На каких должностях запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации

Опубликовано: 02.10.2024

Принято считать, что близким родственникам и своякам работать в одном учреждении запрещено. Действительно, есть ряд мест, где подобное сотрудничество под запретом, но, как и у любого закона, в данном случае есть ряд исключений. Рассмотрим организации, в которых родственные связи являются нарушением и наоборот, при каких обстоятельствах можно работать с родными.


Где ограничена совместная работа близких родственников?

В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи. Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры. Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.

В частности, запрет стоит на такие рабочие отношения между родственниками, где подразумевается финансово-хозяйственная деятельность и при которой один близкий находится в подчинении другого.

Близкие родственники не могут работать вместе:

  1. на государственной службе (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», ст. 16, п. 5 ч. 1);
  2. на муниципальной службе (Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ», ст. 13, п. 5 ч. 1).

Кроме того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» запрещает близким родственникам работать в следующих учреждениях:

  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном Фонде России;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в иных организациях, созданных государством на основании федеральных законов.

Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» допускается ограничение на деятельность лиц, которые занимают должности федеральной государственной службы (отдельные категории работников). В частности, это относится к директорам, начальникам, управляющим и главному бухгалтеру.

Почему мы приглашаем на работу близких и знакомых?

Сначала разберемся: почему мы зовем в свой бизнес близких и друзей? Потому что доверяем им. Мы испытываем страх перед незнакомыми людьми. Еще непонятно, каков будет новый человек, а вот подружка Таня отлично известна мне с 17 лет — не пьет, не курит, на работу ходит и уж однозначно никого не обманывает. Ни разу не слышала от нее, что она хочет стащить что-то с работы или навредить начальнику!

Именно по причине собственного страха и уверенности в надежности близкого человека возникает желание работать с ним. Хотя есть еще одна причина: непонятно, где искать этого нового сотрудника и как определить, нормальный он или нет.

Помню, как в 2009 году искала себе бухгалтера. Сначала вцепилась мертвой хваткой в Наташу — супругу моего знакомого. Она была мало того что чрезвычайно занята собственной деятельностью, так еще и работала совсем в другой программе, чем требовалось мне. Я не знала других бухгалтеров, кроме нее, поэтому долго и нудно уговаривала ее работать в моей компании. Наташа в ответ убеждала меня либо найти человека со стороны, либо вести бухгалтерию самой.

К этому времени я уже окончила курсы бухучета для руководителей предприятий и понимала, что бухгалтерия — отдельная профессия. Если я засяду за изучение различных проводок и счетов, то вряд ли смогу управлять бизнесом.

Наташа отказалась работать у меня, я схватилась за голову, но вскоре нашла еще одну знакомую, которая согласилась. Не могу сказать, что наше сотрудничество было провальным — мне повезло, Лена обладала легким характером, но проработала у нас недолго, так как переехала в другой район Москвы.

Потом я опять взяла на работу знакомого бухгалтера — маму мальчика, посещающего занятия в клубе. Опять же побоялась брать сотрудника со стороны. В результате я получила в штат человека, который совсем не хотел защищать мои интересы как руководителя, а смотрел на меня и бизнес глазами клиента. Это была ошибка, которая стоила мне нервов в течение нескольких лет, в том числе и при ее увольнении.

После этого я уже спокойно нашла бухгалтера через интернет и сразу «выкатила» все свои требования — в отпуск и на дачу по выходным ездить с ноутбуком, делать все счета и платежки вовремя, строго следить за документами. Разговаривать на языке должностных обязанностей со сторонним человеком оказалось гораздо легче и эффективнее, чем с мамой ученика или своей знакомой.

Разъяснения Минтруда о том, когда не распространяется запрет на совместную работу родственников

16 мая 2021 года в Министерстве труда России дали комментарии о тех случаях, когда запрет на совместную рабочую деятельность родственников не распространяется. Согласно им, финансово-хозяйственные полномочия между подобными работниками должны протекать вне условий непосредственного подчинения или контроля.

Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника. То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.

Запрет не актуален и в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.

Плюсы и минусы работы с родственниками

Работать с родственниками проще, чем с друзьями. Тут тоже, конечно, надо подходить осмотрительно: не брать на работу людей из жалости или удобства, а смотреть прежде всего на профессиональные качества. Случаев многолетней плодотворной работы с родственниками в тысячу раз больше, чем с друзьями. Особенно если это близкие родственники (мама, брат, муж). Все-таки кровные узы крепче, чем дружеские. Монеты падают в один котел, это точно. Нюансы по обязанностям тоже, конечно, имеются: родственника жалеешь больше, чем просто наемного работника.

Стоит отметить, что если родственник дальний, например, двоюродный брат, то он больше относится к категории друзей, а не родственников, особенно если до этого вы мало общались. Отношения в бизнесе удачно строятся именно с близкими родственниками: здесь четко соблюдаются общие денежные интересы и легко поддерживается трудовая мотивация.

Несколько лет назад в моей компании стал работать муж, и я столкнулась с другой проблемой. Претензий к выполнению обязанностей у меня нет, но весь первый год мы с утра до вечера говорили только о работе. Дорвались. Однажды я поняла, что супружеские отношения начинают растворяться, а на первый план выходят деловые. Тогда мы решили, что о работе будем говорить только с 10:00 до 18:00, а после 18:00 — табу, о работе ни слова. Вечером мы можем гулять, вместе готовить ужин, смотреть кино или заниматься каждый своим делом. Я могу вечером и работать, писать книгу, но вдвоем мы производственные вопросы уже не обсуждаем. Таким образом соблюдается баланс в деловых и семейных отношениях.

В бизнесе нужны не отношения, а выполнение функциональных обязанностей. Ваш бизнес — это машина, а каждый сотрудник — деталь этой машины. Деталь должна быть исправна и служить машине-бизнесу верой и правдой, только тогда машина будет ехать. Если деталь сломается, но будет говорить при этом красивые слова, машина вряд ли поедет. Деталь надо менять. А легко ли менять эту «деталь», если это твой друг?

Запретят ли работу родственников в прямом подчинении? Изменения в Закон о коррупции

На практике соискателю часто отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на действующее законодательство и аналогии. Якобы совместная работа родственников в одном учреждении строго запрещена. Данная отсылка не всегда верна, однако необходимо заметить, что такой закон в скором времени действительно может появиться.

В начале 2015 года в Государственную думу РФ внесли проект федерального закона с планами на изменения в законе «О противодействии коррупции». Изначально предлагалось добавить статью с запретом на работу родственников в одной муниципальной или государственной организации, или в их обособленном подразделении.

Данное предложение до сих пор находится в стадии рассмотрения и с уверенностью утверждать, что его примут или отклонят нельзя. Депутаты склонны к тому, что даже при внесении такой поправки будут действовать определенные исключения. Например, подобное правило не коснется совместной работы близких родственников в заведениях социального направления (образование, медицина, культура), если работники проживают в сельской местности. Скорее всего, данное исключение связано с нехваткой специалистов в отдаленных поселениях. Для такой местности характерны целые династии учителей, врачей и работников культуры.

С 24 января 2021 г. действует Закон от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон), в соответствии с п. 5 ст. 47 которого часть первая ст. 27 ТК изложена в новой редакции: для лиц, состоящих в близком родстве и свойстве предусмотрены ограничения в отношении совместной работы. Однако они касаются только некоторых должностей в одной и той же организации либо ее обособленном подразделении (ч.1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона).

Запрет на совместную работу: нормы трудового законодательства

Частью второй ст. 18 Закона установлен запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Аналогичная норма продублирована в части первой ст. 27 ТК и содержит исчерпывающий перечень должностей, работа на которых запрещается лицам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве.

Исходя из приведенных выше норм законодательства запрет на совместную работу распространяется на:

  • руководителя (его заместителей) государственной организации (обособленного подразделения);
  • главного бухгалтера (его заместителей);
  • кассира.

Из анализа части первой ст. 27 ТК следует, что запрет на совместную работу близких родственников и свойственников применяется при одновременном наличии следующих условий:

условие 1: совместная работа осуществляется в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении);

условие 2: совместная работа осуществляется на конкретных должностях (руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира);

условие 3: совместная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется, если работа выполняется по совместительству или носит временный характер (например, замена заболевшего работника (ч. 1 ст. 27, ч.3 ст. 348 ТК)).

Например, заместитель руководителя организации и главный бухгалтер являются супругами. Оба находятся в непосредственном подчинении руководителя организации. В случае, когда обязанности руководителя на период его отпуска или болезни возложат на его заместителя, возникнет ситуация, противоречащая Закону. Так как, хотя и временно, но один из супругов будет непосредственно подчиняться другому.

Таким образом, если близкие родственники занимают в организации должности руководителя, главного бухгалтера, их заместителей, кассира и их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому, то это является нарушением законодательства, которое необходимо устранить.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется и на лиц, осуществляющих совместную работу, которые состоят между собой в близком родстве или свойстве (например, родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)).

Данный запрет установлен частью первой ст. 27 ТК и распространяется на лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве.

Итак, на основании нормы части первой ст. 27 ТК можно сделать вывод о том, что совместная работа близких родственников или свойственников в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) допускается, если только один из них занимает должность, предусмотренную в указанной статье.

Запрет на совместную работу: практические примеры

Далее на примерах подтвердим сказанное выше.

В одном из районов в двух учреждениях дошкольного образования в должностях заведующих и заведующих хозяйством находятся лица, состоящие в родстве: в одном случае – дочь и мать, в другом – дочь и отец. Контролирующий орган указал на неправомерность такой ситуации и необходимость уволить заведующих хозяйством. В данной ситуации отсутствует нарушение нормы части первой ст. 27 ТК, поскольку должность заведующего хозяйством не подпадает под условие ограничений, установленных законодательством о борьбе с коррупцией и о труде.

Следует отметить, что понятия «подчиненность», «подконтрольность» не раскрыты ни в законодательстве о борьбе с коррупцией, ни в законодательстве о труде.

Вместе с тем подчиненность можно рассматривать как такие отношения между работником и руководителем, при которых последний вправе издавать распоряжения (приказы), давать указания и требовать их исполнения, а работник в свою очередь обязан их исполнять.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность и подконтрольность между лицами является прямой, т.е. между руководителем (лицом, осуществляющим контроль) и работником отсутствует другой руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении которого находится работник.

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности запрет, предусмотренный частью первой ст. 27 ТК, не применяется.

Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

Нарушение запрета, касающегося совместной работы близких родственников или свойственников, возможно в двух случаях:

  • при приеме на работу;
  • в период трудовых отношений.

Безусловно, такие нарушения законодательства о борьбе с коррупцией и о труде влекут правовые последствия, как правило, в виде увольнения.

Руководитель государственной организации вступил в брак с главным бухгалтером организации. Поскольку ограничения на совместную работу в одной и той же государственной организации, установленные частью первой ст. 27 ТК, возникли в период трудовых отношений, то такие обстоятельства должны быть устранены, например, путем:

  • перевода на другую должность одного из работников;
  • увольнения по п. 7 ст. 44 ТК (возникновение установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы).

Норма п. 7 ст. 44 ТК означает, что при установлении актами законодательства каких-либо ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы по заключенному трудовому договору, трудовой договор с работником подлежит прекращению.

Увольнение по данному основанию не является увольнением по инициативе нанимателя, в этой связи порядок и условия, установленные ст. 43 ТК, а также гарантии, предусмотренные частью третьей ст. 268 ТК в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), не применяются. Следовательно, по данному основанию увольнению подлежит любая категория работников (молодые специалисты, беременные женщины, работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, работники предпенсионного возраста и т.п.).

При увольнении работника в соответствии с п. 7 ст. 44 ТК выплата выходного пособия законодательством о труде не предусмотрена.

В организацию на должность заместителя руководителя принята работница, которая, как впоследствии выяснилось, приходится сестрой руководителю организации. Следовательно, требования части первой ст. 27 ТК были нарушены при заключении трудового договора с заместителем руководителя государственной организации. В данной ситуации имеет место нарушение установленных правил приема на работу и принятый в их нарушение работник подлежит увольнению на основании п. 3 ст. 44 ТК.

Зачастую у работников различных государственных организаций возникают вопросы относительно существующих ограничений по совместной службе (работе) в таких организациях супругов и близких родственников.

В первую очередь интересуют такие вопросы: будет ли являться нарушением законодательства совместная работа в государственной организации лиц, одно из которых является государственным должностным лицом (занимает руководящую должность), а второе является его близким родственником (свойственником) и занимает должность служащего (энергетик, снабженец, бухгалтер, юрисконсульт, экономист и т.д.) (в том числе, в ситуации, когда в государственной организации работают близкие родственники: первый - в должности главного бухгалтера, второй - один из бухгалтеров отдела (без материальной ответственности)) и т.д.

Ответы на данные вопросы содержатся в действующем законодательстве. Так, согласно ст.27 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст.18 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Иных прямых запретов на выполнение совместной работы в государственных организациях вышеуказанной категории лиц в законодательстве не содержится.

Подчиненность представляет собой отношения между руководителем организации (обособленного, структурного подразделения) и работником организации (обособленного, структурного подразделения), при которых руководитель имеет право издавать распоряжения, приказы, давать указания, поручения и требовать их исполнения, обязательные для исполнения работником.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность или подконтрольность между конкретными лицами является прямой, то есть между руководителем и работником (лицом, осуществляющим контроль, и исполнителем) отсутствует какой-либо руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении (подконтрольности) которого находится работник (исполнитель).

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности супругов, близких родственников или свойственников, в том числе находящихся, например, на должностях руководителя и главного бухгалтера, подобная совместная работа не запрещена.

Помимо вышеуказанных правовых норм, предусматривающих ограничения по совместной службе (работе), следует также иметь ввиду, что Законом предусмотрен механизм минимизации коррупционных рисков и управления ситуациями, при которых личные интересы государственных должностных лиц, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участия в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Порядок предотвращения и урегулирования вышеуказанных ситуаций, т.е. конфликта интересов, определен ст.21 Закона.

В ч. 1 ст. 21 Закона закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Руководитель о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения поступившей информации информирует руководителя государственного органа, иной организации.

Таким образом, например, если в государственной организации должность заведующего хозяйством занимает родной брат директора этого учреждения, который напрямую ему не подчинен и не подконтролен, то ни трудовое законодательство, ни законодательство о борьбе с коррупцией не запрещают и не ограничивают такую совместную работу. Однако при определенных обстоятельствах, например, в случае принятия директором организации решения о премировании сотрудников, в частности заведующего хозяйством, возможно возникновение конфликта интересов, что требует от директора организации письменного уведомления своего руководителя о возможности возникновения конфликта интересов.

Уведомление о конфликте интересов или возможности его возникновения подается в письменной форме, как только государственному должностному лицу стало известно о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения.

Государственное должностное лицо обязано уведомлять не только об уже возникшем конфликте интересов, но и о возможности его возникновения. О ситуации, в которой возможно возникновение конфликта интересов, государственному должностному лицу может стать известно, например, при составлении плана проведения проверок, в ходе обсуждения на совещании поручения, поступившего для исполнения, и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что конфликт интересов, равно как и возможность его возникновения, - это объективно существующая, а не предполагаемая ситуация. Для констатации ситуации конфликта интересов или возможности его возникновения необходимо установить реально существующий личный интерес и конкретное решение или иное действие по службе, на которую данный интерес влияет или может повлиять.

В ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией установлены правовые последствия нарушения установленного порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, является основанием для отказа в назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.

alt="Родные люди могут работать вместе, но выписывать друг другу премии за казенный счет им не стоит. Фото: iStock" />
Родные люди могут работать вместе, но выписывать друг другу премии за казенный счет им не стоит. Фото: iStock

Семейственность может быть хорошей и плохой. Плохо, когда большой начальник устраивает на теплые места своих сыночков и племянников. Подозрительно, когда на молодую жену высокого руководителя вдруг начинают сыпаться выгодные контракты, а муж только умиляется бизнес-талантам своей юной леди. И тому подобное.

Фото: Предоставлено Следственным комитетом РФ

Хорошо, когда семья превращается в династию, когда люди живут делом и из поколения в поколение передают секреты мастерства.

Как отличить деловые родственные связи от порочных родственных связей на госслужбе? Ответ дает специальный обзор правоприменения в сфере конфликта интересов.

Конфликт интересов - как раз ситуация, когда есть риск перепутать свой собственный карман с государственным. Подобные обзоры регулярно готовятся в течение нескольких последних лет по заданию президиума Совета при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Сейчас вышел четвертый такой обзор.

Например, в нем разобрана ситуация: в отдаленном гарнизоне командир части принял на службу фельдшером свою жену. Это хорошая семейственность или плохая?

Ответ дали эксперты правительственных антикоррупционных служб, а также министерства труда и социальной защиты, подготовившие обзор.

Если вкратце, то можно, но с соблюдением определенных процедур. В данном случае командир их выполнил. Он уведомил своего непосредственного начальника о том, что взял на службу свою жену.

Поскольку гарнизон дальний, большого выбора у жены нет: или сиди дома и жди круглыми сутками мужа. Или иди служить под начало своему благоверному.

Однако, как указали антикоррупционные подразделения, командир в таком случае не должен единолично принимать решение поощрять или наказывать свою жену. Не важно, отличилась она или проштрафилась, такие вопросы должна решать специальная комиссия. Так что кулуарно выписать жене высокую премию командир не может. Процедура поощрения своей ненаглядной подчиненной должна быть максимально прозрачной.

"Принимая во внимание, что в силу специфики расположения воинской части и сложившейся кадровой ситуации Аттестационной комиссией рекомендовано обеспечить рассмотрение всех вопросов, связанных с установлением заработной платы, поощрением и наложением взысканий в отношении лица, замещающего должность фельдшера медицинской службы воинской части (супруги командира части) на заседаниях Аттестационной комиссии", - сказано в обзоре.

Иными словами, работать и служить вместе можно, но командовать друг другом и тем более выписывать родным людям премии надо аккуратно.

"Сам факт работы родственников в одной и той же организации или тем более в одной профессиональной сфере не свидетельствует о наличии конфликта интересов, - подчеркивает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. - Если родственники не имеют властных полномочий по принятию каких-либо организационных решений в отношении друг друга, то их работа внутри даже одного подразделения вполне возможна и не нарушает требования закона".

Кстати, в советские годы трудовые династии поощрядись и прославлялись. Разве не трогательно, когда сын идет по стопам отца? Но, как напоминает Мария Спиридонова, советские трудовые династии предполагали в первую очередь занятость членов семьи внутри одной отрасли или направления.

"Но даже в то время у других сотрудников возникали вопросы, в случае если отец был вправе непосредственно принимать решения, например, о премировании сына, - говорит Мария Спиридонова. - Грань, конечно, тонка, тем не менее в приведенных примерах четко исследован вопрос подчиненности. Причем подчиненность исследуется именно с правовой точки зрения, с точки зрения нормативного акта, которым такая подчиненность явно установлена".


В частности, в другом примере рассказывается о некоем ректоре университета, принявшем на работу преподавателем жену своего сына.

Понятно, что именно от свекра зависит, какая у женщины будет учебная нагрузка, насколько высокие она получит премии. Хватит ли ему мудрости, чтобы оставаться объективным при принятии таких решений?

"В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов ректором было принято решение о рассмотрении вопроса принятия на работу супруги своего сына, установления размеров ее заработной платы, а также премирования и наложения взысканий на заседаниях ученого совета университета", - говорится в обзоре.

То есть свекр решил оформлять премии своей невестке коллегиально и счел, что этого достаточно. Однако в соответствии с уставом университета ректор является председателем ученого совета. Было бы интересно посмотреть, как кто-нибудь из членов ученого совета встанет на заседании и, смело глядя в глаза ректору, скажет, что его невестка не справляется с обязанностями и ее надо не премировать, а гнать из университета. При условии, конечно, что невестка действительно так плоха в качестве преподавателя.

Антикоррупционная комиссия, изучив ситуацию, решила, что ректор не прав. Ведь он имеет возможность оказывать непосредственное влияние на принимаемые ученым советом решения, так что рассмотрение вопросов в отношении супруги сына ректора на заседании ученого совета не является мерой по предотвращению конфликта интересов.

"По итогам заседания комиссии признано, что ректор не исполнил обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, - подчеркивается в документе. - Учитывая, что в ходе проведенной проверки не были установлены факты принятия необоснованных решений при принятии на работу супруги своего сына, установлении ей уровня заработной платы, премировании и наложении взысканий, к ректору университета применено взыскание в виде выговора".

Проще говоря, ректора спасло то, что он не успел выписать слишком крупных премий своей невестке. Иначе мог бы поплатиться и должностью.

Претензий к деловым качествам невестки не было, в вину ректору поставили только непринятие мер профилактики против плохой семейственности.

Зато никаких претензий не возникло к директору департамента государственного ведомства, заказавшему научную работу в институте, где работает его жена. Директор уведомил руководство, что на деловом горизонте появился родной человек. И не только сам отстранился от принятия решения, но и вывел своих подчиненных из состава конкурсной комиссии.

В другом деле глава городского округа выделил деньги для организации каникулярного отдыха школе, где учатся его дети. Помогать школам вообще дело хорошее. Однако в данном случае, как сказано в обзоре, "личная заинтересованность главы администрации может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления им своих полномочий". С другой стороны, почему другие ученики должны страдать от того, что учатся вместе с сыном мэра? Чтобы ни у кого не возникало вопросов, при выделении денег должна соблюдаться специальная антикоррупционная процедура. Как сказано в документе, такие решения должны проверяться контрольно-ревизионной комиссией городского округа и Советом депутатов. Одно дело, если помогать школам - обычная практика, и другое дело, если это исключительный случай, и адресную помощь получила только школа, в которую ходят дети начальника. А уведомление о возникшей ситуации необходимо опубликовать на сайте администрации: все местные жители должны знать, что одноклассники детей мэра города поедут отдыхать за счет казны.

Кстати, недавно председатель Совета судей Виктор Момотов заявил, что необходимо законодательно закрепить и критерии конфликта интересов для судей. Если для чиновников вырабатывается вполне четкая и разумная практика, то для людей в мантиях конфликт интересов понимается достаточно широко. Допустим, если у судьи есть родственники адвоката или просто юристы, им лучше не работать по профессии вообще, иначе у судьи могут возникнуть проблемы. В Совете судей полагают, что ситуации конфликта интересов все-таки должны быть прописаны более конкретно.

"Неурегулированность в законе такой категории, как конфликт интересов, влечет за собой необоснованные отказы в назначении или переназначении достойных и отвечающих всем требованиям квалифицированных кандидатов, - сказал Виктор Момотов. - Конфликт интересов должен быть прежде всего юридическим фактом, доказанным в соответствующих процедурах, а не презумпцией и некой тенью, неуловимо преследующей кандидата".

Понятие "непотизм" появилось на Апеннинах еще в Средние века. Папы могли продвигать свои семейные интересы только путем назначения так называемых кардиналов-племянников. Подобная схема продолжает успешно работать в Италии и по сей день практически во всех областях, лишая возможности пробиться в жизни тех, кто этого порой по-настоящему достоин. Первый шаг в сторону отказа от кумовства был сделан в Италии в 2010 г. Власти одобрили закон, направленный на борьбу с непотизмом в научной сфере. Он ужесточил требования к найму сотрудников, запретив руководителю того или иного подразделения принимать на работу даже непрямых родственников - племянников, двоюродных братьев или сестер. Как показывают исследования, за прошедшие годы ситуация немного улучшилась на севере страны, а югу еще предстоит пройти длинный путь. Есть и другая проблема, которую довольно сложно обнаружить: гораздо чаще "биологического непотизма" встречается "академический непотизм", когда руководители покровительствуют не своим родственникам, а друзьям и ученикам. К примеру, в 2017 году правоохранительными органами была выявлена группа из 59 глав департаментов итальянских университетов, известных как "бароны". Они раздавали ученые степени и повышения не за заслуги, а в обмен на услуги или в угоду личному либо профессиональному интересу.

Фото: EPA-EFE/ALESSANDRO DI MEO

Семейственность, несомненно, присуща и политическим деятелям, предпочитающим окружать себя близкими, проверенными людьми и желательно, чтобы они были еще и родственниками. Специального закона для этой категории пока не существует, но на муниципальном уровне делаются первые робкие попытки, нацеленные положить конец воинствующему кумовству. Так, в 2020 году администрация города Пистоя (область Тоскана) одобрила норму, согласно которой в госучреждениях руководство и подчиненных не должны впредь связывать никакие родственные узы, которые "оказывают прямое воздействие на дальнейшее развитие карьеры".

Во Франции с сентября 2017 года действует закон о морализации общественно-политической жизни. В соответствии с целым рядом статей этого закона парламентариям, министрам, руководителям госучреждений и, что подчеркнем особо, представителям администраций на местах (городской, департаментской, региональной) запрещено нанимать родственников на работу. Причем понятие "родственники" расшифровано: это супруги, партнеры (те, кто состоит в гражданском браке), дети, родители. Для того чтобы принять на работу близких, скажем так, второго круга, а это дяди, тети, племянники разной степени, а также бывшие члены семьи, требуется специальное разрешение. Нарушителям грозят тюремное заключение до трех лет и штраф до 45 тысяч евро. Правда, такое наказание, как правило, применяют в облегченном виде. Так, женщина-мэр города Юррюнь в свое время добилась положительного решения муниципального совета, по которому земли, принадлежавшие ее мужу и родственникам с его стороны, были переведены из разряда негодных к застройке в годные. После чего земли были проданы, а прибыль составила четыре миллиона евро. Дело вскрылось, и мэр был осужден на четыре месяца тюремного заключения (условно), штраф в 10 тысяч евро, не считая возмещения убытков.

Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. Предусматривается ли сохранение заработной платы по месту работы за время отсутствия депутату представительного органа муниципального образования при осуществлении своих полномочий на непостоянной основе?

Ответ

Согласно абзацу четвертому ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.

Данная норма была внесена Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 148-ФЗ). До его принятия на федеральном уровне отсутствовало правовое регулирование особенностей осуществления депутатами своих полномочий без отрыва
от основной деятельности (на непостоянной основе). Указанная норма обеспечивает единый подход к установлению порядка осуществления полномочий депутатов без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе) с учетом подходов к правовому регулированию данного вопроса, сложившихся в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Кроме этого указанная норма корреспондируется с положениями ч. 1 ст. 170 ТК РФ «Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время».

Как уже было отмечено выше, продолжительность сохранения места работы (должности) на период, необходимый для осуществления полномочий депутата представительного органа отдельного муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в пределах, обозначенных абзацем четвертым ч. 5 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ.

В уставе муниципального образования закрепляется продолжительность периода, в течение которого депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) в совокупности шесть рабочих дней в месяц. При этом уставом может быть предусмотрена, например, разбивка указанного периода времени на календарные часы, а также учтено соответствующее время в календарных часах, в зависимости от времени, фактически затрачиваемого депутатом для осуществления своих полномочий.

При этом обращаем Ваше внимание на то, что Федеральным законом №148-ФЗ изменение существующего порядка сохранения заработной платы по основному месту работы депутата представительного органа муниципального образования не предусматривается.

Положения ст. 165 и 170 ТК РФ не содержат норм, обязывающих работодателя сохранять заработную плату работникам, являющимся депутатами, на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

При этом ч. 2 ст. 165 и ч. 2 ст. 170 ТК РФ установлено, что государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Руководствуясь обозначенными положениями ТК РФ, а также на основании положений п. 5 1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе установить компенсации указанным категориям лиц, выплачиваемые за счет средств соответствующих бюджетов, что подтверждается правоприменительной практикой.

Таким образом, указанные нормы Федерального закона № 131-ФЗ не возлагают дополнительную финансовую нагрузку на работодателя и одновременно обеспечивают большую независимость депутатов.

Как было отмечено Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ) в Определении от 16 января 2007 г. № 160-О-П при рассмотрении вопроса о конституционности ряда положений избирательного законодательства, обеспечение полномочий избирательных комиссий и их членов приобретает, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан, а потому федеральный законодатель был вправе обязать работодателя освобождать на период подготовки и проведения выборов или референдума работника - члена избирательной комиссии от исполнения трудовых обязанностей с сохранением за ним основного места работы (должности), а также ограничить работодателя в праве увольнять или переводить такого работника на другую работу (ст. 165 и 170 ТК РФ, ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

При этом КС РФ было отмечено, что законодатель, руководствуясь необходимостью достижения целей, связанных с обеспечением реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, вправе устанавливать определенные ограничения в осуществлении работодателями их прав и экономических свобод, что само по себе не может рассматриваться как нарушение норм Конституции Российской Федерации, однако законодатель обязан соблюдать принцип соразмерности вводимых им ограничений конституционно значимым целям и не допускать искажения существа прав работодателя как стороны соответствующего трудового правоотношения.

Соответственно нормы абзаца четвертого ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ направлены на обеспечение баланса интересов как работника, так и работодателя.

Следует отметить, что в отличие от иных государственных или общественных обязанностей, например, участие в уголовном или гражданском судопроизводстве, осуществление депутатской деятельности носит плановый характер, и работодатель может заранее спланировать свою производственную деятельность таким образом, чтобы минимизировать последствия отсутствия
на работе того или иного работника, перераспределяя численность работников, корректируя направления деятельности своих структурных подразделений и трудовые функции работников.

Кроме того, работодатель вправе принять на работу на условиях срочного трудового договора нового работника на время исполнения государственных или общественных обязанностей прежним работником, при этом, как уже отмечалось, в период отсутствия на работе в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей заработная плата работнику не выплачивается.

Согласно абзацу первому ч. 5 1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ к числу гарантий осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования могут относиться материально-финансовые гарантии, устанавливаемые уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (в частности, возмещение недополученной заработной платы по основному месту работы за время участия в заседании представительного органа муниципального образования депутата, осуществляющего полномочия на непостоянной основе, а также компенсация расходов в связи с осуществлением им своего мандата (оплата проезда, услуг телефонной связи и т.д.).

В соответствии с нормами ст. 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов означает, в частности, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с данным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. При этом в п. 5 этой же статьи БК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Норма ч. 5 1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ не обязывает, а предоставляет право муниципальным образованиям в случае наличия достаточных средств в соответствующих местных бюджетах предусматривать в уставах муниципальных образований предоставление депутатам, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, возмещения недополученной заработной платы по основному месту работы за время участия в заседании представительного органа муниципального образования. При этом в данном случае расходные обязательства муниципального образований будут возникать на основании решений органов местного самоуправления, а не органов государственной власти. В связи с изложенным полагаем, что установление указанных расходных обязательств не может являться основанием для выделения дополнительных средств бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета субъекта Российской Федерации и учета соответствующих расходов местных бюджетов в расчете размеров дотаций, предоставляемых указанным муниципальным образованиям из бюджетов субъектов Российской Федерации.


Совмещение профессий, по сравнению с совместительством, явление более редкое. Однако, более «удобное» в плане оформления работника и правовых последствий для работодателя. Разберем вопросы, связанные с совмещением профессий (должностей).

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Следовательно, совмещение — это выполнение дополнительной работы.

Чтобы считать работу дополнительной, она должна иметь следующие признаки:

  • Выполнение дополнительной работы наряду с основной;
  • Выполняемая работа не должна быть предусмотрена трудовым договором с работником;
  • Дополнительная работа выполняется исключительно в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени, а не за ее пределами.

Несмотря на то, что работник выполняет работу по указанной в штатном расписании должности, она за ним не закрепляется, т.к. эта работа дополнительная, которая не указывается в трудовом договоре.

Кроме того, в тех случаях, когда работодатель захочет сократить должность, по которой работнику поручено совмещение, работодатель не обязан предоставлять такому работнику гарантии, которые обычно предоставляются при сокращении. В таком случае работодатель должен будет издать приказ об отмене совмещения.

Работникам, которым по основной профессии (должности) какие-либо льготы действующим законодательством РФ не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

Порядок оформления совмещения, содержание соглашения

При этом соглашение о совмещении профессий не является аналогом дополнительного соглашения к трудовому договору, так как исходя из самого смысла работы, не предусмотренной договором, следует, что такая работа должна выходить за рамки трудового договора и, следовательно, не может отражаться в трудовом договоре (ведь дополнительное соглашение — это неотъемлемая часть трудового договора!), иначе такая работу уже будет предусмотрена трудовым договором.

В соглашении стороны оговаривают доплату за совмещение (совмещение профессий всегда должно оплачиваться, так как по факту является увеличением объемов работы) с учетом содержания и объема дополнительной работы.

Минимальных либо максимальных размеров оплаты трудовым законодательством не предусмотрено. Но не стоит забывать, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Соглашение должно позволять определить конкретный размер доплаты с учетом всех обстоятельств, при этом размер доплаты может быть определен как в процентах от оклада работника, так и в твердой сумме.

Стоит отметить, что если условие о размере доплаты не было согласовано сторонами, но факт выполнения дополнительной работы признан доказанным, суд может взыскать доплату в размере, указанном работником, если сочтет его соответствующим содержанию и объему дополнительной работы.

Если по основной должности сотрудник отработал неполный месяц, то и доплата начисляется пропорционально отработанному времени по основной должности.

Приказ издается в произвольной форме. В приказе необходимо указать:

  • Вид дополнительной работы — совмещение профессий (должностей);
  • Содержание и объем выполняемой дополнительной работы;
  • Срок, в течение которого работником будет выполняться дополнительная работа.

Для оформления совмещения работником какие-либо документы работником не предоставляются, записи в трудовую книжку не вносятся.

В настоящее время каких-либо ограничений для совмещения и других видов дополнительной работы не установлено, поэтому совмещать должности, исполнять обязанности отсутствующего, а также осуществлять расширение зон обслуживания, увеличение объема работы могут все работники, в том числе совместители и сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Из указанного выше следует, что вопрос о количестве совмещаемых профессий (должностей), непосредственно объеме работы и самих должностях разрешаются по соглашению между работником и работодателем.

При совмещении испытательный срок работнику не устанавливается.

Время работы и время отдыха

Отдельного отпуска за выполнение дополнительных обязанностей не предоставляется.

Исчисление пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется также из заработка, получаемого по основной работе с учетом платы за дополнительную работу.

Порядок прекращения совмещения

При досрочной отмене поручения работодатель издает приказ об отмене выполнения дополнительной работы с определенной даты.

Если выполнение дополнительной работы прекращается досрочно по инициативе работника, он подает на имя работодателя соответствующее заявление и по истечении срока предупреждения перестает исполнять дополнительные обязанности. Приказ в такой ситуации издавать не обязательно, так как совмещение прекратится либо с даты, указанной в заявлении, либо по истечении трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Издается соответствующий приказ в свободной форме, с которым работник знакомится пол роспись.

Если инициатива со стороны работника — работник подает на имя работодателя соответствующее заявление и по истечении срока предупреждения перестает выполнять доп.обязанности.

Если работодатель и работник в соглашении согласовали срок выполнения дополнительной работы и такой срок подходит к концу, то в таком случае стоны не обязаны предупреждать друг друга о прекращении совмещения, также не нужно и издавать соответствующий приказ.

Дисциплинарная ответственность

Дополнительная работа (совмещение) не предусматривается в трудовом договоре, но так как поручена работнику с его письменного согласия и оформляется соответствующим приказом работодателя, то выполнение такой дополнительной работы входит в число трудовых обязанностей работника.

Соответственно, ненадлежащее выполнение дополнительной работы, порученной в порядке статьи 60.2 ТК РФ, дает работодателю право привлечь виновного в этом работника к дисциплинарной ответственности. Об этом же говорит и судебная практика: согласившись на дополнительную работу, работник должен добросовестно выполнять связанные с ней обязанности и нести ответственность в случае их неисполнения. Досрочная же отмена работодателем поручения о выполнении дополнительной работы не является дисциплинарным взысканием, следовательно, не должна рассматриваться как применение второго дисциплинарного взыскания за тот же дисциплинарный проступок.

Читайте также: