Какие профессии имеют отношение к разметке ответы

Опубликовано: 02.10.2024

в) профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи.

  1. Найдите в правой колонке определения соответствующим терминам из левой колонки и запишите их в цифробуквенной форме в строке ответа.

1. Интерес. А. Эмоциональные предпочтения определенных занятий,

к которым есть способности.

2. Способности. Б. Высокий уровень развития способностей человека,

проявляющихся в творческих достижениях.

3. Склонность. В. Индивидуально-психологические особенности

человека, формирующиеся на основе природных

задатков и ведущие к успешному овладению той или

иной деятельностью, которые при этом не сводятся к

уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам.

4. Талант. Г. Эмоциональные предпочтения в познании определен

ных сторон окружающего мира.

5. Гениальность. Д. Наивысшая степень творческих проявлений личности.

  1. Какого типа профессии не существует?

а) «Человек – природа»; г) «человек – знаковая система»;

б) «человек – человек»; д) «человек – художественный образ»;

в) «человек – техника»; е) «человек – «паук».

  1. Кто разработал классификацию темпераментов?

А) Гиппократ; в) Плутарх;

б) Сократ; г) Аристотель.

  1. Какой тип темперамента не существует?

а) Холерик; г) флегматик;

б) астматик; д) меланхолик.

  1. Какие печатные издания в наибольшей степени отвечают задачам профессиональной ориентации?

а) Журнал «Карьера»; в) книги из серии «В мире профессий»;

б) справочник по областям знаний; г) энциклопедии.

1. Представление. А. Процесс отражения действительности, высшая

форма творческой активности.

2. Воображение. Б. Направленность и сосредоточение сознания

человека на определенном объекте.

3 . Память . В. Психический процесс создания новых образов на

основе материала ощущений и представлений.

4 . Внимание. Г. Способность к закреплению, сохранению и

последующему воспроизведению прошлого

5 . Мышление. Д. Наглядный образ предмета или явления,

возникающий на основе прошлого опыта путем

его воспроизведения в памяти или воображении.

  1. Какого качества внимания не существует?

А) Объема; г) площади;

б) концентрации; д) переключения;

в) устойчивости; е) распределения.

  1. К какому типу профессий в наибольшей мере относится профессия дизайнера по ландшафту?

а) Человек-человек; г) человек - художественный образ;

б) человек - знаковая система; д) человек – природа.

в) человек – техника;

  1. Кто такой медиапленнер?

а) Специалист, который отвечает за разработку, ведение и контроль рекламных проектов;

б) создатель рекламных текстов;

в) специалист рекламного агенства, который отвечает за выбор подходящих средств массовой информации для размещения рекламных материалов.

  1. Как можно удалить жирное пятно на ковре?

а) Посыпать пятно толстым слоем соли: она впитает в себя жир, пятно отойдет;

б) протереть куском марли, смоченным в рассоле квашеной капусты;

в) протереть загрязненный участок древесными опилками, смоченными в бензине.

  1. Потемневшие столовые приборы из серебра и мельхиора нужно кипятить:

а) вместе с картофельными очистками;

в) в концентрированном отваре шелухи чеснока.

  1. Чем можно чистить позолоченную посуду?

а) Яичными белками; в) мелом;

б) содой; г) нашатырным спиртом.

  1. Как удалить белый налет со стеклянного стакана?

а) С помощью нашатырного спирта;

б) с помощью столового уксуса;

в) с помощью слабого раствора соляной кислоты.

  1. Желтые пятна на поверхности раковины или ванной, которые остаются от воды, капающей из крана, можно ликвидировать, протерев их:

б) мыльно-керосиновой эмульсией;

в) нагретым уксусом с солью.

  1. С помощью чего можно убрать ржавчину с ножей?

а) С помощью картофеля;

б) с помощью яблока;

в) с помощью лука.

  1. Какое из перечисленных растений используют для борьбы с молью?

А) Багульник; в) пижму;

б) вереск; г) мяту.

  1. Есть старинный народный способ определения, из какого волокна сделана ткань – поджечь ниточку и по цвету пламени, времени горения, запаху различить качество волокна. Соотнесите вид волокна и его характер горения. Ответ запишите в цифро-буквенной форме.

1. Хлопчатобумажное. А. Волокно горит медленно и не сгорает

полностью, а съеживается в шарик с

2. Шелк. Б. Волокно быстро сгорает, пламя светлое,

от нитки остается легкая зола, запаха нет.

3. Искусственный шелк. В. На нитке образуется черный узел и пламя

4. Лен. Г. Сгорает быстро, пламя светлое, зола

5. Шерсть. Д. Горит сильно, быстро, не издавая никакого

запаха, при горении потрескивает.

  1. Что надо сделать, чтобы цветное белье не полиняло?

а) Подержать несколько минут в холодной воде с уксусом;

б) прокипятить с мылом и содой;

в) замочить на несколько минут в соленой воде.

  1. Чем смягчают воду при стирке шерстяных вещей?

а) Солью; в) питьевой содой;

б) уксусом; г) сахаром.

  1. Как можно удалить блеск на локтях, манжетах, воротнике, коленях костюма?

а) Потереть соответствующие места ваткой, смоченной в заварке чая;

б) потереть щеткой, смоченной в нашатырном спирте, потом мокрой тряпочкой;

в) протереть разрезанной сырой картофелиной, а затем – сухой чистой тряпочкой;

г) почистить щеткой, смоченной в растворе из трех частей столового уксуса и одной части воды.

  1. Какое из перечисленных средств применяют при стирке шелка?

а) Нашатырный спирт; в) питьевую соду;

б) глицерин; г) мыльный раствор.

  1. Что надо делать, чтобы белая шелковая блузка не пожелтела?

а) После стирки прополоскать в слегка подсоленной воде;

б) прополоскать в воде с молоком (1/2 стакана молока на 2л воды);

в) прополоскать в воде с уксусом (3 столовые ложки на 1л воды).

  1. Как можно устранить свежие пятна от травы?

а) Застирать пятно в теплом мыльном растворе с добавлением нашатырного спирта;

б) засыпать испачканное место растолченным мелом, процедуру повторять, пока мел не перестанет зеленеть;

в) протереть пятно перекисью водорода: 1 чайная ложка на 1/2 стакана воды, затем промыть холодной водой.

Сервировка стола. Элементы этикета.

  1. Какой материал использовали в древнем Китае для изготовления посуды?

а) Серебро; г) фарфор;

б) глину; д) стекло.

  1. Какой предмет сервировки стола дарят друзьям в странах Скандинавии как символ мира и дружбы?

б) ложку; г) чайную пару.

  1. Какой столовый прибор украшал конек замка людоеда в книге «Волшебник Изумрудного города»?

а) Ложка; в) вилка;

  1. В старину еду, подаваемую к столу, клали:

а) в бумажные салфетки;

б) в порционные горшочки;

в) в специальные углубления, сделанные в крышке стола.

  1. Найдите неверный ответ.

Тарелки по назначению и размерам делятся на:

а) пирожковые; г) вспомогательные;

б) десертные; д) столовые мелкие;

в) закусочные; е) столовые глубокие.

  1. В какой стране чай принято пить в пять часов?

а) Во Франции; в) в Англии;

б) в России; г) в Китае.

  1. При ком из царей появилось первое печатное пособие по правилам поведения в России?

а) При Петре I; в) при Иване Грозном;

б) при Екатерине II; г) при Николае II.

  1. Этот вид приема в переводе с французского означает «на вилку».

а) Барбекю; в) бранч;

б) фуршет; г) пикник.

  1. Название этого вида приема гостей произошло от названия блюда из мяса, рыбы или дичи, приготовленных на особой жаровне на открытом воздухе.

а) Барбекю; в) ланч;

б) пикник; г) шашлык.

  1. Найдите неверный ответ.

Распространенная форма короткого приема.

а) Чайный стол; г) коктейль;

б) кофейный стол; д) бокал шампанского.

в) холостяцкий ужин; е) фуршет.

  1. У вас дома собрались гости, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать?

б) 15 мин; д) пока не придет.

  1. Как поступить с полученными в подарок сладостями?

а) Съесть, когда гости разойдутся;

б) выставить на общий стол;

в) передарить кому-нибудь.

  1. Вы находитесь в гостях и вдруг вспоминаете, что по телевизору началась очередная серия вашего любимого сериала. Можно ли попросить хозяев включить для вас телевизор?

а) Можно; б) нельзя.

  1. Должны ли хозяева представлять друг другу гостей, если они не знакомы?

а) Должны; в) гости сами представятся друг другу.

  1. Когда можно сесть за праздничный стол?

а) Как только вошли в комнату;

б) только после того, как сядут хозяева;

в) после приглашения хозяйки.

  1. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и …

а) заправляете за воротник; в) кладете рядом с тарелкой.

б) кладете на колени;

  1. Как вести себя, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

а) Гневно откажетесь;

б) окажетесь, назвав причину отказа;

в) взять немного, поблагодарив.

  1. Как правильно есть котлету?

а) Ножом и вилкой; в) одним ножом.

  1. Как правильно есть апельсины?

а) Очистить ножом от кожуры, срезая ее спирально по кругу, а затем разделить на дольки;

б) очистить ножом от кожуры, срезая ее кусочками сверху вниз, а затем апельсин разделить на дольки;

в) очистить кожуру ножом произвольно, а затем, разделив на дольки, есть с помощью ножа и вилки.

  1. Для чего к рыбе подается нож?

а) Чтобы разрезать большой кусок на маленькие;

б) чтобы отделять мясо от костей;

в) чтобы придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.

  1. Какую кашу любил Илья Муромец?

а) овсяную; в) пшенную;

б) гречневую; г) перловую.

  1. Из какой крупы варят гурьевскую кашу?

а) Из манной; в) из гречневой;

б) из пшеничной; г) из риса.

  1. Из какого растения получают манную крупу?

а) Из проса; в) из овса;

б) из ячменя; г) из пшеницы.

  1. Какое дерево в переводе с латинского называют «пищей богов»?

а) Конфетное; в) хлебное.

  1. Лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, вино, дрожжи. О каком овоще идет речь?

а) Репа; в) картофель;

б) свекла; г) тыква?

  1. Какова особенность борща сибирского?

а) Добавляют чеснок и шпик;

б) подают с галушками;

в) добавляют фасоль, чеснок и фрикадельки;

г) готовят на свинокопченостях и особым образом нарезают овощи.

  1. Из какой рыбы варят «царскую уху»?

А) Из семги; в) из ершей;

Б) из форели; г) из стерляди.

  1. Какие виды сырья можно получить из картофеля?
  1. О каком овоще идет речь?

Еще более 200-250 лет назад он считался ядовитым. В Европу его завезли испанцы и португальцы в XVI веке. Его родина – Мексика. На языке индейского народа он – «крупная ягода».

а) Картофель; в) баклажан;

б) огурец; г) помидор.

  1. Из этих плодов африканцы даже в наше время делают посуду, а засоленные в ней огурцы вкуснее, чем засоленные в деревянной кадушке. С точки зрения ботаники – это ягода. Что это за ягода?

а) Тыква; в) кабачок;

Ответы к тестовым заданиям.

  1. г; 2. а; 3. в; 4. б; 5. в; 6. 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-Д; 7. е; 8. а; 9. б; 10. а,в; 11. 1-Д, 2-В, 3-Г, 4-Б, 5-А; 12. г; 13. д; 14. в.
  1. в; 2. в; 3а; 4. б; 5. в; 6. в; 7.а; 8. 1-Б, 2-В, 3-Д, 4-Г, 5- А; 9. в; 10. в; 11. г; 12. а; 13. б; 14. а.

Сервировка стола. Элементы этикета.

  1. г; 2. б; 3. в; 4. в; 5. г; 6. в; 7. а; 8. б; 9. а; 10. е; 11. б; 12. б; 13. б; 14. а; 15. в; 16. б; 17. в; 18. б; 19. б; 20. б.

1. б; 2. а; 3. г; 4. б; 5. в; 6. в; 7. в; 8. Крахмал, патоку, спирт; 9. г; 10. а.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При решении тестовых заданий ученики выбирают как правило один правильный ответ из нескольких. Разработанные мною тесты выполнены по форме сдачи ЕГЭ, от простого к более сложному. Посмотрите может ком.

При решении тестовых заданий ученики выбирают как правило один правильный ответ из нескольких. Разработанные мною тесты выполнены по форме сдачи ЕГЭ, от простого к более сложному. Посмотрите может ком.

Представлены тестовые материалы для проведения проверочной работы по технологии по теме "Основы аграрной технологии".


Тестовые задания по технологии. Раздел: «Технология обработки древесины» 5 класс

Учебно-методический материал по технологии, тестовые задания. Раздел: "Технология обработки древесины" Разработан для закрепления и проверки знаний учащихся, при изучении этого раздела.Так же в п.


Тестовые задания по технологии. Раздел: «Технология обработки древесины» 6 класс

Учебно-методический материал по технологии, тестовые задания. Раздел: "Технология обработки древесины" Разработан для закрепления и проверки знаний учащихся, при изучении этого раздела.Так же в п.


Тестовые задания по технологии. Раздел: «Технология обработки древесины» 7класс

Учебно-методический материал по технологии, тестовые задания. Раздел: "Технология обработки древесины" Разработан для закрепления и проверки знаний учащихся, при изучении этого раздела.Так же в п.


Тестовые задания по технологии. Технологии ведения дома. 5 класс

Тестовые задания по технологии включают разделы: Кулинария, Обработка материалов, Проектная деятельность. Подготовка теоретического этапа к олимпиаде по технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"3 " - 15- 11 баллов

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по технологии в 11 классе»

Контрольный итоговый тест по технологии

Рассмотрены на заседании педагогического совета от 22.03.2018 г. Протокол №10

Утверждены приказом Муниципального общеобразовательного учреждения «Пижемская средняя школа»

от 22.03.2018 года №58-од

Контрольно-измерительные материалы

для проведения промежуточной аттестации

по технологии в 11 классе за 2017-2018 учебный год

Форма проведения: тест

Учитель: Коновалова Е.В.

Критерии оценивания:

Отметка «5» - 25 - 22 баллов;

Отметка «4» -21– 16 баллов;

Отметка «3» - 15 – 11 баллов;

Отметка «2» - 10 и меньше.

1. Род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека – это…

а) специальность б) профессия в) работа

2. Умение правильно оценить себя - это…

А) заниженная самооценка Б) адекватная самооценка В) завышенная самооценка

3. Что является ошибкой при выборе профессии?

А) незнание мира профессий Б) незнание зарплаты В) незнание себя

Г) незнание правил выбора профессии

4. К специальностям относятся:

А. Врач - терапевт; Б. Учитель; В. Слесарь; Г. Инженер

А. Природа; Б. Техника; В. Знаковая система; Гг. Человек; Д. Художественный образ;

Е. Орудия производства

6. Что следует понимать под вертикальной карьерой:

А. Должностной рост, продвижение по служебной лестнице;

Б. Рост профессионального мастерства;

В. Быстрое достижение известности

7. Где осуществляется высший уровень профессиональной подготовки:

А. В профессиональных училищах, на производстве;

Б. В средних специальных учебных заведениях (колледжах, техникумах, училищах);

В. В высших учебных заведениях

8. Что не относится к орудиям производства:

А. Машины; Б. Измерительные приборы; В. Инструменты; Г. Автоматические устройства;

Д. Производственные здания

9. Что следует понимать под квалификацией:

А. Вид занятия в рамках одной профессии;

Б. Более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области;

В. Степень готовности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определенным документом;

Г. Род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования.

10. Причина появления профессиональной деятельности

А) возникновение товарно-денежных отношений

Б) преобразование окружающей среды

В) удовлетворение потребностей производителя

11.Деятельность человека по созданию чего-либо

А) Техническая Б) Предпринимательская В) Преобразовательная

12. Что такое профессиональный план?

А) представление человека о желаемом образе жизни

Б) обоснованное представление об избранной области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.

В) то, что побуждает человека к профессиональной деятельности

13. Более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии – это…

А) профессия Б) специальность В) работа

А. Инженер-технолог Б. Учитель; В. Продавец продовольственных товаров;

Г. Слесарь; Д. Врач - терапевт;

15. Что следует понимать под горизонтальной карьерой:

А. Должностной рост, продвижение по служебной лестнице;

Б. Рост профессионального мастерства;

В. Быстрое достижение известности

16. Назовите главное действующее лицо в рыночной экономике:

А)производитель Б) потребитель В) предприниматель

17. В процессе решения задачи возникает как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву (озарению). К какому методу решения творческих задач это относится?

Б) метод гирлянд случайностей и ассоциаций
В) морфологический анализ

Г) мозговая атака

18. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения. Какая это аналогия?

А) прямая Б) личная В) символическая Г) фантастическая

19. Признаки нескольких, случайно выбранных объектов, переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания. К какому методу решения творческих задач это относится?

А) метод фокальных объектов Б) синектика В) морфологический анализ

Г) функционально - стоимостный анализ (ФСА)

20. Задачу последовательно решают две группы людей - первая группа выдвигает различные идеи, вторая выносит суждение о ценности выдвинутых идей.

А) синектика Б) мозговая атака В) морфологический анализ

Г) метод гирлянд и ассоциаций

21. Как называется метод - разновидность мозговой атаки, который помогает обнаружить скрытые задачи

А) морфологический Б) вепольный анализ В) ассоциативный переход

22. Отождествить себя с техническим объектом. Какая это аналогия?

А) прямая Б) личная В) символическая Г) фантастическая

23. Суть метода - выявление нескольких типовых признаков, значимых для, решаемой задачи и составление возможных сочетаний этих признаков. К какому методу решения творческих задач это относится?

А) мозговая атака Б) синектика В) морфологический анализ

Г) метод контрольных вопросов

24. Мозговой штурм, проводимый с использование аналогий. К какому методу решения творческих задач это относится?

А) обратная мозговая атака Б) метод фокальных объектов В) морфологический анализ

25. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большее число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта. К какому методу решения творческих задач это относится?

А) мозговая атака

Б) метод гирлянд случайностей и ассоциаций

В) морфологический анализ

Г) метод контрольных вопросов

1. Поиск недостатков - путь к совершенству. К какому методу решения творческих задач это относится?

А) мозговая атака Б) обратная мозговая атака

В) метод гирлянд случайностей и ассоциаций Г) морфологический анализ

2. Установление связи между понятиями, явлениями, порой весьма отдаленными друг от друга. К какому методу решения творческих задач это относится?

А) метод гирлянд случайностей и ассоциаций

В) метод контрольных вопросов

Г) морфологический анализ

3. Как называется группа, которая работает на втором этапе мозгового штурма?

А) "эксперты" Б) "генераторы идей" В) "синекторы"

4. Генерации идей способствуют такие приемы, как инверсия (сделай наоборот), фантазия, аналогия, эмпатия. В каком методе решения творческих задач их используют?

А) синектика Б) метод контрольных вопросов В) метод фокальных объектов

Г) мозговая атака Д) морфологический анализ

5. Как называется таблица, в которой располагаются морфологические признаки?

А) таблица подстановки Б) черный ящик В) таблица размещения информации Г) матрица

6. Главный недостаток метода морфологического анализа:

А) дефицит информации об объекте исследования

Б) избыток способов достижения цели

В) отсутствие доказательства по решению задачи

Г) обилие альтернативных вариантов решения

7. Что следует понимать под «карьерой»:

А. Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия;

Б. Получение материальных благ, выгод, власти, наград незаслуженным или нечестным образом;

В. Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности

8 . Род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека – это…

А) профессия Б) специальность В) работа

А. Инженер-технолог Б. Учитель; В. Врач - терапевт; Г. Слесарь;

10. Назовите главное действующее лицо в рыночной экономике:

А) предприниматель Б) потребитель В) производитель

11. Более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии – это…

А) специальность Б) профессия В) работа

12. Умение правильно оценить себя - это…

А) адекватная самооценка Б) заниженная самооценка В) завышенная самооценка

13. Что следует понимать под вертикальной карьерой:

А. Рост профессионального мастерства;;

Б. Должностной рост, продвижение по служебной лестнице

В. Быстрое достижение известности

14. Деятельность человека по созданию чего-либо

А) Преобразовательная Б) Предпринимательская В) Техническая

15. Что следует понимать под горизонтальной карьерой:

А. Должностной рост, продвижение по служебной лестнице;

Б. Быстрое достижение известности

В. Рост профессионального мастерства;

16. Что такое профессиональный план?

А) представление человека о желаемом образе жизни

Б) то, что побуждает человека к профессиональной деятельности

В) обоснованное представление об избранной области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.

17. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большее число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта. К какому методу решения творческих задач это относится?

А) метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Б) мозговая атака

В) морфологический анализ

Г) метод контрольных вопросов

18. Как называется метод - разновидность мозговой атаки, который помогает обнаружить скрытые задачи

А) морфологический Б) диверсионный В) ассоциативный переход Г) вепольный анализ

19. Главный недостаток метода морфологического анализа:

А) обилие альтернативных вариантов решения
Б) избыток способов достижения цели

В) отсутствие доказательства по решению задачи

Г) дефицит информации об объекте исследования

20. Мозговой штурм, проводимый с использование аналогий. К какому методу решения творческих задач это относится?

А) обратная мозговая атака Б) метод фокальных объектов В) синектика

Г) морфологический анализ

21. Отождествить себя с техническим объектом. Какая это аналогия?

А) прямая Б) символическая В) личная Г) фантастическая

22. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения. Какая это аналогия?

А) личная Б) прямая В) символическая Г) фантастическая

23. Задачу последовательно решают две группы людей - первая группа выдвигает различные идеи, вторая выносит суждение о ценности выдвинутых идей.

А) синектика Б) метод гирлянд и ассоциаций
В) морфологический анализ Г) мозговая атака

24. Где осуществляется высший уровень профессиональной подготовки:

А. В высших учебных заведениях

Б. В средних специальных учебных заведениях (колледжах, техникумах, училищах);


Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Тесты по технологии

1. Элементы машиноведения

1. С помощью каких машин осуществляется обработка конструкционных материалов?

2. Частота вращения ведущего колеса равна 120 об/мин, передаточное отношение равно I = 2. Чему равна частота вращения ведомого колеса?

2. Элементы материаловедения

3. Какое свойство материала определяется как способность выдерживать нагрузки, не разрушаясь?

4. К дефектам обработки древесины относят …

Г. Наклон волокон

3. Механическая обработка древесины

5. Как называется вращательное движение заготовки при точении на токарном станке по обработке древесины?

В. Главным движением

6. Движение шпинделя в токарном станке по обработке древесины осуществляется с помощью?

  • Зубчатой передачи
  • Ременной передачи
  • Реечной передачи
  • Цепной передачи

4. Ручная обработка древесины

7. Каким свойством характеризуется способность древесины сопротивляться проникновению в нее других тел?

  • Пластичностью
  • Твердостью
  • Упругостью
  • Прочностью

8. Что представляет собой нагель?

  • Квадратный деревянный стержень
  • Цилиндрический деревянный стержень
  • Гвоздь без шляпки
  • Жидкие гвозди

5. Ручная обработка металла

9. Какой способ опиливания используется при окончательной отделке поверхности металлического изделия?

  • круговой
  • продольный
  • поперечный

6. Механическая обработка металла

10. Какие ошибки при работе на сверлильном станке могут

привести к травме?

  • удаление стружки крючком или щеткой-сметкой
  • работа в рукавицах
  • работа в защитных очках
  • оставленный без присмотра включенный сверлильный станок

11. Какими фрезами выполняют фрезерование уступов ?

  • дисковой фрезой
  • угловой фрезой
  • отрезной фрезой
  • цилиндрической фрезой

7. Графика

12. Какой линией обозначают ось симметрии детали?

  • штрихпунктирной тонкой линией
  • сплошной тонкой
  • штриховой
  • сплошной волнистой

13. Документ, устанавливающий единые правила оформления графической и технической документации …

  • нормы и правила
  • правила
  • стандарт
  • нормы

14. Какая штриховка соответствует изображению металла в сечении?


8. Электротехника

15. К электрической розетке с напряжением 220 В подключены электрообогреватель, мощностью 2 кВт и чайник мощностью 1,3 кВт. Перегорит ли предохранитель в сети с током срабатывания 20 А?

  • не перегорит
  • может перегорит, а может быть и нет
  • перегорит

16. Нарисуйте схему двухрожковой люстры с двумя элементами управления.

17. Электромагниты используются в:

  • лампах накаливания
  • электронагревательных приборах
  • реле
  • выпрямителях

18. Переноска тяжелых стальных изделий возможна с помощью:

  • постоянных магнитов
  • электромагнитов
  • трансформаторов
  • генераторов

9. Художественная обработка материалов

19 . Основные материалы для изготовления макетов ?

  • глина
  • графит
  • пластилин
  • картон

20. Какие инструменты не применяют в пропильной резьбе ?

  • ручной лобзик
  • шлифовальная шкурка
  • напильник
  • клещи

10. Культура дома

21. В каких лакокрасочных материалах используется в качестве растворителя вода?

  • в масленых красках
  • в дисперсионных красках
  • в аквалаке
  • в эмалевых красках

11. Экология

22. Образующийся при сжигании топлива в топках основных производителей электрической энергии тепловых электростанций газ СО2 приводит к:

  • понижению температуры планеты
  • повышению температуры планеты
  • к изменению климата
  • таянию льдов в Арктике и Антарктиде и повышению уровня мирового океана.

23. Наибольший расход материалов и следовательно, сокращение необходимых будущим поколениям ресурсов Земли, имеет место при:

  • обработке материалов давлением
  • литье
  • обработка материалов резанием
  • гибке материалов.

24. В ряде стран (Великобритания, Италия, Китай и др.) стремятся избавиться от использования пластмассовых пакетов и бутылок, потому что:

  • при их сжигании выделяются ядовитые газы
  • дешевле заменить их бумажными пакетами
  • они сохранятся в природе сотни лет
  • их поедают дикие животные.

12. Семейная экономика

25. Основной функцией домашнего хозяйства является …

  • производство товаров и услуг
  • потребление товаров и услуг
  • создание и реализация трудовых ресурсов
  • производство общественных продуктов

26. Какие расходы в семейной экономике являются постоянными?

  • покупка продуктов питания
  • оплата ремонта стиральной машины
  • плата за жилье
  • транспортные расходы

13. Основы предпринимательства

27. С чего начинается предпринимательская деятельность?

  • с официальной регистрации бизнеса
  • с предпринимательской идеи
  • с общения с потенциальными клиентами
  • с уверенности в самом себе

28. С каких лет гражданин России может заниматься предпринимательской деятельностью?

  • с 14 лет
  • с 16 лет
  • с 18 лет
  • с 21 года

14. Техническое творчество

29. Единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники на протяжении истории называют…

  • научно-технический регресс
  • научно-технический прогресс
  • научно-технический процесс
  • научно-техническая революция

15. Профессиональная ориентация

30. Выберите профессии, в которых преобладает труд с использованием автоматизированных и автоматических систем.

  • водитель
  • столяр-краснодеревщик
  • печатник
  • слесарь-сборщик

31. Какие профессии относятся к профессиям типа «человек – художественный образ»?

  • дизайнер
  • программист
  • зоолог
  • бухгалтер

16. Информационные технологии

32. Для того, чтобы выполнить чертёж детали с помощью компьютера наиболее грамотно будет воспользоваться…

  • электронными таблицами
  • текстовым редактором
  • графическим редактором
  • электронной системой САПР

17. Проект

33. Для выполнения экономического расчета в пояснительной записке к творческому проекту наиболее грамотно будет воспользоваться…

  • графическим редактором
  • электронными таблицами
  • текстовым редактором
  • программой-калькулятором

34. Что не входит в поисково-исследовательский этап творческого проекта?

  • выбор темы проекта
  • сбор информации по теме проекта
  • выбор наилучшей идеи и ее исследование
  • изготовление материальной части проекта

35. Выполнение проекта начинается с …

  • поиска и анализа необходимой информации
  • определения проблемы и темы проектирования в результате анализа потребностей рынка
  • выбора оптимальной идеи
  • изучения человеческих потребностей

Ответы к тестам по технологии

  1. г
  2. в
  3. б
  4. а, в
  5. в
  6. б
  7. б
  8. б
  9. в
  10. б
  11. а, г
  12. а
  13. в

  14. г
  15. а

  16. в
  17. б
  18. а, в, г
  19. г
  20. б, в
  21. б, в, г
  22. в
  23. а, в
  24. б
  25. а, в, г
  26. б
  27. а
  28. б
  29. в
  30. а
  31. г
  32. б
  33. в
  34. г

«Я выгляжу в основном как код на языке программирования», — отвечает голосовая помощница Алиса на вопрос о ее внешности. Она включает музыку, ставит будильник, но, кроме того, поддерживает отвлеченную беседу почти как человек. Сценарии диалогов для нее прописали разработчики, но еще машину нужно научить верно выбирать ответы, которые будут восприниматься естественно и логично. Эту работу в том числе помогают выполнять специальные люди — разметчики данных.

Два года назад сооснователь Dbrain и R-Sept Алексей Хахунов в материале «Афиши Daily» говорил о разметчиках данных как о представителях новой профессии, которая появится с развитием искусственного интеллекта. Сегодня эти люди работают в сервисах «Яндекс.Толока», Handl или Labelbox, а для некоторых разметка уже стала источником регулярного заработка.

Руководитель сервиса «Яндекс.Толока»

«Потребность в разметке данных людьми возникла, когда началось индустриальное применение технологий машинного обучения: алгоритмам нужно обучаться на данных, и зачастую их невозможно получить, пока их не создаст человек.

Первые разметчики данных, которые изучали случайную анонимизированную пару «поисковый запрос — нашедшийся документ» и оценивали, насколько найденный документ релевантен запросу пользователя, появились [в «Яндексе»] еще в 2008–2009 годах.


Десять лет назад ручная разметка данных в «Яндексе» начиналась с нескольких людей, которые заполняли таблицы в Excel. А в 2014 году появилась платформа «Яндекс.Толока», где каждый может выступить и в роли заказчика, и в роли исполнителя. Сейчас каждый день там размечают десятки миллионов единиц данных для сотен разных проектов. И мы ожидаем, что до конца 2020 года в выполнении заданий поучаствуют более 6 млн человек».

Кто работает в разметке

Пенсионерка Марина Степанова из Сочи выбрала работу разметчицы данных три года назад. «Я искала подработку. Перепробовала много разных сайтов, копирайтинг, где вроде работаешь, вкладываешься, а получаешь копейки. В итоге остановилась на «Толоке», — говорит она. — Сначала работа не пошла: было неинтересно, тяжеловато с первой попытки , так что я это дело оставила. Вернулась спустя примерно год, и в этот раз получилось. Чем больше я работала, тем более понятной становилась система».

Разметчики на «Толоке» составляют собственный график подработки. Кто‑то, как Степанова, занимается этим каждый день. «Утром встаю иногда в 8.00, иногда — в 10.30, кофе попила и включаю компьютер, — рассказывает она. — Но это не значит, что в это время для меня уже есть любимые задания. Я провожу в «Толоке» не все время — занимаюсь своими делами и периодически захожу туда. И так до 9 часов вечера. Заработки очень маленькие, буквально по центу цепляешь, и чтобы что‑то заработать, [надо работать целый день]».

Студент IT-направления Кирилл рассказал «Афише Daily», что уже два года каждый день подрабатывает на разметке. «Сначала уделял заданиям порядка двух-трех часов по три-четыре дня в неделю, — говорит он. — Сейчас же в условиях удаленного обучения могу уделять по четыре-пять часов пять дней в неделю».

Разметчик Алексей Дубровин из Улан-Удэ заходит на сайт время от времени. «Весной, когда был период самоизоляции и все сидели на удаленке, работы стало меньше, а свободного времени — больше. Я случайно наткнулся на «Толоку» и попробовал, что из этого получится, — говорит он. — Времени на выполнение заданий уделяю иногда час, иногда два, иногда 10–15 минут».

Все эти разметчики — фрилансеры. Они не занимаются разметкой ни в штате «Яндекса», ни в какой‑либо другой компании. Заказчики публикуют на платформе задания, описывают условия и устанавливают стоимость. Многие разметчики не имеют специальных знаний, но иногда для обучения машинного интеллекта требуются квалифицированные специалисты, например, чтобы отметить место перелома на снимках и проанализировать решения суда.

Читайте также: