Являются ли государственные гражданские служащие субъектами трудового права

Опубликовано: 06.07.2024

Гражданские служащие - это гражданине Российской Федерации, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего определено Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и включает в себя:

1) понятие «гражданский служащий»;

2) права гражданского служащего;

3) обязанности гражданского служащего;

4) ограничения и запреты, связанные с гражданской службой;

5) требования к служебному поведению гражданского служащего;

6) регулирование конфликтов интересов на государственной гражданской службе;

7) предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [2].

В соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ, к основным правам гражданского служащего относятся:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплата труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения

должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные

органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу письменных объяснений, других документов и материалов;

9) защита сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение служебной проверки;

15) защита своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суде их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации [2];

17) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом [3]. К основным обязанностям гражданского служащего относятся:

1) соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации [1];

2) исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;

5) соблюдение служебного распорядка государственного органа;

6) поддержка уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;

8) сохранение государственного имущества, в том числе предоставленного для исполнения должностных обязанностей;

9) предоставление в установленном порядке сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщение информации о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.

Таким образом, исполнение государственной службы предполагает вступление государственного служащего в определенного рода правовые отношения. Характер возникающих правоотношений определяет содержание его правового статуса.

Государственные служащие имеют особый правовой статус, который проявляется в их служении только государству в лице его органов, назначении на должность соответствующим должностным лицом, возможности осуществления организационно - распорядительных и административных мер, предоставлении им особых государственно - правовых и властных полномочий для выполнения функций государства.

Правовой статус государственных служащих характеризуется их правами, обязанностями, ограничениями, социальными гарантиями и ответственностью. Важной особенностью, характеризующей правовой статус государственных служащих, является ограничение законом некоторых из их общегражданских прав, прежде всего, в политической и экономической сферах. Подробно эти вопросы будут рассмотрены в следующих публикациях.

Регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе осуществляется сегодня наполовину нормами закона, переписанными из ТК РФ, а наполовину - путем применения норм ТК РФ субсидиарно. Отношения в сфере государственной гражданской службы также являются трудовыми отношениями, следовательно, на них распространяются нормы и общие положения трудового законодательства, а не только нормы специальных законов.

Некоторые положения Закона о государственной гражданской службе сформулированы так, что трудно понять, должны ли они применяться сами по себе (буквально) или с учетом соответствующих положений ТК РФ. Например, согласно ст. 38 Закона о государственной гражданской службе при принятии решения о возможности расторжения служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа. Предусмотрев это правило, Закон о государственной гражданской службе ничего не говорит о том, как должен поступить профсоюзный орган, получивший такую информацию, и обязан ли представитель нанимателя учитывать мнение профсоюза о расторжении служебного контракта с гражданским служащим. Подобных положений довольно много. Кроме того, некоторые формулировки противоречивы (например, правила, касающиеся установления срока испытания при поступлении на гражданскую службу, порядка проведения служебной проверки).

Идея наиболее полно урегулировать служебные отношения на гражданской службе в специальном законе на деле обернулась наличием в нем значительно большего (чем ранее) числа пробелов, которые трудно устранить даже путем применения общих норм трудового законодательства. Так, в Законе о государственной гражданской службе отсутствуют правила о порядке издания акта о назначении на должность, о порядке приостановления и продления служебного контракта и др. Не получила в нем должного отражения и та специфика (особенности), которая характерна именно для государственной службы, не предусмотрено такое (характерное для законодательства многих зарубежных стран) основание для прекращения гражданской службы, как отставка и пр.

Целостной системы правового регулирования служебных отношений на государственной гражданской службе, о которой было заявлено в Концепции реформирования государственной службы, не получилось. Регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе осуществляется сегодня наполовину нормами закона, переписанными из ТК РФ, а наполовину - путем применения норм ТК РФ субсидиарно. Однако такое применение субсидиарности противоречит самой сущности принципа субсидиарности. В правовой науке признано, что субсидиарность может иметь место в случаях, когда законодатель отказывается от дублирования идентичных правовых норм в различных отраслях права. В Законе о государственной гражданской службе этот принцип применен с точностью до наоборот. В связи с этим вполне правомерен вопрос: есть ли практический смысл в том, чтобы заново "перелицовывать" хорошо известные положения трудового права и называть все это служебным правом?

Объективности ради отметим, что попытки предусмотреть в Законе о государственной гражданской службе что-то отличное от трудового законодательства все-таки были предприняты. Новеллой являются, в частности, положения о приостановлении служебного контракта. В предусмотренных Законом случаях служебный контракт с гражданским служащим приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением его от занимаемой должности, оставлением в соответствующем реестре и включением в кадровый резерв. Всего таких случаев четыре, в том числе: призыв гражданского служащего на военную службу, восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность по решению суда, избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность и наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (ст. 39). Сама идея заслуживает внимания, однако реализовать ее на должном уровне в Законе о государственной гражданской службе не удалось.

По логике вещей, служебный контракт, приостановленный по тем или иным обстоятельствам, должен быть продолжен в случаях и с момента, когда эти обстоятельства устранены. В Законе же предусмотрено, что если в течение трех (шести, в зависимости от причины) месяцев, после прекращения указанных обстоятельств, гражданский служащий не назначен на должность, то служебный контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется со службы и исключается из реестра. При этом никакой обязанности представителя нанимателя предложить служащему соответствующую должность Законом о государственной гражданской службе не предусмотрено. Кроме того, ничего не сказано и о том, как должен вести себя гражданский служащий в период ожидания должности. Если исходить из того, что он продолжает состоять на гражданской службе, значит, он должен соблюдать все ограничения, предусмотренные для гражданских служащих, в том числе и запрет выполнять иную работу. Остается неясным, на что должен существовать гражданский служащий, если никаких выплат для них в этот период Законом о государственной гражданской службе не предусмотрено.

Следует отметить, что вопреки принципам стабильности служебных отношений и повышения социальных гарантий государственных служащих, провозглашенным в Концепции реформирования государственной службы, Закон о государственной гражданской службе реально не обеспечивает ни стабильности, ни соответствующих гарантий. Исходя из идеи максимального отказа от диспозитивного метода регулирования отношений на государственной службе в пользу императивного решение многих вопросов отдано на усмотрение руководителя государственного органа. Практически единолично руководителем государственного органа решаются вопросы о предложении служащему другой должности при ликвидации государственного органа и об увольнении его с гражданской службы. В отличие от действовавшего ранее закона, Закон о государственной гражданской службе не предусматривает обязанности представителя нанимателя заранее предупреждать служащих о ликвидации государственного органа. Снижены и другие гарантии для гражданских служащих. Вряд ли такой подход позволит сформировать у них чувство долга, верности и ответственности.

2. Реализуя другую идею - служение не государственному органу, а государству как таковому, Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" в ст. 10 прямо предусматривает, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Закон о государственной гражданской службе самого нанимателя не называет, но дает определение его представителя, которым согласно ст. 1 является руководитель государственного органа, лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Идея служения не государственному органу, а государству как таковому находит свое проявление и в самих понятиях "государственная служба" и "государственный служащий", данных в Законе о государственной гражданской службе. Государственная служба определяется как профессиональная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а гражданский служащий - как гражданин РФ, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы.

Таким образом, определяя государственную службу и государственного служащего, Закон о государственной гражданской службе тем самым рассматривает его деятельность в отрыве от конкретного государственного органа. При этом не учитывается, что каждый государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции государства, и деятельность каждого служащего может осуществляться только в рамках полномочий этого органа. По Закону о государственной гражданской службе получается, что профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов осуществляется как бы сама по себе. Такой подход делает положение государственных служащих весьма неопределенным. Отделив государственного служащего от государственного органа, законодатель столкнулся с проблемой определения сторон служебного контракта. Назвать стороной контракта государство как таковое он не решился. Признать субъектом служебного отношения государственный орган нельзя, ибо это противоречит самой идее, положенной в основу Концепции реформирования государственной службы. Поэтому стороной контракта был назван руководитель государственного органа (ст. 23). Таким образом, стороной служебного контракта является не государство как наниматель, не государственный орган, который выполняет функции государства и в который поступает гражданин, а конкретное должностное лицо. В связи с этим получилось, что гражданский служащий фактически служит не государству и не государственному органу, а должностному лицу, ибо в соответствии с контрактом гражданский служащий несет соответствующие обязательства именно перед ним как стороной контракта. В свою очередь, именно руководитель обязуется предоставить гражданину возможность прохождения гражданской службы, в полном объеме выплачивать денежное содержание, предоставлять ему государственные социальные гарантии и др.

Определение в качестве стороны контракта конкретного руководителя государственного органа ставит и некоторые другие проблемы.

В частности, возникает вопрос о правовой силе служебного контракта в случае, если его сторона (руководитель государственного органа) уволен с должности. Может ли считаться контракт действующим, имеет ли место при назначении другого руководителя "автоматическое" правопреемство или для этого необходим соответствующий административный акт? Закон о государственной гражданской службе ответа на эти вопросы не дает. Не предложено конструктивное их решение и учеными-административистами. Рассуждая на эту тему, А.А. Гришковец приходит к выводу, что, по большому счету, не так уж и важно, какой субъект выступает в качестве другой стороны трудового договора, заключаемого с государственным служащим. По его мнению, важно другое: нужен ли вообще договор на государственной службе как основа взаимоотношения между государственным служащим и государством как таковым. В итоге он приходит к выводу, что от договора надо отказаться, а положение государственного освобождения от должности обеспечит реальную стабильность правового положения государственного служащего.

Однако такой вывод нельзя признать конструктивным. По существу он не разрешает проблемы. Независимо от того, будет ли гражданский служащий принят на службу по договору или только на основании акта о назначении, в возникшем правоотношении должна быть четко определена другая его сторона. И такой стороной должно быть не "абстрактное" государство, а конкретный государственный орган. Не случайно, говоря о содержании контракта, законодатель предписывает указывать в нем, в первую очередь, наименование государственного органа, а затем (в скобках) фамилию, имя, отчество представителя нанимателя. Если толковать такую запись буквально, то следует полагать, что понятия "представитель нанимателя" и "государственный орган" - синонимы, а это противоречит другим положениям Закона и самой идее, положенной в его основу. Подобные нестыковки и противоречия наблюдаются и во многих других положениях Закона о государственной гражданской службе.

Следует заметить, что в признании государственного органа стороной служебного контракта нет ничего предосудительного. Только добросовестное служение каждого государственного служащего конкретному государственному органу может обеспечить эффективную деятельность этого органа по реализации соответствующих функций государства и, в конечном счете, эффективность самого государства. Не случайно в законодательстве ряда государств (например, Великобритании) прямо предусмотрено, что все государственные служащие - служащие Короны - должны хранить верность учреждениям, в которых служат. Даже тогда, когда в законе прямо провозглашается служение государству (например, в Албании), государство представляет именно государственный орган. Феномена, подобного нашему закону, когда стороной контракта является руководитель государственного органа, в зарубежной практике не встречается.

Говоря о законодательстве зарубежных стран, необходимо отметить также, что поступление на государственную службу в различных странах осуществляется как на основании договора, так и путем назначения на должность. Иногда предусмотрено и то, и другое (например, в Нидерландах). В некоторых государствах, например в Норвегии, прием на государственную службу осуществляется путем назначения, а условия труда определяются коллективным договором или специальным контрактом. Причем практика договорного регулирования служебных отношений расширяется. Многие государства ратифицировали Конвенцию Международной организации труда "О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе", которая, как уже отмечалось, рассматривает государственных служащих как наемных работников.

О тенденции расширения договорного регулирования трудовых отношений на государственной службе в зарубежных странах говорят и сами сторонники идеи административно-правового регулирования служебных отношений на государственной службе. Например, А.А. Гришковец отмечает, что в ряде зарубежных стран реализуются прямо противоположные идеи, то есть императивные начала ослабевают, уступая место началам диспозитивным. По его мнению, о "трудоправовом" статусе государственных служащих можно говорить только в условиях развитой рыночной экономики и реально сформировавшихся институтов гражданского общества. А пока мы еще этого не достигли, необходимо временно отказаться от использования диспозитивного метода применительно к регулированию отношений в сфере государственной службы.

Попытка реализации названных идей в Законе о государственной гражданской службе не увенчалась успехом не потому, что его разработчики были некомпетентными или не смогли соответствующим образом воплотить эти идеи, а потому, что иначе и не могло получиться, поскольку в его основу была положена ошибочная концепция. Практически посредством Закона его разработчики попытались "насильно" перенести отношения, по своей сущности являющиеся трудовыми, в сферу

регулирования административного законодательства. В этой связи уместно привести мысль, высказанную авторами Концепции развития административного законодательства, отмечающими, что "в последние годы решение многих задач с помощью законов порождает иллюзию разрешения проблемы самим фактом принятия закона". Именно такая иллюзия, как свидетельствует практика, присутствует у сторонников идеи регулирования трудовых отношений на государственной службе исключительно нормами административного права.

На основе проведенного анализа различных точек зрения по поводу проблемы правового регулирования служебных отношений на государственной гражданской службе, проблем, существующих как на практике, так и в теории, можно сделать следующие выводы:

1. Необходима более четкая регламентация данных вопросов с целью избежания возможных коллизий при применении в данной сфере норм ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и норм Трудового кодекса РФ.

2. Отношения в сфере государственной гражданской службы также являются трудовыми отношениями, следовательно, на них распространяются нормы и общие положения трудового законодательства, а не только нормы специальных законов.

3. Так как служебные отношения на государственной гражданской службе являются разновидностью публично-правовых отношений, следовательно, при их регулировании также необходимо учитывать нормы административного права, публичного права в целом.

4. Лишь учет всех наиболее важных моментов при правовом регулировании данных отношений может дать действительно положительный результат - законность отношений на государственной гражданской службе и отсутствие неясностей при применении соответствующих норм для регулирования данной сферы отношений.

к.ф.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин

юридического факультета Владимирского государственного

педагогического университета, член квалификационной комиссии

Первого апелляционного арбитражного суда

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 8, август 2007 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.

Право на труд – одно из гарантированных Конституцией России прав человека и гражданина РФ. Реально осуществить это право жители нашей страны могут разными способами, большая часть из них относится к наемной рабочей силе. Работодатели входят во вторую по количественному составу группу субъектов трудового права. Профессиональный союз, как важный и нужный посредник в трудовых взаимоотношениях, также относится к субъектам трудового права.

Субъекты трудового права – это участники регулируемых нормативно-правовыми актами трудовых правоотношений. Они обладают соответствующими правами и обязанностями.

К ним относятся:

  • работники (граждане, обладающие трудовой правосубъектностью);
  • работодатели (юридические лица и пр.);
  • профессиональные союзы;
  • государственные органы, уполномоченные рассматривать и разрешать трудовые споры;
  • государственные органы, контролирующие соблюдение трудового законодательства;
  • служба занятости;
  • безработные трудоспособные граждане.

Люди обсуждают что-то

Виды субъектов

Перечисленные субъекты можно сгруппировать по видам:

  • Основные: работник и работодатель.
  • Производные. В эту группу входят все остальные участники трудовых отношений.

В зависимости от характера прав и обязанностей, участников рассматриваемых правоотношений можно сгруппировать на общие и специальные. Участника, у которого имеются сразу специальные и общие права и обязанности, называют специальным субъектом трудового права. К примеру, этим участником может быть несовершеннолетний гражданин или беременная женщина: эти категории людей наряду с основными обладают дополнительными, специальными правами и льготами.

Таким образом, круг трудовых правоотношений имеет в себе довольно много участников, каждый из которых имеет свой правовой статус.

Правовой статус субъекта трудового права – это место участника в трудовых правоотношениях. Он включает в себя:

  • правосубъектность;
  • вытекающие из закона совокупность его прав и обязанностей;
  • гарантии осуществления статусных прав и обязанностей;
  • ответственность, которую несет каждая сторона за нарушение своих обязанностей.

Что относится к трудовой правосубъектности

Трудовая правосубъектность состоит из:

  • правоспособности (т. е. наличие права вступать в трудовые отношения);
  • дееспособности (умение лица личными действиями производить рассматриваемые права и обязанности);
  • деликтоспособности (возможность лица нести ответственность за свои трудовые правоотношения).

Трудовая правосубъектность должны быть у каждого из участников трудовых правоотношений, поскольку это есть предпосылка для появления искомых отношений.

Правосубъектность организаций выражается через их компетенцию.

Далее будут рассмотрены некоторые субъекты трудовых правоотношений.

Гражданин (работник)

Следует уточнить, что правовой статус гражданина это одно, а правовой статус работника – это совсем другое. Оформляя трудовое соглашение, у физического лица к его статусу гражданина присоединяется еще и правовой статус работника.
Общие права и обязанности есть у всех сотрудников. Специальными же правами обладают отдельные категории граждан.

В ст. 21 Трудового кодекса определены основные права и обязанности сотрудника.

Работник вправе:

  1. Заключать, изменять и расторгать трудовое соглашение.
  2. Иметь рабочее место, организованное по всем правилам ГОСТа труда, рабочие материалы и другие средства для работы.
  3. Своевременно и полно получать обусловленную заработную плату.
  4. Отдыхать.
  5. Проходить профессиональную переподготовку и повышать свою квалификацию.
  6. Защищать свои трудовые интересы не запрещенными законом способами, в т.ч. путем проведения забастовок.
  7. В случае получения вреда здоровью во время трудовой деятельности, требовать компенсацию.

Работник обязан:

  1. Соблюдать правила внутреннего порядка в организации, где он работает, а также технику безопасности во время самой работы.
  2. Бережно относиться к чужому имуществу.
  3. Выполнять свои прямые трудовые обязанности добросовестно.
  4. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, сообщить об этом работодателю.

Законодатель, в целях охраны трудовых прав граждан, ввел следующие нормы:

  • запрет на требование выполнение работы, прямо не указанной в подписанном трудовом соглашении;
  • перевести на другую работу работодатель может, только если работник дал письменное согласие;
  • работодатель не может уволить работника по причинам, указанным в ст. 81-82, 371-372 ТК РФ;
  • некоторым категориям граждан работодатель должен установить сокращенный рабочий день или неделю;
  • запрет на принуждение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • установление минимальной суммы зарплаты;
  • предоставление ежегодных отпусков и др.

Мужчина и женщина пожимают друг другу руки

Работодатель

Работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), а также государство, подписавшие трудовое соглашение с наемным работником и организовывающее ему условия для трудовой деятельности.

Работодателем могут быть следующие физические лица:

  • индивидуальный предприниматель;
  • нотариус;
  • адвокат, работающий в адвокатском кабинете;
  • лица, нанимающие работников для помощи в ведении домашнего хозяйства.

Таким работодателем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо.

Работодатель – юридическое лицо – это организация, имеющее обособленное имуществом, которым она отвечает по своим обязательствам, имеющее законное право нанимать работников для производства продукции, оказания услуг или другой трудовой деятельности.

Юридическое лицо – работодатель может иметь любую организационно-правовую форму, вид деятельности, но, самое главное, организация должна обладать трудовой правоспособностью.

Права работодателя:

  1. Подписывать и расторгать трудовые договоры с работниками;
  2. Устанавливать правила внутреннего распорядка, организации работы коллектива путем издания локальных нормативных актов;
  3. Требовать от работников выполнения установленных договором обязанностей, сохранности имущества;
  4. Привлекать работников к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с законодательством РФ;
  5. Защищать свои интересы в судебном порядке.

Работодатель обязан:

  1. Соблюдать трудовое законодательство РФ, обязанности, прописанные в трудовом соглашении с работниками.
  2. Предоставлять работникам работу, рабочее место, соответствующее требованиям ГОСТа, обеспечивать работников материалами и средствами для осуществления ими трудовой деятельности.
  3. В случае получения соответствующего уведомления – вступать в переговоры с представителями работников.
  4. Своевременно выполнять предписания надзорных и контролирующих органов, оплачивать наложенные штрафы за нарушение трудовых нормативных актов.
  5. Выплачивать работникам заработную оплату в размерах и сроках, указанных в трудовом договоре.
  6. Перечислять взносы в ФСС и другие обязательные по закону платежи в размерах, установленных действующим законодательством.
  7. Для организации нормальной работы принимать локальные нормативные акты.

Профсоюз как субъект трудового права

Профсоюз – это добровольное объединение граждан, создаваемое для защиты их трудовых интересов.

С момента своей уведомительной регистрации в Министерстве юстиции профсоюз становится субъектом трудового права.
Законом определен правовой статус профсоюзов, направление их работы, функции, права, а также гарантии реализации всех указанных прав.

Права профсоюзов:

  1. На всех уровнях правового регулирования выступать и защищать в интересах работников.
  2. Содействовать в трудоустройстве и занятости населения.
  3. Принимать участие в коллективных переговорах, подписывать коллективные договоры.
  4. Контролировать соблюдение трудового законодательства, вплоть до требования увольнения должностных лиц за его нарушение.
  5. Принимать участие в поощрении работников: решают вопрос распределения жилья, занесения имени в книгу почета и пр.
  6. Управлять санаториями, спортивными базами, клубами, домами отдыха и прочими культурно-массовыми заведениями.
  7. Иметь свою профсоюзную собственность.
  8. Сотрудничать с профессиональными союзами других стран, вступать в международные организации.

Особенность этого участника трудового права заключается в том, что законом юридические обязанности на него не возлагаются.

Безработные граждане

К безработным относятся трудоспособные граждане, обладающие следующими признаками:

  • не имеющие официального места работы;
  • зафиксированные в службе занятости;
  • находятся в поисках работы и хотят приступить к ней.

Статус безработного гражданин приобретает на основании решения соответствующих органов.

5.2. Понятие государственного служащего и его правовой статус

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

- на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

- на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

- на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

- на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

- участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

- на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

- знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

- на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

- на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

- на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

- на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

- вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан.

- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

- добросовестно исполнять должностные обязанности;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

- в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

- соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает некоторые правоограничения (запреты) для государственных служащих. Так, государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,

11) принимать участие в забастовках,

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. В случае несоблюдения указанных правоограничений Закон предусматривает прекращение государственно-служебных отношений.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

Является ли термин «представитель нанимателя (работодатель)», используемый в Федеральном законе от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» идентичным термину «работодатель», используемому Трудовым кодексом РФ? Кто является нанимателем для муниципальных служащих, замещающих должности в аппарате представительного органа муниципального образования? С кем должен заключать трудовой договор муниципальный служащий?

Ответ

В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Согласно статье 20 Кодекса работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. При этом указывается, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом №. 25-ФЗ.
По вопросу определения сторон трудового договора такая особенность предусмотрена. Ее наличие обусловлено тем, что муниципальный служащий, исполняя свои обязанности, обеспечивает деятельность органов местного самоуправления. В свою очередь указанные органы осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Таким образом, конечной целью осуществления муниципальным служащим своих обязанностей также является обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Поэтому в статье 2 Федерального закона № 25-ФЗ указывается, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, а также с муниципальными служащими вступает не сам наниматель, которым является публично-правовое образование, а его представитель, что является совершенно логичным. Представитель нанимателя – это лицо, наделенное полномочиями по совершению от имени муниципального образования действий, связанных с приемом на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением. То есть указанное лицо осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Об этом свидетельствует также и положение части 9 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ, согласно которому сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий. Однако Кодексом термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляется. Для того, чтобы обеспечить возможность применения положений Кодекса к муниципальным служащим Федеральный закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)».
Изложенные доводы позволяют рассматривать термин «представитель нанимателя (работодатель)», используемый Федеральным законом № 25-ФЗ, как аналогичный термину «работодатель», используемому в Кодексе.
Федеральный закон № 25-ФЗ указывает, что представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом, для муниципальных служащих, замещающих должности в аппарате представительного органа муниципального образования, нанимателем является не указанный орган местного самоуправления, а муниципальное образование; представителем нанимателя (работодателем) – лицо, уполномоченное муниципальными правовыми актами на заключение с ними трудового договора.

Читайте также: