенсионного фонда №5.jpg

Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

- Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.

пенсии.jpg

При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

- Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Бусыгина Ю. О.

В этих случаях порядок расчета, периоды и другие детали могут отличаться. В статье разберем только расчет страхового стажа для назначения больничного и пособия по беременности и родам.

Правила подсчета страхового стажа

    для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. Приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 585н (далее — Правила подсчета страхового стажа).
  • Страховой стаж — это период, когда сотрудник работал, а работодатель перечислял за него страховые взносы во внебюджетные фонды.
  • Обязательное условие: включить какой-то период в расчет страхового стажа можно, только если за этот период перечислялись страховые взносы за работника.

Не путайте страховой стаж с трудовым стажем — это разные понятия

Трудовой стаж — это продолжительность трудовой деятельности, которая осуществляется на основании трудового договора.

Пример: работнику назначено пособие по временной нетрудоспособности. Ранее он был индивидуальным предпринимателем. Трудового договора не было, но за этот период ИП перечислял за себя страховые взносы. Расхождение: трудового договора нет и, как следствие, записи в трудовой книжке тоже нет, но есть отчисления за период.

  • Работнику при назначении пособия этот период можно зачесть в страховой стаж при условии, что он предоставит документы, например справку из территориального отделения ФСС РФ, если этот период пришелся на промежуток с 01.01.1991 по 31.12.2000, а также после 01.01.2003 года.
  • Период до 1 января 1991 года можно подтвердить только документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование.

Размер оплаты больничного зависит от стажа

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника:

  • если страховой стаж от 6 месяцев до 5 лет, то ему следует выплатить 60% среднего заработка;
  • от 5 до 8 лет — 80%;
  • более 8 лет — 100%.
  • Обратите внимание: если стаж работника окажется менее 6 месяцев, то пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ (с 01.01.2021 МРОТ составляет 12 792 руб.). Скачайте шпаргалку в конце статьи с примером расчета пособия исходя из МРОТ.

В конце статьи есть шпаргалка

Документы, подтверждающие страховой стаж

Основной документ, подтверждающий периоды работы, — это трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, сформированные работодателем в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.

А что если сведения в трудовой неправильные и неточные либо вовсе нет записей или сведений об отдельных периодах работы? Тогда в подтверждение периодов работы принимаются:

  • письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений;
  • справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
  • выписки из приказов;
  • лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения правоотношений.

Перечень документов, на основании которых можно подтвердить стаж для различных случаев, приведен в разделе II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа (утв. Приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 585н).

Пример

Ситуация: работодатель потребовал от вновь принятого на работу работника предоставить документы, которыми можно подтвердить, что прежние работодатели уплачивали страховые взносы с выплат в пользу этого работника. Действительно ли работодатель должен требовать такие документы?

Решение: в п. 9 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 585н, указан перечень документов, которыми можно подтвердить страховой стаж. Документов, которыми можно подтвердить, что прежние работодатели уплачивали страховые взносы за работника, здесь не поименовано. Соответственно, требовать такие документы от нового работника не только необязательно, но и неправомерно.

  1. Проверить наличие документов, по которым можно определить периоды, включаемые в страховой стаж (трудовая книжка, сведения о трудовой деятельности, трудовые договоры и т.п.).
  2. Теперь можно считать страховой стаж.

Как считать страховой стаж, если работник откажется от бумажной трудовой книжки

Периоды страхового стажа для больничного

В страховой стаж включаются:

  • периоды работы по трудовому договору;
  • периоды государственной гражданской или муниципальной службы;
  • периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Расчет страхового стажа для больничного

Периоды работы (службы, деятельности) считают в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). Каждые 30 дней этих периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы (п. 23 раздел III Правил подсчета и подтверждения страхового стажа).

Если периоды, включаемые в страховой стаж, совпадают, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Нужный период указывается в заявлении (п. 24 Правил подсчета страхового стажа).

Пример подсчета страхового стажа

Посчитаем страховой стаж работнику Игорю Плюшкину для расчета пособия по временной нетрудоспособности. Работник принес больничный лист за период с 10 августа по 15 августа 2021 года. Данные трудовой книжки:

  • с 1 января 2016 года по 20 июля 2016 года Плюшкин работал в ООО «Прогресс»;
  • с 22 июля 2016 года по 25 августа 2018 года — в ООО « Вектор » ;
  • с 26 августа 2018 года по 29 августа 2018 года — в ООО « Горизонт » ;
  • с 1 сентября 2018 года по настоящее время работает в ООО « Прима » .

Обратите внимание, что стаж следует считать на день, предшествующий дню наступления болезни, то есть в нашем примере на 9 августа 2021 года:

Читайте также: