Кто работает в санатории должности

Опубликовано: 02.10.2024

Нормы труда медицинских работников санаторно-курортных организаций (кроме туберкулезных) до 2016 г. устанавливались приказами Минздрава СССР[1,2].

Необходимость пересмотра этих приказов была совершенно очевидна в связи с изменениями технологий лечебно-диагностического процесса и оснащенности медицинских организаций современной аппаратурой.

В 2016 г. утвержден новый приказ по рекомендуемым штатным нормативам санаторно-курортных организаций, эти данные приводятся в качестве составной части приказа о порядке организации санаторно- курортного лечения[3]. По форме этот документ составлен так же, как и все приказы о порядках. К сожалению, и ошибки этого документа в части норм труда повторяют ошибочные положения всех приказов о порядках. В частности, в нормативной записи приводится новый показатель для норм труда, отсутствующий в статистике здравоохранения: место размещения. В отчетной форме № 30 Сведения о медицинской организации в разделе «коечный фонд санаторно-курортной организации (подразделения) и его использование» указывается на число коек, фактически развернутых и свернутых на ремонт, и число проведенных пациентами койко-дней.

Другой ошибкой является игнорирование расчетного способа формирования и использования норм труда. Так, при формулировке приказа: 1 должность врача-терапевта на 40 мест размещения для взрослых, - без необходимых в данном случае слов: « устанавливается из расчета…», возможно установление только 1 должности и на 40, и на 60, и на 70 мест размещения, что приведет к разной нагрузке врача. Если бы должность устанавливалась «из расчета на 40 мест размещения», то на 60 мест можно было бы установить 1,5 должности (60:40=1,5), а на 70 мест - 1,75 должности (70:40=1,75).

Приказ № 297н впервые в нормировании труда вводит дробное число должностей менее единицы на смену работы, что противоречит определению сменности работы, данное в Трудовом Кодексе РФ.

По ряду указанных в приказе должностей вообще нет никакого норматива. Это положение относится прежде всего к должностям врачей вспомогательной лечебно-диагностической службы.

По содержанию новый документ по штатным нормативам санаторно-курортных организаций отличается от рекомендуемых штатных нормативов, изложенных в других приказах о порядках. Большинством приказов о порядках предполагается увеличение нормативной численности должностей медицинских работников по сравнению с ранее действующим нормативно-правовым документом, а приказом №279н, напротив, - уменьшение. Сопоставления нормативов численности санаторно-курортных организаций, устанавливаемых приказами Минздрава СССР и современным нормативно-правовым документом, возможно не по всем должностям.

Нормативное число лечащих врачей в санаториях для взрослых по приказу Минздрава СССР устанавливалось следующим образом: «должность врача-ординатора устанавливается из расчета 1 должность на 50 коек». В отделениях с утяжеленным составом больных должность врача-ординатора устанавливалась из расчета 1 должность на 30 коек. По новому приказу должность врача- терапевта устанавливается на 40 мест размещения. Если принять, что место размещения соответствует койке, то этот норматив практически не изменился. Должности заведующего отделением устанавливались «из расчета на каждые 150 коек», а по новому приказу – на 250. Норматив должности заместителя главного врача по медицинской части устанавливался в санаториях на 250 и более коек, а по новому приказу для должности заместителя главного врача не указан ни раздел работы, что противоречит приказу Минздрава России по номенклатуре должностей[4], ни какой-либо нормативный показатель.

Значительные изменения произошли в нормативной численности средних медицинских работников. По приказу Минздрава СССР должности медицинских сестер палатных устанавливались следующим образом: от 50 до 75 коек -4 должности; на 75 коек -4,5 должности; свыше 75 коек на каждые 35 коек добавляется 1 должность. По новому приказу – должность медицинской сестры палатной (постовой) устанавливается на 100 мест размещения для взрослых. Для примера сравнения произошедших изменений рассчитаем нормативную численность указанной группы медицинских работников в санатории на 200 коек: ранее нормативное число составляло 7,5 должностей, а по новому приказу-2 должности, т. е. уменьшение нормативной численности должностей составило почти 4-ех-кратный размер.

В рамках нового приказа установить круглосуточный пост медицинской сестры возможно только в медицинской организации, имеющей не менее 500 коек.

По младшему медицинскому персоналу должности палатных санитарок устанавливались в санаториях от 50 до 75 коек -6 должностей; свыше 75 должностей-на каждые 13 коек добавляется 1 должность. Новый приказ предусматривает нормативное обеспечение младшим медицинским персоналом только для физиотерапевтических установок, на субаквальные ванны, обслуживание бассейна и т. д. Должности младшей медицинской сестры по уходу за больными отсутствуют в новом приказе.

Таким образом, внедрение нового приказа по штатным нормативам санаторно-курортных организаций при значительном уменьшении нормативной численности средних и младших медицинских работников создает значительные трудности в организации санаторно-курортного лечения. Приказ в части норм труда должен быть пересмотрен.

Список литературы

1. Штатные нормативы медицинского персонала, столовых и кухонь санаториев для взрослых. Приказ Минздрава СССР от 03.01.56 № 1-14 с последующими изменениями и дополнениями;

2. Штатные нормативы медицинского, педагогического и работников кухонь детских санаториев (кроме туберкулезных). Приказ Минздрава СССР от 17.01.1985 № 60 "О штатных нормативах медицинского, педагогического персонала и работников кухонь детских санаториев (кроме туберкулезных)»;

3. Приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения»;

4. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 №1183н «Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников»

Формирование конкурентоспособного рынка санаторно-оздоровительных услуг для расширения международных связей, привлечения туристско-рекреационных потоков, успешного продвижения предоставляемых услуг требует качественной профессиональной подготовки кадров в санаторно-курортной сфере, использования современных технологий и эффективных мотивационных механизмов, позволяющих решать задачи повышения качества оказываемых услуг.


Развитие санаторно-курортной отрасли требует различной по своей специфике подготовки специалистов в зависимости от их деятельности. Так, для изучения и разработки природных ресурсов на научной основе нужны специалисты в области применения технологий их эксплуатации и охраны. На сегодняшний день, в этой области осталось мало работающих специалистов в связи с достижением ими пенсионного возраста. Молодых специалистов, способных продолжить школу прошлых поколений, нет.

Многие курорты мирового значения уже столкнулись с данной задачей, а тех, которые с этим еще не столкнулись, это ожидает в их ближайшем будущем.
Министерству здравоохранения и социального развития необходимо воссоздать научную базу для работы географов и геологов по исследованию и развитию ресурсов для обеспечения конкурентоспособности отечественных курортов; дать заказы профильным вузам по подготовке специалистов, географов и геологов, специализирующихся на природных лечебных ресурсах.

Для определения месторасположения создаваемых здравниц, грамотного руководства ими, правильно организованного мониторинга используемых ресурсов, умелой утилизации отходов, минимизации ущерба, наносимого природе, нужны специалисты, умеющие решать эти вопросы.

Помимо этого, для подготовки и осуществления лечебно-оздоровительной деятельности на курортах, нужно проводить подготовку специалистов двух направлений:
1) медицинского персонала;
2) менеджеров курортного дела.

Медицинский персонал, оказывающий услуги на курорте, должен иметь соответствующую подготовку. Работа врача-курортолога отличается от работы врачей других специальностей, тем, что он имеет дело не с острым периодом заболевания, когда симптоматика болезни совершенно отличается от классической, и лечение проводится в основном медикаментозно. Врач-курортолог должен заниматься долечиванием, реабилитацией больных, перенесших те или иные заболевания. Этим объясняется тот факт, что подходы к лечению в санаторно-курортных учреждениях существенно отличаются от методов, применяемых в поликлиниках и стационарах.

На курортах на первый план выходит использование природных лечебных и преформированных физических факторов. В связи с этим, подготовка врача-курортолога требует иной направленности, чем у других врачей. Кроме этого, отечественная методология лечения на курортах предусматривает лечение сопутствующих заболеваний, что также накладывает определенные особенности на специфику лечения. Врач-курортолог, наряду с традиционными методами лечения, должен использовать возможности климатических факторов, природных лечебных ресурсов и физических методов лечения, уметь использовать их комплексно.

Курс обучения в медицинских вузах недостаточен для овладения этими навыками, поэтому необходима дополнительная первичная специальная подготовка кадров.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 июля 2003г. № 297 «О враче восстановительной медицины» утверждено Положение об организации деятельности врача восстановительной медицины. Согласно данному Положению профессиональную деятельность в должности врача восстановительной медицины могут осуществлять специалисты с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», окончившие интернатуру, клиническую ординатуру или аспирантуру по специальности «восстановительная медицина». Помимо этого, данная возможность есть и у врачей-специалистов, прошедших в соответствии с утвержденными планами и программами профессиональную переподготовку по специальности «восстановительная медицина» и получивших сертификат специалиста по этой специальности. Врач восстановительной медицины должен повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет в образовательных медицинских учреждениях дополнительного профессионального образования [1].

В нашей стране переподготовкой врачей по восстановительной медицине занимаются учебно-методические центры Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗСР РФ, Сочинского научно-исследовательского центра курортологии и реабилитации Черноморского зонального управления специализированных санаториев, ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма», а также кафедры курортологии и физиотерапии Институтов последипломного образования ряда региональных медицинских вузов. В качестве лечебной базы используются ведущие санатории стран: клинические санатории Московской области, Сочи, Кавказских Минеральных вод, Усть-Качки, Сестрорецка и Белокурихи.

Теоретически для того, чтобы у врача было право работать в санатории, кроме диплома о высшем медицинском образовании, необходимо получить свидетельство о последипломной подготовке по восстановительной медицине. Практически же в санаторно-оздоровительных центрах, особенно в последнее время, когда их число быстро увеличивается подчас без достаточной материально-технической базы, это требование о последипломной медицинской подготовке по восстановительной медицине иногда игнорируется. Причин для возникновения данной ситуации много, и в результате несвойственной своей квалификации работой занимаются врачи стационаров и поликлиник. В итоге, снижается общая конкурентоспособность предоставляемых санаторно-оздоровительных услуг. Более того, недостаточная профессиональная медицинская подготовка кадров приводит к разрушению курортологической школы [6]. В связи с этим в санаторно-курортных организациях необходимо проводить систематическое обучение сотрудников для осуществления ими своей деятельности в соответствии с пониманием того, что отдыхающих привлекает оказание услуг с проявлением персонального внимания по отношению к ним, способность персонала чувствовать их потребности [8].

Если учесть, что качество оказания санаторно-оздоровительных услуг является основой конкурентоспособности современных предприятий санаторно-курортного комплекса, а показатели и стандарты качества разрабатываются индивидуально для каждого вида услуг, то становится понятно, почему проблемам управления качеством уделяется столько внимания [7].

Среди других проблем, следует отметить низкую заработную плату и недостаточную социальную защищенность медицинских работников. О престиже медицинской профессии говорить не приходится.

Необходима постоянная централизованная информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний.
С переходом курортной отрасли на рыночные условия появилась необходимость в возникновении новой специализации: «менеджмент санаторно-курортного дела» в рамках специальности «менеджмент организации» (080507). Данная проблема уже несколько лет обсуждается в научных кругах. Министерством образования для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» утверждена специальность «Курортное дело». Во многих туристских вузах читается дисциплина «Основы курортного дела», здравницы организуют у себя отделы курортного маркетинга. В рамках Российского Союза Туриндустрии (РСТ) создано некоммерческое партнерство «СанКурТур». Помимо всего прочего, проводятся ежегодные многочисленные специализированные курортные выставки. И при этом курортное дело развивается не с той активностью, на которую можно было рассчитывать. Это обусловлено недостаточно высоким уровнем подготовки менеджерских кадров курортов.

Знаниями по подготовке персонала в области курортного дела должны владеть руководители трех звеньев курортной системы:
1) директора здравниц;
2) работники турфирм, специализирующихся на лечебном отдыхе;
3) руководители курортной отрасли муниципального, регионального и федерального уровней.

Директорам здравниц приходится иметь дело со сложным многоплановым хозяйством, для руководства которым необходимы фундаментальные знания по экономике, маркетингу, менеджменту, рекламе, сервису и медицине.

Руководителю здравниц необходимы знания о природных лечебных ресурсах, которые используются в санатории. Не будучи по образованию гидрологом, он должен разбираться в типах вод, условиях их выведения, эксплуатации и охраны, в типах и качестве лечебных грязей, которые покупает санаторий. Не будучи ботаником, директор должен ориентироваться в подборе растений, предлагаемых для озеленения территории, с учетом их фитонцидных свойств и медицинского профиля санатория. При строительстве и реконструкции здравницы ему приходится иметь дело с планировщиками и проектировщиками, а потому необходимы знания о курортной архитектуре и дизайне. Безусловно, генеральный директор должен четко понимать ведущие лечебные функции санатория.

Раньше санатории возглавляли главные врачи. В настоящее время ими могут быть лица других специальностей после получения дополнительного образования. В такой ситуации часто происходит «вымывание» необходимых дешевых лечебных процедур, замена их более дорогими, но не имеющими отношения к эффективности лечения. Отсутствие базовых знаний в основах лечения на курортах не дает возможности правильно выстраивать приоритеты в лечении. Классический санаторий превращается в место, где оказываются услуги, характерные для пансионатов. К предоставлению качественных медицинских услуг и качественного медицинского обслуживания это отношения не имеет.

Ни какой модный солярий, уже не говоря о безусловной опасности, не может заменить правильно организованное климатолечение. Применение грязевых аппликаций не должно конкурировать с более дешевыми методами грязелечения, так как эффективность от их применения совершенно несопоставима. Таких примеров может быть много. Эффективность лечения зависит не от «модных» процедур, а от правильно организованного и отпущенного комплекса «классических».

Это далеко не полный круг вопросов, с которыми сталкиваются руководители здравниц.

Руководители высшего звена курортной отрасли решают другие проблемы:
1) территориальное планирование курортных зон;
2) координация деятельности здравниц;
3) разработка концепций и программ развития курортной отрасли, ее нормативно-правовое обеспечение;
4) организация PR-акций в СМИ, посвященных курортной деятельности, и выставок;
5) научное и кадровое обеспечение отрасли.

Определение конкурентного преимущества является источником формирования и реализации стратегии предприятия. Однако в условиях современной конкуренции — очевидно, что одного преимущества недостаточно. Необходима целая система конкурентных преимуществ, причем достаточная эффективная [2]. Это значит, что для повышения качества предоставляемых услуг, получения конкурентных преимуществ, среди подобных санаторно-курортных комплексов необходимо реализовать ряд мероприятий внутри санаторно-курортного учреждения при том, что приоритетность может и должна периодически меняться. Побудительным моментом могут служить различные ситуации, которые также могут изменяться. Однако незыблемым приоритетом в достижении успеха в среде растущей конкуренции является кадровое обеспечение, постоянное обучение и повышение квалификации сотрудников.
Разработка стратегий, особенно в санаторно-курортной отрасли, является важнейшим элементом управления. В основе стратегии перспективного развития санаторно-курортных организаций должен лежать метод, обеспечивающий быструю реакцию на изменяющийся рынок услуг. Основным преимуществом этого метода является создание на предприятии широко распространенной «стратегической атмосферы», обеспечивающей повышение качества санаторно-курортного и гостиничного продукта и конкурентоспособности предприятия [3].

Решение стратегических задач кадровой политики в здравоохранении зависит от организации управления трудовыми ресурсами отрасли.

Основными задачами, стоящими перед кадровой службой здравоохранения, являются:
1) прогнозирование потребности в кадрах конкретных специальностей и планирование их подготовки;
2) набор, отбор, подготовка, развитие и мотивация персонала к эффективному выполнению работы; оценка качества выполняемой работы; вознаграждение, продвижение, переводы, понижение и увольнение персонала;
3) поддержание оптимальных взаимоотношений между работодателями и работниками на основе соблюдения закона, обеспечения справедливой системы оплаты труда, социальной защиты работников, создания благоприятных производственных отношений и здорового климата, обеспечения охраны труда и других условий, позитивно влияющих на качество труда и качество жизни сотрудников.
4) содействие занятости работников здравоохранения через повышение профессионализма и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;
5) разработка системы страхования ответственности медицинских работников на случай ошибки и при наличии степени риска медицинского вмешательства, а также личного страхования в случае, когда исполнение служебных обязанностей сопряжено с угрозой для жизни и здоровья [4].
Для санаторно-курортной организации более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников [5].

Обучение медицинского персонала является необходимым условием для успешной работы в условиях постоянных изменений и развитой конкурентной среды. Это позволяет персоналу быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и работать с наибольшей эффективностью. Тем не менее, у многих руководителей, не понимающих, для чего и зачем необходимо обучать персонал, эти вопросы остаются неразрешенными. В связи с этим возникает острая необходимость, прежде всего, определиться с задачами, которые решает обучение персонала.

Прежде всего, основная задача, которую выполняет обучение медицинского персонала, – это повышение уровня знаний и компетентности сотрудников в определенной сфере для максимально эффективного достижения целей организации; это углубление профессиональных знаний и навыков по соответствующим уровням полученного ранее основного образования.

Повышение квалификации относится к дополнительному образованию и обеспечивает профессиональное совершенствование, подготовку к трудовой деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Переподготовка кадров также относится к дополнительному образованию и обеспечивает получение новой квалификации соответствующего профиля на уровне высшего образования, удовлетворяет потребности работников сферы туризма в профессиональном совершенствовании.

Повышение квалификации и переподготовка кадров завершаются итоговой аттестацией слушателей. Успешное прохождение итоговой аттестации по завершении повышения квалификации и переподготовки кадров дает слушателю право на получение документа установленного образца.
Развитие коммерческой медицины и активная конкурентная среда стимулируют медицинские центры к поддержанию высокого уровня не только оказываемых медицинских услуг, но и к постоянному расширению ассортимента предлагаемых услуг, повышению уровня сервиса и непрерывному совершенствованию персонала, т.к. именно персонал обеспечивает в конечном итоге достижение бизнес-целей. Диагностика потребностей в обучении и четко простроенная система обучения позволяют максимально повысить квалификацию сотрудников. Опыт успешных компаний показывает, что инвестиции в персонал приносят самые надежные дивиденды.

Кроме того, для повышения качества работы, безусловно, необходимо соответствие персонала стандартам, предъявляемым к профессии, а также внутренним стандартам компании. Например, стандартам взаимодействия с пациентами. Именно на тренинге у сотрудника есть возможность получить полную информацию о том, как надо действовать и что говорить, а также есть возможность попробовать применить полученные знания на практике, получить обратную связь и закрепить полученный результат в ролевых играх с коллегами. Когда же сотрудник оказывается с проблемой один на один, то без предварительного обучения ему бывает довольно-таки сложно выбрать правильную тактику, а в работе с пациентами права на ошибку нет.
Любой корпоративный тренинг, параллельно с обучением сотрудников навыкам, дает сопутствующий эффект – командообразование. Всем известно, что люди, связанные общими задачами и общим стремлением, стараются объединить свои усилия и ресурсы для достижения этих целей. И на тренинге в располагающей к совместной работе атмосфере, под руководством тренера происходит такое единение. Люди из разных отделений знакомятся друг с другом, новички сближаются с более опытными коллегами, выявляются новые лидеры, вскрывается дополнительный потенциал сотрудников, о котором они раньше и не подозревали. И это еще одна причина для руководителей не только обучать своих сотрудников, но и обучаться вместе с ними.

Развиваясь и получая новые знания за счет компании, сотрудник понимает, что компания в лице руководителей не просто использует его потенциал, навыки и способности, но и готова пополнять их, он чувствует заботу руководства. А когда человек, сотрудник, чувствует отдачу, он, в свою очередь, начинает стремиться принести максимальную эффективность своей организации. Одним словом, действия руководства, заключающиеся в проявлении заботы о персонале, стимулируют сотрудников максимально качественно выполнять свою работу и относиться к ней ответственно. Кроме того, обучение освежает восприятие своей профессии, открывает ее новые грани, а получаемые на тренингах инструменты и технологии, стимулируют сотрудников скорее испробовать их в работе и избавляют от ощущения рутинности.

Подводя итог, необходимо отметить, что вопрос подготовки и переподготовки персонала для санаторно-курортной организации имеет первостепенное значение, т.к. систематическое проведение руководством курсов повышения квалификации сотрудников санаторно-курортных организаций будет положительно сказываться на их работе, уровне и качестве обслуживания пациентов. А от этого, в свою очередь, зависит удовлетворение отдыхающих от пребывания в санаториях.

Из выше изложенного следует, что система управления кадрами образует комплекс целей, задач, методов и соответствующего механизма управления руководством санаторно-курортной организации, направленного на повышение производительности труда и качества оказания услуг пациентам.

6.1. Санаторий-профилакторий возглавляет главный врач, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем предприятия по согласованию с исполнительным органом фонда в соответствии с действующим законодательством. На должность главного врача принимается лицо, имеющее высшее медицинское образование, соответствующую подготовку по физиотерапии и курортологии и практический опыт работы в здравоохранении не менее пяти лет.

Аттестация главного врача и других медицинских работников санатория-профилактория производится в соответствии с Положениями о порядке аттестации врачей и средних медицинских работников, утвержденных Приказами Минздравмедпрома России от 16 февраля 1995 г. N 33 и 23 мая 1995 г. N 131.

6.2. Главный врач осуществляет руководство учреждением в пределах своей компетенции, определенной "Положением о данном санатории-профилактории" и Тарифно-квалификационной характеристикой по должностям главных врачей учреждений здравоохранения <*>.

<*> Постановление Министерства труда Российской Федерации от 17.11.92 с последующими изменениями.

6.2.1. Главный врач санатория-профилактория имеет право:

нанимать и увольнять работников, в соответствии с действующим законодательством;

перераспределять штаты санатория-профилактория, финансируемые за счет средств социального страхования в пределах средств по фонду заработной платы, выделяемых учреждению исполнительным органом фонда;

устанавливать в пределах фонда заработной платы надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда;

по доверенности администрации предприятия, на балансе которого находится санаторий-профилакторий, представлять его в государственных органах, суде, арбитражных судах и других организациях;

по доверенности администрации предприятия заключать соглашения с другими организациями на амбулаторное лечение (при неполной загрузке санатория-профилактория и выполнении плана-заказа);

заключать различного рода договоры по обеспечению текущей деятельности санатория-профилактория (продукты питания, медикаменты и др.);

издавать приказы (распоряжения), давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками санатория-профилактория.

6.2.2. Главный врач несет ответственность за:

организацию лечения и обслуживания лиц в период их пребывания в санатории-профилактории;

целевое использование средств в соответствии со сметой, своевременное повышение квалификации специалистов, эффективное использование штатов, внедрение в практику работы санатория-профилактория передовых форм и методов организации труда, лечения, профилактики заболеваний;

своевременность подготовки и представления статистической и финансовой отчетности о деятельности здравницы и ее достоверность;

проведение анализа эффективности лечения в санатории-профилактории работников обслуживаемого предприятия (предприятий);

выполнение плана-заказа по лечению работников и членов их семей;

соблюдение правил эксплуатации зданий и сооружений, медицинской аппаратуры, оборудования и техники безопасности при работе с ними;

выполнение санитарно-гигиенических требований в санатории-профилактории и соблюдение противоэпидемических мероприятий.

6.2.3. Главный врач обеспечивает:

совместно с комиссией по социальному страхованию формирование плана-заказа по лечению работников на предстоящий год, утверждаемого исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации;

изучение состояния здоровья работающих и потерь рабочего времени из-за болезней в трудовом коллективе предприятия, разработку и реализацию мер по их снижению;

подготовку сведений страхователю, необходимых для формирования сметы расходов санатория-профилактория, финансируемых за счет средств социального страхования, в соответствии с утвержденным планом-заказом, графиком профильных заездов на предстоящий год, с указанием числа обслуживаемых лиц по заездам, и финансового отчета об использовании средств социального страхования (форма 16-ФСС РФ);

ежегодный отчет перед трудовым коллективом предприятия о результатах работы санатория-профилактория.

6.3. Контроль за производственной, финансово-хозяйственной деятельностью санатория-профилактория осуществляют, в пределах своей компетенции, администрация предприятия, исполнительные - органы фонда, органы управления здравоохранением, лицензионно-аккредитационные комиссии, налоговая служба и другие органы, в соответствии с действующим законодательством.

Вы написали на сайт, где юристы предоставляют юридическую консультацию онлайн. В чем заключается ваш вопрос? Еще раз обращаю внимание, что мы не занимаемся законотворчеством.

Это не совсем так. В соответствии ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 46):

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об

утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (обратите внимание на фразу «организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Должности иных педагогических работников – Воспитатель.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (п. 20 ст. 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные

организации, а также организации, осуществляющие обучение.

В соответствии ФЗ «Об образовании в РФ» (п.1 ст. 31) к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

В соответствии ФЗ «Об образовании в РФ» (п.17 ст. 2) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ.

(в Вашем санатории, скорее всего, реализуются образовательные программы)

Перечень организаций, осуществляющие лечение, приведен в постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, в котором в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“. В соответствии с п. 1.14 Списка к учреждениям здравоохранения относятся:

дом ребенка, в том числе специализированный;

детские санатории всех наименований:

для лечения туберкулеза всех форм;

для больных с последствиями полиомиелита;

для гематологических больных;

для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

для больных ревматизмом;

В данном Списке, также есть должность воспитатель.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на

досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется — список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» (в том числе и в должности воспитателя) списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка (в том числе и п. 1.14). Тем более в п. 7 Правил говорится, что работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя. Таким образом, это еще одно доказательство, что воспитатель детского санатория, является педагогическим работником!

Таким образом, в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (п.5 ст. 47) педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии, в том числе:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю – ст. 333 ТК РФ);

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 «ЕЖЕГОДНЫЕ ОСНОВНЫЕ УДЛИНЕННЫЕ ОПЛАЧИВАЕМЫЕ ОТПУСКА РАБОТНИКОВ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, А ТАКЖЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ»

Санаторий (филиал ООО) имеет лицензию на медицинскую деятельность, организована работа дежурств медперсонала в ночное время.Руководитель настаивает на ликвидации ночных дежурств медперсонала. Не повлечет ли это действие к нарушению лицензионных требований, ведь тогда нет возможности оказывать экстренную помощь в ночное время?

По каким именно видам деятельности планируется отмена дежурств?

Уважаемая Светлана Геннадьевна! Здравствуйте! Если это приведет к нарушению лицензионных условий, то риск есть. Другой разговор, что Вы можете сами исключить те или иные виды медицинской деятельности, тогда рисков здесь не будет. То есть, если у Вас отдельно заявлены те или иные виды медицинской деятельности, от которых Вы решили просто отказаться (см. например, «номенклатуру работ и услуг в
здравоохранении» (утв. Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004), но при этом медицинскую деятельность Вы все же осуществляете, соответственно Вы изменяете Устав, соответствующее Положение, вносите изменения в лицензирующий орган. Соответственно, Вам просто изменят лицензию, однако, каких-либо негативный санкций Вы избежите.

Уважаемая Светлана Евгеньевна! В дополнение: если измените виды медицинской деятельности, измените приложение к лицензии — сразу меняйте сведения о себе (в части точного перечня оказываемых медицинских услуг) в рекламных вывесках, медицинских бюллетенях и т.п. (см. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).

поясните пожалуйста, а наличие ночного медперсонала у Вас в санатории является обязательным лицензионным требованием?

Нет, при оформлении лицензии уточнения об организациях ночных дежурств не было. Дело в том, что в течение нескольких десятков лет штатное расписание санатория было составлено с учетом организации ночных дежурств медперсонала, в соответствии с рекомендованными штатами согласно Постановления ВЦСПС

от 10 сентября 1965 года

О ТИПОВЫХ ШТАТАХ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА,

ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ ХОЗЯЙСТВЕННО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА

И РАБОТНИКОВ СТОЛОВЫХ И КУХОНЬ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ, ПАНСИОНАТОВ И ДОМОВ ОТДЫХА ПРОФСОЮЗОВ.

Документ давно не пересматривался, нормы носят рекомендательный характер. Но меня волнует вопрос: Если ( по определению) санаторий - это лечебное учреждение с круглосуточным пребыванием пациентов, то отмена ночного дежурства медперсонала не повлечет ли административную ответственность руководства при ухудшении самочувствия пациентов. Уточняю, санаторий находится в лесной зоне на окраине города.

добрый день проверяющий орган — -может расценить — это как нарушение лицензионных требований и условий согласно положения о лицензировании № 291-
ответственность за это установлена административным кодексом РФ

Статья 14.1. КоАП РФ

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

желательно до ликвидации постов — внести изменения в лицензию исключив оттуда соответствующий вид деятельности т.к лицензия подлежит переоформлению в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Здравствуйте, Светлана Евгеньевна!

Необходимо знать, в каких целях были организованы ночные дежурства. Как правило, санатории осуществляют свою медицинскую деятельность только в дневное время, а ночью пребывание пациентов обусловлено не медицинскими показаниями, а размещением с целью отдыха. Если ночные дежурства организованы только для наблюдения и оказания экстренной помощи, то их вполне можно и упразднить, если есть возможность обращения в скорую помощь. Если ночью никакие медицинские услуги, указанные в лицензии, не оказываются, то необходимости вносить изменения в лицензию нет, а режим работы определяется не лицензией, а тем временем, когда оказываются соответствующие услуги. Ведь санаторий — это не больничный стационар, где обязателен круглосуточный режим работы, обусловленный спецификой круглосуточного нахождения там больных, которым в любое время суток может понадобиться медицинская помощь.

Приказом Минздрава СССР от 31 августа 1989 г. N 504 настоящие штатные нормативы объявлены рекомендательными. Т.е. их невыполнение не может повлечь административной ответственности.

Здравствуйте, Светлана Алексеевна!

Существует Приказ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
от 3 января 1956 года N 1-М
Об утверждении штатных нормативов медицинского персонала и работников столовых и кухонь санаториев для взрослых (ссылка на приказ docs.cntd.ru/document/901895348), несмотря на его «древность»им руководствуются до настоящего времени.

13. Дежурства врачей организуются в санаториях с количеством коек 150 и более путем дежурства штатных врачей по специальному графику в счет установленной для них месячной нормы рабочего времени с правом сна в ночное время. В 2-3 санаториях курорта (с количеством до 500 коек), расположенных вблизи друг от друга, устанавливается 1 дежурный пост врача.
В тех случаях, когда дежурство врачей не может быть обеспечено штатным составом врачей санатория, в фонде заработной платы должны быть предусмотрены специальные ассигнования на оплату дежурств, выполняемых штатными врачами санатория сверх установленной для них месячной нормы рабочего времени по основной должности, с оплатой как за работу по совместительству.

Примечания:1. В санаториях для больных с заболеваниями: а) активными формами легочного туберкулеза; б) органов пищеварения; в) органов кровообращения — дежурства врачей организуются независимо от количества коек, если санатории расположены вне курорта или на курортах, но вдали от других санаториев.2. В санаториях, где не предусмотрены дежурства врачей, для оказания неотложной помощи вызывается врач санатория с оплатой за фактически затраченное время.

Вопрос же лицензирования медицинской деятельности регламентируется Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)(утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291)

и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. N 121н«Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях»

При этом лицензируется каждый отдельный вид мед. деятельности перечисленный в приказе.

Т.е. если Вам выдавалась лицензия на отдельные виды деятельности, и у Вас скажем нет вида услуги как круглосуточной стационар, то тогда за отсутствие ночного дежурства медицинской лицензии Вас не лишат (лишить могут только в отношение конкретного вида мед. услуг).

Но санаторий могут привлечь к административной ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества, так как в соответствии с Приказом от 3 января 1956 года N 1-М в санаториях дежурство быть должно.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 14] [Статья 14.4]

Читайте также: