Какие новшества ввел рахманинов работая в должности дирижера большого театра

Опубликовано: 02.10.2024

Рахманинов-дирижёр оставался как-то в тени в сравнении с Рахманиновым-композитором и особенно Рахманиновым-пианистом. Между тем его дирижирование не было обычным «композиторским», и о нём следует сказать несколько слов.

Рахманинов не был дирижёром в строгом профессиональном смысле этого слова. Его мануальная техника была далека от виртуозности; у него не было ловкости и «замашек» опытного капельмейстера, но в то же время ему свойственно было нечто иное, что покрывало все эти, так сказать, недочёты.

В его дирижировании всё было логично: глубокая творческая музыкальность, культура и художественный «этос», то есть этическая художественная обоснованность. Всё это искупало с лихвой дефекты техники. Более того — в этом было как будто даже преимущество, ибо Рахманинов-дирижёр никогда не проявлял свойств, увы, нередких у профессиональных дирижёров, — никогда не опускался до формального, бездушного исполнения, покрытого лаком так называемой техники.

Простота и правдивость были замечательными свойствами Рахманинова-дирижёра. Его влияние на оркестр усиливалось авторитетом композитора и пианиста. Ему удавалось легко не только передавать всё, необходимое для стройного ансамбля, но и самое главное — смысл музыки. Движения его рук не были чем-то отдельным от всего Рахманинова. Его слова «нажать», «отпустить» не были только «динамическими знаками», его отношение к оркестранту не было отношением упрямого диктатора к безмолвному рабу. На репетиции он говорит кларнетисту Розанову (друг и тёзка Сергея Васильевича): «Играйте forte», — вечером Розанов играет иначе, по-своему, и Рахманинов не возражает, а подчиняется талантливому музыканту, не нарушая ансамбля.

В его дирижировании всегда было то, что составляет секрет настоящего музыкального исполнения — линеарность, горизонтальная линия, беспрерывность, — называйте это как хотите, проще — осмысленное движение музыки.

Дирижирование Рахманинова при внешней и внутренней сдержанности никогда не было холодным или сухим. Оно всегда отличалось человечностью. Невольно вспоминается рассказ, слышанный мной от пианистки Джинны Бахауэр (она одна из очень немногих была продолжительное время ученицей Рахманинова).

Какой-то французской пианистке удалось в Париже добиться у Рахманинова разрешения показать себя. Она сыграла ему труднейший этюд Шопена без единой ошибки. Рахманинов поднялся с кресла и «своим» французским языком произнёс: «Pour I’amour de Dieu jouez une fausse note» * . [«Ради бога, сыграйте хоть одну фальшивую ноту» ( фр. ).] Потом, когда пианистка ушла, Сергей Васильевич пояснил: «Это же пианола, это не человеческое исполнение, надо бы хоть раз ошибиться. »

Кстати, последние годы, когда Рахманинов дирижировал уже очень редко, он почти стеснялся делать замечания оркестрантам. В Чикаго на репетиции он как-то остановил оркестр, исправил ошибку кларнетиста — фа-диез — и вдруг пробурчал: «Моя ошибка».

Может быть, это было шуткой, но Рахманинов вообще не боялся сказать правду, даже в ущерб себе самому. Когда-то пианист Иосиф Левин явился к нему в Швейцарии. Рахманинов (так рассказывал мне Левин) купал в это время свою маленькую внучку.

— Дайте мне совет, Сергей Васильевич, — попросил Левин, — как играть Первый концерт Бетховена, я его никогда не играл.

— Как я могу дать вам совет, — отвечал Сергей Васильевич, — вы его никогда не играли, а я его никогда не слыхал.

Кстати, последние годы в Америке Рахманинов часто играл именно этот концерт. Играл сдержанно, «по-своему» и. замечательно.

Рахманинов глубоко понимал смысл ансамбля. Пианистке Бахауэр он говорил: «Когда вы играете соло — это одно, а при исполнении концерта вы только часть общего ансамбля, никогда не забывайте этого».

Это чудесное рахманиновское чувство ансамбля я имел счастье испытать, когда аккомпанировал ему в его Рапсодии на тему Паганини в Манчестере (Англия), при первом исполнении этой Рапсодии в Европе.

Недаром в Москве один критик, писавший о Рахманинове-солисте (исполнителе своего Второго концерта под управлением Зилоти) и Рахманинове-дирижёре (тот же концерт Рахманинова играл Зилоти под управлением автора), высказал мысль: «Жаль, что невозможна третья комбинация: Рахманинов играет соло, и он же дирижирует. »

Впрочем, теперь некоторые солисты так делают — обходятся без дирижёра, и не только играя Моцарта (Бруно Вальтер), но и Равеля (Л. Бернстайн).

Когда Рахманинов дирижировал симфонической поэмой «Остров мёртвых», «Колоколами», трудно было заметить что-либо, отличное от текста партитуры. Всё текло, всё пело без крика, без преувеличения, без внешних эффектов и — всё убеждало.

Рахманинов в 1912 году дирижировал шесть раз в Мариинском театре в Петербурге «Пиковой дамой». Я слушал эти представления, сидя в оркестре с партитурой и делая в ней пометки. Очень немногие идут вразрез с указаниями Чайковского, например, динамика начала вступления — красивая и очень уместная. Большинство замечаний — углубление и как бы подчёркивание измерений Чайковского. Исполнение «Пиковой дамы» Рахманиновым было удивительно свежее: какие-то штампы стёрлись, опера предстала перед слушателем в обновлённом, оживлённом, как бы «вымытом» образе.

Ещё раз мне пришлось убедиться в уважении Рахманинова к Чайковскому. В Копенгагене король Дании, сам дирижёр-любитель, прислал мне как-то партитуру «Патетической симфонии», которую передал ему Рахманинов. Там были пометки, которые, по словам Рахманинова, соответствовали намерениям Чайковского. Все они были логичными, простыми, — не ради эффекта, а подчёркивающие логический текст музыки, и указывали на пристальное и благоговейное внимание Рахманинова к музыке Чайковского.

Во время дирижирования Рахманинов не суетился, не прыгал, не танцевал, не потрясал кулаками, не дёргался, не «рыл копытом землю», не указывал резкими движениями каждое вступление — важное или незначительное, не размахивал руками «параллельно», то есть не изображал собой ветряной мельницы. Он стоял спокойно, слегка сутулясь, движения руки и рук были экономны и осмысленны, никогда он не терял контроля над звуком оркестра, не висел на плечах у оркестрантов и. всё выходило.

Он не преувеличивал выразительности исполняемой музыки, не делал Монблана из каждого нарастания, из каждого crescendo, не замирал сладостно при каждом diminuendo и ritardando, не выдумывал оттенков, не указанных автором, не гонялся за эффектами ради эффектов. Но в его исполнении было нечто более ценное — он знал то, что составляет чуть ли не главный секрет всякого исполнения — чувство меры — и он исполнял не себя, а музыку автора. А это является целью настоящего художественного исполнения.

Цель урока: привлечь внимание учащихся к личности крупнейшего русского композитора и величайшего пианиста XX века, дирижера-новатора Сергея Васильевича Рахманинова, познакомить учащихся с его творчеством, более подробно с его знаменитой Прелюдией до-диез минор ор.3 №2, используя нестандартный подход: общение с преподавателями других дисциплин, "живое исполнение музыки" на уроке.

Оборудование урока: портрет С.Рахманинова, фортепиано, видео и аудио-аппаратура, ПК, иллюстрации, нотный материал. Произведения С.Рахманинова: "Литургия св.Иоанна Златоуста" (видео), романс "Сон", "Вокализ", Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 из фортепианного цикла "Пьесы-фантазии", Второй концерт для фортепиано с оркестром, I часть.

Вступление (фоном звучит музыкальный фрагмент фортепианного концерта № 3)

Преподаватель музыкальной литературы-ведущий урока.

"Я предсказываю ему великую будущность", - сказал П.Чайковский.

Сергея Рахманинова часто называют "самым русским композитором". В этой краткой характеристике выражен как стиль произведений С.Рахманинова, так и место его наследия в мировой музыке.

"Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка" Сергей Рахманинов.

Творческий путь Рахманинова охватывает большой исторический период. Начало XX века - смутная пора революций и войн. Исторические события не могли не повлиять на формирование взглядов и творчество композитора. Он воспитывался на музыке русских композиторов Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова и др. Он жил в эпоху колоссальных перемен. И в музыкальном мире появлялись новые направления и стили, новые имена. Но Рахманинов всегда сохранял свою ярко выраженную творческую индивидуальность, свой неповторимый "колокольный" голос. Это был голос России, глубоко и нежно любимой Родины.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми сочинениями композитора, и вы, ребята, сами поймете, в чем же причина популярности музыки Рахманинова. Я пригласила преподавателей нашей школы, которые примут участие в нашем необычном уроке.

I. Краткий опрос по биографии.

(Перед учениками папки с планом и краткие сведения из биографии композитора, нотный текст прелюдии до-диез минор для фортепиано и сборник романсов).

Ребята, давайте вспомним самые важные и яркие моменты из биографии композитора.

Вопросы для учащихся (курсивом обозначены предполагаемые ответы учеников)

1. Назовите годы жизни композитора. (1873-1943)

2. Где прошло детство композитора? (в имении Онег Новгородской губернии)

3. Известно, что композитор был верующим человеком. Колокольность, пронизывающая все его творчество уходит своими корнями в далекое детство. Кто в семье Рахманинова привил любовь к церковной музыке? (бабушка Софья Александровна Бутакова)

4. Где и какое образование получил Рахманинов? (С 9 лет учится в младшей группе Петербургской консерватории, С 1885-1892г в Московской консерватории и окончил ее по двум специальностям: сначала как пианист, а через год как композитор с Большой золотой медалью (1891г и 1892гг)

5. В Московской консерватории его обучали:(Жил и воспитывался у выдающегося педагога и пианиста Н.Зверева. На старшем отделении учился в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано у Зилоти)

6. Назовите ранние сочинения и Дипломную работу композитора?

Для фортепиано: прелюдия до-диез минор, 1 фортепианный концерт, опера "Алеко" на сюжет поэмы А.Пушкина "Цыганы"-дипломная работа, написана за 17 дней.

Симфоническая музыка: Оркестровая фантазия "Утес", 1 симфония (провал на концерте, дирижер И.Глазунов)

7. После 3-хлетней депрессии, наступает расцвет творчества композитора, душевный подъем. С какими событиями это было связано? (Женитьба по любви на Наталье Сатиной, концертные поездки за границу, успех, пребывание в имении Ивановка)

8. Какие произведения сочинены в этот период (перечислить по жанрам)

Для фортепиано: фортепианные концерты 2-ой и 3-ий, Прелюдии и "Этюды-картины";

Оперы : "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини";

Симфоническая музыка: симфоническую поэму "Остров мертвых", , "Элегическое трио" (памяти Чайковского);

Вокальная музыка: кантата "Весна", многие романсы (всего свыше 80) "Литургия св.Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение" для хора а капелла, вокально-симфоническая поэма "Колокола".

9. Рахманинов был известен только как композитор? Музыкальные критики его называли "свечей, зажегшейся с трех сторон"

Он был известен как пианист-исполнитель, композитор и дирижер

10. В каких театрах России довелось работать Рахманинову в качестве дирижера?

Сначала по приглашению мецената С.Мамонтова работал в его частном театре (1897- 1898гг) и в Большом театре (1904-1906гг))

11. Какие новшества ввел Рахманинов, работая в должности дирижера Большого театра?

До Рахманинова дирижер сидел спиною к оркестру возле суфлерской будки, т.е. между сценой и оркестровой ямой, а Рахманинов настоял, чтобы дирижер находился между зрительным залом и оркестром, чтобы оркестр видел дирижера;

Добивался строгой дисциплины в оркестре)

12. Чем занимался Рахманинов, находясь в эмиграции: "Уехав из России, я потерял желание сочинять. "

10 лет ничего не пишет. Концертирует в Америке, затем по всей Европе (страны

Скандинави). Завоевывает огромную известность как пианист, исполнитель и дирижер)

  • занимался благотворительностью: материально поддерживал соотечественников как за рубежом, так и на родине;
  • осенью 1941 г он передал в фонд Красной Армии более 4х тысяч долларов;
  • купил и привез в Ивановку автомобиль;
  • приобретает участок на берегу озера в Швейцарии для строительства виллы;
  • купил яхту

14. Как проводит последние годы жизни композитор?

Продолжает концертную деятельность по Европе, а в1930 г, строит свою виллу в

Швейцарии, которую назвал Сена, облагораживает окрестности, вновь сочиняет)

15. Где похоронен композитор. В Беверли-Хилс (Калифорния)

Назовите его последние сочинения.

Для фортепиано 4-ый фортепианный концерт, "Вариации на тему Корелли"для фортепиано, "Рапсодию на тему Паганини" для фортепиано с оркестром.

Симфоническая музыка: 3-ю симфонию, "симфонические танцы" (в которой композитор в последний раз воплощает образ Родины)

Вокальное творчество: "Три русские песни для хора и оркестра")

Задание. Решить тест-минутку. "Известные люди в жизни С.Рахманинова" (Приложение 1)

(ученики работают, фоном звучит фрагмент этюд-картина ля минор ор.39)

II. Портреты и памятники Рахманинову.

Из биографии ребята, вы узнали, что C.Рахманинов много концертировал, имел огромный успех. Он был настолько популярен, что за ним буквально гонялись и не оставляли в покое репортеры и фотографы. Рахманинов привлекал внимание и известных художников-современников. С некоторыми он был знаком лично: это такие известные имена как Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Коровин. Они в нем видели личность и многие качества его характера запечатлели на своих полотнах.

Преподаватель музыкальной литературы.

Ребята, мы на прошлом уроке видели много фотографий композитора. Каким же все-таки был Рахманинов: его внешность, черты характера?

Первый: "Это был человек громадного роста, с крупными чертами аскетически сухого, гладко выбритого, всегда бледного лица, суровым взглядом, коротко подстриженными на большой голове волосами, длинными руками и пальцами, грубым, низким голосом." 2. Второй: "Всегда безукоризненно опрятно одет:Сильный ум, стальная воля, принципиальность и твердость убеждений, прямота суждений и действий. Он раскрывался только в кругу родных и друзей. Становился обаятельным, простым, милым, искренним, шутил и острил, любил принимать и угощать гостей".

Третий: "Он бережно относился к своей семье, любил своих дочерей. Его увлечения: спорт, катание на коньках, прогулки на лошадях, игра в преферанс и езда на автомобиле"

После такой яркой характеристики вам легче будет увидеть и понять внутренний мир Рахманинова, состояние души этого великого мастера, вглядываясь в работы художников и скульпторов. Обратите внимание на портреты:Перед вами работы 1.Бориса Григорьева, 2. Константина Сомова,3. Бориса Шаляпина,4.карандашный набросок А.Авинова, портреты работы: 5.Б.Шаляпина, 6.Б.Пастернака, 7.одна из работ известного скульптора С.Т. Коненкова,

8.памятник в Ивановке, бывшее имение Рахманиновых. На протяжении многих лет любимым местом отдыха Сергея Рахманинова было имение Ивановка Тамбовской губернии. Здесь он и женился. Сейчас эта усадьба стала музеем, где регулярно проводятся музыкальные вечера, концерты и встречи.

1. Могила Рахманинова в США (в Кенсико под Нью-Йорком);

2. Памятник возле виллы в Сенаре (Швейцария);

3. Памятник в г.Тамбове. В августе 2006г.состоялось открытие памятника

4. Памятник в Москве на Страстном (Тверском) бульваре. Был установлен в 1999г. Скульпторы: О.Комов и А.Ковальчук

5. В этом году, 14 июня, в Великом Новгороде состоялось открытие памятника композитору. Бронзовый монумент высотой около 3,5 метров и весом более 3-х тонн работы московского скульптора Александра Рукавишникова был привезен из Москвы и установлен в Кремлевском парке Великого Новгорода. Этот памятник поистине всенародный. Он изготовлен на средства, собранные новгородцами, жителями др.городов страны и иностранцами

Преподаватель музыкальной литературы.

Открытие памятника стало знаменательным событием в культурной жизни города. В этот же день состоялся праздничный вечер, в котором принимали участие известные музыканты, заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов, солисты Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета под управлением дирижера Валерия Гергиева. Вел концерт народный артист России, академик Святослав Белза. Празднику предшествовала панихида по всемирно известному музыканту в Софийском соборе, на церемонию приглашены были известные политики, родственники Рахманинова. Из Коста-Рики приезжала его правнучка Натали Хавьер вместе с сыном Сергеем, который назван в честь известного прапрадеда.

III. О вокальном творчестве композитора.

Сергей Васильевич был глубоко верующим человеком. С детства ему запомнились перезвоны колоколов и церковное хоровое пение. Рахманинов создает духовную музыку. Это 2 значимых произведения "Литургия св.Иоанна Златоуста" и "Всенощное бдение" для хора а капелла.

Преподаватель хоровых дисциплин.

1. В 1910 году Рахманинов пишет "Литургию св.Иоанна Златоуста"

Литургия-это православная самая главная служба, она начинается Благодарственной молитвой, написанной на канонический церковный текст. По словам одного известного священнослужителя Александра Меня, "Благодарственная молитва самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека за все: за глаза, которые видят красоту мира;, за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие: за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, - за все это благодарит человек"

Сейчас у вас есть возможность послушать и увидеть фрагмент исполнения. Вы услышите хор и солиста. Тема песнопения звучит спокойно и уравновешенно. Для партии хора характерен подголосочный полифонический склад, свойственный русскому народному многоголосию.

(показ фрагмента видеозаписи исполнения Литургии в русском храме)

На фоне затихающей музыки:

Православный храм считается вместилищем красоты: убранство храма, одеяние священнослужителей, лики росписей и икон, звучащие человеческие голоса, и особенно хоровое пение.

Музыку на оригинальные тексты создавали М.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский и наши современники композиторы Г.Свиридов и В.Гаврилин.

2. Говоря о вокальном творчестве композитора, невозможно обойти стороной его замечательные романсы (написано более 80). Они занимают особое место. Рахманинов следует русским традициям этого жанра. Он отражает чувства и настроение эпохи. Русскому романсу всегда были свойственны особая доверительность и искренность.

Он очень любил весну, природу. Об этом говорят его замечательные романсы "Весна", "Сирень". А я сейчас вам исполню удивительный по красоте романс "Сон". Рахманинов, уехав из России, своими чувствами и мыслями находился на Родине. Об этом и его романс.

(Исполнение романса преподавателем в сопровождении фортепиано)

3. Рахманинов создал шедевр и назвал его "Вокализ" (1915г). Он посвящен русской певице Антонине Васильевне Неждановой, его первой исполнительнице.

Ребята, Вы знаете что такое "Вокализ?" "Вокализ" - это песня без слов. Давайте послушаем.

На фоне затихающей музыки:

Вы заметили, что Мелодия как бы вырастает из небольшой интонации и начинает свое развитие, постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые краски и оттенки чувств и переживаний.

Интересно, что вы представили себе, слушая эту музыку?(Природу, богатство лесов, широту полей, русские просторы:)

Великая русская певица А.Н.Нежданова, исполнявшая знаменитый "Вокализ", вспоминала: "Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он сказал: "Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами".

Преподаватель музыкальной литературы:

"Вокализ", ребята, можно считать соединяющим звеном между вокальной и фортепианной музыкой. Отсутствие текста придает музыке ту обобщенность, которая характерна для инструментальных жанров. Ребята, как вы считаете какой жанр доминирует, т.е. занимает главное место в творчестве Рахманинова? Почему? (Фортепианная музыка, т.к. Рахманинов был пианистом)

IV. Фортепианные сочинения. Прелюдия до-диез минор ор.3 №2 (разбор)

Фортепианные произведения Рахманинова, впервые в истории русской музыки, заняли центральное место в творчестве композитора. В каждом из жанров, будь то небольшая прелюдия, развернутые этюды-картины или масштабные фортепианные концерты, автор в полной мере проявил неповторимость стиля. В музыке органично сочетаются певучие лирические и экспрессивная, ярко эмоциональная мелодика, властные ритмы и гулкие колокольные звучания и вместе с тем строгая продуманность музыкальной формы.

Мы остановим свое внимание на его знаменитой Прелюдии до-диез минор. Которая стала для Рахманинова неким талисманом и познакомимся "с большой судьбой одной небольшой пьесы"

Послушайте эту знаменитую прелюдию в исполнении преподавателя фортепианного отделения.

(Звучит прелюдия до-диез минор, ор.3 №2)

учащиеся слушают и следят по нотам.

Преподаватель фортепианного отделения:

"Однажды прелюдия просто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался", - писал Рахманинов.

Ребята, давайте подробно разберем это технически сложное и виртуозное произведение. Сколько частей в прелюдии? (Три части).

Прелюдия начинается с лаконичного трехзвучного мотива-тезиса: ля - соль?- до? в темпе Lento (исполнение фрагмента).

На что похож мотив, с чем он у вас ассоциируется? (Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола)

Верно, этот краткий мотив ассоциируется с темами рока. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Вначале мы слышим приглушенный диалог. Несколько раз звучит этот мотив в виде тяжелого октавного баса в низком регистре (в левой руке). Ему отвечают аккорды скорбного характера, звучащиеся на ppp, которые выстраиваются в нисходящую мелодическую линию и своим звучанием создают гармоническую напряженность

В среднем разделе прелюдии происходит смена темпа (Agitato).Это смелый порыв надежды, прерываемый грозной катастрофой. Середина построена на развитии короткого четырехзвучного хроматического мотива ми-ре?-ре-до?. Мелодия преобразуется в мятежно порывистую тему, стремящуюся вверх. Здесь мы наблюдаем четыре волны развития, которые приводят сначала к первой кульминации-лавине нисходящих аккордов. Создается общее напряжение на ffff , приводящее к репризе прелюдии (проигрываются фрагменты развития )

В репризе драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр, охвачен весь диапазон. Грозно звучит многократно усиленный октавами мотив-тезис ffff , происходит укрупнение фактуры, главная тема изложена восьмизвучными аккордами. Это яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой.

Кто же победит в этой схватке? Показав бесстрашную непокоренность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами, напоминающими удары колокола

Преподаватель музыкальной литературы:

Завершая наш урок, хочется подвести некую черту, итог. Скажите, ребята, почему прожив всю жизнь за границей, Рахманинов был и остается именно русским композитором? (Он родился в России, все детство было связано с русским бытом и русскими традициями, он получил образование у русских композиторов)

Очень точно написал об этом в своем очерке известный дирижер XX века Евгений Светланов и дал высокую оценку его творчества: "Крупнейший композитор, величайший пианист века, несравненный дирижер-новатор". (Приложение 3)

Сейчас прозвучит фрагмент I части Второго концерта для фортепиано с оркестром, написанного в традиционной 3-х частной форме. Это произведение, которое во всей полноте раскрыло гений Рахманинова и стало подлинным его триумфом. Он посвящен Н.Далю - врачу, который вернул композитору душевные силы и веру в талант в трудный период его жизни.

Друг Рахманинова, скрипач и композитор Н.Метнер охарактеризовал это произведение такими словами:

"Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что душа этой темы русская. каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия"

Ни для кого из современников Сергея Рахманинова, также связывавших свои творческие интересы с музыкой для фортепиано (в первую очередь это Александр Скрябин и Николай Метнер), жанр фортепианного концерта не был настолько важен, как для Рахманинова. Каждое из этих пяти крупных произведений для фортепиано с оркестром обозначает определенную веху не только на творческом, но и жизненном пути композитора.

«Дело в том, что долгое время у музыки Рахманинова была репутация сентиментальной, дурновкусной, салонной. В этом смысле ее судьба схожа с музыкой Шопена, которого тоже когда-то считали „гувернантским“ композитором. О Малере еще недавно говорили, что это безвкусный автор. А я считаю, что Рахманинов — лучше Малера, у которого много внешнего, декоративного. А у Рахманинова — все от сердца.
Люди отвыкли от музыки, идущей от сердца. Но предубеждения и мода уходят, а эмоциональное и содержательное искусство — остается. И Рахманинов останется. Потому что в музыке ХХ века он был легендарной фигурой, он создал свой миф. »
— эти слова принадлежат великому скрипачу XX столетия Натану Мильштейну.

Первый концерт Рахманинов написал на рубеже 1890 и 1891 гг., в возрасте восемнадцати лет, будучи еще студентом консерватории. Это было первое произведение, которое он решился опубликовать, обозначив его как op. 1. Многие критики считают это сочинение недостаточно самостоятельным и ощущают в его музыке влияние как русских композиторов (прежде всего Чайковского), под воздействием которых формировался будущий великий композитор и пианист, так и западных — Шопена, Шумана, Листа. Однако сам Рахманинов дорожил своим первым творением, о чем свидетельствует тот факт, что в 1917 г. он создал новую редакцию этого концерта и в обновленном виде неоднократно включал его в программы своих выступлений.

Второй концерт отделяют от первого десять лет — он был создан в 1901 г. Это произведение написано уже признанным мастером. Второй фортепианный концерт принес Рахманинову более чем заслуженный успех. Многие до сих пор считают его лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. В этом концерте, как и в Первом, сохраняется преемственность наследия Чайковского и других выдающихся русских и зарубежных композиторов XIX столетия, но вместе с тем он содержит и много нового — как в средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Очевидно тяготение автора к единству цикла и непрерывности развития. Некое соперничество солиста с оркестром, являющееся одним из основных признаков классического фортепианного концерта, здесь уступает место их тесному взаимодействию. Многие современники даже были несколько смущены практически полным отсутствием во Втором концерте самостоятельных, «концертных» эпизодов, благодаря которым исполнитель-виртуоз мог бы блеснуть своими возможностями.

Третий концерт — он был написан в 1909 г. — не уступает Второму ни по вдохновенности, ни по мелодическому богатству. Однако это сочинение не столько развивает предыдущие достижения композитора, сколько является поворотной точкой. Великий критик Борис Асафьев считал, что именно после Третьего концерта окончательно сформировался «титанический стиль рахманиновской фортепианности». Симфоническое развитие приобретает еще большую широту дыхания, связи между частями формы становятся еще прочнее, а фортепианную фактуру уже без всяких натяжек можно назвать монументальной.

Известно, что еще в 1914 г. композитор собирался представить публике свой Четвертый концерт. Однако этого так и не произошло. На первый план вышла исполнительская деятельность, и молчание Рахманинова-композитора затянулось на целых десять лет. В течение этого периода он выступал в качестве солиста, иногда — в качестве дирижера. Четвертый концерт был завершен в 1926 г., чем и ознаменовалось возвращение Рахманинова к композиторской деятельности.

Довольно распространено мнение, что столь длительное время работы над концертом не могло не сказаться на его качестве, что он не является такой же вершиной в наследии композитора, как предыдущие три. Однако время постепенно расставляет все на свои места. Сегодня многие начинают понимать: это удивительный пример того, как человек, воспитанный на высочайших идеалах старого века, разрывается между прошлым и будущим, Старым и Новым. Музыка Четвертого концерта может даже навеять ассоциации с некоторыми образами поэзии Александра Блока. Назвать эту музыку — при всей ее сумрачности — абсолютно мрачной нельзя. В финале концерта возвращается побочная партия из первой части. В каком-то смысле это можно считать поворотом к свету, хотя путь к этому повороту действительно был долог и тяжел. Конечно, эта музыка, как и всякая музыка вообще, допускает и другие трактовки, не в этом суть. Главное — Четвертый концерт Рахманинова медленно, но верно прокладывает себе дорогу на концертную эстраду и закрепляется в репертуарах лучших пианистов. И хочется верить, что через десять-пятнадцать лет его уже нельзя будет назвать «редко играемым произведением».

Последним из крупных сочинений Рахманинова для фортепиано с оркестром является «Рапсодия на тему Паганини», написанная в 1934 г. на тему знаменитого скрипичного каприса итальянского виртуоза и композитора. С колоссальным чувством стиля Рахманинов развивает тему Паганини, не утрачивая при этом черт, присущих ему самому. Слушая это произведение, наверное, можно вспомнить легенду о том, что Паганини заключил договор с силами зла, которые наделили его и невероятной виртуозностью в игре на скрипке, и удачливостью в любви. Что происходит в результате таких сделок — известно.

Рахманинов в творчестве и жизни Николая Луганского — отдельная и важная тема. Многие сегодня считают Луганского одним из лучших интерпретаторов музыки этого композитора. Начиная с 2001 г. пианист дает в Ивановке, в музее-усадьбе Сергея Рахманинова, благотворительные концерты. Благодаря финансовой поддержке Луганского в усадьбе восстановлены некоторые мемориальные комнаты Сатиных и библиотека.

Что касается оркестра Большого театра, имя Сергея Рахманинова связано с ним исторически. Рахманинов-дирижер работал в Большом театре с 1904 по 1906 г., дирижировал русскими операми. Именно в этот период он создал две одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», премьеры которых состоялись в Большом в 1906 г. (дирижировал, разумеется, сам автор).

Нынешние концерты — не первый опыт сотрудничества Николая Луганского, Александра Ведерникова и оркестра Большого театра. Творческое общение началось несколько лет назад и активно продолжается. Сам Николай Луганский говорит: «Оркестр Большого театра просто замечательный, и мне очень нравится сочетание „Рахманинов и Ведерников“. Кроме того, это тот редкий случай, когда с дирижером приятно общаться и как с музыкантом, и как с человеком».

/ С.В.Рахманинов. Литературное наследие в трёх томах / М.: Советский композитор, 1975.

<< Я знаю, что многое, что рассказывается о прежней России, дореволюционного времени, вызывает подозрение и сомнение в слушателе. Это при условии, если рассказчик описывает в радужных красках. Такое же сомнение вызывается в слушателе, если рассказчик пользуется мрачными красками при рассказах о настоящем России, т.е. о СССР, как Россия сейчас называется. В последнем случае заподозревается заинтересованность рассказчика и его материальные потери от перемены режима. Давайте же условимся совсем не говорить о теперешней России; да я в ней и не жил. Знаю о ней только по газетным статьям и по письмам моих русских корреспондентов, очень редких и кратких.

Будем говорить о старой России, которую я всё же хорошо знаю. Поверьте мне, я буду говорить одну только правду, несмотря на то, что буду говорить много хорошего. Не забывайте, что всё то крупное, чем может гордиться всякая страна, родилось и жило в старой России. Наши крупные писатели, известные всему миру, как Толстой, Достоевский, Тургенев и Чехов, — родились и умерли в старой России. Все знаменитые композиторы, как Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, родились и умерли там же. Знаменитые учёные, как Менделеев, Мечников, Павлов — принадлежат той же старой России. Не забывайте, что все художественные сокровища страны, находящиеся в галереях Москвы и Петрограда, были собраны людьми старой России. <. >

Видали ли вы хотя бы на снимке здание Большого театра в Москве? Какое это грандиозное, великолепное здание! Как оно хорошо поставлено на площади, носившей название Театральной, так как тут же находился и другой императорский театр, в котором давались драмы. Размером последний был меньше. Так, согласно размерам, они и назывались Большой и Малый театры.

Если бы вы могли присутствовать хотя бы на одном из концертов, кот[орые] ежегодно давались в императорском театре в пользу инвалидов! Концерты эти традиционные, организованные чуть ли не со времён русско-турецкой войны. Сам концерт не представлял большого интереса с музыкальной стороны и любителями музыки не посещался, и если я попал на один из таких концертов, то только потому, что дирижировал им во время своей короткой службы в Театре, продолжавшейся всего два сезона.

Зал, освещённый «а джиорно», битком набит. Все военные — главный контингент слушателей — в полной парадной форме. Дамы — в вечерних туалетах. Оркестр инкорпоре — 120 человек, хор инкорпоре — 120 человек, военные, оркестры на сцене — 500–600 человек, с отдельным дирижёром, копирующим из-за большого размера сцены и многочисленности участвующих главного дирижёра. И если бы вам удалось услышать хотя бы первый номер концерта, который всегда был русским гимном, — я уверен, что этот один номер произвёл бы на вас незабываемое впечатление.

Или представьте себе какую-либо русскую оперу, например, «Жизнь за царя». Второе действие этой оперы открывается балом у польского магната, где под звуки полонеза на сцену выходят от 50 до 60 пар артистов императорского балета. И как выходят! Как танцуют!

Всей этой громадной труппой, то есть балетом, оркестром, хором и артистами, число которых я сейчас не помню, заведовала так называемая Контора императорских театров, помещавшаяся в отдельном здании в расстоянии двух блоков от театра. В её компетенцию входило также и заведование драматическими театрами. Это учреждение за время моей службы доставляло мне меньше удовольствия. Уж очень там много исписывалось бумаги! Так, однажды, когда я репетировал оперу «Жизнь за царя», где имеющийся один танец я хотел исполнить пианиссимо, моё внимание обратилось к чрезмерному звяканью шпор у танцующего балета, заглушавших оркестр. Я остановил оркестр и попросил режиссёра избавить меня от этих шпор, на что он ответил, что полякам-военным быть без шпор никак не полагается. Пришлось послать отношение в Контору императорских театров, откуда пришла письменная резолюция: «Шпоры в таком-то номере балета снять».

Всё же я должен сказать, что в смысле предоставления материальных средств Контора императорских театров была весьма щедра и не останавливалась перед иногда очень большими затратами, чтобы только поставить оперу возможно роскошнее.

Вообще, говоря о постановках Большого театра, мне хочется указать на то, что ни средств, ни времени там не жалели. Всё было налажено и обдумано до последней мелочи. Для достижения каких-либо технических чудес в каком-либо фантастическом балете у служившего тогда прославленного инженера Вальца было достаточно фантазии, знаний и возможностей. Таких инцидентов, о которых я говорил, рассказывая о Частной опере Мамонтова, в Большом театре случиться не могло.

Припоминаю только один забавный случай: шла опера «Жизнь за царя». В четвёртом действии сцена представляет глухой дикий запущенный лес. На сцене находится только один герой оперы, который, ради спасения вновь выбранного царя, завёл угрожавших царю поляков в этот лес. Герой знает, что его обман раскрыт и что ему угрожает близкая смерть. Его переживания выливаются в чудной арии, которую в тот вечер пел как раз Фёдор Первый, то есть Шаляпин. Сцена понемногу темнеет, поднимается ветер и начинается снежная метель. Этот момент в музыке — одно из сильнейших вдохновений родоначальника русской музыки, Глинки. Начав играть эту метель, я за своим дирижёрским пультом вдруг увидел в глубине сцены что-то движущееся, ближе и ближе. Наконец разглядел — кошка! Самая обыкновенная кошка, которая, не торопясь, лёгкой рысцой, взяла курс на суфлёра и на меня, сидевшего в том же направлении. Чувствовала она себя очень покойно. Сцена была пуста, Шаляпин сидел в стороне, и она его не видела, и метель её мало тревожила. Я боялся этого непредвиденного в либретто явления главным образом из-за Шаляпина и того впечатления, которое произведёт на него это досадное явление. Боялся также и за публику, которая не удержится от смеха. Но публика удержалась из-за одного уважения к Шаляпину, конечно. а кошка всё так же спокойно направлялась к суфлёру, где и произошла перемена её действий. Суфлёр, по-видимому, замахнулся на неё, кошка перепугалась, подняла хвост и карьером пронеслась в левую кулису как раз мимо Шаляпина. Здесь публика не выдержала, и послышался лёгкий смех. Но всё обошлось благополучно, и даже Шаляпин мне в антракте сказал самым миролюбивым образом: «До какой реальности мы доходим в наших постановках — лес и настоящие дикие звери!»

Возвращаясь к административной стороне императорских театров, хочу сказать, что всеми театрами в Москве и тремя в Петербурге заведовал директор императорских театров, живший постоянно в Петербурге, но приезжавший на премьеры в Москву. В моё время этим директором был В.А.Теляковский, человек умный и передовой, с которым работать было легко и который шёл навстречу каждому разумному предложению.

Мне хочется упомянуть ещё об одной особенности императорских театров, не имеющей параллели, насколько мне известно, ни в одной стране: все артисты сцены, начиная с последнего хориста или последней танцовщицы и кончая главным дирижёром, были привозимы на все спектакли и репетиции и увозимы с них в специальных придворных театральных каретах. Заведовал этими каретами специальный чиновник и несколько курьеров. Хотя кареты эти имели совершенно допотопный вид и каждый москвич безошибочно узнавал на улице их принадлежность к театральному ведомству, всё же кареты эти исправно исполняли свою службу. Только количество пассажиров в них менялось согласно рангу артиста: так, дирижёр пользовался правом один занимать целую карету, последние же персонажи балета и хора ехали по шести человек. И всех их постепенно развозили по домам сообразно адресам. Это было целое каретное ведомство, и я думаю, что и многие демократические страны могли бы завести у себя нечто подобное с пользою для артистов.

Как я сказал выше, я прослужил в Большом театре два сезона. На меня было возложено управление только русским репертуаром. Весь же иностранный репертуар шёл под управлением Альтани.

Помимо чисто музыкального интереса и тех возможностей, которые предоставлялись императорским театрам, я пошёл туда служить также с целью поставить свои маленькие оперы, которые я только что закончил. Эти оперы назывались «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». Они были поставлены во второй год моей службы, в 1906 году. Главная роль в них исполнялась только что начинавшим тогда свою карьеру Баклановым, исполнившим их, кстати сказать, великолепно.

По окончании этих двух сезонов директор театров делал мне самые лестные предложения на будущее, обещая предоставить мне полную самостоятельность (инцидент со шпорами!) в ведении дел. Я всё же отклонил это предложение, имея в виду уехать в Дрезден, зарыться там и сочинять. >>

Константин Сомов. Портрет композитора Сергея Васильевича Рахманинова. 1925г.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) родился в усадьбе Семеново Новгородской губернии в дворянской семье. Отец Василий Аркадьевич происходил из тамбовских дворян, мать, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова.

Уже в раннем детстве у мальчика обнаружились способности к музыке. Сначала игре на фортепиано его учила мать, затем с мальчиком стала заниматься учительница музыки А. Д. Орнатская. Благодаря ее урокам осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского. Там Рахманинов учился из рук вон плохо, часто прогуливал занятия, поэтому по совету Александра Зилоти, который приходился Сергею двоюродным братом, мальчика было решено перевезти в Москву и отдать в частный пансион известного музыкального педагога, профессора Московской консерватории Н. С. Зверева.

Осенью 1885 года Рахманинов переехал в Москву, в пансион Зверева и одновременно был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории по классу того же Зверева. В пансионе царила строгая дисциплина: ученики должны были заниматься по шесть часов в день. Также обязательным для юных музыкантов было посещение оперных спектаклей и ансамблевое музицирование, в том числе на нескольких роялях.

В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать свои первые произведения. В это время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому.

В пансионе Зверева Рахманинов провел четыре года, после чего между ним и Зверевым произошла ссора из-за композиции. В результате Рахманинов покинул пансион, но остался в Москве, где его приютили родственники Сатины, на дочери которых он впоследствии женился. И ученик, и педагог очень тяжело переживали этот конфликт, но помириться смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в фортепианном классе своего двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал изучать композицию.

В 19 лет Рахманинов с большой золотой медалью окончил консерваторию по двум специальностям - и как пианист, и как композитор. Уже во время учебы он получил известность среди московской публики. К моменту окончания консерватории им уже были написаны Первый фортепианный концерт, ряд романсов и пьесы для фортепиано, в том числе Прелюдия до-диез минор (op.3 № 2), которая позднее стала одним из наиболее известных произведений композитора.

Дипломной работой Рахманинова стала его первая опера— «Алеко», написанная по романтической поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Опера очень понравилась Чайковскому и по его настоянию в 1893 году была поставлена в Большом театре. Чайковский даже хлопотал о ее включении в репертуар Большого вместе со своей оперой «Иоланта», но вскоре неожиданно скончался, так что этот замысел не был осуществлен.

В том же 1892 году Сергей Рахманинов впервые выступил перед публикой как пианист со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

По окончании консерватории Рахманинов ради заработка стал преподавать теорию музыки в московском Мариинском, а затем в Елизаветинском и Екатерининском женских институтах. Также он начал давать частные уроки музыки, хотя это занятие очень не любил.

В 1893—1895 годах Рахманинов пишет свою Первую симфонию, которая была новаторским для того времени произведением.

В 24 года Рахманинов по приглашению Саввы Мамонтова стал вторым дирижером Московской русской частной оперы. Проработав там всего один сезон, он успел прославиться как дирижер. Там же Рахманинов познакомился и подружился с Федором Шаляпиным. Покинуть театр Рахманинов решил, чтобы сосредоточиться на композиции.

В марте 1897 года состоялась долгожданная премьера Первой симфонии. Композитор Александр Глазунов тогда загорелся идеей познакомить Санкт-Петербург с творчеством молодого московского музыканта и даже сам выступил на премьере в качестве дирижера. Премьера, однако, окончилась полным провалом, как из-за некачественного дирижирования (Глазунов был неопытен в этом), так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки, не понятой ни самим Глазуновым, ни петербургской публикой.

«Живой свидетель события, присутствовавший на генеральной репетиции и концерте, удостоверяю, что исполнение Симфонии было сырое, недодуманное, недоработанное и производило впечатление неряшливого проигрывания, а не осуществления определенного художественного замысла, которого у дирижера явно и не было. Ритмическая жизнь, столь интенсивная в творчестве и исполнении Рахманинова, увяла. Динамические оттенки, градации темпа, нюансы экспрессии — все то, чем так богата его музыка, исчезло. Бесконечно тянулась какая-то аморфная, мутная звуковая масса. Вялый характер дирижера довершил всю томительную мертвенность впечатления», - вспоминал позже присутствовавший на премьере музыковед А.В.Оссовский.

В итоге публика и критики приняли симфонию негативно, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. Особенно его огорчил отрицательный отзыв Николая Римского-Корсакова, с которым он познакомился в Московской русской частной опере и чье мнение очень ценил.

Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки…», — так потом описывал композитор свое состояние в письме Б. В. Асафьеву. В течение более чем трех лет – на протяжении 1897—1901 годов – Рахманинов почти ничего не сочинял, большую часть времени проводил, лежа на кушетке, и выходил из дома только для частных уроков.

Преодолеть депрессию и творческий кризис композитор смог только с помощью известного врача-гипнотизера доктора Н. В. Даля.

В 1901 году Рахманинов закончил свой Второй фортепианный концерт и вскоре получил приглашение занять место дирижера в московском Большом театре. Композитор согласился и два сезона дирижировал в Большом весь русский оперный репертуар (иностранным репертуаром управлял главный дирижер Большого театра — И. К. Альтани).

Через два года Рахманинов оставил Большой театр, снова решив полностью посвятить себя композиции. В 1903 году он женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой.

В 1906 году, совершив путешествие по Италии, Рахманинов на три года поселился в Дрездене, где много и плодотворно сочинял. В 1909 году совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижер. В том же году написал Третий фортепианный концерт.

До революции Рахманинов часто выступал в Москве. В частности, большой популярностью пользовались концерты, организуемые его двоюродным братом Александром Зилоти, на которых часто дирижировал Рахманинов. Также композитор возглавлял художественный совет Российского музыкального издательства.

21 февраля 1917 года в концертном зале Тенишевского училища в Петрограде состоялось последнее концертное выступление Рахманинова в России. Вскоре после Октябрьской революции композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить на концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой и дочерьми Ириной и Татьяной, оставив все свое имущество, покинул Россию практически без средств к существованию.

Через Мальме Рахманинов прибыл в Копенгаген, где 15 февраля 1918 года сыграл свой Второй концерт с дирижером Георгом Хеэбергом.

Поняв, что заработать средства он сможет только как пианист, Рахманинов начал усиленно тренироваться на фортепиано и до конца сезона выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года Рахманинов вместе с семьей отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где начал активную концертную деятельность также как пианист. В дальнейшем он не прекращал выступать с концертами вплоть до конца жизни, давая их по несколько десятков за сезон.

В Америке Рахманинов сильно тосковал по родине. Он общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой. За все годы, прожитые в эмиграции, у Рахманинова почти не было друзей-иностранцев, одним из немногих исключений стал производитель роялей Фредерик Стейнвей — глава фирмы «Стейнвей и сыновья».

Творческий кризис, начавшийся после отъезда из России, у композитора затянулся почти на 9 лет - вплоть до 1926 года он не писал значительных произведений. Лишь в 1926—1927 годах появляются новые творения Рахманинова: Четвертый концерт и три русские песни.

Живя и выступая по большей части в США, с 1930 по 1940 годы Рахманинов часто гастролировал по Европе и проводил там немало времени. В 1931 году он купил в Швейцарии участок на берегу Фирвальдштетского озера, где построил роскошную виллу «Сенар» с большим садом. Вилла получила название по первым слогам имен Сергея Рахманинова и его супруги Натальи. Это место стало особенно дорого для композитора - он создал его в национальном стиле и даже специально привез туда русские березы. Именно тут он создал свои знаковые сочинения – Рапсодию на тему Паганини и Третью симфонию.

В 1941 году Сергей Рахманинов закончил свое последнее произведение — Симфонические танцы, многими признанное величайшим из созданного им.

Хотя Рахманинов крайне отрицательно относился к советской власти, известие о нападении Германии на СССР произвело на него сильнейшее впечатление. В годы Великой Отечественной войны пианист дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии, и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Известно, что на его деньги был построен боевой самолет. Утверждается, что незадолго до своей смерти Рахманинов пытался посетить родину, но его не пустили.

На склоне лет у композитора обнаружилось онкологическое заболевание - меланома (по другим данным – рак легких, вызванный активным курением). Сам Рахманинов о нем даже не подозревал. Последний свой концерт он дал всего за шесть недель до смерти.

Сергей Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз (США, Калифорния), не дожив трех дней до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико в Валхалле близ Нью-Йорка.


Чем знаменит

Сергей Рахманинов — один из величайших русских пианистов, композиторов и дирижеров своего времени. Он был одинаково гениален во всех этих трех ипостасях.

Рахманинов как композитор объединил и сплавил творческие принципы московской и петербургской композиторских школ в единый и цельный русский стиль. Ему удалось выработать специфический, легко узнаваемый музыкальный язык. Его Второй концерт для фортепиано с оркестром, по словам выдающегося пианиста Дениса Мацуева, является «шедевром на все времена» и одним из самых популярных произведений не только в России, но и во всей мировой классике. Рахманинов (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Будучи вынужден покинуть родину и страстно по ней скучая, за четверть века жизни за рубежом Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, относят к вершинам русской и мировой музыки.

О чем надо знать

Неудача с Первой симфонией произвела на Рахманинова такое сильное впечатление, что он уничтожил партитуру, запретив когда-либо исполнять ее. «Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины», - писал он Б. В. Асафьеву спустя 20 лет после ее провала.

В 1944 году музыковеду А. В. Оссовскому удалось отыскать в архиве Ленинградской консерватории уцелевшие оркестровые голоса симфонии, по которым была восстановлена партитура произведения.

«Вторая премьера» симфонии с огромным успехом прошла в Москве 17 октября 1945 года (дирижировал Александр Гаук). Американская премьера состоялась 19 марта 1948 года - симфонию исполнил Филадельфийский оркестр под управлением Юджина Орманди.

Следует отметить, что на самом деле Первая симфония фактически стала второй попыткой Рахманинова в этом жанре. В последний год учебы в Московской консерватории ему было задано одним из преподавателей написать симфонию в качестве упражнения. Рахманинов позднее рассказывал, что он завершил работу, однако три из четырех частей были впоследствии утеряны. Сохранившаяся часть длительностью около 12 минут была опубликована посмертно в 1947 году как Юношеская симфония.

Прямая речь

О провале Первой симфонии: «Мне самому моя Симфония, несмотря на то, что я ее очень любил раньше, сейчас люблю, после первой же репетиции совсем не понравилась. Значит, плохая инструментовка, скажете Вы. Но я уверен, отвечу я, что хорошая музыка будет «просвечивать» и сквозь плохую инструментовку, а я не нахожу, чтоб инструментовка была совсем неудачна. Остается, значит, два предположения. Или я, как некоторые авторы, отношусь незаслуженно пристрастно к этому сочинению, или это сочинение было плохо исполнено. А это действительно было так. Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать?».

О передаче денежного сбора от одного из своих концертов в Фонд обороны СССР: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Пианист Денис Мацуев о Третьем концерте Рахманинова: «По насыщенности, по эмоциональности ни один фортепианный концерт даже близко нельзя сравнить с Третьим концертом. Это Эверест. В нем около 50 тысяч нот. И каждый раз, когда я выхожу его играть, — это исполнение с чистого листа. Этим и отличается гениальная музыка от просто талантливой — количество смыслов, эмоций и интерпретаций внутри неисчерпаемо.

Это та самая музыка, которую обычно просят исполнить русские: "А сделай так, чтобы душа сначала развернулась, а затем свернулась"».

Читайте также: