Что за профессия слесарь по ремонту подвижного состава

Опубликовано: 23.04.2024

Кратко о курсе по направлению Слесарь по ремонту подвижного состава


Кратко о курсе по направлению Слесарь по ремонту подвижного состава

Описание профессии

Профессия "слесарь по ремонту подвижного состава" - одна из важнейших на железнодорожном транспорте. Слесарь по ремонту подвижного состава выявляет неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава. Проводит ремонт, демонтаж, монтаж, сборку и регулировку узлов механизмов и изготовление отдельных деталей подвижного состава. Выполняет работы на стендах и измерительных установках для исследования состояния узлов и механизмов подвижного состава, проводит их испытания. Контролирует качество отремонтированных узлов обслуживаемого оборудования, электрических машин, аппаратов, механизмов и приборов подвижного состава. В своей работе слесарь по ремонту подвижного состава использует контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приборы и приспособления, применяемые при ремонте подвижного состава.

Профессиональное образование и обучение

Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы переподготовки рабочих, служащих.

Сфера применения профессии

Организации различных форм собственности в сфере железнодорожного транспорта, структурные подразделения Дирекции тяги, Дирекции по ремонту подвижного состава, Дирекции инфраструктуры - филиалы "Российских железных дорог".

    Возможность получения образования

Профессиональное обучение по профессии «слесарь по ремонту подвижного состава» могут пройти лица, имеющие образование не ниже основного общего образования или среднего общего образования, в профессиональных образовательных организациях или в организациях, осуществляющих обучение, в т. ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве.

Трудоустройство в организации сферы железнодорожного транспорта, структурные подразделения Дирекции тяги, Дирекции по ремонту подвижного состава, Дирекции инфраструктуры - филиалы "Российских железных дорог". Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru.

Профессия «слесарь по ремонту подвижного состава» имеет широкое распространение, это востребованная профессия, необходимая для обеспечения осуществляемого организациями железнодорожного транспорта непрерывного производственного процесса. С приобретением опыта работы и повышением квалификации слесарь по ремонту подвижного состава может стать бригадиром, а при наличии высшего образования - мастером и старшим мастером участка производства. В среднесрочной перспективе ожидается не только стабильный спрос на слесарей по ремонту подвижного состава, но и повышение требований к их квалификации в связи с реализацией Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. и использованием новых технологий.

Подзаголовок:

  1. Пункт 1
  2. Пункт 2
  3. Пункт 3 в котором есть подпункты:
    • Сертификат ISO 9001:2015
    • Сертификат ISO 9001:2015
    • Сертификат ISO 9001:2015

Данный стандарт отвечает всем запросам и условиям современной экономической среды, а также отражает все наиболее важные аспекты организации и ведения деятельности:

  • Сертификат ISO 9001:2015
  • Сертификат ISO 9001:2015
  • Сертификат ISO 9001:2015
Пример таблицы
Название столбца Название столбца Название столбца
Текст
Длинный текст на две строчки

Как получить удостоверение "Слесарь по ремонту подвижного состава" в Барнауле

Вам необходимо будет оформить заявку, на основании которой мы заключим договор. После получения оплаты мы зарегистрируем и оформим удостоверение, а также протокол проверки знаний, затем отправим Вам сканы на согласование, после чего вышлем оригиналы на Ваш адрес почтой РФ или курьером.

Работа железной дороги очень похожа на предприятие, для ее нормального функционирования задействовано множество сотрудников разных профессиональных направлений. В основном сотрудниками этой сферы становятся выпускники железнодорожного техникума. Но иногда на работу принимают и специалистов, получивших повышение квалификации с обычным профессиональным образованием. Все зависит от сложности и ответственности должности.

Общая информация

Для перевозки грузов и пассажиров используется различный транспорт, в том числе локомотивы, поезда, троллейбусы и прочее. Все это требует ремонта и обслуживания для нормальной и исправной работоспособности. И этим занимается слесарь подвижного состава, он определяет исправность и качество деталей и всего механизма, выявляет дефекты и неточности при сборке оборудования и устраняет их. В обязанности этого сотрудника входит проведение слесарных работ, замена комплектации железнодорожного транспорта, а также регулировка и испытание собранных узлов после проведения ремонтных работ.

Требования

Этот сотрудник является рабочим и может получить должность, лишь окончив полное среднее и профессионально-техническое образование. Также работодатели допускают к службе соискателей, получивших профессиональную подготовку на производстве без дополнительного образования, помимо среднего. Эта должность подразделяется на разряды. Слесарь по ремонту подвижного состава, чтобы получить очередной разряд, должен пройти повышение квалификации и проработать на соответствующем предприятии не менее одного года.

слесарь подвижного состава

Работодатели обращают внимание на работников, обладающих хорошей физической подготовкой. Они должны быть выносливы, иметь хороший слух, зрение, память. Важен линейный и объемный глазомер, умение и навыки управления кистями рук. Для выполнения обязанностей у человека должны быть развиты наглядная и техническая сообразительность, хорошая устойчивость к стрессам. Мало закончить железнодорожный техникум и обладать всеми этими навыками, нужно еще и подходить по состоянию здоровья. К работе не допускаются личности с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей, сердечно-сосудистой и нервной систем. Также на должность не могут рассчитывать аллергики, люди с нарушением слуха, зрения или психическими отклонениями.

Знания и обязанности для первого разряда

Прежде чем приступить к своей работе, сотрудник, имеющий первый разряд, должен выучить основы слесарного дела, разбираться в наименованиях, марках, назначении и способах применения инструментов, материалов, простых приспособлений и контрольно-измерительных приборов. Также он должен разбираться в жидкостях, которые применяются для смазки и промывания деталей железнодорожного транспорта.

железнодорожный техникум

В его обязанности входит прогонка резьбы на незначительных деталях, таких как гайки и болты. Ему могут поручить зачищать детали от забоин, заусенцев и прочих дефектов, возникающих при заварке. Он занимается рубкой, резкой и опиливанием деталей. Также в его обязанности входит обслуживание простых слесарных приспособлений и их заточка.

Знания и обязанности для второго разряда

Сотрудник, занимаемый эту должность, обязан изучить, по какому принципу проводится техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Помимо этого, он должен разбираться в назначении и правилах эксплуатации самых распространенных видов специального и универсального инструмента и контрольно-измерительного оборудования. Его знания включают в себя основные методики осуществления слесарных работ во время ремонта и сборки простых узлов, которые соединяются при помощи болтов и валиков. Он должен разбираться в механических свойствах материалов, которые попадают к нему на обработку. Изучить допуски, посадки, квалитеты, шероховатость. Также он должен знать, как правильно осуществлять сцепку и расцепку вагонов и буксиров.

слесарь по ремонту подвижного состава

Слесарь по ремонту подвижного состава выполняет обработку, изготавливает и ремонтирует детали согласно 12-14 квалитетам. Он создает несложные детали и сортовые материалы, осуществляет сборку и разборку деталей и простых узлов, которые присоединены друг к другу посредством валиков и болтов. Ему могут поручить сверлить отверстия с использованием механизированных и ручных инструментов. В обязанности работника может входить нарезка резьбы плашками и метчиками в комплектации креплений железнодорожного транспорта. Помимо этого, в его компетенцию может входить сценка и расцепка вагонов, буксиров и прочее.

Знания и обязанности для третьего разряда

В период обучения слесарь по ремонту подвижного состава третьего разряда должен узнать, как устроены, для чего предназначены и как взаимодействуют основные узлы, относящиеся к объектам, требующим проведения ремонтных работ. Знать, как устроены специальные и универсальные приспособления и контрольно-измерительное оборудование. Разбираться в основных свойствах материалов, с которыми ему предстоит работать. Какие бывают виды соединения узлов и деталей, шероховатость, допуски, посадки, квалитеты. Помимо этого, его знания должны включать технические сведения, необходимые для проведения регулировки испытаний доверенных ему механизмов.

техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Инструкция слесарю подвижного состава предполагает, что он осуществляет ремонтные работы и занимается изготовлением деталей согласно 11-12 квалитетам. Он должен разбирать вспомогательные части объектов, которые доверены ему для ремонтных работ при условии, что детали состава имеют тугую и скользящую посадку. Он занимается монтажом и разборкой некоторых приборов пневматических систем. Сотрудник соединяет узлы и шплинтовые крепления, соблюдая при этом размеры, расположения и условия подвижных посадок. Ему могут поручить испытание работоспособности пневматических систем, которые работают под давлением. Также в его обязанности входит регулирование и испытание некоторых механизмов железнодорожного оборудования.

Знания и обязанности для четвертого разряда

Чтобы качественно выполнять возложенные обязанности, слесарь подвижного состава четвертого разряда должен обладать определенными знаниями, а именно выучить основные части объектов, доверенных ему на ремонт. В том числе их конструкцию, для чего предназначены, как взаимодействуют и как правильно их собирать и разбирать. Как устроены, для чего предназначены и как правильно эксплуатировать контрольно-измерительные инструменты. Выучить конструкцию специального и универсального оборудования, знать технические условия сборки, испытаний и регулировки агрегатов и узлов состава.

слесарь по ремонту подвижного состава обучение

В его обязанности входят ремонтные работы и изготовление деталей согласно 7-10 квалитетам. Слесарь подвижного состава должен разбирать и собирать основные узлы, имеющие разные типы посадок. Сотрудник определяет, насколько качественные и работоспособные детали, а также определяет, какой именно ремонт им необходим. Осуществлять соединение групп и узлов со всеми разновидностями посадки, помимо плотных и натяжных. Он регулирует и испытывает собранные узлы, а также занимается составлением документации, а именно дефектных ведомостей.

Знания и обязанности для пятого разряда

Сотрудник, перед началом работ должен изучить особенности конструкции, эксплуатационные характеристики и взаимодействие узлов, которые переданы ему для проведения ремонтных работ. Выучить все технические условия проведения ремонта, знать, как собираются основные узлы, как контролировать и регулировать сборку и работу узлов. Его обязанности могут включать в себя разборку, ремонтные работы и монтаж оборудования. Причем ему доверяются узлы с плотной и напряженной посадкой. Также он должен выполнять слесарные работы в условиях 6-7 квалитета. Сотрудник проверяет, правильно ли были собраны детали и узлы, выполняет шабрение деталей, у которых большие пригоночные площади, регулирует и проводит испытания механизмов и узлов после сборки.

Знания и обязанности для шестого разряда

Слесарь подвижного состава должен знать, какие бывают способы осуществления разметки и установки узлов, проверки монтажных работ, точность качества ремонтных работ. Также его знания должны включать способы, которые позволяют проверить и определить поврежденные детали.

обслуживание и ремонт железнодорожного транспорта

Он должен быть знаком с методикой восстановления работоспособности комплектации подвижного состава. В обязанности этого работника входит испытание, проверка на точность и сдача в эксплуатацию устройств и оборудования, поступивших на ремонт. Он должен выявлять и предупреждать дефекты всех сборочных групп состава.

Знания и обязанности для седьмого разряда

Работник обязан выучить конструктивные особенности установок, узлов и прочей техники всех серий, которые поступают на ремонтные работы. Знать, какие существуют правила и технологии регулировки с использованием стендов, центровки и обкатки. Методы диагностики, испытаний, допустимые нагрузки на технику, а также профилактические меры, направленные на предотвращение износа и возникновения поломок.

слесарь по ремонту подвижного состава разряды

В его обязанности входит обслуживание и ремонт железнодорожного транспорта, в том числе диагностические работы, регулировка, подгонка, обкатка деталей. Он должен проводить ремонтные работы и отлаживать электронное оборудование, обеспечивать безопасное использование составов.

Профессиональный стандарт "Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
N 954н от 2 декабря 2015 г. Регистрационный номер 593.

На странице представлены выдержки из профессионального стандарта по профессии Слесарь по ремонту подвижного состава.
Полный текст профстандарта по профессии Слесарь по ремонту подвижного состава доступен для скачивания - скачать.

Наименование вида профессиональной деятельности.

Техническое обслуживание, ремонт и испытание подвижного состава железнодорожного транспорта.

Основная цель профессиональной деятельности.

Содержание подвижного состава железнодорожного транспорта в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения.

Слесарь по ремонту подвижного состава 2-го разряда

Обобщённая трудовая функция.

Техническое обслуживание и ремонт несложных деталей подвижного состава железнодорожного транспорта.

Перечень трудовых функций.

1. Подготовка к техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта.
2. Подготовка к работе расходного материала для заправки узлов подвижного состава железнодорожного транспорта.
3. Ремонт несложных деталей подвижного состава железнодорожного транспорта.

Требования к образованию и обучению.

I. Среднее общее образование.
II. Профессиональное обучение слесарей по ремонту подвижного состава – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Слесарь по ремонту подвижного состава 3-го разряда

Обобщённая трудовая функция.

Техническое обслуживание и ремонт простых узлов и деталей подвижного состава железнодорожного транспорта с проверкой их работоспособности.

Перечень трудовых функций.

1. Техническое обслуживание простых узлов и деталей подвижного состава железнодорожного транспорта.
2. Ремонт простых узлов и деталей подвижного состава железнодорожного транспорта.

Требования к образованию и обучению.

I. Среднее общее образование.
II. Профессиональное обучение слесарей по ремонту подвижного состава – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к опыту практической работы.

Не менее одного года по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных, предварительных (при поступлении на работу), периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Слесарь по ремонту подвижного состава 4-го разряда

Возможные наименования должностей, профессий.

Слесарь по ремонту подвижного состава 4-го разряда.
Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания 4-го разряда.

Обобщённая трудовая функция.

Техническое обслуживание и ремонт оборудования, узлов и агрегатов средней сложности подвижного состава железнодорожного транспорта с проверкой их работоспособности.

Перечень трудовых функций.

1. Техническое обслуживание оборудования, узлов и агрегатов средней сложности подвижного состава железнодорожного транспорта.
2. Ремонт оборудования, узлов и агрегатов средней сложности подвижного состава железнодорожного транспорта.

Требования к образованию и обучению.

I. Среднее общее образование.
II. Профессиональное обучение слесарей по ремонту подвижного состава – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к опыту практической работы.

Не менее одного года по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Слесарь по ремонту подвижного состава 5-го разряда

Возможные наименования должностей, профессий.

Слесарь по ремонту подвижного состава 5-го разряда.
Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания 5-го разряда.

Обобщённая трудовая функция.

Техническое обслуживание и ремонт сложного оборудования, аппаратуры, узлов, агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта с проверкой их работоспособности.

Перечень трудовых функций.

1. Техническое обслуживание сложного оборудования, аппаратуры, узлов, агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта.
2. Ремонт сложного оборудования, узлов и агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта.

Требования к образованию и обучению.

I. Среднее общее образование.
II. Профессиональное обучение слесарей по ремонту подвижного состава – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к опыту практической работы.

Не менее двух лет по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Слесарь по ремонту подвижного состава 6-го разряда

Возможные наименования должностей, профессий.

Слесарь по ремонту подвижного состава 6-го разряда.
Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания 6-го разряда.

Обобщённая трудовая функция.

Проверка качества сборки и проведение испытаний после ремонта оборудования, узлов и агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта.

Перечень трудовых функций.

1. Проверка технического состояния (качества) сборки после ремонта оборудования, узлов, агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта.
2. Испытание после ремонта с вводом в заданные параметры работы оборудования, узлов и агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта.

Требования к образованию и обучению.

I. Среднее общее образование.
II. Профессиональное обучение слесарей по ремонту подвижного состава – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к опыту практической работы.

Не менее двух лет по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Слесарь по ремонту подвижного состава 7-го разряда

Возможные наименования должностей, профессий.

Слесарь по ремонту подвижного состава 7-го разряда.
Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания 7-го разряда.

Обобщённая трудовая функция.

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железнодорожного транспорта с диагностированием оборудования, узлов и агрегатов и выявлением скрытых дефектов и неисправностей подвижного состава железнодорожного транспорта.

Перечень трудовых функций.

1. Диагностирование оборудования, узлов и агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта с применением специального оборудования.
2. Расшифровка результатов диагностирования оборудования, узлов и агрегатов подвижного состава железнодорожного транспорта.

Требования к образованию и обучению.

I. Среднее общее образование.
II. Профессиональное обучение слесарей по ремонту подвижного состава – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к опыту практической работы.

Не менее двух лет по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Слесарь по ремонту подвижного состава 8-го разряда

Обобщённая трудовая функция.

Техническое обслуживание и ремонт особо сложного оборудования подвижного состава железнодорожного транспорта с проверкой их работоспособности.

Перечень трудовых функций.

1. Техническое обслуживание особо сложного оборудования подвижного состава железнодорожного транспорта.
2. Ремонт особо сложного оборудования подвижного состава железнодорожного транспорта.

Требования к образованию и обучению.

I. Среднее общее образование.
II. Профессиональное обучение слесарей по ремонту подвижного состава – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

Требования к опыту практической работы.

Не менее двух лет по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Особые условия допуска к работе.

Прохождение обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Железная дорога состоит из большого количества звеньев. В звенья входят службы, которые осуществляют определенные задачи, это управление движения поездами, ведение поездов, обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов, но в целом они выполняют одно общее дело, это перевозка грузов.

Железная дорога, как и любое другое предприятие или завод имеет свою ремонтную службу, потому что без этого важного звена не возможна перевозка грузов. Выполнить качественный ремонт локомотива не сможет тот, кто непосредственно ведет поезд или осуществляет управление движения этого поезда. Одной из значимых профессий на дороге является слесарь по ремонту подвижного состава. Это тот, кто непосредственно осуществляет, обслуживание и ремонт локомотивов.

Слесарь, это довольно серьезная и ответственная профессия, которая требует обучения и практики, он должен знать устройство всех видов локомотивов, быстро и своевременно осуществлять качественный ремонт, чтобы не было простоя электровоза или тепловоза, так как это по цепочке может привести к задержке перевозки груза и к большим убыткам компании в целом.

Кто такой слесарь

Для того чтобы получить профессию слесаря и осуществлять ремонт подвижного состава, нужно в первую очередь пройти обучение в учебном заведении, которое осуществляет подготовку по углубленной программе. Оно включает в себя подробное изучение строения узлов, агрегатов и оборудования всех видов локомотивов.

Локомотивы подразделяются на магистральные грузовые электровозы, пассажирские электровозы, тепловозы, электропоезда, снегоуборочная техника, дрезины, разнообразные путевые машины, предназначенные для ремонта и замены железнодорожного полотна. Каждый вид этой техники имеет свое сложное строение, которое должен обслуживать и качественно ремонтировать слесарь.

К примеру, можно рассмотреть отличие электровоза и тепловоза. Эти две машины в первую очередь имеют отличие в том, что электровоз движется за счет электричества получаемого из контактной сети, а тепловоз является автономной машиной и вырабатывает электричество от генератора, который в свою очередь приводится в движение с помощью мощного дизельного двигателя.

Из примера видно, что тепловоз более сложная машина по своему строению, чем электровоз. Помимо, этого отличия и тот и другой вид транспорта имеет сложную электрическую схему, не менее сложную пневматическую сеть. Для того чтобы осуществлять обслуживание и качественный ремонт, нужно хорошо понимать и знать из чего состоит локомотив, как работает каждый узел, знать много допусков размеров, осуществлять правильную регулировку аппаратов.

Получается прорисовывается картина того на сколько сложна и важна эта профессия. Для того чтобы стать профессионалом и действительно качественно производить ремонт и обслуживание локомотива, нужно проработать не один год, иметь много практики и постоянно совершенствоваться, изучая все нюансы профессии.

Пункт технического обслуживания локомотива

Прежде чем осуществить обслуживание, осмотр, ремонт локомотива, нужно осуществить его постановку на ПТОЛ, это пункт технического осмотра локомотива. Такой пункт находится в эксплуатационно-ремонтном локомотивном депо. Там имеется все необходимое для осмотра и ремонта.

Это узкоспециализированное оборудование, включающее в себя, специальный инструмент, который не продается в магазине, а конкретно усиленные ключи больших размеров для разборки узлов и элементов ходовой части, разнообразные приспособления для ремонта, высокотонные домкраты. Так же имеется диагностическое оборудование для проверки работы локомотивов, управляемых встроенным компьютером, шаблоны для проверки для проверки износа колесных пар.

Помимо всего этого оборудования имеется база запасных частей для замены сломанных либо изношенных узлов. Локомотив имеет большое количество узлов, требующих смазки, поэтому на пункте обслуживания всегда присутствуют масла разных марок и специальные смазочные материалы.

Прежде чем слесарь будет осуществлять обслуживание локомотива, его нужно поставить с смотровую канаву, напоминающую гараж со смотровой ямой, только в разы больше. После того как локомотив заехал в депо, постановку на канаву осуществляет локомотивная бригада при депо. Заезд происходит под низким безопасным напряжением, либо вторым локомотивом и после постановки осуществляется закрепление от самопроизвольного движения. Только после всех этих операций бригада слесарей может приступить к осмотру локомотива и ремонту.

Виды обслуживания и ремонта

Обслуживание и ремонт бывают нескольких видов и подразумевают разный перечень выполняемых работ. Это ТО, ТР, КР, соответственно техническое обслуживание, технический ремонт и капитальный ремонт. Далее рассмотрим каждый вид подробнее и ознакомимся с перечнем работ, которые выполняет слесарь.

Текущее обслуживание (ТО). Такой вид обслуживания подразумевает собой детальный осмотр узлов ходовой части локомотива для выявления и предотвращения возможной поломки, замена изношенных тормозных колодок, также осуществляется проверка смазывающих жидкостей в редукторах и оборудовании, при необходимости производится доливка, пополняются песочные бункера для пескоподачи, эта система служит для предотвращения боксовки локомотива. Помимо все этого осуществляются работы по консервации локомотива, когда требуется поставить его на базу запаса, точно такие же работы производятся после простоя в запасе.

Текущий ремонт (ТР). Это уже вид ремонта, а не обслуживания. Если при обслуживании подразумевается мелкий ремонт, то тут осуществляется ремонт в большой объеме и частичная модернизация узлов локомотива. Такой ремонт производится после, прохождения определенного количества пробега в процессе которого происходит большой износ узлов, деталей, механизмов и аппаратов локомотива требующих их непосредственной замены. Например, плохая производительность компрессорной установки, которая требует ее полной замены ввиду большого износа.

Капитальный ремонт (КР). При таком виде ремонта производится почти полная разборка локомотива с заменой всех электрических кабелей, аппаратов управления, труб и элементов пневматической сети, полная диагностика локомотива, а также его модернизация. После такова ремонта локомотиву продлевается его срок эксплуатации. Для производства капитального ремонта требуется постановка локомотива на специальный завод.

Всеми этими видами ремонтов занимаются профессионально обученные специалисты, то есть слесаря. Работа слесаря требует быть физически развитым, иметь хорошее зрение, хороший слух. Без этих качеств слесарь не сможет выполнить качественный и быстрый ремонт локомотива.

Слесарь по ремонту подвижного состава

Если вас привлекают рабочие профессии, то вам следует обратить внимание на должность слесаря по ремонту подвижного состава. Данная специальность привлечет молодых людей, увлекающихся техническими дисциплинами.

Плюсы и минусы профессии

Работа на железной дороге связана с высоким уровнем ответственности. Соответственно, те люди, которые привлечены к данному виду деятельности, должны обладать соответствующим уровнем образовательной подготовки, большим объемом теоретических знаний, а также практических умений. Важнейшей фигурой на железной дороге является слесарь по ремонту подвижного состава, так как он занимается обслуживанием различного транспорта, необходимого для перевозки грузов и пассажиров. В ходе выполнения своих рабочих задач работник определяет наличие дефектов и неисправностей, а также осуществляет профилактическую работу и регулировку.

К плюсам профессии можно отнести:

  • актуальность и востребованность;
  • высокий заработок.

К недостаткам:

  • большую ответственность;
  • сложные условия труда.

Прежде чем вы решите получить подобную профессию, очень важно изучить все «за» и «против», чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем выборе.


Требования к работникам

Слесарь по ремонту подвижного состава – это человек, который выполняет очень важную работу. Именно поэтому к ремонтникам со стороны работодателей выдвигаются повышенные требования.

Личные качества

В работе слесаря передвижного состава важную роль играют не только профессиональные умения и навыки, но также и личностные характеристики специалиста. Для того чтобы человек мог качественно выполнять свои рабочие задачи, у него должны быть:

  • хорошая физическая подготовка;
  • выносливость;
  • хорошее зрение;
  • развитая память;
  • аналитический склад ума;
  • склонность к логическому мышлению;
  • развитое воображение;
  • внимание к деталям и т. д.

При описании вакансии работодатели часто указывают данные качества.


Образование и опыт

В первую очередь следует сказать о том, что должность слесаря по ремонту подвижного состава нельзя получить без наличия диплома о соответствующем образовании. Помимо этого, важную роль имеет опыт работы (в процессе трудоустройства работодатели будут отдавать предпочтение тем кандидатам, которые ранее работали по специальности). Однако не только формальные признаки имеют значение. Работодатель может проверить также наличие профессиональных знаний и умений, а именно:

  • знание технических особенностей устройств;
  • умение осуществлять ремонтные и наладочные работы;
  • знание существующих методов проверки аппаратуры, а также умение применять эти способы на практике;
  • технику безопасности и т. д.

Обязанности для разных разрядов

Свою профессиональную деятельность слесарь осуществляет согласно официальным документам. К ним можно отнести должностную инструкцию, профессиональный стандарт, единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (или ЕТКС), внутреннюю документацию предприятия и т. д. При этом важно отметить: даже несмотря на тот факт, что перечисленные выше документы являются стандартизированными, каждый работодатель может изменять и дополнять их в зависимости от своих потребностей.

В целом же обязанности специалиста по обслуживанию вагонов и локомотивов зависят от имеющегося у него разряда.


Первый

Специалисты, которые обладают первым разрядом, выполняют довольно простые функции:

  • прогонка резьбы на закрепляющих элементах;
  • очистка различных комплектующих;
  • рубка и опиливание элементов;
  • смазка комплектующих;
  • заточка специализированных профессиональных инструментов и т. д.

Соответственно, для того чтобы выполнять все эти задачи, специалист обязан знать основы слесарной деятельности.

Второй

Такой слесарь является более квалифицированным сотрудником, поэтому способен выполнять более сложные задачи:

  • работа с элементами по 12–14 квалитетам;
  • создание простых деталей;
  • осуществление сборки и разборки несложных узлов;
  • сверление отверстий посредством специальной аппаратуры;
  • пробуксовка валов коленчатых тепловозов и т. д.

К обязательным знаниям и умениям такого профессионала следует отнести навык работы и теоретическую подкованность в отношении различных слесарных инструментов и приспособлений.


Третий

Если сотрудник обладает третьим разрядом, то ему доверяют выполнение таких задач:

  • работа с деталями по 11–12 квалитетам;
  • снятие и установка балок, тележек вагонов, рукавов токоприемников;
  • проверка корректности работы пневматического оборудования;
  • регулировка устройств и механизмов;
  • осмотр и заправка буксов на подшипниках скольжения и т. д.

Для того чтобы слесарь мог качественно осуществлять свои рабочие задачи, он должен быть знаком с правилами регулировки и испытания специализированных устройств и механизмов.

Четвертый

Работники, получившие четвертый разряд, занимаются:

  • починкой амортизаторов, вентиляторов и калориферов;
  • разборкой колесо-моторных блоков;
  • проверкой работы буксов на подшипниках качения;
  • установкой уплотнительных колец для поршней и т. д.

Слесарь должен обладать знаниями в области назначения конструкций, а также способов и методов разборки и сборки основных частей ремонтируемых объектов подвижного состава.


Пятый

Обладатель пятого разряда в ходе выполнения своих рабочих задач занимается:

  • центровкой дополнительных элементов дизелей тепловозов;
  • проверкой блоков и картеров дизеля;
  • установкой антивибраторов;
  • проверкой правильности функционирования тяговых редукторов;
  • запрессовкой втулок и т. д.

При этом важно, чтобы профессионал обладал специализированными знаниями в области конструктивных особенностей и функционального назначения различных узлов и механизмов.

Шестой

Слесарь, который повысил свою квалификацию до шестого разряда, должен уметь:

  • осуществлять ремонт и наладку автосцепных устройств;
  • центровать дизельную установку;
  • притирать золотники;
  • устанавливать параллели паровозов;
  • ремонтировать вертикальные передачи и т. д.

Слесарь шестого разряда должен обладать теоретическими познаниями относительно методов проверки сборки комплекса узлов и сборочных групп того или иного объекта, подлежащего ремонту.


Седьмой

В обязанности специалиста седьмого разряда входят:

  • диагностическая, профилактическая и проверочная работы;
  • балансировка ротора турбокомпрессора;
  • регулировка автоматики управления;
  • наладка коренных подшипников;
  • проверка корректности работы гидросистем и т. д.

Для того чтобы безошибочно выполнять перечисленные (а также дополнительные) рабочие задачи, специалист должен подробно знать и понимать особенности устройства оборудования.

Восьмой

Данный разряд считается самым высоким, соответственно, тот специалист, который им обладает, может выполнять самые сложные и комплексные задачи, а именно:

  • ремонтировать комплексные узлы и детали конструкций;
  • настраивать электронную аппаратуру;
  • устранять неполадки в ходе использования подвижного состава;
  • обкатывать колесно-моторные блоки;
  • испытывать вагоны метро под напряжением и т. д.

К обязательным требованиям к сотруднику восьмого разряда можно отнести наличие теоретических знаний относительно устройства, а также серий используемого транспорта.


Престиж и перспективы работы

Должность слесаря престижная, так как высококлассные специалисты могут получать довольно большую зарплату, размер которой зависит от региона проживания, уровня образования, опыта и конкретного места работы.

Чаще всего данные специалисты работают в железнодорожных депо. При этом с повышением разряда они могут рассчитывать на получение более высоких должностей (например, руководитель отдела, ответственный по охране труда или даже руководитель предприятия).

Где учиться?

Обучение по специальности проходит в средних профессиональных учебных заведениях, куда можно поступить после окончания 9-го класса. При этом рекомендуется отдавать предпочтение специализированным железнодорожным техникумам и колледжам. Заранее стоит иметь в виду тот факт, что сам процесс обучения является довольно сложным, так как он связан с получением большого количества теоретических знаний и практических умений технического характера. Средняя продолжительность обучения – 3 года.

Однако после получения базового образования слесарь по ремонту подвижного состава должен постоянно пополнять свои знания и повышать квалификацию. Только в таком случае он будет оставаться востребованным и актуальным специалистом на рынке труда.

Читайте также: