Какие профессии принимают участие в создании балетного спектакля

Опубликовано: 30.06.2024

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

В маленьком театре осветитель может одновременно исполнять обязанности художника по свету. В его задачи входит создание так называемой «световой партитуры». Он должен знать, что, где и какими оттенками светит, когда мигает, а когда и вовсе гаснет.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры.

Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Цель: сформировать у обучающихся представление о балетном спектакле.
Задачи:
Образовательные : знакомство обучающихся с профессиями, задействованными в создании спектакля.
Развивающие : формирование познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательные : воспитание эстетического вкуса, музыкальной и общей культуры.

Методическая цель занятия : активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование понятия «балетный спектакль», осознание обучающимися уникальности хореографического искусства.

Тип занятия : теоретическое с элементами практики, овладение новыми знаниями

Форма занятия : групповая

Организационно – педагогическое обеспечение занятия :

1. Технические средства и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, телевизор.

2. Методы проведения: словесный - рассказ педагога с элементами беседы, наглядный - компьютерная презентация; практический –повторение, элементы импровизации

1-я часть – подготовительная или организационная

(вход в зал, приветствие, сообщение темы занятия)

2-я часть – основная

(рассказ педагога, повторение позиций, упражнения на середине зала в повороте по точкам, танцевальная импровизация, просмотр слайдов)

3-я часть – заключительная

(обобщение и закрепление нового материала, мини – викторина, подведение итогов, просмотр балета «Щелкунчик» или фрагментов из него)

  1. Подготовительная часть включает в себя: вход в зал, настрой на занятие, поклон, проход по залу спокойным шагом, лёгкий бег по кругу и возвращение на свои места, объявление темы занятия «Балетный спектакль, его создатели»
  2. Основная часть:

Педагог: Сегодня мы поговорим о балетном спектакле. Французское слово "ballet" произошло от итальянского «balletto», что значит танцевать.

Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).

Давайте исполним движения из разных групп, которые ещё Пьер Бошан сформировал: приседания, прыжки, повороты (наша подготовка к вращениям). Обучающие исполняют. (МУЗ. ФРАГМ.). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Мы с вами знаем или нет эти позиции? Давайте их повторим (МУЗ. ФРАГМ.). Хорошо.

Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так же были выработаны каноны, регламентирующие тематику и форму балетного спектакля, разработаны виды театрального танца. Так началось формирование балета, развившегося к XVIII веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.

Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство. Это произошло при царе Алексее Михайловиче, в 17 веке. Первым русским балетом считается « Балет об Орфее и Евридике» (муз. Г.Шютца) Он был исполнен в 1673 году в селе Преображенском, Москва. Спектакль сочетал пение, декламацию и танцы. Его подготовил иностранец Никола Лима. Точно неизвестно, кто он был по происхождению — скорее всего, шотландец, эмигрировавший во Францию, а затем приехавший в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме были отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. Это был первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сцене . По описанию историков, балет начинался с арии – речи главного героя, восхвалявшего доблести царя. По ходу действия «пение Орфея заставляло двигаться скалы и деревья», а в финале две «пирамидальные скалы» плясали в честь Алексея Михайловича. Но уже много позже, после ассамблей при Петре I, на рубеже 30 - 40-х годов XVIII века родился профессиональный балетный театр в России. Стали создаваться балетные спектакли.

Как вы думаете, кто этим занялся? Ответ обучающихся .

Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий.

Прежде всего авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию — его сцены и танцы — на сюжет, предложенный драматургом .

Балетмейстер (от нем. – Balletmeister ) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов. Как рождается замысел балетного спектакля у хореографа – балетмейстера – сказать с точностью невозможно. Наверное, это было, есть и будет похоже на то, как возникает мелодия или стихотворение. Здесь давали о себе знать личные привязанности, привычки, вкусы, а иногда просто случайные события. Михаил Фокин создавал свои балеты, черпая вдохновение в живописи художников «Мир искусства», Мариуса Петипа на «Спящую красавицу» вдохновила музыка Чайковского (МУЗ. ФРАГМ.). Касьян Голейзовский сочинял свои гениальные миниатюры, вдохновлённый общением с природой. Лунные блики на полу подтолкнули неисчерпаемую фантазию балетмейстера на сочинение знаменитой «Мазурки» для Екатерины Максимовой. А выпавший из окна лёгкий платочек, кружившийся в воздухе, воплотился в знаменитой «Русской» (МУЗ. ФРАГМ.). Кого из балетмейстеров вы знаете? Назовите. Ответ обучающихся.

Назову вам некоторые знаменитые имена российских балетмейстеров: Мариус Петипа, Михаил Фокин, Юрий Григорович. Мариус Петипа к постановочным репетициям готовился дома, в своём кабинете. На специальном столике помещалась доска похожая на шахматную, со множеством небольших балетных фигурок. Двигая их по полю, балетмейстер придумывал свои грандиозные танцевальные ансамбли. И только затем требовал перо и бумагу. На чистых, белых листах при помощи нехитрых значков – кружочков, стрелочек, крестиков он зарисовывал танцевальные сцены, рассчитанные на сотню артистов.

Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может.

Для того, чтобы всем было понятно о чём балет, существует….кто знает что? Правильно! Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. В основе сюжета балетных спектаклей часто лежат сказочные, волшебные истории. Например, сюжет балета «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана: «Накануне Рождества маленькой девочке Маше дарят Щелкунчика - куклу, умеющую раскалывать орехи. Ночью Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он бесстрашно сражается с армией крыс и мышей. Маша бросает свою туфельку в Мышиного короля, а потом принц уносит её во дворец сладостей. Там Маша попадает на бал и видит, как танцуют в разных странах мира. Там же фея Драже танцует па-дэ-дэ с принцем. В конце Маша просыпается и понимает, что это был сон». Либретто очень часто основывается на литературном произведении, но автором может быть и композитор, и балетмейстер, и художник, и артист.

Бывает, что на основе либретто (сценария) композитор пишет балетную музыку, а может и сама музыка подскажет создателю (балетмейстеру) содержание будущего танцевального произведения.

Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Неимоверно велика роль музыки в спектакле, какая музыка – таковы и персонажи; она отражает все происходящие в сюжете события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии .

Вы знаете, композиторов, писавших музыку для балетов? Назовите! Ответ обучающихся. (Глиэр, Асафьев, Минкус, Пуни, Чайковский, и т.д.)

С XIX века ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета. Всему миру известны балеты Петра Ильича Чайковского, Сергея Сергеевича Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке»), Родиона Константиновича Щедрина («Анна Каренина», «Кармен-сюита», «Чайка», «Конёк-Горбунок» и «Дама с собачкой») и других композиторов.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, создавать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

А кто-же будет воплощать задуманное балетмейстером? Ответ обучающихся.

Конечно артисты, их много – это солисты, и это кордебалет. Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Вацлав Нижинский, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Марис Лиепа, Владимир Васильев и другие. Работает с ними педагог-репетитор. Именно с ним, танцовщики разучивают движения своих партий, отрабатывают их и повторяют множество раз, репетируют.

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Тут трудятся художники-декораторы. Вот некоторые прославленные имена: Александр Бенуа, Александр Головин, Леон Бакст. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения. Эскизы к сценам спектакля всегда точно это передают.

Непосредственно перед выходом на сцену с исполнителями работают гримёры, создавая нужный образ. Некоторые образы требуют «специального грима», например, образ Мышиного короля из балета «Щелкунчик», злого волшебника Ротбарда из балета «Лебединое озеро», герои из балета «Чипполино».

Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма. Сочиняя музыку к балету, композитор создает самостоятельное музыкальное произведение искусства; балетмейстер же, вдохновленный музыкой, создает на ее основе хореографическое произведение — самый балет. В единстве музыки и танца, в синтезе композиторского и балетмейстерского творчества и кроется успех будущего балетного спектакля, определяется характер будущей хореографии.

«Помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь,

героические оратории и симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя, беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая, танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние и в дремучий мороз,

После грозного потрясения, злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь, легче дышится и внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение, белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется, и наказан будет злодей

До поры, пока сердцу чудится танец маленьких лебедей.»

О каком музыкальном фрагменте идёт речь в этом стихотворении Маргариты Алигер? Ответ обучающихся.

Кто написал этот балет? Ответ обучающихся.

Этот балет о прекрасной принцессе и её подругах, которых злой волшебник превратил в лебедей. Расколдовал их отважный принц Зигфрид.

Какими вы представляете маленьких лебедей? Ответ обучающихся (неумелые, неуклюжие). Давайте попробуем их изобразить, сымпровизировать. (МУЗ. ФРАГМ.)

3. Заключительная часть:

Итак, ребята, мы разобрали что же такое балетный спектакль. Теперь вопросы и задания:

  • Ребята, кто такой балетмейстер?
  • Кто пишет музыку для балета?
  • Что такое либретто?
  • Кто создаёт образы героев? (гримёры, художники, костюмеры)
  • Кто украшает сцену? (декораторы)
  • Какие вам известны балеты?
  • Найдите лишнее: Хачатурян, Петипа, Прокофьев, Чайковский
  • Перечислите фамилии композиторов, которые работали в этом направлении.
  • Назовите фамилии известных вам артистов балета.
  • Найдите лишнее: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Щелкунчик».
  • Кто является главными действующими лицами в балете? (Артисты)
  • па-де-де
  • па-де-труа
  • гран-па
  • адажио

Соедините стрелкой нужное определение танца.

  • танец вдвоем
  • танец втроем
  • большой танец
  • медленный танец главных героев

А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом занятии? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанного?
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

Теперь посмотрим сцены из балета «Щелкунчик».

Молодцы! Вы были очень внимательны. Впечатлениями будем делиться на следующем занятии, всё обдумайте, запомните! Всего вам хорошего! Занавес закрывается!

Р.S. или пояснение: музыкальные фрагменты, обозначенные в тексте - (МУЗ. ФРАГМ.) исполняет концертмейстер.

Деген А.Б., Ступников И.В. Мастера танца. /Ленинград.: Музыка, 1974

Демидов А.П. Юрий Григорович. / М.: Планета, 1987.
Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. /М.: Искусство, 1989.

Моисеев И.А. О народно-характерном танце: материалы семинара//Бюллетень Хореографического училища ГАБТ СССР, 1957-58.

Пасютинская В.М . Волшебный мир танца. /М.: Просвещение, 1985.

Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / М.: Просвещение, 1986.

Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература /М.: Музыка, 1989

Секрет танца /Составитель Т.К.Васильева,- СПб.: Диамант. Золотой век, 1997.

"А кто вам сказал, что я увлекаюсь балетом? - ответила однажды Майя Плисецкая на вопрос: "Чем еще, кроме балета, вы увлекаетесь". - Это моя работа, за которую я получаю деньги. Не такая уж я балетоманка, мне скульптура больше нравится. "

А мы привыкли думать, что все балерины и танцовщики - сумасшедшие фанаты, которые ничего, кроме балета, в жизни не видят, да и не хотят видеть. И мы понимаем эту одержимость, ведь балет практически само эстетическое совершенство. Каждая девочка хоть недолго мечтает стать балериной. Существует мнение, что страсть к балету заложена у русских в генах. Какая-то хромосома делает ноги и руки наших людей самыми "пригодными" для этого искусства, а еще заставляет трепетать и благоговеть, глядя на балерин и балерунов.
Возможно, именно этим объясняется тот факт, что каждое лето в знаменитые балетные училища приходят толпы родителей с детьми. В глазах взрослых читается одно желание - ввести дитя в этот замкнутый, возвышенный и невероятно жестокий мир. Старшие надеются, что их дети станут новыми барышниковыми или улановыми. И готовы приносить неисчислимые жертвы.



Заветные пороги

Это не высокие слова. Балет - одна из немногих профессий, которая требует оставить за бортом все, не касающееся ее. В 10 лет мальчики и девочки приходят поступать в балетное училище. Здесь им предстоит первое испытание: отбор.

Легендарное Вагановское училище (ныне Академия русского балета им.А.Я.Вагановой) выпустило из своих стен множество звезд отечественного балета. Именно здесь, в первой в России "Танцовальной Ее Величества школе" сформированы балетные устои и традиции. Декан исполнительского факультета Марина Александровна Васильева рассказывает, что на первом туре конкурсного отбора оцениваются прежде всего физические данные.
Что это значит? Будущая балерина или танцовщик должны быть узкокостными, стройными, иметь узкое колено, тонкую щиколотку, высокий подъем. Отношение роста стоя к росту сидя не должно превышать цифры 52 (это очень важный показатель). Мальчика или девочку просят присесть, разведя колени в стороны - это показывает подвижность тазобедренных суставов, так называемую выворотность. Ребенка просят согнуться - и смотрят на гибкость и форму позвоночника.

Вообще, в балете свой язык. Например, шаг - это то, насколько высоко поднимается нога. И счастливчики, которые обладают от природы легким, хорошим шагом, имеют гораздо больше шансов поступить в училище. То же самое можно сказать про прыжок. Чем он выше (особенно у мальчика), тем лучше.
Конечно, бывают редкие исключения, когда дети с не очень подходящими данными столь трудолюбивы, талантливы и терпеливы, что со временем одолевают природу. Так, например, родители Илзе и Андриса Лиепы ежегодно получали из училища Большого театра уведомления, что их дети переведены в следующий класс условно, потому что у Илзе слишком высокий рост, а у Андриса проблемы с весом.

Большинство принятых зачисляются условно. Это значит, что в любой момент их могут отчислить. Надо сказать, что училища такого уровня, как Вагановское, отчисляют много и жестоко. Престиж этого диплома во всем мире настолько высок, что выпускники непременно должны соответствовать эталонным стандартам русской балетной школы. Деньги или связи здесь ничего не решают. Поговаривали, что в каждом балетном училище было "свое" окно, откуда отчисленные пытались выбрасываться. И воспитателям приходилось буквально за руку держать тех, у кого сдали нервы.

Поступив, школьники начинают осваивать две программы. Одну, общеобразовательную - с 9 утра. А во второй половине дня начинаются хореографические дисциплины - классический танец, исторический, музыка, история балета и т.д. Поскольку уже со второго класса многие ученики участвуют в спектаклях, то до семи вечера продолжаются репетиции. А потом - спектакль.
Те ученики, которые приезжают учиться из других городов, живут в интернате при училище. Правда, будет правильнее сказать, что они там ночуют. Потому что уходят на занятия они в восемь, а возвращаются часто в десять вечера.
Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. В январе и мае отчисляют тех учеников, которые не выдержали нагрузок, а главное - не смогли оправдать ожиданий педагогов. Следующее серьезное отчисление происходит в третьем классе, а окончательное - в девятом. То есть практически перед выпуском. А виновны в этом порой гормоны, лишние килограммы или проблемы со здоровьем. Девочку, которая прибавила два килограмма или пять сантиметров роста, трудно поднимать в поддержках, поэтому ей приходится уходить.
В итоге из 70 поступивших к моменту выпуска остается человек 25. На государственные экзамены собираются представители лучших театров. Некоторых приглашают на работу сразу же, после экзаменов. Другие вступают в новую жизнь самостоятельно.


Артисты балета - какие? Всегда казалось, что они немножко надменные. На самом деле все дело в осанке. Высоко поднятая голова и развернутые плечи придают им такой вид. Еще кажется, что они ведут богемный образ жизни, чувствительны, нежны и хрупки. Педагоги считают, что те, кто оканчивает училище, отличают большим терпением, крепкими нервами, устойчивой психикой и дисциплинированностью.
И действительно, каждый, кто близко общался с балетными, скажет, что они отличаются от других представителей театральных профессий именно железной дисциплиной, выдержкой и умением заставлять себя трудиться. Привыкшие за годы учебы к строгости, ежедневным однообразным упражнениям для поддержания формы, артисты балета знают, что их карьера зависит от того, сумеют ли они удержать себя в самых жестких рамках.
Понятно, например, что балерина не может позволить себе полнеть. Но самое важное - это постоянно и методично ограничивать себя в еде. (Те девочки, которые во время учебы пытались похудеть перед экзаменами при помощи таблеток, доводили себя до нервных срывов и больничных коек). То же самое можно сказать и про ежедневные занятия, которые нельзя прекращать. Даже самые знаменитые примы, безупречное мастерство которых является аксиомой, каждый день несколько часов проводят у балетного станка.

Выносливость, терпеливость, собранность - вот первые качества этой профессии. Именно они дают возможность приобрести и довести до совершенства технику танца.
И лишь потом идут эмоциональность, одухотворенность и внутренний огонь. Без которых, конечно, невозможно стать настоящей звездой балета, но которых все же недостаточно.

Таланты и поклонники

Что уготовано выпускнику училища, в дипломе которого значится "артист балета"?

Во-первых, конечно, мечта каждого мальчика и каждой девочки - это театр. Выпускники училища при Большом театре поступают, понятное дело, в труппу Большого. Из Вагановского училища - в Мариинский, Михайловский, в балет Бориса Эйфмана и т.д.
Лишь единицы, самые талантливые сразу получают сольную партию. Для этого нужно быть действительно ярким, необычайно выдающимся артистом. Большинство зачисленных в труппу, что называется, "встают у воды". Это выражение означает попросту кордебалет. А дальше - как распорядится судьба. Многое, если не все, в судьбе любого, а балетного в особенности артиста зависит от стечения обстоятельств, от закулисных отношений, репертуара театра, мест на конкурсах, личного обаяния, наконец.

Уже в 38-40 лет артист балета, как правило, выходит на пенсию. К этому возрасту он имеет обычно поясничный или шейный остеохондроз, изуродованные стопы и абсолютную психологическую растерянность. После того как тридцать лет жизни отданы балету, трудно начинать все сначала.

Конечно, как и везде, есть исключения. Плисецкая на концерте в честь пятидесятилетия сценической жизни танцевала, и еще как. Марго Фонтейн собиралась в 42 года уйти на покой, но Рудольф Нуриев "задержал" ее на сцене на десяток лет. Уланова, Васильев, Максимова танцевали гораздо больше положенных по закону двадцати лет. Но большинство балетных все же, не достигнув сорока лет, становится пенсионерами. И это, по признанию их самих, самая ужасная и болезненная жизненная точка.


Некоторые, имеющие склонность и способности, становятся хореографами. Как, например, Андрис Лиепа, который в 39 лет получил травму, перенес операцию и оставил выступления в качестве танцовщика. Он начал с того, что стал работать педагогом, балетмейстером. А сейчас ставит собственные спектакли, руководит проектами.
А известный постановщик и создатель собственного театра Алла Сигалова получила свою травму уже в 19 лет, когда остальные только начинали карабкаться к славе. Она рассказывает, что ей понадобился год, для того чтобы прийти в себя. И лишь благодаря сильному характеру Алла смогла восстановиться, закончить режиссерский факультет ГИТИСа и стать одним из самых лучших хореографов нашей страны.

Некоторые училища, в частности, Академия русского балета им. Вагановой, создали факультеты именно для тех, кто по разным причинам перестает танцевать. Они могут получить профессию педагога, хореографа, балетмейстера-постановщика или балетоведа.

Справедливости ради надо сказать, что в последние годы ситуация несколько меняется. Перестают быть столь жесткими рамки, в которых существует артист балета. Например, женщины уже не боятся рожать детей. Известна балерина, которая танцевала после рождения четвертого ребенка. Балетные играют в драматических спектаклях и рекламируют напитки (как Илзе Лиепа), ведут телевизионные передачи (как Николай Цискаридзе) и открывают собственные театры и школы (как Гедиминас Таранда), ставят шоу для эстрадных звезд и так далее. Более прагматичное поколение пришедших в балет понимает, что век на сцене очень короток, а потому нужно найти свое место в жизни раньше, чем тебя забудут зрители. Они ищут новые формы и придумывают новые образы для себя самих. Правда, некоторые специалисты считают, что при этом русский балет становится менее академичным и одухотворенным, а ведь именно эти два качества отличали его многие десятилетия. Но другие на это возражают, что балет, как и жизнь, должен меняться.

А маленькие девочки в разных городах нашей страны все так же встают перед зеркалом на цыпочках, представляя себя в белых пачках и белых пуантах на огромной сцене. И у их родителей сладко замирает сердце: "А вдруг?" И никакие эстрадные звезды не могут заслонить манящую красоту балета. Может быть, это действительно гены?

Автор: Ольга Черномыс
Источник: Журнал "Обучение в России"

Как правило, мысли о том, кем мы хотим стать, приходят к нам ближе к старшим классам. Что же касается выбора такой профессии, как «артист балета», в возрасте 14-16 лет уже будет невозможно. Если в среднем человек учится специальности 4-5 лет, обучаясь в высших учебных учреждениях, то артисту балета необходимо потратить более 10 лет. Но в чем же её притягательность, почему миллионы детей мечтают стать артистами и танцевать в спектаклях, ведь это тяжкий труд и часто отказ от личной жизни ради карьеры?

Творчество, как образ жизни.

Творчество – это не схемы, теоремы, алгоритмы, доказанные много веков назад, оно разнообразно, многогранно и находится в постоянном развитии. Для того, чтобы изучить одно или несколько направлений, потребуется, без малого, целая жизнь! И если уж заниматься чем-то все время (всерьез), то это должно быть любимое дело, которому ты готов отдать большую часть себя, а, возможно, и полностью погрузиться в него.

Талантливым человеком стать невозможно, им надо родиться. Но, даже при условии природных данных, для того чтобы не растратить их, не уничтожить, долгим забвением и неумением применить, необходимо все время подпитывать, развивать, преумножать свои способности. Для этого необходимо выявить направление, где талантливому ребенку, интересно развиваться, оценить его способности и перспективы в этом направлении. Важной задачей для родителей является поиск тех самых наставников, мастеров, педагогов, учителей, которые не загубят талант, а разовьют заложенные природные данные. Собственным примером научат любить свое дело и отдаваться ему. Создадут комфортные условия: моральную и психологическую поддержку юного дарования на которую, как правило, практически не обращают внимания, что может привести к печальным последствиям, когда талант «ломается» уже в начале пути. Это должен быть человек, которому тоже было суждено родится под счастливой звездой «Творчество/искусство» и абсолютно и полностью любить свое дело. Родитель может это понять при личной беседе или на открытом уроке — таких людей только чувствуешь, никакие регалии и огромное количество знаний не помогут, если человек:

  • Не творческая личность.
  • Не педагог (в самом широком смысле этого слова, не говоря про профессию).

Образование юного дарования начинается с рождения. Глядя на малыша не сложно понять к чему тяготеет его внутреннее «я». Ребенок- чистый человек, который не умеет обманывать себя и окружающих, поэтому он искренне тянется к интересующим его вещам и также искренне отказывается от того, что его совсем не увлекает. Развитие творческого потенциала в детстве-это свобода! Свобода выбора, свобода действий (конечно же в рамках воспитания). Маленького человека наставник, словно скульптор: сперва должен хорошенько размять, разогреть, подготовить глину к работе, а потом уже, через время, ваять собственные произведения искусства.

Знакомство с миром танца.

С чего начинается карьера будущего артиста танцевального мира? С определением способностей и особой любовью к танцу и музыки самими родителями ребенка. Конечно, есть не мало семей, где из поколения в поколение дети прославляют свою семью успехами на сценах всего мира, но мы знаем много примеров, когда мировой известности добивается ребенок, выросший в творческой семье. Именно мамы замечают первые проявления таланта в своем дитя. А потом возникает очень важный момент – куда отдать ребенка, где его познакомят с миром искусства, не испортят, а заложат те знания, которые способствуют его возможно будущей профессии. Если у малыша была отличная возможность в детстве понять, в каком из творческих направлений ему хочется продолжать свое развитие, то стоит ответственно отнестись в первую очередь к педагогам, которые будут открывать и помогать познавать ему, новый мир! Да, как правило, приводя ребенка в танцевальную школу или студию, родители не рассматривают эти занятия, как дело будущего. Основные причины выбора такого творческого направления — это физическое развитие, постановка осанки (даже бывают приходят с целью исправления серьезных нарушений), развитие музыкальности и чувства ритма, раскрытие ребенка, как личности (танец, как способ заявить о себе – особенно для замкнутых детей), эстетическое воспитание, дисциплина, трудолюбие и так далее. Следующим этапом становятся определение педагогом особых данных и способностей, которые присуще далеко не каждому ребенку. Танец, как любая другая деятельность, не стоит на месте. С каждым годом растут требования к этой профессии. Если раньше публику приводило в восторг умение артиста с легкостью садиться на шпагат, то сейчас это качество (растяжка) практически не имеет предела, как для женщин, так и для мужчин.

После многочисленных успехов «в досуговом центре не далеко от дома», у родителей возникает очень важный вопрос: где продолжить более углубленное образование, интересующего направления? где его познакомят с миром искусства, не испортят, а заложат те знания, которые способствуют его возможно будущей профессии?

Когда хобби становится профессией.

При приеме в профессиональное училище или академию танца всегда идет тщательный отбор детей: выбирают лучшего из лучших. В зависимости от уровня учебного заведения, идут жесточайшие отборы, когда на одно место претендуют от десяти до трёхсот человек. Какие же качества и умения очень важны для будущего артиста:

1. Физические данные:

  • выворотность (общая, активная, пассивная)
  • шаг ли по-другому растяжка (активная, пассивная)
  • подъем (особое формирование стопы)
  • гибкость (корпуса)
  • прыжок (элевация и баллон)

2. Психомоторные способности (апломб, вестибулярный аппарат, координация)

3. Музыкальность, чувство ритма

4. Сценические данные (внешность, артистизм)

Если с физическими критериями всё понятно, без них будущий танцор не сможет в принципе получить профессию, то раздел «сценические данные» очень многих ставит в тупик, хотя именно он зачастую становится решающим при зачислении в специализированное учреждение. Существуют даже методические пособия, где строго прописаны критерии отбора будущих учеников, где учтены такие детали, как расстояние в сантиметрах между глазами и даже размеры носа. Да, это очень напоминает жесточайший конкурс красоты, но без этого никак! Внешние данные очень важны для артиста. Мы в жизни в основном «встречаем по одежке», а что уж говорить о работниках искусства, которые и сейчас, и во все времена для многих становились примерами для подражания.

После поступления в профессиональное хореографическое училище(академию) расслабляться рано, большинство принятых зачисляются условно. Это значит, что в любой момент их могут отчислить. Престиж диплома, к примеру Академии Вагановой, во всем мире настолько высок, что выпускники непременно должны соответствовать эталонным стандартам русской балетной школы.

Воспитанники изучают общеобразовательные и специальные-танцевальные дисциплины поочередно, на протяжении всего дня. Такое расписание позволяет ребенку физически отдыхать на общеобразовательных предметах, но в тоже время держать в тонусе концентрацию своего внимания на протяжении всего дня. Предметы по квалификации «артист балета» включают в себя: классический, характерный, историко-бытовой, дуэтно-классический и современный танец, актёрское мастерство, хореографическое наследие. Дети также изучают сольфеджио и основы игры на музыкальном инструменте, историю музыки, театра, изобразительного и хореографического искусства, историю и культуру Санкт-Петербурга, анатомию и физиологию человека. Образование артистов балета не заканчивается на оттачивании техники балетных па, большее значение имеет сценический опыт и участие в спектаклях. Поэтому их учебный день может заканчиваться ближе семи часам вечера, т.к. значительное время уделяется репетициям и подготовке к спектаклям. Часто бывает, что день завершается самим спектаклем, а это около 10-11 вечера. Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. В январе и мае отчисляют тех учеников, которые не выдержали нагрузок или попали под статью «профнепригоден» из-за физических данных, которые не удалось развить или откорректировать (выворотность, растяжка, прыжок, выносливость, форма), а, главное, не смогли оправдать ожиданий педагогов. Следующее серьезное отчисление происходит в третьем классе, а окончательное — в девятом. То есть практически перед выпуском. И виновны в этом порой бывают гормоны, лишние килограммы или проблемы со здоровьем. Девочку, которая прибавила два килограмма или пять сантиметров роста, трудно поднимать в поддержках, поэтому ей приходится уходить. В итоге из 70 поступивших к моменту выпуска остается человек 25. На государственные экзамены собираются представители лучших театров.

Некоторых приглашают на работу сразу же, после экзаменов. Другие вступают в новую жизнь самостоятельно.

Хореографические училища Российской федерации:

  • ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия хореографии»
  • ФГБОУ ВПО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»
  • СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»
  • ГБОУ СПОКИ РБ «Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева»
  • ГАОУ СПО РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева»
  • ГБОУ СПО «Воронежское хореографическое училище»
  • ГБОУ СПО РО «Шахтинский музыкальный колледж»
  • ГАОУ СПО РТ «Казанское хореографическое училище» (техникум)
  • ГБОУ СПО «Омский областной колледж культуры и искусства»
  • Краевое ГБОУ СПО «Красноярский хореографический колледж»
  • Красногорский филиал ГАПОУ МО «Московский Губернский колледж искусств»
  • ФГБОУ СПО «Новосибирский государственный хореографический колледж»
  • ФГБОУ СПО «Пермский государственный хореографический колледж»
  • ГБОУ СПО «Самарское хореографическое училище (колледж)»
  • ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств» (хореографическое отделение)
  • Якутское хореографическое училище имени А.В. Посельских
  • Хореографическое училище при Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ)
  • ОГБОУ СПО «Астраханский колледж искусств»
  • Московское государственное хореографическое училище им. Л.М. Лавровского
  • Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования хореографический колледж «Школа классического танца»
  • ГБПОУ «Московское хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель» * Краснодарское хореографическое училище

К сожалению, в нашей стране можно получить образование только «артиста балета классического танца». Да, с такой сильной школой они переучиваются, если хотят устроиться в труппы современных театров. Но помимо классического в нашей стране все больше становится артистов современных направлений, таких к примеру, как contemporary или модерн. И чтобы получить образование артисты вынуждены поступать в танцевальные академии других стран, самые знаменитые из них:

  • Германия:

— Folkwang University of the Arts (Institute of Contemporary Dance)

— Hochschule fur Musik und Darstellender Kunst, Франкфурт-на-Майне

  • Нидерланды

— Codarts University for the Arts, Роттердам, ArtEZ University of the Arts(Арнем)

  • Швейцария L’école-atelier Rudra Béjart Lausanne
  • Бельгия

— P.A.R.T.S. School for contemporary dance (Брюссель)

  • Венгрия

— Budapest contemporary dance academy (Будапешт)

  • Франции

— Lyon Conservatoire National Supérieur Musique et Danse (Лион)

Далеко не все, увлекающиеся танцем, могут поступить в профессиональные учебные заведения, большинство из них учатся в частных школах и танцевальных студиях. И они тоже могут получить высшее образование, иметь возможность быть принятым в труппы музыкальных и танцевальных театров, быть востребованным в творческом мире.

  • Хореографическое искусство в вузах России (высшее образование):
  • Барнаул. Алтайская государственная академия культуры и искусств
  • Белгород. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  • Владивосток. Дальневосточный федеральный университет
  • Владимир. Владимирский государственный университет
  • Волгоград. Волгоградский государственный институт искусств и культуры
  • Йошкар-Ола. Марийский государственный университет
  • Казань. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Калининград. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  • Калуга. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
  • Красноярск. Сибирский федеральный университет
  • Магнитогорск. Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки
  • Москва. Московский педагогический государственный университет,
  • Российский государственный социальный университет, Московская государственная академия хореографии, Институт современного искусства
  • Нальчик. Северо-Кавказский государственный институт искусств
  • Омск. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
  • Пермь. Пермский государственный институт культуры, Пермское государственное хореографическое училище
  • Санкт-Петербург. Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой.
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный институт культуры
  • Ставрополь. Ставропольский государственный педагогический институт
  • Тамбов. ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
  • Тула. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
  • Тюмень. Тюменский государственный институт культуры
  • Химки. Московский государственный институт культуры
  • Челябинск. Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
  • Чита. Забайкальский государственный университет
  • Якутск. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Карьера.

Мечтой всех учеников хореографических учреждений является театр. Выпускников Московского училища, как правило, приглашают в труппу Большого театра, из академии Вагановой — в Мариинский, Михайловский, в балет Бориса Эйфмана и т.д. Все молодые артисты проходят один путь к становлению «танцовщиком» или «балериной», конечно, бывают исключения, когда на выпускном экзамене их сразу приглашают в театры на должность «солиста», но в основном все начинают с кордебалета, пройдя на общих основаниях кастинг в виде просмотра — урока. Большинство зачисленных в труппу так и остаются в рядах кордебалета. Лишь единицы, самые талантливые добиваются сольных партий. Для этого нужно быть действительно ярким, необычайно выдающимся артистом. Профессия предполагает строгую иерархию должностей, таких, как артист кордебалета, прима-балерина, так же есть квалификационных разрядов, которых всего 17 (артист балета высшей, первой и второй категории, ведущий мастер сцены и т.д.) Многое, если не все, в судьбе любого, а балетного в особенности артиста зависит от стечения обстоятельств, от закулисных отношений, репертуара театра, мест на конкурсах и личного обаяния.

Если говорить о театрах Петербурга, то это:

— Государственный академический Мариинский театр

— Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского — Михайловский театр

— Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона — Академический театр балета Бориса Эйфмана — Санкт-Петербургский театр балета Константина Тачкина

— Театр Балета имени П. И. Чайковского

— Санкт-Петербургский театр «Русский балет»

— Гастрольные сборные трупы

Осуществление мечты.

Всем нравится быть успешными и востребованными, особенно это важно для артистов большой сцены, т.к. именно амбиции и желание быть лучше себя являются залогом успеха в танцевальной карьере. Когда дети только начинают заниматься хореографией, они не думают о успехах и известности, их манит этот загадочный и чарующий мир сцены, а участие в спектакле – это что-то за гранью их детских грез. Такое отношение к профессии не пропадает и у состоявшихся артистов. Декорации, костюмы, грим, свет, волнение перед началом спектакля – становятся частью их жизни, без которого им кажется они уже не смогут чувствовать себя счастливыми. Любовь и благодарность зрителя придают более глубокий смысл балетной жизни, артисты чувствуют свою значимость для театра не только с экономической точки зрения, но и на уровне развития искусства и культуры в целом.

Самой же интересной частью жизни артиста балета являются гастроли. Так часто бывает, что именно благодаря этой профессии у человека появляется возможность познакомиться с целым миром. Интернет пестрит яркими фотографиями звёзд балета в красивых костюмах, со знаменитостями на фоне всевозможных «чудес света». Возможность колесить по всему миру, да еще и получать за это деньги – разве не мечта?? Но не многие знают, что гастроли – это бесконечная усталость, сплошные аэропорты и переезды, и совсем мало свободного времени, чтобы погрузиться и насладиться культурой других стран и городов. Правда, это всё равно не является препятствием на пути к желанию работать, совершенствоваться, танцуя новые партии, и отдавать себя полностью зрителю!

Все о профессиях в театре

Магия сцены существует, а вот кто ее создает, знает не каждый. Даже в театре бывает рутина, правда, для многих она становится чем-то постоянным и будничным, от этого нет сил отказаться. Если хочется связать свою жизнь с театром, профессий, которые могут в этом помочь, очень много.

Особенности

Десятки человек создают спектакль, который потом получает зрительские овации. И причастными к ним справедливо могут считать себя не только режиссер и актерская труппа – есть масса профессий, в которых нуждается каждый театр. Существуют, например, костюмеры и реквизиторы, профессионализм которых ценится так высоко, что не всяким актером так будут дорожить в театре.

Некоторым специальностям обучают в соответствующих вузах – и других вариантов нет. Но, например, гримером или гардеробщиком можно стать и без образования.


Список и описание профессий

Театр может быть художественным, оперным, драматическим и т. д. Бывают, например, театры, труппу которых составляют люди, параллельно снимающиеся в кино. Есть такие театральные профессии, которые стоят в первом ряду популярности.

Актер

Это лицо театра. В актерскую труппу попадают, как правило, люди, окончившие театральный вуз или училище. Считается, что актер поступает на службу в театр, они так и говорят: «Служу в театре музкомедии» или «Служу в этом театре 20 лет». Оказаться на месте актера без соответствующего образования почти невозможно, разве что это будет любительский театр. Или, например, человек случайно попадает в кино, обладая природным талантом, добивается успеха и хочет попробовать себя и на театральных подмостках. Но, как правило, он все равно идет учиться, потому что никакая природа и талант не заменят исключительно профессиональных навыков, азов актерства. Исключения так редки, что они только подтверждают правило.

Зарплата актера не самая высокая. Если это провинциальный театр и назвать актера звездой, задействованной в большом количестве спектаклей, да строго на главных ролях, нельзя, получать он будет от 15 тысяч рублей. Увы, но реалии таковы. В московских театрах зарплаты выше, равно как и конкуренция.

Лучшие вузы для получения актерской профессии – Школа-студия МХАТ, Высшее театральное училище им. Щепкина, Театральный институт имени Щукина, ГИТИС.


Аниматор

Если употреблять это слово в правильном значении, аниматор – это уличный актер. Работает он в парках развлечений, на массовых мероприятиях, один или в составе уличной актерской труппы. В идеале человек, связанный с этой профессией, также обязательно должен иметь актерское образование. Сегодня под аниматорами чаще понимают людей, которые ведут детские и взрослые праздники, работают в рамках тематических уличных мероприятий. Естественно, актерское образование имеет далеко не каждый.


Суфлер

Иначе говоря – подсказчик. Именно этот человек сидит в суфлерской будке и часто спасает судьбу спектакля. Его задача заключается в своевременной подсказке актеру, если тот забыл текст. И, конечно, ничего этого не должен заметить зритель. Сама будка находится посреди сцены, немного возвышается над помостом. Ее легко узнать по форме – она напоминает ракушку.

Но суфлеры сегодня есть далеко не в каждом театре. Профессия теряет свою актуальность, потому не является незаменимой в театре. Или же человек этой специальности может совмещать ее с другой, чтобы работать на полную ставку.


Гардеробщик

Стоит ли напоминать, откуда начинается театр? Так вот, хозяином той самой вешалки является гардеробщик. Без специального образования в этом случае, конечно, обойтись можно, зато требования не самые простые. Во-первых, в большинстве случаев выходным днем будет только понедельник. Во-вторых, нужно быть быстрым, ловким, обладать неплохой памятью. Ну и, конечно, как в театре без вежливости, обходительности – зрителя нужно расположить еще у входа. Как говорится, профессия требует соответствия месту.


Бутафор

На эту специальность в театр может устроиться выпускник художественного вуза. Это не просто художник, душа которого поет и требует творчества, – понадобятся и сугубо технические навыки: например, знать характеристики разных клеевых составов, разбираться в красках с точки зрения химических свойств и т. д.

В основном же бутафор занимается изготовлением эскизов, которые он должен согласовывать с постановщиком. Он же руководит цехом, где изготавливают декорации и реквизит. Этим занимается художник-бутафор. А вот рядовой бутафор выполняет технические задания: заваривает клей, замешивает глину, нарезает бумагу, окрашивает и т. д.


Реквизитор

Не только режиссер должен сказать «Верю» на игру актера. Сидящий в зале зритель должен поверить всему, что происходит на сцене. И если, допустим, герой пьет молоко, используемая жидкость должна быть как минимум похожа на него.

Упомнить все, что включено в реквизит, может только ответственный за это человек. Он отвечает за те нюансы, без которых распадется общая картинка сцены.


Клакер

Возможно, не все даже слышали это слово. В самом названии профессии кроется и ее значение, в переводе с французского «claque» означает «хлопок ладонью». Они, клакеры, должны заводить людей на овации, хлопать в нужном месте и в нужном масштабе. По сути, они заводят публику, зачастую определяя успех спектакля. Клакер должен обратить зрительское внимание на тот момент в спектакле, который знаковый, сложный, особенный, но не всегда зритель об этом догадывается.

Естественно, конкуренты нередко отправляли своих клакеров, чтобы те развалили спектакль соперника. На чужой постановке нанятые клакеры вели себя так, чтобы об успехе и говорить не пришлось. Их задача – освистать спектакль, помешать конкуренту.


Балерина

Так называют артистку балетного театра, исполнительницу классических танцев, получившую образование согласно балетным канонам, использующую в работе так называемую пальцевую технику. Прима-балерина – это артистка, которая выступает на первых ролях, ведущая солистка балетной труппы. Именно ей достаются главные партии в постановках. Артист балета (мужчина), который добился тех же высот, называется премьером.

Нельзя поступить на балерину или артиста балета после школы – слишком поздно. В профессию приходят в раннем детстве (как правило, еще в дошкольном), в первые годы занятий танцами выясняется, пригоден ли ребенок для классического балета. Звучит жестко, но здесь есть отбор, причем зачастую дело не только в таланте и работоспособности, сколько в анатомическом соответствии – должны быть определенная фигура, гибкость, выворотность стопы и т. д. В 10–11 лет дети поступают в балетное училище, где наряду с общеобразовательными дисциплинами осваивают балетные.


Светооператор

Этот человек отвечает за световой пульт, который на сцене можно считать своеобразным курсором. Если постановка небольшая, светооператор может выполнять задачи художника по свету, а также заведующего электроцехом. Тогда он будет разрабатывать световую партитуру, размещать приборы, отвечать за их направку. Сегодня эта профессия требует особых навыков, так как иногда приходится создавать светом целые картины. Свет может играть ведущую роль в спектакле, расставлять смысловые акценты и т. д.


Музыкальный оформитель

Это профессионал, который выстроит музыкальную линию спектакля – подберет музыку так, чтобы она была уместной, убедительной, помогла раскрыть образ и эмоционально вовлечь зрителя. И все должно соответствовать начальной задумке постановщика.


Дирижер

Этот человек руководит разучиванием и исполнением ансамблевой музыки. Он отвечает за художественную интерпретацию произведения, он же гарантирует ансамблевую стройность, отвечает за технику игры каждого исполнителя. Помимо того, что это должен быть музыкально одаренный человек, он должен тренировать слух, обладать драматургическим чутьем. Ну и, конечно, для своего коллектива он должен быть беспрекословным лидером.


Сценограф

Это художник, который отвечает за оформление постановки, создает ее изобразительно-пластический образ. Он одновременно выполняет роли живописца, графика, конструктора, архитектора и технолога. Он не один занят в оформлении сцены, но он руководит процессом. Зачастую спектакль запоминается именно невероятным оформлением сцены, шикарным решением этой части спектакля, которая говорит не меньше, чем реплики героев.

Сценограф будет успешным, если сможет построить команду таких же профессионалов, поскольку его задумки надо еще и воплотить в жизнь.


Гример

Задача этого специалиста – изменить внешность актера так, чтобы она максимально соответствовала роли. И дело не просто в умении наносить макияж. Грим отличается от обычной косметики, он помогает человеку быть ярким, выразительным, чтобы это видел зритель даже в последнем ряду. Иногда гример должен «рисовать» лицо, меняя актера до неузнаваемости.


Художник

Прежде чем появится костюм, его нужно придумать и нарисовать. Этим занимается художник по костюмам. Есть еще художники сцены, художники по свету, но не в каждом театре эти задачи возложены на разных специалистов. В любом случае это должен быть человек с высшим художественным образованием.


Какие еще есть художественные специальности?

Выучиться можно и на актера кукольного театра (для этого нередко достаточно училища). Специалист должен знать технику кукловождения, обладать сценречью, актерской техникой, быть музыкальным и т. д. Говоря о театре, можно услышать и такое слово, как «антрепренер». Сегодня оно употребляется несколько реже и в большей степени как связанное с театром дореволюционной эпохи. Сегодня бы сказали проще – продюсер. В крайнем случае – импрессарио. Этот человек мог владеть театром и заниматься его продвижением. Один из самых легендарных представителей этой профессии – человек, подаривший миру «Русские сезоны», Сергей Дягилев.

Заведующий труппой – это современный театральный менеджер, отвечающий за все организационные вопросы, связанные с актерским составом. Он принимает участие в ролераспределении и в составлении репетиционных планов. Отвечает он и за то, чтобы загрузка труппы была равномерной. Он же занимается подбором новых актеров или приглашает артистов со стороны для разового участия в спектакле.

Конечно, как не упомянуть практически главного человека в театре – режиссера. Он определит общую идею, раскрывающуюся в ходе спектакля, ведь одно и то же художественное произведение можно не просто поставить по-разному, но и насытить диаметрально противоположными трактовками. Режиссер получает свое образование в художественном вузе, на режиссерском факультете. Человек, живущий искусством, – наверное, это про него.

Обычно в театре есть несколько цехов: в одном трудятся технические работники, отвечающие за свет, звук, механику сцены, в другом занимаются изготовлением декораций и реквизита, в третьем – костюмами.

Также в современных театрах есть менеджеры, отвечающие за коммерческий успех театра, рекламу, промоушн и т. д. В некоторых театрах в штате есть и критики, имеется литературный отдел.

Читайте также: