Как избежать ошибок при выборе профессии

Опубликовано: 03.10.2024

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.



2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства.

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Источник: Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения


Существует много ошибочных мнений и представлений по поводу выбора профессии. Вот некоторые из них.

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.

  1. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций.

  1. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей – и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы очень осторожный и рассудительный).

  1. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

  1. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

  1. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имейте ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

  1. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

  1. Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце.

  1. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Выбор профессии важный этап в жизни каждого человека. Всем хочется получить от жизни радость, испытать удовлетворение, добиться успеха. Достигнуть профессионального успеха легче, если раньше определить свое призвание, реально оценить свои шансы на успех, запланировать достижения.

Как сделать так, чтобы выбор профессии был успешным, соответствовал желаниям, интересам и способностям старшеклассника? И что может оказать влияние на профессиональный выбор, и какие ошибки совершают учащиеся и их родители на этом пути?

Предоставление полной свободы и ответственности.

В семьях, где родители предоставляют полную свободу в выборе будущей профессии детям, ребенку бывает трудно определить, кем он хочет стать? Но сделать это бывает трудно подростку и даже старшекласснику, так как у него мало жизненного опыта, недостаточно знаний о мире профессий, о содержании деятельности различных типов профессий, знаний о содержании деятельности различных типов профессий, о рынке труда. Многие не умеют адекватно оценивать свои склонности и способности, соотносить свои возможности с требованиями, которые предъявляет профессия. В ситуации выбора профессии ребенку больше нужна помощь, чем свобода.

Совет: В семейном кругу проводите беседы о положительных и отрицательных сторонах различных специальностей. Изучайте совместно рынок труда. Обсуждайте выбранную профессию, как она для него подходит, и как он для нее подходит, перспективы в будущем. Поощряйте успехи в учебе и общественной деятельности, не ругайте за неудачи. Анализируйте ошибки и находите пути выхода из неприятных ситуаций.

Прое кция своих нереализованных родительских мечтаний и идей.

Часто родители хотят, чтобы дети стали теми, кем им не удалось. Например, врачами, инженерами, архитекторами. Они начинают твердить идею о поступлении на эти специальности, уговаривают в будущем выбрать эту профессию, чтобы удовлетворить свои несбывшиеся амбиции и мечты.

Совет: Учитывайте интересы, желания и способности своего ребенка. Обратитесь к школьному психологу для изучения индивидуальных особенностей личности и консультирования по профессиональному самоопределению.

Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, не учитывая, чем предстоит заниматься большую часть времени. Родители убеждают своего ребенка выбрать ту или иную профессию по причине личной симпатии к ней или материальной заинтересованности. «Быть врачом - это престижно». « Иди учись на повара ,будешь всегда сыт », « Бухгалтер тяжелее ручки не поднимает» и т.д. А ведь, например профессия врача объемна и захватывает массу теоретических и практических знаний: осмотр больных, сбор анамнеза, назначение лабораторных исследований, постановка диагноза, лечение. Работа бухгалтера предполагает скурпулезное оформление огромного количества финансовых документов. Не следует думать, что это скучная и неинтересная работа. У некоторых людей есть тяга и способности именно к такому виду деятельности.

Совет: Любой выбор профессии должен быть осознанным и мотивированным. Узнайте, нравится ли ребенку, предложенная ими профессия? Имеет ли он представление о содержании и специфике труда? Хочет ли ею заниматься? Если человек изо дня в день занимается неинтересным для него делом, выполняет рутинную для него работу, то это приводит к тому, что он не чувствует себя нужным и полезным в обществе или отсутствию желания и интереса к тому или иному виду деятельности. Это порождает депрессивные состояния, тревогу или агрессию. Ведь человек, выбравший профессию по душе, проявляет свои физические и духовные качества наилучшим образом.

Недостаточный учет своих индивидуальных особенностей и способностей.

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше – для других. Меланхолики - это часто люди искусства, но из них получаются не лучшие водители, монтажники - верхолазы. Холерики - великолепные летчики - испытатели, но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но как правило, неважные поэты. Сангвиники - хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.

О способностях . Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким способностям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и целый ряд других.

Совет: При выборе профессии учитывайте психологические особенности и способности человека. Не расстраивайтесь, если достался выбранной профессии неподходящий темперамент. Во- первых, чистыми холериками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом есть смесь разных темпераментов с преобладанием одного. Определить тип темперамента может только специалист после тщательного обследования.

Во-вторых, на что же тогда человеку сила воли? Ведь с помощью ее люди совершали порою невероятное.

Выбор профессии «за компанию».

Когда старшеклассник не выбрал профессию, он часто поступает в одно учебное заведение с другом. Этот выбор может быть удачным, если люди с более или менее схожими способностями и интересами. А если нет? Далее - разочарованность в выборе профессии, неудачи в достижении профессиональных успехов, неудовлетворенность жизнью, конфликты на работе.

Совет: Учите ребенка самостоятельному ответственному выбору, уверенности в себе, умению преодолевать трудности.

Ориентация на мнение случайных людей.

Порой окружающие очень любят раздавать советы, даже если их собственные представления о мире профессий ограничивается бытовыми, стереотипными представлениями. Народная мудрость гласит: нельзя советовать в двух вопросах - с кем человеку быть и кем ему быть.

Совет: относитесь с пониманием к выбору и уважением к увлечениям и интересам своего ребенка.

Игнорирование медицинских противопоказаний . При игнорировании медицинских противопоказаний, человек рискует испортить себе здоровье и навредить другим людям. Представьте, что произойдет, если пилот самолета, у которого не все в порядке со здоровьем, потеряет во время полета сознание.

Совет : Проконсультируйтесь с участковым терапевтом, есть ли у ребенка медицинские противопоказания к выбранной профессии.

Если ребенок хочет сделать удачный выбор профессии, ему необходимо задать себе несколько вопросов?

1. Что собираешься делать после школы? Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте. Кем ты хочешь стать? Где и в каких учебных заведениях можно получить выбранную профессию?

2.Что ты знаешь о своей будущей профессии? (предмет, содержание, условие труда, профессионально важные качества, востребованность на рынке труда)

3. Какие школьные предметы необходимы для поступления в выбранное учебное заведение?

4. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии?

5 . Что может помешать в реализации твоих профессиональных планов?

6.Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия?

7. Какие твои недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели?

(невнимательность, стеснительность, проблемы со здоровьем и др.)

8. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту?

9 .Что ты сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение (кроме учебы в школе)?

Наша жизнь - это череда выборов. Мы каждый день решаем, что нам съесть на завтрак, какую одежду надеть, какую книгу почитать, с кем дружить, какую работу выполнить. То, что мы выбираем сейчас определяет нашу жизнь.

Есть два выбора, которые наиболее значимы для каждого человека. Первый выбор профессии, а второй - это выбор спутника жизни.

А теперь подумайте, сколько Вы встречали людей, которые занимаются не своим делом? А сколько людей создали семью не с тем человеком?

Таких людей много и их нельзя назвать счастливыми и более того такой человек еще может влиять на жизнь других людей и приносить им вред. Ощущаете масштабность ответственности за свой профессиональный выбор?

Примерно с такого вступления я начинаю вести уроки профориентации в школе. И знаете. Это позволяет завладеть вниманием детей на весь урок. Я никогда не даю готовые ответы ученикам. Они находят их сами при помощи рассуждений. Не исключением является и перечень ошибок при выборе профессии. Ниже я приведу тот список ошибок, которые выделяют старшеклассники при использовании метода "мозгового штурма".

1. Выбор родителей. Часто такая ситуация происходит с теми подростками у кого в семье царит авторитарный стиль воспитания. Ребенок имеет низкую самооценку и привык, что за него все решают родители. А по факту у него может не быть способностей к выбранной деятельности, отсутствовать интерес. Учиться такой человек, а потом и работать будет без радости. Это когда каждый день на работу как на пытку. Но это абсолютно не значит, что не нужно советоваться с родителями по выбору профессии. У них больше жизненного опыта, они знают как Вы развивались, со стороны могут оценить ваши сильные и слабые стороны, а еще они заинтересованы в том, чтобы Вы были счастливы.

2. Выбор за компанию. Если твой лучший друг выбрал медицинский институт, то это не значит, что тебе тоже стоит туда пойти учиться. Да, часто друзья имеют общие интересы и возможно и способности, но действительно ли тебе это нравится или есть еще интересы? Нужно ответить себе на эти вопросы. У меня был случай в практике, когда девушка хотела поступать в технический вуз т.к. ее молодой человек выбрал профессию инженера. Мотивом девушки было нежелание расставаться и боязнь, что в университете парень найдет себе другую. При всем при этом девушка прекрасно рисовала и имела ярко выраженные способности в социально-гуманитарном профиле.

3. Ориентир на кумира. Это тот случай, когда в жизни ребенка есть значимый взрослый, который ему очень нравится, и он стремится ему подражать. Это может быть учитель, который отлично знает свой предмет и умеет его преподнести так, что невольно все дети включаются в изучение этой области знаний. Но вот вопрос: « А если этот предмет вел бы другой учитель, то интерес остался бы ?»

4. Ориентир на учебный предмет. Это когда дети говорят, что я люблю заниматься математикой и буду математиком. «Стоп! А ты знаешь в скольких профессиях нужны знания в области математики? Ты хочешь быть преподавателем?» Хорошо, если ребенок и правда испытывает интерес к обучению других. Ведь предмет труда педагога –это человек. А если ребенок не заинтересован в работе с людьми? Какого будет его разочарование, когда он в педагогическом институте будет изучать методологию преподавания математики?

5. Мода на профессию. Бывает, что проводишь опрос в классе, а у тебя в этом классе 8 ребят хочет стать экономистами. И сразу вопрос к остальным: " Чем Вам полезна такая информация? У Вас в классе 8 экономистов." Догадливые ребята сразу скажут, что слишком большая конкуренция будет на рынке труда. Если рынок труда перенасыщен экономистами, то многим придется поменять профессию, так как просто не будет рабочих мест. Да и зарплата низкая. Работадателю есть из чего выбирать. Зачем ему молодой специалист с синим дипломом, он лучше возьмет с красным. А еще лучше имеющего опыт работы. Кстати, мода на профессии часто диктуется телевидением. Например, инфантильный подросток может идентифицировать себя с врачом из сериала.

6. Игнорирование своего здоровья. Например, у тебя астма, а ты идешь в парикмахеры? Зачем ты это делаешь? Ты хочешь себя убить? Можно в шутку задать такой вопрос. Но факт в том, что дети очень часто полностью забывают о своем здоровье. Даже, когда просишь написать список ценностей, то здоровье далеко не на первых строчках. Бывают, конечно, случаи, когда обладая слабым здоровьем человек, превозмогая себя, добивался высоких успехов в профессии. Например, великий полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, но закалял свое тело и воспитывал характер, что и сделало его человеком, который не проиграл ни одной битвы.

7. Неадекватная самооценка. Чаще в практике мне встречались варианты, когда ребенок переоценивает свои реальные способности. Странно, когда подросток говорит, что будет врачом, но при этом имеет посредственные знания в области биологии и химии, да и при беседе выясняется, что дополнительно он не читает литературу в области медицины, но уверен, что с легкостью поступит в институт. А бывает, что ребенок, обладающий талантом, не идет получать профессию, так как считает, что программа вуза ему не по силам.

8. Внешняя привлекательность профессии. « Как здорово петь на сцене. Как замечательно быть артистом. А почему бы мне не стать им? Тобой восхищаются, ты известен.» Так рассуждает инфантильная личность, которая понятия не имеет сколько сил потратил артист, до выхода на сцену. Или желая стать учителем, ребенок игнорирует тот факт, что ты всю жизнь проверяешь тетрадки и каждый день делаешь уроки (готовишься к занятиям).

9. Игнорирование своих способностей. Здесь скорее ребенок просто плохо осведомлен о своих способностях. В этом как раз помогает разобраться психолог. К примеру, девочка прекрасно шьет, у нее ярко выраженный предметно-манипулятивный стиль мышления ("золотые руки"), а еще отлично разбирается в геометрии. И доминируют у нее художественный и социальный профессиональный тип. И при этом всем она планирует стать бухгалтером. Ничего не смущает?

10. Ориентир на высокий заработок. Такие дети, возможно, были во многом материально ограничены в своей семье. В целом хорошее желание иметь достойное вознаграждение за свой труд. Если профессия интересна, есть способности, востребована, то это как раз был бы идеальный вариант, а если нет? Почему-то сейчас мне вспомнился один сапожник, к которому мне приходилось, еще будучи самой школьницей, приносить свою обувь для смены набоек. И вспоминая его, совершенно ясно понимаешь, что профессию он свою не любил, но дело свое знал, зарабатывал хорошо. Профессия востребованная, поток клиентов был всегда, но не было радости. Каждому клиенту он обязательно давал свои комментарии с негативной окраской, редко какая обувь ему нравилась. А за всем этим скрывалась большая потребность в общении, желании поучать. Это явно неудовлетворенный социальный профессиональный тип. Его предметом труда должны быть люди, а не башмаки!

11. Игнорирование требований рынка труда. Выбирая профессию, школьники не учитывают потребности рынка труда страны, города в котором планируют жить. Представьте ситуацию, что Вы океанолог и переезжаете жить в Москву. И где Вы будете работать? Или другой вариант, когда Вы выбираете профессию, которая будет не нужна через пять лет. Надо понимать, что мир не стоит на месте, он развивается, знания устаревают, производство автоматизируется, многих людей заменяют машины. Одни профессии перестают существовать и появляются новые, которых не было лет так десять назад. Особенно это заметно в области информационных технологий.

12. Фатальность выбора. Мир меняется и Вы меняетесь! Случается, что Вы выбрали профессию, которая Вам подходила по всем параметрам, Вы даже достигли успеха в выбранной профессии, но неожиданно Вам понравилось что-то другое. И это абсолютно нормально. Можно сменить род деятельности, получить еще одно образование. Кстати, много известных, талантливых людей пробовали себя в различных сферах. Нужно быть гибким, профессионально мобильным. Не бояться пробовать новое. Если вдруг Ваша профессия перестала быть востребованной всегда можно перепрофилироваться.

Всем людям, стоящим перед выбором профессионального пути необходимо:

1. лучше узнать себя, то есть оценить свои способности, интересы, желания, возможности;

2. оценить рынок труда на предмет тех профессии, которые будут востребованы, а значит и хорошо оплачиваемы;

3. узнать как можно больше о выбираемой профессии.

Когда в обществе люди ответственно относятся к выбору своей профессии, мы (общество) получаем прекрасных специалистов, которые трудятся, совершенствуются на общее благо! А когда человек выбирает профессию на авось, лишь бы диплом получить? Он занимает место в вузе того человека, который бы учился с интересом, но не прошел по конкурсу. А еще он пять лет СВОЕЙ жизни тратит на занятия, которые ему не интересны. А каково что-то делать, когда тебе это не нравиться рассказывать никому не надо и так понятно.

Относитесь ответственно к своему профессиональному выбору! Профессия каждого человека занимает значительное время каждый день. А этот день – это наша жизнь! И только нам решать какой для нас будет эта жизнь…

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть…» о дипломированном специалисте, работающем не по специальности. О бросившем вуз студенте, который запутался и уже не может точно сказать, кем хочет стать. О человеке, что разочаровался в своей профессии, но продолжает ходить на нелюбимую работу…

Печально слышать истории о не сложившемся будущем. Хоть и говорят, что вернуться к истинной мечте никогда не поздно, всё же намного проще предостеречь себя от возможных ошибок заранее. Как сделать профессиональный выбор правильно, Адукар расскажет в этом материале.

Правила выбора профессии

Секрет успешного выбора профессии прост, как и всё гениальное в этом мире. Рассмотри схему и подумай: получается ли у тебя уместить свои амбиции в этот маленький треугольничек на пересечении «хочу», «могу» и «надо»?


Когда ты определился с интересами и поставил конкретные цели исходя из своих способностей, приходится столкнуться с суровым словом «надо», которое диктует свои правила. Чтобы выбрать профессию, которая останется востребованной, следи за современными тенденциями на рынке труда, изучай конкретные вакансии на сайтах по трудоустройству. Выбирай себе интересное и перспективное дело.


Постепенно исчезают рутинные профессии, которые обрекали человека на неосмысленную работу без удовлетворения и достойного заработка. Уходят в прошлое многие выматывающие и однообразные профессии. Однообразные операции отдаются роботам, и за счёт этого освобождается пространство для творческого труда.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

Частые ошибки при выборе профессии

Поступить за компанию

Нравится та же профессия, что и твоему другу или любимому человеку? Собираетесь поступать в одно и то же место? Не будем кривить душой, но это повод задуматься о правильности решения. Конечно, есть некая романтика в том, чтобы после школы вместе учиться и работать. Однако выбор профессии должен быть индивидуальным, а это значит, что ориентироваться нужно, в первую очередь, на свои способности. Что будет, если из вас поступит только кто-то один? Или уже во время учёбы кому-то придётся постоянно находиться в тени сильнейшего? У этой истории может оказаться множество развязок. Хотя успешно совмещать учёбу и личную жизнь тоже возможно.


Переносить отношение к конкретным людям на профессию

Не нравится сосед-архитектор, который громко включает музыку? Это вовсе не повод лить негатив на всех специалистов по сооружению зданий. То же касается и обратных ситуаций. Приятный тебе человек может иметь совершенно неподходящую для тебя профессию.

Особо стоит задуматься, если тебе симпатичен кто-то из учителей и ты уже решил, что хочешь заниматься тем же. Да, любимый преподаватель может вдохновлять, но давай на минуту представим, что его предмет ведёт учитель, которого ты на дух не переносишь. Профессия уже не настолько привлекательна? Тогда будь осторожен. Возможно, ты сбился с верного пути.


Выбирать модную профессию

Нейрохирург, логист, дизайнер, журналист, фотограф, PR-менеджер… Есть множество профессий, о которых модно мечтать. Да, именно модно. Они ведь даже звучат круче остальных. И считаются престижными и высокооплачивыемыми. А ещё ими можно похвастаться перед друзьями. Но кто здесь выбирает профессию: ты или окружающие? Они могут поручиться, что ты добьёшься в ней успеха? Модное — это не всегда значит твоё.


Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным в высокооплачиваемой профессии.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

И не обращай внимания на мнения случайных людей. Разве могут другие люди знать тебя лучше, чем ты сам?


Выбирать профессию назло

Можно с уверенностью сказать, что это самая нелепая ошибка. Причём совершенно не важно, кому и зачем. Не ограничивай свой выбор чужими мнениями. Только ты знаешь о том, на что способен, и должен доказывать это себе, а не другим.


Идти на поводу у родителей

«Ну куда тебе в юристы-то?», «И кем ты работать будешь после филфака?», «Какой инженерный факультет, у тебя же по математике одни двойки!», «Такому специалисту нужно быть пробивным, а ты же у меня и мухи не обидишь» — типичные замечания от родителей. Именно так обычно выражается их беспокойство. В таком случае нужно просто спокойно поговорить с ними, поделиться своими планами на будущее. К мнению близких людей стоит прислушаться, они обязательно подскажут что-то дельное.

Бывают случаи, когда родители откровенно навязывают своим детям определённое будущее. Иногда это касается профессиональных династий, когда ещё с пелёнок ребёнку твердят о том, кем он должен стать, когда вырастет; об эгоистичных желаниях родителей, которые упустили шанс реализоваться в какой-либо профессии, потому и хотят теперь этого от детей; о неосведомлённости старшего поколения касательно современных профессий В таких ситуациях нужно уметь настоять на своём.


Выбирая профессию, требующую определенного уровня физического здоровья, не стоит игнорировать медицинские показания. Если врачи говорят, что твоему организму будет тяжело переносить нагрузки, которые предполагает выбранная тобой профессия, необходимо с ними согласиться. Это один из редких случаев, когда стоит найти в себе силы отказаться от мечты.


Выбирать профессию по зарплате

Последний спорный момент затрагивает тему денег. Многие не согласятся с тем, что ориентироваться на высокую зарплату глупо. Но мы не будем переубеждать. Просто оставим здесь цитату Джона Девисона Рокфеллера — первого долларового миллиардера в истории человечества, который уж точно знал, как правильно расставлять приоритеты.


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Читайте также: