Является ли каждый сотрудник посольства дипломатом

Опубликовано: 06.07.2024

-посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях.

+посол, посланник, поверенный;

-генеральный консул, консул, вице-консул, консульские агенты, почетный консул;

-посол, посланник, поверенный, консул, вице-консул.

-генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства;

-посольство, миссия посланника, миссия поверенного;

+консульский отдел посольства, генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства.

-высшие государственные чиновники министерств и ведомств по иностранным делам;

+высшие представительные и исполнительные органы государства: глава государства (единоличный или коллегиальный), правительство, ведомство иностранных дел;

+дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения, специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах;

-правительственные и неправительственные дипломатические представительства и миссии, специальные миссии и делегации;

-дипломатические представительства, консульские учреждения.

+совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере международного общения;

-представительство государств при международных организациях.

-Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года;

-международный обычай, международный договор;

-Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года;

+нет верного ответа.

+Государственное собрание Республики Марий Эл.

+орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними;

-органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права;

-представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками.

+переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно;

-обмена посланиями между индивидами;

-через дипломатических представителей международных организаций;

-только после вручения верительных грамот.

+освобождение дипломатического представительства от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания;

-освобождение дипломатического представительства от сборов и пошлин в виде платы за конкретные виды обслуживания;

-работники дипломатического представительства - граждане страны пребывания освобождаются от уплаты подоходного и иных обязательных налогов;

-нет верного ответа.

-объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим;

+консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления;

+персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля;

-архивы, документы и их официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

+ совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, создаваемые государствами в форме международных договоров и обеспечиваемые самими участниками отношений, т.е. государствами;

- отрасль права, а не самостоятельная система

+ только межгосударственные отношения;

- межгосударственные отношения негосударственного характера;

- определенные внутригосударственные отношения.

- суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела государства; неприменение силы; мирное разрешение споров; уважение прав, свобод человека; право народов на самоопределение; территориальная целостность государства; нерушимость границ; добросовестное выполнение обязательств; сотрудничество;

- институт международной правосубъектности, институт международной ответственности;

- право международных договоров, дипломатическое право, международное гуманитарное право, международное уголовное право и другие;

+ отрасли международного права; общие для международного права институты; основные принципы международного права.

- декларирование запрета агрессивных, захватнических войн;

+ исключение из равноправного общения так называемых слаборазвитых стран;

- наличие универсальных, общепризнанных норм, а также локальных норм;

- в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

+ частью национального права;

- квазисистемой, так как объединяет нормы международного права и национального права, регулирующих отношения с участием иностранцев.

- любое лицо с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладающее необходимыми для этого правами и обязанностями;

+ участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, наделенный юридической способностью к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению этих прав и обязанностей, установленных этими нормами.

- государства; нации, борющиеся за независимость; международные межправительственные организации; государство подобные образования, Ватикан, Евросоюз и др;

- юридические и физические лица, а также государство;

- право создающие субъекты и право реализующие субъекты;

+ основные и производные субъекты.

- обладать способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их;

- возмещать причиненный противоправными действиями вред;

+ осуществлять своей власти в отношении другого государства;

- учреждать межправительственные организации.

+ государство является субъектом международного права с момента своего возникновения, то есть признание не обязательно для наделения право субъектностью;

- возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного права, таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств;

- обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, то есть установление стабильных политических отношений;

- прием непризнанного государства в международную организацию ООН.

- при разделении одного государства на несколько новых государств;

- при объединении нескольких государств в одно государство;

- при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства;

- при появлении нового независимого государства;

- при передаче части территории другому государству;

+ во всех вышеперечисленных случаях.

- идентична право субъектности государств;

+ зависит от государств, которые их учреждают;

- круг прав и обязанностей у всех международных организаций одинаков;

- отсутствует, так как не проистекает из суверенитета.

+ обладать такой же право субъектностью как и субъекты международного права – государства;

- обладать всеми международными правами для достижения цели – отделения;

- иметь своих представителей, наблюдателей в международных организациях;

- заключать договоры в гуманитарной сфере.

- образования, у которых нет признаков государства;

+ образования, которое имеет многие признаки (территория, власть, суверенитет), но не все;

- территории, не имеющие относительно самостоятельного международно-правового статуса.

- не является субъектом, так как нормотворчеством не обладает;

+ является субъектом международного права.

- по форме (документально закрепленные и документально не закреплены;

- в зависимости от предмета регулирования;

- по субъектно-территориальной сфере действия (универсальные и локальны;

- в зависимости от функционального назначения (регулятивные и охранительные);

- по характеру субъективных прав и обязанностей;

- только по форме (устная или письменная).

- одни нормы обязательны, а другие – нет;

+ совместимость одних норм с другими.

- специальными законодательными органами, которые занимаются правотворчеством;

Дипломатическая напряженность между Россией и Западом растет. Так, Словакия объявила о том, что вышлет трех российских дипломатов. Сотрудники посольства должны покинуть Братиславу в течение недели. Кроме того, в знак солидарности дипломатов выслали Эстония, Латвия и Литва.

По словам премьера страны Эдуарда Хегера, такое решение было принято в связи с «актуальной геополитической ситуацией», а также в знак солидарности с Прагой.

«Считаем очень важным сделать все для обеспечения интересов национальной безопасности и то, чтобы иностранные дипломатические миссии работали на территории Словакии, согласно нашим законам и международными соглашениями. Словакия не может оставить без внимания деятельность представителей иностранных дипломатических миссий, которые не уважают договорные принципы», — сказал он.

При этом Хегер добавил, что Словакия заинтересована в развитии двусторонних отношений с Москвой. «Словакия подтверждает заинтересованность в построении отношений с РФ, основанных на взаимном уважении. Ожидаем, что достижению этой цели будут содействовать представители дипломатической миссии РФ».

Ранее о масштабной высылке дипломатов объявила Чехия. Власти потребовали от России сократить численность посольства в Праге до семи человек в связи с тем, что Москва отказалась вернуть 20 чешских дипломатов, которых объявили персонами нон грата.

Таким образом, к 31 мая численность российского посольства в общей сложности сократится на 81 человека, среди которых 35 дипломатов и 46 административно-технических сотрудников.

15 апреля в рамках новых санкций Вашингтон покинули 10 российских дипломатов. Их обвинили в работе на спецслужбы. В этот же день в знак солидарности Варшава объявила персонами нон грата трех сотрудников посольства. По мнению властей, они нарушили дипломатический статус и осуществляли деятельность в ущерб Польше.

«Совместно принятые и согласованные союзниками решения являются наиболее правильным ответом на враждебные действия Российской Федерации», — отметили в МИД Польши.

В целом эксперты считают, что дипломатическая напряженность между Россией и другими западными странами приобретает угрожающий масштаб. При этом, по их мнению, сокращение численности сотрудников посольств отразится и на обычных гражданах.

Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов отметил, что дипломатическая напряженность продолжится. «Высылка дипломатов — достаточно распространённая рутинная ситуация, которая, с одной стороны, явственно демонстрирует недовольство, а, с другой стороны, какого-то фатального ущерба не наносит. Поэтому этим вполне можно заниматься, что все и делают. Сейчас это приняло гротескные формы, потому что высылки довольно масштабные. Плюс появилась практика высылок из солидарности, чего не было раньше в годы холодной войны. Можно сказать, что это новая, достаточно рутинная реальность. Как это скажется на отношениях? Ничего хорошего в этом нет, но, с другой стороны, не из-за этого отношения плохие. Это просто симптом. Отношения плохие по другим, более фундаментальным причинам. Пока не произойдет формирования новой повестки дня, то будут такого рода „шатания“ туда-обратно, с попыткой продемонстрировать неприязнь, но при этом не нанести какого-то фатального ущерба. Что касается простых граждан, то та ситуация, в которой сейчас находятся посольства в России и Чехии, где почти никого не остается, конечно, скажется на визовой работе консульства, да и на желании выдавать визы. Возможности будут ограничены. Это мы уже видели на примере США. Когда сократили штат посольства, частично это стало использоваться, как повод для оправдания, что с визами не очень, к тому же все осложнилось технически. Таким образом, конечно, жизнь некоторых категорий граждан это осложнит, но каких-то фатальных проблемах это пока что не несет», — сказал эксперт.

Главный научный сотрудник института Европы РАН Юрий Борко заметил, что в ближайшее время о высылке дипломатов могут объявить еще несколько стран. «Дипломатическая напряженность продолжится, но не думаю, что это зайдет слишком далеко. Воевать никто не хочет, поэтому через какое-то время вновь будет затишье. Плюс со временем надоедает обмен громкими словами и угрозами, потому что понятно, что за ними никаких серьезных дел не последует. Однако отношения между Россией и Западом остаются конфронтационными. Крутых изменений в лучшую сторону не будет. Скорее всего продолжатся и персональные санкции, которые не будут наносить ущерба», — сказал он.

Дипломат

Дипломаты появились еще во времена первых государств. На них ложилась ответственность за установление связей и отношений между странами, ведение переговоров, улаживание конфликтов. Уже в древности эти люди обладали особым статусом, который в новейшей истории получил форму юридического иммунитета.

Профессия дипломат

Такой человек представляет свою страну на мировом уровне, озвучивает и отстаивает интересы ее граждан, улаживает конфликты. Также он отвечает за сбор информации о контрагенте, которая может пригодиться при формировании с ним полезных связей.

Каждый представитель дипломатической службы имеет один из следующих рангов:


Выпускники дипломатических ВУЗов обычно начинают с позиции атташе. Чтобы получить должность посла, им нужно пройти все ступени карьеры, проработав на каждой позиции не менее 2-3 лет.

Особенности профессии

Для получения профессии дипломата нужно изучить особенности культурной жизни разных стран, овладеть искусством ведения переговоров. От качества работы такого сотрудника напрямую зависит степень и скорость расширения международных связей государства. Независимо от ранга, каждый работник дипломатической миссии обладает юридическим иммунитетом.

Права и привилегии, которые дает дипломатическая неприкосновенность:

  • неподсудность в судах на территории пребывания;
  • освобождение от таможенного досмотра, уплаты ряда налогов и сборов, а также многое другое;
  • неприкосновенность жилища, служебных помещений, личности.

Полный перечень прав и привилегий дипломата определяется Венской конвенцией от 1961 года, двусторонними соглашениями между странами, договорами в пределах политических, военных и экономических союзов.

Кому подходит

Профессиональные обязанности

Перечень обязанностей сотрудника дипмиссии зависит от его ранга, должности, поставленных руководством целей. Чаще всего это ведение переговоров или деловой переписки с целью налаживания полезных контактов, урегулирования спорных вопросов или конфликтов. Именно на дипломатов возложена обязанность решать проблемы граждан их страны, находящихся за границей.

Специальность подразумевает сбор ее представителем важной информации по рабочей точке и текущим вопросам, реагирование в соответствии с ситуацией. Также дипломаты занимаются подготовкой визитов первых лиц государств.

Личные качества

Для эффективного выполнения обязанностей дипломат должен обладать такими чертами и качествами:

  • коммуникабельность, умение убеждать и договариваться;
  • ответственность;
  • внимательность, умение концентрироваться на важных вопросах, но при необходимости переключаться с предмета на предмет;
  • способность быстро анализировать информацию, принимать важные решения;
  • устойчивость к стрессу, умение сохранять спокойствие в критических ситуациях, выдержка;
  • инициативность, энергичность, легкость на подъем.

Дипломат должен быть готовым всегда учиться сам и учить представителей дипмиссии ниже рангом. Переезжая в новую страну, или ведя с ней переговоры, он должен изучать характерные для нее правила этикета, особенности культуры, исторические факты.


Плюсы и минусы профессии

Известные представители профессии



Где учиться

Лидерами в плане подготовки дипломатов считаются московские ВУЗы: МГУ, Академия МИД и МГИМО. В них сформированы особые принципы обучения студентов, за счет чего диплом одного из этих высших учебных заведений открывает перед выпускником практически любые двери. Конкурс огромен как на бюджетные, так и на контрактные места. При том, что стоимость программы составляет от 300 до 420 тыс. рублей в год.

Перспективы профессии

В свете активной международной политики России потребность в эффективных дипломатах с годами только растет. Образование в области международных отношений позволяет выпускнику профильного ВУЗа получить высокий уровень развития. В будущем это можно использовать в бизнесе, на другой государственной службе, в политической карьере. Дипломаты считаются элитой современного общества, и в ближайшее время это вряд ли изменится.

Оплата труда

Заработки представителей дипломатической службы не озвучиваются по той причине, что их размер складывается из множества факторов. На уровень зарплаты дипломата влияют его ранг, опыт работы, место службы, перечень обязанностей и сфера ответственности.

Если верить официальным данным, то на старте карьеры атташе получают от 30-40 тыс. рублей. При этом данные индексируются в соответствии с особенностями места их службы. Сотрудники дипмиссии высоких рангов получают от 300-400 тыс. рублей.

Зарплата на 30.04.2021

Россия
30000—50000 ₽

Москва
25000—100000 ₽

Как построить карьеру

Распределение юных дипломатов и их трудоустройство также во многом подчиняется системе связей. Несмотря на это, при наличии желания и упорства можно и без них поступить в ВУЗ, проявить себя уже на этапе учебы, заявить о себе на месте службы. Далее остается пройти ступеньки карьерной лестницы по дороге к посту посла.


Заключение

Дипломаты традиционно считаются гордостью России. Начиная со времен монархии в дипломатических миссиях служили самые образованные и умные люди. Сегодня престиж таких сотрудников остается на том же высоком уровне, при этом он подкрепляется массой привилегий и возможностей.

Утвердить прилагаемое Положение о Посольстве Российской Федерации.

28 октября 1996 года

от 28 октября 1996 г. N 1497

О ПОСОЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Посольство Российской Федерации (далее именуется - Посольство) является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания.

Посольство учреждается по решению Правительства Российской Федерации в связи с установлением на основании указа Президента Российской Федерации дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.

Посольство входит в систему Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется - МИД России).

2. Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, настоящим Положением, нормативными актами и указаниями МИДа России, а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях и другими применимыми нормами международного права.

3. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Указанные представительства, делегации и группы специалистов оказывают Посольству содействие в осуществлении его функций, в установленном порядке информируют Посольство о своей деятельности.

4. На здании Посольства или его территории поднимается Государственный флаг Российской Федерации, устанавливается щит с изображением Государственного герба Российской Федерации и надписью "Посольство Российской Федерации в (наименование иностранного государства)" на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания. Государственная символика Российской Федерации используется с учетом протокольной практики государства пребывания.

5. Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.

Сотрудники Посольства и члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

II. Основные задачи и функции Посольства

6. Основными задачами и функциями Посольства являются:

представительство Российской Федерации в государстве пребывания;

обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;

выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются Посольству только через МИД России;

сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений Российской Федерации с государством пребывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе международных отношений, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;

информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;

обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания;

получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию Посольства, передача в установленном порядке информации указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям;

участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации с учетом законодательства государства пребывания;

поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическим и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;

выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;

распространение в государстве пребывания официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов официальных делегаций, включая делегации Федерального Собрания Российской Федерации;

согласование по поручению МИДа России вопросов направления делегаций и представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в государство пребывания;

защита имущественных прав и интересов Российской Федерации в государстве пребывания;

осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями;

представительство и защита в государстве пребывания на основе соответствующих международных договоренностей интересов третьих государств и их граждан;

выполнение других функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством государства пребывания, нормами международного права.

III. Структура и организация деятельности Посольства

7. Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в иностранном государстве (далее именуется - Посол), являющимся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания.

Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.

Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.

В случае отсутствия Посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников Посольства.

Обеспечение безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Посольства осуществляются Послом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником.

8. Штатное расписание Посольства утверждается в установленном порядке МИДом России.

Права и обязанности сотрудников Посольства определяются законодательством Российской Федерации, нормативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Сотрудники Посольства обязаны выполнять приказы и указания Посла, а в его отсутствие - Временного поверенного в делах Российской Федерации.

9. В Посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, науки и техники, прессы и информации, культуры, консульский, другие отделы или группы.

10. Работа Посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляемых с учетом указаний МИДа России.

11. Назначение в штат Посольства, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатические должности Посольства (советник и выше) учитывается мнение Посла.

12. В состав Посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.

Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

13. При Посольстве может функционировать в соответствии с нормативными актами МИДа России общеобразовательная школа.

14. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

IV. Заключительные положения

15. Посольство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в банках.

16. Являющиеся собственностью Российской Федерации земельные участки, здания, сооружения и другое имущество Посольства закрепляются за ним в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Посольство в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в установленном порядке права владения, пользования и распоряжения им с учетом законодательства государства пребывания.

17. Финансовые и иные вопросы, связанные с обеспечением деятельности Посольства, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами МИДа России.

Почти в каждом иностранном государстве есть маленький кусочек России — это посольство.

Многие уверены, что если за границей случится какая-то беда, нужно срочно бежать в посольство: там встретят, выслушают, помогут решить проблемы и вернуться на родину, еще и денег с собой дадут.

Наверное, так когда-нибудь будет в прекрасной России будущего. Но сейчас все работает несколько иначе.

Зачем нужны посольства (дипломатия для самых маленьких)

Россия хочет, чтобы в мире ее уважали, а страны-соседи с ней дружили и торговали. Для этого у нее есть специальные люди — дипломаты. Они разъезжаются в разные части света, открывают там свои офисы и начинают общаться с представителями других стран как бы от лица России.

Еще дипломаты следят за тем, чтобы другие государства учитывали российские интересы и не нарушали права проживающих за границей россиян.

Если интересы России или права ее граждан как-то ущемляются, посольство начинает писать и звонить во все местные инстанции, чтобы узнать, в чем дело. И власти иностранного государства не могут просто так отмахнуться от требований посольства, иначе вся Россия может на них обидеться.

Венская конвенция о дипломатических сношениях: кто такие дипломаты, зачем они нужны и какие у них есть права

Какие права есть у россиянина за границей

Когда россиянин пересекает границу России, он становится иностранцем и на него начинают распространяться законы другой страны. Если россиянин нарушит закон в иностранном государстве, с ним будут разбираться в соответствии с нормами этой страны. Даже если там законы совсем не такие, как в России, и гражданин стал нарушителем по незнанию.

Например, в России за оскорбления или агрессивные жесты в общественном месте можно отделаться простым разговором с полицией, а вот в Австрии за такое без лишних слов оштрафуют на крупную сумму или дадут 3 месяца тюрьмы. В каких-то странах строгий сухой закон или нельзя ходить в шортах выше колен, а где-то привезенные из России лекарства могут признать наркотиками и дать пожизненное.

В то же время у гражданина России есть права, нарушать которые не может никто и нигде: это право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд и защиту законом наравне с местными жителями. Еще россиянин за границей не должен подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Вот именно за соблюдением этих прав и следят российские дипломаты.

Чем посольство может помочь

В Конституции РФ написано, что Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Что именно понимается под «защитой и покровительством», нигде не конкретизировано.

Из-за такой размытой формулировки россияне за границей ждут от посольства радушия и гостеприимства: например, что дипломаты заставят полицейских искать карманника, который украл все деньги российского туриста, или добьются, чтобы отель предоставил тот номер, который обещал при бронировании, или оплатят лечение, если угодил в больницу.

Но по сути посольство России в иностранном государстве — это такое же госучреждение, как районная поликлиника или отделение полиции. Когда случаются неприятности, мы идем туда, чтобы нам оказали госуслугу: вылечили, дали справку для бассейна, поговорили с шумными соседями или стали искать карманника, который украл сумку с деньгами. Но никто не ждет, что полицейские напоят чаем или пустят переночевать. Хотя это совсем не значит, что такого вообще не может быть. Везде же люди.

Общий порядок работы посольства прописан в административных регламентах Министерства иностранных дел России: там указано, что и как должны делать дипломаты. Рассмотрим наиболее частые проблемы россиян за границей и то, как в их решении может помочь российское посольство.

Потеря или порча документов

Чаще всего в посольство приходится обращаться тем, кто остался без документов и теперь не может вернуться домой. В таких случаях оформляют свидетельство на возвращение в Россию, или СНВ , — оно выдается бесплатно.

Это специальный бланк, который сотрудники посольства заполняют на русском и английском языках. Он подтверждает, что его предъявитель — гражданин России, следующий на родину.

В некоторых странах по СНВ россиянина беспрепятственно пропустят через границу, даже если для въезда требовалась виза. В других государствах правила строже, поэтому понадобится оформить дополнительные документы, разрешающие выезд без паспорта. Не забудьте узнать в посольстве, что вам делать после получения свидетельства.

СНВ дает 15 дней, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию. На родине этот документ станет основанием для оформления нового загранпаспорта взамен утерянного. Если вместе с загранпаспортом был утрачен и обычный паспорт гражданина РФ , СНВ можно в течение 15 дней использовать как удостоверение личности на территории России.

дает СНВ на то, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию

Чтобы получить свидетельство на возвращение, нужно прийти в посольство или ближайшее консульство России за границей и написать заявление. Прошение о выдаче СНВ можно подать и на сайте Консульского департамента МИД России, но получать свидетельство все равно придется лично, в консульстве.

Чтобы оформить СНВ , дипломаты должны убедиться, что заявитель — на самом деле гражданин России. Для этого пригодятся любые документы: общегражданский российский паспорт, водительские права, служебное удостоверение или ксерокопии утерянного заграна. Если ничего этого нет, придется привести с собой двух граждан России, которые письменно подтвердят гражданство заявителя.

Если предоставить в посольство все нужные документы, свидетельство оформят максимум за 2 рабочих дня. На практике СНВ часто выдают в день обращения, особенно если у человека есть билеты на обратный рейс и самолет вот-вот улетит в Россию.

Если документов и свидетелей нет, посольству придется направлять запрос по месту жительства заявителя, и процесс может затянуться до 27 дней.

Обращение за медицинской помощью

Если за границей россиянину потребуется помощь врача, нужно напрямую обращаться в местные медицинские учреждения. Скорее всего, услуги иностранных врачей будут платными, и нести эти расходы придется самому пострадавшему или его родственникам — так написано в законе о выезде и въезде на территорию России.

От больших финансовых потерь в таких ситуациях может спасти страховка для выезжающих за рубеж — оформлять ее советует МИД России.

Что такое туристическая страховка и зачем она нужна, мы уже подробно писали в отдельной статье.

Если россиянин попал в иностранную больницу и ситуация серьезная, посольство должно немедленно предупредить родственников и страховую компанию, если с ней заключен договор. Еще дипломаты могут помочь при общении с иностранными медиками, если иначе пациента не хотят лечить по страховке. Но постоянно сидеть у кровати больного и выступать бесплатными переводчиками они вряд ли станут.

Тот же порядок распространяется и на репатриацию — так называется возвращение тела или праха погибшего россиянина на родину для захоронения. Все в той же статье закона говорится, что расходы на транспортировку останков покрываются либо за счет страховки умершего, либо оплачиваются его родственниками. Российские дипломаты лишь помогают с правильным и максимально быстрым оформлением всех документов, требующихся для перевозки гроба с телом через границу.

Но иногда происходят ситуации, не описанные в законах и регламентах, и посольству приходится импровизировать.

В практике знакомого дипломата был такой случай: российский турист отдыхал на горнолыжном курорте и получил тяжелую травму позвоночника. Местные медики оказали ему всю необходимую первую помощь, а затраты покрыла страховка. Но авиакомпания, которой летел этот человек, теперь отказывалась сажать его на обратный рейс, потому что не хотела отвечать за его состояние во время полета. Медицинская транспортировка на специальном самолете стоила огромных денег, и страховка ее не покрыла бы.

После долгих переговоров посольство все же убедило авиакомпанию взять россиянина на рейс — в сопровождении врача и под личную ответственность дипломатов.

Арест или тюремное заключение

Самая сложная ситуация — когда гражданина России за границей обвиняют в нарушении местных законов и берут под стражу. По международным нормам иностранная полиция должна сразу же сообщать в посольство России о любом задержанном россиянине, чтобы дипломаты могли встретиться с ним и узнать, что случилось.

Но так бывает не всегда. Иногда на россиян пытаются оказать давление: помещают в камеру, допрашивают и даже подсовывают на подпись какие-то бумажки, а потом основывают обвинения против них на «чистосердечном признании».

В таких случаях нужно повторять одну-единственную фразу:

Требовать встречи с сотрудником посольства можно даже по-русски: на большинстве языков слово «консул» понятно и без перевода. Ни в коем случае не нужно оказывать сопротивления, грубить или провоцировать иностранных силовиков на агрессивные действия. И главное — нельзя ничего подписывать.

Рано или поздно консула к задержанному россиянину пустят, и тогда нужно подробно рассказать ему все, что произошло: кто задерживал, кто допрашивал, чего хотели, насколько вежливо разговаривали, в каких условиях держали. Консул все зафиксирует, а потом посольство России направит официальный протест правительству иностранного государства. Порой этого бывает достаточно, чтобы россиянина отпустили с извинениями.

Когда обвинения против россиянина обоснованы, а дело дошло до суда, возможности посольства ограничены. Дипломаты обязаны соблюдать законы государства, в котором находятся, и не вмешиваться в работу правосудия, иначе их просто вышлют на родину. Поэтому, если начался суд, дипломаты могут лишь найти хорошего адвоката и следить за тем, чтобы судебное заседание шло в рамках закона. Платить за адвоката придется самому задержанному или его родственникам.

Если россиянина признают виновным и приговорят к тюремному сроку, дипломаты обязаны время от времени навещать его и обеспечивать минимальным набором средств для «комфортного» пребывания в месте заключения, например: зубной щеткой, книгами на русском языке, посылками и письмами от родных.

Обычно дипломаты стараются не довести дело до тюремного заключения и убеждают местные власти ограничиться депортацией нарушителя. Часто им идут навстречу, ведь никому не выгодно, когда россиянин томится в зарубежной тюрьме и проедает деньги иностранных налогоплательщиков.

Принцип взаимности

Дипломаты очень любят решать вопросы по так называемому принципу взаимности. Если очень упрощенно, это значит: «как ты со мной, так и я с тобой».

Каждая страна суверенна, то есть может делать все, что захочет, тем более внутри своих границ. Но если где-то систематически нарушаются права российских граждан — например, их задерживают по надуманным обвинениям, а потом не дают встретиться с российскими дипломатами, — Россия может обидеться и так же поступать с гражданами этой страны. Иногда это приводит к международным скандалам, разрыву дипломатических отношений и даже к вооруженным конфликтам.

Но если это не целенаправленная политика иностранного государства, а просто глупость или злой умысел конкретных полицейских, задержавших россиянина, тогда одно только требование вызвать консула может сделать их гораздо вежливее и внимательнее. Никто же не хочет на пустом месте стать виновником международного конфликта.

За границей без средств к существованию

Если россиянин по каким-то причинам оказался за границей совсем без денег, посольство даст ему возможность связаться со знакомыми в России, чтобы те смогли перевести ему необходимую сумму. В большинстве случаев помощь посольства на этом заканчивается.

Но есть и исключительные случаи, когда дипломаты могут оплатить россиянину жилье и питание, купить средства первой необходимости и даже обратный билет на родину. Так будет, если человек заявит, что находится в бедственном положении, из-за чего его жизни угрожает опасность, — и сможет это доказать.

Для рассмотрения каждого такого случая в посольстве собирается специальная комиссия, которая изучает все обстоятельства и решает, нужно ли предпринимать экстренные действия. При этом заявителю придется подробно рассказать комиссии, как он попал в страну, что с ним случилось и почему ни родственники, ни знакомые, ни соседи не могут помочь ему вернуться на родину. Еще он должен убедить дипломатов, что есть прямая угроза его жизни, которая может быть устранена, только если он немедленно вернется в Россию.

Если комиссия решит, что экстренная помощь необходима, дипломаты снимут заявителю самое дешевое жилье, купят немного еды, средства личной гигиены и минимум одежды, а также оплатят обратный билет на родину — по минимальному тарифу перевозчика.

Чтобы понять, сколько денег у них на это есть, дипломаты используют таблицы Минфина с расчетами суточных и оплаты жилья для госслужащих в заграничных командировках. По закону посольство может тратить на экстренную помощь россиянам не больше 50% от этих нормативов. В каждой стране цифры будут разными, но обычно это около 30 $ ( 1963 Р ) в день.

Родные пропали без вести за границей

Бывают случаи, когда россияне едут на отдых в иностранное государство и исчезают там без следа, — порой некому даже написать заявление в местную полицию. Если родственники начали беспокоиться, они могут попросить помощи у российских дипломатов.

В Консульский департамент можно обратиться и когда вам кажется, что посольство или конкретный дипломат не хотят помогать в решении вашей проблемы

Поэтому, когда отправляетесь в зарубежную поездку, лучше подстрахуйтесь и оставьте родным копию загранпаспорта, а также подробно расскажите им о предстоящем маршруте и дате возвращения в Россию.

Если потребуется организовать поиски россиянина, дипломаты из посольства, конечно, не будут сами бегать с фонариками и искать пропавшего. Их главные инструменты — официальные запросы и звонки в компетентные органы иностранного государства. Но даже эти действия часто приносят ощутимую пользу: местные власти не могут просто так отмахнуться от просьб дипломатов и спустить дело на тормозах, иначе будут последствия — все по тому же принципу взаимности.

Стихийные бедствия, войны, революции

Иногда за границей россияне попадают в теракт, революцию или цунами. В такие моменты самое страшное — отсутствие проверенной информации и непонимание, что делать дальше. Мне пришлось прочувствовать это на собственном опыте.

В 2012 году я поехал изучать арабский язык и восточную культуру в Ливан. Спустя две недели недалеко от дома, где я жил, произошел теракт: взорвали какого-то генерала, а вместе с ним целую жилую улицу. Следующие несколько дней весь город гудел: одни люди жгли покрышки, другие строили баррикады, на улицы вывели военную технику, начались перестрелки.

Я решил позвонить в посольство и спросить, что происходит, — может, началась революция или очередная война с Израилем. В посольстве ответили, что по телефону мне ничего говорить не будут: мол, вдруг я какой-нибудь провокатор.

Еще мне сказали, что если я чувствую угрозу своей безопасности, то могу на время укрыться на территории посольства, а там уже решат, что со мной делать. Вот только идти до посольства мне пришлось бы через блокпосты военных и баррикады мятежников. Гораздо безопаснее оказалось добраться до аэропорта, поэтому я купил обратный билет и вернулся в Россию.

Сейчас для чрезвычайных ситуаций в Министерстве иностранных дел РФ есть специальная структура — департамент Ситуационно-кризисный центр. Он координирует действия посольств и других российских ведомств в случаях, когда жизням граждан России за границей угрожает опасность: например, помогает укрыться в ближайшем посольстве, быстро получить последние сведения об обстановке в стране или узнать, где будет точка сбора, если принято решение об эвакуации россиян из зоны бедствия.

Для экстренной связи с ДСКЦ разработали мобильное приложение «Зарубежный помощник», его можно скачать на сайте МИД России.

После установки приложение попросит ввести данные загранпаспорта и номер телефона. Если зарегистрировать маршрут будущей поездки, то при возникновении опасных ситуаций на телефон придут оповещения. Эта информация также постоянно публикуется в Твиттере Ситуационно-кризисного центра.

Главная функция «Зарубежного помощника» — экстренная связь с российскими дипломатами. В этом случае приложение отследит координаты звонящего и направит их в ближайшее посольство, а те — местным властям, если россиянину угрожает опасность.

Читайте также: