Определите какие физические навыки требуются для той или иной профессии

Опубликовано: 01.07.2024

Каждый человек может в той или иной степени обучаться чему-то новому, понимать окружающих людей, формулировать свои мысли, читать, считать, рисовать, планировать, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Способности можно развивать, однако одни способности можно развить за короткое время, а развитие других потребует значительного отрезка жизни. Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу – работе, занятиям в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, творчестве. Пока человек бездействует, он сам не знает своих способностей. О человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше справляется, говорят, что он способный (Смирнова Е. Е., 2003).

Способности – это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешность (быстрота, легкость) выполнения различных видов деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003.)

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. (Гиппенрейтер Ю. Б., 1998.)

Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003). Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого, решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность (Нолицу З. А., 1989).

Все способности делятся на общие и специальные (Смирнова Е. Е., 2003).

Из огромного количества способностей можно выделить такие, которые необходимы для многих видов деятельностей. Это способность решать интеллектуальные задачи (уровень интеллекта), способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти), способность к сопереживанию (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения, способность к сосредоточению и распределению внимания, способность к воображению, представлению и т.д. Их называют общими способностями.

Общие способности – это способности, определяющие успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания, которые свойственны всем людям, но развиты у всех в разной степени.

Эти способности нужны человеку для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний, успешного выполнения практически любой работы. Это способности:

Ÿ К познавательной деятельности и обучению (умственные способности человека);

Ÿ К восприятию и движению (способность воспринимать информацию, совершать движения, концентрировать внимание, запоминать и понимать информацию: внимание, память, двигательная сфера человека);

Ÿ к общению и саморегуляции (способность принимать решения, устанавливать контакты с людьми и др.).

Ÿ Способности к быстрому и точному восприятию, сильным и ловким движениям называют еще сенсомоторными способностями.

Они представлены у большинства людей в степени, достаточной для овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку.

Многие рабочие профессии, а также такие специальности, как милиционер, официант, массажист, тренер требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости. Способности, которые являются результатом умственного развития, необходимы для успешного обучения и усвоения различных знаний, приобретения навыков внимания и памяти. Они нужны как для овладения широким кругом профессий, так и для успешного решения определенных профессиональных задач в области различных творческих специальностей.

Но для некоторых видов деятельности одних только общих способностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и другие специальные способности, которые могут быть своими для каждого вида деятельности и для каждой профессии.

Специальные способности – это способности, необходимые для достижения высоких результатов в определенных специфических видах деятельности или области знаний, определяющие успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.

К таким способностям относят музыкальные, художественные, математические, литературные, технические, организаторские, конструкторско-технические, лингвистические, педагогические, творческие, спортивные и другие. Развитие их опирается на определенные задатки человека.

Каждая профессия включает в себя целый ряд составляющих. Музыкальные способности включают в себя ладовое чувство, чувство ритма, музыкальную память. В технических способностях существенную роль играют пространственное воображение, абстрактно-логическое мышление. Технические и математические способности позволяют человеку в зависимости от направленности выбрать сферу деятельности, связанную с созданием, развитием новых технологий, информационным обеспечением, маркетингом.

Профессиональные способности человека – способности к успешному обучению и дальнейшей деятельности по какой-либо определенной профессии. Их можно определить только в процессе обучения или профессиональной деятельности.

Способности к черчению предполагают пространственное воображение (способность создавать образ того, что еще не видел) и абстрактно-логическое мышление. Для профессии художника недостаточно иметь общих способностей к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению. Требуется также высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса. Полного перечня специальных способностей, необходимых для всех профессий, не существует. Оценить степень развития специальных способностей у человека может только профессионал. Психологи с помощью тестов могут с достаточной точностью выявлять большинство общих способностей и только некоторое количество частных (Смирнова Е. Е., 2003).

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.

История из жизни: Сергей — самый опытный специалист технического отдела. Все самые трудные, «заковыристые» задания поручают ему, потому что никто лучше него не знаком со сложной программой, в которой работает отдел. Но по карьерной лестнице его почти не продвигают. На освободившееся место руководителя отдела в компании, в которой он проработал восемь лет, назначили молодого «выскочку», который пришел сюда всего два года назад. Когда Сергей прямо спросил босса — почему, тот ответил, что Сергея, конечно, очень ценит, но «выскочка» гораздо лучше него выстраивает отношения с людьми, умеет объяснять сложные технические вещи руководителям других отделов простым языком и на первом году работы предложил решение, которое оптимизировало работу всего отдела.

Сергей обиделся. А вместо этого стоило бы прислушаться к начальнику и заняться развитием тех навыков, которые тот назвал. Если представить, что еще лет через пять технологии и программа, с которыми работает компания Сергея, устареют и компания перейдет на совершенно новые, то уникальный опыт Сергея, а сам он как специалист потеряют ценность.

Узкопрофессиональные знания и опыт уже не так ценны в глазах работодателей, как раньше, если они не подкреплены универсальными навыками.

Что такое универсальные, или гибкие навыки

Сегодня, какой бы профессией вы ни обладали, недостаточно один раз освоить нужные узкоспециализированные знания, лет за пять отточить их применение на практике, а дальше просто наращивать репутацию. Всё вокруг стремительно меняется: бизнес-процессы усложняются, потоки информации в любой профессиональной среде растут, привычные подходы к работе и общению между людьми во время работы заменяются новыми, всё, что можно автоматизировать, — автоматизируется.

Если раньше можно было работать по одним и тем же стандартам десятилетиями, привычно выполняя одни и те же функции в рамках своей должности, то сейчас подходы к работе могут сильно измениться не один раз за год.

Работодатели теперь особенно ценят людей, которые легко и без лишних вздохов адаптируются к любым переменам, быстро осваивают новые правила и технологии. Еще ценнее те, кто способен заметить новые полезные тренды раньше других и предложить применять их в работе, не дожидаясь, пока такое указание поступит сверху.

В условиях, когда многие специализированные профессиональные знания быстро устаревают и заменяются новыми, на первый план выходит не обладание этими уникальными знаниями и опытом, а нечто другое. Что же это?

Это базовые навыки, которые важны абсолютно для любой сферы. В английском языке для них устоялся термин soft skills («мягкие навыки»), поэтому у нас их тоже чаще всего называют мягкими или гибкими.

Любая современная рабочая функция — это набор самых необходимых для нее гибких навыков плюс специализированные знания («твердые» навыки или hard skills). Всё чаще бывает, что гибкие навыки выходят на первый план по сравнению со специализированными знаниями, потому что последние быстро устаревают и проще научить им с нуля человека с подходящими гибкими навыками, чем переучивать профессионала, не обладающего нужными навыками.

Гибкие навыки — это, например, логическое и критическое мышление, креативность, умение выстраивать отношения с людьми, адаптивность к изменениям и так далее. Банально? Увы, мало кто обладает нужным «банальным» набором в достаточной степени.

Какие гибкие навыки работодатели ценят уже сейчас и будут ценить еще больше

Согласно докладу Всемирного экономического форума (World Economic Forum) «Будущее рабочих мест», уже к 2020 году десятка самых ценных для работодателей «мягких» навыков будет выглядеть так:

  1. Способность решать комплексные проблемы;
  2. Критическое мышление;
  3. Креативность;
  4. Навык управления людьми;
  5. Навык успешного взаимодействия с людьми;
  6. Эмоциональный интеллект;
  7. Способность делать выводы и принимать решения;
  8. Клиентоориентированность;
  9. Навыки ведения переговоров;
  10. Способность легко и быстро обучаться новому.

В 2018 году hh.ru совместно с компанией Micrоsoft завершили исследование «Качества и навыки работников ХХI века», которое тоже позволило выделить самые перспективные «мягкие» навыки:

Чего требуют современные условия работыКакие гибкие навыки для этого нужны
Быть готовым постоянно учиться чему-то новомуСамообучаемость, знание языков, кроссфункциональность
Быть на «ты» с машинами и технологиями Технологическая грамотность, навыки программирования
Способность действовать в ситуации неопределенности Креативность, предприимчивость, умение сотрудничать с другими людьми
Справляться с нарастающей сложностью мираСтрессоустойчивость, поддержание своего психологического и физического здоровья
Свободно ориентироваться в больших потоках информацииУметь отделить главное от частного, нужное от ненужного, аналитические навыки
Мыслить рационально, целостно и системно Дизайн-мышление, проектное мышление, системное мышление
Уметь то, что не умеют машиныЭмоциональный интеллект

Ирина Шишкина, консультант по процессному и проектному управлению и руководитель студии креативного консалтинга «Не просто идея», в числе главных профессиональных навыков называет цифровой менеджмент, то есть умение управлять процессами с помощью гаджетов и программного обеспечения. Также, по ее наблюдениям, ценится способность анализировать данные и использовать инструменты для их визуализации, чтобы наглядно представлять собранную информацию и свои идеи.

Кроме того, Ирина советует развивать эмоциональный интеллект, творческое мышление, позволяющее искать разные решения для одной и той же задачи (такое мышление называют дивергентным), и навыки межкультурных коммуникаций. Последние необходимы, чтобы успешно строить профессиональные отношения в командах с разнообразным составом.

Гибкие навыки для конкретных профессий

Указанные выше качества важны для любой современной профессии. Но и каждой конкретной профессии тоже присущ определенный набор гибких навыков.

Так, по итогам упомянутого выше исследования hh.ru и Micrоsoft были выделены следующие гибкие навыки:

Для маркетологов: умение анализировать и интерпретировать большие массивы данных, действовать в режиме многозадачности, системно мыслить, обладать менеджерскими качествами и креативностью, иметь развитые коммуникативные навыки.

Для HR-специалистов: те же навыки, что и для маркетологов (потому что им нужно уметь продвигать имидж работодателя и «продавать» вакансии кандидатам), и сверх того — искусство нетворкинга, умение мотивировать людей, вовлекать их в рабочие процессы.

Для аналитиков: аккуратность, внимательность, гибкое мышление, умение работать с большими массивами данных в сжатые сроки, презентационные навыки и умение визуализировать данные, умение работать в команде и адаптивность.

Для разработчиков: системное, рациональное мышление, гибкий ум, аккуратность, стремление к постоянному самообучению и желание делиться новыми знаниями с коллегами, умение работать в команде и неконфликтность, проектное мышление.

Для инженеров-технологов: организационные навыки и нацеленность на результат, навыки работы со стандартами и нормативами — а значит, аккуратность и внимательность, умение находить и обрабатывать нужную информацию. Общение с заказчиками, внутренними или внешними, предполагает коммуникативные навыки и способность уловить задачу, даже если заказчик не может сформулировать ее техническим языком.

Как узнать, какие гибкие навыки у вас развиты, а какие требуют внимания

Если вы доверяете мнению коллег и не боитесь услышать правду о себе, которая может оказаться для вас неожиданной и не слишком приятной, можно спросить у них, насколько вы сильны или, наоборот, слабы в тех или иных навыках. Другой путь — обратиться к специалисту по карьерному консультированию.

Еще один вариант — пройти тестирование. В том числе для этого подойдут подробные, серьезные профориентационные тесты. Они обычно ориентированы как раз на выявление наиболее сильно развитых «мягких» навыков, и исходя из этого подбирают наиболее подходящую профессиональную область, в которой эти способности больше всего пригодятся.

Например, в результатах теста «Профориентация» не просто приводится перечень подходящих профессий, но и довольно подробно разъясняется, какие качества для соответствующих профессий у вас уже хорошо развиты, а над какими стоит еще поработать, и даются практические рекомендации по их развитию.

Важным пунктом резюме, на который обращают внимание все работодатели, является графа о главных профессиональных умениях. Ни образование, ни опыт работы не скажет о вашей личной экспертизе в определенных вопросах. Поэтому стоит посмотреть примеры ключевых навыков в резюме, чтобы грамотно заполнить соответствующий раздел. Это поможет показать работодателю, что именно вы умеете делать.

Из чего выбрать

  • навыки межличностного делового общения;
  • умение организовывать работу, планировать, принимать решения;
  • внимание к различным нюансам и деталям;
  • способность анализировать проблемы, эффективно искать пути их разрешения;
  • умение проявлять гибкость;
  • навыки управления проектами;
  • деловое лидерство.

Но все же желательно подбирать умения в зависимости от требований к кандидатам. Обычно работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Соискателю можно просто перефразировать его требования и указать их в ключевых навыках.

Умения лидеров

В первую очередь разобраться, что такое ключевые навыки для резюме важно тем, кто претендует на должность руководителя. К потенциальным управленцам всегда предъявляют повышенные требования и их кандидатуры проверяются более скрупулезно.

В качестве навыков можно указать такие умения:

  • разрешать конфликтные ситуации;
  • планировать и оптимально организовать рабочий процесс;
  • принимать решения и за их результаты отвечать самостоятельно;
  • критически мыслить;
  • эффективно управлять временем и людьми, находящимися в подчинении;
  • применять мотивационные программы;
  • стратегически и творчески мыслить;
  • вести переговоры;
  • коммуникативные навыки, умение завоевать доверие коллег, партнеров и вышестоящего руководства.

Важно уметь отличать свои умения от личных качеств. Первые приобретаются в процессе работы и обучения, а вторые характеризуют вас как личность.

Также в список можно добавить многозадачность, способность приспосабливаться к различным условиям, передавать часть полномочий и следить за надлежащим выполнением поставленных задач.

Профессии связанные с общением

Отдельно стоит отметить, какие следует указывать навыки, если вы претендуете на должность продавца, менеджера или консультанта. Например, можно указать следующие навыки продавца-консультанта в резюме:

  • умение управлять временем;
  • опыт личностного общения и успешных продаж;
  • грамотная устная речь, хорошо поставленный голос, необходимая дикция;
  • творческий подход к продажам;
  • умение слушать, давать компетентные советы, находить подход к клиентам;
  • способность быстро обучаться и легко воспринимать крупные объемы информации;
  • навыки обслуживания людей, умение проявлять тактичность и толерантность.

Если вы знаете, что компания работает с зарубежными клиентами, то неоспоримым плюсом станет знание иностранных языков. Претендуя на вакансию менеджера по продажам, также укажите, если это, конечно, соответствует действительности:

  • владение английским, итальянским, французским или другим языком;
  • уверенное пользование ПК, знание программ MS Office;
  • навыки деловой переписки, в том числе и на иностранном языке;
  • умение проявлять внимание, заинтересованность, дружелюбие.

А вот для преподавателей, учителей, ведущих семинаров и тренингов предъявляются несколько иные требования. Они должны обладать такими навыками:

  • мотивированность на результат обучения;
  • высокая энергичность и инициативность;
  • умение сконцентрировать внимание группы людей и удерживать его определенное время;
  • наработанные навыки терпения и гибкости, которые необходимо проявлять при общении с обучаемыми;
  • умение планировать и грамотно организовывать рабочий процесс.

Иные варианты

Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:

  • проводить диагностику профессионального оборудования;
  • мониторить возможные риски и планировать пути восстановления функционирования систем в кратчайшие сроки;
  • владеть техническим английским;
  • работать с крупными объемами информации.

По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.

Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:

  • уметь аналитически мыслить;
  • организовать работу на закрепленном участке;
  • анализировать проблемы, уметь искать пути их разрешения;
  • грамотно планировать;
  • уделять достаточно внимания мелким нюансам и важным деталям;
  • правильно расставлять приоритеты;
  • уметь работать с большим количеством документов;
  • уметь выделять первостепенные задачи;
  • обладать навыками работы с контролирующими органами.

К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:

  • знание законодательства, принципов работы судебной системы;
  • умение составлять документы, договоры;
  • навыки анализа правовых документов;
  • возможность работать с разнообразной информацией и быстро ее усваивать;
  • знание компьютера, программ MS Office;
  • коммуникативные навыки;
  • умение использовать правовые базы, представленные в электронном виде;
  • многовекторность (умение работать в разных направлениях);
  • навыки работы с клиентами и сотрудниками органов контроля;
  • способность работать с документами;
  • умение организовывать работу и планировать выполнение задач.

В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.

Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?

Чтобы получить работу, человек должен правильно презентовать себя. Обязательно составляется резюме, в котором указывается краткая биография соискателя и перечисляются профессиональные навыки, которыми он обладает. От правильного оформления этого документа в определенной степени зависит – получит человек работу или нет.

Основные профессиональные навыки

Главные признаки хорошего резюме – презентабельность и лаконичность.

В нем следует перечислять те профессиональные умения, которые соответствуют вакансии. Есть перечень основных характеристик, которыми должен обладать каждый современный соискатель. Они делятся на 4 группы. В первой категории коммуникативные:

  • ведение переговоров;
  • грамотная письменная и устная речь;
  • разрешение конфликтов, спорных ситуаций;
  • умение убеждать;
  • работа с возражениями, претензиями;
  • умение выступать на публике.

Вторая категория – организаторские способности. Они важны для множества должностей. В группу входят такие профессиональные знания:

  • тайм-менеджмент;
  • бюджетирование;
  • ведение проектов;
  • стратегическое планирование;
  • работа в режиме многозадачности;
  • обработка больших объемов информации.

В третью категорию входят лидерские черты. Список:

  • управление персоналом;
  • мотивация;
  • генерация идей;
  • аналитика.

Четвертая группа – прикладные навыки, необходимые для той или иной профессии. Перечень:

  • владение ПК;
  • «слепой набор»;
  • обращение с оргтехникой;
  • знание пакета программ MS Office;
  • знание ГОСТов, СНИПов;
  • ведение деловой переписки;
  • умение работать с правовыми базами, знание законодательства;
  • делопроизводство;
  • знание иностранных языков;
  • кадровое производство.

Дополнительные навыки

Существуют профессиональные умения, наличие которых приветствуется, хотя не считается обязательным. Какие дополнительные навыки можно перечислить в резюме:

  • внимательность к мелочам;
  • аналитические способности;
  • гибкость;
  • коммуникабельность;
  • пунктуальность;
  • управленческие способности.

Примеры профессиональных навыков в резюме

Иногда очень трудно понять, какие умения являются базовыми, какие – дополнительными, а что и вовсе лучше перенести в раздел «О себе» или не упоминать. Ниже представлены примеры профессиональных навыков, которые можно вносить в резюме на вакансии:

  • менеджера;
  • руководителя;
  • экономиста;
  • инженера;
  • педагога;
  • банковского работника;
  • бухгалтера.

Навыки менеджера

Эта должность имеет множество ответвлений, что влияет на перечень навыков, которыми нужно обладать, занимая ее. Есть вакансии менеджера по продажам, закупкам, обучению кадров, подбору персонала и т.д. Есть ряд общих качеств, которые важны для выполнения служебных обязанностей. В резюме на должность менеджера можно указать следующие навыки:

  • работа с возражениями;
  • разрешение конфликтных ситуаций;
  • знание ПК;
  • обработка больших объемов информации;
  • опыт продаж;
  • делопроизводство;
  • работа с офисной техникой, средствами связи;
  • общение в соответствии с правилами этикета;
  • ведение переговоров;
  • знание соответствующего рынка;
  • выстраивание стабильных отношений с клиентами, поставщиками, кадрами.

Руководителя

Все действия человека, занимающего эту должность, должны быть направлены на то, чтобы наладить эффективную работу предприятия.

Соискателю на вакансию руководителя в резюме можно указать такие специализированные навыки:

  • умение убеждать, мотивировать;
  • знание иностранных языков (с перечислением и уровнем владения);
  • подбор, обучение, контроль персонала на всех этапах рабочего процесса;
  • уровень владения персональным компьютером (обязательно перечислить, в каких программах умеет работать);
  • стратегическое мышление;
  • ведение переговоров;
  • критическое мышление;
  • способность к разрешению конфликтов;
  • делегирование полномочий;
  • управление временными, трудовыми ресурсами;
  • прогнозирование, стратегическое планирование;
  • поиск нестандартных управленческих решений;
  • организаторские навыки.

Экономиста

Занимающий такую должность человек должен иметь высшее образование и аналитический склад ума. В резюме на вакансию экономиста можно указать следующие профессиональные навыки и знания:

  • владение ПК (с перечнем освоенных программ, особенно специализированных);
  • учет показателей работы компании;
  • ведение банковских счетов физических, юридических лиц;
  • знание иностранных языков (с перечислением, уровнем);
  • экономический анализ;
  • планирование, ведение и учет платежей;
  • работа с электронной отчетностью, переводами;
  • ведение, заключение договоров;
  • документальное оформление операций;
  • ведение и сдача отчетности в соответствии с правилами и сроками.

Инженера

Чтобы занимать эту должность, нужно обладать множеством навыков. Что можно включить в резюме:

  • владение ПК, специализированными программами («Компас», AutoCAD);
  • организация процессов строительства и ремонта, управление на всех стадиях;
  • знание нормативной документации, законов и актов в области инженерного проектирования;
  • проверка проектной документации;
  • ведение ежедневного контроля качества, учета объемов выполняемых работ;
  • обработка тендерной документации;
  • разработка инженерных проектов;
  • составление договоров, дополнительных соглашений;
  • ведение технической документации;
  • работа с поставщиками;
  • чтение и составление чертежей;
  • знание специфики механизмов разной сложности.

Педагога

Преподаватель и воспитатель – это особые профессии, требующие большой самоотдачи. Для соискателей на эти вакансии одинаково важны как специализированные навыки, так и личные качества. Составляя резюме на должность педагога, можете перечислить те из этих характеристик, которыми обладаете:

  • владение современными технологиями обучения;
  • мотивированность;
  • опыт репетиторства, индивидуальных занятий;
  • инициативность;
  • широкий кругозор;
  • энергичность;
  • эрудированность;
  • навык эффективной коммуникации;
  • гибкость, терпимость в общении;
  • принятие решений;
  • организация, планирование;
  • критическое мышление.

Банковского работника

Должность, как правило, предполагает постоянное общение с людьми. Для ее получения могут понадобиться такие профессиональные знания:

  • опыт продаж;
  • тактичность, толерантность;
  • тайм-менеджмент;
  • эффективное общение – умение выслушать собеседника и дать компетентный совет;
  • грамотная речь;
  • обучаемость, легкое усвоение новой информации;
  • умение мотивировать и убеждать;
  • работа с возражениями, поиск компромиссов.

Бухгалтера

Перечень умений, которым должен обладать человек, занимающий эту должность, очень большой и может меняться в зависимости от узкой специализации.

Профессиональные знания, которые можно перечислить в резюме на вакансию бухгалтера:

  • ведение взаиморасчетов, актов сверки;
  • знание профильного законодательства;
  • ведение бухгалтерского и налогового учета;
  • знание системы «Клиент-банк» и профильных программ;
  • бухгалтерские проводки;
  • аналитическое мышление;
  • составление и сдача отчетности;
  • планирование;
  • проведение инвентаризации;
  • внимательность;
  • начисление заработной платы;
  • знание принципов расчета отпускных, больничных;
  • работа с первичными документами.

Профессиональные навыки в резюме без опыта

Если вы еще не успели нигде поработать, это совсем не значит, что вы не обладаете никакими умениями. Какие знания можно отражать в резюме людям, у которых нет профессионального стажа:

  • владение ПК, компьютерными программами;
  • теоретические и практические знания в области математического моделирования, маркетингового анализа, социологии (любого направления, по которому вы получили образование, проходили практику);
  • опыт ведения социологических исследований (может быть получен в процессе учебы);
  • знание иностранных языков (английский, испанский и т.д.);
  • навыки, полученные на тех или иных подработках (опционально);
  • наличие дипломной работы с оценкой «отлично».

Частые ошибки

К составлению резюме нужно подходить очень ответственно, ведь от этого зависит ваша карьера и будущее. Оформляя документ, избегайте таких ошибок:

Тесты оценки знаний по профессионально-прикладной физической культуре

ФИО _____________________

Учебная группа _____________________

1. Что такое профессионально-прикладная физическая культура?

1) совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;

2) это педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышения уровня физических способностей, формирование и развитие двигательных навыков;

3) специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных средств, форм и методов физического воспитания, обеспечивающий формирование и совершенствование специальных двигательных, психофизиологических и личностных свойств и качеств, определяющих успешность овладения профессией;

4) часть социальной культуры и специфическая деятельность, удовлетворяющая общественные и личностные потребности в развитии способностей, изучении, накоплении и распространении предметных и духовных ценностей в связи с подготовкой учащейся молодежи к учебной и предстоящей профессиональной деятельности.
2. В какой деятельности человека профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) тесно связана с физическим воспитанием и профессиональной практикой?

1) трудовой деятельности;

2) творческой деятельности;

3) научно-исследовательской деятельности;

4) проведении досуга.

3. Чем определяется направленность профессионально-прикладной физической культуры (ППФК)?
1) необходимостью военно-прикладной подготовки молодых людей к предстоящей службе в армии;
2) потребностью общества в специальной подготовке человека к конкретной профессиональной деятельности;
3) необходимостью социальной адаптации индивида в обществе;
4) выработкой определенных стереотипов выполнения упражнений.

4. Кто впервые научно обосновал практическое применение идеи профессионального профилирования в советской системе физического воспитания?

2) В.В. Гориневский;

4) П.Ф. Лесгафт.
5. Кто впервые указал, что прикладная физиче­ ская подготовка должна быть органической частью об­ щей программы физического воспитания и осуществ­ ляться в единстве с общими задачами физического вос­ питания?

1) В.В Гориневский;

3) В. В. Белинович;

4) И. Соколов.
6. В каком году впервые на государственном уровне признается необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в программах физического воспитания студентов и уча­ щихся всех видов профессионального образования?

4) в 1960 г.
7. Что означает понятие «готовность к деятельности?

1) устойчивое комплексное состояние физического и психического здоровья;

2) состояние, характеризующееся активацией различных функций организма, повышением готовности к различным действиям в ответ на эмоциогенные факторы;

3) активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего её решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности;

4) состояние, характеризуемое активацией различных функций организма в связи с конкретными волевыми актами, с выполнением активной целенаправленной деятельности или подготовкой к ней, а также с ожиданием какой-либо опасности.

8. Какая из перечисленных профессий не относится к «профессиям первого типа» с абсолютной пригодностью?

1) пилот гражданской авиации;

9. Какой механизм формирования двигательного навыка лежит в основе «принципа доминанты» А.А. Ухтомского?

1) в формировании рабочих динамических стереотипов проявляются те же общие законы высшей нервной деятельности , что и при проявлении классического условного рефлекса, но в своеобразном выражении, которое придает им специфика трудовых процессов;

2) образование в ременных связей, посредством которых регулируется выполнение мышцами любого двигательного акта, в том числе производственного и спортивного;

3) выполнение физического упражнения осуществляется специфичной для него функциональной системой, которых может быть столько, сколько возможно качественно различных движений;

4) во время выполнения движения, являющегося для организма в данный момент главным, все подчиняется ему.
10. На каком основополагающем яв лении основывается применение средств физической культуры и спорта для профессиональной подготовки?

1) на эффекте тренировки в одних видах деятельности для улучшения результатов в других, которые специальной тренировке не подвергались;

2) на автоматизации двигательного навыка и способности «…с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу»

3) на особенности развития общеадаптационного синдрома, согласно которому, наряду с повышением устойчивости к действию специфи ческого (вызывающего стресс) раздражителя обеспечивается повышение устойчивости и к целому ряду других стрессов;

4) выполнение физических упражнений может вызвать одинаковый уровень активизации функций органов и систем, что приводит примерно к одинаковым адаптационным перестройкам при относительной не­ зависимости от топографии мышечного сокращения и биомеханического характера упражнений

11. Какого вида переноса физических качеств не бывает?

12. Что такое профессиография?

1) научное решение проблемы соответствия человека и выполняемой им профессиональной деятельности;

2) совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристикам различных профессий;

3) научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности работника;

4) сопоставление конкретных показателей физиче ской подготовленности различных групп испытуемых (обучаемых, специалистов), резко отличающих­ ся профессиональным мастерством.
13. Какое из приведенных определений соответствует определению понятия «профессия»?

1) исторически возникшие формы трудовой деятель­ности, для выполнения которых человек должен обла­дать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональ­но важные качества;

2) необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и разви­тия;

3) деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию;

4) все соответствуют.
14. Назовите что из перечисленного не является профессией?

4) слесарь.
15. Назовите что из перечисленного является специальностью?

16. Что из нижеприведенного не входило в классификацию профессий, предложенную Б.И. Загорским (1976)?

1) профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости;

2) профессии с «дозировочными» движениями без осложнения экстраординарными условиями;

3) профессии, специфически осложненные внешни­ми условиями;

4) профессии, требующие постоянного максимально­го и субпредельного проявления определенных физиче­ских способностей.
17. Сколько групп профессий включает в себя классификация Ф.Т. Ткачева, наиболее информативная для целей профессионально-прикладной физической культуры?

4) 12.
18. Что не относится к классификационным требованиям, предъявляемых к профессиям (по В.А. Цауну)?

1) классификация должна охватывать весь диапазон профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях профессионального образования;

2) классификация должна учитывать особенности существующей системы профессиональной подготовки учащихся и студентов;

3) классификация должна учитывать сложности дифференцирования физической подготов­ки в многопрофильных учебных заведениях и иметь четкую структуру;

4) классификация должна учитывать уровень физического здоровья и физической подготовленности учащихся и студентов.
19. Что положено в основу общепринятой классификации профессий Е.А. Климова, наиболее часто используемой в практике профессионально-прикладной физической культуры?

1) тяжесть труда;

2) предмет труда;

3) напряженность труда;

4) требования к психофизиологическим качествам.
20. Что такое профессиограмма?

1) категория профессии, характеризующаяся этапами и уровнями;

2) программа деятельности специалиста по повышению уровня профессионального образования;

3) модельная характеристика, в которой представлены качества личности, знания, умения и навыки для успешного выполнения профессиональных функций;

4) оценка текущего уровня развития профессионально значимых качеств.
21. Какие разделы должна содержать в обобщенном виде профессиограмма для целей профессионально-прикладной физической культуры?

1) описательный, включающий характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, характеристикой типичных аварий и травм, организацией труда;

2) санитарно-гигиенический, включающий описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции и профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровня шума и вибрации и др.). При том следует отмечать не только местные особенности, но и типичные, присущие профессии вообще;

3) раздел требований к физическим качествам, навыкам и психо физиологическим функциям как в процессе работы, так и в процессе профессионального обучения;

4) все перечисленные разделы.
22. Какие из перечисленных не относятся к общим (ключевым) компетенциям?

1) общенаучные (фундаментальные);

3) социально-личностные и коммуникативные;

23. Что составляет структуру компетентности любого специалиста?

1) специфические требования профессии к человеку, характер трудовых двигательных действий, внешние условия профессиональной деятельности;

2) профессионально важные качества, навыки и умения;

3) базовые умения и навыки, умение работать в коллективе, высокая мобильность;

4) способность применять навыки на практике, умение извлекать и анализировать информацию из различных источников, способность к адаптации к новым ситуациям.

24. Какое общепринятое определение понятия «профессионально важных качеств» было дано А.В. Карповым в 2005 году?

1) индивидуально психологические особенности, свойства человека, обусловленные конкретной профессиональной деятельностью и совершенствованием в ней;

2) качества, способствующие успешному овладению профессией, включенные в процесс деятельности, необходимые для успешного обучения и достижения нормативно приемлемой эффективности работы и карьеры;

3) это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами – качеством, производительностью, надежностью;

4) отдельные черты, свойства, качества индивида, соответствующие требования к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению ей.
25. Какие основные элементы, необходимые для реализации той или иной продуктивной деятельности выделяют в структуре профессионально важных качеств (ПВК)?

1) способности (как общие, так и частичные; как преимущественно врожденные, так и преимущественно социальные);

2) социально-психологические характеристики личности (интересы, мотивы, ценности, отношения с окружающими и др.)

3) знания и навыки;

4) все ответы верны.
26. Прикладные умения и навыки можно получить в процессе
1) общей физической подготовки;

2) духовного развития;

3) специализированных профессионально ориентированных занятий;
4) занятий оздоровительными видами физкультурной деятельности

27. Что включает в себя профессионально-прикладная физическая культура?

1) профессионально-прикладную физическую подготовку и производственную физическую культуру;

2) общую физическую подготовку;

3) психологическую и тактическую подготовку;

4) начальную предварительную подготовку в видах спорта.
28. Какое из определений относится к профессионально-прикладной физической подготовке?

1) специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных средств, форм и методов физического воспитания, обеспечивающий формирование и совершенствование специальных двигательных, психофизиологических и личностных свойств и качеств, определяющих успешность овладения профессией;

2) разновидность специальной физической подготовки (СФП), оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности;

3) специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности;

4) все.
29. Когда следует проводить профессионально-прикладную физическую подготовку?

1) в каникулярное время;

2) во внеучебное время;

4) в период прохождения учебных производственных практик.
30. Какие виды спорта входят в структуру профессионально-прикладной физической культуры?

1) массовый спорт;

2) прикладные виды спорта;

3) спорт высших достижений;

4) олимпийские виды.
31. Какой вид спорта относится к прикладным?

1) парашютный спорт;

3) стрельба из лука;

4) конный спорт.
32. Какие функции из перечисленных не имеют отношения к профессионально-прикладной физической культуре?

4) внутренние.
33. Что является задачей профессионально-прикладной физической культуры?

1) производство и преобразование ценностей профессиональной физической культуры , необходимых для всесторонней и гармонической подготовленности учащейся молодежи к учебной и профессиональной деятельности;

2) воспроизводство профессионального и культурного потенциала общества на основе обеспечения успешности процесса передачи общественного опыта за счет использования средств, форм и методов профессионально-прикладной физической культуры ;

3) создание прочной базы профессионально-прикладных знаний по формированию доминирующей направленности личности на преимущества профессионально-прикладной физической культуры в профессиональном и общественном становлении;

4) все перечисленное.

34. Какие из перечисленных не относятся к средствам профессионально-прикладной физической культуры?

2) естественные силы природы;

4) физические упражнения.
35. На какие две большие группы подразделяются методы профессионально-прикладной физической культуры?

1) общие и специальные;

2) общепедагогические и специфические;

4) психологические и локомоторные.


  1. подвижность нервных процессов;

3) координационные способности;

4) статическое равновесие.
38. В каком состоянии быстрее и полнее восстанавливается общая работоспособность?

1) в состоянии покоя;

2) в состоянии активного отдыха;

3) в состоянии пассивного отдыха;

4) в состоянии сна.
39. К какому виду физической подготовки можно отнести комплекс производственной гимнастики?

40. Профессионально ориентированные практические занятия физической культурой влияют на будущих специалистов следующим образом (верно все кроме):

Читайте также: