В парламентской республике может существовать должность президента который избирается

Опубликовано: 03.07.2024

Во многих источниках отмечается, что главное и наиболее заметное отличие президента республики от монарха в том, что должность президента выборная. Главой государства в республике формально и юридически может быть избран практически любой гражданин, который соответствует всем установленным цензам и, в отличие от монарха, президент избирается на определенный срок. Это временная должность.

Мы знаем, что есть три основных модели республики: президентская республика, парламентская республика и смешаная форма республики. Названия этих республик не случайно связывается с должностью главы государства. Во всяком случае, президентская республика называется президентской, потому что там закреплен особый статус главы государства президента.

Действительно, очень важную роль в управлении государственными делами играет глава государства – президент в президентской республике. В такой республике президент возглавляет исполнительную власть и совмещает в одном лице полномочия как главы государства, так и главы правительства. Такова правовая ситуация в президентских республиках – США, Мексике, Венесуэле, Египте и др.

Весьма значительна роль также главы государства президента в странах со смешаной формой правления (Франция, Португалия, Польша и др.). В президентских и «смешаных» республиках глава государства наделен очень широкими полномочиями как политический руководитель страны в сфере выбора основных экономических приоритетов и направлений и в области международных проблем и союзов. Президент при этих формах республики располагает очень существенными средствами воздействия на законодательный процесс, обладает реальной исполнительной властью, имеет важные полномочия в области руководства армией, силами правопорядка и различных гражданских служб, т.е. тысячами государственных служащих.

Можно по-разному оценивать принцип совмещения в руках одного человека функций главы государства и функций главы исполнительной власти, но во многих странах это совмещение считается нормальным. Более того, некоторые государствоведы полагают, что наиболее рациональное использование должности президента, именно тогда, когда он возглавляет исполнительную власть.

Президент парламентарной республики, в отличие от своих коллег в двух названных формах республики, не обладает какой-либо реальной властью в сфере экономики, внутренней и внешней политики, активного участия в управлении государственными делами он не принимает. Роль президента в парламентской республике может быть вполне сравнима с ролью монарха в парламентарной монархии. В обоих случаях главы государства царствуют, но не правят. Там они, в основном, выполняют роль символа государства, выполняют очень важные, но все-таки второстепенные, по сравнению с руководством государственными делами, представительские функции. Хотя, в ряде случаев, так называемый, «слабый» президент парламентской республики может оказывать существенное влияние на ситуацию в стране, на течение государственных дел, обычно это может произойти при возникновении каких-то экстраординарных событий – парламентского кризиса, стихийных бедствий и т.д.

В парламентских республиках, если президент принадлежит к той же партии, что и правительственное большинство, то тогда он может оказывать более существенное влияние на ход политического процесса. Хотя по законодательству некоторых стран при вступлении на должность требуется формальный выход президента из партии. Выход может произойти, но симпатии остаются.

Следует отметить важный момент. Формальные права президента в парламентской республике, т.е. те права и полномочия, которые записаны в конституции, могут внешне почти не отличаться от полномочий президента в президентской республике – полномочий «сильного» президента. Однако во всех тех случаях, когда президент парламентской республики по конституции наделен какими-то определенными полномочиями, реально все эти полномочия находятся в руках исполнительной власти: премьер-министра, правительства, министров. Например, если президент парламентской республики имеет право издавать акт от своего имени, то все эти акты требуют процедуры контрассигнации – подтверждения (скрепления) подписи главы государства с главой исполнительной власти. Рядом с подписью президента должна стоять подпись премьер-министра или министра, отвечающего за данную сферу общественных дел, которая регулируется актом президента. Точнее говоря, на самом деле это не акты президента. Это акты исполнительной власти, на которых стоит подпись президента, чтобы придать этому акту больший вес и значение. Без подписи министра (премьер-министра) указ президента не действителен.

В Италии (парламентская республика) формально президент является верховным главнокомандующим, по конституции он может распустить парламент, после консультации с лидерами парламентских фракций он назначает премьер-министра. Если не знать реального положения вещей, то невозможно представить, что на самом деле это фиктивные права. Дело в том, что реальным главнокомандующим является премьер-министр, в случае кризисной ситуации парламент распускается по инициативе премьер-министра, а президент подписывает готовый акт о роспуске парламента. Также, несмотря на консультации, президент назначает главой исполнительной власти премьер-министром лицо, пользующееся доверием парламента, потому что, как мы уже отмечали выше, институт вотума недоверия может парализовать любую инициативу президента. Он подписывает все акты (в том числе и о назначении правительства и его отставке), которые заранее подготовлены более сильными властными структурами.

Избрание президента, в конечном итоге, предопределяет место и роль президента в жизни страны. В президентской республике и в республике со смешаной формой правления практически всегда используются прямые выборы президента. Так, например, прямые выборы предусмотрены в большинстве стран Латинской Америки – Мексике, Чили, Перу, Колумбии, Коста-Рике; в азиатских странах – Филиппинах, Египте; в Европе – во Франции. В данном случае президент получает свой мандат – право на власть – непосредственно из рук народа. Поэтому его легитимность и полномочия наиболее весомы.

Кстати, в некоторых странах, опасаясь «слишком большого веса» президента, специально вводили опосредованный способ избрания – избрание при помощи парламента. Такие опасения небезосновательны, потому что, избранный непосредственно гражданами, президент практически независим от парламента и может противопоставить себя законодательному органу, а иногда не просто противопоставить, но и встать над парламентом, подчинить его себе, изменив, тем самым, соотношение (баланс) властей в свою пользу, т.е. нарушить равновесие между властями, которое необходимо, чтобы государственный механизм нормально работал. В таких случаях демократическая форма правления превращается в режим личной, авторитарной власти.

В президентских республиках применяются и косвенные выборы (США, Аргентина). В этом случае избиратели избирают коллегию выборщиков, которая затем от имени избирателей во втором туре выбирает президента. Нужно сказать, что, несмотря на закрепленную в конституции систему косвенных выборов, в США фактически существуют прямые выборы. Фамилия человека, избранного президентом США (president – elect), становится известной не после формального второго тура, когда объявляются результаты голосования выборщиков, а уже к концу того дня, когда свою волю высказали избиратели.

Практически во всех странах, где президент избирается прямыми или косвенными выборами, он обладает реальной широкой властью. Можно вспомнить не только названные выше страны (Франция и США), но и Австрию, Ирландию, Исландию, страны Африки, где сейчас избранные главы государства и многопартийные демократические режимы – Камерун, Сенегал. Мандат в этих странах президент получает от граждан.

Президент, избранный косвенным образом, также независим от парламента и практически неподконтролен парламенту, как и при прямых выборах. Такой тип выборов называют внепарламентским способом избрания глав государств.

В парламентарных республиках, как правило, президент выбирается путем многостепенных выборов. Чаще всего, это двухстепенные выборы, иногда – трехстепенные.

Есть три варианта избрания главы государства президента в парламентарной республике.

1. Президент избирается только парламентом, и никакие другие должностные лица и представители представительной власти в этой процедуре участия не принимают. Такова система избрания президента в Турции, Иране, Израиле. Эти страны расположены недалеко друг от друга, и, возможно, они как–то влияют друг на друга.

2. Для избрания президента из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления создается специальная избирательная коллегия. Это представители разных уровней представительной власти. Классическим примером здесь является Италия. Президент Итальянской Республики избирается на совместном заседании обеих палат парламента. К членам парламента присоединяются представители от областей (по 3 человека от области). Самая маленькая область – Вале д’Аоста – посылает одного представителя. Практически глава государства избирается членами обеих палат парламента, поскольку число представителей от областей всего 58 человек, а парламентариев свыше девятисот (935). Так или иначе, все равно в процедуре выборов президента участвует не только высшая представительная власть, но и региональная. Это сделано, возможно, специально для того, чтобы президент чуть меньше зависел от парламента, поскольку в его выборах принимали участие и представители регионов. Кстати говоря, итальянцы установили самый солидный возрастной ценз для кандидата на должность президента. Президентом Италии может быть лицо не моложе 50 лет.

3. Этот вариант касается федеративных государств. В некоторых федеративных государствах для избрания федерального президента формируется особая коллегия, состоящая из депутатов федерального парламента и представителей субъектов федерации. Здесь нечто общее с итальянской моделью, но в Италии представительство от территориальных образований (областей), а в данном случае представительство от государственных образований – субъектов федерации. Примером здесь может служить ФРГ, где федеральный президент избирается Федеральным собранием. Этим названием обозначается собрание, состоящее из членов Бундестага (нижней палаты парламента) и представителей земель, избранных законодательными органами земель (ландтагами) по принципу пропорционального представительства. Для избрания президента нужно абсолютное большинство голосов от членов Федерального собрания.

Нечто похожее существует в Индии. В Индии президент избирается особой избирательной коллегией, которая состоит из избранных членов обеих палат центрального парламента (слово «федеральный» у них не употребляется) и избранных членов законодательных собраний штатов.

Во всех этих случаях выборы президента производятся преимущественно парламентом. Как отмечается в литературе, когда глава государства получает мандат от парламента, его власть вторична, производна, он не может считать себя непосредственным избранником народа, и не может противопоставить свои полномочия этому органу законодательной власти. Избранный таким образом президент обладает слабыми полномочиями и, естественно, не играет такой значительной роли в государственной жизни страны, как президент в президентской или смешаной республике, где он избирается народом.

Исследователи, в связи с этим, отмечают, что парламентарная система избрания может считаться гарантией против узурпации или присвоения полномочий власти президентом. Например, А.А.Мишин предполагал, что наиболее демократичной системой избрания главы государства является та, при которой президент избирается парламентом. Мы не совсем разделяем эту точку зрения. По нашему мнению, главное не в способе избрания президента, а в реальном разделении властей и в системе «сдержек и противовесов», которые не дадут возможности главе государства присвоить чужие полномочия. Во всяком случае, американский вариант сильной президентской власти свидетельствует о том, что, несмотря на то, что президент получает власть от народа, хорошо разработанные «сдержки и противовесы» не позволяют главе государства узурпировать власть. Кроме всего прочего, от таких поползновений американского президента удерживают устойчивые демократические традиции, высокая политическая культура политической элиты и ментальность граждан этой страны.

Разными способами решается вопрос о замещении поста президента в случаях досрочного открытия вакансии, т.е. в тех случаях, когда президент умер, ушел в отставку либо был отстранен от власти в порядке процедуры импичмента. В некоторых странах закреплен такой порядок, когда выбывшего президента заменяет вице-президент (такой порядок существует в США), и досрочные выборы президента не проводятся. В ряде других стран есть иные варианты. В большинстве парламентарных республик в случае вакансии поста президента проводятся досрочные выборы, а в промежутке между днем открытия вакансии президента и днем, когда к выполнению обязанностей приступает новый президент, его функции выполняет иное должностное лицо. Например, обязанности главы государства выполняет председатель верхней палаты парламента (например, председатель Сената Франции, председатель Сената Италии, или глава Бундесрата ФРГ). В некоторых странах такие функции будет исполнять глава правительства (например, премьер-министр в Финляндии, в Австрии).

Мы уже упомянули о возрастном цензе для кандидата в президенты в Италии. В большинстве стран президентом может быть лицо более молодого возраста. Например, в ФРГ возрастной ценз для президента – 40 лет, в США и Индии – 35. В любом случае, это должен быть человек с определенным жизненным опытом.

В некоторых странах обязательна принадлежность Президента к господствующей религии. Особенно это касается мусульманских стран.

В некоторых странах не допускается переизбрание на должность президента. Например, президентом Мексики можно быть только один раз. Переизбрание запрещено. В некоторых странах можно быть президентом не более двух сроков. Например, в США президент может избираться два раза (в сумме это восемь лет). В ФРГ президент избирается на 5 лет и тоже может переизбираться всего один роз. В Италии и во Франции более либеральные правила, там срок президентского мандата очень значительный (семь лет), и возможности переизбрания не ограничиваются. На наш взгляд, более разумная практика, там, где переизбрание имеет какие-то пределы. В странах с неустойчивыми демократическими традициями отсутствие ограничения для переизбрания приводили и приводят к тому, что одно и то же лицо бессменно занимает эту должность в течение десятилетий. Иногда какие-то формальные псевдовыборы проводятся, но это превращается в фарс. Таковой ситуация была, например, в республиках Малави, Либерии и других странах Африки. Долгие годы (32 года) бессменным президентом был Мобуту Сесе Секо – президент республики Заир. В 1976 году в Тунисе президент Бургиба был объявлен пожизненным президентом. Такой же пожизненный статус присваивался и в других странах ряду лиц. Пожизненным президентом числился диктатор Дювалье на Гаити. Поэтому любые разумные ограничения в сроках пребывания, на наш взгляд, гарантируют страну от злоупотребления властью.

Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. Монархии бывают двух видов - абсолютные и конституционные.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, правительство назначается монархом и ответственно перед ним. Абсолютные монархии преобладали в прошлом, а сейчас сохранились в некоторых странах Ближнего Востока - Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.

Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследованием статуса главы государства.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.

Главная особенность парламентской республики - образование правительства победившими на выборах партиями. Парламент по отношению к правительству осуществляет ряд функций: издает законы, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством.

Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.

Руководитель правительства официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент занимает в ней более скромное место, его роль обычно ограничивается представительскими функциями.

Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.

Для завоевания президентского мандата, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент - досрочное отстранение от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная республика, сочетающая в себе признаки президентской и парламентской республик. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.

К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.

Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республики Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства.

1 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов.- М.: Изд-во НОРМА,2002. –С.212.

Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управления государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально – экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки.

Смешанная республика

Впервые смешанная (полупрезидентская) республика была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране. 1 Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы назвать полупрезидентской – полупарламентарной или президентско – парламентарной республикой.




Как и в президентской, в смешанной республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституции не является главой исполнительной власти (он характеризован как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет ответственность перед президентом и ограниченную - перед парламентом. Двойная ответственность правительства – специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

- президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

- вице – премьеров и министров президент может назначить по - своему

1 См.: общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист,1996. –С.135 -142.

усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;

- правительство несет ответственность перед президентом, который может, по своему усмотрению уволить премьер – министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции, большей – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трех месячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер – министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.

Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относиться ни к одной из ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентарной. По конституции России 1993г. Исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава государства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахстане, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношении всех других публичных институтов, а по конституции Республики Беларусь 1996г. – арбитр не только в государстве, но и в обществе. Германские исследователи Х.Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительства не прямо, а опосредованно.

Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер – министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Заключение

Итак, мы в своей научной работе рассмотрели две основные формы государственного правления: монархия и республика. Подробно дали характеристику каждой из форм. Возникает вполне естественный вопрос: чем монархия лучше республики? Каковы плюсы монархизма?

- при монархии верховная власть действительно сосредоточена в руках одного человека, что значительно облегчает решение сложных общегосударственных задач;

- монарх готовиться к правлению с самых пеленок и правит своим государством вплоть до своей кончины, в отличие от различных проходимцев и временщиков;

- монарх стоит над всеми классами и сословиями, поэтому ему чужды мелочные интересы; он заботиться обо всех в одинаковой мере;

- в лице Царя происходит единение Нации, и монарх как вождь может мобилизовать народные силы даже путем психологического фактора;

- монарх является высшей судьей и может вмешиваться во все спорные вопросы;

- религиозный аспект: Царь блюститель церкви, ее чистоты и догматов.

Самая гнилая черта монархии – принцип престолонаследия. Если при республике, и даже при диктатуре, в верха может вырваться энергичный, умный, любящи свою страну человек, то при монархии в верхах будут только изнеженнее санки «дворянской» элиты, из который истинно пассионарным будет один из десяти.

Прочная стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх пожизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына приемника, он назначает и смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и методы управления. Стабильность правительства обеспечивается во всех формах президентских республик, ибо парламент не формирует его, а иногда парламента вовсе нет. Однако во всех этих случаях ответственность исполнительной власти перед парламентом имеет крайне не развитый характер, а ее наиболее острые формы отсутствуют. Введение этих форм ответственности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. Правительство, министры испытывают слабое давление парламентаи через него – общественное мнения. В парламентарной монархии и парламентарной республике партийная принадлежность министров, состав правительства полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания, прежде всего через парламент. Однако это ведет к значительному недостатку – нестабильности правительства. Партийные коалиции распадаются, часть членов правящей партии может примкнуть к оппозиции и правительство может быть свергнуто. В послевоенной Италии (на 1998г.) сменилось 56 составов правительства, каждое из ни существовало год с небольшим (правда, часто новые правительства возглавляли прежние лидеры).

С целью преодолеть недостатки парламентарной и президентской форм и соединить их плюсы в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики.

Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.

К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).

Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.

В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

Особенности правления

Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.

Список государств

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

  1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  3. В Океании — Вануату.
  4. В США — Доминика.
  5. На Африканском континенте — Эфиопия.

Парламентских государств больше всего в европейской части.

Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

  1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

Преимущества и недостатки

Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

  1. Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
  2. Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
  3. Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.

Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.

К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

Германия и Австрия

Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.

Индия и Польша

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республики Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства.

1 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов.- М.: Изд-во НОРМА,2002. –С.212.

Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управления государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально – экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки.

Смешанная республика

Впервые смешанная (полупрезидентская) республика была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране. 1 Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы назвать полупрезидентской – полупарламентарной или президентско – парламентарной республикой.




Как и в президентской, в смешанной республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституции не является главой исполнительной власти (он характеризован как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет ответственность перед президентом и ограниченную - перед парламентом. Двойная ответственность правительства – специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

- президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

- вице – премьеров и министров президент может назначить по - своему

1 См.: общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист,1996. –С.135 -142.

усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;

- правительство несет ответственность перед президентом, который может, по своему усмотрению уволить премьер – министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции, большей – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трех месячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер – министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.

Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относиться ни к одной из ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентарной. По конституции России 1993г. Исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава государства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахстане, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношении всех других публичных институтов, а по конституции Республики Беларусь 1996г. – арбитр не только в государстве, но и в обществе. Германские исследователи Х.Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительства не прямо, а опосредованно.

Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер – министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Заключение

Итак, мы в своей научной работе рассмотрели две основные формы государственного правления: монархия и республика. Подробно дали характеристику каждой из форм. Возникает вполне естественный вопрос: чем монархия лучше республики? Каковы плюсы монархизма?

- при монархии верховная власть действительно сосредоточена в руках одного человека, что значительно облегчает решение сложных общегосударственных задач;

- монарх готовиться к правлению с самых пеленок и правит своим государством вплоть до своей кончины, в отличие от различных проходимцев и временщиков;

- монарх стоит над всеми классами и сословиями, поэтому ему чужды мелочные интересы; он заботиться обо всех в одинаковой мере;

- в лице Царя происходит единение Нации, и монарх как вождь может мобилизовать народные силы даже путем психологического фактора;

- монарх является высшей судьей и может вмешиваться во все спорные вопросы;

- религиозный аспект: Царь блюститель церкви, ее чистоты и догматов.

Самая гнилая черта монархии – принцип престолонаследия. Если при республике, и даже при диктатуре, в верха может вырваться энергичный, умный, любящи свою страну человек, то при монархии в верхах будут только изнеженнее санки «дворянской» элиты, из который истинно пассионарным будет один из десяти.

Прочная стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх пожизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына приемника, он назначает и смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и методы управления. Стабильность правительства обеспечивается во всех формах президентских республик, ибо парламент не формирует его, а иногда парламента вовсе нет. Однако во всех этих случаях ответственность исполнительной власти перед парламентом имеет крайне не развитый характер, а ее наиболее острые формы отсутствуют. Введение этих форм ответственности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. Правительство, министры испытывают слабое давление парламентаи через него – общественное мнения. В парламентарной монархии и парламентарной республике партийная принадлежность министров, состав правительства полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания, прежде всего через парламент. Однако это ведет к значительному недостатку – нестабильности правительства. Партийные коалиции распадаются, часть членов правящей партии может примкнуть к оппозиции и правительство может быть свергнуто. В послевоенной Италии (на 1998г.) сменилось 56 составов правительства, каждое из ни существовало год с небольшим (правда, часто новые правительства возглавляли прежние лидеры).

С целью преодолеть недостатки парламентарной и президентской форм и соединить их плюсы в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики.

Читайте также: