Что за профессия стендапер

Опубликовано: 18.05.2024


Привет всем! С вами Людмила Редькина, и сегодня поговорим о комедии, шутках и веселье. Вам нравится смотреть комедийные программы? Я одно время “подсела” на них. Особенно мне понравился жанр стендап – это классное и увлекательное “путешествие” на злободневную тему. Сегодня говорим о том, что такое стендап, откуда он взялся, и какие приемы помогут вам освоить этот жанр.

История стендапа как жанра

Комедия – это древнейший вид искусства. Еще во времена Аристотеля она начала свое развитие. И не зря ей уделялось повышенное внимание. Ведь комедия высмеивает жизненные проблемы, показывает выход от неурядиц и невзгод.

В экспериментах с разными жанрами и работы с аудиторией постепенно зародился стендап. Как отдельное актерское действо он возник в Англии в 18 – 19-х веках. В те времена люди свободно сидели в залах, могли пить, курить, а на сцене стояла группа людей и веселила народ. В их программу входил номер с выступлением одного комика, который рассказывал смешную историю на интересующую всех тему.

Простыми словами стендап означает монолог, но не советского понимания. Рассказчик может выполнять на сцене все что угодно. Он и герой, и автор, и певец, и на дуде игрец – все в одном лице.

По-английски “стендап” – значит встать. То есть перед вами стоит актер и смешит вас. Но слишком продвинутые и профессиональные актеры не всегда стоят, они и лежать и ползать могут – надо же публику завести!

В 60-х годах в Америке этот жанр начал набирать немалые обороты. Это связано с появлением на сцене Ленни Брюса – известнейшего сатирика, сквернослова и хулигана. Этот жанр в принципе и отличается чрезмерной свободой, в словах особенно. Поэтому человек на сцене должен обладать ярко выраженной харизмой.

В России этот жанр начал приживаться в телевизионном формате, так как на видеозапись накладывается смех, делается монтаж. Многие известные актеры стали профессиональными стендаперами благодаря свободе жанра. Павел Воля, Руслан Белый, Александр Незлобин до сих пор являются фанатами российской публики.

Среди англоязычных представителей этого жанра нужно вспомнить хорошим словом Дилана Морана, Эдди Иззарда, Билли Кристала, Джима Керри.

Определение

Определение стендап-шоу простое – это обычное комедийное представление, только перед зрителями выступает один человек. Самым главным судьей и оценщиком этого выступления является зритель.

Стендап-комики очень внимательно оценивают реакцию публики: если в зале стоит хохот, то выступление удалось. Если бурных оваций и смеха нет, нужно еще трудиться над своими текстами. Кстати, тексты для стендапа может писать сам стендапер, а могут – специально нанятые люди. Есть даже практика, когда шутки присылают обычные жители нашей страны на электронную почту комика.

Где встречается

Стендаперы ценятся своим правдивым, иногда наглым, но искренним юмором. Нам кажется, что они говорят все, что придет в голову. Действительно, импровизация бывает, когда нужно как-то среагировать на незапланированные выкрики публики. Но в большинстве их фразы – это материал с четкой структурой, композицией фраз и концепцией. И им нельзя сильно отклоняться от темы.

❗ДРУЗЬЯ, У МЕНЯ ДЛЯ ВАС КАЙФОВАЯ НОВОСТЬ❗

Я создал канал в Telegram с катастрофически полезной инфой о деньгах и саморазвитии. Так как мне удалось увеличить свои доходы почти в 20 раз (с 2018-го по 2021-й), я решил поделиться знаниями с вами.

  1. Мой путь от нищебродства к богатству.
  2. Почему у людей не получается зарабатывать.
  3. Понятным языком объясняю азы финансовой грамотности и законы денег.
  4. Как заработать и сохранить деньги.
  5. Как и куда я инвестирую и многое другое.

Это своего рода произведение литературы, которое дополняется едкими фразами и колкими шутками. Из-за того, что это произведение литературы, стендап может встречаться не только в телевизионной программе. Есть специальные издательства, где этот жанр используется, например, в журналистике. Посмотреть стендап вы можете дома на телевизоре или же на концерте известных актеров.

Список тем для стендапа

Четко ограниченного списка тем для стендапа нет. По крайней мере, их нет в прямом доступе, так как это интеллектуальная собственность, и вам никто не будет писать и преподносить на блюдце с голубой каемочкой.

Но если вдруг вы заинтересовались этой темой, у меня для вас припасено несколько советов, откуда брать список тем для стендапа.

Начните с жизненного опыта. Как говорят матерые стендаперы, наша жизнь не состоит только из цветочков и пряничков. В ней есть то, из чего можно сделать шутку. Итак, первое, на что вы обращаете внимание, это на жизненные неприятности, из которых можно выйти с улыбкой. Даже в оскорблении и агрессии вы можете найти что-то шуточное. Но не переборщите, на агрессию тоже нужно правильно реагировать.

На какие темы можно писать шутки? Да на всякие:

  • отношения в семье;
  • проказы детей;
  • взаимоотношения с бывшими;
  • конфликты на работе;
  • женская зависть;
  • мужская свобода;
  • нехватка финансов;
  • политика – это, вообще, беспроигрышный вариант шуток (но нужно аккуратно).

Как научиться стендапу

Искусство стендапа требует предварительной подготовки тех, кто хочет в нем развиваться. Вам предстоит не только подготовить шуточные фразы, но и развивать грамотную и красивую речь, чтобы не было “че” или “шо” вместо “что” и т. д. Этот жанр основывается на придуманных заранее и уже готовых стендап-шутках. Импровизации в нем практически нет. Учимся стендапу.

Правила stand up

Stand up состоит из определенной последовательности фраз для раскачки публики. Если нарушите эту последовательность, вы потеряете приз зрительских симпатий. Запомните, шутка в выступлении состоит из:

  • настройки – одно или несколько предложений, которые настраивают человека на смех – это первая часть шутки;
  • изюминки – вторая часть, которую не ожидает зритель.

Используя эти два пункта, вы добьетесь взрывной реакции публики. В вашем выступлении должна сохраняться интрига. Какие еще есть правила стендапа:

  1. Строго используйте структуру шутки, этот жанр не состоится без настройки и изюминки.
  2. Выражайте эмоции на свою фразу. Зрители читают эмоции, они должны верить в то, что вы говорите.
  3. Не рвите жилы, если выступление не получилось. Помните ,что не все шутки, которые вам понравились, понравятся публике. Иногда для подготовки удачного выступления требуются годы. Примите это, но и продолжайте развивать в себе чувство юмора.
  4. Чтобы стать стендап-комиком, помните, вы должны всегда использовать только свой материал.
  5. Подключайте актерские способности, невербальную речь, чтобы действия и мимика были согласованными. Тогда зритель поверит с первой минуты выступления, а у вас больше шансов вызвать смех.
  6. Проверяйте материал перед выступлением. Лучшие лидеры просто так таковыми не становятся, они тщательно исследуют себя, потом “подают” публике. Подробнее о том, как стать лидером в группе, читайте тут.
  7. Не отказывайтесь от опыта других. Если вы женщина стендап-комик в своем коллективе, не брезгуйте брать наработки уже матерых стендаперов. Учитесь, как умный человек, на ошибках других.
  8. Записывайте себя. Запись на видео или диктофон поможет оценить свое выступление и увидеть недостатки и достоинства со стороны. На основе записи вам легче сделать вывод о том, как вести себя на сцене и как раскачивать публику.
  9. Проверяйте свои шутки. Для оттачивания мастерства одно и то же выступление лучше проводить в трех разных местах, где зрители не будут повторяться. Разношерстная аудитория при каждом следующем выступлении позволит понять, так ли одинаково хороши ваши шутки для разных слоев населения.
  10. Подготовьтесь от и до. Начинать свой опыт лучше с “открытого микрофона”, где в узкой компании вы прочитаете страницу печатного текста (12-м кеглем, хватает на 3 минуты выступления). Начните с общих тем, а закончите личным опытом. Такая структура лучше воспринимается зрителями. Но не мудрствуйте: чем проще вы говорите, тем лучше вас поймут.

Основные приемы

Смешно шутить – это искусство, ведь в наше время если вы “стендапите”, то уже почти в ногу идете с психотерапевтом. Ведь шутка на каком-то уровне лечит душу человека. Высмеивая весь негатив, человек меняет свое отношение к нему. Поэтому важно использовать разные приемы, чтобы научиться писать шутки для стендапа. Ниже основные из них.

Книги

Стендап для начинающих может показаться трудным жанром, но это не так. Нужно всего-то чувство юмора и опыт, чтобы научиться писать шутки. А чтобы вам было проще учиться, я дам вам подсказку – книги, в которых вы найдете все по этой теме, начиная от советов для чайников и заканчивая приемами профессионалов.

  1. Алексей Ярцев “Все инструменты комедии”.
  2. Джуди Картер “Стендап. Библия комедии”.
  3. Грег Дин “Шаг за шагом к стендап-комедии”.
  4. Тодд Барри “Я тебя улыбаю. Приключения известного комика”.
  5. Робин Уильямс “Грустный комик, который заставил мир смеяться”.

Курс Павла Воли

Где посмотреть стендап

На YouTube есть множество выпусков с участием известных стендап-комиков. Вы можете уютным зимним вечером, завернувшись в плед с чашечкой чая, устроиться в кресле для просмотре смешного выступления стендапера.

Есть и другой вариант – посетить дворец культуры, кинотеатр или другую площадку, где будет это выступление вживую.

Заключение

Если вам понравилась информация, или у вас есть что сказать по теме, пишите в комментариях и делитесь ссылкой на статью со своими друзьями в соцсетях. А я прощаюсь до следующей статьи!

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах".

Возможно, вы задавались вопросом о том, что же такое стендап. Попросту говоря, это умение стоять на сцене и веселиться вместе с людьми, где комик является центральным объектом внимания. Но в наше время это искусство все-таки достигло определенных высот, и абсолютно всем известных Петросяна, Стоянова, Никулина и многих других их коллег теперь нельзя назвать абсолютным голосом юмора.

Но, по своей сути, они являются родителями юмористического жанра в России. Отталкиваясь от этих известных комиков, мы делаем вывод, что стендап - это жанр разговорного выступления, суть которого состоит в том, чтобы максимально рассмешить публику.

Стендап - откуда и что это?


Это такой стиль шоу, где комик выступает с юмористической программой перед настоящей аудиторией. А его компетентность как стендапера оценивают зрители своей реакцией на происходящее на сцене. Тема шуток задается в том ключе, на который зритель максимально живо реагирует.

Хотите выступить перед аудиторией? Вам понадобится: стендапер, аудитория, комната, микрофон и обычный стул, может быть, стакан с пивом (но кое-где микрофон и стул считаются ненужными вещами). Вступление всегда бывает наиболее интересным. Допустимо обилие разнообразных тем, которые можно обсмеять, выбор не ограничивается ничем, кроме пожеланий публики, главное для комика - развлечь и рассмешить. Именно из личного опыта взаимодействия со зрителем у комика появляется способность понимать, что хочет от него аудитория. Многие ключевые персонажи кино- и телеиндустрии начинали с жанра standup.

История стендапа как жанра


Корни стендапа берут свое начало в Великобритании. Стиль граничит с театральными жанрами, а именно с мюзиклами, основанными в начале XIX века. Но жанры со временем устаревают и видоизменяются, так и случилось с музыкальным сопровождением, от него отказались, открыв дорогу выступлениям комиков в соло.

Массовое распространение стендап получил благодаря ТВ, радио и Интернету. Комедианты не могли путешествовать по всему миру с одинаковой юмористической программой. Им приходилось все время писать новые шутки, вникать в социальные проблемы, чтобы с успехом их высмеивать. Лучше всех с такими задачами справлялись комики США, ведь именно там вырос, укрепился и стал очень популярен стендап, а количество клубов этого жанра росло почти в геометрической прогрессии. Стендап практиковали практически все, кто владел даром слова, и это стало главной тенденцией комиков прошлого века.

Обновление жанра


Минули годы, но основы жанра остались прежними - комики США до сих пор шутят по старым шаблонам, и это имеет успех. Многие американские звезды начали свою карьеру именно на небольших подвальных сценах. Например, такие яркие личности, как Лесли Нилсон и Джим Керри закладывали фундамент юмора XXI века.

Сегодня стендап - широко популярный жанр, и смысл этого иностранного слова известен в российских реалиях абсолютно всем. Для России стендап - новое явление и канал ТНТ стал здесь уверенным монополистом. Задуманный как юмористический канал, он до сих пор держит свою идею, создавая новые передачи, которые быстро обретают своего зрителя. У истоков телеканала стоит проект под названием Comedy Club, который приобрел бешеную популярность. В его составе обычный преподаватель русского языка, а ныне широко известный Павел Воля и выпускник Государственного университета управления Гарик Харламов. На канале присутствуют десятки других отличных юмористов, например, желанный всеми женщинами Тимур Батрутдинов. ТНТ также приютил все ныне популярные юмористические программы. В настоящее время каналом запущен проект под простым названием Standup.

Особенности исполнения в стиле


Стиль стендапа тоже имеет некоторые столпы, на которых он стоит.

Например то, что спикер должен быть на сцене обязательно в единственном числе. За всю историю жанра не было хороших выступлений, когда комик выступал с кем-то в паре, а ведь юмористическому жанру очень много лет. Зато полно "взрывных" выступлений юмористов соло.

Комик может творить на сцене все, что ему вздумается. Его ничего не ограничивает. Он может рисовать, издавать различные звуки, исполнять любые действия, чтобы завести и рассмешить толпу.

Выступления традиционно проводятся в подвалах или небольших барах и это неспроста. Большинство выступающих - новички на сцене, и они попросту не могут собрать огромный зал, хотя даже опытному спикеру тяжело взаимодействовать с большим количеством людей, и лишь немногие способны собирать целые стадионы.

Современный standup - это жанр, в котором не считается аморальным поливать все вокруг ненормативными словами. Здесь нет никакой цензуры.

Виды проведения стендапа


"Открытый микрофон". Здесь может зарегистрироваться любой желающий, попробовать себя в нелегком деле - шутить с публикой. Участники выходят по очереди и время их действия ограничено весьма коротким временем - не более 5 минут. За это время комик должен рассмешить зал. В случае, если зал недоволен, появляется какое-то музыкальное сопровождение, в некоторых шоу даже опрокидывается сцена, и юмориста заменяет следующий по очереди. На "Открытом микрофоне" всегда присутствуют начинающие стендаперы.

"Сет-лист". В этом случае все происходит гораздо интереснее: ведущий или аудитория выбирают тему, на которую комик-стендапер должен импровизировать, обкатывая смешными шутками.

"Выступление соло". Это большое выступление с одним комиком - заранее заготовленная программа, возможны варианты импровизаций. Здесь должна быть лучшая подготовка, так как выступают комики, которые уже стали знаменитыми.

Каким должен быть стендап?

Стендап может четко доносить какую-то мысль и обыгрывать разные темы, а может вообще не иметь смысла, но быть очень смешным. Часто поднимаются острые социальные проблемы, которые волнуют общество. Комик должен обладать ярко выраженной индивидуальностью, потому что этот жанр сейчас очень конкурентный. А как вы относитесь к современному российскому современному стендапу? Ведь с новым поколением появляются новые комики, которые являют собой, в основном, текущее отражение действительности, отображенную через призму юмора.

Что такое stand-up отвечают стендап-комики

Итак, что такое стендап для тебя?

Стендап для меня — очень приятная работа. Дэн Смирнов

То, что изменило меня и мою жизнь. То, что избавило меня от многих страхов и комплексов. То, что подарило много новых впечатлений, знакомств, друзей. То, чем бы я хотела зарабатывать на жизнь. Марина Светлакова

Сложно сказать, наверное, в первую очередь — это прикол, мне нравится, что я беру что-то, что меня веселит и делаю так, чтобы это веселило еще кого-то. и во-вторую очередь, стендап — это способ переработать какую-то информацию о себе. Дмитрий Колыбелкин

Для меня стендап — площадка для самореализации, не буду лукавить. Надежда Бобрышева

Стендап — это хобби, которое нехило так меняет мою жизнь. Надеюсь, что со временем оно станет делом всем моей жизни. Никита Шабалов

Для меня стендап — это вид творчества, который вызывает самую сложную эмоцию — смех. Диана Куликова

Стендап для меня — это возможность рассказать свои мысли в микрофон, вызвать самую сильную эмоцию зрителя — смех. Юра Мишаев

Стендап — это лучший способ психологической разгрузки, при чем как для комика, так и для зрителя. Алексей Кузнецов

Стендап для меня это то, что я ненавижу всем сердцем. Егор Кукса

Для меня стендап — это возможность говорить о том, о чем молчать уже нельзя. Возможность вдохновлять других и позволить им преодолеть свои комплексы с твоей помощью. Чтобы они чувствовали: о, а я не один с такой проблемой. Наталья Корчмарек

Стендап — способ отношения к жизни, её проблемам и тому, как с его помощью можно ко всему относиться проще и через призму юмора. Филипп Мещеряков

Комедия помогает нам уживаться с нашими проблемами и страхами, побеждать боль, делать жизнь лучше и краше, восстанавливать социальную справедливость. Амбарцум Симонянц

Стендап для меня — движение, которое стало настоящей индустрией в России и будет только расти, поэтому прямо сейчас и нужно занимать свою нишу. Алексей Землянов

Для меня стендап — это возможность рассказать людям то, что они видели, но не замечали. Антон Козополянский

Стендап – это умение видеть новое в привычных вещах, говорить и писать четко и по делу, критически мыслить. Юрий Касимцев

Стендап — это тест, насколько ты еще себе врешь. Ну и возможность зарабатывать деньги с удовольствием. Янина Герасимова

С помощью стендапа отвечаю себе на некоторые вопросы. Денис Смирнов

Стендап для меня — это прежде всего способ творческой реализации. Возможность создавать что-то и делиться этим с другими людьми. Вообще кайф, если получается донести до людей какие-то интересные мысли. Александр Данилин

Стендап для меня творчество) Никита Некрасов

Что для меня стендап? Искусство, требующее жертв, большого труда и стойкости. Сами же комики высказывает уникальную точку зрения на всё происходящее в его жизни, в мире, да и в целом. Анарбек Аскаров

Стендап для меня — способ самовыражения, способ рассказать о себе и донести какие то мысли, ну и конечно мне нравится смешить людей. Руслан Шамухаметов

Стэндап — это моя работа, моя жизнь! Борис Зелигер

Стендап для меня — способ разговора с миром и собой. Это то, чем бы я хотела заниматься всю жизнь. Настя Веневитина

Стендап для меня радость и счастье. Андрей Кайгородов

Для меня стендап — отдушина, место, где можно выговориться. Иногда — поле для экспериментов, когда бред больше невозможно держать в голове, нужно его кому-то рассказать. Ну и творчество, мать его. Евгений Зитев

Для меня стендап — это перерождение, благодаря стендапу в корне изменилась моя жизнь! (Профессия, место жительства, взгляды на жизнь) Алексей Лещенко

Стендап для меня — основное дело на данный момент. Всеволод Ловкачев

Стендап для меня. Это всё. Я живу комедией. Андрей Кузьмин

Для меня стендап — это способ донести то, что считаю смешным и важным Я до большего числа людей. По сути я делаю своё смешное — общим смешным. Салават Дюсенгалиев

Стендап для меня — это возможность доносить месседж. Кирилл Касумов

Стендап для меня — это одиночное комедийное выступление. Лев Марсел

Стендап для меня: работа-хобби. Фёдор Хороводов

Для меня стендап — это приколы. Елизавета Варвара Аранова

Стендап для меня — один из многих видов юмора. Люблю все формы, не могу выбрать приоритетный вид.Стендап для меня — один из многих видов юмора. Люблю все формы, не могу выбрать приоритетный вид. Эмили Винс

Стендап для меня — это устраивать зрительскому залу аннигиляцию. Вадим Постильный

Стендап для меня — это площадка для удовлетворения своих потребностей в творчестве! Мне нравится в целом смешить людей, не хочу как-то ограничивать данное желание словом «стендап»! Семён Голубь

Стендап для меня это — психологическая разгрузка. Наверно я пока на такой стадии, что хочу смешить людей, а не говорить свое мнение. Очень жду, когда это изменится. Еще люблю импровизацию. Стараюсь ей заниматься. Антон Горбенко

Стендап для меня, на данный момент, это оправдание не искать работу. Олег Боярский

Стендап — художественная форма, в которую можно красиво упаковать мысли. Еще и смешно! В наш век интернета и телефонной интровертности — стендап просто находка. Прекрасный способ самовыражения. Александр Дементьев

Для меня стендап — это способ самореализации. Евгений Замотаев

Для меня комедия это возможность рассказать о моей жизни, проблемах и радостях — смешно. Это возможность, обратить внимание на важные моменты жизни с которыми сталкивается человек и возможно когда ни будь мой юмор спасет кого то от ошибки или хотя бы от плохого настроения. Даша Дьячкова

Для меня стендап это развитие моих комедийных навыков, общение с комиками. Аля Кокушкина

Стендап для меня, наверное, возможность быть услышанным, некий вид литературы, направленный на высмеивание социальных, что ли, язв. Денис Чепурненко

Стендап для меня — это долгосрочный проект, бизнес-цель. Где я сам и бизнесмен и продукт. Дмитрий Шамаев

Стендап для меня прикол и возможность делать то, что приносит удовольствие. Яна Лютая

Стендап для меня единственный жанр, в котором человек может оставаться честным перед людьми, а самое главное перед самим собой. Смех в стендап комедии это не цель выступления, а следствие взгляда людей на привычную жизнь под другим углом. Владимир Лачинов

Стендап для меня это прямой контакт с аудиторией, которой я хочу рассказать о своих идеях, спрятанных в шутках. Денис Сёмин

Стендап для меня это возможность шутить над своей жизнью и своими проблемами. Это юмор, в первую очередь, но есть в том числе и элемент психотерапии. Ольга Мокеева

Стендап это удочка, а поймаешь ты что-то или нет, зависит от наживки и умения ловить рыбу. Марат Секаев

Стендап для меня это относительная молодая форма искусства, вобравшая в себя мастерство риторики, драматургии и сценической импровизации. Коля Болт

Стендап — это форма общения! Я через свою комедию говорю о том, что меня волнует и цепляет! Поднимала проблемы образования, мизерные з/п учителей, сложные конкурсы и незначительное вознаграждение. Переживала болезненное расставание и через призму юмора выговаривалась) Амалия Аталян

Кадровый голод ощущают на себе почти все отрасли в нашей стране. Но некоторые чувствуют дефицит кандидатов особенно остро. Это мотивирует компании развивать программы по работе со школьниками и студентами, выявлять одаренных и перспективных задолго до того, как они окажутся на рынке труда, и «вербовать» их в ряды своей отрасли в целом и компании в частности. Очень ценный опыт накоплен в этом направлении в компании Сибур. Эта экпертиза стала ключевой темой вебинара, который состоялся в марте на образовательной платформе АКАДЕМИЯ HR-tv.ru.

Профессия - комик: Как живут и сколько зарабатывают стендаперы в России

Стендап сегодня — главный юмористический жанр, отдельный вид искусства и быстро развивающаяся индустрия, хотя он и пришел в Россию с опозданием. В Америке стендап известен с середины XX века, а популярность комиков, среди которых Луи Си Кей, Джордж Карлин, Эдди Иззар, сопоставима с популярностью рок-звезд. Российской стендап-комедии всего около 10 лет. Начиналось все с неловких концертов перед несколькими зрителями с шутками, больше похожими на миниатюры из КВН. Сейчас звезды ТНТ Павел Воля и Руслан Белый собирают «Крокус Сити Холл», YouTube-комик Данила Поперечный — Ледовый дворец и полные залы на гастролях по городам России, а на «открытые микрофоны» — шоу, где может выступить каждый желающий — записываются даже 14-летние школьники.

Николай Куликов

Николай Куликов

«Конечно, комик всегда может вести свадьбы»

Я начал выступать с шутками еще в 2006 году, когда стендапом в России занимались человек семь. Мой товарищ, сценарист Рома Кантор учился во Франции в киношколе, и он оттуда присылал какой-то актуальный стафф, в том числе стендап Эдди Иззарда. Я тогда пытался писать сценарии, и когда посмотрел Иззарда, то понял, что мне не нужны актеры, режиссеры, продюсеры — я могу сам выйти на сцену, вот моя форма кинематографа. У Иззарда нарративный тип шуток, у него много историй, это мне было близко. Я заказал на Amazon книжек, скачал весь стендап, который мог найти, и из-за этого поначалу у меня в голове все перемешалось: и британцы, и американцы, и актуальные комики, и зубры из 80-х. В одной книжке говорилось: прежде всего выбейте себе выступление, чтобы потом вы не могли не писать. Я договорился с одним клубом, и начал писать себе шутки.

Надо понимать, что в середине 2000-х были только КВН и «Камеди клаб». В Питере была тусовка, которой рулил Антон Борисов, но это был больше «камедиклабный» формат — либо миниатюры, либо человек с листочком зачитывает тоном ведущего: «25 признаков того, что вы настоящий петербуржец. Первое — вы никогда не были на экскурсии по рекам и каналам». Постепенно стали появляться YouTube-комики типа Хованского, который без живой аудитории на камеру читал чужие шутки. Мне кажется, как раз благодаря YouTube стендап в России сделал такой мощный рывок.

Поначалу на мои концерты и на начинающих инди-комиков билеты стоили по 200-300 рублей. Можно это назвать монетизацией? Самая большая сумма, которую я заработал на одном выступлении — около 40 000 рублей. В «Атриуме» тогда был детский театр, и мой товарищ, театральный продюсер, помог организовать там выступление. Как-то так получилось, что зал мест на 200 был битком, а билеты стоили примерно по 400 рублей. Дальше ты вычитаешь часть, которую потратил на аренду площадки, на печать афиш, на такси, на реквизит и оставшееся берешь себе.

Я вижу две принципиально разные модели, как заработать на стендапе. Первая: комика берут в телевизор. Например, в «StandUp» на ТНТ. Он становится частью «Камеди Клаб Продакшн», и дальше его раскачивают профессиональные продюсеры, плюс он сам должен фигачить нечеловечески.

Вторая модель: когда комик — вроде ИП и сам себе продакшн. Он выступает, где договорится, снимает видосы, нарабатывает себе базу зрителей, ведет Twitter, Instagram, тик-ток и что там еще. Потом он едет в тур или собирает Ледовый дворец — как Поперечный. Математика такая же, как у любой музыкальной группы: есть часть дохода от продажи билетов или мерча, далее ты часть отдаешь менеджменту, который тебя возит, что-то оставляешь себе. Плюс от роликов в Youtube какой-то доход.

Если ты сам по себе не пробивной человек, то хорошо бы стать частью какой-то банды, которая помогает тебе становиться крепче и известней — например, «Стендап клуб №1» на Арбате. Ты там фактически живешь несколько лет — сначала ты работаешь на эту площадку, потом площадка работает на тебя.

И, конечно, комик еще может вести свадьбы — если он хочет набрать больше материала или просто мазохист.

Я ушел из стендапа, потому что понял, что у кино по моему сценарию аудитория это миллионы человек, а у моего стендапа — в лучшем случае тысячи. Второе, что я понял: чтобы нормально зарабатывать комедией, нужно много ездить по России. Я пробовал, мне не понравилось. Ты большую часть времени проводишь в дороге, в не самых комфортных условиях. Я разговаривал с другими комиками — некоторые любят такую жизнь, все эти проблемы по дороге, эти убогие «гостишки», приключения. Кому-то нравится приезжать домой к жене и детям, после месяца в туре, а мне нравится быть дома сразу. Работа сценариста и продюсера это позволяет.

Специально кого-то из российских комиков я не смотрю, но когда натыкаюсь, смотрю с удовольствием: Денис Чужой, Алексей Щербаков, Витя Комаров, Бебуришвили, Илья Соболев, другие комики из «Прожарки». Идрак Мирзализаде и Артур Чапарян крутые — Чапаряна вообще уже копируют. Вот эти ребята — future. Если не сойдут с этого пути, через 10 лет все у них будет нормально. Русские комики набрали критическую массу. Количество перешло в качество.

«Нам говорили, что стендап в России не приживется»

У ТНТ была монополия на комедию: ты либо на ТНТ, либо катись отсюда. А я люблю комедию, и поэтому я сходил на ТНТ. У нас с моим другом Вовой (Владимир Бухаров, совладелец клуба — прим. Forbes Life) был дуэт «Облачко», мы прошли пять выпусков «Смеха без правил», и я подумал, что в принципе все, моя жизнь устроена. Потом стало понятно, что это не так. Мне сразу не понравилось отношение, там [на ТНТ] какая-то грызня, а комедией надо заниматься как будто бы в кайф. Поэтому мы решили, что будем развиваться сами.

Раз в неделю мы делали стендап-вечеринки в баре «Радио-сити» на Маяковской. Зрителей приходило человек 30. В 2011 году писать на афише «стендап-шоу» было бессмысленно. Сначала люди шли на имена. Мы с Вовой сразу это поняли и запартнерились с Незлобиным [шоумен Александр Незлобин], который уже рассказывал в «Камеди» монологи.

С самого начала мы делали платные мероприятия, но это были такие смешные деньги, что даже стыдно. Мы абсолютно все раздавали комикам, получался гонорар в 2000-3000 рублей за выступление раз в две недели. Первый раз, когда мы подумали, что на этом можно зарабатывать, — было первого апреля. Вечеринку должен был вести Незлобин, но в самый последний момент он не смог и договорился с Павлом Волей. Народа на Волю пришло так много, что люди стояли.

Вообще тогда это привлекало энтузиастов типа нас, а не чуваков с деньгами. Все думали, что это никому не надо. Стендап как жанр в России никому не нужен, это здесь не приживется, говорили нам продюсеры на ТВ, когда мы приходили со своими идеями. Потом канал ТНТ передумал. Они собрали лучших комиков, на которых держалось наше шоу, и год готовил первый сезон телевизионного стендапа. Мероприятия в «Радио-сити», понятно, закончились, потому что некому стало выступать. Мы нашли новых людей, перешли в «жесткий андеграунд» — стали делать вечеринки на «Красном октябре», в заведении без вывески. В какой-то момент решили, что Москва готова, и провели неделю стендапа.

В 2014 году, когда наши комики стали круче, мы поняли, что сейчас снова может прийти ТНТ. А кто мы такие? Организаторы мероприятий. Тогда мы с Вовой решили открыть стендап-клуб. Встретились с людьми, которые раньше занимались ночными клубами. Их заинтересовало, что у нас есть связи с ТНТ. Так появились инвесторы.

Сначала все было сложно и непонятно. В первый год мы даже закрывали клуб на две недели летом, потому что не было продаж и денег на гонорары комикам. Мы пришли к чувакам и сказали: «Парни, вы можете не выступать сейчас у нас, но потом и негде будет выступать». И они остались. Бороться приходилось еще и с тем, что в сознании большинства людей стендап был передачей на ТНТ. Первые два года из зала постоянно слышались выкрики: «Где Белый?! А Белый будет?».

Сейчас все более-менее стабильно. Конечно, это не те деньги. Если бы я хотел только деньги зарабатывать, я бы не пошел в комедию (прим. Forbes Life: за пять лет стендап-бизнес вышел в прибыль. Точных сумм Гусейнов не называет, но по оценке Forbes Life, за одну вечеринку только на билетах клуб может заработать 300 000 рублей). Я стараюсь быть на каждом нашем мероприятии и хожу на стендап, когда бываю в другой стране. Западные комики выигрывают за счет подачи, потому что там в целом народ более открытый, а сами шутки у наших ребят ничем не хуже, во многом даже лучше, понятнее российскому зрителю.

Устаешь ли от юмора? Нет. В какой-то момент жизни ты понимаешь, что все это ты уже ел, пил, видел, но приходит новый комик, приносит что-то свое в комедию, и ты думаешь, блин, так у нас еще никто не делал.

Популярность стендапа растет, тусовка становится все больше. Сейчас подтягиваются совсем молодые ребята по 14-15 лет. Я так понимаю, люди просто посмотрели стендап на Youtube, и им это настолько понравилось, что они записываются на наши открытые микрофоны, приходят после школы и выступают. С одной стороны, какие у тебя могут быть проблемы, чтобы о них рассказывать? С другой — если есть желание в 14 лет начать шутить, то нужно приходить и шутить. Правда, я видел, как маленькие комики рассказывают о своих школьных проблемах, и это все прикольно, а потом они вырастают и теряют индивидуальность. Как и во всем, в стендапе нужно работать.

Кроме стендапа, меня волнует политическая ситуация в стране. Мы были на митинге (митинг 27 июля «За свободные выборы» — прим. Forbes Life) с комиком Идраком Мерзализаде, чтобы не оставаться в стороне, к нему подходили люди, фотографировались, жали руку, говорили спасибо за творчество, спасибо за позицию. С этим как раз и связан подъем интереса к стендапу. В телевизоре же ничего не говорят, при этом все все видят и понимают, а стендап — это место, где ты можешь выйти на сцену и сказать: «Ну, что за п***** [неприятная ситуация] в стране». В тот день у нас было мероприятие, ведущий начал с каких-то слов о митинге, и люди в таком едином порыве его поддержали, хотя к нам на большие мероприятия ходит платежеспособная аудитория, у которой все хорошо. В обществе сейчас большой спрос на политические шутки, мы это ощущаем даже просто по комментариям. Люди пишут: наконец-то кто-то про это говорит. Но шутка должна быть умной, а не просто оскорбляющей.

Комики, как и все, отдыхают в каких-нибудь барах. Я вот хожу в «16 тонн», потому что это рядом с моим домом. Часто тусовка начинается прямо здесь, в клубе, после ночного открытого микрофона, так как комики — достаточно одинокие люди, и никого, кроме друг друга, у них нет. Да, сюда идут люди, которые хотят быть услышанными, и которым, возможно, этого не хватает в обычной жизни. Только не пишите, что все комики одинокие и несчастные.

Василий Медведев, комик

«На мой сольник пришли 12 человек»

Первые деньги? Это было лет пять назад, когда я только начинал заниматься стендапом. Скорее всего меня позвали куда-нибудь за МКАД выступить за тысячу рублей. Появился какой-то парень, который нам организовывал концерты по Подмосковью, но это всегда было очень страшно: места ужасные, какие-то странные рестораны. У нас однажды прервалось выступление, потому что зрители между собой стали драться, и мы ждали, пока они успокоятся. Самое мое неприятное выступление тоже было в ресторане в Подмосковье. Я туда согласился поехать, потому что выступать было негде, а новый материал надо постоянно проверять. Поработал буквально за еду. Вышел, начал рассказывать шутки, там было что-то про порно с животными, а в зале люди сидят в пиджаках, за круглыми столами со скатертями, у них банкет. Я тогда еще не проводил никаких границ, рассказывал то, что мне нравится, и не смотрел, перед кем я выступаю.

На мой недавний сольный концерт в клубе «Гоголь» пришли 12 человек. Мне в принципе понравилась публика: это плюс-минус мои ровесники — и девушки, и парни. Больше всего зрителей — полный Standup store — пришли на мой концерт на фестивале Панчлайн, правда, вход туда был бесплатным.

Перед Новым годом я ездил в офис одной рекламной компании писать им шутки. Они хотели, чтобы на корпоративе их самый харизматичный парень выступил со стендапом про коллектив. Мне рассказали все, что у них в офисе происходит, и я докрутил это до смешного. Сколько заплатили? Хотелось бы больше. Молодые комики много не зарабатывают, поэтому если им поступит заказ написать шутки, они с удовольствием за это возьмутся. Потому что они берутся и за более странные вещи. Я знаю ребят, которые пишут дурацкие вайны кому-то в Instagram. Им самим, возможно, не нравится, но деньги за это платят.

Один из самых очевидных способов заработать на стендапе — это корпоративы. Но я плохой комик для корпоративов, потому что у меня много шуток, которые могут напрячь отдыхающих людей, да и вообще это неприятно. Люди не на стендап пришли, это ты к ним пришел, они могут быть вообще не заинтересованы в том, что ты говоришь, а ты должен как-то всех их повеселить, так что я выступил бы на корпоративе только за миллион. Комиков из моего окружения не приглашают на такие мероприятия, а вот у ребят с ТНТ, более известных, думаю, много предложений.

Стендап занимает почти все мое время, я стараюсь делать что-то еще — играть на пианино или чаще ходить в кино — но серьезно не получается. Может, кому-то и не надо так много выступать, но про себя я знаю, что мне нужно выступать каждый день максимальное количество раз. Тогда я увереннее чувствую себя на сцене и больше могу себе позволить. В кино я хожу на все, что есть. Могу вообще на случайный фильм пойти, в зависимости от того, какой ближе будет по времени. А понравиться мне могут очень разные вещи: и мультик «Тайная жизнь домашних животных», и «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера.

Если я чувствую, что мне не хватает вдохновения, я смотрю хороший стендап. Могу пересмотреть старый концерт кого-то из зарубежных комиков, могу что-то российское. У всех, кто много работает, со временем появляется что-то, чему можно научиться. Я на Костю Пушкина стараюсь равняться. Для меня важно, чтобы были какие-то размышления, которые могут немного изменить твое мировоззрение, чтобы ты смотрел и не понимал: почему я сам об этом раньше не задумывался.

Никому из моих близких не нравится, что я стендап-комик. Раньше родители думали, что это хобби, потом смирились с тем, что у меня серьезные намерения. Им хотелось бы, чтобы то, что я делаю, приносило мне деньги, и чтобы мне было хорошо в жизни. Если бы мне это вообще ничего не приносило, наверное, они бы до сих пор настаивали, чтобы я занимался чем-то другим. По образованию я, кстати, картограф. Через пять лет я хочу сделать хороший сольный концерт, снять его и выложить куда-нибудь в интернет. Но пока это сложно, потому что я и 10 минут не могу сделать так, чтобы мне все в записи понравилось. На Netflix есть проект Comedians of the world, было бы круто даже на русском языке записать стендап и продать туда.

Что такое стендап? Есть ли в России звезды этого жанра комедии? Над чем в России не смеются? А юмористы смешные в жизни? Они вообще что-то зарабатывают? В рамках проекта Esquire Stand Up мы поговорили с админами пабликов о стендапе из «ВКонтакте», где обитает российское комьюнити любителей юмора, и задали им 19 обывательских вопросов.

Записал Александр Кувшинников


Кто сейчас главные русские стендаперы?

Если мы говорим о стендаперах, с которыми знакомится в первую очередь неискушенный зритель, то это топовые лица на ТНТ — Руслан Белый, Нурлан Сабуров, Алексей Щербаков. По сути, это обложка российского стендапа, и она не соответствует содержанию.

Отдельно можно говорить о главных кумирах в интернете. Это, пожалуй, Сергей Орлов, Данила Поперечный и Александр Долгополов. Они отличаются полным отрицанием телевидения как инструмента достижения популярности (не считая появления Орлова на «Вечернем Урганте»), но при этом смогли выстроить успешную карьеру и забивают залы исключительно благодаря своим усилиям в интернете.

Также можно поговорить о тех комиках, которые важны для самих стендаперов, — они обладают большим авторитетом в сообществе, и их взгляды на комедию имеют широкое влияние. Думаю, среди немногих особенно выделяются Артур Чапарян и Идрак Мирзализаде.


С чего (с кого) начать смотреть русский стендап?


Тяжело ли все время шутить?

Комики не шутят все время, они все время думают о шутках. Мы много работаем над материалом, раз за разом проверяя его на разной публике, дописываем и переписываем слово за словом. Это ремесленный процесс, и он требует преданности и концентрации. Не считая рабочего процесса, ожидать от комика, что он будет шутить постоянно, не стоит.

Стендаперы в обычной жизни смешные?

Стендаперы в обычной жизни (как и на сцене) разные. Есть множество талантливых комиков, которые абсолютно несмешные в жизни, но также я встречал довольно смешных людей, которые на сцене оказываются посредственными и неинтересными.

Нет ли у стендаперов соблазна экономить шутки для сцены и ходить мрачными?

В целом шутки на сцене и шутки вне сцены — это разные звери и с ними по-разному надо работать, так что одно никак не пересекается с другим.

Бывает ли у стендаперов профдеформация?

Определенно. У комиков восприятие сильно заточено на поиск парадоксов, неуместности и несправедливости, а наткнувшись на них, комик сразу начинает в голове «разгонять» шутку. Через какое-то время начинаешь любую новую информацию и жизненную ситуацию воспринимать как потенциальный сетап для шутки. В некоторых случаях это может выглядеть как цинизм.

Много ли зарабатывают стендаперы?

Немногие зарабатывают много. Многие зарабатывают что-то. Большинство не зарабатывает ничего.

Стендаперы вообще что-нибудь зарабатывают?

Для медийных комиков есть платные мероприятия, для остальных — периодические мани-майки (участие в «открытых микрофонах», за которое комик получает гонорар. — Esquire ). Но чаще всего речь идет о подработке.

Как стать стендапером?

Нужно написать пару минут шуток, записаться на открытый микрофон, выступить. Переделать шутки, записаться на открытый микрофон и выступить. Повторять каждый день, желательно по нескольку раз на протяжении нескольких лет.

Зачем становиться стендапером?

Кому-то нравится жанр, кому-то хочется на сцену, но ничего другого он не умеет, кто-то вообще оказывается тут случайно.

Кто стендаперы для современного общества — коллективные психологи?

Ни в коем случае. Стендаперы — энтертейнеры. Ничего большего. В некоторых отдельных случаях может быть что-то большее, но в среднем по больнице комик — это просто комик.


Что думают родители стендаперов?

Опять же, родители стендаперов — это не коллективный разум. Кого-то поддерживают, кого-то предают анафеме. Как повезет.


Гордятся ли стендаперы своей профессией?

В основном да, но спустя пару лет. На первых порах люди стесняются прилюдно называть себя комиком.

Что важнее для стендапера: талант или метод?

Я верю, что метод. Талант сам по себе вряд ли кого-нибудь куда-то привел, но методичная работа привела к успеху множество бездарностей.

Над чем больше всего смеются в России?

Больше всего смеются над слабыми, но это не значит, что про слабых больше всего шутят.

Над чем меньше всего смеются в России?

Самая опасная тема, мне кажется, война. ВОВ, Афган. В целом все, что связано со смертью, вызывает напряжение. Но хороший комик всегда найдет способ, как сделать это смешным.

Над чем в России не смеются, но стоило бы?

Думаю, надо уметь смеяться над всем, вопрос только в том, чтобы шутка была хорошая.

Нужен ли в России стендап?

Думаю, нужен, учитывая, сколько людей на него ходит каждый день.


Что будет дальше со стендапом в России?

Думаю, после карантина какое-то время стендап будет расти как индустрия, пока юмор не станет слишком однотипным и вторичным. Тогда наступит кризис, из которого вырастут по-настоящему великие звезды. Но в России в любом процессе нельзя сбрасывать со счетов возможность вмешательства правительства, и к чему это приведет, никогда не угадаешь.

Читайте также: