Какие перспективы педагогической профессии

Опубликовано: 04.07.2024

Несмотря на то, что профессия учителя сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, не очень престижная, но в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы, возможности для специалиста. Рассмотрим их.

Первый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения и совершенствования образования. Требования общества на современном этапе к системе общего среднего образования, выпускающего в жизнь молодое поколение, во многом изменились, выросли. Следствие – рождение альтернативных общеобразовательных учреждений – лицеев, гимназий, школ с разными уклонами, частных школ.

Это обстоятельство заставляет и высшие профессиональные заведения перестраиваться: социальный заказ общества диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки учителей, чтобы они могли работать (т.е. были бы подготовлены) в образовательных учреждениях разного типа. С целью большей социальной защищенности после окончания вуза студент имеет возможность овладевать специализациями: например, учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы (математики) в среднем звене; учитель начальных классов с выполнением функций социального работника. Кроме того, студент имеет право получить и дополнительную специальность, обучаясь в вузе. Например, учитель математики, социальный педагог; учитель права и английского языка; учитель математики, менеджер образования.

Второй аспект перспектив педагогической профессии – педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.

Третий аспект перспектив педагогической профессии – это прогрессирующая система оплаты труда учителя. В государстве существует единая квалификационная система оплаты труда граждан. Например, технический работник получает зарплату по 1 разряду – самому низшему; труд преподавателей в системе образования оплачивается с 7-го по 17-й разряд.

При назначении разряда учитываются критерии: образование, профессиональное образование; стаж работы;ученая степень и ученое звание; особенности профессиональной деятельности, определяющие ее успешность, качество работы.

В системе образования разряды распределены по трем категориям. Квалификационная категория присваивается в результате аттестации учителя. Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности учительского и управленческого труда, обеспечивающих работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.

Высшая категория соответствует 14-му разряду: это чаще всего заслуженные учителя и учителя-методисты (если подтвердят свои звания в ходе аттестации).

Первая категория соответствует 13-му разряду: это чаще всего учителя – отличники образования и старшие учителя.

Вторая категория: с 7-го по 12-й разряд.

Молодому специалисту, пришедшему работать в образовательное учреждение со средним специальным образованием, присваивается 7-й разряд, с высшим педагогическим образованием – 8-й разряд. Учитель имеет право, проработав год, подать заявление на повышение разряда в ходе аттестации, которая проводится через 5 лет. Принципы аттестации: добровольность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.

Четвертый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий:

- Народный учитель РФ (в 1988 г. в СССР было 70 народных учителей);

- Заслуженный учитель РФ;

- Отличник образования РФ;

За 20 лет безупречной педагогической работы женщины-педагоги и за 25 лет безупречной работы мужчины-педагоги награждаются медалью «Ветеран труда», что дает им право на ряд материальных льгот (оплата за квартиру, телефон – 50 %). Кроме того, поощрениями за творческий труд могут быть премии, ценные подарки, грамоты, благодарности и т.д.

Звание влияет на квалификационный разряд, а значит – на размер заработной платы учителя. Следует знать, что получение званий – это не самоцель для учителя; это признание его заслуг как профессионала со стороны общества, коллег.

Пятый аспект перспектив педагогической профессии обусловлен ее творческим характером, что является основой для нестандартной, не рутинной деятельности, в том числе и для научно-исследовательской деятельности педагога. У каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" - принадлежность как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Перспективы: - возможность получения и совершенствования образования;

- педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.

- прогрессирующая система оплаты труда учителя.

-получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий

-у каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.

Педагогическое наследие Л. Н. Толстого, Яснополянская школа как образец реализации идеи свободного воспитания.

Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам преподает в ней. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти был обеденный перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь часов вечера. Лев Николаевич Толстой почти во всех делах неизменно защищал нужды крестьян, выносил решения в их пользу и добивался открытия школ по всему уезду. По мысли Толстого, крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям высокой культуры едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, а учащегося.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ В РАБОТАХ ВЫДАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГОВ Я.А. КОМЕНСКОГО, Ж.Ж. РУССО, И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ, К.Д.УШИНСКОГО, Л.Н.ТОЛСТОГО, В.А.СУХОМЛИНСКОГО

Идёт речь о принципе природосообразности. Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

-учет возрастных особенностей детей;

-учет половых особенностей детей:

-учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;

-опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

-развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Образование и развитие педагогической мысли в СССР после второй мировой войны.

В системе образования СССР были введены некоторые изменения, появились новые типы образовательных учреждений. Увеличилось количество полных средних школ с десятилетним сроком обучения. Уменьшается число восьмилеток, происходит реструктуризация этих школ в десятилетки. В маленьких поселках и селах остаются малокомплектные школы, обеспечивающие обучение детей без отрыва от семьи. Был переход с четырехлетнего на трехлетнее начальное обучение без снижения объема получаемых детьми знаний. Возникали межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), где школьники проходили трудовую подготовку предпрофессионального характера. Было изменено соотношение гуманитарных и естественно-научных дисциплин с увеличением доли последних, значительно повысился теоретический уровень изучаемого школьниками материала. Активно шло создание новых учебников и учебных программ.

Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" - принадлежность как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Перспективы: - возможность получения и совершенствования образования;

- педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем: дошкольные учреждения; внешкольные заведения (музыкальные, спортивные и пр.); государственные общеобразовательные учреждения; частные общеобразовательные учреждения; профессионально-технические училища, колледжи; средние специальные заведения; вузы. Приобретенные дополнительные специализации расширяют возможности трудоустройства по избранной профессии.

- прогрессирующая система оплаты труда учителя.

-получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий

-у каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.

Престижность профессии педагога в последнее время в России не слишком высока. На это влияет низкий уровень средней зарплаты, из-за чего молодежь неохотно устраивается в школу, а многие перспективные преподаватели стремятся реализовать себя в других отраслях.

Однако это актуально не для всех. Несмотря на все существующие проблемы, ежегодно появляется большое количество талантливых выпускников, которые с удовольствием идут работать в школу, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, стремятся трудиться творчески.

Они не подходят формально к своей работе, ограничиваясь скупым перечнем информации, которую они должны по программе дать своим ученикам. Перспективные молодые учителя вкладывают душу в своих воспитанников.

Учитель будущего

Очередным подтверждением тому, что в России хватает молодых и перспективным учителей, стало количества заявок, поданных от желающих попробовать себя в конкурсе профессионального мастерства « Учитель будущего. Студенты». Это один из проектов, который организован на президентской платформе «Россия – страна возможностей». Больше всего анкет пришло от преподавателей начальных классов, педагогов, собирающихся преподавать литературу, русский и иностранный языки.

Заявки принимались от студентов третьих-четвертых курсов, обучающихся на бакалавриате, а также магистрантов первого-второго курсов. Уже сейчас поступило около пяти тысяч заявок, при этом их прием еще продолжается. Он будет завершен только 25 января 2021 г. Стоит отметить, что это весьма престижный конкурс, организованный под эгидой федерального министерства просвещения.

Руководитель и организатор конкурса «Учитель будущего» Андрей Богданцев рассказал, что из общего количества потенциальных участников, приславших анкеты, более 60% - учащиеся отечественных педагогических вузов. Почти 40% – студенты непедагогических специальностей.

Около 80% заявок поступило от тех, кто обучается на программах специалитета и бакалавриата. Остальные – магистранты.

Если рассматривать отдельные вузы, от которых поступило больше всего заявок, то абсолютный лидер – столичный педагогический государственный университета. На втором месте – Томский педуниверситет, тройку замыкает Алтайский педуниверситет.

Незначительно от первой тройки вузов, подавших больше всего анкет, отстали Ульяновский государственный педуниверситет им И.Н. Ульянова, а также Мордовский государственный педуниверситет, названный в честь М.Е. Евсевьева.

Организаторы этого конкурса профессионального мастерства рассчитывают, что, благодаря проведению этого конкурса, удастся воспитать еще больше студентов, которые в будущем станут талантливыми педагогами в российских школах. Главная цель – поиск перспективных и молодых студентов, получающих высшее образование по педагогическим или непедагогическим специальностям. Их поддержка и полноценное развитие, которое будет способствовать их личностному и профессиональному росту.

Подчеркнем, что, несмотря на название, участниками могут стать не только будущие учителя, но и студенты, получающие высшее образование на других специальностях, но при этом в перспективе рассчитывающих непосредственно связать будущую профессию с педагогической деятельностью.

Этапы конкурса

Планируется проведение конкурса в три обязательных этапа. Сначала состоится регистрация всех желающих участников. Они автоматически участвуют в отборочной стадии, организованной дистанционно. После этого пройдет полуфинальный и финальный этапы на межрегиональном уровне. Они будут очными.

Все, кто подал заявки на участие в конкурсе будущих педагогов, проходят онлайн-тестирование. Его результаты – главный критерий для отбора. Тестирование состоится вскоре после завершения приема заявок – в феврале 2021 года.

Онлайн-тестирование будет состоять их трех основных блоков:

  1. Тестирование по определенному предмету, который каждый участник сможет самостоятельно выбрать в зависимости от текущей специализации.
  2. Конкурс на уровень функциональной грамотности участника. Для этого выбирается одна из методик для сравнительной оценки качества образования, имеющая международное признание и активно применяющаяся во многих авторитетных странах.
  3. Тест, позволяющий оценить общий уровень эрудиции будущего российского учителя.

По результатам этих трех этапов выбираются победители предварительного этапа, которые получают право принять участие в межрегиональном полуфинале.

Полуфинальная стадия конкурса одновременно будет организована в трех городах в разных частях Российской Федерации. Участников ожидают конкурсные испытания, причем будут не только индивидуальные, но и командные испытания. Благодаря им, будет дана оценка тому, насколько студент владеет знаниями по предмету, который планирует преподавать, эксперты оценят навыки, педагогические и психологические компетенции.

В финал выйдет 100 участников конкурса, которые получат максимальное количество баллов по результатам всех этапов конкурса.

Конкурс «Учитель будущего. Студенты» – отличная возможность для каждого участника проявить себя, продемонстрировать, как он себе представляет суть профессии педагога. Это дополнительная возможность в будущем получить перспективную работу в престижной школе, так как конкурс является одной из частей федерального проекта «Социальные лифта для каждого», который обеспечивает возможность профессионального и карьерного роста для каждого выпускника.

Перспективы профессии учителя на современном рынке труда в России

К работе учителя многие сейчас относятся неоднозначно. Главная причина этого в невысокой престижности педагогической специальности и низкой средней зарплате в большинстве российских регионов.

Оценивая, насколько престижна сейчас профессия учителя, Всероссийский центр изучения общественного мнения изучил уровень доходности и дальнейшие перспективы, в том числе для будущего карьерного роста по сравнению с другими специальностями. Отдельное внимание было уделено тому, какой уровень доверия к ее представителям по сравнению с представителями других специальностей.

Однако это один из немногих параметров, где у педагогов выгодные позиции. По большинству других параметров учителя существенно уступают представителям большинства других профессий.

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:

«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:

«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».

Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.

Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.

Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.

  • Преподаватель-лектор

Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

  • Преподаватель-ученый

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

  • Преподаватель-методист

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

  • Преподаватель-администратор

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

  • Цифровая грамотность

По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.

  • Аналитические способности
  • Умение учиться

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Эмоциональный интеллект

Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.

  • Организационные навыки и проектное мышление

Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.

Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Большинство россиян до сих пор убеждены, что учитель – это «профессионализм», «сложность работы с детьми», «доброжелательность», «большая нагрузка» и «низкая зарплата». Но что же, на самом деле, скрывается под занавесом педагогической профессии?

Сегодня ВЦИОМ обнародовал данные, связанные с общественным мнением относительно профессии учителя . По результатам исследования большинство респондентов (33%) считают, что отличительной чертой школьного учителя, в первую очередь, является профессионализм, 27% опрошенных уверены, что педагог должен проявлять любовь к детям, а доброжелательность как основную характеристику педагога отметил 21% участников опроса. При этом, чтобы учитель отличался умением донести информацию, внимательностью, образованностью, грамотностью и уравновешенностью важно менее 10% респондентов.

Однако помимо положительных составляющих, под обозрение россиян попали и те отрицательные качества педагогической профессии, которые определяют ее невысокий престиж и положение на рынке труда для современных специалистов. Больше половины участников опроса утверждают, что низкий уровень заработной платы предопределяет непопулярность профессии учителя. Также, специфика работы, связанная с постоянным взаимодействием с детьми и интенсивными нервными нагрузками, не может остаться без внимания со стороны людей, принимающих решение не в пользу данной деятельности. А 14% опрошенных не забыли упомянуть и об общей высокой загрузке, которую испытывает каждый учитель.

Таким образом, получается, что в настоящих реалиях как и сотни лет назад работа современного учителя подразумевает под собой все те же требования к личности человека и его профессиональным компетенциям? У представителей Московского городского педагогического университета (МГПУ) иное мнение на этот счет.

С недавнего времени у них стартовало обучение учителей-роботов. Речь в данном случае идет не об автоматическом устройстве, совершающем механические операции, а о программном обеспечении, которое позволит не только модернизировать и усовершенствовать образовательный процесс в российских школах, но и обеспечит современных учителей возможностью персонального подхода в работе с каждым учеником.

Наличие такого цифрового ассистента серьезным образом ускорит и облегчить подготовительный процесс к уроку, поможет правильно организовать образовательное пространство, а главное высвободит педагогу достаточное количество времени для проектной и воспитательной работы со школьниками.

Такого рода нововведения серьезным образом меняют не только функционал, но и роль современного учителя в образовательном процессе, давая возможность не только отойти от типичных задач в виде получения и передачи информации, но и превращая его в основоположника индивидуальной траектории обучения ученика, обеспечивая полноценное сопровождение на этом пути.

Безусловно, в конечном счете, главная цель школьного учителя – воспитание и обучение следующих поколений – останется неизменной. Однако полагать, что задачи и особенности данной профессии в настоящее время также не претерпевают серьезных изменений – большое заблуждение. И свидетельством тому являются многочисленные образовательные программы , готовящие педагогов, и включающие в себя широкий спектр дисциплин, связанных как с передовыми цифровыми технологиями, так и современными психолого-педагогическими методиками, направленными на повышение не только качества образовательного процесса, но и качества жизни самих учителей. Отчего и количество желающих овладеть педагогической профессией значительно возросло среди молодежи.

А что касается уровня заработной платы, то согласно письму, направленному в марте этого года Минобрнаукой в Министерство труда, в 2017 году Правительство увеличило размер зарплаты научных сотрудников и преподавателей вузов до уровня, утвержденного майскими указаниями Президента РФ. И в рамках «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» ведомство планирует выйти с инициативой повышения уровня зарплаты школьных учителей до 150% от средней по региону.

Следовательно, можно предположить, что профессия современного учителя несет с собой не только новые возможности и перспективные горизонты, но и достойные условия жизни.

Читайте также: