Кто продает билеты в автобусе профессия

Опубликовано: 04.05.2024

Кондуктор, контролер занимается продажей билетов и проверкой их наличия у пассажиров. Он может работать в автобусах, трамваях, троллейбусах, поездах. Специальное образование для этой профессии не нужно.

Кондуктор или контролер в транспорте – это тот, кто продает пассажирам билеты, и/или контролирует их наличие. Специфика этой работы может немного различаться в зависимости от населенного пункта (например, в некоторых городах есть электронные проездные и валидаторы, в других их нет), однако суть ее неизменна. Устроиться на такую работу, как правило, несложно, однако она несет общественную значимость и требует определенных умений и навыков для успешного выполнения. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой кондуктор/контролер?

Пожалуй, это та работа, суть которой объяснять не надо. Все люди хотя бы иногда пользуются общественным транспортом, и поэтому неизбежно прибегают к услугам кондукторов или сталкиваются с контролерами. Это профессия, которую вряд ли выбирают по призванию, но в ней, как и в любой другой, есть свои плюсы.


Особенности профессии кондуктора/контролера

Как правило, работник, которого называют кондуктором, занимается именно продажей билетов. Чаще всего для покупки проездного талона пассажирам нужны наличные, хотя в крупных городах имеется и возможность оплаты картой, равно как и технология оплаты проезда при помощи электронного проездного или покупки билетов через электронный терминал. В таком случае к обязанностям кондуктора добавляется проверка того, оплатил ли проезд каждый конкретный пассажир, и продажа ему билета лишь в случае необходимости. В этой ситуации он совмещает в себе функции кондуктора и контролера.

В некоторых системах общественного транспорта существует отдельная должность контролера. Он не находится в транспортном средстве, следующем по конкретному маршруту, постоянно. Вместо этого он заходит в автобус/трамвай/троллейбус/поезд, проверяет у всех пассажиров наличие билетов, взимает штрафы с безбилетников, и покидает транспортное средство. Такой способ контроля сознательности граждан распространен в городах, где нет кондукторов как таковых, а процесс «обилечивания» в принципе выполняется через электронные терминалы.

Таким образом, основные обязанности кондуктора/контролера в общем случае сводятся к следующим:

  • Продажа билетов пассажирам.
  • Контроль за тем, чтобы все пассажиры приобрели проездные документы.
  • Взимание штрафов с безбилетников.

Кондуктор/контролер также помогает пассажирам и водителю при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Он должен хорошо разбираться в технике безопасности и правилах использования аварийного выхода транспортного средства. Кроме того, к нему могут обращаться с вопросами по поводу маршрута. Отвечать на них кондуктор не обязан, но поделиться своими знаниями с пассажирами, которые плохо ориентируются на местности, он может.

Плюсы и минусы профессии кондуктор/контролер

Плюсы

  1. Стабильная работа и заработная плата.
  2. Возможность общаться с разными людьми.
  3. Разнообразные виды за окном, необходимость двигаться, а не проводить весь рабочий день в сидячем положении на одном месте.

Минусы

  1. Не очень высокий уровень дохода.
  2. Физические нагрузки.
  3. Психологический дискомфорт: в транспорте может быть давка, пассажиры могут нагрубить кондуктору.


Важные личные качества

Для того, чтобы успешно занять вакансию кондуктора/контролера, нужно обладать физической и психологической выносливостью, умением выполнять монотонную работу, ответственностью, коммуникабельностью.

Обучение на кондуктора/контролера

Это работа, на которую можно устроиться и без какого-либо специального образования. Главное – обладать качествами, которые были перечислены выше, и уметь быстро выполнять несложные математические подсчеты (если в обязанности входит продажа билетов за наличные). Как правило, муниципальные организации, которые нанимают таких сотрудников, быстро знакомят их со спецификой работы, и дополнительного обучения не требуется.

Место работы

Кондуктор/контролер может работать на любых маршрутах муниципального или коммерческого транспорта, где есть необходимость в сотруднике, продающем проездные документы и подтверждающем их наличие. Это могут быть как маршруты в пределах населенного пункта, так и междугородние направления.

Зарплата кондуктора/контролера

Уровень доходов такого работника обычно не очень высок и сильно зависит от количества отработанных часов и дней. При регулярной занятости он может доходить до средней зарплаты по региону.

Зарплата на 25.05.2021


Карьерный рост

Эта профессия не предполагает существенного карьерного роста. Хотя кондуктор может получить профильное образование и углубиться в сферу организации пассажирских перевозок как профессионал.

В ГКУ «Организатор перевозок» подсчитали штрафы. Оказалось, что за прошедший год более полумиллиона пассажиров пытались проехать на городском общественном транспорте бесплатно, за что были оштрафованы на общую сумму 632 млн рублей. Менее 1% от всех перевезенных пассажиров, около 578 тыс. человек, попытались избежать оплаты проезда.

«С начала 2019 года контролеры ГКУ «Организатор перевозок» оштрафовали 543 тыс. пассажиров за безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте Москвы и 35 тыс. пассажиров за использование чужих социальных карт», — сообщил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов.

На текущий момент штраф за безбилетный проезд составляет 1 тыс. рублей и 2,5 тыс. рублей — за использование чужой социальной карты. «Выгоднее оплатить проезд и проехать 26 раз легально и законно, нежели один раз нарушить и получить штраф», — считает Павел Павлов.


Откровенно злостных неплательщиков не так уж и много. Добровольно оплачено 438 млн рублей штрафов, остальная сумма пришлась на взыскание через судебных приставов.

Кто такие зайцы

Принято считать, что зайцы — это молодежь, но на самом деле типичный безбилетник — чуть старше. «Если говорить без гендерной принадлежности, то это активная категория граждан, экономически активная. Возрастом от 26 до 32 лет», — отметил руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Павел Павлов.

Студенты и школьники чаще всего имеют право на бесплатный проезд, но и тут могут возникать проблемы: не прикладывают карту к валидатору или убирают ее, не дождавшись автоматической отметки. Среди пассажиров распространено мнение, что проезд можно оплачивать до первой остановки, поэтому некоторые упускают возможность приложить карту к валидатору на входе.

Благодаря данным ГКУ «Организатор перевозок», можно отметить, в каком районе живет больше всего нарушителей проезда. Автобусный маршрут «МЦ1», который курсирует между метро «Лесопарковая» и ММЦ УФМС, стал лидером по безбилетному проезду — здесь зафиксировано почти 17,5 тыс. зайцев.

На самом проблемном трамвайном маршруте № 17 Медведково–Останкино за неоплату проезда контролеры оштрафовали около 11,3 тыс. человек. На троллейбусе больше всего безбилетников обнаружено на маршруте № 72 Проезд Карамзина – метро «Варшавская»: здесь проезд не оплатило около 4,5 тыс. пассажиров.

Что делают контролеры

Контролер — профессия непростая. Ежедневно контролеры ГКУ «Организатор перевозок» совместно с контролерами ГУП «Мосгортранс» проверяют более 4,5 тыс. транспортных средств, максимально охватывая все маршруты городского транспорта. В первую очередь они идут на те маршруты, где фиксируется самое низкое количество валидаций, то есть, предположительно, больше всего зайцев.

Ежедневно на наземном транспорте работает более 250 контролеров ГКУ «Организатор перевозок». В этом году были усилены мобильные группы контролеров, которые не привязаны к конкретному маршруту, передвигаясь по разных маршрутам всего округа и создавая эффект тотального присутствия. Они выходят на маршруты в течение всего дня: на самые ранние и самые поздние маршруты, и даже ночные, то есть контроль осуществляется 24 часа в сутки семь дней в неделю.


Подобная схема работы приносит свои плоды. В этом году число задержанных за нарушение оплаты проезда почти в два раза больше чем в прошлом: 578 тыс. против 351 тыс. соответственно.

Контролер проверяет билет с помощью специального устройства. В случае если у пассажира отсутствует билет, социальная карта или время последней валидации не совпадает со временем поездки, контролер выписывает постановление об административном нарушении. При этом острые конфликтные ситуации происходят крайне редко. На вызов представителя ГКУ «Организатор перевозок» и «Мосгортранс» оперативно откликаются внутренние службы метрополитена или полиция через звонок в службу «112». Если конфликт усиливается до приезда полиции, контролер старается всеми способами успокоить пассажира и не провоцировать его на большую агрессию. Следует всегда помнить, что контролер — это должностное лицо и за любое противоправное действие пассажир понесет уголовную ответственность.

Зачем платить за проезд

Всем потенциальным зайцам стоит знать, что стоимость проезда в общественном транспорте покрывает множество расходов на его содержание. По сути, из наших билетов складываются зарплаты профессиональных водителей и машинистов, персонала, отвечающего за безопасность пассажиров и эксплуатацию транспортных средств, уборщиков. Также деньги, вырученные с продажи билетов, покрывают расходы на закупку новых автобусов, трамваев и электробусов.

Как можно понять, качество услуг на общественном транспорте находится в прямой зависимости от добросовестности оплаты проезда. Благодаря средствам, вырученным с проездных билетов, система общественного транспорта в Москве стремительно развивается. К примеру, перехватывающие парковки обустраиваются возле станций метро, МЦК и МЦД за пределами центра Москвы, чтобы дать возможность едущим с окраин или из области водителям оставить машину и пересесть на общественный транспорт. Более того, департамент транспорта предлагает пассажирам небольшие бонусы: если совершаешь две поездки на метро, МЦК или МЦД — парковка бесплатная. Со списком перехватывающих парковок можно ознакомиться на сайте parking.mos.ru или в приложении «Парковки Москвы»

К слову, административное наказание в виде штрафа, превышающего стоимость проезда в 26 раз, — не самое большое в Европе. К примеру, во Франции с регулярными неплательщиками борются тюремным наказанием: достаточно пять раз проехать зайцем, и вас ждет тюрьма на полгода. В Польше штраф не только в 78 раз больше стоимости проезда, но в случае его неуплаты начисляются проценты, а информация о неплательщике попадает в реестр должников, что отражается на кредитной истории гражданина.

Работая над Октобусом, нашей системой для управления автобусными перевозками, мы общаемся со многими автобусными перевозчиками.

Часто бывает так, что даже сравнительно крупные бизнесы не очень хорошо понимают важность продажи билетов в интернете.

Мы решили рассказать о главных моментах, на которые нужно обратить внимание каждому, кто зарабатывает на автобусных перевозках.

Многие перевозчики считают, что сотрудничества с существующими сайтами по продаже билетов (будем называть их дистрибьюторами) вполне хватит для безоблачной жизни.

Особенно это касается международных маршрутов, где конкуренция уже очень велика. Впрочем, на междугородних направлениях тоже скоро будет непросто найти своего пассажира.

Безусловно, нужно использовать все каналы продаж и обязательно предлагать свои маршруты везде, где это только возможно. Но вы должны понимать, что это не даёт никакой гарантии стабильных продаж.

Более того, если доля ваших продаж у сторонних дистрибьюторов велика, вы от них зависите. Завтра дистрибьютор поднимет комиссию до 35-40%, будет выдавать в поиске первыми рейсы вашего конкурента, а то и сам станет перевозчиком и откроет рейс по вашему маршруту.

В авиации в сети продаётся 98% всех билетов и дистрибьюторы правили бал до последнего времени. Но уже несколько лет авиакомпании отдают приоритет собственным продажам. Никто не хочет зависимости.

По опыту западного рынка и авиации, для независимости и устойчивости, перевозчику нужно продавать от 30% своих билетов самостоятельно.

Сейчас у многих перевозчиков есть сайты. Немногие из них способны продавать, и это главная проблема.

Пассажиру – вашему клиенту – всё равно, какая история у вашего предприятия, большая ли материально-техническая база и даже фотографии ваших автобусов не помогут. Если человек зашёл на ваш сайт, вы должны продать ему свою главную услугу – перевозку.

И тут у большинства перевозчиков начинаются сложности. Есть сайты, на которых билет вообще не купить (зато можно узнать, что АТП существует с момента Крещения Руси). Есть страницы, где можно только забронировать билеты, с трудом нащупав маленькую кнопку бронирования между фото автобусов и фото владельца.

Так делать не нужно. Если уж и тратить деньги на сайт, он должен максимально эффективно делать одну главную вещь – продавать билеты.

Тут есть небольшие хитрости. Остановимся на главных моментах:

  • Сайт должен быть максимально простым и без лишней информации;
  • Дизайн должен быть минималистичным и иметь крупные удобные элементы для поиска и покупки билетов;
  • Обязательно иметь мобильную версию, которая будет максимально адаптирована для покупки билетов со смартфонов (почти 70% людей зайдут на ваш сайт с телефона);
  • Вы должны подключить и правильно настроить платёжный шлюз и убедиться, что платежи с банковских карт проходят без проблем;
  • Ваш сайт должен быть быстрым, поиск и продажа билетов также должны работать без тормозов и ошибок

Ключевой элемент сайта для перевозчика – интеграция с системой продажи, бронирования и управления инвентарём (инвентарь – это расписания, тарифы и информация о свободных местах). Если у вас такой системы нет – плохо, она вам нужна.

Многие перевозчики покупают простой сайт типа «интернет-магазин» и пытаются продавать с его помощью. Это может быстро привести к обратному результату – клиенты в вас разочаруются. Главная проблема в том, что вам нужно продавать билеты на реально существующие в наличии места, а обычный интернет-магазин этого не умеет. В итоге, пассажир покупает билет на рейс, где в действительности мест уже нет, а вам приходиться извиняться и возвращать деньги.

Решение для тех, у кого есть лишние $10 000+: написать свою систему управления инвентарём и интегрировать её в свой сайт. А ещё можно воспользоваться недорогим готовым решением. Октобус, например, может сгенерировать продажный модуль за пару минут, который легко встраивается в любой сайт.

Итак, хороший продажный сайт у вас есть. Можно расслабиться и подсчитывать прибыли? Как бы не так.

Подавляющее число перевозчиков считают, что наличие сайта автоматически равняется хорошим продажам. И очень искренне удивляются, когда на их сайт никто не заходит.

Вы должны научиться продвигать свой сайт в интернете и не только. Причём сделать это придётся вам самим или вашим толковым сотрудникам. Привлекать подрядчика (рекламное агентство) будет скорее всего дорого и невыгодно.

Всё не так сложно, как кажется. Начать стоит с определения своей стратегии. Если вы небольшой перевозчик и основной доход вам приносит один-два маршрута – именно их вам и нужно рекламировать.

Посмотрите, как создавать и настраивать контекстную рекламу в Гугле. Если конкуренция на вашем направлении невелика (или ваши конкуренты не рекламируются онлайн), контекстная реклама может привлечь на ваш сайт много покупателей. Для одного-двух маршрутов несложно самому настроить и вести рекламную компанию, в интернете много материалов об этом.

Если маршрутов у вас много, среди них есть протяженные или международные и у вас есть свой бренд – стоит именно его и продвигать. Тут тоже пригодится контекстная реклама, ещё стоит попробовать так назваемое SEO-продвижение. SEO – это специальные техники поисковой оптимизации, которые позволяют вашему сайту попасть на первую страницу поисковой выдачи Гугла бесплатно.

Самостоятельно такое уже не потянуть, поэтому стоит нанять специализированное рекламное агентство. Тут главное, чтобы подрядчик не просто тянул из вас деньги, а гарантировал возврат ваших инвестиций в рекламу. Математика проста – на каждый вложенный в рекламу доллар вы должны получить доход с вашего сайта, превышающий вложения.

Вообще, у наших перевозчиков есть предубеждение против рекламы, мол, деньги на ветер. Во многом, из-за того, что сами перевозчики раньше не продавали свои услуги, за них это делали автовокзалы. Вместе с либерализацией рынка придёт конкуренция и заставит научиться продавать.

Автобусные перевозки, как и любой бизнес из сферы услуг для населения, требует отдельной постоянной статьи расходов на рекламу и продвижение. Считается, что для сферы услуг на рекламу должно уходить от 15 до 30% стоимости вашей услуги. Если ваш годовой оборот, скажем, 10 миллионов, вы должны тратить на рекламу минимум 125 тысяч в месяц. Поверьте, эти инвестиции быстро окупятся при правильном подходе.

Итак, главные советы для маркетинга и продвижения вашего сайта для продажи билетов:

  • Предложите клиентам главную выгоду от покупки билетов на вашем сайте – низкую цену. Помните, что собственная продажа будет стоить на 10-30% дешевле, чем продажа через дистрибьюторов и автовокзалы. То есть, снизив на этот же процент цену билетов на своём сайте, вы ничего не потеряете!
  • Определитесь с приоритетами и бюджетом на рекламу: вы должны выбрать основные рейсы/сегменты для рекламы, понять, будете ли вы продвигать свой бренд (если он есть), или конкретное направление и выделить ежемесячную сумму на рекламу;
  • Постоянство – залог успеха. Ваша реклама не должна прерываться и существовать по принципу «тут есть, а тут нам резину надо покупать и вообще зима». Сократите бюджет, но не останавливайте рекламу;
  • Продвигайте свой сайт бесплатно всеми возможными способами – наклейки на автобусах, наклейки на окна у каждого ряда, реклама на подголовниках, раздача визиток экипажем;
  • Традиционные рекламные каналы могут быть очень эффективны: рекламируйте свой сайт в местных газетах и на радио, ищите недорогие места для размещения наружной рекламы в тех населённых пунктах, которые дают вам пассажиропоток.

Эти советы не представляют из себя ничего сверхъестественного, но по нашему опыту, они достаточно эффективны. Вы получите 30% собственной продажи уже через полгода после их применения. Главное тут изменить мышление – понять, что продавать самому необходимо, и делать это надо в интернете.

При этом, нужно не забывать и о других каналах продажи, например, о продажах по телефону.

Вообще говоря, самые успешные перевозчики научились эффективно продавать везде: в онлайне, по телефону и с помощью собственной агентской сети. Это позволяет им быть независимыми от автовокзалов, дистрибьюторов и выигрывать конкуренцию.

О том, кем хочет работать контролер общественного транспорта, с какими опасностями ему приходится встречаться и кого он принципиально не штрафует, читайте в материале специального корреспондента портала Москва 24 Анатолия Федотова.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Рабочий день у каждого контролера в общественном транспорте начинается по-разному. Но сотруднику ГКУ “Организатор перевозок” Дмитрию Новикову, чтобы попасть на работу, приходится вставать в 5 часов утра и ехать в сторону метро “Выхино”. Ему всего 25 лет, но уже есть семья и маленький ребенок, который не всегда дает вдоволь поспать ночью.

Невнимательные зайцы


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Несмотря на все жизненные трудности, как доблестный блюститель оплаты проезда, Дмитрий начинает свою смену в автобусе №841 в хорошем настроении. Правда, сегодня немного волнуется из-за наличия фотографа. Он работает в Юго-Восточном и Восточном округах и за день проверяет 25-30 автобусов – это примерно две тысячи совершенно разных людей. По его словам, после того, как во всем наземном транспорте убрали турникеты, работы у него прибавилось.

"Многие не хотят платить штраф, хотя в сравнении он не очень большой. В Германии, например, намного строже – за безбилетный проезд – порядка 60 евро. Я сам решаю, выписывать штраф человеку или нет, поэтому, бывает, что прощаю на первый раз. Бывают же непредвиденные ситуации у человека, и люди все разные. Кто-то, например, на жалость больше давит", – рассказывает он.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

После утреннего часа пик в автобус людей много не заходит, а те, кто вошел, ответственно прикладывают свои билеты и карточки к валидаторам. Но контролер все равно проверяет билет на всякий случай, так как бывает, что пассажиры не оплачивают проезд из-за невнимательности. Также сразу заметны люди из других городов, которые заходят в автобус с деньгами в руках и не знают, где купить билет.

"В основном в часы пик зайцев нет, больше всего их, когда в автобусе едет человек двадцать. Например, на этом маршруте постоянно ловят пять-шесть безбилетников за смену. Честно говоря, мало таких зайцев, у которых действительно нет билета, в основном люди просто прикладывают карту и не смотрят, провалидировали ее или нет", – пояснил контролер.

От угроз до заточки


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Смена у контролера продолжается. Круговой маршрут занимает порядка 40 минут: по 20 минут в обе стороны. Дмитрий внимательно смотрит за входящими пассажирами: если видит, что приложили билет и загорелась зеленая лампочка, то уже не проверяет. Никто из пассажиров не противится законному требованию предъявить для проверки билет, некоторые даже сами дают карточку. Но встречаются явно агрессивные пассажиры, которые могут даже угрожать оружием.

Например, у Дмитрия был случай, когда безбилетник, совсем не дружелюбно настроенный, угрожал ему заточкой. Но Дмитрий не испугался и высадил зайца на следующей остановке. Одному из его коллег вместо билета предъявляли травматическое оружие в кармане.

"Еще в нашем отделе случай был, когда девушка-контролер спросила билет у пассажира, а он сначала выбежал из автобуса, потом обратно забежал и ударил ее по лицу, затем снова убежал", – вспомнил собеседник.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Для таких из ряда вон выходящих случаев Дмитрий носит видеорегистратор: он записывает видео и звук в течение всей смены контролера. Обычно устройство помогает решать спорные моменты и разбирать жалобы. Так контролеры могут доказать свою честность и непредвзятость.

"По человеку сразу видно. Если он странный или неадекватный, настроен грубо к тебе, то нет смысла к нему подходить вообще, если станет угрожать, то можно просто высадить его", – добавил Дмитрий.

Маленькие девочки и пожилые женщины


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

А вот в автобус сел потенциальный заяц, который не приложил к валидатору билет. Дмитрий пошел разбираться в ситуации. Оказалось, что проезд не оплатила несовершеннолетняя девочка. По словам Дмитрия, чтобы выписать ей штраф, а точнее, ее родителям, нужно ехать в отделение полиции, связываться с родственниками и только потом уже писать постановление. Получить протокол могут только те граждане, которым уже исполнилось 18 лет. В итоге девочка осознала свою неправоту, оплатила разовый проезд у водителя и доехала до нужной остановки.

При этом у нашего контролера есть свои принципы, которые он не нарушает даже на работе. Например, не штрафует пожилых женщин. Он объяснил, что всегда представляет на месте такой пассажирки свою мать, которая может попасть в подобную ситуацию по рассеянности.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

"Я думаю, у каждого есть свои возрастные рамки – кому выписывать штраф, а кому нет. Я, например, не могу выписать штраф женщине, которой больше 55 лет. Конечно, у многих есть социальная карта, но есть и те, кто приехали, например, к своему сыну из другого города. Бывает, что женщина забыла "пробить" билет. Разные ситуации случаются", – заверил контролер.

"Антиконтролеры" и иностранцы

Но, как это ни странно, контролеров тоже контролируют. В ГКУ "Организатор перевозок" есть собственная служба безопасности, которая просматривает записи видеорегистраторов и отслеживает каждого через спутник. Даже сейчас за Дмитрием и другими работниками удаленно наблюдают.

Кроме того, в соцсетях есть группы, именующие себя "Антиконтролерами". Они помогают зайцам избежать штрафа, снимают работу контролеров на камеру и ловят их на мелких ошибках, например, требуют у контролера каждый раз представляться при обращении.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Как и других контролеров, к чемпионату мира по футболу Дмитрия обучали основам английского языка. Но, по его словам, общаться с иностранными пассажирами помогал больше переводчик на телефоне. Все-таки технологии идут в ногу со временем. Болельщики из других государств часто интересовались, как попасть в разные точки города и спрашивали про главные достопримечательности.

Из контролера в машинисты


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Есть такая поговорка: плох тот контролер, который не хочет стать машинистом. И Дмитрий – не исключение. После школы он заканчивал колледж по специальности оператор электронно-вычислительных машин и учился на помощника машиниста электропоезда. Затем была служба в армии, которая несколько поменяла жизненные принципы, а потом появилась семья и нужны были средства к существованию. Так он решил идти работать контролером. Как признался сам Дмитрий, чтобы содержать семью с маленьким ребенком, ему приходится подрабатывать.

"Было сложно первое время. Я раньше не общался с таким количеством людей, и все разные, к каждому надо найти какой-то подход. Сейчас уже все спокойно. Думал, что пойду в контролеры на год-два, но пришлось задержаться, уже четыре года тружусь. Но я не сижу на месте: планирую в следующем году поступать в "вышку", и хочу работать машинистом в метро. Машинистом работать интереснее, мне очень нравилось еще со школы", – поделился Дмитрий.


Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

А тем временем наш маршрут подошел к концу. Дмитрий перешел в другой автобус, чтобы проверять билеты, прощать на первый раз бабушек и маленьких девочек, защищать других пассажиров от хулиганов с заточками и мечтать о работе машинистом в метро.

Изменения в 54-ФЗ коснулись и пассажирских перевозок. Использование контрольно-кассовой техники стало обязательным при оплате проезда пассажирами.

О том, как работать в новых условиях, какие онлайн-кассы для перевозок пассажиров выбрать и как сэкономить , рассказываем в статье.

Что говорит закон

Согласно требованиям 54-ФЗ, с 01 июля 2020 года в транспортных средствах для расчетов с пассажирами, должны быть установлены онлайн-кассы.

Онлайн-касса - это кассовый аппарат с современным программным обеспечением. Их еще называют облачными кассами, а установленное на них ПО - облачными сервисами.

ККТ подключается к интернету и отправляет данные в ФНС через ОФД. ОФД или оператор фискальных данных - это юридическое лицо, которое принимает, хранит и передает фискальные данные в ФНС.

Внедрение онлайн-касс обусловлено 54-ФЗ, где прописаны основные требования к кассовым устройствам и требования для их эксплуатации.

Напомним, что новые изменения касаются поставщиков транспортных услуг, которые осуществляют пассажирские перевозки на городских, междугородних, экскурсионных и чартерных маршрутах.

За отсутствие онлайн-кассы предусмотрены штрафы. Подробнее, о том, какие требования предъявляет закон к применению ККТ, читайте в статье "54-ФЗ о применении ККТ". Требования к выдаче кассовых чеков также регламентируется законом.

Поставщик транспортных услуг обязан:

Также водитель или кондуктор вправе использовать дополнительные способы для передачи чека пассажиру. Например, сообщить адрес сайта, где можно запросить электронную версию или дать пассажиру считать QR-код чека.

Помимо вышеуказанных способов выдачи чека, водители имеют право передать пассажиру бумажный бланк с данными для идентификации кассового документа, а сам чек сформировать в день расчета с пассажиром. (п. 5.9 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). С помощью идентификационных данных, указанных на бланке, пассажир самостоятельно запрашивает чек у ОФД или ФНС через интернет.

Единый чек на поездку: изменения от 05.08.2020

В письме ФНС России от 5 августа 2020 г. добавились новые правила для перевозчиков:

  • Отказаться от бумажной версии чека. В этому случае QR-код отображается на валидаторе или указывается на проездном билете. Пассажир считывает код с помощью мобильного устройства и самостоятельно распечатывает чек.
  • Формировать единый чек после завершения рейса. Персонал общественного транспорта в течение дня формирует чеки для пассажиров без передачи данных в ФНС. Вся информация об оплатах сохраняется на валидаторе. По завершении рейса создается единый чек и данные отправляются в ФНС. Такой вариант значительно экономит время при работе с чеками, но его рекомендуется использовать только при устойчивом интернет-соединении.
  • Использовать одну ККТ для фискализации расчетов на всех принадлежащих перевозчику транспортных средствах с целью экономии издержек.

Кому онлайн-касса не нужна

Закон разрешает не использовать онлайн-кассы в следующих случаях:

  • Покупка билета до поездки. Маршруты планируются заранее, а пассажиры приобретают билеты в кассах автовокзала.
  • Наличие автоматизированных систем оплаты. Есть специальные турникеты внутри салона и происходит бесконтактная оплата с помощью транспортных карт.
  • Корпоративные поездки. Когда транспортная компания оказывает услуги перевозки по договору исключительно для сотрудников организации. Договор заключается в офисе компании, где и происходит оплата.
  • Сдача в аренду собственного транспорта. Арендодатель передает транспортное средство на основании договора. Договор подписывается в офисе компании, там же передается оплата.
  • Пассажирские перевозки в труднодоступной местности. Перечень этих населенных пунктов закреплен законодательно и выложен в открытом доступе. Освобождение от использования онлайн-касс распространяется только на общественный транспорт. Компании, которые занимаются другими видами перевозок, должны установить онлайн-кассы, которые могут работать без передачи данных в ОФД, В конце месяца перевозчики обязаны передать фискальный накопитель в налоговую для проверки.

Требования к онлайн-кассе для перевозок

Онлайн-кассы для пассажирских перевозок должны отвечать следующим требованиям:

  • работать с фискальным накопителем
  • подключаться к интернету
  • передавать данные в ОФД
  • формировать чек в соответствии с обязательными реквизитами, установленными ст.4.7 ФЗ-54, в том числе QR-кодом.

Такие “стандарты” предъявляет к онлайн-кассам 54-ФЗ. Для водителей же важно чтобы контрольно-кассовая техника, которой им приходится пользоваться ежедневно, экономила их время. Если в общественном транспорте функцию кассира на себя берет кондуктор, то водителям такси и маршрутки приходится во одиночку работать с кассой.

При отсутствии интернета водитель вынужден выбивать чек позже. На это требуется дополнительное время. К тому же, часто водители забывают это сделать, что приводит к расхождениям в кассовой отчетности.

Для избежания таких ошибок при осуществлении перевозок необходимо, чтобы функционал мобильных касс был адаптирован под работу в разных условиях. О том, на что обратить внимание при выборе умной ККТ, читайте в статье “Как выбрать онлайн-кассу”.

Касса на телефоне водителя

Покупка онлайн-касс стала новой статьей затрат для перевозчиков. Что делать, когда бюджета на покупку касс катастрофически не хватает? Конечно, оптимизировать расходы.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех маршрутов.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

  • Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.
  • Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.
  • Подключаем смартфоны к МТС Кассе.Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.
  • Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Это удобно для водителей и владельцев бизнеса по пассажирским перевозкам. Водителю не нужно переживать о сохранности кассы и выделять отдельное место для ее хранения.

Владелец бизнеса не несет больших затрат на приобретение и обслуживание касс.

  • Снижаются затраты на покупку кассового оборудования. Достаточно поставить 1 физическую кассу на автовокзале. Касса принимает данные от водителей, фоном печатает чек и отправляет его водителю.
  • Нет финансовых расходов на обслуживание. Для работы касс не понадобится чековая лента и отдельная сим-карта. В случае утери смартфона приложение устанавливается на другой телефон, и работа продолжается в прежнем режиме.
  • Никакого сложного обучения по работе с ККТ для сотрудников. Вы просто скачиваете приложение водителю на телефон, и он уже готов работать.

Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, которые максимально отвечают требованиям для пассажирских перевозок.

Модели онлайн-касс

Для оплаты услуг и продажи билетов лучше использовать мобильные терминалы, которые удобны для эксплуатации в “полях”: МТС Касса 5”, МТС Касса 7 и МТС Касса 5” со встроенным эквайрингом.

Указанные модели онлайн-касс работают от аккумулятора и заряжаются от обычного “прикуривателя” автмобиля.

МТС Касса 5”. Сенсорный дисплей 5,5 дюймов. Работает без подзарядки 24 часа. Скорость печати средняя - 90-150 мм в секунду. Для работы с картами любых банков подключается универсальный беспроводной пин-пад МТС Эквайринг D200.

МТС Касса 7. Сенсорный дисплей 7.7 дюймов. Работает 14 часов без подзарядки. Скорость печати средняя - 90-150 мм в секунду. Для работы с картами любых банков подключается универсальный беспроводной пин-пад МТС Эквайринг D200.

МТС Касса 5” со встроенным эквайрингом. Сенсорный дисплей 5.5 дюймов. Работает без подзарядки 20 часов.

Читайте также: