Влияет ли высшее образование на зарплату учителя

Опубликовано: 04.10.2024

Многие студенты размышляют, какое лучше получить образование – бакалавра или магистра. Каждая из этих степеней предполагает разный объем знаний, который затем можно будет использовать в практической деятельности.

Соответственно, от сделанного выбора напрямую будет зависеть зарплата будущего выпускника вуза. Какая ситуация складывается в России и за границей, обращают ли внимание работодатели на ученую степень при приеме на работу, разберемся в этой статье.

Заметный сигнал

Одно из самых глубоких исследований разницы между бакалавром и магистром сделал лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Майкл Спенс в своих многочисленных трудах. В них ученый утверждает, что стремление молодого человека получить высшее образование – неотъемлемое действие, являющееся экономически оправданным. Это конкретный сигнал, подаваемый соискателем потенциальному работодателю.

При трудоустройстве руководителю необходимо добыть как можно больше информации о качествах своего сотрудника. С этой целью проводится собеседование, но оно не может в полной мере отражать потенциал соискателя. Полученное им образование в современной экономике считается более достоверным и надежным сигналом.

Существует несколько критериев, по которым можно измерить качество полученного образования:

  • количество лет обучения;
  • приобретенная степень;
  • репутация учебного заведения;
  • оценки в дипломе.

Уровень образования позволяет объективно судить о возможностях работника. Пусть даже все это не гарантия эффективного исполнения обязанностей, а только сигналы и предпосылки. Чем выше приобретенный уровень образования, тем на более высокую зарплату и престижную должность можно рассчитывать.

Конечно, образование должно иметь непосредственное отношение к выбранной специальности.

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Если коротко, то степень бакалавра подтверждает получение человеком начальной степени образования. Ее выдают после обучения продолжительностью 4 года. После этого у выпускника автоматически появляется возможность заниматься практической деятельностью в рамках полученной специальности.

Магистром студент становится, освоив вторую ступень образования. Для этого требуется дополнительно учиться еще два года. За это время он получает углубленные специализированные знания по конкретному предмету, позволяющему скорректировать профессиональное направление, которое может совпадать с направлением бакалавриата или принципиально от него отличаться.

На основании этих пояснений сразу становится понятным, что выше – бакалавр или магистр. Для получения магистерской степени, в общем следует учиться 6 лет, а бакалавром становятся через 4 года.

Как уровень образования влияет на размеры зарплат в США?

Согласно статистике, в Америке стартовая разница зарплаты бакалавра и магистра составляла 15 000 долларов в год (это почти 1 млн. рублей в год, или около 80 000 рублей в месяц).

Для наглядности можно привести размер годовых зарплат конкретных специалистов в зависимости от их уровня образования. При составлении этого списка за основу бралась средняя годовая зарплата без учета налоговых вычетов.

  • бакалавр – 46 000 долларов (3 млн. рублей);
  • магистр – 50 500 долларов (3,3 млн. рублей).
  • бакалавр – 38 500 долларов (2,5 млн. рублей);
  • магистр – 47 000 долларов (3 млн. рублей).
  • бакалавр – 51 000 долларов (3,3 млн. рублей);
  • магистр – 72 500 долларов (4,7 млн. рублей).
  • бакалавр – 47 500 долларов (3 млн. рублей);
  • магистр – 63 500 долларов (4,1 млн. рублей).

Как видно из этих сведений, самая существенная разница наблюдается в сфере программирования. В этом случае при пересчете на рубли магистр сможет в год получать почти на полтора миллиона рублей больше. А вот для бухгалтера и биохимика разница значительно меньше – от 300 до 500 тысяч рублей в год.

Ситуация в России

Квалификации сотрудников, их ученой степени уделяют внимание и в России. Исследование, проведенное специалистами НИУ ВШЭ, показало, что магистры имеют существенные преимущества по сравнению с теми, кто принял решение остановиться на приобретение диплома бакалавра. У них больше карьерных перспектив и выше стартовая зарплата.

В денежном выражении получается, что в России зарплата магистра уже на первом месте работы оказывается на 30% выше, чем у бакалавра.

Также степень магистра в состоянии заменить наличие диплома о прохождении профессиональных курсов, что также повышает уровень оплаты труда примерно на 10%.

Отношение работодателей к ученой степени

Интересно, что работодатели с большим пиететом относятся к магистрам, чем к бакалаврам, даже если не осознают принципиальной разницы между ними. Люди, принимающие решение о зачислении сотрудника на работу, интуитивно отдают предпочтение обладателям магистерского диплома. К такому выводу пришли в результате исследования, организованного НИУ ВШЭ.

Это имеет под собой вполне определенную основу. Ведь подготовка бакалавров и магистров существенно отличается друг от друга.

Правда, результаты другого опроса, проведенного порталом SuperJob, показали, что вид диплома не считается основным критерием при принятии решения о приеме на работу. Намного большее значение руководители кадрового отдела отлают личностным качествам конкретного соискателя.

В результате исследований удалось установить:

  1. Более 40% опрошенных отдают одинаковое предпочтение магистрам и бакалаврам.
  2. 35% работодателей считают, что бакалавры – это студенты с неоконченным высшим образованием.
  3. 8% вовсе приравнивают бакалавров к сотрудникам со средним специальным образованием.

Конечно, считать бакалавриат неоконченным высшим образованием ошибочно. Эта степень дает право на получение полноценного диплома, разрешение занимать должности, для которых необходимо получение высшего образования.

На основании этого можно сделать вывод, что магистры получают весьма ощутимые преимущества, как в уровне зарплат, так и в отношении в момент приема на работу.

Преимущества дистанционного образования

Большинство отказываются от идеи получать степень магистра, чтобы не тратить лишние два года. Ведь в этот период уже можно выйти на работу, начать зарабатывать стаж.

Однако существует возможность обучения на магистра без отрыва от трудовой деятельности. Ведь дополнительное образование можно получить дистанционно.

Это распространенная мировая практика, которая набирает популярность в России. У дистанционного образования есть следующие преимущества:

  1. Отсутствует необходимость постоянно приезжать в вуз. Это особенно актуально для студентов, живущих в отдаленных регионах. При дистанционном обучении многие вузы даже вступительные и государственные экзамены принимают удаленно.
  2. Стоимость дистанционного обучения на порядок ниже, чем при очной или заочной форме обучения.
  3. Дистанционное образование способствует выработке важных для будущей профессиональной деятельности качеств – самодисциплины, чувства ответственности.

Дистанционное образование – оптимальный вариант получения магистерской степени, которая станет основой для будущего карьерного роста.


Учитель – профессия, выбрать которую может далеко не каждый человек. Она требует от специалиста не только высокого уровня знаний своего предмета, но и умения работать с детьми и их родителями, чуткого отношения к ребенку, понимания и принятия его таким, какой он есть. Этот сложный труд требует от педагога высокой самоотдачи. При этом ситуацию с заработными платами педагогов пока нельзя отнести к благополучной. И тем не менее средняя зарплата учителя меняется в сторону увеличения, хотя и не так быстро, как этого бы хотелось.

Средняя зарплата учителей в России

Каждый год публикуются данные Росстата о состоянии уровня заработных плат в стране, эти цифры позволяют в том числе оценить, сколько получают учителя в РФ.

Заработные платы по регионам страны

В регионах страны ситуация со средним доходом педагогов складывается по-разному. При оценке данных необходимо учитывать, что в расчете средних значений учитываются заработные платы, выплачиваемые не только учителям, но и директорам и завучам школ. Именно по этой причине многие педагоги считают, что ситуация на местах не всегда соответствует статистическим средним значениям, и данные статистики не дают полного представления о том, сколько зарабатывают учителя. Также важно понимать, что максимальные заработные платы получают педагоги, имеющие самый большой объем учебной нагрузки и совмещающие работу по обучению с дополнительным функционалом классного руководства или ведения профильных кружков по предмету.

учитель в классе

Регион Средняя оплата труда учителя в руб.
Ямало-Ненецкий автономный округ 86 000
Чукотка 79 000
Камчатка 72 000
Саха (Якутия) 65 000
Дальневосточный федеральный округ 63 000
Сахалин 59 000
Коми 57 000

Среди регионов, где выплачиваются самые низкие заработные платы в 22 000 рублей и ниже, оказались Алтай, Мордовия и Дагестан.

Регион Средняя оплата труда учителя в руб.
Алтайский край 22 000
Мордовия 20 900
Дагестан 18 000

Общая ситуация по большинству учебных учреждений регионов представлена на диаграмме:

Если оценивать ситуацию в Московской и Ленинградской областях, то средний уровень дохода учителя составил 48 000 рублей и 32 000 рублей соответственно.

Область и город Средняя зарплата учителя в руб.
Московская область 48 000
Москва 57 000
Ленинградская область 32 000
Санкт-Петербург 41 000

Оклады школьных преподавателей

Оклад школьного учителя – это фиксированная сумма, рассчитываемая за 18 часов проведенных уроков в неделю. Педагоги называют ее «ставкой».

В разных регионах размер базового оклада имеет свои отличия. На сегодняшний день он соответствует значениям от 6000 до 10 000 рублей.

Итоговый совокупный доход учителя формируется из нескольких частей заработной платы с учетом количества часов рабочей нагрузки.

Педагоги-предметники и учителя начальных классов, работающие в частных школах, зарабатывают больше. В негосударственной образовательной сфере оклады устанавливают владелец и директор учебного учреждения, в связи с чем общий уровень дохода учителя выше, чем у его коллеги, работающего в обычной государственной средней школе.

Оклады преподавателей вузов

Заработные платы преподавателей высшей школы также нельзя отнести к высоким.

Профессора высших учебных учреждений зарабатывают порядка 30 000 рублей в месяц, а ассистент, не имеющий ученой степени, имеет оклад в 12 000 рублей.

Размер заработной платы преподавателя-доцента равен в среднем 17 000 рублей. В регионах его заработная плата ниже, чем в крупных городах, и составляет 10 000 рублей.

Кандидат наук, работающий в региональном вузе, ежемесячно получает 9000 рублей.

Если преподаватель совмещает свою работу с кураторством курса или заведует кафедрой, то его доход увеличивается до 40–50 тысяч рублей.

Наибольший доход может иметь декан факультета – порядка 100 000 рублей.

преподаватель вуза

Если преподаватель трудится в частном вузе, то он может рассчитывать на оплату труда от 40 000 рублей.

При общем невысоком уровне дохода преподавателей многие из них работают в нескольких вузах, увеличивая свой доход за счет ведения дополнительных лекций и практических занятий по совместительству.

Оклады воспитателей

Оплата труда воспитателей не отличается высоким уровнем, но регулярно индексируется и меняется в сторону увеличения.

Как и в случае с учителями, в разных городах уровень дохода работников дошкольных учреждений отличается.

Наибольшие заработные платы получают воспитатели, работающие в Москве, а наименьшие – в Волгограде.

Где и кто получает больше и меньше всех

Город Размер средней заработной платы учителя (в рублях)
Магадан 73 000
Москва 57 000
Мурманск 57 000
Хабаровск 47 000
Тюмень 42 000
Красноярск 41 000
Санкт-Петербург 41 000
Архангельск 40 000
Екатеринбург 37 000
Иркутск 34 000
Ярославль 31 000
Краснодар 31 000
Вологда 31 000
Омск 31 000
Кемерово 31 000
Пермь 31 070
Томск 30 000
Рязань 28 000
Самара 28 000
Новосибирск 28 000
Ростов 28 000
Челябинск 28 000
Калининград 28 000
Липецк 27 000
Смоленск 27 000
Калуга 27 000
Ставрополь 26 000
Владимир 26 000
Тула 26 000
Оренбург 25 000
Воронеж 25 000
Волгоград 25 000
Астрахань 25 000
Тверь 25 000
Ульяновск 25 000
Новгород 24 000
Псков 24 000
Тамбов 23 000
Брянск 23 000
Белгород 23 400
Иваново 23 000
Калмыкия 22 000
Киров 22 000
Курган 22 000
Пенза 21 000
Саратов 21 000

Также на сегодняшний день сформировалась тенденция, в соответствии с которой учителя, проживающие и работающие в сельской местности, могут получать доход меньше, чем в городах, не говоря уже о столицах регионов и республик. Эта проблема активно обсуждается на законодательном уровне и разрабатываются решения, которые позволят сделать условия равными для тех, кто работает в городских и сельских школах.

Факторы, влияющие на зарплату учителя

Разница в доходе российских учителей связана с несколькими факторами, такими как:

  • регион проживания и применяемые региональные коэффициенты;
  • дополнительные надбавки, устанавливаемые губернаторами;
  • особые условия труда.

Специализация учителя-предметника не влияет значительно на уровень его дохода, и преподаватели истории или физкультуры имеют одинаковый базовый оклад. При этом учителя русского языка и литературы или математики в Москве и других городах получают больше, чем все остальные педагоги, за проверку тетрадей, но это отличие настолько незначительно, что не оказывает существенного влияния на общий уровень дохода.

Из каких составляющих собирается зарплата

Зарплата учителя в России

Зарплата учителя в России, ее структура претерпевают изменения. На протяжении нескольких лет идут поиски наиболее оптимального варианта, при котором у работника сферы образования появляется возможность влиять на уровень своего дохода.

Так в настоящее время принято несколько систем оплаты труда педагога. В основе каждой системы лежит разделение заработной платы на две части: основную и дополнительную.

Общая часть рассчитывается в зависимости от количества учащихся в классе и нагрузки, измеряемой в количестве часов.

Специальная часть начисляется за:

  • сложность преподаваемого предмета;
  • проверку тетрадей;
  • методическую работу;
  • заведование кабинетом;
  • работу с одаренными детьми;
  • звание;
  • подготовку лабораторных работ.

Стимулирующие выплаты должны мотивировать учителя работать качественно, улучшать уровень знаний учащихся и могут начисляться за высокий уровень успеваемости учеников, использование в работе новаторских методик обучения.

Итоговая сумма дохода формируется индивидуально, с учетом всех начислений по каждой из частей заработной платы.

Особенности образовательной профессии

Казалось бы, основной обязанностью педагога является проведение уроков. Но для того, чтобы донести до учащихся информацию, научить их мыслить, использовать полученные знания, сформировать требуемые навыки, учителю приходится большое количество времени тратить на подготовку к уроку, в процессе которой он должен:

  • разработать план занятия;
  • подобрать демонстрационный материал;
  • подготовить наглядные пособия;
  • отобрать упражнения для закрепления материала.

Все эти действия относятся к методической составляющей работы педагога.

На уроке учитель должен доходчиво, понятно и увлекательно подать материал, добиться, чтобы каждый ученик понял и усвоил информацию.

После аудиторных занятий учитель проверяет рабочие тетради учащихся, выставляет оценки, заполняет журнал.

Если в обязанности педагога входит классное руководство, то ему необходимо готовить и проводить классные часы, выстраивать систему взаимоотношений в коллективе учащихся, организовывать внеклассную работу, взаимодействовать с родителями.

Выполнить качественно весь комплекс обязанностей может лишь тот, кто выбрал профессию учителя по призванию, понимая, что рабочий день никогда не будет ограничен определенным количеством рабочих часов, а некоторую работу придется выполнять дома.

К плюсам профессии можно отнести:

  • продолжительный двухмесячный отпуск, только учителя имеют право отдыхать каждый год летом, в то время как работники других профессий не имеют такой возможности;
  • постоянные коммуникации с детьми и взрослыми, дефицита общения не бывает никогда;
  • творческие задачи, которые необходимо решать каждый день;
  • отсутствие фиксированного рабочего дня, что, несмотря на высокий уровень занятости, позволяет иметь определенную свободу, которой нет у офисных сотрудников, работающих с 9 до 18 часов;
  • в случае достижения учащимися успехов – почет и признание авторитета учителя.

В число минусов можно включить:

  • невысокую заработную плату;
  • интенсивность труда и загруженность;
  • высокий уровень ответственности не только за качество знаний учащихся, но и за жизнь и здоровье учеников, находящихся в школьных классах;
  • психологическое напряжение, возникающее при взаимодействии с трудными детьми и их родителями;
  • большое количество документации, которую необходимо регулярно заполнять.

Дополнительные деньги учителя зарабатывают, проводя занятия в качестве репетиторов с теми, кто готовится к сдаче ЕГЭ. Учителя английского языка в школе получают такой же уровень дохода, как и остальные предметники, и часто подрабатывают в качестве преподавателей на языковых курсах и в частных центрах изучения иностранных языков.

В настоящее время перед правительством стоит задача повышения престижа профессии преподавателя, привлечения в образовательную сферу молодежи. На сегодняшний день в школах большое количество учителей находится в предпенсионном возрасте. Они выходят на пенсию и продолжают преподавать, несмотря на невысокий уровень оплаты труда. Привлечение в школы молодых специалистов должно позволить решить вопрос нехватки кадров и обеспечить преемственность поколений педагогов.

Зарплата учителей в других странах

За рубежом труд учителя почетен и достаточно высоко оплачивается. На совокупный доход влияют стаж и опыт работы педагога. Однако для того, чтобы объективно оценить, сколько платят учителям, нужно знать весь объем налогов и иных выплат, которые в обязательном порядке должны оплачиваться в каждой из стран. В таблице приведены данные без учета расходов, связанных с уплатой обязательных налогов.

в тыс. долл. США

alt="Педагоги шутят: На одну ставку есть нечего, на две - некогда. Фото: ТАСС" />
Педагоги шутят: На одну ставку есть нечего, на две - некогда. Фото: ТАСС

На какой оклад может рассчитывать молодой учитель после вуза? Как получилось, что гарантированная часть зарплаты педагога в ряде регионов оказалась ниже МРОТ? Почему в крупном региональном центре учителям доплачивают всего 1700 рублей в месяц за классное руководство?

Получите, распишитесь

Оклад учителя в Воронежской области - 10 200 рублей. Педагоги шутят: "На одну ставку есть нечего, на две - некогда". Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… По сути, полноценная рабочая неделя.

- Понятно, что за счет различных доплат и работы не на одну ставку зарплата большинства педагогов будет превышать МРОТ. Тем не менее есть учителя, которые получают зарплату на уровне минималки. Особенно много педагогов с зарплатой уборщицы среди начинающих специалистов, работающих на одну ставку, - отмечают в областном профсоюзе. - Практически у каждого учителя сегодня есть дополнительный приработок, репетиторство. А в сельской местности это еще и подсобное хозяйство.

Средний возраст педагогов в Воронеже - 48 лет, в области - 52 года. В минувшем учебном году в школы региона пришли более 400 молодых педагогов, но большинство трудоустроилось в Воронеже. Ни одного молодого учителя в 2018 году не приехало в Нововоронеж и шесть сельских районов. Почему? Низкие зарплаты отпугивают молодых специалистов. И это несмотря на то что несколько лет назад областной профсоюз добился надбавки к их зарплате. В первые пять лет работы им увеличивают оклад на 20-30 процентов в зависимости от того, трудятся они в городе или в селе и от "качества" диплома (отличником быть выгоднее). При этом опытный учитель вынужден добирать достойную для жизни сумму дополнительной работой.

Баллы решают все

Средняя зарплата учителя в Мордовии - 23 000 рублей. Она состоит из оклада (ставка, полторы или две, в зависимости от нагрузки), доплат за категорию, за классное руководство и общественные нагрузки (руководитель методического объединения, секретарь педсовета и т.д.). А еще есть баллы фонда стимулирования.


- В конце месяца каждый учитель заполняет и сдает таблицу, в которую записывает то, что он сделал. За каждое действие начисляются баллы. Затем эти отчеты обсуждаются на совете, в который входят руководители методических объединений учителей-предметников, администрация школы и директор, - рассказал "РГ" педагог высшей категории, который попросил не называть своего имени. - Но зачастую решение о присвоении тому или иному учителю стимулирующих выплат принимает лично директор. С какими бы то ни было нормативными актами, устанавливающими размер и количество надбавок, учителей не знакомят.

"Классная" надбавка

На днях пермские учителя написали обращение к губернатору края Максиму Решетникову. Педагоги просят повысить оплату за классное руководство с 1700 до 5000 рублей. По мнению учителей, нагрузки на "классных" выросли, а финансово это не поддерживается. Они должны следить за психологическим состоянием учеников, заполнять по нескольку раз в четверть множество форм и отчетов. И это при том, что заработная плата педагогов в Пермском крае не увеличивается несколько лет.

Фото: iStock

- Учитель получает в среднем тридцать тысяч рублей, - говорит председатель пермской краевой организации профсоюза образования Зоя Галайда. При этом разница в оплате труда между сельскими и городскими педагогами может достигать тех же 30 тысяч рублей. Дело в том, что в Пермском крае действует до сих пор формула "ученико-час", то есть зарплата зависит от количества учащихся. А в сельских школах их гораздо меньше, чем в городских.

- Мы боремся за то, чтобы эта формула была отменена, и в Прикамье были введены единые ставки окладов по должностям и профессиям, - отмечает Галайда.

Но есть и плюсы. Молодые педагоги могут рассчитывать на миллион рублей для покупки жилья, если они уезжают в сельскую местность. В 2019 году на эти цели в Пермском крае выделено 40 миллионов рублей. Из них 18 уже распределены. Остальные деньги молодые учителя также получат в июле.

Семейный подряд

Средняя зарплата педагогов в Калмыкии - 23 495 рублей. Но, конечно, учителя без стажа получают гораздо меньше. Поэтому молодых педагогов, переезжающих в село, поддерживают приличной единовременной выплатой. Уже известны случаи, когда после окончания вуза на работу в село отправляются супружеские пары. Оба педагога - и муж, и жена - получают по сто тысяч рублей.

- Когда я брал справки в бухгалтерии, вся моя годовая зарплата как раз и оказалась около 100 тысяч рублей. Поэтому подъемные в таком же объеме - это ощутимая помощь для семейного бюджета, - рассказал "РГ" 24-летний Давыд Шургучиев. - Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги купить машину. Все-таки жить в селе без своего транспорта трудно.

Молодые учителя работают в Садовской средней школе № 1, где учатся 216 детей. Давыд Шургучиев преподает историю и географию, а также ведет классное руководство у седьмого класса. Его 22-летняя супруга Амелия - преподаватель русского и калмыцкого языков, но сейчас она находится в декрете: у пары недавно родился третий ребенок.

Очередь к компьютеру

Средняя зарплата в Оренбуржье - а именно этому показателю должен соответствовать заработок учителя - составляет 29 866 рублей. Согласно официальным отчетам, все в порядке. А как на самом деле?

- В нашей школе учитель, работающий на полную ставку, получает от 16 тысяч, если говорить о молодых педагогах, до 20 тысяч рублей - у более опытных коллег, - говорит директор школы поселка Восточный, победитель Всероссийского конкурса "Педагогический дебют-2019" Антон Ляпин. - Рекомендованное Министерством просвещения РФ соотношение оклада и стимулирующих выплат у нас 70/30 соблюдается. При этом роста зарплаты в последние четыре года не чувствуется. А вот нагрузка выросла в разы. К примеру, мы дублируем одни и те же сведения в бумажный документ и электронный. А если учесть, что у нас в поселке вообще нет интернета и несколько педагогов вынуждены занимать очередь к единственному компьютеру, то понятно, что времени на это уходит очень много. Это очень большая проблема.

"Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью. Должен быть раз и навсегда закреплен в школе справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане. Еще в 2017 году вместе с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений мы направили рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно ид ти на ставки и оклады и только 30 процентов - на различные надбавки, - рассказала министр просвещения Ольга Васильева. - Однако такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов. Доходит до того, что гарантированная часть составляет около 10 процентов. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского, Пермского и Краснодарского краев. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда".

Михаил Авдеенко, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования:

- Мы уже более 10 лет выступаем с требованием к правительству об установлении единых минимальных базовых ставок и окладов для всех учителей. Сейчас у нас нет ни того ни другого - с тех пор, как 13 лет назад была отменена единая тарифная сетка. Все регионы начисляют зарплату по-разному. Кто-то платит по принципу "ученико-час", кто-то - в зависимости от квалификации педагога, кто-то заключает базовый трудовой договор.

Мы проводили мониторинг минимальных окладов учителей по всей России. В Центральном федеральном округе минимальная ставка учителя в Рязанской области - 4500 рублей, притом что средняя зарплата там же - 33 551 рубль. Максимальная базовая ставка по ЦФО в Тульской области - 10 216 рублей при средней зарплате в 35104 рубля.

В Южном федеральном округе минимальная ставка в Республике Адыгея - 6371 рублей, максимальная - 11 595 рублей в Краснодарском крае. В Приволжском федеральном округе минимальная ставка в Чувашии - 5481 рублей. Максимум мы отметили в Татарстане - 14 236 рублей. То есть разброс в минимальных окладах идет от 3-4 тысяч рублей до 12-14 тысяч рублей в разных регионах. И также же разброс в 5-6 раз мы отмечаем в реальных зарплатах педагогов.

Сколько будет получать молодой учитель, который не имеет ни опыта, ни сильной нагрузки после вуза? Возьмем Смоленскую область - здесь такой молодой специалист будет получать ровно МРОТ, то есть 11 280 рублей. Именно на эту сумму он может рассчитывать. Понятно, что ни один нормальный прагматично настроенный молодой человек не придет работать на такие условия.

И поэтому в Смоленской области сегодня прогнозируется огромный дефицит кадров. Сейчас они еще держатся на том, что работают многие пенсионеры с большой нагрузкой, то есть ведут более 30 уроков в неделю. Они вынуждены добирать эти ставки, чтобы хоть как-то прожить.

Понятно, что в Татарстане или Московской области для молодых специалистов условия будут лучше. В некоторых регионах им полагаются единовременные выплаты от 10 тысяч до 150 тысяч рублей. Но в целом единых подходов в поддержке молодых педагогов на федеральном уровне практически нет. На наш взгляд, минимальный размер оклада за работу на одну ставку должен быть не меньше МРОТ. При этом зарплата учителей должна быть повышена со 100 до 150 процентов от средней по региону. Это наши основные требования к правительству.

По факту зарплата у учителей становится с каждым годом меньше

Учителям должны выплачиваться стимулирующие, но говорят, денег нет

Фото: Артём Ленц / NGS24.RU

Красноярские учителя пожаловались на низкие зарплаты майских указов

Сегодня майским указам Владимира Путина исполняется . Согласно документам, зарплата учителей в России должна быть на уровне средней зарплаты по региону. Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» опубликовал доклад. Из него следует, что власти выполнили указы лишь формально с помощью манипуляций с официальной статистикой.

Согласно исследованию профсоюза, только в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге учителя получают зарплаты более 50 тысяч рублей. В 26% регионов заработные платы учителей (педагогических работников организаций общего образования) оставались в среднем менее 30 тысяч рублей. Еще в 43,5% регионов — более 30 тысяч, но менее 40 тысяч рублей. По официальным данным Росстата, средняя зарплата учителя в Красноярском крае составляет рублей.

Редакция NGS24.RU связалась с учителями из Красноярска и районов края, чтобы узнать о реальных доходах педагогов и о том, как на них повлияли майские указы.

Андрей (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.), педагогический стаж — , высшая категория, Красноярск, гимназия, преподаватель физкультуры:

— Моя зарплата формируется из оклада ( в неделю), классного руководства, оплаты внеклассных занятий (), руководство МО (методическое объединение в школе). Также есть стимулирующие выплаты — если, к примеру, воспитанники занимают призовые места на соревнованиях и олимпиадах.

Теперь по цифрам. Одна ставка — это , соответственно, чтобы более-менее хватало на жизнь, учителя работают на двух ставках. Окладная часть — это , то есть одна ставка. Классное руководство — это путинские от края, на них накручивается северный и районный коэффициент, которые идут из стимулирующих выплат. Стимулирующие выплачиваются за работу сверх своего функционала: допустим, сейчас детей повезу на эстафету, за это что-то из стимулирующих придет, если будет результат — еще придет. Если считать зарплатой все деньги, которые я получаю, это около 50 тысяч рублей выходит.

Но могу и другую историю рассказать. Ставка у нас , за это время молодой учитель будет получать минимальный размер оплаты труда — что-то около 19 тысяч. Так вот, чтобы молодой работник получил эту сумму, школа должна доплатить из стимулирующих. Потому что ниже платить нельзя по закону. Но, если этот же учитель будет работать , он будет получать те же , но без стимулирующих выплат. Вопрос: зачем работать больше за те же деньги? Мне когда рассказали это в бухгалтерии, я был шокирован.

Когда только ввели майские указы, чувствовалось, что зарплата вроде как поднялась, но при всём при этом незначительно. Учитель поднимает свой заработок за счет дополнительной работы. Эти же это академические часы, но чтобы качественно подготовить урок, нужно к одному академическому часу прибавить час подготовки. То есть это базовый минимум для качественного преподавания, но для нас это вторая ставка — мы же не можем работать в неделю.

Есть у нас школы в городе, где стимулирующий фонд уже закончился, а учебный год только начался. Деньги тратятся на дотягивание учителей до уровня МРОТ, и в этих школах учителя стимулирующих выплат не получают. И, что бы ты ни делал, ты будешь получать столько же, сколько и твой коллега-бездельник.

Юлия (имя изменено), педагогический стаж — 24 года, первая категория, Канск, учитель математики:

— У меня зарплата гораздо ниже средней по региону — она формируется из часов, времени на проверки тетради, стимулирующих выплат, которые не дают, ссылаясь на то, что нет денег. В среднем на руки я получаю рублей. В неделю я работаю .

Раз в полгода у нас происходит повышение зарплаты на 6%, это повышение берется из стимулирующего фонда. То есть зарплата чуть-чуть увеличивается. А потом нам говорят, что раз деньги из стимулирующего фонда взяли, то доплату за баллы нам уже не дадут. Я веду углубленную математику, мне положено начислять по два балла, но, как правило, этого не происходит. В апреле были деньги — мне выплатили за один стимулирующий балл . И это всё.

По факту зарплата у нас становится меньше. назад у меня было меньше часов и было классное руководство — я получала около 40. Сейчас у меня больше часов, но получаю рублей. У кого зарплата? Не знаю, я таких людей не встречала.

Тамара, педагогический стаж — , высшая категория, Дивногорск, учитель биологии:

— Когда только появилась идея майских указов, она казалась очень классной. Учителя получали хорошую надбавку за то, что делали сверх своей работы, получали стимулирующие баллы за походы учителей с детьми в поход, в театр, за победы на олимпиадах. Потом начали повышать основную часть зарплаты из наших стимулирующих выплат. Я так поняла, что денег больше не дали, а заработный фонд расширили за счет стимулирующих, при этом сами стимулирующие уменьшили.

В неделю я работаю , классное руководство у меня есть, это позволяет получать зарплату выше — чуть выше рублей. Но при этом у меня помимо классного руководства — две ставки, есть все существующие регалии и постоянная работа с олимпиадниками, которые должны добавлять зарплату, но они ничего не добавляют. Я просто знаю, что за это должно платиться больше, как раньше, но не платится. Зарплата растет, премии убирают.


Читаем письма, которые приходят на нашу почту uchitelskaya.gazeta@gmail.com, и комментарии в социальных сетях по поводу зарплаты учителей. В последние месяцы большинство из них касались трех тем – средней зарплаты, начисления стимулирующих и разницы в оплате труда в столице и регионах.

Учителя рассказывают о своих зарплатах:

«На тему зарплаты в школе говорить запрещают»
Немало откликов получила новость о том, что ОНФ провел мониторинг, в результате которого выяснили, что каждый третий учитель в России не знает, как рассчитывается его зарплата, начисляются ли стимулирующие и компенсационные выплаты. Из-за низкого заработка и в то же время высокой нагрузки каждый пятый педагог подумывает об уходе из школы. Вот, что вы пишете, в связи с этим.

"Прочитала вашу статью про учительские зарплаты и хотела бы добавить ещё такие подробности. <. > Стимулирующие пропали полтора года назад. Сведений о зарплате вообще никаких, даже собственные расчетки год не видим.

Директор за экономию получает огромные премиальные. Ранее, в 2014 году были опубликованы зарплаты директоров всех школ района. <…> Так вот, уже в 2014 году, например, некоторые директора не очень крупных школ получали около 60 и более тысяч. Я в то время, работая на 2 ставках по первой категории, получала лишь 19-21 тысяч.

Ещё такой удивительный факт. За проведение консультаций учителю математики вообще никак не платят, при этом учитель труда получает ежемесячно около 30% (так было ранее, сейчас даже тарификацию не показывают) за работу на участке за 2 - 2,5 месяца. Причем, работает ведь она в своё же рабочее время с другими учителями, которых бесконечно выгоняют на субботники. Из-за чего получается такой перекос в оплате? Подозреваю, что причина в родственных связях", — Наталья, Челябинская область.

"Я работаю в Свердловской области, г. Нижний Тагил. В нашей школе хорошие стимулирующие выплаты получают только те, кто является другом или родственником директора, остальные — 1,5-2 тысячи рублей. За замещения других учителей часто вообще не платят, за многие другие виды деятельности тоже, и вообще на тему зарплаты в школе говорить запрещают, многие молодые специалисты ищут себе другую работу", — Анастасия, Нижний Тагил.

Словно в продолжение темы министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, выступая перед участниками форума "Территория смыслов на Клязьме", что молодые учителя могут повлиять на то, как именно в школе начисляются надбавки в стимулирующей части оплаты труда.

"Когда в вашей школе решается вопрос о начислении надбавок, участвуйте в этом вместе с коллективом и вашей профсоюзной организацией, изучайте закон об образовании, нормативные акты вашей школы. Вопрос о надбавках принимается коллегиально. Это не может быть единоличное решение только директора и ещё двух-трёх человек, которые есть около него, эти вопросы так не обсуждаются. У вас есть все основания, чтобы внутри своего трудового коллектива эти вопросы решать. Под лежачий камень вода не течёт. Нам очень важно, чтобы эта система "70+30" реально работала", - сказала глава ведомства.

«Не работает этот принцип 70×30 никоим образом. К примеру, у нас во Владимирской области учителей, что обращаются к руководству с законом, стараются увольнять. Ладно мы, педагоги, найдём дополнительный заработок. Но это сказывается на качестве нашей работы, страдают дети.

Интересный механизм, вынуждающий родителей все же нам платить за образование, репетиторство. Хорош он и безотказен для учителей основных необходимых предметов, а что делать остальным — ОБЖ, труд, физкультура. И допобразование? Что самое интересное, когда заниматься со своими детьми, когда в целях должного обеспечения мы занимаемся чужими».

Николай, учитель из Мордовии, также не согласен с министром:

"Если весь коллектив будет принимать окончательное решение, то совещание затянется до ночи и все перегрызутся. Если делегировать полномочия комиссии, то главную роль будет играть завуч, административные рычаги у нее, а потом свою Точку (цифру) поставит директор. Было раньше всё понятно: квалификация, стаж, нагрузка. Всё. Сейчас, чтобы получить хорошие стимулирующие, надо работать РАДИ СЕБЯ! Только результат. Подготовил (написал) исследовательскую работу ученику и катайся с ним по конференциям".

"А если в классе у учительницы сидят ученики — "те ещё фрукты", и всё её достижение состоит в том, что на уроках они друг друга не поубивали и записали в тетрадку слова "классная работа", вот тогда что? Не видать ей стимулирующих? Да может она в два раза больше работает, чем учительница, выпустившая 100-балльника с хорошими задатками, из благополучной семьи и с репетитором?", — задается вопросом Наталья из Воронежа. И судя по лайкам, которые собрал ее комментарий, этот вопрос волнует многих учителей.

Педагоги продолжают делиться данными о своей зарплате. Тем более, что в июле губернатор Хабаровского края сообщил, что средняя зарплата учителя в регионе составила 45,4 тысячи рублей. Правда, немногие дальневосточники откликнулись на наш призыв прокомментировать слова главы региона.

"Если средняя, то нормально. Если Магадан и Бикин [самый южный город Хабаровского края] сравнить, то нормально. Плюс работа на 2-2,5 ставки", — написал Сергей из Хабаровска.

"Ну, при работе на полторы-две ставки нормально. Вам же среднюю говорят. Никто не учитывает, что это не за 18 часов! У нас на Камчатке, по словам властей, мы вообще в шоколаде! Справедливости ради, на зарплату не жалуюсь, но это 2 ставки плюс классное руководство", — Виктория, Камчатский край.

Ажиотаж вызвали слова Ольги Васильевой о том, что с января по июнь 2018 года средняя зарплата учителей выросла с 38,6 тысячи рублей до 42,2 тысячи рублей. Об этом министр заявила на совещании в правительстве. Новость собрала десятки комментариев, подавляющее большинство которых были… очень эмоциональными. Мы обратили внимание на отклики с конкретными суммами.

"За ставку 18 часов моя з/п составляет 7400 рублей + районный коэффициент + стимулирующие (если заработала, 20-25 рублей балл) + проверка тетрадей + северный коэффициент = 16,5 тысячи рублей. Где еще мои 18 тысяч?", — задается вопросом Дарья, учитель сельской школы в Томской области.

"В Дагестане мы получаем 10-15 тысяч. 15 тысяч еле набираем", — Дианна, Республика Дагестан.

"Видимо, дагестанские учителя со своей зарплатой в 15-16 тысяч живут на другой планете", — вторит ей Альбина.

"У меня 32 часа, зарплата 14 тысяч, где остальные-то?" - пишет Алик из Адыгеи.

Не менее эмоционально была воспринята новость о том, что в Москве выплаты за классное руководство повысили до 12,5 тысячи рублей.

"Почти целая зарплата!", "А у нас зарплата такая" – можно было прочитать в комментариях под этой информацией. Учителя считают несправедливым такой разрыв в оплате труда в столице и регионах.

"Интересно, в столице дают более качественное образование, чем в провинции? Зачем так разделять людей?", — задается вопросом Ольга из Петрозаводска.

"Почему так происходит? Почему на федеральном уровне нельзя поднять доплаты до 5 тысяч? Пока Москва и другие крупные города будут так делать, в регионах будет кадровый голод. Куда смотрят руководители министерства просвещения?", — недоумевает Владимир.

"Коллеги, наверное, мы в провинции работаем в 6 раз хуже, чем в Московской области и в 10 раз хуже, чем в Москве! И как научиться так работать, чтобы столько платили?" — риторический вопрос от Татьяны из Кировской области.

Еще сообщения о зарплате в регионах.

"Мурманск — стабильно не индексируется. Оклад 8900", — Снежана.

"Ульяновск. 7900. Многие увольняются", — Нина.

"Сейчас принесли новый приказ — увеличили оклады, при этом свели к минимуму все остальные доплаты, в результате получать будем меньше. Да здравствует повышение!", — Елена, Воркута.

Людмила, педагог дополнительного образования из Оренбургской области, прислала нам Exсel-таблицу "Оперативная информация о размере среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных организаций за январь-июль с учетом отпускных 2018 года (по сведениям муниципальных образований)". Согласно ей, в среднем по области зарплата составила 28 321 рубль. Самая низкая — 20 367 рублей — в Шарлыкском районе. Самая высокая — 31 590 рублей — в Оренбургском районе.

Нам пишут не только учителя школ, но и преподаватели колледжей и техникумов. Так, в самом начале нового учебного года мы получили два письма о ситуациях, которые сложились в организациях СПО.

"Я работаю в колледже. Бывший техникум, где я работала, объединили с профтехучилищем. Теперь у нас 2 корпуса в самых разных концах города. В корпусе бывшего училища обучаются 200 человек. У нас в прошлом году - 1200. Но с объединением решили, что главный корпус у нас - училище (оно губернаторское). И после этого началось. Весь руководящий состав техникума был снят. На их места пришли: генеральный директор (это в бюджетной-то организации!) <. > Все решает гендиректор. И есть еще куча замов генерального. Коллективный договор подписала от лица всего коллектива одна из них. Наш кампус отказался подписывать (педсостав и профсоюз). Только это не имеет никакого значения.

Не буду описывать, что у нас творится, но расскажу про зарплату. Мы работаем в районе с северным и дальневосточным коэффициентом. Т.е. все, что получилось, нужно умножить на 2 (грубо). Это 50% доплаты. Так вот, мне увеличили оклад на 3%. Он у меня 7043. У уборщиц нашего заведения его повысили до 11 тысяч. Я, работая на 1,5 ставки, с 25% выслуги (которые идут только на одну ставку) + доплата за мастера 1600 + заведование кабинетом 400-600 р. <. > получала 32000 (это с северными и районными чистыми на руки). Это много, скажете вы? Посчитайте тогда, сколько я получу на одну ставку. 7043×2=14086. И минус 13% подоходного. Меньше, чем уборщицы. Интересно, правда? Это наша политика руководства. Вы же на руки получаете больше? Ну да. Правда, я с дипломниками сижу до 19-21 ч. И кучу документов [пишу] ночью. Пишу кучу отчетов каждый месяц. Хожу на педсоветы и повышаю свою квалификацию в свободное от занятий время. Работаю по субботам и готовлю разные конкурсы и мероприятия. Кто-то скажет: "Иди в уборщицы". Спасибо за совет. Получается, я — человек с 2 высшими образованиями, 2 дополнительными профпереподготовками зря получала образование. И кто будет учить детей, если все педагоги уйдут в уборщицы? Очень грустно. Обидно за свой труд и как его ценят".

"Добрый день, я преподаватель в медицинском колледже, и хотел бы поинтересоваться, почему преподавателем СПО не поднимают зарплату, а точнее, с каждым годом она становится меньше. Когда я пришёл в подмосковный колледж я получал 18 500 р., потом зарплата упала до 15 500 р.. Пришлось взять кураторство, чтобы выровнять зарплату до 17 500 р.".

К сожалению, авторы этих писем не указали свои регионы. Уважаемые педагоги, рассказывая о том, как у вас обстоят дела, пожалуйста, отмечайте субъект РФ, о котором идет речь!

В ответ на одну из публикаций мы получили и такой комментарий: "Учительская газета" переходит на сторону оппозиции. Ведь тот, кто говорит правду в нашей стране — подкупленный западом оппозиционер".

Читайте также: