Является ли учитель должностным лицом

Опубликовано: 17.09.2024

Петр! Если вы обратили внимание, то ст. 290 УК РФ»Получение взятки» включена в главу 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 285. УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» содержит примечания, которые дают ответ на Ваш вопрос о том, кто является должностными лицами:

«Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.»

На преподавателей возложено исполнение организационно-распорядительных функций, за нарушение которых они несут ответственность как должностные лица, то есть являются субъектом преступления - получения взятки на основании п.1 примечаний к ст. 285 УК РФ.

Смотрите также ПОСТАНОВЛЕНИЕ пленума ВС РФ от 10 февраля 2000 г. N 6

"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ И КОММЕРЧЕСКОМ ПОДКУПЕ".

В обоснование доводов привожу пример из судебной практики:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВС РФ от 24 апреля 2002 г. N 46-О 02-35

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Журавлева В.А., объяснение осужденного, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Кравец а Ю.Н., полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:

О. - доцент Самарского аэрокосмического университета, признан виновным в получении взятки в сумме 3000 рублей от А.

Преступление им совершено 15 октября 2001 года в г. Самаре при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Вину в совершении преступления О. не признал.

В кассационной жалобе он указывает, что не является субъектом указанного преступления, поскольку не обладал организационно-распорядительными функциями, деньги от А. получил, как оплату за будущую репетиторскую работу, А. его оговаривают, просит приговор отменить и дело прекратить за отсутствием состава преступления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда правильным.

Виновность О. в совершенном преступлении доказана, кроме показаний осужденного, не отрицавшего факта получения денег от студента, показаниями свидетелей А., А.А., К., трудовым договором, распоряжением, учетной карточкой, копией зачетной книжки, положением о курсовых экзаменах исследованными в судебном заседании.

С доводами жалобы о том, что О. не является субъектом преступления, за которое он осужден, согласиться нельзя.

Являясь преподавателем высшего учебного государственного заведения, О. обладал правом принимать экзамены. В случае несдачи экзамена - это порождало для студентов правовые последствия, в частности для А. отчисление из университета и наоборот выставление О. положительной оценки оставляло за А. право обучения в вузе. Таким образом, на О. было возложено исполнение организационно-распорядительных функций, за нарушение которых он несет ответственность как должностное лицо, то есть является субъектом преступления - получения взятки.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что О. получил деньги от А. в сумме 3000 рублей в счет будущих репетиторских занятий, поскольку это противоречит обстоятельствам дела, согласно которых О. выставил А. положительную оценку без приема экзаменов и, таким образом, не было никакой необходимости проводить репетиторские занятия. Эти обстоятельства согласуются с показаниями А. о том, что деньги передавались за выставление положительной оценки без сдачи экзаменов. Полагать, что А., А.А. оговаривают осужденного нет оснований.

Суд дал правильную оценку всем исследованным доказательствам и обоснованно пришел к выводу о виновности О. в совершении преступления, предусмотренного статья 290 часть 1 УК РФ

Наказание О. назначено в соответствии с законом, с учетом степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающего обстоятельства.

Руководствуясь ст. 339 УПК РСФСР, судебная коллегия определила: приговор Самарского областного суда от 22 февраля 2002 года в отношении О. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК РФ разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. Однако следует учитывать, что данное положение ГК РФ неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК РФ говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Когда идет речь о таком специальном субъекте преступления, как должностное лицо, не возникает сомнений, почему законодатель всегда выделял эту категорию в данном качестве. Должностные лица, являясь носителями государственных властных полномочий, должны поддерживать доверительное и уважительное отношение граждан к государственной власти и существующему правопорядку. Поэтому когда такие лица совершают преступления, этими действиями они не только нарушают права и свободы граждан и организаций, но и подрывают авторитет государства и закона, порождают снижение уровня правосознания граждан. Тем не менее, само по себе наличие уголовно-правового запрета еще не предполагает решения проблемы.

Одним из дискуссионных вопросов квалификации должностных преступлений является возможность применения данных норм в отношении преподавателей учебных заведений.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Преподаватели учебных заведений не являются представителями власти и, как правило, не выполняют административно-хозяйственных полномочий, оценка совершенных ими действий осуществляется преимущественно в рамках выполнения организационно-распорядительных функций. Именно по этому пути идет судебная практика.

Так, старший преподаватель кафедры университета В. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ, так как получила взятку в размере 500 рублей от студента, который был не готов к сдаче зачета по дисциплине «Материаловедение». Суд установил, что согласно должностной инструкции В. основными видами учебной работы старшего преподавателя согласно должностной инструкции являются: чтение лекций, проведение практических занятий (семинаров), лабораторных работ, прием зачетов по лабораторным и практическим работам, примем экзаменов и зачетов; руководство курсовым проектированием (курсовыми работами), производственной практикой, дипломным проектированием (в порядке исключения). В., являлась старшим преподавателем кафедры «Промышленное и гражданское строительство» архитектурно-строительного факультета, выполняла в указанном образовательном учреждении организационно-распорядительные функции, то есть являлась должностным лицом [1].

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [2] разъясняется, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, а также по приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии ).

Сторонники расширительного толкования данного положения полагают, что в данном случае Верховный Суд РФ не дал исчерпывающего перечня лиц, которые должны признаваться должностными, а лишь привел пример, указал направление для дальнейшего разрешения подобных ситуаций [3]. Однако возникают сомнения, о каком руководстве трудовым коллективом или находящимися в подчинении работниками в случае с обычными преподавателями может идти речь. Другой вопрос: можно ли считать осуществление таких профессиональных функций, как принятие зачетов и экзаменов и выставление в результате оценок, решениями, влекущими юридически значимые последствия. К сожалению, текст постановления Пленума Верховного Суда РФ сформулирован таким образом, что судьи вынуждены применять норму о специальном субъекте к преподавателям, получившим денежное или иное вознаграждение за проставление желаемых для взяткодателя оценок, ведь если преподаватель ставит неудовлетворительную оценку, для студента это может влечь ряд последствий: лишение стипендии, пересдача экзамена, отчисление и так далее.

Как отмечают А.В. Бриллиантов и Е.Ю. Четвертакова, характер правовых последствий может носить вероятностный или отдаленный во времени характер, то есть действия должностного лица могут создавать лишь вероятность наступления определенных последствий [4]. Такое утверждение представляется спорным, так как именно в случае с преподавателями нельзя однозначно говорить о характере предполагаемых последствий. В конечном счете, лицом, от которого зависит их наступление, выступает ректор учебного заведения, декан, заведующие кафедрами и другие лица, которые изданием определенных локальных актов решают вопрос о дальнейшем положении конкретного студента. Кроме того, студентам всегда предоставляется право пересдать зачет или экзамен в случае выставления оценки «неудовлетворительно» или «не зачтено», и даже после принятия соответствующего решения комиссией преподавателей, решение об отчислении студента может принять только ректор или иное лицо, на которое внутренними документами учебного заведения возложены такие полномочия. Эти лица и должны признаваться должностными.

Так, согласно п. 4.8 Положения «О текущем контроле и промежуточной аттестации знаний студентов, обучающимся по направлению подготовки (специальностям) высшего образования» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»[5] пересдача экзаменов, промежуточных и итоговых зачетов производится не более двух раз. Для второй пересдачи создается комиссия, состоящая не менее чем из трех преподавателей кафедры и декана факультета. Студенты, имеющие к окончанию промежуточной аттестации академическую задолженность по четырем и более дисциплинам <…> по представлению декана факультета, приказом ректора, отчисляются из Университета.

Представляется, что для целей должностных преступлений не следует вышеперечисленные действия преподавателей считать тем юридическим фактом, который влечет правовые последствия в виде отчисления студента. Если следовать подобной логике, можно придавать правовое значение и другим действиям преподавателей, например, выставлению оценок за контрольные работы, выставлению отметок о пропуске студентом занятия в журнал учета посещаемости (что может влечь обязанность студента «отработать» пропущенное занятие). Аналогичным образом можно привлекать к ответственности и старост учебных групп, так как они согласно внутренним актам учебного заведения обязаны вести учет посещаемости студентов. При наборе студентом определенного количества пропусков занятий без уважительных причин, для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности явиться на воспитательную беседу с лицами, ответственными за учебный процесс, а также в виде наложения различных мер дисциплинарного взыскания и так далее. Разнообразие таких фактов огромно, однако это не значит, что каждое подобное действие влечет юридически значимые последствия. Как обоснованно отмечает В.Ф. Лапшин, пересдача зачета или экзамена является разновидностью учебного процесса, и выставленная неудовлетворительная оценка признается основанием для повторной пересдачи, но никак не влияет на правовой статус обучающегося и не меняет общий учебный процесс вуза [6].

Другая ситуация складывается при проведении итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и вступительных экзаменов по приему абитуриентов. В обоих этих случаях решение преподавателя или комиссии преподавателей является окончательным, без возможности пересдачи в текущем учебном году и не требует вынесения специальных актов от имени руководства учебного заведения [7]. В таких ситуациях действия преподавателя являются юридически значимыми и напрямую влекут правовые последствия.

Таким образом, несмотря на широкое толкование понятия должностного лица, которое дает Верховный Суд РФ, судам следует внимательнее относиться к вопросу о привлечении преподавателей учебных заведений, не являющихся членами государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии, к уголовной ответственности за совершение действий, которые однозначно безнравственны, но формально не содержат в себе всех признаков состава должностного преступления. Нельзя забывать, что целью установления уголовной ответственности должностных лиц является наказание виновных, которые своими действиями действительно причинили вред интересам государственной власти, государственной и муниципальной службы, а вовсе не подведение под законодательную формулу всех мнимо похожих ситуаций.

[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // БВС РФ. 2009. № 12.

Ключевые слова: преподаватель, студент, должностное лицо, получение вознаграждения, уголовная ответственность, взятка.

Keywords: a teacher, a student, an official of the get-reward, criminal liability, a bribe.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что в современное время учащаются случаи, когда преподаватели привлекаются к уголовной ответственности по ст. 290 УК за получение от студентов денежных средств или иного вознаграждения за сдачу курсовых, контрольных, самостоятельных работ, а также экзаменов и зачетов.

Преступление, предусмотренное ст. 290 «Получение взятки», относится к числу должностных преступлений, то есть субъект взяточничества специальный и им может быть только должностное лицо. Исходя из этого, следует обратиться к примечанию ст. 285 УК РФ, которое определяет понятие должностного лица. Так, должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [10]. Для полного уяснения приведенного определения обязательно понимание того, что подразумевает законодатель под указанными функциями.

Во-первых, должностным лицом , т.е. субъектом взяточничества является лицо, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 19 от 16.10.2009 г. отметил, что представителями власти являются лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, в том числе сотрудники государственных, контролирующих и надзорных органов, которые вправе принимать решения, обязательные для выполнения нижестоящими органами, подчиненными работниками, гражданами, а также юридическими лицами [8]. Очевидно, что преподаватели не относится к данной категории лиц.

Во-вторых, под административно-хозяйственными функциями понимаются полномочия должностного лица по распоряжению и управлению имуществом, денежными средствами, которые находятся на банковских счетах организаций либо совершению иных действий [7].

В-третьих, следует обратить внимание на то, что наибольшую трудность составляет определение организационно-распорядительных функций в отношении преподавателей. Согласно п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 г. № 19 организационно-распорядительными функциями являются, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий [8]

Вместе с этим, п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда от 09.06.2013 г. № 24 поясняет, что не может быть признано взяткой принятие должностными лицами денег, а также услуг имущественного характера, выполняющими профессиональные обязанности, которые в то же время не относятся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям [9].

Однако правоприменительная практика идет по другому пути и признает преподавателя субъектом получения взятки. Данный факт находит свое объяснение в том, что взяточничество в сфере образования приобретает значительные масштабы, а привлечение преподавателей по другим статьям УК представляется невозможным. Именно поэтому суды Российской Федерации, субъектов РФ стали выносить обвинительные приговоры в отношении преподавателей.

Началом сложившейся судебной практики привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, профессорско-преподавательского состава считается определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от 11 марта 1999 г. в отношении Макарова, являющимся доцентом кафедры КГУ. В мотивировочной части данного определения было указано, что Макаров «являлся должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями, а значит, и тем субъектом должностных преступлений, которые указаны в перечне, содержащемся в п.1 примечания к ст.285 УК РФ…» [6].

Для расширения содержания рассматриваемой темы, следует проанализировать исследования ученых в сфере определения субъекта должного преступления. В науке уголовного права вопрос о привлечении к уголовной ответственности преподавателей за получение взятки является весьма дискуссионным; выражаются противоречивые точки зрения касательно обозначенной проблемы.

С одной стороны, распространено мнение, в соответствии с которым преподаватель является должностным лицом в момент, когда принимает экзамен или зачет, контрольную или курсовую работу, эссе или реферат [3, c. 17].

Такую позицию поддерживает Волженкин Б.В., он утверждает, что в деятельности преподавателя присутствуют распорядительные функции, выражающиеся в праве совершать юридически значимые действия, поскольку между выставлением оценки студенту или абитуриенту и последующим последствиями (зачисление, получение стипендии, перевод на следующий курс, отчисление, выдача диплома об окончании учебного заведения) существует причинная связь. При этом ученый отграничивает деятельность преподавателя при проведении лекционных и семинарских занятий от деятельности при приеме зачетов и экзаменов, отмечая, что в первом случае это профессиональная деятельность, а во втором – он выступает в роли должностного лица [1, c. 117].

Между тем, Плохов С.В. полагает, что проведение учебных занятий также может повлечь за собой правовые последствия для студентов. В качестве примера автор приводит случаи, когда преподаватель не фиксирует неявку студента на занятие, а пропуски, как известно, могут повлечь, например, недопуск обучающегося к сдаче экзамена или получение оценки «неудовлетворительно» [7, c. 62].

С другой – имеет место позиция, согласно которой педагог не может выступать в качестве субъектов должностных преступлений. Так, Воронин В.В. считает, что не может служить основанием для причисления преподавателей к субъектам должностных преступлений тот факт, что педагог при сдаче контрольных точек студентами уполномочен совершать действия, которые влекут за собой для студентов определенные правовые последствия. То есть при этом преподаватель не приобретает организационно-распорядительные функции, что свойственно для государственных и муниципальных служащих и, как следствие, не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ [2, c. 15]. Морозов Г.Б., придерживаясь той же позиции, отмечает, что неправомерно приписывать преподавателям организационно-распорядительные функции, так как они не обладают правом издавать локальных распорядительных актов, организующих выполнение каких-либо работ и процессов [4, c. 156]. Аналогичное мнение выражают в своих работах Здравомыслов Б.Ф., Рарог А.И., Ноздрачев А.Ф., Светлов А.Я.

Так, в ходе рассмотрения позиций законодателя, Верховного Суда РФ, ряда авторов, проводивших исследования в данной сфере, а также провоприменительной практики, мы считаем, что данный вопрос до сих пор остается спорным и не решен до конца. Прежде всего, стоит признать, что на современном этапе развития российское законодательство не определяет преподавателя как должностное лицо, поскольку он не выполняет ни один из функций, закрепленных в примечании к ст.285 УК РФ.

Для решения обозначенной проблемы необходимо внести изменения в действующее уголовное законодательство в виде дополнений УК нормой об ответственности преподавателей (как и других публичных лиц, например медицинских работников) за получение взятки, а также иных лиц за дачу преподавателю взятки.

Должностная инструкция педагога - внутренний правовой документ учебного заведения. В нем оговариваются права и обязанности работника. А если должностная инструкция отсутствует, каковы последствия? Кто утверждает такой документ? Подробнее об этом расскажем в нашей статье.

Нужно ли составлять должностную инструкцию?
Трудовой кодекс РФ не содержит упоминаний о должностной инструкции. Значит, отсутствие этого документа не может быть расценено как нарушение трудового законодательства. Следовательно, этот факт не влечет за собой какой-либо ответственности.
Однако отсутствие должностной инструкции может обернуться негативными последствиями в случае возникновения конфликта (например, между педагогом и руководителем учебного заведения или учеником). А вот при наличии этого документа определить правомерность действий педагога будет значительно проще.
Кроме того, внутренний контроль в учреждении руководитель (его заместитель) производит в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Об этом сказано в письме Минобразования России от 7 февраля 2001 г. № 22-06-147.
Не стоит забывать и о том, что зафиксированные документально функции работников - дополнительный аргумент для подтверждения расходов учреждения и возможности признания их в учете.
Принимая во внимание сказанное, в интересах учебного заведения все-таки составить должностную инструкцию.

Разработка и утверждение инструкции
Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики. Они содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37).
В приложении 2 к постановлению Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 33 приведены тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования. Их также следует учитывать при формировании должностной инструкции педагога.
Как правило, содержание этого документа предполагает наличие таких разделов:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права, компетенция;
- ответственность.
Разрабатывать подобный документ вправе коллегиальные органы образовательного учреждения либо руководители подразделений. При этом учитываются замечания и пожелания работников.
Должностная инструкция утверждается руководителем образовательного учреждения.
Она может быть оформлена отдельным документом или в качестве приложения к трудовому договору с работником.
Отметим, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) учреждение обязано ознакомить работника под роспись с его должностной инструкцией. Об этом сказано в статье 68 Трудового кодекса РФ.
Образец должностной инструкции педагога приведен в приложении на стр. 76.

Изменение инструкции
Внесение поправок в должностную инструкцию может быть связано, например, с изменением обязательных условий трудового договора. Это происходит по усмотрению администрации образовательного учреждения. В данном случае для внесения изменений в инструкцию необходимо получить согласие педагога. Особенно если документ оформлен в виде приложения к трудовому договору с работником.
Но иногда достаточно изменить лишь редакцию должностной инструкции педагога и ознакомить его под роспись с новым текстом. В частности, это возможно, когда трудовой договор не подвергается пересмотру, а сама инструкция оформлена как отдельный документ.

образец
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ № 10

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МОУ СОШ № 12 г. Сергиев Посад


М.П.
1. Общие положения
1.1. Учитель относится к категории специалистов.
1.2. На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Назначение на должность учителя и освобождение от нее производится приказом директора учреждения.
1.4. Учитель должен знать:
- Конституцию РФ;
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, федеральных и региональных органов управления образованием по вопросам образования;
- конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- методику преподавания предмета и воспитательной работы;
- программы и учебники, необходимые в процессе обучения;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- основы научной организации труда;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты;
- основы доврачебной медицинской помощи.
1.5. Учитель подчиняется непосредственно завучу по учебно-методической работе.
1.6. Во время отсутствия учителя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Учитель:
2.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.2. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.
2.3. Реализует образовательные программы.
2.4. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за его реализацию.
2.5. Соблюдает права и свободы обучающихся.
2.6. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.7. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
2.8. Взаимодействует с родителями (лицами, их заменяющими) учащихся.
2.9. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.10. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

3. Права, компетенция.
Учитель имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя учреждения, касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства:
- предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы;
- замечания по деятельности работников учреждения;
- предложения по устранению имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (в соответствии с положениями о структурных подразделениях либо с разрешения руководства).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность
Учитель несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом № 25.

В российской федерации активно разворачивается борьба с коррупционными проявлениями, для чего используются все возможности государственного механизма, в том числе путем уголовного преследования.

Содержание статьи:

Что считается взяткой?

Разобрать данный вопрос следует с определение данного термина итак взяткой в российском законодательстве называют передачу материальных ценностей от одного лица другому в целях совершения получателем взятки определенных действия в отношении взяткодателя используя свои государственно-властные полномочия.

Взятка может быть предоставлена в различных формах в частности можно выделить:

  • Денежные средства, в том числе иностранная валюта;
  • Драгоценные металлы;
  • Имущественные права (право собственности на недвижимость, на автомобиль);
  • Совершение в пользу взяткополучателя сделок;
  • Ценные бумаги;

Таким образом, ответственность наступит не только за передачу денежных средств, под преступление подпадает любое имущество, подлежащее оценке.

Классификация взяток:

Нередко возникает вопрос какая сумма считается взяткой? Для ответа следует обратиться к уголовному закону, в котором отражена уголовная ответственность за мелкое взяточничество и чтобы наступила уголовная ответственность за данное преступление сумма взятки не должна превышать десяти тысяч рублей, при этом минимальный порог привлечения к ответственности не определен, ввиду чего оказаться на скамье подсудимых можно и за смешную сумму.

Далее следует отразить какие взятки бывают, в зависимости от размера взятки подразделяются на следующие типы:

  1. Взятка в значительном размере, данный тип взятки начинается от двадцати пяти тысяч рублей;
  2. Взятка в крупном размере. Уголовный кодек под крупным размером взятки подразумевает сумму более ста пятидесяти тысяч рублей;
  3. Взятка в особо крупном размере, в данном случае сумма должна быть более миллиона рублей.

При этом для определения размера взятки используются не только денежные средства, если объектом взятки было иное имущества или ценные бумаги, то данный «незаконный подарок» будет оценен по результатам судебной экспертизы для определения его стоимости и правильной квалификации. Наш адвокат по взяткам поможет Вам во всем разобраться и выстроить защиту от обвинения по составу ст.ст. 290, 291 УК РФ.

Взятка преподавателю (врачу) или подарок?

Взятка или подарок?

Нередко граждане задаются вопросом, образует ли состав преступления и будут ли преследоваться по закону студенты, которые сдают зачеты и экзамены с помощью «рубля» или ускоренное получение медицинской помощи посредством «задабривания» медицинского работника.

Итак, что считается взяткой преподавателю, врачу и в каких случая взяткодатель сможет быть привлечен к уголовной ответственности за данные действия разберем в настоящем блоке.

Уголовный закон связывает субъекта данного преступления с наличием определенных властных полномочий, в части мед работников и преподавательского состав лицо должно обладать организационно распорядительными функциями.

Пленум Верховного суда, четко разъяснил, что следует понимать по организационно -распорядительными функциями.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия лица, которые связаны с руководством в государственном, субъектном или муниципальном учреждении. Или находящимися в их служебном подчинении отдельными сотрудниками по трудовому договору или контракту, с формированием кадров и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, привлечения к дисциплинарной ответственности или поощрением сотрудников и иные функции.

Указанные факты исходя из пояснений Верховного суда, относятся к руководителям государственных и муниципальных органов и учреждений, ближе к рассматриваемой категории относиться пояснения, в которых отражено, что к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих определенное значение юридического характера, в связи с чем влекущее определенные юридические последствия. В частности, как пример суд указывает получение с помощью взятки больничного листа, установление инвалидности, а также выставление отметок члену государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Исходя из изложенного можно спело утверждать, что получение и дача взяток преподавателю или медицинскому работнику может быть также расценена как уголовное преступление.

Как защититься от обвинения во взятке?

Нередко люди задаются вопросом, как за обычный подарок не сесть на скамью подсудимых и какие подарки не считаются взяткой? Для ответа на данный вопрос следует рассмотреть субъективную сторону преступления, во-первых, лицо должно хотеть дать и должно осознавать, что дает именно взятку, ведь данное преступление характеризуется именно прямым умыслом.

В данном случае, что избежать уголовной ответственности подарок должен быть вручен без ответного действия получателя дара в пользу дающего лица.

Кроме того, гражданское законодательство также ограничивает размер подарка для должностного лица. Как отражено в Гражданском Кодексе РФ сумма дара не должна превышать 3 000 (трех тысяч) рублей.

Если Вас необоснованно обвиняют во взяточничестве необходимо строить тактику защиты в зависимости от положения в котором вы находитесь и следует доказывать ряд обстоятельств:

  1. Денежные средства, которые вам передали вы не требовали и получены Вами случайно;
  2. Каких-либо юридических действий в адрес дающего взятку лица вы не совершали и не планировали совершать, более того каких-либо разговоров о даче взятки с данным лицом не совершалось.

Данные позиции лучше подкрепить определенными доказательствами, для чего можно использовать и аудио-видео записи, показания свидетелей документальное подтверждение, читайте также, как прекратить уголовное дело в суде по ссылке.

Для квалифицированной защиты и формирования и укрепления защиты как можно раньше обратиться к опытному адвокату, для формирования качественной защиты по уголовному делу.

Как посадить взяточника?

Однако не стоит забывать о лицах, у которых за совершения необходимых им действий попросту вымогают денежные средства. Как же защититься от нерадивых чиновников, требующих необоснованной наживы на простых гражданах.

Нередко простое обращение в полицию не несет необходимых результатов ввиду недостаточности доказательств ведь лица, получающие взятку на регулярной основе достаточно осторожны.

Несмотря на ожесточенную борьбу государства коррупция в нашей стране не побеждена и нередки случаи взяточничества в различных кругах власти, подтверждением тому являются многочисленные коррупционные скандалы, которые на представляют средства массовой информации, таким образом для защиты своих прав Вы можете смело обращаться к нашим специалистам за квалифицированной юридической помощью.

Читайте также: