Что такое декрет 3

Опубликовано: 17.09.2024

Порядок подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь установлен главой 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №100.

В отношении иностранных государств, которые осуществляют пограничный контроль пересечения гражданами государственных границ таких стран, день въезда (выезда) в Республику Беларусь (из Республики Беларусь) определяется на основании отметки, вносимой компетентным органом иностранного государства, осуществляющим пограничный контроль, в документы, удостоверяющие личность, и документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь.

День въезда (выезда) в Республику Беларусь (из Республики Беларусь) гражданина из Российской Федерации (в Российскую Федерацию) определяется на основании проездных документов, иных документов, позволяющих определить день въезда (выезда). Если на основании таких документов невозможно однозначно определить время фактического нахождения гражданина на территории Республики Беларусь, такое лицо представляет в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года (годов), а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения, согласно следующему перечню:

Копии документов представляются одновременно с предъявлением оригиналов таких документов.

Количество дней фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в календарном году определяется начиная со дня, следующего за днем въезда в Республику Беларусь, и заканчивается днем выезда из Республики Беларусь (включительно) или последним днем такого календарного года.

Ответ. В рассматриваемой ситуации гражданину для подтверждения факта своего нахождения на территории Российской Федерации более 183 дней необходимо представить следующие документы:

-документ о регистрации в иностранном государстве;

-документы, подтверждающие место жительства (при его наличии) на территории Российской Федерации (договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения, предоставления места для проживания в общежитии и другие);

-документы от российского работодателя, подтверждающие факт выполнения гражданином работ на территории Российской Федерации по трудовым, гражданско-правовым договорам, а именно: копию трудовой книжки или трудового договора (соглашения), справку о доходах физического лица установленного образца (формы 2-НДФЛ), справку о количестве фактически отработанных рабочих дней в календарном году согласно табелю учета рабочего времени.

Ответ. Уплата исчисленного сбора на финансирование государственных расходов производится на основании извещения налогового органа, которое вручается гражданину, плательщику сбора, лично под роспись или путем направления ему по почте заказным письмом. В случае направления по почте заказным письмом данные письма вручаются почтовыми отделениями адресату лично под роспись.

Обращаю внимание, что извещения на уплату сбора за 2015 год налоговыми органами вручаются плательщикам, представившим уведомление до 31 мая 2016 года, не позднее 15 календарных дней после получения от них соответствующего уведомления, иным плательщикам – не позднее 1 октября 2016 г.

Ответ. Размер сбора за календарный год установлен пунктом 4 Декрета №3 и составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего календарного года.

Ответ. Так как период осуществления вами деятельности по сдаче квартиры в наем менее 183 дня, вы признаетесь плательщиком сбора. В случае представления вами уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году до 31 мая 2016 года, сумма сбора на финансирование государственных расходов будет уменьшена на сумму подоходного налога, уплаченную вами за 2015 год, а также на 10% в связи с представлением в налоговый орган по сроку не позднее 31 мая 2016 года уведомления об участии в финансировании государственных расходов менее 183 дней в 2015 году.

Ответ. Граждане моложе 18 лет (либо достигшие возраста 18 лет в налоговый период) освобождаются от уплаты сбора (пункт 3 Декрета №3).

Ответ. На основании пункта 1 Декрета №3 плательщиками сбора являются граждане, не участвующие в финансировании государственных расходов или участвующие в таком финансировании менее 183 календарных дней. Таким образом, если гражданин работал более 183 дней в календарных году, то плательщиком сбора он не является.

Ответ. Декретом установлены виды деятельности, осуществляя которые в период свыше 183 календарных дней гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов.

Данный перечень включает в себя осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 ст. 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, в том числе и репетиторство, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога (подпункт 5.4 пункта 5 Декрета №3).

Таким образом, если гражданин оказывал услуги репетитора более 183 дней в году, а также уплачивал более 6 месяцев единый налог, он признается участвующим в финансировании государственных расходов и, соответственно, не является плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.

Если проработал менее 183 дней в году, то данный гражданин является плательщиком сбора. При этом сумма сбора будет уменьшена на сумму уплаченного единого налога.

Ответ. Подпунктом 5.14 пункта 5 Декрета №3 установлено, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период воспитания в семье ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Вместе с тем в Декрете №3 заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы. Так, согласно подпункту 5.17 пункта 1 Декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по уходу за инвалидом I группы.

Ответ. Нет, не обязан. В рассматриваемой ситуации, присвоение в 2016 году гражданину инвалидности освобождает его от уплаты сбора на финансирование государственных расходов как за 2015 год, так и за 2016 год (пункт 3 Декрета №3).

Ответ. Конституцией Республики Беларусь установлена обязанность каждого гражданина участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56). Каждый гражданин уплачивает налоги со своих доходов. Взаимозачет дохода между членами семьи Декрет №3 не предусматривает.

Вместе с тем, если гражданин воспитывает ребенка в возрасте до 7 лет, в соответствии с положениями подпункта 5.14 пункта 5 Декрета №3 он признается участвующим в финансировании государственных расходов.

Ответ. За неуплату или неполную уплату суммы сбора на финансирование государственных расходов в соответствии с частью 10 статьи 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест. При этом лица, отбывающие административное взыскание в виде административного ареста, будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ. Гражданин, отбывший административное взыскание в виде административного ареста, освобожден от последующей уплаты указанного сбора (часть 4 ст. 7.1 КоАП).

Главная />Декрет № 3 «О содействии занятости населения» />Обновленный декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» заработает в полном объеме с 1 января 2019 года

Обновленный декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» заработает в полном объеме с 1 января 2019 года

В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте. За счет средств государственных дотаций из бюджета страны ежегодно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов (например, подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения и др.).

В настоящее время большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняют данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от работы по найму, военной службы, от различных форм самозанятости.

Согласно п.3 для реализации Декрета: — местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), — предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Комиссия по координации работы по содействию занятости населения в городе Могилеве осуществляет свою работу ежемесячно каждый 2-й и 4-й четверг месяца. Телефон для справок:8-0222-25-82-64.

Пунктом 6 Декрета комиссии по координации работы по содействию занятости населения в городе Могилеве предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам: 1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей; 2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

Согласно пункта 5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением исполнительного комитета.

Кто будет тунеядцем в 2018 году?

Занятыми в экономике будут считать:
работающих по трудовому договору (контракту);
ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
тех, кто уплачивает единый налог;
военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
членов национальных и сборных команд по видам спорта;
безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

К трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, не относятся граждане:
с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения;
являвшиеся военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированной организации, имевшими специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходившие альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
являвшиеся выпускниками дневной формы получения образования, а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
являвшиеся учащимися духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
признанные инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанные по решению суда недееспособными; находящиеся на принудительном лечении.
получающие доходы от сдачи внаем жилых и нежилых помещения, машино-мест при уплате подоходного налога с физических лиц;
выполнявшие в течение полного сезона сезонные работы;
находившиеся под медицинским наблюдением в период беременности и родов;
отбывающие наказание по приговору суда и находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях;
являющиеся супругом (супругой) военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста, приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
являющиеся олимпийскими чемпионами, которые получают государственную стипендию.

Не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Те, кто получает пенсии, в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности, тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому «применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности».

Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. «Иммунитет» у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.


Ответ на этот вопрос следует начинать с констатации того факта, что Декрет ввел полную трудовую повинность для всех жителей Беларуси, для ее граждан и лиц, не имеющих гражданства, проживающих в стране.

«Это — факт. А факт — самая упрямая в мире вещь, — рассуждал Воланд, — Но теперь нас интересует дальнейшее, а не уже свершившийся факт». Авторитетным товарищем был этот самый Воланд. Охотно соглашаясь с ним, мы можем отказаться от непродуктивной дискуссии по поводу того, хорошо ли это, или плохо, законно или нет. Авторы декрета и их сторонники, например, находят оправдания ему в Конституции Беларуси. Их оппоненты, напротив, считают, что декрет антиконституционен.


ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД

Начавшись «по факту», этот спор будет продолжаться вечно. Представляется, до того момента, пока не прервется политическое и социальное существование нашего государства.

Это, надо полагать, метафизический спор. А для жизни требуется объективная оценка возникшей ситуации. Прямо скажу, нетривиальной ситуации. Поскольку полная трудовая повинность населения не вводилась ни одной страной в истории человеческого общества. По той причине, что общественной необходимости в этом не было, а там, где такие попытки применялись, они неизбежно проваливались.

Взять, для примера, СССР, где принцип, кто не работает, тот не ест, в разных вариациях присутствовал во всех советских конституциях. Даже Конституция 1977 года, которая декларировалась в качестве основного закона всенародного государства, гарантируя право гражданам на свободный труд, ограничивала его общественными потребностями. И категорически предписывала, что «добросовестный труд гражданина в избранной им области общественно полезной деятельности, является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества».

Обязанность и дело чести. Для тех же, кто мог усомниться в своем высоком предназначении, 4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета РСФР принял Указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».

То есть действовал армейский (по сути дела — казарменный) принцип: не умеешь — научим, не хочешь — заставим. На деле же, большинство граждан и хотели, и учились, и старались добросовестно трудиться. Тем добросовестней, чем больше за труд платили. А куда ж они денутся, если зарплата для них — основной и единственный источник для жизни. Тех, кто не мог по разным причинам соответствовать доминирующему общественному настроению, просто заставляли, принуждали выполнять такие нужные обществу работы, от которых большинство граждан стремилось отказаться.

Что в итоге? За несколько десятилетий своего развития СССР безнадежно отстал по производительности труда от стран с рыночной экономикой, где никогда не применялся принудительный труд, а уровень занятости населения определялся состоянием рынка труда.

Это исторический факт, который невозможно оспорить.

Хрущевский «Указ о тунеядцах» у нас часто вспоминают в связи с Декретом № 3. Но это принципиально различные документы. Так, Указ предписывал: «Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) суда выселению в специально отведенные места на срок от 2 до 5 лет с конфискацией незаконно нажитого имущества».

Этим же мерам воздействия, назначаемым как по постановлению суда, так и по общественному приговору, вынесенному коллективами трудящихся, подвергаются также лица, устраивающиеся на работу на предприятия, в государственные и общественные организации или состоящие членами колхозов лишь для видимости, которые пользуются льготами и преимуществами рабочих, колхозников и служащих, в действительности подрывают дисциплину труда, занимаются частнопредпринимательской деятельностью, живут на средства, добытые нетрудовым путем, или совершают иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни…»

ИОСИФ БРОДСКИЙ НЕ ЗНАЛ, ЗА ЧТО ЕГО АРЕСТОВАЛИ

Таким образом, в этом документе речь идет не столько о бездельниках, сколько о предпринимателях. Например, колхозник, который хоть и выполнял установленный минимум трудодней, но на колхозной работе, что называется, не горел, а всю нерастраченную силу вкладывал с свою личное подсобное хозяйство, получая от него большую часть своих доходов. Начальство в назидание другим колхозников могло их обвинить в паразитизме. До высылки дело не доходило, но у правления было множество возможностей для побуждения нерадивых колхозников к артельному труду. Например, бригадир мог отказать колхознику в выделение лошади, которая была необходимой для выполнения большинства видов его крестьянских работ. В арсенале правления колхоза была такая дисциплинарная мера (хотя она практически не применялась), как лишения колхозника земельного участка.

Это действовало даже сильнее угрозы высылки.

За 30 лет применения Указа было осуждено 37 тысяч человек. Капля в человеческом море страны, население которой увеличилось за это время почти до 300 млн. человек. Худо — бедно, Указ поддерживал страх у народа, потому что он позволял осудить почти каждого, но поэтому он применялся в исключительных случаях. Например, «автомобилист» (собственник легкового автомобили) не имел право принимать плату за пассажира, которого он подобрал по дороге. Даже не для наживы, а для компенсации расходов на бензин. «Автомобилистов» в ту пору было не много, но если уж и судили такого, то с обязательной конфискацией автомобиля.

А наказание водителей казенного автотранспорта, которые постоянно «халтурили» при любой возможности, обычно ограничивалось общественным порицанием за «левые приработки» лишением премии или «тринадцатой зарплаты». Неприятно, но не смертельно. Главное, не попадаться, еще важнее — ладить с начальством.

Иными словами, Указ был инструментом индивидуальной и универсальной формой социальной терапии. Например, властям потребовалось по политическим мотивам наказать Иосифа Бродского (1964 год), но так, чтобы общественность об этом не догадывалась, но это знал сам поэт. Решили использовать Указ о тунеядцах. Исходя из обвинения, выходило, что Бродский в общем много работал, но, как считал суд, мало получал. Он должен и может получать больше. Если пойдет на завод. При этом, к слову, судья не смог узнать от Бродского, кто признал его поэтом. А Бродский не смог понять, за что его арестовали.

БОЛЬШЕ УКАЗА БОЯЛИСЬ «ТРУДОВОЙ КНИЖКИ»

На самом деле, люди больше страшились не Указа, сколько «трудовой книжки», в которой фиксировались все подробности трудовой деятельности, достижения, упущения, проступки гражданина. А в КЗоТе существовала «позорная статья», по которой увольняли прогульщиков и других нарушителей. Быть уволенным «по статье», означало получить «волчий билет», обладатель которого на много лет терял возможность найти хорошую работу.

К слову, советские ученые не смогли «сочинить» достоверный вузовский учебник политэкономии социализма, поскольку экономика социализма во всем опровергала капитализм, но сама существовала на капиталистической основе. Например, она формально отвергала товарное производство, но мирилась с наличием товарно-денежных отношений. Когда любопытный студент (один, возможно, из тысячи нелюбопытных) спрашивал преподавателя — как так? Ему педагоги отвечали просто — сами не знаем, как это будет при коммунизме. А самых настырных отправляли к Марксу, который не успел уточнить принципиальные обстоятельства безденежного существование общества при коммунизме. Допустим, существует правящая (коммунистическая) партия. По всем политэкономическим законам она непосредственно не участвует в общественном производстве. Но она считается величайшим вдохновителем и организатором всех, включая экономические, побед советского народа. Все соглашались с этим «допущением». Но вопрос в том, какую зарплату получал Генеральный секретарь, если он не токарь и не пекарь, то есть не работает. Политбюро, посовещавшись, назначали своему шефу и себе скромную зарплату. Ведь они жили на всем готовом, гарантированном бюджетом и должностью каждого.

А подоходный налог? В огосударствленной властью экономике, которая планирует фонд заработной платы, планируются и доходы население вообще. Например, помимо бюджетных организаций, существуют «хозрасчетные», а среди них технологически неизбежные, планово убыточные цеха и даже предприятия. Как быть? Посовещавшись, «товарищи» решили, чтобы и самый последний слесарь и его нарком платили подоходный налог: один со своей заработной платы и второй — со своего по должности оклада.

То есть экономического решения эта задача не имела, но имела отчетливый политический смысл. Поскольку крестьяне до 1953 года, до смерти Сталина, платили налог на свое подсобное хозяйство — на каждую курицу, на каждую яблоньку в саду, но не платили с доходов в колхозе, так как денежных доходов не имели. Поскольку они не столько продавали свою продукцию, а сдавали ее государству по ценам, которые назначались государством.

Какой же мог быть доход у колхозника, какой подоходный налог? Стихийный по своему природному темпераменту Первый секретарь Президиума ЦК КПСС (его до сих называют Генеральным секретарем Политбюро ЦК КПСС, хотя эту должность занимали Сталин, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев) считал себя политэкономом и принимал очень рискованные для социализма решения. Сначала вместе с Георгием Маленковым отменил налоги на подсобные сельские хозяйства деревенских жителей (по сути основных для сельчан), повысил закупочные цены на колхозную продукцию и на этой основе решил ввести гарантированную денежную оплату труда колхозников. Фактически упразднил трудодни. После этого он задумался: если колхозы продают свою продукцию по фиксированным государством ценам, то зачем колхозников облагать подоходным (душевым) налогом. Не зачем, решил Хрущев. А чем от колхозников отличаются прочие советские рабочие и служащие? Ведь они тоже подписывались на сталинские индустриальные-военные-восстановительные займы, покупали на свои медные гроши прокатные станы, танки и самолеты, которые государство должно вернуть, а денег у государства нет.

Хрущев решил вернуть деньги народу, отменив для него подоходный налог. Даже публично пообещал. Исполнить свое обещание помешала еще более глубокая реформа (о ней говорил еще Ленин) по переналадке социалистической экономики на хозрасчет. Мол, пусть предприятия сами себе деньги зарабатывают. То есть деньги они в любом случае получат из бюджета, но часть прибыли, полученной за счет их эффективной «прокрутки», пусть останется предприятиям.

ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ

Отстранив от власти Хрущева, Леонид Брежнев и отчасти Алексей Косыгин, присвоили себе реформу в 1965 году. Она не спасла экономику социализма, но выполнила роль пятого колеса в телеге. В частности, она оставила после себя «тринадцатую зарплату» для работников и подоходный налог на них.

Это же «колесо» крутится в современной огосударствленной белорусской экономике, которая формально считается рыночной. Белорусская власть иных способов организации народного хозяйства страны не знает. Например, из года в год она борется за «дебюрократизацию» собственного аппарата. Обещает установить зависимость «зарплаты» чиновника от экономических результатов, полученных предприятиями на территории сельсовета, района, области, министерства, страны. А критерий в этом деле существует один — чиновник хочет жить, по крайней мере, не хуже других людей. Тут со смыслами не справится. Даже лингвистический анализ простых, на первый взгляд, вещей вызывает ступор. Простой вопрос: «Какую зарплату получает спикер верхней палаты белорусского парламента?» А какой платит подоходный налог? Ту «зарплату», которую ему (и себе) назначают сопалатники. Лукашенко? Вопрос праздный. Они свои доходы, по крайней мере официальные, получают непосредственно из государственной казны. В этом смысле они ничем не отличаются от любой уборщицы, пусть даже она занимает высокую должность в одной из многих резиденций самого Лукашенко.

Это не совсем подоходный налог, это технологическая подробность для бухгалтерии предприятия. Чиновники могут легко повысить свои подоходные налоги государству, если решат повысить долю бюджетных расходов на свое содержание.

В Беларуси советское трудовое законодательство сохранилось и усилилось за счет введение срочной контрактной системы практически для всех работников, которая фактически освободила государство от обязательств перед безработными, вообще перед людьми, которые не могут найти подходящее для себя экономически мотивированное занятие.

В 80-е годы предпринимательство сначала разрешили, после назвали его очень полезным и желательным для общества, а в результате признали основным видом деятельности человека в экономике. Разумеется, Указ о тунеядстве отменили. В социальном плане общество разделилось на два класса — предпринимателей и наемных работников. Деление получилось черно-белое: если ты не наемный работник — ты бизнесмен, если ты не бизнесмен — ты наемный работник. Это неизбежное упрощение, в жизни оказалось сложнее. Возникли те «пятьдесят оттенков серого», которые создавали многочисленные промежуточные группы. Множество людей, остающиеся без официальной работы, теряющие возможность ее найти, вынужденно искали для себя экономически обоснованное занятие. Самые активные и ловкие на самом деле становились предпринимателями по официальному статусу, но не все из них сумели организовать собственный бизнес. Многие успешные и процветающие теряли свои позиции на рынке. В общем, как и советовала успешная бывший министр труда Марианна Щеткина, социальным аутсайдером пришлось хорошо покрутиться.

У многих что-то получилось, но главное достижение фактически деклассированного большинства выразилась в том, что они научились зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, не прибегая к посредническим услугам государства в этом деле. Хотя и должны были. «Мы живы», — радовались они. Раз живы, посчитали власти, значит предприниматели (возможно, и подпольные миллионеры), должны платить умеренный налог. Декрет № 3 отличается от Указа о тунеядцах тем, что он не запрещает предпринимательство, но трактует его расширительно. Например, в ст. 3 Кодекса РБ о браке и семье устанавливается, что «воспитание детей и ведения домашнего хозяйства признается общественно полезным трудом». Имеются в виду женщины, поскольку государство не может освободить ее от домашней работы и не может ее оплачивать.

Вообще, субъектами экономики являются не только (и не столько?) организации и предприятия, сколько домохозяйства, которые живут трудом своих членов, который является по определению общественно полезным. Домохозяйства могут быть многодетными, бездетными, могут объединять собой несколько семей. Существуют десятки тысяч домохозяйств одиноких людей. Они сами ведут свое домохозяйство и тем самым выполняют общественно полезную работу. Нельзя назвать «социальным иждивенцем» даже бомжа, если он добывает себе пропитание любым незапрещенным способом.

Если ворует — судите. Если бомж пользуется «бесплатными или льготными услугами государства», заставьте его платить. Или откажите в услугах. И зачем ему и всем остальным такое государство, если оно облагает налогом людей по факту их жизни? Анатолий Тозик давно предлагал ввести плату за посещение поликлиники, что имело смысл и уточняло отношение социального государства к своим гражданом. Это было бы честным. Но социальному государству это не выгодно. Его выгода состоит в том, чтобы перессорить граждан друг с другом.

НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ РАВНЫ БОЛЕЕ

Всегда хмурый Юрий Андропов через полгода пребывания на посту Генерального секретаря сказал своим коллегам: «Мы не знаем общество, в котором живем». Тоже относится и к действующей в Беларуси власти, и к самому обществу, которое только сейчас начинает понимать, что же представляет собой власть, кем она нас считает, за кого нас держит. За тунеядцев!? А сами они, кто!? В общем, плохо зная свое общество, своими необдуманными действиями власть породила массовое возмущение. А возмущенные, в обычных условиях осторожные обыватели, воодушевились своей нынешней массовостью.

Вот такая сложилась ситуация, и это факт. Отныне всем придется жить, учитывая его. Одни, например, выходят на Площадь, надеясь решить там все свои и общественные проблемы. Большинство «тунеядцев» отказываются оплачивать этот оскорбительный «налог». Иные публично сжигают «письма счастья», кто-то оспаривает претензии налоговиков в инстанциях, а есть люди, которые стараются получить вечную «индульгенцию» от власти. Идут с индивидуальными прошениями, направляют групповые обращения. К отдельным категориям власти проявляют исключительную чуткость. Так, Министерство культуры определило перечень творческих союзов, члены которых, так надо понимать, под юрисдикцию Декрета № 3 не попадают и могут продолжать творческую деятельность не шибко заморачиваясь на финансировании «государственных программ».

Вспомните замечательного писателя Джорджа Оруэлла, который никогда не был членом «творческого союза». Но он писал, и никто не обвинял его в тунеядстве и не судил, как Бродского. Сошлюсь на «Автобиографическую заметку: «Вернувшись в Европу, я около полутора лет жил в Париже, писал романы, которые никто не хотел издавать. Когда мои сбережения кончились, я несколько лет жил в крайней суровой бедности, сменив среди других профессии судомойки, репетитора и учителя бедной частной школы».

Представить себе Оруэлла членом официально признанного властями писательского союза я не могу. Я не могу его представить радующимся тому, что «на ферме некоторые животные равны более, чем другие», как я. К сожалению, оказалось, заразная это штука. Писатели из непризнанного властью союза тут отреагировали. Если тех писатели за их творческий труд освободили от тунеядского побора, то мы тоже имеем право.

Декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», более известный как Декрет о тунеядстве — декрет, изданный Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года.

Основной целью декрета было заявлено стремление государства компенсировать расходы на социальные услуги, оказывавшиеся гражданам, которые не платили налоги, или же платили их не в полной мере. При всём этом отмечается, что сумма сбора на финансирование государственных расходов будет небольшой [2] .

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко [3] :

Декрет был направлен на ликвидацию сложнейшей проблемы — социального иждивенчества. Решение этой проблемы виделось в стимулировании трудоспособных граждан, которые могут и должны работать, к легальной трудовой деятельности и обеспечению исполнения конституционной обязанности по участию в финансировании госрасходов.

15 мая 1961 года был принят Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественного полезного труда и ведущими антиобщественный, паразитический образ жизни», который подписали председатель Президиума Верховного Совета БССР В. Козлов и секретарь Д. Лукашевич [4] .

О том, что власти Республики Беларусь собираются ввести налоговый сбор с безработных людей, заявлял еще в 2013 году премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович [5] .

2 апреля 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко издал декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

6 декабря 2016 года на совещании у главы государства вице-премьер Наталья Кочанова доложила, что Советом Министров Республики Беларусь во взаимодействии с Администрацией Президента был проведён мониторинг реализации декрета, который показал, что он является актуальным, объективным и необходимым, оказывает положительное воздействие на сферу труда и занятости, вовлечение в легальную экономическую деятельность незанятого населения. Александр Лукашенко заявил, что декрет о «тунеядстве» доработают, но отменять его не будут [3] .

12 января 2017 года Лукашенко подписал декрет № 1, который внёс изменения в декрет «О предупреждении социального иждивенчества». Был уточнён список тех, кто освобождён от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Из числа «социальных иждивенцев» были исключены: [6]

  • Находящиеся в составе сборной Белоруссии по видам спорта,
  • Безработные, стоящие на учёте в центре занятости или проходящие обучение по направлению органа по труду, занятости и соцзащите,
  • Проходящие альтернативную службу,
  • Родители, воспитывающие детей в возрасте до 7 лет, при условии, что ребенок не посещает заведение дошкольного образования,
  • Люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации,

Кроме того, крайний срок направления налоговыми органами извещений о выплате сбора был изменён с 1 ноября 2016 года на 20 января 2017 года, а срок его выплаты — с 1 декабря 2016 года на 20 февраля 2017 года [6] .

Налоговые органы направили порядка 470 тыс. извещений на выплату сбора за «тунеядство» [7] .

20 февраля 2017 года закончился крайний срок выплаты сбора. Налог заплатили только 54 тыс. человек, что составило около 11,5 % от всех граждан, получивших извещение. В бюджет поступило 16,3 млн белорусских рублей. Некоторое количество граждан обратилось в местные органы власти с заявлениями об освобождении от уплаты сбора [8] .

9 марта 2017 года Лукашенко приостановил действие декрета до 2018 года, выступив с заявлением о том, что чиновники исполняют его «отвратительно и безответственно», и что декрет требует некоторой корректировки [9] [10] .

Декретом № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» устанавливается обязанность граждан Белоруссии, иностранных граждан, находящихся на постоянном месте жительства на территории Белоруссии, и людей без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов, или участвовали менее 183 календарных дней за прошедший год, выплатить государству сбор в размере 20 базовых величин [6] .

На выплату сбора отводится 30 дней с момента получения извещения. Письмо считается врученным по прошествии 10 дней с момента отправки [11] .

За неуплату или несвоевременную выплату сбора предусматривается административная ответственность. В этом случае составляется протокол, и дело направляется в суд, которым принимается решение о привлечении к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 4 базовых величин, либо об административном аресте. В случае административного ареста, лицо в обязательном порядке привлекается к общественно полезным работам, после которых сумма на финансирование государственных расходов считается выплаченной. Административный арест может налагаться на срок до 15 суток [8] .

25 января 2018 года был подписан Декрет №1 «О содействии занятости населения», который внес изменения в Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Начиная с 1 января 2019 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, должны оплачивать коммунальные услуги в полном объеме. [12]

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы,
определяемой приговором суда или в соответствии с законом
о чрезвычайном и военном положении.

По правовой оценке, сделанной правозащитным центром «Правовая помощь населению» (Украина) в 2015 году, декрет № 3 не соответствует Конституции, международным договорам и иным законодательным актам Республики Беларусь [5] .

Акции протеста

17 февраля 2017 года в центре Минска состоялся «Марш рассерженных белорусов» против декрета, на который, по данным различных источников, вышло от 2 до 10 тыс. человек. Организаторами акции протеста стали белорусские оппозиционные политики Николай Статкевич, Владимир Некляев и другие. Участники скандировали «Нет — декрету №3», «Жыве Беларусь!». Марш прошёл от Октябрьской площади по проспекту Независимости до здания Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, возле которого состоялся короткий митинг [13] .

Через день, 19 февраля крупный митинг против декрета № 3 состоялся в Гомеле — втором по размеру городе Белоруссии. Колонна людей во главе с представителями политических и профсоюзных движений [14] прошла от площади Восстания по Советской улице до площади Ленина [15] Звучали политические лозунги, лозунги против «налога на тунеядство». Участники акции скандировали «Нет декрету номер три! Лукашенко уходи». [15] .

В Могилёве в акции протеста приняли участие полторы тысячи человек. Она прошла на Ленинской улице в центре города [16] .

В остальных городах Белоруссии акции 19 февраля подготовлены не были, однако после Гомельского протеста люди стихийно начали собираться в 14 часов в центре Бреста, Гродно и Витебска [17] .

Очередная волна протестов прокатилась по городам Белоруссии 26 февраля. Крупнейший митинг состоялся в Витебске. В нём приняло участие около тысячи человек. Сотни человек вышли на акции протеста в Бобруйске, Барановичах, и около тысячи в Бресте [18] .

Также акции протеста прошли 5, 10 (Молодечно [19] [20] ), 11, 12, 15 и 25 марта.


Ответ на этот вопрос следует начинать с констатации того факта, что Декрет ввел полную трудовую повинность для всех жителей Беларуси, для ее граждан и лиц, не имеющих гражданства, проживающих в стране.

«Это — факт. А факт — самая упрямая в мире вещь, — рассуждал Воланд, — Но теперь нас интересует дальнейшее, а не уже свершившийся факт». Авторитетным товарищем был этот самый Воланд. Охотно соглашаясь с ним, мы можем отказаться от непродуктивной дискуссии по поводу того, хорошо ли это, или плохо, законно или нет. Авторы декрета и их сторонники, например, находят оправдания ему в Конституции Беларуси. Их оппоненты, напротив, считают, что декрет антиконституционен.


ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТРУД

Начавшись «по факту», этот спор будет продолжаться вечно. Представляется, до того момента, пока не прервется политическое и социальное существование нашего государства.

Это, надо полагать, метафизический спор. А для жизни требуется объективная оценка возникшей ситуации. Прямо скажу, нетривиальной ситуации. Поскольку полная трудовая повинность населения не вводилась ни одной страной в истории человеческого общества. По той причине, что общественной необходимости в этом не было, а там, где такие попытки применялись, они неизбежно проваливались.

Взять, для примера, СССР, где принцип, кто не работает, тот не ест, в разных вариациях присутствовал во всех советских конституциях. Даже Конституция 1977 года, которая декларировалась в качестве основного закона всенародного государства, гарантируя право гражданам на свободный труд, ограничивала его общественными потребностями. И категорически предписывала, что «добросовестный труд гражданина в избранной им области общественно полезной деятельности, является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества».

Обязанность и дело чести. Для тех же, кто мог усомниться в своем высоком предназначении, 4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета РСФР принял Указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».

То есть действовал армейский (по сути дела — казарменный) принцип: не умеешь — научим, не хочешь — заставим. На деле же, большинство граждан и хотели, и учились, и старались добросовестно трудиться. Тем добросовестней, чем больше за труд платили. А куда ж они денутся, если зарплата для них — основной и единственный источник для жизни. Тех, кто не мог по разным причинам соответствовать доминирующему общественному настроению, просто заставляли, принуждали выполнять такие нужные обществу работы, от которых большинство граждан стремилось отказаться.

Что в итоге? За несколько десятилетий своего развития СССР безнадежно отстал по производительности труда от стран с рыночной экономикой, где никогда не применялся принудительный труд, а уровень занятости населения определялся состоянием рынка труда.

Это исторический факт, который невозможно оспорить.

Хрущевский «Указ о тунеядцах» у нас часто вспоминают в связи с Декретом № 3. Но это принципиально различные документы. Так, Указ предписывал: «Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность — честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие иные антиобщественные поступки, позволяющие вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) суда выселению в специально отведенные места на срок от 2 до 5 лет с конфискацией незаконно нажитого имущества».

Этим же мерам воздействия, назначаемым как по постановлению суда, так и по общественному приговору, вынесенному коллективами трудящихся, подвергаются также лица, устраивающиеся на работу на предприятия, в государственные и общественные организации или состоящие членами колхозов лишь для видимости, которые пользуются льготами и преимуществами рабочих, колхозников и служащих, в действительности подрывают дисциплину труда, занимаются частнопредпринимательской деятельностью, живут на средства, добытые нетрудовым путем, или совершают иные антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни…»

ИОСИФ БРОДСКИЙ НЕ ЗНАЛ, ЗА ЧТО ЕГО АРЕСТОВАЛИ

Таким образом, в этом документе речь идет не столько о бездельниках, сколько о предпринимателях. Например, колхозник, который хоть и выполнял установленный минимум трудодней, но на колхозной работе, что называется, не горел, а всю нерастраченную силу вкладывал с свою личное подсобное хозяйство, получая от него большую часть своих доходов. Начальство в назидание другим колхозников могло их обвинить в паразитизме. До высылки дело не доходило, но у правления было множество возможностей для побуждения нерадивых колхозников к артельному труду. Например, бригадир мог отказать колхознику в выделение лошади, которая была необходимой для выполнения большинства видов его крестьянских работ. В арсенале правления колхоза была такая дисциплинарная мера (хотя она практически не применялась), как лишения колхозника земельного участка.

Это действовало даже сильнее угрозы высылки.

За 30 лет применения Указа было осуждено 37 тысяч человек. Капля в человеческом море страны, население которой увеличилось за это время почти до 300 млн. человек. Худо — бедно, Указ поддерживал страх у народа, потому что он позволял осудить почти каждого, но поэтому он применялся в исключительных случаях. Например, «автомобилист» (собственник легкового автомобили) не имел право принимать плату за пассажира, которого он подобрал по дороге. Даже не для наживы, а для компенсации расходов на бензин. «Автомобилистов» в ту пору было не много, но если уж и судили такого, то с обязательной конфискацией автомобиля.

А наказание водителей казенного автотранспорта, которые постоянно «халтурили» при любой возможности, обычно ограничивалось общественным порицанием за «левые приработки» лишением премии или «тринадцатой зарплаты». Неприятно, но не смертельно. Главное, не попадаться, еще важнее — ладить с начальством.

Иными словами, Указ был инструментом индивидуальной и универсальной формой социальной терапии. Например, властям потребовалось по политическим мотивам наказать Иосифа Бродского (1964 год), но так, чтобы общественность об этом не догадывалась, но это знал сам поэт. Решили использовать Указ о тунеядцах. Исходя из обвинения, выходило, что Бродский в общем много работал, но, как считал суд, мало получал. Он должен и может получать больше. Если пойдет на завод. При этом, к слову, судья не смог узнать от Бродского, кто признал его поэтом. А Бродский не смог понять, за что его арестовали.

БОЛЬШЕ УКАЗА БОЯЛИСЬ «ТРУДОВОЙ КНИЖКИ»

На самом деле, люди больше страшились не Указа, сколько «трудовой книжки», в которой фиксировались все подробности трудовой деятельности, достижения, упущения, проступки гражданина. А в КЗоТе существовала «позорная статья», по которой увольняли прогульщиков и других нарушителей. Быть уволенным «по статье», означало получить «волчий билет», обладатель которого на много лет терял возможность найти хорошую работу.

К слову, советские ученые не смогли «сочинить» достоверный вузовский учебник политэкономии социализма, поскольку экономика социализма во всем опровергала капитализм, но сама существовала на капиталистической основе. Например, она формально отвергала товарное производство, но мирилась с наличием товарно-денежных отношений. Когда любопытный студент (один, возможно, из тысячи нелюбопытных) спрашивал преподавателя — как так? Ему педагоги отвечали просто — сами не знаем, как это будет при коммунизме. А самых настырных отправляли к Марксу, который не успел уточнить принципиальные обстоятельства безденежного существование общества при коммунизме. Допустим, существует правящая (коммунистическая) партия. По всем политэкономическим законам она непосредственно не участвует в общественном производстве. Но она считается величайшим вдохновителем и организатором всех, включая экономические, побед советского народа. Все соглашались с этим «допущением». Но вопрос в том, какую зарплату получал Генеральный секретарь, если он не токарь и не пекарь, то есть не работает. Политбюро, посовещавшись, назначали своему шефу и себе скромную зарплату. Ведь они жили на всем готовом, гарантированном бюджетом и должностью каждого.

А подоходный налог? В огосударствленной властью экономике, которая планирует фонд заработной платы, планируются и доходы население вообще. Например, помимо бюджетных организаций, существуют «хозрасчетные», а среди них технологически неизбежные, планово убыточные цеха и даже предприятия. Как быть? Посовещавшись, «товарищи» решили, чтобы и самый последний слесарь и его нарком платили подоходный налог: один со своей заработной платы и второй — со своего по должности оклада.

То есть экономического решения эта задача не имела, но имела отчетливый политический смысл. Поскольку крестьяне до 1953 года, до смерти Сталина, платили налог на свое подсобное хозяйство — на каждую курицу, на каждую яблоньку в саду, но не платили с доходов в колхозе, так как денежных доходов не имели. Поскольку они не столько продавали свою продукцию, а сдавали ее государству по ценам, которые назначались государством.

Какой же мог быть доход у колхозника, какой подоходный налог? Стихийный по своему природному темпераменту Первый секретарь Президиума ЦК КПСС (его до сих называют Генеральным секретарем Политбюро ЦК КПСС, хотя эту должность занимали Сталин, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев) считал себя политэкономом и принимал очень рискованные для социализма решения. Сначала вместе с Георгием Маленковым отменил налоги на подсобные сельские хозяйства деревенских жителей (по сути основных для сельчан), повысил закупочные цены на колхозную продукцию и на этой основе решил ввести гарантированную денежную оплату труда колхозников. Фактически упразднил трудодни. После этого он задумался: если колхозы продают свою продукцию по фиксированным государством ценам, то зачем колхозников облагать подоходным (душевым) налогом. Не зачем, решил Хрущев. А чем от колхозников отличаются прочие советские рабочие и служащие? Ведь они тоже подписывались на сталинские индустриальные-военные-восстановительные займы, покупали на свои медные гроши прокатные станы, танки и самолеты, которые государство должно вернуть, а денег у государства нет.

Хрущев решил вернуть деньги народу, отменив для него подоходный налог. Даже публично пообещал. Исполнить свое обещание помешала еще более глубокая реформа (о ней говорил еще Ленин) по переналадке социалистической экономики на хозрасчет. Мол, пусть предприятия сами себе деньги зарабатывают. То есть деньги они в любом случае получат из бюджета, но часть прибыли, полученной за счет их эффективной «прокрутки», пусть останется предприятиям.

ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ

Отстранив от власти Хрущева, Леонид Брежнев и отчасти Алексей Косыгин, присвоили себе реформу в 1965 году. Она не спасла экономику социализма, но выполнила роль пятого колеса в телеге. В частности, она оставила после себя «тринадцатую зарплату» для работников и подоходный налог на них.

Это же «колесо» крутится в современной огосударствленной белорусской экономике, которая формально считается рыночной. Белорусская власть иных способов организации народного хозяйства страны не знает. Например, из года в год она борется за «дебюрократизацию» собственного аппарата. Обещает установить зависимость «зарплаты» чиновника от экономических результатов, полученных предприятиями на территории сельсовета, района, области, министерства, страны. А критерий в этом деле существует один — чиновник хочет жить, по крайней мере, не хуже других людей. Тут со смыслами не справится. Даже лингвистический анализ простых, на первый взгляд, вещей вызывает ступор. Простой вопрос: «Какую зарплату получает спикер верхней палаты белорусского парламента?» А какой платит подоходный налог? Ту «зарплату», которую ему (и себе) назначают сопалатники. Лукашенко? Вопрос праздный. Они свои доходы, по крайней мере официальные, получают непосредственно из государственной казны. В этом смысле они ничем не отличаются от любой уборщицы, пусть даже она занимает высокую должность в одной из многих резиденций самого Лукашенко.

Это не совсем подоходный налог, это технологическая подробность для бухгалтерии предприятия. Чиновники могут легко повысить свои подоходные налоги государству, если решат повысить долю бюджетных расходов на свое содержание.

В Беларуси советское трудовое законодательство сохранилось и усилилось за счет введение срочной контрактной системы практически для всех работников, которая фактически освободила государство от обязательств перед безработными, вообще перед людьми, которые не могут найти подходящее для себя экономически мотивированное занятие.

В 80-е годы предпринимательство сначала разрешили, после назвали его очень полезным и желательным для общества, а в результате признали основным видом деятельности человека в экономике. Разумеется, Указ о тунеядстве отменили. В социальном плане общество разделилось на два класса — предпринимателей и наемных работников. Деление получилось черно-белое: если ты не наемный работник — ты бизнесмен, если ты не бизнесмен — ты наемный работник. Это неизбежное упрощение, в жизни оказалось сложнее. Возникли те «пятьдесят оттенков серого», которые создавали многочисленные промежуточные группы. Множество людей, остающиеся без официальной работы, теряющие возможность ее найти, вынужденно искали для себя экономически обоснованное занятие. Самые активные и ловкие на самом деле становились предпринимателями по официальному статусу, но не все из них сумели организовать собственный бизнес. Многие успешные и процветающие теряли свои позиции на рынке. В общем, как и советовала успешная бывший министр труда Марианна Щеткина, социальным аутсайдером пришлось хорошо покрутиться.

У многих что-то получилось, но главное достижение фактически деклассированного большинства выразилась в том, что они научились зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, не прибегая к посредническим услугам государства в этом деле. Хотя и должны были. «Мы живы», — радовались они. Раз живы, посчитали власти, значит предприниматели (возможно, и подпольные миллионеры), должны платить умеренный налог. Декрет № 3 отличается от Указа о тунеядцах тем, что он не запрещает предпринимательство, но трактует его расширительно. Например, в ст. 3 Кодекса РБ о браке и семье устанавливается, что «воспитание детей и ведения домашнего хозяйства признается общественно полезным трудом». Имеются в виду женщины, поскольку государство не может освободить ее от домашней работы и не может ее оплачивать.

Вообще, субъектами экономики являются не только (и не столько?) организации и предприятия, сколько домохозяйства, которые живут трудом своих членов, который является по определению общественно полезным. Домохозяйства могут быть многодетными, бездетными, могут объединять собой несколько семей. Существуют десятки тысяч домохозяйств одиноких людей. Они сами ведут свое домохозяйство и тем самым выполняют общественно полезную работу. Нельзя назвать «социальным иждивенцем» даже бомжа, если он добывает себе пропитание любым незапрещенным способом.

Если ворует — судите. Если бомж пользуется «бесплатными или льготными услугами государства», заставьте его платить. Или откажите в услугах. И зачем ему и всем остальным такое государство, если оно облагает налогом людей по факту их жизни? Анатолий Тозик давно предлагал ввести плату за посещение поликлиники, что имело смысл и уточняло отношение социального государства к своим гражданом. Это было бы честным. Но социальному государству это не выгодно. Его выгода состоит в том, чтобы перессорить граждан друг с другом.

НЕКОТОРЫЕ ЖИВОТНЫЕ РАВНЫ БОЛЕЕ

Всегда хмурый Юрий Андропов через полгода пребывания на посту Генерального секретаря сказал своим коллегам: «Мы не знаем общество, в котором живем». Тоже относится и к действующей в Беларуси власти, и к самому обществу, которое только сейчас начинает понимать, что же представляет собой власть, кем она нас считает, за кого нас держит. За тунеядцев!? А сами они, кто!? В общем, плохо зная свое общество, своими необдуманными действиями власть породила массовое возмущение. А возмущенные, в обычных условиях осторожные обыватели, воодушевились своей нынешней массовостью.

Вот такая сложилась ситуация, и это факт. Отныне всем придется жить, учитывая его. Одни, например, выходят на Площадь, надеясь решить там все свои и общественные проблемы. Большинство «тунеядцев» отказываются оплачивать этот оскорбительный «налог». Иные публично сжигают «письма счастья», кто-то оспаривает претензии налоговиков в инстанциях, а есть люди, которые стараются получить вечную «индульгенцию» от власти. Идут с индивидуальными прошениями, направляют групповые обращения. К отдельным категориям власти проявляют исключительную чуткость. Так, Министерство культуры определило перечень творческих союзов, члены которых, так надо понимать, под юрисдикцию Декрета № 3 не попадают и могут продолжать творческую деятельность не шибко заморачиваясь на финансировании «государственных программ».

Вспомните замечательного писателя Джорджа Оруэлла, который никогда не был членом «творческого союза». Но он писал, и никто не обвинял его в тунеядстве и не судил, как Бродского. Сошлюсь на «Автобиографическую заметку: «Вернувшись в Европу, я около полутора лет жил в Париже, писал романы, которые никто не хотел издавать. Когда мои сбережения кончились, я несколько лет жил в крайней суровой бедности, сменив среди других профессии судомойки, репетитора и учителя бедной частной школы».

Представить себе Оруэлла членом официально признанного властями писательского союза я не могу. Я не могу его представить радующимся тому, что «на ферме некоторые животные равны более, чем другие», как я. К сожалению, оказалось, заразная это штука. Писатели из непризнанного властью союза тут отреагировали. Если тех писатели за их творческий труд освободили от тунеядского побора, то мы тоже имеем право.

Читайте также: