Кто строит фонтаны профессия

Опубликовано: 02.10.2024

4dd02a7433c5b6fe01acee82e3aede27.jpg

В наше время неуклонно возрастает спрос на фонтаны: садовые, городские, парковые, внутри кафе, торговых центров и частных владений. Первые городские фонтаны появились в Древней Греции. Поначалу в поселениях древние греки строили красиво обрамленные резервуары с естественным наполнением, которые служили источником питьевой воды. Позднее такие резервуары выкладывали мрамором или мозаикой, украшали античными статуями, совмещали с водяным органом, водяными часами или кукольными фигурками, движущимися под воздействием струек воды. Фонтаны стали не только источником питьевой воды, но и излюбленным местом отдыха горожан.

Родоначальницей изготовления первых искусственных фонтанов можно по праву считать Римскую Империю. Именно древние римляне впервые применили знания о сообщающихся сосудах, что позволило им устанавливать фонтаны в любом месте, будь то городская площадь, маленький дворик или дворцовые палаты.

Со временем фонтаны эволюционируют и уже в эпоху Возрождения становятся величественным декоративным украшением целых архитектурных ансамблей. Создавая фонтанные сооружения, лучшие средневековые мастера зачастую находили хитроумные решения, заставляя взлететь воду на огромную высоту. Непревзойденное мастерство средневековых архитекторов, украшающих фонтанные комплексы богатым архитектурным декором, позволило человечеству лицезреть всю красоту и мощь гармоничного единения камня и воды.

Новую страницу в фонтаностроении открыл пражский инженер Франтишек Кржижик, когда в 1891 году при строительстве фонтана он впервые, используя электричество, применил подсветку струй. В своем творении пражский мастер умело использовал потрясающую игру камня, воды и света, их особые свойства преломлять, отражать, двигаться, образовывать четкую горизонтальную поверхность.

ad3362e29ae1895b50ecbb86dc83d917.jpg

Прошли века, но, как и прежде, современные городские фонтаны – это не только гармоничное единение инновационных технологий, высококачественных материалов и архитектурных решений, но и великолепное украшение города. Искусно вплетая в реальность нестареющие античные мотивы, изысканность декора, изящество и грацию каменных форм, городские фонтаны способны преображать пространство, создавая удивительную чарующую атмосферу сказочной магии.

Городские фонтаны – это великолепное украшение городской архитектуры, которое придает особый шарм и неповторимость паркам, скверам, площадям и фасадам городских зданий. Перевоплощенный руками художника камень становится живописным архитектурным элементом и изысканной «оправой» для воды, который сможет оживить пространство городского ландшафта и подарить жителям города потрясающую феерию волшебства незабываемых ярких эмоций. Фонтаны – это душа города, его настроение и характер. Умело вписанные в пространство, фонтаны являют собой завершающий аккорд городской архитектуры, гордость горожан, характер и философию родного города.

f0ab9150b7ee8b4ad0dc839e8d8e85f0.jpg

В своде правил по строительству и проектированию нет раздела, который касается конкретно строительства городских фонтанов. Но на основе опыта есть рекомендации, которые необходимо соблюдать во время проектирования и строительства данного объекта. Вот основные из них.

  1. Для начала необходимо определиться с высотой и объемом водных картин. В случае уличных фонтанов, максимальная высота струи должна быть меньше расстояния до краев чаши. Данная рекомендацияпозволяет избежать разбрызгивания и потери воды и позволяет зрителям комфортно находиться вблизи фонтана.
  2. Глубина классического городского фонтана должна не превышать 65 см. Очень маленький уровень не позволит насосам полноценно функционировать, а завышенный – усложнит проектирование технологического оборудования. Кроме того, большая глубина опасна для детей, которые могут случайно упасть в чашу фонтана.
  3. Правильно подобранное место способно облегчить обслуживание и увеличить срок службы оборудования. Располагать фонтан необходимо подальше от деревьев, поскольку опадающая листва, иголки, экскременты птиц могут сильно загрязнить воду и техническое оборудование.
  4. Для круглосуточной работы фонтана и легкости его обслуживания следует учесть наличие в системе трубопроводов для осуществления наполнения, перелива, подпитки и опорожнения чаши.
  5. Желательно, чтобы электрический щит управления находился на минимальном расстоянии от чаши фонтана.
  6. Необходимо выбрать подходящий насос подводный или сухой установки. В последнем случае лучшим решением будет одноступенчатый нормально всасывающий центробежный консольный насос CronoNorm-NLG с осевым всасывающим и радиальным напорным патрубком немецкой компании WILO.

Он полностью соответствует Директиве ErP (Energy-related Products) о проектировании электропотребляющей продукции, которая предусматривает необходимость оценки расходов на используемое сырье и энергопотребление оборудованием в течение всего жизненного цикла изделия – от производства до утилизации.

bea45fe403c910ebbd52dd3f40188a59.jpg

Цель ErP состоит в том, чтобы установить новые нормы эффективности использования энергии, уменьшить потребление энергии и другие отрицательные воздействия на окружающую среду.

Wilo-CronoNorm-NLG выпускается с бронзовым или чугунным рабочим колесом и скользящим торцевым уплотнением, изготовленным из различных материалов. Насос стандартно изготавливается из чугуна и предназначен для рабочего давления до 16 бар. При номинальных диаметрах патрубков от 150 до 300 мм и диаметре рабочего колеса до 400 мм он способен перекачивать до 1600 м3/ч при напоре до 105 м.

Технические данные и преимущества Wilo-CronoNorm-NLG

  1. Допустимый диапазон температур перекачиваемой воды: от -20 до 120 °C
  2. Сетевое электропитание: 3-фазная сеть переменного тока, 400 В, 50 Гц
  3. Класс защиты электродвигателя IP55, позволяющий применять насос во влажном помещении насосной камеры фонтана
  4. Снижение эксплуатационных затрат благодаря оптимизированному рабочему колесу и высокому КПД насоса
  5. Скользящее торцевое уплотнение с принудительной промывкой
  6. Сменные щелевые уплотнения

39d24b3302b3c07ff77a865db340a5c4.jpg

Принципы фонтанной технологии определяются ее целью - привести в движение воду. Чтобы привести в движение воду и создать красивую, привлекательную водную картину, прежде всего, необходимо иметь достаточное количество воды. Фонтанные чаши в большинстве случаев сооружаются из железобетона, но они могут быть также из пластика или из нержавеющей стали. После того как вопрос о водном резервуаре решен, необходимо найти способ приведения воды в движение и правильно выбрать тип водного сооружения.

Движение воды может быть едва заметным - в виде течения в пруду, бегущего ручейка, бурлящих пузырьков родника, либо в виде многокаскадного фонтана, прозрачного водяного колокола, мощного фонтана или низвергающегося водопада.

ea22bbb271603a9b7823d27869109bc7.jpg

Когда определена водяная картина и, соответственно, подобрана фонтанная насадка или комбинация насадок, необходимо подобрать «движущую силу» - фонтанный насос. Простейшим решением будет установка в чаше фонтана погружного насоса. Но городские фонтаны в подавляющем числе случаев используют вариант с «сухой» установкой центробежного насоса вне чаши. Такой насос обычно устанавливается ниже уровня дна фонтана в насосной камере или подвальном помещении и соединяется с фонтаном посредством подающего и обратного трубопроводов.

7b9f23f726146fb4394013007a051cf8.jpg

Фонтанное сооружение требует наличия трех основных элементов: водного резервуара, фонтанной насадки и насоса. Все остальные конструкционные элементы фонтанного сооружения служат для украшения фонтана, а также для упрощения управления и обслуживания.

92abf2caeb4e5cb5a9b784c22cc4b2c8.jpg

  1. Водный резервуар городского фонтана, как было сказано выше, обычно делают из железобетона. Важными критериями являются геометрические размеры чаши по отношению к высоте фонтана, а также глубина фонтана и уровень воды в нем. Все необходимые устройства должны быть помещены в специальное углубление на дне и закрыто решеткой.
  2. Насосная камера необходима для того что бы вода поступает к насосу под действием силы тяжести. Таким образом, насос должен быть установлен ниже уровня воды. Для этого также подходят подвальные и нижние помещения зданий, но они должны иметь, по крайней мере, сток в канализацию.
  3. Фонтанные насадки формируют водяную картину. Скульптуры, декоративные элементы и трубопроводы также входят в эту группу. Технические данные по потребности в воде и требуемому давлению должны приниматься в расчет на начальной стадии планирования системы трубопроводов и при выборе насоса.
  4. Фонтанный насос является движущей силой и сердцем любого фонтанного сооружения. Мощность насоса зависит от высоты водяных струй, характеристик насадок, а также от суммы возможных потерь в трубопроводах, распределителях воды и соединениях. Как показала практика, мощности насоса Wilo-CronoNorm-NLG хватает для реализации любых замыслов строителей городских фонтанов.
  5. Защитный фильтр, который устанавливается на всасывающей трубе, предохраняет насос и насадки от засорения. Чтобы увеличить интервал между чистками, площадь поверхности фильтра должна быть достаточно большой. Кроме того, можно установить параллельно несколько защитных фильтров. Существует несколько типоразмеров защитных фильтров на всасывающую трубу.
  6. Фитинги для прохода через дно и стенки бассейна служат для гидроизоляции проходов всасывающего, подающего, а также других трубопроводов. Они выполнены из коррозионностойких материалов (нержавеющая сталь или пластик) и герметично вмонтированы в бетон с помощью стальных фланцев.
  7. Всасывающий трубопровод позволяет центробежному насосу сухой установки Wilo-CronoNorm-NLG перекачивать воду из чаши фонтана или водного резервуара. Принимая во внимание, что скорость потока не должна превышать 2 м/сек, диаметр трубопровода должен соответствовать производительности насоса.
  8. Задвижка закрывает всасывающий или подающий трубопровод, например, во время ремонта или демонтажа насоса, а также для регулирования потоков.
  9. Подающий трубопровод направляет воду от насоса к фонтанным насадкам. Принимая во внимание, что скорость потока не должна превышать 2 м/сек, диаметр трубопровода должен соответствовать производительности насоса.
  10. Распределитель потоков воды осуществляет разделение потока воды на несколько ответвляющихся потоков.
  11. Арматура перелива/слива позволяет избыточной (дождевой) воде сливаться из бассейна в дренажную систему. При демонтаже переливной арматуры происходит опорожнение бассейна.
  12. Донный слив с грязевым фильтром в сочетании со спускным вентилем служит для опорожнения бассейна. Он часто используется вместе со встраиваемой арматурой долива/перелива. Навинчиваемый грязевой фильтр предотвращает попадание крупных грязевых частиц в дренажный трубопровод.
  13. Встраиваемая арматура долива/перелива герметично встраивается в вертикальную стенку чаши фонтана. Она используется для слива избыточной (дождевой) воды в дренаж, для заполнения фонтана и добавления свежей воды, а также для установки датчика уровня воды для автоматического контроля уровня воды.
  14. Арматура для подачи свежей воды герметично вставляется в дно чаши и служит для заполнения фонтана и пополнения свежей водой.
  15. Переливной трубопровод в сочетании с выходным фитингом служит для слива избытка воды в дренаж. В сооружениях, установленных в общественных местах, он должен быть диаметром по меньшей мере 100 мм.
  16. Переливной трубопровод вместе со встраиваемой арматурой долива/перелива используется для слива избыточной (дождевой) воды из бассейна в дренажную систему.
  17. Сливной трубопровод в сочетании с донным сливом, грязевым экраном и опорожняющим вентилем служит для слива воды из фонтана при его опорожнении. В сооружениях, установленных в общественных местах, он должен быть диаметром по меньшей мере 100 мм.
  18. Трубопровод подачи чистой воды вместе с фитингом подачи водопроводной воды или комбинированным встроенным стенным фитингом служит для заполнения фонтана и пополнения свежей водой. Восполнение испарившейся воды часто осуществляется автоматически посредством электронного автоматического контроля уровня воды.
  19. Электромагнитный клапан управляется устройством автоматического контроля уровня воды и при открывании служит для заполнения чаши чистой водой.
  20. Фитинг кабельного ввода на конце защитной трубы кабеля в дне или стенке чаши фонтана служит в качестве герметичного входа для электрического кабеля.
  21. Защитная труба для кабеля в сочетании с фитингом кабельного ввода защищает кабель от механических повреждений и позволяет без проблем заменять кабель.
  22. Подводная клеммная коробка служит для подсоединения и отсоединения электрических кабелей. Он дает возможность простого подсоединения и отсоединения электрических приборов, не прибегая к опорожнению фонтана.
  23. Шина защиты кабеля позволяет осуществить безопасную прокладку электрических кабелей в чаше и защитить их от механических повреждений.
  24. Иллюминация фонтанов и водных сооружений вечером и ночью посредством подводных светильников создает еще более впечатляющее зрелище. С помощью цветных светофильтров и устройств смены цвета можно получить и другие специальные эффекты.
  25. Электронные устройства управления входят в электрический шкаф управления фонтанными сооружениями. Щит включает в себя все элементы, необходимые для обеспечения электробезопасности оборудования, а также устройства для автоматического включения и выключения насосов и подсветки. Часто сюда входит электронное устройство контроля уровня воды.
  26. Крышка-решетка защищает подводные рабочие элементы от прикосновений и повреждений. Прежде всего она предохраняет от прикосновений все электрическое оборудование и ее наличие является обязательным для всех фонтанных сооружений, установленных в общественных местах.

Городские фонтаны радуют нас прохладой, игрой своих хрустальных струй, блеском солнца в каждой капле воды, журчанием и плеском, ощущением свежести и чистоты. Этим фонтаны благотворно влияют на душевный настрой человека, обеспечивая психологическое здоровье горожан. Фонтаны, наконец, снижают количество содержащейся в воздухе пыли, повышают влажность и ионизацию воздуха, поддерживая микроклимат близлежащих территорий, предотвращая возникновения целого ряда заболеваний органов дыхания.

e542f809dfbb41c4ea0c7a4e15b6d4db.jpg

Фонтаны, таким образом, являются важной частью мер по созданию комфортной, экологически безопасной городской среды обитания человека.

1.WILO SE Nortkirchenstraße 100, D-44263 Dortmund-Germany
2.OASE GmbH Postfach 20 69 48469 Hörstel– Germany
3.Messner GmbH & Co. KG Gewerbegebiet Echternhagen 7, 32689 Kalletal – Germany
4.Электронное издание «Информационный портал Чехия Онлайн»

Поветкин К.В.
Инженер по насосному оборудованию ООО «ВИЛО РУС»
Москва, 2018


Фонтан — это не только привлекательный декоративный элемент сквера или парка, но и сооружение, обладающее определенными санитарно-гигиеническими свойствами. Подобного рода конструкции в наше время чрезвычайно популярны и распространены. Они могут выступать в качестве как полноценного планировочного центра, так и эффектного украшения территории. Кроме того, фонтаны способны дренировать местности, а имеющаяся в них вода — увлажнять и освежать воздух.


Проектирование обычно является начальным этапом строительства фонтана. Оно предполагает создание инженерного проекта, где указывают конструктивные особенности сооружения, и дизайн-проекта, в котором описывают декоративные свойства конструкции.


Если нужно построить фонтан, то следует придерживаться ряда простых, но важных правил. Одним из основных требований является электробезопасность. Действующие стандарты регламентируют использование электроприборов, минимальное напряжение которых составляет 12 В, а расстояние их до чаши фонтана — не менее 2 м.

Запрещается использование в чаше осветительных приборов и погружных насосов. С фонтанами можно применять только «сухие» насосы, размещающиеся в специально отведенных местах без какой-либо вероятности контакта их с водой.


Еще один важный момент — это прокладка электрических кабелей. Каждый провод, обеспечивающий питание прожектора подсветки и предварительно помещенный в защитную оболочку, следует укладывать в бетон. Это не только сделает чистой чашу фонтана, но и полностью исключит наличие в сооружении токонесущих элементов.

Перед заливкой бетона при возведении фонтана следует собрать опалубку. Благодаря этому раствор не будет вспучиваться при затвердевании.

Любой фонтан должен иметь долговечную и надежную гидравлическую систему. Чтобы полностью исключить возможность засорения сооружения, что обычно наблюдается при отложении солей, необходимо использовать специальные форсунки с минимальным диаметром 14 мм. Это позволит не только «разгрузить» насосы, но и сохранить привлекательность водной глади. Использование форсунок такого диаметра позволит также избежать выноса водных струй за пределы фонтана, что обычно наблюдается при сильных порывах ветра.


На первых этапах строительства фонтана следует учитывать особенности его водоснабжения, расход воды и мощность гидравлической системы. При этом нужно брать во внимание особенности забора воды и расстояние до ближайшего ее источника. Необходимо также определиться с режимом, в котором будет функционировать фонтан, выбрав между подачей воды проточным способом и единым предварительно залитым объемом жидкости.

Быстродействующие клапаны электромагнитного типа, использующиеся при создании фонтанов со светомузыкой, отличаются недолговечностью и очень частым срабатыванием. Хотя такие устройства позволяют создавать необычные спецэффекты, не требуя при этом значительных средств на их покупку, при интенсивном каждодневном использовании они начинают довольно быстро выходить из строя.


Электромагнитные клапаны, таким образом, будут постоянно требовать ремонта и, соответственно, регулярных финансовых вложений. Подобные устройства к тому же требовательны к жесткости воды, поэтому, кроме водоочистной системы, фонтан придется оборудовать системой для смягчения жидкости. В качестве дополнения к последнему требованию выступает монтаж долговечной чаши сооружения.

Обязательным для всех фонтанов является использование элементов гидравлических систем, изготовленных из нержавеющей стали и образующих монолитную конструкцию повышенной надежности. Обслуживание чаши фонтанов, в которой размещаются такие системы, не отличается особой сложностью.


Еще одно важное правило — это соответствие воды требованиям, предъявляющимся к ее биологической и химической чистоте. Чтобы поддерживать жидкость на необходимом уровне чистоты, следует использовать системы водоочистки.

Запрещается применять агрессивные чистящие вещества, которые хотя и придают воде голубоватый оттенок, но полностью разрушают имеющуюся в ней микрофлору. Использование проточного дезинфектора избавит жидкость от бактерий, а ультрафиолетовой лампы — от болезнетворных микроорганизмов.

Предотвратить износ оборудования помогут системы, предназначенные для смягчения воды. Они способны также уменьшать количество содержащихся в жидкости железа и солей жесткости.


Для декорирования фонтана лучше применять гранит, который, кроме украшения сооружения, обеспечит ему целостность конструкции при использовании большого количества воды.

При строительстве фонтана следует использовать только безопасное и грамотно подобранное оборудование. Ну и, наконец, нужно стремиться к тому, чтобы такое сооружение было не только эстетически привлекательным, но и безопасным для окружающих.

Татьяна Авксентьева: «Фонтаностроение — это искусство, а не только поставка оборудования»
Фото: личный архив Татьяны Авксентьевой

Компания «Фонтан-Сити» была создана в конце 90-х годов, когда о фонтанном искусстве никто не думал. Основателей фирмы это не отпугнуло, и спустя 20 лет они оказались на волне в области фонтаностроения. Об участии в программе сохранения парков и скверов, открытии офиса в Эмиратах и параметрической архитектуре в интервью «Реальному времени» рассказала одна из основателей компании «Фонтан-Сити» Татьяна Авксентьева.

— Татьяна Владимировна, вас в компании двое основателей: как между вами и партнером распределены обязанности в управлении?

— Мой партнер Андрей Арсеньевич Домрачев — технический директор компании, все вопросы, касающиеся общей политики фирмы, важные переговорные процессы решаются сообща. Я директор по архитектуре и дизайну. По профессии я архитектор и более 23 лет преподавала в КГАСУ архитектурное проектирование. Архитектурная составляющая в нашей компании занимает важное место. С потенциальными заказчиками первыми общаются архитекторы, дизайнеры, художники, скульпторы. После них фор-эскизы попадают к инженерам и сметчикам. Это естественно, сначала привлекает красота, необычность проекта, на этом этапе много работы у визуализаторов и аниматоров. Воду надо смотреть в движении, поэтому приходится делать много роликов.

— Фонтанами вы занимаетесь уже 20 лет, как за это время менялся ваш бизнес?

— Когда мы создали компанию, партнеров было четверо, потом осталось двое. Изначально мы занимались рекламным бизнесом: в 90-е годы он был популярен. Два партнера связали свою жизнь с другими областями, я, как архитектор, всегда предлагала компаньонам заняться строительством. Сегодня с нами работает молодое поколение активных, умных людей. Инициатором и генератором многих идей является наш молодой генеральный директор Александр Иванович Сычев.

— Как вам удалось так долго заниматься одним делом, еще и с узкой спецификой, вам не наскучило?

— В нашем случае работает удачное сочетание креативного и технического склада ума. Многие фирмы, занимающиеся фонтанами, основной акцент делают на поставку и монтаж фонтанного оборудования. Мало кто задумывается, что фонтаны — это искусство. Если мы вспомним историю архитектуры, то сначала фонтаны имели чисто утилитарную функцию, их использовали для водозабора. Например, в Турции, в Сиде, до сих пор остались такие фонтаны, в руинированном виде. В современном мире, в мегаполисах, градостроительная среда должна быть благоприятной, комфортной для горожанина, эстетически наполненной. Такие объекты, как фонтаны, несут в основном эстетическую функцию. Я здесь не говорю про увлажнение и некоторое очищение воздуха вблизи фонтанов, есть исследования на эту тему.

— Как вообще вам пришла в голову идея строить фонтаны, если вы занимались рекламой и планировали развитие в строительстве?

— В жизни часто происходят неожиданные ситуации. Когда мы занимались рекламой, приехали к клиенту на один ликеро-водочный завод в Марий Эл. Директор завода предложил нам заказ — построить фонтан, и на свой страх и риск мы согласились. К работе над фонтаном привлекли на сегодня известного скульптора — Асию Миннуллину. Иногда вспоминаем первый фонтан — смеемся. Он был с высокими бортами, чуть ли не по пояс, сейчас так уже не строим. Но тогда мы справились, заказчик был доволен. А нам понравилось строить фонтан, и мы понимали, что эта ниша свободна. Какие могли быть фонтаны в конце 90-х — начале 2000-х годов, когда заключались бартерные сделки? Кому нужны бриллианты, когда есть нечего?

— Так, значит, и спроса не было?

— «Не хлебом единым, красота спасет мир», — думали тогда мы. Так решили заняться строительством фонтанов, возрождать искусство фонтаностроения. На тот период предложить нам было нечего, поскольку реализованных проектов в этой области не было, но у нас было огромное желание проектировать и строить подобные объекты. Все годы учились, делали ошибки, участвовали в выставках, в венчурных ярмарках, конференциях. Появились результаты — компания неоднократно становилась призером подобных мероприятий. Мы «погнали волну» фонтаностроения, и через десятилетия она «нахлынула» на Казань и Татарстан.

«Хорошей скульптуры в городе должно быть много»

— Про первого заказчика вы рассказали, а как искали клиентов дальше?

— Работали со средствами массовой информации, давали рекламу, срабатывало сарафанное радио, много ездили. Нас познакомили с заместителем генерального директора по строительству ПАО «Татнефть». Его уже сейчас нет, это было в начале 2000-х. Мы узнали об открытии тендера на строительство большого озерного фонтана в Альметьевске. Вместе с нами в конкурсе участвовали компании, по-моему, из Санкт-Петербурга и Италии. Чтобы выполнить условия тендера, обратились к инженерам старой советской школы и создали фонтан на понтонах. Это была настоящая инновация.

Нефтяники — народ умный, оценили наше предложение. К тому же казанская компания ближе остальных территориально, на месте можно решить все возникающие вопросы, поэтому выбрали нашу молодую команду. Мы сделали понтон, высота струи озерного фонтана достигала 50 м. Компания «Татнефть» долгие годы работала с нами. Мы создали множество фонтанов в Альметьевске и сейчас сотрудничаем с ними.


Светомузыкальный фонтан в Альметьевске

— Вы говорите, что сейчас работа над фонтанами идет совсем иначе. Как за 20 лет изменилась структура рынка фонтаностроения?

— Фонтаностроение — это искусство, а не только поставка оборудования. Сейчас в Татарстане много строят пешеходных фонтанов. Но есть и другие виды фонтанов — со скульптурой, с динамичными инсталляциями, с кинематическими скульптурами и параметрическими формами. Архитектурная среда, среда города — сложное пространство, все в нем перекликается — рельеф местности, окружающая застройка, ее этажность и колорит, пешеходные и зеленые зоны.

Мы говорим про общественные пространства. Кто может и должен заниматься этим? Архитекторы, которых может себе позволить не каждая компания, потому что креативным людям надо платить хорошую зарплату. Но если ты занимаешься поставкой оборудования, то кажется, что брать в штат людей творческих специальностей уже не надо. Однако если посмотрим историю фонтаностроения, то обнаружим множество фонтанов со скульптурой — Италия, Франция, Норвегия, Швеция. Сейчас в Казани не хватает фонтанов со скульптурой. Хорошо, что восстановили фонтан в Лядском садике, чудесный фонтан был в Пассаже.

Скульптуры в городе должно быть много. Специалисты фирмы периодически участвуют в творческих конкурсах, становясь призерами. Идет работа над международным конкурсом, для Кипра. Мы устаем, как сумасшедшие, находимся под постоянным информационным и эмоциональным прессом, переключаемся, когда видим еще более красивый фонтан, если все работает вместе — и объемно-пространственная композиция, архитектура воды, архитектура света, музыка, видеоряд, ароматерапия, тактильность.

«Мною придуман термин «архитектура воды» — из воды можно «вылепить» что угодно»

— Как вы оцениваете концепцию развития общественных пространств, принятую на 2019 год в Казани?

— Пешеходные пространства в Казани и в других населенных пунктах республики привели и приводят в порядок. Появилось много достойных парков и скверов. Сейчас к нам идут запросы в основном на пешеходные фонтаны. И на мой взгляд, бесконечное строительство пешеходных фонтанов — это не выход из положения. Выше мы коснулись этой проблемы. Еще мы забываем о национальном, местном колорите.


Светомузыкальный фонтанный комплекс на реке Каме

— Не хватает компетенций у тех, кто строит парки, или же проблемы с финансированием национальных проектов?

— Дело не в этом: надо подключать и опытных, зрелых архитекторов наряду с молодыми, тех, кто знает свой город. Необходимо прислушиваться и к главным архитекторам районов — они тоже хорошо знают свои территории. Везде есть национальные традиции и национальная архитектура, это видно при ближайшем рассмотрении. Вот Минтимер Шаймиев давно занимается Болгаром и Свияжском, а это две разные культуры, которые нужно сохранить и показать. Он и его команда это понимают. А теперь представьте, что мы снивилируем эту архитектуру на современном этапе — и получим безликие пространства.

— Вы считаете, что территории должны сохранять старую архитектуру и не принимать современные веяния?

— Я училась у академика архитектуры, заслуженного архитектора РСФСР Сайяра Ситдиковича Айдарова. Он всегда говорил о необходимости сберечь национальные корни. Например, чтобы воссоздать ту же болгарскую архитектуру, необходимо ее прочувствовать. В фонтаностроении то же самое — необходимо знать историю места, смотреть, какие фонтаны строят сегодня, какие технологии применяются, и привносить крупицу национального колорита. Как это сделать? Трудно, сложно — рисуем, думаем. Иногда получается, иногда нет. Этот вопрос — один из сложных в архитектуре.

Работать можно не только с декоративными элементами фонтана, но и с направлением и формами самой воды. Мною даже придуман термин «архитектура воды». Из струй воды можно «вылепить» что угодно — пирамиды, кубы, плоскости, пересекающиеся плоскости, салюты, веера, хрустальный город, наконец. И вся эта «архитектура» в движении! Потрясающе! Человек может бесконечно смотреть на движение огня и воды.

— Как вы представляете себе идеальный фонтан?

— Идеальный фонтанный комплекс — с красивой мощной водой, со светом, музыкой — дорогое удовольствие. В основном заказывают более экономичные варианты фонтанов. Мы сразу предоставляем заказчику множество фор-эскизов, архив большой. Смотрим на градоситуацию и подсказываем, что лучше выбрать, иногда приходится по телефону читать целые лекции.

— Какова средняя стоимость строительства фонтана?

— Небольшие фонтаны стоят миллионы рублей. Большой плавающий светомузыкальный фонтанный комплекс на реке — десятки миллионов. Если речь идет о знаковых объектах — фонтан как визитная карточка республики, края, региона, то это сотни миллионов. Есть пара таких интересных проектов для Татарстана и Чувашской Республики. Это неповторимое зрелище, которое обогащает весь город.

— С 2015 года в Татарстане восстанавливают парки и скверы. Расскажите, какие объекты построены вами в рамках программы «Год парков и скверов в Татарстане»?

— Множество: по этой программе мы работает не один год. Наши фонтаны есть в Казани, Черемшане, Чистополе, Мензелинске, Бугульме, Атне, Елабуге, Альметьевске, Болгаре и других населенных пунктах. Кстати, и в Болгаре продолжаем строить фонтан с поворотными устройствами, подобный комплекс построен на реке Каме, в Нижнекамске.

Сотрудничаем с «Архитектурным десантом», и в этом году шествие по республике продолжится. Но мы же работаем не только с Татарстаном. Программа восстановления парков и скверов шагает по всей стране. Второй год работаем с Чебоксарами, Тюменью, Якутией. Мы занимаемся речными, озерными фонтанами, поступали предложения о сотрудничестве и по морским фонтанам с Дальнего Востока и из Симферополя. Но до моря пока не добрались.

— Как в Чебоксарах строится работа по воссозданию фонтанов? Они тоже предпочитают пешеходные композиции?

— В Татарстане более-менее все в порядке с фонтанами, их периодически строят, ремонтируют, в Чебоксарах ситуация немного другая. Там больше внимания уделяют именно сохранению существующих фонтанов. В прошлом году в Чебоксарах мы построили пешеходный фонтан, обновили два старых. Я считаю, что восстанавливать существующие — это правильно, поскольку это история города.

— В Казани не так, здесь больше строят, чем восстанавливают?

— Около «Ак Барс» Банка на ул. Декабристов когда-то был фонтан пластичной формы, правда, с не очень симпатичной архитектурой воды. Но с точки зрения градостроительства, когда мы рассматриваем всю систему города, убирать фонтан с Декабристов было ошибкой. Он находился близко к Казанке, к офисам, банку, издательству. Фонтан необходимо было улучшить, внедрить в новый скверик с холмами, а его закатали и посчитали, что так лучше. И тогда пропал водный вертикальный акцент, который перекликался и с гладью реки, и с минаретами «Кул-Шарифа».

«В Эмиратах заинтересовались нашей технологией отливки»

— Как вы пришли к принятию решения об открытии офиса в Эмиратах?

— В восточной традиции есть тенденция украшать место, где живешь. Эта страна привлекает все передовое и лучшее, их города улучшаются год от года. Мои коллеги познакомились с людьми в Эмиратах, занимающимися скульптурой, тем стало интересно посотрудничать с нами, нашлись общие темы. Они заинтересовались нашей технологией отливки из агломерата с добавлением гранитной крошки, несъемной архитектурно-декоративной опалубкой для изготовления чаш и декоративных деталей для фонтанов. Мы намерены сотрудничать не только по фонтанам, но и по малым архитектурным формам. В южных странах популярна скульптура из мрамора, гранита. Это заложено в их культуре. Так появилась идея открыть там офис.


Музыкальный фонтан в Дубае

— Насколько в Эмиратах развит рынок фонтанов?

— Там это очень активный, подвижный рынок, открытый новым технологиям. Там постоянно идет стройка. В жарком климате необходимы фонтаны. Один из самых высоких фонтанов в мире — в Дубае.

— Какие технологии при строительстве фонтанов используете?

— Инженерная мысль не стоит на месте. Каждый раз приходится что-то придумывать. У нас есть хорошие специалисты, способные решать нестандартные технические задачи. В компании были придуманы поворотные устройства. C 2008 года начались работы по проектированию и конструированию поворотников. С 2010 года поворотные форсунки собственного исполнения применяются при строительстве фонтанов. Сегодня продолжаются испытания еще одной поворотной форсунки веерного типа.

Наше изобретение — это несъемная архитектурно-декоративная опалубка, которая является антивандальной. Внешние и внутренние сегменты борта фонтана любой сложной формы отливаются в цеховых условиях, с декором и быстро собираются на стройплощадке с последующей заливкой бетоном, получаем очень крепкую конструкцию, внешне не отличимую от гранитных блоков, с возможностью реставрации.

Мы хотим создать светомузыкальный фонтан напротив НКЦ

— Давайте вернемся к Казани и ее пространствам. Оцените как специалист, каким общественным пространствам Казани и, пожалуй, Татарстана также требуется обновление?

— Для большого светомузыкального фонтана на реке есть хорошая площадка напротив ЗАГСа. В Казани много воды, и такой фонтан мог бы стать лицом города. Эскиз подобного проекта мы создали 3—4 года назад. Он получил одобрение специалистов и чиновников, которым был представлен. Фонтан посоветовали передвинуть к НКЦ, что мы и сделали. Надеемся, что когда-нибудь город получит такой грандиозный фонтан. Был запрос на подобный фонтан и из Чебоксар.

— Что это за фонтан?

— Фонтан, о котором я говорю, строчный и находится на речной глади. Он будет работать на город, потому что хорошо просматривается и с моста «Миллениум», и со стороны Кремля, и со стороны противоположного берега.


Проект светомузыкального фонтана на Казанке

— Что собой представляет компания «Фонтан-Сити» сегодня, как делится рынок с конкурентами?

— Компаний, подобной нашей, немного, и работы нам хватает. Работаем в основном с городскими администрациями и крупными предприятиями. В каждом регионе есть подобные фирмы, властям удобнее работать с местными. Но мир меняется быстро, и география не является препятствием.

— Насколько строительство фонтанов рентабельный бизнес?

— За все годы существования компания работала всегда. И в 1998 году, когда был дефолт, работали каждый день и получали зарплату. Провалов за эти 20 лет не было.

— Брали ли вы кредит на развитие компании?

— Какую прибыль получила компания за прошлый год?

— Мы не разглашаем внутреннюю кухню. Могу сказать, что мы востребованы.

«Будущее за параметрическими формами»

— Судя по вашим рассказам, вы видели и изучили огромное количество фонтанов. Есть ли у вас любимый фонтан и какой?

— Вы удивитесь, он в Татарстане. В 2010 году в парке отдыха Альметьевска был открыт первый в Татарстане светомузыкальный фонтан. Чаша фонтана в диаметре — 15 м, а ваза — 3,5 м. Там очень богатая «архитектура воды», и до сих пор жители Татарстана, из других регионов ездят посмотреть на него. Я его тоже очень люблю.

— Какие фонтаны сейчас в моде, если можно так сказать о фонтанах?

— Есть такое понятие — параметрическая архитектура. Параметрическая архитектура — это уникальный стиль, в котором взаимосвязаны такие понятия, как скульптура, математика, архитектура. Пионером этого стиля стал Рем Колхас. Заха Хадид создавала шедевры параметрической архитектуры. Она перевернула мир архитектуры. Последние десятилетия этот стиль докатился и до России, но пока не совсем прижился. Мы стараемся сломать стереотипы: необязательно фонтан создавать, например, прямоугольной, круглой или квадратной формы.

Будущее за параметрическими объектами сложной формы. Популярны креативные, нестандартные инсталляции, формы. И не всегда их можно назвать скульптурами, объемно-пространственными композициями, население должно быть к ним подготовлено, готово воспринимать «игру» пространств и форм. Если в казанском парке установить скульптуру огромного паука в абстрактном стиле, люди этого не поймут. Надо находить креативных авторов, пестовать их. «Игры разума» в городской среде должны быть.

Team Israel’s Net Zero Energy Building

Экономить тепло и электричество скоро повсеместно будет считаться не просто хорошим тоном, а необходимостью. И это гораздо легче делать, проживая в «пассивном», или энергонулевом доме — то есть здании, сконструированном так, чтобы помогать своим хозяевам максимально беречь ресурсы. Уже сейчас архитекторы строят жилые дома, в которых на поддержание комфортного освещения и температуры тратится в 10 раз меньше энергии, чем в обычном коттедже. Чтобы добиться таких результатов, проектировщики используют разные приемы. Здание правильно ориентируют по сторонам света, чтобы получить больше естественного освещения в комнатах и лучше защититься от ветра; продумывают форму, обеспечивающую минимальную площадь наружных стен; ставят на входах тамбуры для теплоизоляции; используют специальные строительные материалы; устанавливают источники возобновляемой энергии (например, солнечные батареи на крыше).

Такие дома становятся все более популярными: помимо проявления сознательного отношения к природе, это помогает экономить на коммунальных платежах, а в некоторых американских штатах владельцам снижают налог на недвижимость. При этом стоят они всего на 5–15% дороже обычных коттеджей. Поэтому спрос на специалистов, способных проектировать такие здания на заказ, будет расти.

Как стать: На Западе эта профессия уже существует, но в наших вузах пока нет для нее отдельной специальности. Для того чтобы получить необходимые знания и навыки, нужно базовое архитектурное образование. За рубежом можно сразу выучиться на «зеленого архитектора» (это направление обычно называется Green Architecture, или Sustainable Architecture) и убить таким образом двух зайцев, освоив проектирование зданий и одновременно изучив нюансы экологии и энергосбережения. Например, такие программы есть у Пенсильванского технологического колледжа, Аризонского университета, Школы архитектурной ассоциации (Лондон) и других вузов. Но в этой области университеты чаще предлагают магистратуру, поэтому другой возможный вариант — четыре года отучиться на обычном архитектурном факультете, а потом получить более узкую специализацию. Если вы хотите учиться в России, тоже придется вначале поступать в архитектурный вуз на бакалавриат, а потом идти в магистратуру, связанную с экологией.

Дальше и в том и в другом случае стоит пройти специальные курсы и получить сертификат, подтверждающий умение проектировать конкретно «пассивные дома». Среди наиболее известных программ сертификации — LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) и Passive House Certification.

WinSun Decoration Design Engineering Co.

WinSun Decoration Design Engineering Co.

3D-принтеры до сих пор воспринимаются многими как высокотехнологичные игрушки для создания причудливых пластиковых деталек и аксессуаров, но лет через 10–20, возможно, мы уже будем жить в напечатанных квартирах. По крайней мере, китайская компания WinSun в прошлом году построила 10 жилых домов с помощью гигантского 3D-принтера, уложившись всего в 24 часа. Сэкономить удалось не только время, но и ресурсы: в качестве сырья для печати использовались в том числе и переработанные строительные и промышленные отходы, причем такой материал считается достаточно прочным для строительства сейсмоустойчивых зданий. А Европейское космическое агентство вместе с Лондонской архитектурной компанией Foster + Partners уже планируют строительство баз на Луне с помощью 3D-принтеров — прямо из лунного грунта.

Foster + Partners

https://www.techinasia.com/

Вот почему передовым строительным компаниям понадобятся проектировщики 3D-печати, которые смогут разрабатывать макеты конструкций и составлять оптимальный для конкретных условий набор компонентов для печати, а также следить за процессом. Такой специалист должен разбираться и в архитектуре, и в физических свойствах материалов, и в принципах работы 3D-принтера и создании инструкций для него.

Как стать: напрямую такой специальности еще никто не учит, поэтому имеет смысл получить высшее архитектурное или инженерное образование, параллельно изучая материаловедение и проходя курсы 3D-моделирования в AutoCAD Architecture и других программах для архитекторов.

Environmental Science Building (SIEEB) at Tsing.

Environmental Science Building (SIEEB) at Tsinghua University

«Зеленое строительство» набирает обороты — не только из-за заботы о природе, но и возможностей для капитализации: экологический сертификат — это очень престижно, что позволяет владельцам зданий брать более высокую арендную плату. Кроме того, хотя такая сертификация и стоит дорого (около $100 тысяч), подобная недвижимость окупается меньше чем за 10 лет, потому что она позволяет значительно экономить воду и энергию. Так что строительные компании заинтересованы в том, чтобы строить больше и больше «зеленых» зданий.

В России это не пока очень распространенная тенденция — к лету 2015 года в Москве было построено только 12 сертифицированных объектов (в основном бизнес-центры), но в Европе и США это уже привычная практика. Такие дома должны соответствовать целому ряду критериев: энергоэффективность, экономия воды, экологичность материалов, количество строительных отходов и даже то, куда здание отбрасывает тень.

Компаниям все чаще будут нужны консультанты, помогающие проектировать здания, а центрам экологической сертификации — квалифицированные специалисты, способные оценить готовую постройку. Поэтому у экоаналитиков будут хорошие карьерные перспективы.

Как стать: для успеха в этой профессии нужны познания в архитектуре, инженерии, экологии и нюансах природоохранного законодательства. Наиболее подходящие направления для получения высшего образования — «Инженерная защита окружающей среды» и «Техносферная безопасность»: диплом такого специалиста можно получить в МИЭТ, МАТИ, СТАНКИНе и других вузах.

Строительство фонтанов это сложный, высокотехнологичный процесс. Он разделяется на несколько важных этапов.

Выбор исполнителя

Ни для кого ни секрет что такую сложную работу как создание фонтана должны выполнять квалифицированные подрядчики. Будьте внимательны, ведь от этого зависит, насколько долго вас будет радовать ваш будущий фонтан. Богатый опыт и количество выполненных проектов по всей России

Проектирование

До начала процесса проектирования определяются общие условия для строительства фонтана, а именно: место будущего фонтана, особенности рельефа, наличие коммуникаций (электричество, водопровод, канализация). Если фонтан в помещении, то выясняются нагрузки на перекрытия.


Проектирование - один из основных стартовых этапов создания фонтана. Идея дизайна воплощается в виде электронного или художественного дизайн-проекта. Современные информационные технологии позволяют создать 3D визуализацию объекта и анимировать его. На этом этапе выбирается и согласовывается с заказчиком водный рисунок, наличие музыкального сопровождения, тип подсветки, вид материала облицовки, наличие дополнительных декоративных элементов. Важно, чтобы фонтан стилистически вписывался в окружающий его ландшафт или интерьер.

Не забывайте, что в большинстве наших широт уличный фонтан работает около 6 месяцев в году, поэтому стоит предусмотреть, чтобы его формы продолжали радовать и в нерабочем состоянии в зимний период. Например пешеходные фонтаны при отключении остаются незаметными и позволяют использовать пространство без ограничений, а скульптурный фонтан украшает город и в выключенном состоянии.

Концептуально согласовав фонтан, переходят к инженерному проектированию, где просчитываются все коммуникации, инженерные узлы, электрические и трубопроводные сети, системы фильтрации и автодолива воды, набор фонтанных насадок и форсунок.


Подбор оборудования

От правильного выбора оборудования зависит очень многое. К сожалению, не существует универсального списка оборудования для каждого фонтана. Все фонтаны уникальны, поскольку условия их размещения, использования и дизайна различны. Поэтому подбирать оборудование нужно под каждый отдельный проект индивидуально.

Для создания водного рисунка используют фонтанные насадки. Здесь необходимо определиться не только с эстетической стороной но и с техническими характеристиками. Такими как, например, материал из которого они сделаны. Обязательно учитывайте все нюансы проекта при выборе фонтанных насадок.

Самая важная часть фонтана - насосы. Тип насоса подбирается еще на этапе проектирования. Необходимо учитывать его мощность, поскольку от этого напрямую зависит как будет выглядеть водный рисунок. Этот параметр зависит от нескольких факторов: назначения фонтана, его размеров, выбранных насадок, места расположения и наличия технического помещения. Насосы бывают двух видов: погружные насосы устанавливаются непосредственно в чашу фонтана, и "сухие" насосы работающие из технического помещения.

Качественная система фильтрации и водоочистки не позволит чаше фонтана "зацвести" зелеными микроводорослями, предотвратит размножение в воде опасных микроорганизмов. Не стоит забывать, что качество воды в фонтане влияет на безопасность здоровья населения, и отражается на бесперебойной работе всего оборудования фонтана. Вода из фонтана постоянно контактирует с людьми. Конечно, в этом случае не идет речь о таком опасном и недопустимом развлечении как купание в фонтане. Водные брызги часто разносит ветром. К струям расположенным близко к чаше любят прикасаться дети. Здесь важно обеспечить тщательную очистку воды. Первый этап это применение фильтрации воды - этот метод задерживает крупные частицы. Для борьбы с микроорганизмами и нитевидными водорослями используют ультрафиолетовые излучатели, а системы умягчения и обезжелезивания удаляют в воде соли жесткости и соединения железа, тем самым защищая от образования известкового налета и ржавых отложений.

Чтобы ваш фонтан радовал вас не только в дневное но и в вечернее время, стоит позаботиться о том чтобы подобрать качественные светильники для фонтана. Например Fontana, WaterLightTech или Safe-Rain.


Строительные работы

При строительстве фонтана важным этапом является подготовка основания, особенно если речь идет про большой городской фонтан. На этом же этапе готовятся траншеи для прокладки трубопровода, электрокабеля и дренажной системы. Иногда требуется гидроизоляция бетонного основания. Далее переходят к строительным работам самой чаши фонтана. Это либо заливка чаши бетоном, или установка ванн из альтернативных материалов. На этом этапе особое внимание уделяется гидроизоляции чаши с помощью специального состава цементирующим или цементно-полимерным. В заключении строительных работ бетонную чашу облицовывают гранитом, мозаикой, декоративной плиткой. Такая отделка украшает фонтан и способствует лучшей гидроизоляции.

Монтаж оборудования и пуско-наладочные работы

Монтаж фонтанного оборудования производится строго по проекту специально обученными сотрудниками. Только в этом случае не будет проблем с наладкой и долговечностью фонтана.

Финальный этап - пуско-наладочные работы перед запуском фонтана. В ходе работ окончательно регулируется оборудование, проверяется работа оборудования во всех режимах функционирования фонтана.




Общие экологические аспекты продукции Kaiser & Kühne

Пластик (ламинат) высокого давления (HPL) в игровых площадках Kaiser & Kühne

Нержавеющая сталь в игровых площадках Kaiser & Kühne

Какие типы материалов для опор или пьедесталов поставляет Kaiser & Kühne?

Какие материалы и технологии используются при производстве игровых площадок Kaiser & Kühne

Читайте также: