Что за профессия врач лечебник

Опубликовано: 02.10.2024

Врач, по определению толкового словаря Ожегова С.И., это лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных.
Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами. У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

  1. «Лечебное дело» – врач-лечебник подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения;
  2. «Педиатрия» – врач-педиатр лечит детей;
  3. «Гигиена, санитария и эпидемиология» – врач гигиенист-эпидемиолог осуществляет мероприятия по предупреждению и снижению заболеваний;
  4. «Стоматология» – врач-стоматолог лечит заболевания зубов;
  5. «Фармация» – провизор обеспечивает население лекарственными средствами и медицинскими препаратами.

«Лечебное дело» – самая популярная медицинская специальность. Врач-лечебник занимается профилактикой и лечением заболеваний у взрослого населения.

Специалист по специальности «Лечебное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
-профилактическая;
-диагностическая;
-лечебная;
-реабилитационная;
-психолого-педагогическая;
-организационно-управленческая;
-научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения по специальности «Лечебное дело» наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание врача.
Преимущества профессии: большая востребованность профессии на рынке труда, самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Профессия относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.

Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний.

Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.


Содержание деятельности
Область профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.
Независимо от специализации и места трудовой деятельности, в обязанности врача входят:

  • Выявление причин различных заболеваний, оказание плановой и экстренной медицинской помощи.
  • Проведение диагностики и лечения больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторно).
  • Оказание срочной помощи при неотложных и острых состояниях.
  • Проведение профилактической работы (своевременное выявление ранних и скрытых форм заболеваний, групп риска), а также реабилитация больных в период восстановления.
  • Проведение санитарно-просветительской работы среди населения.
  • Пропаганда среди пациентов здорового образа жизни, проведение активных мероприятий, направленных против наркотиков, алкоголизма и курения.

В научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения заболеваний.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии «Врач-лечебник» необходимы как базовые знания по химии, биологии, анатомии человека, так и специализированные знания в областях медицины, фармакологии, экономики.

  • основы лечебного дела;
  • основы экономики и принципы организации лечебно-профилактической работы;
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • основное, сопутствующее и побочное действие лекарственных средств, а также их использование с целью предупреждения заболевания и в ходе лечения;
  • дозировки лекарственных средств, препаратов;
  • растительные препараты, их действующие вещества и принципы использования;
  • правила проведения противоэпидемических мероприятий и организации лечения при массовых инфекционных заболеваниях;
  • основы законодательства по охране здоровья населения, структуру и основные принципы здравоохранения, права, обязанности, ответственность, принципы сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания и т.п.);
  • принципы врачебной этики и медицинской деонтологии;
  • правила оформления медицинской документации.

заниматься организацией мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечения экологической безопасности;

вести учетно-отчетную медицинскую документацию в медицинских организациях;

проводить экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности;

оценивать качество оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи взрослому населению и подросткам;

вести деловую переписку (служебные записки, докладные, письма);

проводить научно-исследовательскую деятельность. хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);

В современной медицине существует несколько направлений. Так например есть лечебное дело, есть профилактика заболеваний, эпидемиология и вирусология, педиатрия. Обычно в медицинских ВУЗах есть соответствующие факультеты на которых обучаются педиаторы, эпидемиологи и врачи общей практики. Лечебники по большому счету те же терапевты. Первые несколько лет программа для студентов лечебного факультета общая для всех. И студенты изучают все заболевания. Затем на последних курсах идет распределение по специализациям - хирурги, ЛОРы, окулисты, гинекологи и так далее. И все эти специалисты так же прежде всего лечебники, а уж потом специалисты узкого профиля.

Нет такого врача. Есть профиль подготовки в медицинском вузе - лечебное дело, наряду с такими направлениями как стоматология, педиатрия, медико-профилактичес­ кое дело, фармация. Лечебник, мед-проф, стомат, фармацевт или фарм - своеобразный жаргон студентов медиков - так они называют принадлежность к какому-то факультету. В выпускном дипломе указывается специальность - лечебное дело, и ниже пишут врач (сейчас указывают врач общей практики или семейный врач).

По сути это можно трактовать как врач-терапевт, участковый. Согласно профессионального стандарта, это человек, который имеет специалитет по специальности «Лечебное дело» ("Педиатрия"). Такой врач может оказывать первичную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, в том числе на дому при вызове медицинского работника.

Стоит обратиться к ревматологу- боли и ломота в спине могут вполне быть из-за проблем с суставами, позвоночником.

Врач может назначить сделать рентген. снимок, чтобы посмотреть, в каком состоянии позвонки, а там будет видно, что делать.

Терапевт врач хороший, но он всё равно назначит к специалисту. Лучше сразу сами идите, займет меньше времени. Это же относится и к невропатологу он в основном врач-теоретик. А теория от болей не избавит.

Судя по реформам которые сейчас происходят в сфере здравоохранения (УКРАИНА), зарплата возможно и изменится, не знаю только в какую сторону, но качество точно лучше не будет. Так как идет массовое сокращение, для того что бы одним увеличить зарплату, других ее попросту лишают. Мой муж по профессии врач, но уже больше года не работает. Нашел другую работу, более оплачиваемую, тоже связанную с медициной. Теперь он себя чувствует мужчиной, т.к. зарабатывает деньги.

Увы, но без психиатра обычно не обойтись. Разумеется, «обратный ход» невозможен, «вылечить» нельзя, но попытаться затормозить процесс курсами ноотропов и сосудистых средств вполне возможно. При спокойном поведении пациента бывает, что дело ограничивается лечением у терапевта и невропатолога. Но лишнюю ответственность нести никто не любит. Вдруг больной каких - то дел натворит? Квартиру постороннему завещает или деньги начнёт раздавать? Жалобы будут, что врач мер не предпринял. Терапевт и невропатолог не откажет, но и к психиатру скорее всего посоветует обратиться. Только психиатр растолкует, как и что надо делать. Нюансов очень много. P.S. Если больной опасается идти к психиатру, подчас удаётся заманить обещанием льгот. Реальных, без обмана. Инвалидность при необходимости проще сделать через психиатра.

Смотря в каком случае. Если речь идет о насморке, кашле, ОРВИ - то вполне можно лечиться самостоятельно.Есть народные методы лечения, проверенные тысячелетиями, есть опыт знахарей и травников - все это не стоит забывать и пренебрегать этим. Но есть ситуации, когда не обращение к врачу и самолечение может привести к плачевному результату. Как обойтись без врачей в случае аппендицита, перелома или другой травмы? Я уже не говорю про тяжелые случаи(онкология, болезни сердца, рождение глубоко недоношенных детей?

Инвалид такой же человек, как и другие. Если он профессионал и принимает людей на консультации - то конечно же может. Главное его знания и профессионализм. Если это сотрудник операционной или родового отделения, то могут быть проблемы, так как там нужна скорость и подвижность, каждая секунда может стоить здоровья пациенту.

в Министерстве юстиции

6 апреля 2017 года,

регистрационный N 46293

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 21 марта 2017 года N 293н

Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)

Содержание

I. Общие сведения

Врачебная практика в области лечебного дела

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Сохранение и укрепление здоровья взрослого населения

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность в области здравоохранения

Деятельность больничных организаций

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в

Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах

амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения

Проведение обследования пациента с целью установления диагноза

и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника

Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности

Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность

Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-
гигиеническому просвещению населения

Ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело" завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
Высшее образование - специалитет по специальностям "Педиатрия" или "Лечебное дело"

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Терапия"
Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Терапия" при наличии подготовки в ординатуре по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Сертификат специалиста по специальности "Терапия" и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Лечебное дело"

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации

Соблюдение врачебной тайны

Соблюдение Клятвы врача

Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациентов), коллегами
Знание законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования, трудового законодательства Российской Федерации

Профессиональное развитие специалиста

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий - дополнительное профессиональное образование:

- программы повышения квалификации;

- программы профессиональной переподготовки;

- тренинги в симуляционных центрах;

- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);

- участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях

Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729) и от 10 февраля 2016 г. N 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).

«Лечебное дело» — одна из самых популярных специальностей в медицинских вузах и на факультетах медицины. Большинство врачей сначала учится на «Лечебном деле», а затем получает послевузовское образование, чтобы стать узкими специалистами.

Профессии

Выпускник специальности «Лечебное дело» может получить специализацию и стать:

  • терапевтом,
  • педиатром,
  • гинекологом (акушером-гинекологом),
  • хирургом,
  • кардиологом,
  • эндокринологом,
  • невропатологом и др.

Специалисты более редких профессий, например, гематолог, диетолог, косметолог, нефролог, онколог и др. также получают основное образование по специальности «Лечебное дело». В общей сложности выпускникам доступно более 100 узких специализаций!

В настоящее время рынок особенно нуждается в квалифицированных акушерах-гинекологах, педиатрах, «семейных» врачах (врачах общей практики), кардиологах.

Возможные места работы

  • государственные и коммерческие лечебные учреждения,
  • государственные органы здравоохранения,
  • учреждения социальной защиты граждан,
  • научно-исследовательские институты,
  • медицинские кабинеты в учебных заведениях и на предприятиях,
  • учреждения среднего профессионального и высшего образования (медицинские факультеты, вузы, училища).

Выпускник может работать врачом, заведующим отделением, преподавателем, может стать ученым или открыть частный кабинет (собственный бизнес). Для дальнейшего карьерного роста в учреждениях, как правило, требуется продолжить образование в сфере медицины.

Описание специальностиВрач

Выпускник по специальности «Лечебное дело» не имеет права самостоятельно вести пациентов, назначать и проводить лечение. Свою работу с пациентами он может выполнять только под контролем более опытных специалистов. В то же время он может заниматься научной деятельностью, может занимать различные должности в медицинских учреждениях.

Чтобы работать врачом, выпускнику по специальности «Лечебное дело» по окончании вуза необходимо получить послевузовское образование. Это интернатура (1 год) или ординатура (2 года) по выбранной специализации, например терапевт, акушер-гинеколог, реаниматолог и др. После этого он становится врачом, имеющим право и квалификацию самостоятельно работать с пациентами. Можно выбрать ординатуру и после нее пойти работать врачом.

Прохождение интернатуры (без выбора ординатуры) обязательно для всех выпускников медицинского вуза или факультета. В течение года интерн работает под руководством опытных врачей. Они проверяют его деятельность и уберегают пациентов от врачебных ошибок, которые может допустить неопытный специалист.

Основные предметы при обучении на специальности

Первые три года обучения изучаются гуманитарные (экономика, социология, история России и др.), естественнонаучные (физика, химия и др.) и медико-биологические дисциплины, в числе последних анатомия человека, физиология, микробиология, фармакология и др.

Некоторые гуманитарные и социально-экономические дисциплины изучаются в прямой связи с медициной и направлены на всестороннее развитие специалистов. Например, психология для работы с пациентами, правоведение для знания законодательства в сфере медицины, история медицины и фармации.

С четвертого курса акцент делается на профессиональные дисциплины. Студенты специальности «Лечебное дело» изучают многие сферы медицины без определенного уклона в одну из них. Наиболее глубоко изучаемые предметы:

  • акушерство и гинекология,
  • педиатрия,
  • внутренние болезни,
  • инфекционные болезни,
  • хирургические болезни,
  • общая хирургия и анестезиология,
  • экстремальная и военная медицина.

Сроки обучения

Образовательный стандарт специальности устанавливает шестилетний срок обучения при очной форме и срок в 6,5 лет — при очно-заочной форме. На практике очно-заочная форма действует только первые 2 года обучения, с 3 по 7 курс обучение ведется очно. По заочной форме получить специальность врача невозможно.

Получается, с учетом обязательной интернатуры или ординатуры срок обучения врача составляет 7-8 лет.

Всего на очном обучении будущий врач учится 303 недели, из них 222 недели отводится на непосредственное обучение в вузе (лекции, практикумы, семинары, лабораторные работы) и сдачу экзаменов и зачетов. Не менее 41 недели отводится на каникулы, не менее 18 недель — на производственные практики.

«Профессия врача-лечебника исчезает, на смену приходят врачи-бухгалтеры»

Омский врач рассказал о том, куда катится государственная медицина, почему молодые специалисты не хотят лечить людей, как врачей превратили в бухгалтеров и аналитиков и почему статистика на бумаге не имеет ничего общего с реальными данными.

Колонку врача, пожелавшего остаться анонимным, опубликовал «NGS55.ru».

В наше время профессия врача-лечебника исчезает. Доктор превратился во врача-бухгалтера, врача-аналитика, статиста, счетовода, диспетчера и так далее. Из-за никому не нужной бумажной работы, которой завалили врачей, у нас совершенно не остаётся времени на самого пациента. Никто уже не хочет даже разговаривать с пациентами, потому что все устали от бумажной работы. Мы теперь куда больше внимания должны уделить отчётам о его состоянии и его медицинской карте. Мы постоянно заняты какими-то мониторингами и цифрами.

От наших врачей сейчас всё чаще слышно: «Кадровый голод наступит, и мы даже не заметим, как это произойдёт!» То есть старая гвардия, которая сейчас трудится, уже не сможет работать, средняя обмелеет (благодаря неадекватным пациентам), развернётся и уйдёт в частные медучреждения, а молодое поколение не придёт. И останутся на городские больницы и поликлиники три-пять, максимум десять врачей, которые вскоре тоже уйдут. Сейчас практически везде всё держится на старой школе. Посмотрите статистику, сколько у нас врачей, которые по-прежнему работают, хотя им уже не то что за 50–60, им за 70, а то и за 80 лет! А уйти они не могут, потому что оставить-то своё детище практически не на кого. И вот они, 80-летние, вынуждены сидеть и строчить эти документы вместо того, чтобы уделять всё своё время пациентам. А ведь ещё есть электронный документооборот! Вы представляете, как сложно пожилым врачам разобраться в компьютере, во всех этих системах, программах и отчётах? А сегодня это «нужно», «необходимо». Вот только кому нужно (уж точно не пациентам и не врачам), непонятно.

Я считаю, каждый человек должен получать удовлетворение от работы. Если он не получает, то зачем на эту работу ходить? Вот раньше мы искренне получали удовлетворение от своей работы. Но потом на всех нас, на врачей, навалилась бумажная работа, и сейчас я не понимаю, что я делаю. И молодые специалисты приходят и говорят ровно то же самое: «Я не понимаю, что я делаю».

А планы? Скажите, пожалуйста, как можно запланировать, сколько пациентов придут именно с этой патологией? Как можно запланировать приём? Когда наступает период отчётов, начальство свыше спрашивает начальство больниц и поликлиник: «Почему вы не сделали план пациентов?» И начальство свыше не устраивает ответ: «Потому что лето, все на дачах». «Неправильный ответ! Вы должны ходить на участок». «Почему врачи должны ходить на участок? В 323-м законе сказано, что каждый пациент несёт ответственность за своё здоровье. Но медики не несут ответственность за тех пациентов, которые не хотят к ним приходить». На что нам отвечают: «Вы должны в карточке написать, что он приглашён, чтобы он расписался». И если он не распишется, тогда медицинcкая сестра, заведующая отделением должна сама расписаться, создать врачебную комиссию, потом ещё комиссию, потом подкомиссию, потом подкомиссию на подкомиссию. Ну то есть, что медики должны делать? Не пациентами заниматься, а кучу бумажек написать и создать иллюзию бурной деятельности. Потому что, если завтра пациент умрёт, прокуратура сможет предъявить, что медики его на лечение не приглашали. Ведь эти бумажки нужны именно прокуратуре, а не врачам и пациентам. Поэтому медики врут в документах. Как и в случае со статистикой, рисуют то, что необходимо. Приходится врать.

Никто не замечает, что у нас и по качеству, и по количеству страдает первичное звено — студенты. Почему вообще студенты сегодня ещё идут в нашу профессию? Престиж? Престиж доктора в наши дни уже под сомнением. Ответ: заработная плата. Молодые специалисты сразу зарабатывают по 35 тысяч. Выпускники меда если и приходят к нам, то сразу мнят себя начальниками. Их спрашивают: «Кем вы себя видите? Чего вы хотите?» Все хотят развиваться и становиться администраторами, руководителями организации здравоохранения и начальную заработную плату иметь от 100 тысяч рублей. Быть докторами и лечить людей они не хотят. А когда начальство задает им вопросы: «А что вы можете за эти 120 тысяч делать?» Они уверенно отвечают, что всё, а на деле даже ОРВИ от бронхита не могут отличить. Но зато сразу зарабатывают по 35 тысяч! Потом, правда, многие из них всё-таки не выдерживают и уходят. Уходят из-за разборок, из-за агрессивных пациентов, из-за бумажной работы, из-за проверяющих вышестоящих инстанций. Ко всему этому ни мы, старая школа, ни они, молодая, оказываемся не готовы. В итоге молодое поколение по количеству и качеству не может заменить среднее поколение. Молодое звено проседает, свежая кровь в медицину не идёт. Причём эта жуткая ситуация приветствуется всеми: страховыми компаниями, Министерством здравоохранения РФ. Оно закрывает глаза.

Как сообщалось ранее, главврач краснодарской БСМП Николай Босак рассказал об особенностях работы «скорой», зачем нужно на вызовах оставить только фельдшеров и парамедиков и почему профессия врача скорой помощи вымирает.

Читайте также: