Является ли логопед педагогическим работником

Опубликовано: 03.10.2024

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” (не вступило в силу)

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678)

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Заместитель начальника кафедры

2. Должности иных педагогических работников

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Старший педагог дополнительного образования

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Обзор документа

Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.

Она устанавливает единый подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Так, предусмотрены следующие должности руководителей образовательных организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только для вузов).

Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя; руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики; советник при ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной организации, факультета (института). Таким образом, за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.

Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского состава и иных педагогических работников.

В связи с принятием решения по итогам заседания рабочей группы Минобрнауки России по разработке и применению профессиональных стандартов от 1 июля под председательством Климова А.А. о проработке вопросов целесообразности внесения изменений в Номенклатуре должностей педагогических работников образовательных организаций (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678) в наименования педагогов-дефектологов и необходимости установления длительности профессиональной переподготовки для педагогов-дефектологов в размере 1000 часов могут быть предложены следующие обоснования.

В международной практике различаются две позиции относительно специалиста, занимающегося обучением, воспитанием и преодолением имеющихся нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 1. В России, Белоруссии, Казахстане, Украине, Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии и других странах Восточной Европы (за исключением стран Балтии) специальный педагог (учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), включая учителя-логопеда – должность педагогическая, а логопедия является разделом специальной педагогики, и логопедические организации являются частью системы образования. Во взрослом возрасте логопедическая помощь оказывается в организациях здравоохранения. 2. В большинстве стран Западной Европы и Америки: специальный педагог – должность педагогическая, а логопед – параклиник, парамедицинский работник (логопед, аудиологопедист, ортофонист, speech-language pathologist, фониатр, speech and language therapist, фоноаудиолог). Логопед выполняет диагностику и терапию всех видов нарушений. Подобные тенденции отражены в Международной стандартной классификации занятий (ISCO-08), где аудиологи и специалисты по развитию и восстановлению речи (аудиолог, дефектолог, логопед, специалист по коррекции речи) входят в группу 22 – Специалисты-профессионалы в области здравоохранения; а педагоги в области специального обучения (для обучающихся, испытывающих трудности с обучением; для лиц с нарушениями зрения; для лиц с нарушениями слуха; дефектолог) включены в группу 23 – Специалисты-профессионалы в области образования.

В СССР до 1995 года специалисты в области специального образования обучались по одной специальности «Дефектология». В 1995 года Классификатор специальностей высшего профессионального образования начинает выделять в качестве самостоятельных специальностей тифлопедагогику (031500), сурдопедагогику (031600), олигофренопедагогику (031700), логопедию (031800). При этом для каждой специальности была разработана квалификационная характеристика, соответствующая роду деятельности. Однако современная Номенклатура должностей педагогических работников до настоящего времени включает лишь два наименования педагогов специального образования: «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед (логопед)». Отдельно выделенным оказался только учитель-логопед, а специалисты с квалификациями «тифлопедагог», «сурдопедагог», «олигофренопедагог» объединены под названием «учитель-дефектолог», несмотря на различие квалификаций, необходимых для реализации образовательных технологий при работе со слепыми, слабовидящими, глухими, слабослышащими, позднооглохшими и умственно отсталыми обучающимися.

Внесение изменений в наименования педагогов-дефектологов позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с сенсорными, интеллектуальными, речевыми и другими недостатками в развитии. Особую важность это имеет в связи с тем, что педагоги-дефектологи, работающие с детьми с разными нарушениями развития, обладают разными профессиональными компетенциями, что отражено как в профилях подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование: «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Тифлопедагогика», так и в квалификационных характеристиках выпускника специалитета по специальностям (ОКСО): 050712 – Тифлопедагогика; 050713 – Сурдопедагогика; 050714 – Олигофренопедагогика; 050715 – Логопедия, с присвоением соответствующей квалификации: учитель-тифлопедагог; учитель-сурдопедагог, учитель-олигофренопедагог; учитель-логопед.

Обоснованием внесения изменений в Номенклатуру должностей педагогических работников (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 № 678) и включения должностей «Учитель-логопед (логопед)», «Учитель-дефектолог (сурдопедагог)», «Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)», «Учитель-дефектолог (тифлопедагог)» служит потребность в дифференциации специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление нарушений у детей, отнесенных Международной классификацией болезней к различным нозологическим группам (с нарушениями речи, слуха, интеллекта и зрения), что предполагает вариативность профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к квалификации соответствующих работников, в том числе требований к профессиональному образованию.

Традиции дифференцированной подготовки педагогов-дефектологов для работы с обучающимися с ОВЗ различных категорий учтены в ряде нормативных документов, не утративших своей актуальности. Министерством образования Российской Федерации Письмом № 03-51-5ин/23-03 от 16.01.2002 в приложении № 1 разъяснено, что учитель-дефектолог включает узкую специализацию: логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог. Там же указано, что помощь сурдопедагога необходима детям с нарушениями слуха, тифлопедагога – с нарушениями зрения, олигофренопедагога – детям с нарушениями интеллекта; должность учителя-логопеда вводится в дополнение к должности учителя-дефектолога для детей с ОВЗ, имеющими нарушения анализаторов, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.д. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082, утверждающий Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в п. 4. определяет комиссию, состоящую из педагога-психолога, учителей-дефектологов (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), учителя-логопеда. В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденном Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1598, в Приложении № 1 «Требования к АООП НОО для глухих обучающихся» и в Приложении № 2 «Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся» предусмотрена деятельность сурдопедагога; в Приложении № 3 «Требования к АООП НОО для слепых обучающихся» и в Приложении № 4 «Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся» предусмотрена деятельность тифлопедагога; в Приложении № 5 «Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» предусмотрена деятельность учителя-логопеда.

Обоснованием необходимости установления длительности профессиональной переподготовки для педагогов-дефектологов в размере не менее 1000 часов является направленность программ профпереподготовки на получение компетенций, необходимых для осуществления новых видов профессиональной деятельности, приобретение новых квалификаций: «Учитель-логопед (логопед)», «Учитель-дефектолог (сурдопедагог)», «Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)», «Учитель-дефектолог (тифлопедагог)» (ч. 5 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ); а также положение о том, что программы профпереподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76 ФЗ № 273).

Проект профессионального стандарта педагога-дефектолога для реализации обобщенной трудовой функции 3.1. «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» (учитель-логопед, логопед); трудовой функции 3.1.1. «Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи», предусматривает следующие трудовые действия: определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; планирование уроков, логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе; организация основных видов деятельности лиц с нарушениями речи в процессе освоения ими образовательных программ, программ логопедической помощи с учетом их возраста, особенностей развития и психофизического состояния; организация деятельности лиц с нарушениями речи по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми; обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с социокультурной жизнью; осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития; корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга результатов их реализации.

Трудовая функция 3.1.2. «Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи» предусматривает следующие трудовые действия: определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; планирование уроков, групповых (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий при реализации образовательных программ для лиц с нарушениями речи и (или) программ логопедической помощи; разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств; оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушениями речи.

Для реализации трудовой функции 3.1.3. «Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений» предусмотрено выполнение следующих трудовых действий: выявление факторов риска возникновения нарушений речи у лиц разного возраста; своевременное выявление детей с нарушениями речи, испытывающих трудности в обучении для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения и возможного изменения образовательного маршрута; анализ документов лиц с нарушениями речи, оформленных организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами; выбор методик для диагностики состояния речи у детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей, методик логопедического обследования лиц с ОВЗ; проведение диагностики нарушений речи, логопедического обследования с учетом возраста, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; осуществление анализа и оценки результатов диагностики нарушений речи, логопедического обследования с учетом данных комплексного обследования лиц с нарушениями речи; подготовка логопедического заключения по результатам диагностики, логопедического обследования лиц с нарушениями речи; выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, социально-коммуникативных ограничений у лиц с нарушениями речи; составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушениями речи; разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) к реализации логопедической помощи лицам с нарушениями речи, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты; консультирование лиц с нарушениями речи по вопросам образования, развития, овладения средствами коммуникации, профессиональной ориентации, социальной адаптации; консультирование родителей (законных представителей) и членов семей лиц с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи; консультирование педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи; реализация мер по профилактике нарушений речи, а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с нарушениями речи.

Формирование компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности (обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий), приобретения новой квалификации, является обоснованием необходимости установления длительности профпереподготовки для педагогов-дефектологов в размере не менее 1000 часов.

Логопед педагог или врач. Логопед - это врач или учитель?

Логопед педагог или врач. Логопед - это врач или учитель?

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Врачом на курсах переподготовки не стать. Для этого недостаточно прослушать несколькочасовой курс. Вот дефектолог - это другое дело! Это и врач, и учитель. Естественно, в идеале. Бездарностей, посторонних, бездушных людей среди представителей любых профессий полно. Если логопед (с любым уровнем подготовленности) справляется со своими обязанностями, честь ему и хвала! Многие и без дефектологического образования добиваются многого. Особенно когда относятся к детям и своей работе с душой. Как и положено УЧИТЕЛЮ. Вот и ответ. Не каждый логопед - учитель. А только тот, кто учитель по сути.

Есть такое постановление.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 августа 2013 г. N 678
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ
ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В нём чётко прописано, что в образовательных организациях есть должность УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, а наименование должности "ЛОГОПЕД" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.
Логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.). В каждой детской поликлинике должен быть кабинет логопеда.
Итак, в школе учитель-логопед, а в в сфере здравоохранения -логопед.
Но образование у них педагогическое.

Есть логопед врач, который обследует детей, выявляет причины нарушения речи и ставит правильный диагноз, пишет рекомендации по устранению дефекта, прописывает медикаментозное лечение, если это необходимо, а учитель -логопед корректирует развивающими занятиями речь, опирается на рекомендации логопеда врача.

А почему вдруг возник такой вопрос? Всегда было так- в поликлинике врач, а в образовательных организациях -учитель, как сказали выше. Я думаю, что врач-логопед без медицинского образования не должен работать в мед.учреждении. Есть специфика.

Здравствуйте, Анна Юрьевна! Смотря с какой стороны посмотреть. Если логопед имеет медицинское образование и работает в этой области, то возможно, что и врач. Мы с сыном у такого специалиста наблюдались. Ну, а так это в основном учитель, особенно если еще прошел профессиональную переподготовку. Так что все зависит от ситуации.

Логопед педагог или врач. Логопед - это врач или учитель? 01

Детский логопед. Как выбрать хорошего логопеда?

Если у маленьких детей есть проблемы с речью и нарушения дикции, то это нормально и естественно. В большинстве случаев они проходят сами по себе. Но иногда бывают случаи, когда есть острая необходимость обратиться к специалисту. Вот только выбрать его — задача не из лёгких. Детский логопед — основные критерии выбора специалиста. На что стоит обратить внимание.

Хороший детский логопед. Где искать?

Существует много объявлений логопедов, которые предлагают свои услуги в сми, в интернете и т.д.

Порекомендовать логопеда могут в поликлинике, в педагогическом центре, школе или детском саду.

Самый лучший способ, на мой взгляд, прислушаться к рекомендациям друзей и знакомых. Они смогут поделиться своим мнением и опытом.

Детский логопед. Как выбрать хорошего логопеда?

Когда необходимо обратиться к логопеду?

  1. Если в 2 года ребёнок не говорит.
  2. В 3 года речь ребёнка невнятна и непонятна для окружающих людей.
  3. Ребёнок имеет маленький словарный запас для своего возраста.
  4. После 5 лет ребёнок говорит односложно, неверно согласует слова в предложениях.
  5. Если ребёнок готовится к школе.
  6. Ученик не справляется со школьной программой. Ему тяжело даётся письмо и чтение.

Очень важно получить консультацию специалиста вовремя. Лучше всего обратиться к логопеду при появлении первых признаков нарушения речевого развития и как можно раньше.

Таким образом мы сможем избежать негативное влияние нарушений речи на психическое развитие в целом.

Детский логопед. Как выбрать хорошего логопеда?

На что стоит обратить внимание при выборе логопеда?

  • Обязательный пункт-это высшее образование. Логопед-дефектолог должен иметь диплом об окончании дефектологического факультета высшего учебного заведения.
  • Стаж логопеда. Желательно, чтобы был хотя бы какой-то стаж. Но это совсем не значит, что начинающий специалист совсем ничего не умеет.
  • Методики. Как правило, все специалисты придерживаются общепринятых методик и правил для коррекции речи. Иногда применяют свои личные разработки и подстраивают их под каждого ребёнка.
  • План работы. Спросите у педагога как будут проходить занятия, какие методы он будет использовать. Логопед должен рассказать вам о своём плане работы с малышом. Плюс ко всему должен пояснить что именно он собирается делать и в какой последовательности. Попросите учителя, чтобы он назвал вам авторов книг, пособий , развивающих карточек.
  • Истинный логопед никогда не скажет вам точную дату, когда речь (звукопроизношение и т.д.) будет исправлена. Здесь все строго индивидуально и зависит от множества параметров.

Детский логопед. Как выбрать хорошего логопеда?

Детский логопед. Личное впечатление.

  • Очень важна первая встреча. Она то и может стать решающей.
  • Обратите внимание как логопед устанавливает контакт с ребёнком. Посмотрите на реакцию вашего ребёнка. Идёт ли он с радостью на занятия или нет? Дети тонкие и чуткие психологи. Порой они сами могут сделать правильный выбор.
  • Опытный и грамотный дефектолог не станет критиковать вас и вашего ребёнка. Он не будет проявлять равнодушие, злость или раздражение. Он не делает поспешных выводов и осторожен в суждениях.
  • Речь самого специалиста должна быть четкой и правильной.

Детский логопед. Как выбрать хорошего логопеда?

Совместная работа.

Логопед всегда даёт домашние задания и вы должны их выполнять. Без этого просто никуда.

К сожалению, многие родители не хотят заниматься с детьми дома. В таком случае не стоит спрашивать у педагога почему вы, спустя время, не получили желаемого результата.

Дети 2-3 лет быстро забывают приобретенные навыки на занятиях . И лишь постоянное повторение их дома поможет закрепить их. Обязательно мотивируйте своих малышей.

Проявляйте интерес и активность. Общайтесь с педагогом как можно больше после занятий.

Как правило, логопед приглашает родителей к себе в кабинет, чтобы они посмотрели на занятие. Кстати, первая консультация желательно должна проходить в присутствии родителей. Потому что ребёнку в присутствии мамы или папы легче вступить в диалог.

Для хорошего логопеда-дефектолога не бывает трудных детей. Все детки индивидуальны и уникальны. У всех есть свои сильные стороны, положительные качества. А вот увидеть эти стороны и использовать их во благо — это и есть залог успешной логопедической работы.

Расскажите есть ли у вас опыт поиска логопеда-дефектолога. Понадобился ли вам детский логопед? Насколько опыт был удачен?

Чем помогает логопед. Зачем необходим логопед

Чем помогает логопед. Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Врач логопед дефектолог. Разница между логопедом и дефектологом

Большинство людей не знают, в чем разница между логопедом и дефектологом, поэтому теряются, получая направление к одному из специалистов. Оба врача занимаются дефектами речи у взрослых и детей, но чаще всего исправление разговорного навыка требуется маленькому ребенку.

Чем отличается логопед от дефектолога?

Логопед педагог или врач. Логопед - это врач или учитель? 07

Дефектолог должен быть выпускником педагогического факультета и пройти дополнительное обучение, чтобы заниматься лечением детских патологических нарушений речи. Работа такого учителя соединяет в себе логопеда, психолога и в большинстве случаев невропатолога. Дефектолог должен четко представлять механизм развития того заболевания, с которым он работает, чтобы эффективно провести коррекцию речи.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет , когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Специализация дефектолога

На первый взгляд кажется, что логопед и дефектолог равные друг другу специальности, однако разница в них существенная. Направление к дефектологу выдается при наличии следующих проблем :

  • врожденные аномалии интеллектуального развития (генетические болезни);
  • задержка психомоторного развития, обусловленная разнообразными причинами;
  • повреждение речевых центров головного мозга вследствие травм (приобретенных, родовых);
  • патологии речи, обусловленные заболеваниями внутриутробного периода, чаще гипоксией;
  • любые нарушения психики ребенка, сопровождающиеся речевыми дефектами.

Разница заключается в том, что дефектолог может работать с перечисленными вариантами речевых расстройств, а логопеду для этого не хватает квалификации. По своей сути дефектолог представляет собой педагога, прошедшего дополнительную квалификацию в области дефектологии.

Чем занимается учитель логопед. Эссе учителя-логопеда «Моя профессия учитель-логопед»

Ирина Чурочкина
Эссе учителя-логопеда «Моя профессия учитель-логопед»

Эссе учителя-логопеда Чурочкиной Ирины Леонидовны

Л – Любящий людей

П – профессионал, принимаемый

Е – единодушно, единогласно

Д – детьми. Дарящий душевное добро детям!

С детства я была уверена в том, что моя профессия будет обязательно связана с детьми. Зигмунд Фрейд считал: ничего не бывает случайного, все имеет первопричину. Сегодня, когда я стала задумываться, почему я выбрала профессию логопеда, я все больше понимаю, что детским мечтам суждено сбываться. Всегда хотела помогать людям. Я часто представляла себя то детским врачом, то воспитательницей, то учительницей. И это не случайно. Я продолжаю учительскую династию своей семьи. Начиная с моего прадеда Юнуса Валидова – учителя русского языка, впоследствии ставшего первым наркомом земледелия Татарской АССР. Затем бабушка Ильгизяр Юнусовна Валидова – учитель-логопед Елабужской школы для глухонемых детей. Моя мама, Наиля Загидулловна Чурочкина – учитель французского языка, проработала в школе 25 лет. Мне было с кого брать пример. Поэтому после окончания школы я, не раздумывая, подала документы в НГПУ имени М. Горького. А специальность я выбрала, благодаря моей бабушке, которая с увлечением рассказывала о том, как она обучала глухонемых детей говорить. Тогда мне это казалось чудом. Поэтому я и выбрала специализацию «логопедия». Узнав о моем решении стать учителем-логопедом бабушка, будучи уже на пенсии, подарила мне комплект логопедических зондов, которые хранятся у меня до сих пор.

Мой трудовой путь начался в 2001году, когда я, студентка 3 курса, пришла на практику в детский сад №12 и осталась там работать — меня, юную девчонку, приняли на должность воспитателя детского сада логопедической группы. Мне удавалось совмещать учебу на дневном отделении вуза и работу в детском саду. Работая воспитателем в логопедической группе, я с особой теплотой и душевным волнением наблюдала, как логопед учит говорить маленьких детей, а затем с готовностью выполняла с ребятишками артикуляционную гимнастику, разучивала чистоговорки, закрепляла у детей поставленные логопедом звуки. Логопед учила меня слышать и слушать ребёнка, чувствовать вместе с ним и сопереживать, помогала вести малыша за собой в прекрасный мир фантазии и красоты, быть рядом и чуть впереди, и никогда не останавливаться на достигнутом, ведь вокруг так много интересного! Наблюдая за работой логопеда со стороны, и в тоже время принимая в ней непосредственное участие, я все больше и больше проникалась мыслью о том, что это именно то, к чему я должна стремиться, то, кем я хочу быть – учителем — логопедом! И я им стала! После окончания НГПУ имени М. Горького я стала работать учителем-логопедом в этом же детском саду, где и работаю в настоящее время.

Работа очень ответственная и непростая. Ведь чистая, правильная речь – один из важнейших условий нормального психического развития человека. Дефекты речи негативно влияют на психическое состояние ребенка. Дети стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, плохо идут на контакт с окружающими. Кроме того, дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка.

Я помогаю детям познать всю прелесть и богатство русского языка, знакомлю со всем многообразием выразительных средств речи, помогаю им научиться управлять органами речи, красиво, чётко говорить. Всё это помогает в дальнейшем добиться успеха, поверить в себя. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих детей и их родителей. Я готова свернуть горы, отбросить плохое настроение и идти вперёд. По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы.

Работая учителем-логопедом, не перестаю радоваться тому, что выбрала такую гуманную профессию, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии. На каждом занятии стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно. В моей жизни было много счастливых минут, радость я испытывала тогда, когда видела улыбки на лицах детей. В такие моменты, мне казалось, что ни один богач в мире не владеет такими сокровищами, как я. Ни одна красавица мира не обладает столькими преданными сердцами.

Моя профессия многогранна и интересна. Ёе выбирают люди творческие, бесконечно влюбленные в свое дело. И недаром логопедам посвящены такие слова:

Он педагог, учитель и психолог,

Филолог он и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор - это ЛОГОПЕД.

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель -

Специалист разносторонний - ЛОГОПЕД.

Полностью разделяю мнение автора этих строк, профессия логопеда сочетает в себе множество других интересных и полезных профессий. Мало того, мне это очень нравится! Я люблю свою профессию! Теперь я совершенно счастливый человек!

Профессиональный стандарт учителя-логопеда определяет важнейшие характеристики деятельности специалиста: его трудовые обязанности, уровни квалификации, требующиеся для их выполнения, а также другие аспекты. С начала 2020 года применение профстандартов обязательно для бюджетных и находящихся под контролем государства организаций, но даже в частном секторе их использование дает ряд преимуществ.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Основные аспекты применения профстандартов

Порядок разработки и применения профстандартов определяется следующими актами:

  • Принятым в 2015 году 122-ФЗ, в котором перечислены основные положения по их использованию.
  • Введёнными в Трудовой кодекс на основе этого ФЗ статьями 195.2 и 195.3, где установлено обязательное применение профстандартов для профессий, квалификационные параметры которых даются в действующем законодательстве.
  • Принятым в 2016 году постановлением Правительства №584, в котором указывается, что профстандарты обязательны для бюджетных учреждений, а также организаций на 50% и более контролируемых государством.

Как можно видеть, в частном секторе применение профессиональных стандартов происходит на добровольной основе. В бизнес-сфере они используются для:

  • Документирования параметров квалификации (образования, опыта работы, профильных и общих умений и навыков). Это позволяет не только корректно отсеивать претендентов с несоответствующей квалификацией, но и требовать от сотрудников прохождения дополнительного обучения.
  • Изменений в организационной структуре, которые проводятся путем переименования должностей, перемен в штатном расписании, устранения непрофильных обязанностей.
  • Урегулирования споров с представителями контролирующих инстанций (ФНС, Рострудом и пр.) при их проверках документации.
  • Внесения актуальных изменений в документы организации, регулирующие кадровые отношения: должностные инструкции, трудовые договора и пр.

Внимание! Пока в сфере кадровых отношений сохраняют актуальность общероссийские справочники профессий (ЕКС и ЕТКС). В будущем предполагается их интегрирование в единую систему трудовой документации, а пока работодатель может использовать их наряду с профстандартами.

Нюансы профстандарта учителя-логопеда

Среди действующих документов к должности учителя-логопеда ближе всего профстандарт 01.002, описывающий характеристики педагога-психолога. Он включает четыре части.

Вводная часть отведена под общую характеристику профессии. Даны группы и вид деятельности по кодам справочников ОКВЭД и ОКЗ, а также описаны профессиональные цели.

Во второй части описаны в общей форме две основные трудовые функции и 12 их составляющих. К основным отнесены сопровождение образовательного процесса и оказание профессиональной помощи учащимся с трудностями в усвоении материала. К составляющим отнесены, к примеру, консультирование учащихся, их профильная диагностика и пр.

Третья часть отводится под более подробное разъяснение основных трудовых функций и их составляющих. Данное описание содержит:

  • Происхождение функции и перечисление должностей специалистов, готовых к её выполнению.
  • Требования к уровню их образования и опыта.
  • Дополнительные критерии их допуска к работе (отсутствие судимостей, успешно пройденное медобследование и пр.).

Далее описывается каждая составляющая трудовой функции. Перечисляются конкретные действия и необходимые для них знания и умения. Так, коррекционная работа с учащимися включает:

  • Трудовые действия: ведение профильной документации, разработка планов и пр.
  • Практические умения в областях разработок программ коррекции, проведения занятий с учащимися и т.д.
  • Теоретические знания в сферах современных востребованных теорий, практиках применения методов работы с учащимися и прочих профессиональных аспектах.

Четвертая часть перечисляет ответственных за разработку документа.

Внимание! Как можно заметить, в этих разделах не затрагиваются многие аспекты деятельности специалиста: его права, порядок найма и замены, критерии ответственности за нарушения и пр. Для описания этих моментов рекомендуется применять должностные инструкции, трудовые договора и иную документацию.

Применение профстандарта на практике

Введение профстандартов в практику делопроизводства строится по определенному алгоритму:

  1. Изучение отраслевых характеристик деятельности работодателя с помощью кодов ОКВЭД.
  2. Анализ имеющихся должностей и спектра обязанностей, выполняемых действующими специалистами. Этот анализ проходит на основе штатного расписания, должностных инструкций и иной кадровой документации.
  3. Изучение имеющихся профстандартов, подходящих под профиль деятельности организации и её сотрудников.
  4. Изменение трудовой документации на основе положений найденных профстандартов, а также подходящих разделов ЕКС и ЕТКС.
  5. Проведение необходимых изменений в оргструктуре организации (перераспределение обязанностей, введение новых позиций и пр.).

После окончания комплекса этих мероприятий, на основе сделанных изменений, работодатель получает возможности:

  • Предъявлять квалифицированные требования к кандидатам на позиции.
  • Обязывать имеющихся работников повышать свой профессиональный уровень для приобретения необходимых навыков и умений.
  • Предлагать низкоквалифицированным сотрудникам переходить на менее значимые позиции с использованием статьи 72.1 ТК РФ.

Внимание! Если в организации трудится много сотрудников на разнообразных позициях, то внедрение профстандартов рекомендуется проводить на основе регламента, в котором установлены ответственные лица, порядок внедрения, сроки и иные параметры.

Читайте также: