Инфокоммуникационные технологии и системы связи что за профессия

Опубликовано: 23.04.2024

Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

Содержание

Условия поступления

Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность, требуют от абитуриентов сертификаты ЕГЭ по следующим предметам:

  • математика (профильный),
  • русский язык,
  • информатика и ИКТ.

Средний балл ЕГЭ, необходимый для поступления на направление 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системные связи» варьируется от 30 до 74.

Будущая профессия

Мастер ремонтирует электронный прибор
В связи с быстрым развитием отрасли профессия инженера в области инфокоммуникационных технологий на сегодняшний день является одной из самых перспективных. Чтобы разобраться в отрасли, следует хорошо знать принцип обеспечения передачи, приема и излучения сигналов, звуков, изображений по различным каналам связи.

Кроме того, для специалиста этой сферы важно владение операторским мастерством и основами монтажа. Ведь зачастую организация радио- и телевещания, звукозаписи и видеосъемок входит в компетенцию инженеров инфокоммуникаций. Помимо этих направлений, информационные коммуникации востребованы в силовых структурах, банковском секторе и в области защиты информации.

Куда поступать

Готовят сотрудников, обладающих всеми перечисленными умениями во многих технических вузах Москвы и страны в целом. Перечислим несколько из них, чтобы выбор было делать проще.

  • Национальный исследовательский университет «МИЭТ»;
  • Московский технический университет связи и информатики;
  • Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного;
  • Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича;
  • Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики;
  • Донской государственный технический университет;
  • Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.

Срок обучения

Студентки факультета инфокоммуникационных технологий
Как и в любом другом высшем учебном заведении, здесь предусмотрены несколько форм получения образования, которым соответствует различная продолжительность обучения. Так, на очной форме вам необходимо будет провести 4 года, а на заочной – на год больше. Столько же, то есть 5 лет, займет у вас вечернее или смешанное обучение. После окончания курса вы получите степень бакалавра по специальности 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

Дисциплины, входящие в курс обучения

В процессе обучения студенты ознакомятся с принципом работы системы передачи данных.

Независимо от формы обучения вы освоите множество важных и серьезных дисциплин. Кроме знаний об информационных технологиях и вычислительной технике, вы изучите общую теорию связи, теорию электрических цепей, электронику и схемотехнику. В процессе практических и теоретических занятий основы построения инфокоммуникационных сетей и систем тоже станут вам ближе и понятнее.

Приобретаемые навыки

Результатом успешного обучения, безусловно, станет ваш диплом о высшем образовании и степени бакалавра. Но помимо этого вы получите много новых умений и навыков.

  1. Девушка у телевизионной антенны
    Оценка перспективности, актуальности и значимости проектирования сетей и средств связи (коммутация, радиосвязь, сигнализация, мультимедийные технологии, средства защиты информации).
  2. Сбор и анализ сведений для проектирования объектов связи, а также отдельных элементов и сетей информационных коммуникаций.
  3. Разработка технической документации и оформление проектно-конструкторских работ.
  4. Внедрение разработок и исследований непосредственно в производство.
  5. Составление инструкций по эксплуатации сетей и оборудования связи.
  6. Обеспечение защиты информации.

Кроме таких узкоспециализированных навыков вы овладеете одним из иностранных языков, а также научитесь организовывать работу небольших коллективов.

Перспективы трудоустройства по профессии

С таким набором знаний, выпускники факультетов инфокоммуникаций могут занять очень престижные должности. Чаще всего рабочие места находятся в технических отделах предприятий различных отраслей производства, государственных учреждений, банков, а также силовых структур. Другим направлением деятельности становятся медийные компании, осуществляющие радио- и телевещание. А защита информации в предпринимательстве и IT-индустрии вообще считается одним из самых перспективных направлений.

Если вы по окончании учебы захотите заниматься исключительно монтажом и налаживанием оборудования, уровень заработной платы будет стартовать с 25 тысяч рублей. В дальнейшем, приобретая опыт и занимая более высокие должности разработчиков и руководителей отделов, можно претендовать на увеличение зарплаты до 60-70 тысяч рублей.

Преимущества обучения в магистратуре

Если же вы хотите углублять и расширять знания, полученные в бакалавриате, к вашим услугам магистратура по данной специальности. При очной форме обучения получение степени магистра займет у вас 2 года, при заочной – на 3 или 6 месяцев дольше (в зависимости от программы конкретного вуза). Если у вас есть основания, вам могут предоставить индивидуальную программу обучения, срок которой будет не сильно отличаться от общепринятой. К тому же во многих вузах существует возможность дистанционного и сетевого обучения.

После этого вы сможете применить свои умения в тех областях науки и техники, которые охватывают обмен информацией на расстоянии, а также ее хранение и обработку. Такие специалисты всегда востребованы не только на предприятиях, применяющих на практике существующее оборудование. Крайне важна деятельность исследовательских центров, в которых проектируются и изобретаются новые подходы к обработке и хранению информации. Именно здесь вы сможете наиболее полно раскрыть свои таланты после магистратуры.

Инфокоммуникационные технологии и системы связи – направление подготовки бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях. Код – 11.03.02.

Инфокоммуникационные технологии (ИКТ) входят в перечень специальностей, приоритетных для российской экономики. Этот перечень утверждает правительство Российской Федерации, а студенты входящих в него направлений вправе претендовать на президентские и правительственные стипендии, трудоустройство на ведущие государственные предприятия.

Инфокоммуникационные технологии

Особенности учебной программы

Обучение инфокоммуникационным технологиям очное, его длительность составляет:

  • 4 года по программам бакалавриата;
  • 2 года по программам магистратуры.

В некоторых технических университетах есть очно-заочная и заочная подготовка.

ЕГЭ для поступления по специальности Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, физике или информатике (в каждом ВУЗе – свои требования), математике.

Проходной балл учебные заведения также устанавливают самостоятельно. В некоторых образовательных учреждениях абитуриенту достаточно 150-172 баллов, в других необходимый минимум выше – 211-265 баллов.

Классификация подготовки

Учебная программа классифицирована на три категории:

  1. Теоретическая подготовка охватывает большое количество общих и узкоспециализированных дисциплин. Особый уклон сделан на математические основы, физику связи, электронику, информационные технологии и вычислительную технику.
  2. Профессиональные основы включают изучение сетевых технологий, телекоммуникационных схем, электромагнитных волн и полей, коммутационных систем, систем связи.
  3. Углубленная профессиональная подготовка ориентирована на получение студентами практического опыта. На лекциях и в ВУЗовских лабораториях учащиеся учатся планировать мобильные и другие коммуникационные сети, разрабатывают архитектуру и программное обеспечение для телекоммуникационных устройств, проектируют оптико-волоконные линии связи, реализуют другие задачи.

Обучение по специальности Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Программа подготовки будущих инженеров инфокоммуникационных технологий составлена так, чтобы полученные фундаментальные теоретические знания они сразу же смогли применить на практике.

Цель учебного плана – развитие профессиональных навыков, наработка практического опыта. Для ее реализации учебные лаборатории укомплектованы современным радиоизмерительным оборудованием, а студенты участвуют в разработках не только на территории ВУЗа, а и на профильных предприятиях, сотрудничающих с университетом.

Обучение по специальности Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Подобные проекты сотрудничества – часть федеральной программы подготовки высококвалифицированных специалистов востребованных направлений, в рамках которых учащиеся стажируются в компаниях партнеров, участвуют в реализации конкретных проектов. Перспективных студентов трудоустраивают после окончания университета.

Международная стажировка

У студентов государственных ВУЗов есть возможность стажироваться в ведущих европейских и азиатских университетах и получить в дополнение к российскому диплому еще и международный.

Международная стажировка по специальности Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Наличие документа европейского ВУЗа автоматически удваивает шансы на получение перспективной высокооплачиваемой должности, дает возможность трудоустройства в международный центр инфокоммуникационных технологий в России и за рубежом.

Навыки

Дипломированный бакалавр обладает следующими профессиональными знаниями и навыками:

  1. Внедрение инноваций в действующие системы коммуникаций.
  2. Проектирование подобных систем с нуля.
  3. Модернизация их отдельных узлов и блоков.
  4. Техническое проектирование сетей с нуля, включая составление проекта и рабочей документации.
  5. Оценка коммерческих рисков конкретного проекта.
  6. Эксплуатация систем связи, коммуникаций и телекоммуникаций.
  7. Развитие систем сотовой связи.
  8. Техническое сопровождение проектов.
  9. Разработка программного обеспечения для локальных и глобальных сетей.
  10. Разработка модулей Wi-Fi, 3G, модемов, приемников и других устройств.
  11. Программирование приложений для смартфонов, компьютеров.
  12. Администрирование вычислительных сетей.
  13. Выполнение других задач.

Инфокоммуникационные технологии

Развитие интернета, интернет-телевидения, интеграция бизнеса в онлайн-пространство создают хорошие предпосылки для старта молодого специалиста по инфокоммуникационным технологиям и системам связи. Спрос на них на рынке труда стабильный и постоянно растет.

Кем работать?

Выпускники бакалавриата могут работать:

  • инженерами-проектировщиками в компаниях связи и телекоммуникаций;
  • инженерами по радиосвязи;
  • специалистами служб технической поддержки профильных предприятий;
  • системными администраторами;
  • схемотехниками;
  • радиоэлектронщинками;
  • программистами-разработчиками;
  • ИТ-менеджерами;
  • инженерами по технической эксплуатации и обслуживанию телекоммуникаций;
  • специалистами по информационной безопасности.

Работа в Инфокоммуникационных технологиях

Где работать?

Выпускник с дипломом ИКТ сможет реализоваться и построить карьеру в предприятиях следующего профиля:

  • МТС, Билайн, Мегафон, Ростелеком и другие операторы связи;
  • компании-системные интеграторы;
  • разработчики Zelax, Huawei и другие бренды.
  • ИТ-отделы любой компании или корпорации.

Где работать по специальности Инфокоммуникационные технологии

Услуги инженеров ИКТ востребованы и в силовых структурах, государственных учреждениях и ведомствах, использующих в повседневной работе спецсвязь.

Обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры, ее расширение и модернизация, управление производственных процессов и координация работы разных участков необходимы и крупным игрокам топливно-энергетического рынка. Среди них «Газпром Связь», «Лукойл-Информ» и другие.

Практика показывает, что вопрос, кем работать, у 7 из 10 студентов решается уже на 3-4 курсе. Для поступающих на бюджетное обучение после окончания университета проблем с трудоустройством вообще не возникнет – у государства существует высокая потребность в кадрах ИКТ.

Личные качества

Спрос на сотрудников сферы IT, телекоммуникаций и связи ощутимо превышает предложения, но в ведущие компании с хорошими перспективами карьерного роста попасть не так просто.

Потенциальные работодатели предъявляют к соискателям ряд требований, которым те должны соответствовать:

  1. Коммуникабельность.
  2. Готовность к командной работе.
  3. Умение вести прямой диалог с заказчиками.
  4. Знание интересов и потребностей целевой аудитории.
  5. Аналитический склад ума.
  6. Готовность к ненормированному рабочему дню и командировкам.
  7. Умение работать с большими объемами информации.
  8. Знание английского языка (часто в требованиях работодателей указаны два иностранных языка).

Качества необходимые для работы в сфере Инфокоммуникационных технологий

Владельцы и топ-менеджеры компаний ценят в сотрудниках поиск нестандартных решений, творческий подход к работе, умение создавать продукты, понятные и полезные потребителям.

Приведем наглядный пример такого продукта, реализованный в одном из отелей Челябинска. Программное обеспечение, разработанное для отеля и внедренное в систему обслуживания, ощутимо повысило уровень обслуживания и комфортность, обеспечило комплексу конкурентные преимущества. Компоненты сети объединили:

  • телефонную станцию;
  • интернет и ТВ;
  • авторизацию банковских карт;
  • электронную кассу;
  • систему бронирования;
  • электронные замки от номеров;
  • видеонаблюдение;
  • аварийную сигнализацию;
  • менеджмент на ресепшн и другие опции.

Описанное решение – не самая сложная задача из тех, что предстоит решать инженерам-разработчикам ИКТ.

Заработная плата

Начинающие сотрудники могут рассчитывать на оклад в размере 35-45 тысяч рублей. Крупные бизнес-структуры иногда предлагают инженерам без опыта лучшие материальные условия – до 60 тысяч рублей.

Оплата труда растет по мере приобретения опыта. После 2-3 лет работы специалисты обычно получают продвижение по службе и повышение заработной платы. Усредненную цифру определить сложно, потому что у районного интернет-провайдера объем работ и оплата труда меньше, чем в структурах Лукойла, Газпрома, Huawei и других представителей бизнеса с разветвленной сетью филиалов, представительств.

Куда поступать?

В Российской Федерации 87 ВУЗов осуществляют подготовку по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». В их числе:

  • НИУ «Высшая школа экономики» в Москве;
  • Московский авиационный институт;
  • МИРЭА;
  • Московский технический университет связи и информатики;
  • ЛЭТИ им. Ульянова в Санкт-Петербурге;
  • ЮФУ в Ростове-на-Дону;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Уральский федеральный университет им. Бориса Ельцина;
  • Белгородский государственный НИУ;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники.
НИУ «Высшая школа экономики»
НИУ «Высшая школа экономики» Московский авиационный институт
Московский авиационный институт МИРЭА
МИРЭА ЛЭТИ им. Ульянова
ЛЭТИ им. Ульянова ЮФУ в Ростове-на-Дону
ЮФУ в Ростове-на-Дону
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Уральский федеральный университет им. Бориса Ельцина
Уральский федеральный университет им. Бориса Ельцина Белгородский государственный НИУ
Белгородский государственный НИУ Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники
Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Кафедра «Телекоммуникационные системы» готовит бакалавров по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (уровень бакалавриата).

Профили подготовки бакалавров:

Сети и устройства инфокоммуникаций

_MG_00181.jpg

Цель кафедры – обеспечить наилучший фундамент карьеры в области разработки (проектирования) инфокоммуникационных технологий и систем связи. Занятия со студентами проводят ведущие преподаватели МИЭТ, а также приглашенные специалисты и работники отраслевых предприятий г. Москвы (ВНИИФТРИ, Huawei, Фирма «Анкад», «ОПТЭКС», Роскосмос, компания Zelax, «Ангстрем-Телеком», КРОК и других).

Учебные дисциплины образуют три категории:

Мультидисциплинарная теоретическая подготовка: математические основы и физика связи, теория электрических цепей, электроника, вычислительная техника и информационные технологии.

Основы специальности: основы сетевых технологий и информационной безопасности, цифровая обработка сигналов, схемотехника телекоммуникационных устройств, электромагнитные поля и волны, распространение радиоволн, сети связи и системы коммутации.

Специальная углубленная подготовка: приемопередающие устройства, планирование развития сервисов и услуг связи на базе ИКТ, мобильные сети, волоконно-оптические линии связи, архитектура и программное обеспечение сетевых инфокоммуникационных устройств, СБИС для телекоммуникаций, проектирование телекоммуникационных систем на базе ПЛИС (FPGA) и цифровых сигнальных процессоров (DSP).

Лаборатории кафедры ТКС оснащены уникальными программно-техническими комплексами лабораторного и научного оборудования для разработки программно-определяемых радиосистем с использованием технологии massive MIMO, включая мобильную связь пятого поколения 5G, предназначенными как для обучения студентов бакалавриата, так и для проведения научных исследований.

В лабораториях кафедры установлено сетевое оборудование и организовано несколько современных телекоммуникационных сетей проводной связи по электрическим и оптическим кабельным линиям. Студенты бакалавриата на лабораторных работах осваивают телекоммуникационную технику и учатся проектировать и настраивать телекоммуникационные сети произвольной сложности. В лабораториях кафедры развернуты программно-аппаратные средства и комплексы для изучения, исследования и моделирования телекоммуникационных систем с интеграцией технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и цифровых сенсорных платформ.

_MG_01111.jpg
_MG_01131.jpg

В период обучения ведущие специалисты активно привлекают студентов к научно-исследовательской деятельности. Участие в различных конкурсах и грантах позволит студенту получать дополнительное финансирование к стипендии (в 2019 году 4 студента кафедры получили финансовую поддержку от фонда содействия инновациям). Мы готовим студентов как для продолжения обучения в магистратуре, в том числе со сменой специализации, так и для работы на предприятиях – разработчиках устройств для систем связи. Мы даём студентам знания в области проектирования и применения элементной базы для телекоммуникационных устройств. Примеры проектов студентов за последний год: устройство сбора и преобразования электромагнитной энергии, быстродействующий АЦП для систем связи 5G, антенна для систем связи 5G, система для подводной связи водолазов.

Возможные должности выпускников бакалавриата:

инженер-проектировщик в области связи (телекоммуникаций); специалист по радиосвязи и телекоммуникациям; инженер службы техподдержки систем связи; инженер связи (телекоммуникаций); инженер в области проектирования и сопровождения интегральных схем и систем на кристалле (для телекоммуникаций); инженер технических систем (связи); системный администратор; инженер-радиоэлектронщик; инженер-схемотехник (для телекоммуникаций); инженер-разработчик приемных и передающих устройств; сетевой инженер (администратор); инженер телефонии; программист-разработчик систем связи; менеджер департамента информационных технологий; инженер-проектировщик систем безопасности; специалист по разработке цифровых платформ и сенсорных систем и многие другие.

_MG_01591.jpg
_MG_01511.jpg

Основные направления трудоустройства:

  • операторы связи (Мегафон, МТС, Билайн, Ростелеком, МГТС, Акадо, Onlime и др.);
  • системные интеграторы (КРОК, Ланит, ЭЛВИС-ПЛЮС, Информзащита);
  • компании-разработчики, КБ (Huawei, компания Zelax, «Ангстрем-Телеком», СКБ РАДЭЛ и др.);
  • отделы связи и спецсвязи силовых структур и ведомственных организаций;
  • отделы связи и организации, обеспечивающие различные виды связи, разработку и обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры систем управления производством и технологическими процессами компаний топливно-энергетического комплекса (Газпром связь, ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ, РН-Информ и др.);
  • отделы связи и IT-отделы любой современной организации: обработка, хранение и передача информации – ежедневная потребность любого бизнес-процесса и компании по разработке и производству средств информационной безопасности (Фирма «АНКАД», «С-Терра СиЭсПи»).

Посмотреть презентацию кафедры телекоммуникационных систем (ТКС) (.pdf)

Наши преподаватели – эксперты в СМИ

Кафедра «Телекоммуникационные системы» готовит бакалавров по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (уровень бакалавриата).

Профили подготовки бакалавров:

Сети и устройства инфокоммуникаций

_MG_00181.jpg

Цель кафедры – обеспечить наилучший фундамент карьеры в области разработки (проектирования) инфокоммуникационных технологий и систем связи. Занятия со студентами проводят ведущие преподаватели МИЭТ, а также приглашенные специалисты и работники отраслевых предприятий г. Москвы (ВНИИФТРИ, Huawei, Фирма «Анкад», «ОПТЭКС», Роскосмос, компания Zelax, «Ангстрем-Телеком», КРОК и других).

Учебные дисциплины образуют три категории:

Мультидисциплинарная теоретическая подготовка: математические основы и физика связи, теория электрических цепей, электроника, вычислительная техника и информационные технологии.

Основы специальности: основы сетевых технологий и информационной безопасности, цифровая обработка сигналов, схемотехника телекоммуникационных устройств, электромагнитные поля и волны, распространение радиоволн, сети связи и системы коммутации.

Специальная углубленная подготовка: приемопередающие устройства, планирование развития сервисов и услуг связи на базе ИКТ, мобильные сети, волоконно-оптические линии связи, архитектура и программное обеспечение сетевых инфокоммуникационных устройств, СБИС для телекоммуникаций, проектирование телекоммуникационных систем на базе ПЛИС (FPGA) и цифровых сигнальных процессоров (DSP).

Лаборатории кафедры ТКС оснащены уникальными программно-техническими комплексами лабораторного и научного оборудования для разработки программно-определяемых радиосистем с использованием технологии massive MIMO, включая мобильную связь пятого поколения 5G, предназначенными как для обучения студентов бакалавриата, так и для проведения научных исследований.

В лабораториях кафедры установлено сетевое оборудование и организовано несколько современных телекоммуникационных сетей проводной связи по электрическим и оптическим кабельным линиям. Студенты бакалавриата на лабораторных работах осваивают телекоммуникационную технику и учатся проектировать и настраивать телекоммуникационные сети произвольной сложности. В лабораториях кафедры развернуты программно-аппаратные средства и комплексы для изучения, исследования и моделирования телекоммуникационных систем с интеграцией технологий машинного обучения, искусственного интеллекта и цифровых сенсорных платформ.

_MG_01111.jpg
_MG_01131.jpg

В период обучения ведущие специалисты активно привлекают студентов к научно-исследовательской деятельности. Участие в различных конкурсах и грантах позволит студенту получать дополнительное финансирование к стипендии (в 2019 году 4 студента кафедры получили финансовую поддержку от фонда содействия инновациям). Мы готовим студентов как для продолжения обучения в магистратуре, в том числе со сменой специализации, так и для работы на предприятиях – разработчиках устройств для систем связи. Мы даём студентам знания в области проектирования и применения элементной базы для телекоммуникационных устройств. Примеры проектов студентов за последний год: устройство сбора и преобразования электромагнитной энергии, быстродействующий АЦП для систем связи 5G, антенна для систем связи 5G, система для подводной связи водолазов.

Возможные должности выпускников бакалавриата:

инженер-проектировщик в области связи (телекоммуникаций); специалист по радиосвязи и телекоммуникациям; инженер службы техподдержки систем связи; инженер связи (телекоммуникаций); инженер в области проектирования и сопровождения интегральных схем и систем на кристалле (для телекоммуникаций); инженер технических систем (связи); системный администратор; инженер-радиоэлектронщик; инженер-схемотехник (для телекоммуникаций); инженер-разработчик приемных и передающих устройств; сетевой инженер (администратор); инженер телефонии; программист-разработчик систем связи; менеджер департамента информационных технологий; инженер-проектировщик систем безопасности; специалист по разработке цифровых платформ и сенсорных систем и многие другие.

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Обучение по направлению – основа интересной и высокооплачиваемой работы в сфере инфокоммуникационных технологий, в области технологии и разработки технических средств обработки и хранения всех видов информации, ее приема и передачи на любые расстояния.

Основные данные для поступающих

Код специальности 11.03.02
Квалификация Бакалавр
Формы обучения и количество мест Количество мест для приёма
Период обучения 4 года + 2 года в магистратуре
Выпускающие факультеты Факультет радиотехники и телекоммуникаций
Вступительные испытания (ЕГЭ) Математика, Русский язык, Физика или Информатика
Проходной балл
очная форма обучения (бюджет)
средний за 3 последних года
235

Из процесса обучения









Профессиональная деятельность выпускников связана с проектированием и созданием перспективной радиоэлектронной техники для мобильной и стационарной связи для объектов наземного и космического базирования, сетей передачи данных и персонального телекоммуникационного сервиса, систем компьютерного сбора и обработки данных.

Ключевые моменты

  1. Учебный план обеспечивает сочетание фундаментальной теоретической и практико-ориентированной направленности подготовки специалистов;
  2. В исследованиях и разработках, учебно-научных лабораториях используется передовое радиоизмерительное оборудование ведущих мировых фирм. В учебно-научных лабораториях представлена прорывная проблематика - уникальные радиолокационные, радионавигационные и телекоммуникационные технологии, видеотехника, сигнальные процессоры, системы и техника СВЧ;
  3. Работающие при «ЛЭТИ» НИИ радиотехники и телекоммуникаций (НИИРТ) и НИИ «Прогноз», осуществляющие разработку и внедрение телекоммуникационных систем, радиоэлектронных систем экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, предоставляют студентам, обучающимся по направлению «Радиотехника», самые широкие возможности для непосредственного участия в научной и проектной работе.
  4. В рамках действующей федеральной программы реализуется 2 проекта: «Подготовка высококвалифицированных специалистов в области систем специальной радиоэлектроники» (в сотрудничестве с ОАО «НИИ «Вектор») и «Подготовка квалифицированных специалистов в области СВЧ систем, сверхширокополосной радиолокации и связи» (в сотрудничестве с ОАО «НПП «Радар ммс»)
  5. Пять базовых кафедр на предприятиях-партнерах факультета, принимающих участие в организации учебного процесса, предоставляют студентам базы практик, темы и руководство выпускными квалификационными работами и последующее трудоустройство.

Профили подготовки

  • Мобильные системы связи
  • Системы радиосвязи и радиодоступа

Основные дисциплины

  • дисциплины естественно-научного цикла,
  • информационные технологии,
  • теоретические основы электроники,
  • электромагнитные поля и волны,
  • математический аппарат радиотехники,
  • основы метрологии и радиоизмерения,
  • теоретические основы радиотехники и связи,
  • радиотехнические цепи и сигналы,
  • цифровые устройства и микропроцессоры,
  • техническая электродинамика,
  • антенны и распространение радиоволн,
  • радиотехнические системы,
  • цифровая обработка сигналов,
  • прием и обработка радиосигналов,
  • основы построения инфокоммуникационных сетей,
  • основы беспроводной радиосвязи и др.

Выпускающие кафедры

Инфраструктура

  • Учебные аудитории, в том числе оборудованные современными мультимедийными средствами
  • Современные компьютерные классы
  • Учебно-научные лаборатории, оснащенные современными приборами

Международные стажировки и обучение

Студенты, обучающиеся по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», имеют возможность пройти стажировку в ведущих университетах Европы и Азии, участвовать в программах академической мобильности, получить вместе с дипломом «ЛЭТИ» диплом Технического университета г. Лаппеенранта (Финляндия) или Технического университета г. Ильменау (Германия).

Стажировки и обучения заканчиваются получением сертификатов и дипломов европейского образца.

Кем и где работают выпускники

Выпускники бакалавриата являются специалистами в области технологий обмена информацией, а также проектирования, разработки и обслуживания перспективной радиоэлектронной техники для:

  • мобильной, спутниковой и сотовой связи,
  • сетей передачи данных и персонального телекоммуникационного сервиса,
  • систем компьютерного сбора, обработки и хранения данных,
  • коммутации и маршрутизации информационных потоков.

Направление подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» относится к наиболее наукоемким и быстро развивающимся областям человеческой деятельности. Без средств мобильной связи, персонального компьютера, планшета уже невозможно представить нашу жизнь. Все отрасли экономики, управление государством, вооруженные силы не могут существовать без современных систем телекоммуникаций и информационных технологий. Объединение в одном направлении подготовки бакалавра информационной и коммуникационной составляющей обеспечивает получение самого современного, востребованного обществом образования, позволяющего выпускнику найти интересную и хорошо оплачиваемую работу.

Для обеспечения высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников факультет радиотехники и телекоммуникаций уделяет большое внимание интеграции и сотрудничеству с работодателями и стратегическими партнерами. Качественная подготовка во время обучения является залогом успешной карьеры выпускников на промышленными предприятиях, в НИИ и организациях.

Из списка 25 самых перспективных профессий США по версии ресурса Glassdoor 12 относятся к сфере информационных технологий. Среди них:

  • Архитектор высоконагруженных web-серверов;
  • Разработчик пользовательских интерфейсов;
  • Аналитик данных;
  • Специалист по машинному и глубокому обучению;
  • Продакт-менеджер и другие.

«Высокие финансовые перспективы в профессии влияют на стоимость образования. На западе большинство программ высшего образования платные. Но в России в ведущих технических вузах больше половины мест на программы бакалавриата — бюджетные. При этом некоторые программы в России имеют международные аккредитации, а значит ничем не уступают по качеству. Можно сделать вывод, что у российских школьников есть возможность получить качественное образование международного уровня вне зависимости от финансовых возможностей семьи».

IT-специальности
В сфере IT множество программ обучения. В этой статье разберемся, какие базовые специальности представлены в российских технических вузах.
Условно все специальности можно разделить на три категории:

Компьютерные науки — в этой категории происходит создание или улучшение программных продуктов, а не физических устройств. Например, разработка интерфейсов, тестирование программного обеспечения, анализ данных, информационная безопасность. К этой категории относятся специальности «прикладная математика и информатика», «программная инженерия», «информационная безопасность».

Инженерные специальности — для тех, кому нравится «работать с железом» и при этом немного программировать. Эти специальности обычно объединяет то, что для поступления надо сдавать ЕГЭ по физике, а не по информатике. Например, это специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» или «Информатика и вычислительная техника».
Управление — если есть желание работать с людьми. Например, управлять командой разработки или командой, осуществляющей внедрение продукта.

Здесь и далее перед названием специальности будет указан числовой код — это код специальности по ОКСО ( Общероссийский классификатор специальностей по образованию ). По нему можно найти интересующую специальность в любом вузе России.

Компьютерные науки

  • Линейная алгебра и геометрия;
  • Математический анализ;
  • Функциональный анализ;
  • Дискретная математика и другие.
  • МФТИ — 301
  • НИУ ВШЭ — 303
  • МГУ — 440 (нужно сдать 5 экзаменов)
  • МГТУ им. Баумана — 238

В связи с этим базовые математические дисциплины занимают меньший объем в учебных планах по сравнению с предыдущей специальностью. Зато больше времени уделяется различным языкам и методам программирования.

  • НИУ ВШЭ — 300
  • МГТУ им. Баумана — 289
  • МАИ — 260

Другая часть сотрудников занимается «Яндекс.Поиском», разрабатывает поисковые алгоритмы — например, в каком порядке информация будет ранжироваться в результатах выдачи. Перед ними каждый день стоит большое количество сложных математических задач. В случае если вам интересна математика, анализ данных, машинное обучение, искусственный интеллект, создание наукоемких программ, то вам стоит присмотреться к «Прикладной математике и информатике». Если вам ближе технологический процесс, который состоит из большого количества этапов, начиная с выявления предпочтений пользователей и заканчивая выводом продукта на рынок, то вам прямая дорога в «Программную инженерию».

2.10.03.01. Информационная безопасность — программа ориентирована на подготовку специалистов, обладающих современными методами защиты информации. Студенты этой программы изучают базовый курс математических дисциплин, общую физику, а также криптографию, защиту информации и передачу данных в качестве профильных дисциплин. В ВШЭ часть курсов по этой специальности ведется на английском языке. Не путайте с компьютерной безопасностью: она похожа по названию, но находится в инженерном блоке. Эта специальность больше про защиту информации на уровне «железа», а не на уровне программ.

Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо иметь широкое понимание разных разделов фундаментальной математики и представление обо всех отраслях информационных технологий, а также знать все текущие тренды. Такие специалисты ищут уязвимости в программных продуктах, которые зачастую находятся в использованных в них технологиях. Например, в JavaScript библиотеке, которую используют все, допущена уязвимость: если мы про нее знаем, то можем получить данные из всех web-приложений, которые ее используют.

Информатика. 11 класс

Инженерные специальности

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи — программа, ориентированная на работу в сфере инфокоммуникационных технологий, в области технологии и разработки технических средств обработки и хранения всех видов информации, ее приема и передачи на любые расстояния. Будущим специалистам необходимо будет разбираться в работе операционных систем и в элементах программирования. В основном они работают с физическими устройствами, а не с программами.

02.09.03.01. Информатика и вычислительная техника — программа для инженеров, специализирующихся на робототехнике и проектировании систем реального времени. Кроме математических дисциплин в программу входит курс физики. Выпускники этого профиля создают программно-аппаратные комплексы, закладывая в него программные решения. OCR — программно-аппаратный комплекс (сочетание железа и софта), именно их учатся делать на этой специальности.

Управление

5.38.03.05 Бизнес-информатика. Что обычно изучают студенты: менеджмент, бизнес-аналитику, бизнес-процессы, а также интеграцию информационных систем в процесс работы. Целевой выпускник программы — сотрудник консалтинговой компании с навыками бизнес-аналитики и автоматизации бизнес-процессов, с хорошим пониманием возможностей информационных технологий и их спектра, но без прикладных навыков программирования (либо на базовом уровне).

02.09.03.03. Прикладная информатика — можно сказать, что программа тоже ориентирована на подготовку управленцев в области информационных технологий и интеграторов, но более узкоспециализированных. В чистом виде специальность «Прикладная информатика» встречается редко, гораздо чаще встречаются, например, «Прикладная информатика в экономике» или «Прикладная информатика в строительстве» — это всегда применение специализированных для этой отрасли программ и подходов автоматизации и цифровизации.

В современном мире не только университеты участвуют в образовании будущих программистов. Во многих крупных IT-компаниях есть бесплатные программы обучения и стажировок, ориентированных на студентов старших курсов. Обычно приложения о стажировках публикуют на сайтах и в социальных сетях университетов.

В пользу программирования

Новички в сфере информационных технологий окружены стереотипами и из-за этого им бывает сложно начать учиться. Ведь многие считают, что хорошими программистами становятся только очень умные и талантливые люди. На самом деле IT-специалисты — это обычные люди, которые испытывают страсть к созданию компьютерных программ, игр и приложений. Чтобы писать код не обязательно быть гением. Куда важнее иметь интерес к сфере и быть дисциплинированным. Люди не выигрывают олимпийские игры просто благодаря хорошей генетике. Их спортивные достижения — это, в первую очередь, результаты упорных тренировок. Так что и программистами не рождаются, ими становятся.

Тем более программирование само помогает приобрести особый тип мышления, благодаря которому IT-специалисты так легко справляются с математическими и логическими задачами. Они обращают внимание на детали, легко моделируют ситуации в повседневной жизни и способны оценивать объекты, полагаясь на большое количество факторов. Ученые при помощи МРТ установили, что во время работы над кодом активируются те же отделы мозга, что отвечают за естественные языки. Так что программирование положительно влияет как на мыслительные процессы, так и на память.
Не забывайте, что программирование — это не просто владение одним языком. На самом деле это целый набор навыков: работа с кодом, эффективное взаимодействие с членами команды, декомпозиция задач, оформление и ведение документации, тестирование, само кодирование на языке программирования, причем часто не на одном.

Как мы видим, любой желающий, приложив достаточно усилий, может стать «тем самым программистом, который родился гением и поэтому работает в лучшей IT-компании».

Что поможет?

Не стоит игнорировать возможности саморазвития. Тем более, сегодня всю необходимую информацию о программировании можно найти в интернете. Студенты, которые еще до поступления в вуз успели собрать десяток сайтов и приложений, в будущем будут на голову выше своих одногруппников. Онлайн-курсы, книги, форумы, тематические сайты — все это позволит собрать хорошую базу знаний и для этого даже не нужно выходить из дома.

Подбирая материалы для чтения, обращайте внимание на год выпуска издания. В сфере информационных технологий все меняется очень быстро, поэтому не стоит приобретать материалы десятилетней давности. Например, книга Роберта Мартина «Чистый код» учит грамотно писать на языке программирования.



«Искусство программирования» — фундаментальная монография известного американского математика и специалиста в области компьютерных наук Дональда Кнута, посвященная рассмотрению и анализу важнейших алгоритмов, используемых в информатике. В 1999 году книга была признана одной из двенадцати лучших физико-математических монографий столетия.

Если у вас в ходе изучения возникают вопросы, то вы всегда можете задать их более опытным пользователям. На ресурсе «Хабр» желающие публикуют собственные статьи на компьютерные темы, рассказывают, с какими трудностями столкнулись во время работы и как с ними справились. На сайте можно найти ответы практически на все вопросы начинающих специалистов.

Некоторые Youtube-каналы прорабатывают сразу несколько тем. Например, канал «Гоша Дударь», в первую очередь, о Game Development. На канале много видеоуроков по созданию игр на различных движках (Unity, Unreal Engine, Game Maker, Corona SDK), а также по играм без движков (С++, Java или Python). При этом автор охватывает и разработку сайтов, и мобильную разработку, и веб-программирование, и языки программирования. Еще у некоторых факультетов бывают свои каналы, куда они выкладывают часть лекций.

Некоторые предпочитают более развлекательные форматы обучения. Например, игры. Одна из самых известных — это JavaRush. Это многопользовательская браузерная игра, которая помогает выучить языки программирования. Курс разбит на 40 уровней. Вы можете перейти на следующий уровень, только если решили большую часть задач текущего уровня. Начиная с маленьких и легких и заканчивая большими и очень полезными. Каждый, дошедший до конца, получит 500+ часов практического опыта. Так что это хороший вариант совместить приятное с полезным.

Также можно попробовать присоединиться в профессиональному сообществу. В Москве, например, действует Московский клуб программистов. Здесь можно неформально пообщаться со специалистами, которые собираются каждые две недели, чтобы обсудить интересные им темы и поделиться знаниями.

Не стоит концентрироваться на одном направлении. Наиболее эффективно будет выбрать несколько способов, например, онлайн-курсы + книги + изучение материалов на специализированных ресурсах. Помните, что чем больше времени вы будете посвящать программированию, тем быстрее вы наберетесь знаний и опыта.

Выводы

IT-сфера очень разнообразна и требует различных навыков: веб-разработка, построение интегрированных корпоративных систем, создание нейросетей и моделей машинного обучения. Сейчас наибольших спрос рынка на фронтенд и мобильных разработчиков, растет спрос на специалистов по анализу больших данных и машинному обучению.

Для наукоемких отраслей программирования хорошая подготовка по базовым математическим дисциплинам необходима также, как навыки программирования на языке и навык постоянного самообучения.

Для того, чтобы понять, какую именно специальность выбрать, нужно проанализировать учебный план и дополнительные возможности, которые предоставляет вуз.
Самое главное, о чем стоит помнить — программист создает себя сам. Очень важно участвовать в проектах, получать практический опыт начиная с первого курса, проходить дополнительные онлайн курсы на открытых образовательных платформах, участвовать в олимпиадах по программированию и хакатонах.

Читайте также: