Чем заняться безработному в беларуси

Опубликовано: 01.10.2024

Подработку можно искать в разных областях, главное, чтобы у этого занятия был гибкий график и, желательно, возможность работать дома.

Основная масса предложений подработки исходит от бизнеса. Госпредприятия скорее возьмут еще одного постоянного сотрудника, а может еще и начальника над ним, но экспериментировать со штатным расписанием не рискнут.

В крупных городах возможности подработки больше.

Опишем несколько способов, не требующих особенной квалификации и сверхспособностей.

Личное подсобное хозяйство

Горожане, а теперь и многие сельские жители говорят, что сад, огород, домашняя птица – это трудно и невыгодно. Обычный аргумент – «купить дешевле».

Но если нет свободных средств, но есть свободное время, то и личное хозяйство принесет какой-то доход.

Килограмм огурцов – это 1,5 руб., помидоры – 3 руб., десяток домашних яиц – от 2-2,5 руб.

Выгоду обещает не дача, а сад, огород около дома. Если есть курятник и двор, то не лишними будут и куры. Чтобы замахиваться на большее: свиней, коров, овец, – нужны вложения и умение.

Очень важен коммерческий расчет, первая редиска гораздо выгодней огурцов в разгар сезона.

Дары леса

Многие жители Беларуси, причем не только деревенские и безработные, зарабатывают на грибах и ягодах, особенно на чернике. Зная места, на ягодах и грибах за месяц можно заработать больше средней зарплаты по стране. Но эти места не должны быть доступны всем.

Заработок пропорционален умению и потраченным силам, т.е. легким его не назовешь.

Подсобные работы

Человек без квалификации обычно способен подносить, подавать, убирать мусор и делать прочие подсобные работы.

Вокруг масса строителей-ремонтников, которым нужны подсобники. Частным предприятиям нужны уборщики на раннее утро, вечер или ночь.

Зарплата вечерней уборщицы 100-250 руб., бывает и больше.

Сколько заработает подсобник у мастера, которые делает ремонты в квартирах, сказать трудно.

За легкую подсобную работу на фирмах обещают 100-300 руб., за тяжелую – 500-600 руб.

Ручное творчество

Некоторые люди умеют вязать носки и веники, плести корзины, шить, вырезать из дерева ложки и скульптуры, писать картины и т.д. При некоторой предприимчивости все это можно продать. Ограничений немного, но постоянный бизнес может потребовать регистрации ИП или ремесленной деятельности.

Назвать какой-то средний заработок тут сложно. Кто-то делает простые игрушки по 3-5 руб., кто-то предлагает в интернете банные веники по 4 руб., кто-то сделает скульптуру и продаст ее за 250 руб.

По неофициальным отзывам, те, кто постоянно что-то продает, зарабатывают от 300 руб. и выше.

Фриланс за компьютером

Большую часть таких работ можно делать удаленно. То, что не предполагает общения с клиентами в реальном времени, можно делать в любое время.

Заработать на 100-200 руб. в месяц не сложно, большие суммы требуют либо специальных знаний, либо особой усидчивости.

Более квалифицированная и дорогая работа – обслуживание сайтов. Есть спрос на компьютерный дизайн и продвижение ресурсов. Зарплата обычно сдельная, иногда предлагают небольшую стартовую з/п, например – 400 руб.

Работа на телефоне

Еще один домашний способ домашнего дохода – работа на телефоне. Сюда входят: диспетчеры, консультанты интернет-магазинов и пр. Все это лучше подходит тем, кто постоянно дома. Но те, кто днем занят, могут поискать приработок в вечернюю смену.

В объявлениях за это обещают довольно много, 600-700 руб., но зарплата может зависеть от результатов, т.е. окажется меньше.

Начать свое дело

Начинать бизнес не обязательно с нуля, иногда первая работа становится здесь не помехой, а подспорьем, обеспечивает гарантированный доход на первое время.

Коммерческим проектом может стать все перечисленное выше, даже уборка бывает первым шагом для клининговой компании.

Как искать подработку?

Найти подработку гораздо сложнее, чем постоянную работу с небольшой зарплатой. И для поиска места, и для продолжения, понадобятся энергия, гибкость, способность к умеренному риску и умение не быть обманутым.

Если есть возможность – стоит пробовать разные занятия. Главное не потратить на пробы слишком много времени и личных денег.

И еще один важный момент – не стоит опускать руки. Каждый из перечисленных выше вариантов приработка подойдет, скорее всего, 1 из 10 желающих. Но и количество вариантов много больше, чем названо здесь.

rabota

Постепенно, но необратимо изменяется общественное мнение о тех, кто решил посвятить себя домашнему труду: хорошая хозяйка – настоящее сокровище, и если семья может себе его позволить, за домочадцев остается только порадоваться. Вследствие эмансипации даже «домохозяины» стали появляться.

Откровенно говоря, мой типично славянский менталитет против новомодного веяния протестует, тем не менее у него тоже, наверное, есть право на существование. Наконец, я лично ничего не имею против иждивенцев на содержании любящих и не обремененных финансовыми проблемами родственников: их образ жизни – приватное семейное дело. Однако у любой медали имеется обратная сторона. Что делать, если наследство от богатенькой бразильской тетушки, как говорится, «не светит», дорожка Робин Гуда и Остапа Бендера не привлекает (можно ведь и в местах не столь отдаленных в одночасье оказаться), заработать нужную сумму самостоятельно не получается, а жить хоть немного лучше и веселей ох как охота? На паперть пойти за «приработком» совестно, но вот попросить о финансовой «подпитке» государство – почему бы и нет? Социальное иждивенчество – не надуманная, а вполне реальная и серьезная проблема, затрагивающая в широком понимании все сферы жизни общества. В разговоре со специалистами городской службы занятости мы коснулись только одного из наиболее ост­рых ее аспектов.

Профессия: безработный

Если кто-то теряет рабочее место и не может трудоустроиться, ему как никогда нужны помощь и поддержка. Согласно действующему законодательству в течение 6 месяцев служба занятости подыскивает безработному вакансии по специальности с уровнем заработной платы не менее 10 процентов от той, что он получал до увольнения. По истечении этого срока гражданину, которому не подошло ни одно из предложений, рекомендуют пройти переподготовку по востребованным в регионе профессиям. А еще через полгода подходящим признается и временный заработок. Казалось бы, в успехе поиска должен быть заинтересован сам безработный, но…

— Одной из причин неод­нократных обращений в службу занятости является, прежде всего, не оказание содействия в трудоустройстве, а получение различного рода социальных льгот, — рассказывает начальник отдела содействия трудоустройству управления по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома Татьяна Солдатова. У нас есть такие случаи (и они, к сожалению, не единичны), когда безработный отказывается от всех предложений подряд. Получив справку, подтверждающую статус безработного, за которой стоит оказание государственной адресной социальной помощи, граждане ищут различные предлоги для того, чтобы не трудиться. Иначе говоря, официально демонстрируя свои нулевые официальные доходы, живут на иждивении у государства.

За примерами далеко ходить не нужно. Так, Петра Иванова (имена и фамилии «профессиональных безработных» изменены. – Авт.) неоднократно трудоустраивали. Проработав 1-2 дня, мужчина увольнялся, не забыв при этом разослать куда можно жалобы на нанимателя и сотрудников службы занятости. Может, гражданину действительно что-то мешало нормально выполнять свои трудовые обязанности? Иванов до сих пор уверен, что так и есть. После увольнения «перспективный кадр» заранее выставлял «райдер» для очередного нанимателя: мол, он даст согласие на трудоустройство, если предварительно аттестуют его будущее рабочее место на предмет отсутствия повышенного шума и пыли, а еще ему должны оплатить проездной билет на общественный транспорт, учитывая его сложное материальное положение. Неудивительно, что шокированные работодатели от такого «подарка» были не в восторге. А обманутый в лучших ожиданиях Иванов снова брел в службу занятости, каждый раз демонстрируя «желание трудоустроиться».

«Что, вам жалко дать справку?»

Еще один «камень преткновения» — оформление досрочной пенсии. Напомним, основанием для досрочного выхода на пенсию является уважительная причина увольнения и общий трудовой стаж (для мужчин не менее 38 лет, для женщин не менее 33). Только в случае отсутствия возможностей трудоустройства принимается решение о досрочном выходе на пенсию.

— Мы прилагаем все усилия, чтобы каждый обратившийся в службу занятости гражданин нашел работу. А для этого есть все возможности, — заверяет Татьяна Солдатова. — Во-первых, ежегодно горисполкомом принимается решение по бронированию в организациях города рабочих мест для трудоустройства социально незащищенных категорий граждан, к которой относятся и граждане предпенсионного возраста (для мужчин – 58 лет, женщин – 53). В случае отказа нанимателями в приеме на работу им выставляются штрафные санк­ции.

Безработные мамы и папы, которые относятся к неполным семьям (разведены либо имеют статус одинокого родителя), нередко возмущаются размером пособия. Оно и в самом деле невелико: для граждан, которые не работают более года, это 1 базовая величина (базовая величина составляет 100 000 рублей), если за последние 12 месяцев человек получал доход не менее 12 календарных недель, — 2 базовые величины. Плюс индексация и компенсация, которая определена правительством – всего получается порядка 250-270 тысяч рублей. Вместе с тем некоторые из них категорически не принимают никаких предложений о работе.

— В соответствии с действующим законодательством безработным, совокупный доход которых на каждого члена семьи не превышает бюджет прожиточного минимума (с 01.11.2012 г. 880 030 рублей), может быть оказана материальная помощь в размере от одной до шести базовых величин. Помощь, конечно, небольшая, но ведь в критических ситуациях и она – подспорье. И вот приходит на прием родитель, слушает рекомендации, какие документы нужно предоставить, а потом устраивает скандал: «Да как вы посмели!». То есть помощь воспринимает как личное оскорбление. Но при этом, не имея официального дохода, предоставляет справки о платном обучении в вузе, — делится впечатлениями заведующий сектором по работе с социально-незащищенной категорией граждан Светлана Жагуло. — Невольно возникают подозрения, что данный гражданин где-то подрабатывает, официально не оформив трудовые отношения. Ни для кого не секрет, что за прилавками на рынках нередко стоят люди, которые не имеют подтвержденного документами отношения к торговле – у них нет свидетельств индивидуальных предпринимателей, их родственниками они тоже не являются. Получая заработную плату «в конверте», не отчисляют налоги в Фонд социальной защиты населения, не думая о том, что когда-то придет время пенсионного возраста. В связи с этим мы вносили предложения о пересмотре подхода к получению различного рода выплат, вне зависимости от статуса безработного.

Эх, папы…

— Когда на учет становятся многодетные мамы, это понятно – у них малыши, требующие внимания, им необходимы детские пособия и адресная помощь, — считает Светлана Жагуло. — А многодетные папы иногда вакансиями не интересуются вообще.

Так, Валентин Еременко, если верить документам, вообще ни разу нигде не трудился. Мужчина 1976 года рождения, имеющий на иждивении троих малолетних детей, зарегистрировался как впервые ищущий работу. И сходу заявил: под чужим началом «пахать» не хочет, собирается открыть собственное дело. Остановка за государственной субсидией. Для безработных она составляет 11 бюджетов прожиточного минимума (на сегодняшний день — 9 миллионов 680 тысяч 330 рублей). Витебчанину было отказано: ведь основанием для предоставления данной помощи является отсутствие возможности трудоустройства.

И отдельная «грустная песня» – отцы, не желающие выплачивать алименты. Статус безработного для них – удобное прикрытие: удержания алиментов из пособия по безработице мизерные – от 70 до 140 тысяч рублей. Главное, создать видимость активного поиска работы. Здесь любые комментарии, пожалуй, излишни. Эх, папы…

И последнее. На сегодняшний день через службу занятости найти работу несложно: количество вакансий превышает количество официальных безработных. То есть, безработицы в области вообще быть не должно…

Безработица в Беларуси имеет свои индивидуальные особенности. И хотя её уровень достаточно высок, тенденции к сокращению уже намечаются. Государственная поддержка помогает своим гражданам пережить нелёгкие времена. Одна их ключевых задач – сократить безработицу путём создания новых рабочих мест и стимулирования малого бизнеса.

Очередь на собеседование

Уровень безработицы

Официальная статистика показывает, что безработица в республике Беларусь находится под контролем властей. В январе 2020 года была заявлена цифра 0,2 %. Но можно ли доверять официальной статистке в этом непростом вопросе? Международные эксперты в этом сильно сомневаются.

Ещё в 2020 году многие предприятия заявили о сокращении персонала и связанных этим увольнениях. При этом в начале 2021 года было всего 70000 человек, обратившихся в службу занятости. В то же время в период кризиса пострадали и многие мелкие предприниматели. Мало кому удалось остаться с приличной прибылью. Часть осталась на плаву, но многие не выдержали экономических сложностей и разорились, пополнив ряды безработных.

Многие россияне, решившие приехать в Беларусь на ПМЖ, оформили гражданство этой страны и нашли себя в любимом деле. Некоторым из них, к сожалению, тоже пришлось идти на биржу труда.

Методика белорусских расчётов учитывает только зарегистрированных безработных, что не может дать полной картины. В первую очередь, срок постановки на учёт ограничен сроками выплат. Получается, что те, кого лишили выплат по тем или иным причинам, уже не учитываются.

График уровня безработицы в Беларуси

Некоторые не хотят выполнять обязательные общественные работы и отказываются от услуг службы занятости в пользу самостоятельного поиска работы. Других просто не прельщает низкое пособие. Получается, что в службу занятости обращается лишь малая часть реальных безработных.

Если использовать другие расчёты, получаются совершенно другие цифры. В Беларуси зарегистрировано 4,03 млн. работоспособного населения. Из них официальную работу имеют только порядка 3 млн. Получается, целый миллион людей не имеет работы.

Особенности белорусской безработицы

В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.

Доллары

Ещё одна глобальная проблема – безработица среди молодёжи. Безработными оказываются как одинокие, так и те, кто уже создал семью. Это сильно подрывает атмосферу благополучности. Такое положение вещей способствует росту преступности и социальной апатии в молодёжной среде.

Жертвами безработицы становятся и пожилые люди. В случае потери работы им гораздо сложнее найти новое место. Сложности обучения и адаптации в новых условиях становятся камнем преткновения.

Поиск работы

Размер выплат

Есть случаи, когда пособие по безработице может быть увеличено:

  • На 10%, если есть дети до 14 лет или дети-инвалиды до 18 лет;
  • На 20% пособие повышается для многодетных родителей.

Выплаты можно получать не больше 26 недель в год. Чтобы пособие начислялось в срок, нужно регулярно являться в службу занятости и приходить при наличии вакантных мест.

Люди пенсионного возраста, не выходящие на пенсию, также могут получить пособие по безработице. При этом срок выплат возрастает на 2 недели за каждый год, превышающий пенсионный возраст. Это же правило работает и в отношении тех, кто может уйти на пенсию раньше общего срока.

Возможные причины отказа

В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:

  • Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
  • Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
  • Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
  • Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
  • Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
  • Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
  • Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.

При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.

Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.

Материальная помощь

Кроме стандартного пособия, безработные в Беларуси могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь. Уровень жизни в Беларуси нестабилен. Всего в течение 2021 года можно получить до 1260 бел. руб. Эта выплата может быть как в период обучения, так и по иным причинам. Для получения государственных выплат в дополнении к пособию по безработице нужно выполнить ещё несколько условий.

Белорусские рубли

Сумму семейного дохода нужно разделить на каждого её члена с учётом всех материальных поступлений за последние 3 месяца. Итог не должен превышать прожиточного минимума, установленного в регионе. Участие в оплачиваемых общественных работах. Подающий документы на материальную помощь должен в течение года не иметь следующих нарушений:

  • Занятость на временной работе без уведомления органов службы.
  • Неявка в органы социальной защиты без уважительной причины, документально подтвержденной. Ими могут больничный или болезнь ребёнка младшего возраста.
  • Невыполнение общественных работ без уважительной причины. Любые причины должны быть подтверждены документально.
  • Игнорирование направлений на собеседование по устройству на работу. В случае невыхода на связь с работодателем в течение 3 дней.
  • Отказ от направления на курсы переквалификации или на работу. Это явное нежелание устраиваться на работу.
  • Нарушение дисциплины, плохая успеваемость, прогулы занятий по переподготовке или повышению квалификации. Недобросовестность со стороны соискателя карается лишением материальной помощи.

Для получения материальной помощи нужно представить справку о доходах, о составе семьи, а также заполнить заявление. Заявление заполняется на месте, на готовом бланке.

В течение 5 дней работники службы занятости должны принять решение и оповестить о нём.

Размер материальной помощи

Сумма выплат зависит от нескольких факторов. Можно выделить категории безработных, получающих определённую сумму.

Перспективы

Пособие по безработице, которое выплачивается в Беларуси сейчас, в несколько раз ниже прожиточного минимума. Реально жить только на эти деньги невозможно. Правительство страны всерьёз озабочено этой проблемой и планирует преломить эту ситуацию в лучшую сторону.

Страхование

Подобные страховые ужа давно работают в европейских профсоюзах, где они показали состоятельность идеи. Пособие планируется довести до суммы более 1,5 млн. бел. руб. Сейчас средний размер ежемесячных выплат составляет всего 197 тысяч.

Страховка

Сейчас в республике Беларусь социальная поддержка безработных работает достаточно активно, но это пока не позволяет значительно снизить социальную напряжённость, вызванную безработицей.

Основной задачей государство поставило сейчас реформу материальной помощи безработным.

При регистрации безработным гражданин предъявляет:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку (при ее наличии);
  • гражданско-правовой договор с актом выполненных работ (при наличии) ;
  • диплом или другой документ об образовании, квалификации, ее повышении, профессио­нальной подготовке и переподготовке;
  • справку о среднем заработке (доходе) за последние 12 месяцев работы по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • удостоверение ребенка-инвалида — для лиц, имеющих детей-инвалидов до 18 лет;
  • справку об освобождении — для освобожденных из мест лишения свободы или лечебно-трудовых профилакториев;
  • справку о предоставлении возможности самостоятельного трудоустройства либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку — для выпускников учреждения образования;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалида);
  • заключение врачебно-консультационной комиссии — для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

Для отнесения безработного к категории социально-незащищенных граждан необходимо представить подтверждающие документы:

  • решение суда о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, — для неполных семей;
  • удостоверение многодетной семьи — для семей, имеющих на иждивении троих и более детей;
  • документы, подтверждающие статус сироты — для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до 18 лет; детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет;
  • удостоверение участника боевых действий на территории других государств — для ветеранов боевых действий.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;
  • отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограниче­ния свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;
  • находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для регистрации их безработными;
  • являющиеся выпускниками, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу и которые не отработали сроки обязательной работы по распределению (перераспределению) или при направлении (последующем направлении) на работу, установленные законодательством об образовании;
  • снятые с учета при предыдущей регистрации по заявлению в течение 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации, снятые с учета за непосещение, за попытку получения пособия обманным путем и за отказы от 2-х предложений подходящей работы, в течение 12-месячного периода со дня последнего снятия их с учета.

Граждане, направленные органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и досрочно отчисленные из учреждения образования за неуспеваемость, в связи с не прохождением итоговой аттестации без уважительных причин, за длительное отсутствие без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) либо систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающихся, повторно могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия их с учета.

Граждане, ранее состоявшие на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, в отношении которых судом приняты решения о взыскании в пользу органов по труду, занятости и социальной защите сумм выплаченных им пособий по безработице, стипендий, пособий по беременности и родам, материальной помощи, компенсационных выплат, субсидий для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, денежных выплат при переселении на новое место жительства и работы и средств, затраченных на организацию и осуществление процесса обучения, повторно могут быть зарегистрированы в качестве безработных при условии полного возмещения взыскиваемых средств.

Обязанности граждан в области занятости населения

Безработные обязаны:

  • самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах службу занятости по ее требованию;
  • являться в службу занятости по ее приглашению для получения направления на работу (обучение), а при отсутствии приглашения — не реже одного раза в месяц в установленный день;
  • являться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи службой занятости направления на работу;
  • возвратить в службу занятости в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя и печатью организации;
  • информировать в течение двух рабочих дней службу занятости об изменении места жительства, о самостоятельном трудоустройстве (в том числе на временную работу), заключении гражданско-правовых договоров, наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение, приостановку выплаты пособия по безработице или снижение его размера.

Граждане, направленные службой занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или для освоения содержания образовательной программы обучающих курсов, обязаны:

  • добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ;
  • постоянно участвовать в регулярных учебных занятиях;
  • выполнять требования учредительных документов учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка для обучающихся.

Снятие с учета безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:

  • признания гражданина занятым;
  • направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квали­фикации;
  • подачи им письменного заявления об отказе от услуг службы занятости;
  • неявки безработного более 2-х месяцев в службу занятости населения без уважительных причин с даты последней явки;
  • попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем;.
  • назначения ему в соответствии с законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет;
  • отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости;
  • переезда безработного на другое постоянное место жительства;
  • смерти безработного;
  • истечения 18 календарных месяцев со дня регистрации безработного;
  • осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы лишению свободы или пожизненному заключению; направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории.

Выплата пособия по безработице приостанавливается в случае:

  • трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления службы занятости — с даты трудоуст­ройства;
  • неявки безработного более одного месяца в службу занятости без уважительных причин — с даты последней явки;
  • неявки безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи ему службой занятости направления на работу — с даты выдачи такого направления;
  • невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачи­ваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.

Выплата пособия по безработице не производится в период:

  • выплаты пособия по беременности и родам;
  • вызова безработного для сдачи экзаменов в связи с обучением в учреждениях образования по очной (вечерней) и заочной формах;
  • призыва безработного на военные, специальные или учебные сборы, занятия, привлечения к мероприятиям, связанные с подготовкой к военной службе, исполнением государственных или общественных обязанностей.

Размер пособия по безработице может быть уменьшен на 50 процентов в случае:

  • отказа безработного без уважительных причин явиться в службу занятости населения для получения направления на работу;
  • если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом службу занятости по ее требованию.

Порядок назначения пособия по безработице

Информация представлена в соответствии с ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 июля 2016 г. N 409-З О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

В соответствии со статьей 24 пособие по безработице назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного.

В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае:

  • прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по соглашению сторон, желанию работника (за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора) либо прекращения трудового договора по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным пунктами 5 — 6 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения за нарушение воинской или служебной дисциплины;
  • досрочного прекращения образовательных отношений по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 5.2 и 5.7 пункта 5 статьи 79 Кодекса Республики Беларусь об образовании);
  • потери (отсутствия) дохода в результате совершения противоправных действий;
  • непредставления декларации о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие может назначаться при условии выполнения ими оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не менее 22 суммарных рабочих дней на основании письменного заявления безработного. Пособие в этом случае выплачивается по решению органов по труду, занятости и социальной защите со дня принятия решения о назначении пособия по безработице в следующем порядке: за первые 13 календарных недель — в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель — 75 процентов базовой величины.

Порядок выплаты пособия

Пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом):

  • безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), — в размере двух базовых величин в месяц в течение 26 календарных недель;
  • безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих их регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года — в размере одной базовой величины в месяц в первые 13 календарных недель, а также в размере 75 процентов базовой величины в месяц в последующие 13 календарных недель;
  • безработным, впервые ищущим работу, а также безработным, ищущим работу после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев), при наличии у них стажа работы менее одного года — в размере 85 процентов базовой величины в месяц в первые 13 календарных недель, а также в размере 70 процентов базовой величины в месяц в последующие 13 календарных недель.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом).

Безработным, стаж работы которых в соответствии с законодательством дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице, установленный частью четвертой настоящей статьи, увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели, выплата пособия по безработице за которые устанавливается в размере, равном пособию по безработице за последние 13 календарных недель из 26-недельного периода для соответствующих категорий безработных, определенных частью третьей настоящей статьи.

Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Стаж работы для назначения пособия по безработице определяется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста — на 20 процентов.
Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном законодательством.

Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

За первые три месяца 2021 года фактически безработных в стране насчитали 207,9 тысячи, а официально безработных — всего 8,6 тысячи. Откуда такая разбежка, почему уволенных больше, чем принятых, и как Минск за год спустился с первого на последнее место по показателю замещения работников. Onliner.by объясняет простым языком.

Куда подевались почти 12 тысяч уволенных?

Белстат раз в квартал публикует данные о принятых и уволенных в стране. Судя по последней статистике, в январе — марте этого года в Беларуси наниматели уволили 143,5 тысячи человек, а приняли — 131,7 тысячи человек. То есть почти 12 тысяч человек по статистике остались уволенными. Но не все так просто.

Дело в том, что количество уволенных Белстат учитывает не на всех предприятиях, а только на средних (где численность работников 101—250 человек) и крупных (более 250 работников). То есть, если работник ушел с завода в самозанятые, в небольшую частную фирму или открыл ИП, статистика его «не видит».

— То, что одних увольняют, а других берут на работу, — это нормальное движение, которое показывает, что на рынке труда есть жизнь. Однако не может не волновать то, что уволенных у нас стабильно больше, чем принятых. И в этом году разрыв увеличился, людей стали увольнять чуть более активно, — объясняет академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова. — Первая причина — старение населения, то есть люди уходят с работы на пенсию. Второй фактор — малые и микропредприятия не сдают ежемесячную отчетность по принятым-уволенным, поэтому какая-то часть людей переходит с крупных предприятий на более мелкие. Какая-то часть может уходить в ИП и самозанятые. Третье объяснение — иммиграция: уволенные пробуют найти новую работу за границей. Более точно сказать нельзя, но лучше такие данные, чем никаких.


Также специалисты подсчитывают коэффициент замещения, который показывает, сколько работников взяли на место каждых 100 уволенных. За первые три месяца этот коэффициент составил 91,8% (в прошлом году был 92,8%) и не превысил сотню ни в одной области страны. Но один примечательный момент в этой статистике есть: в прошлом году самый высокий коэффициент замещения (99,8%) был в Минске, а сейчас столица на последнем месте среди всех областей (89,4%). То есть на 100 уволенных — только 89 принятых.

— Раньше в столице процент замещаемости был лучше всех за счет «перетекания» работников из промышленности в услуги, а эпицентр услуг — как раз Минск. Сейчас же из-за пандемии и других причин сфера услуг замедляет рост (например, ретейл и IT-сфера). Кроме того, большое количество людей, которые иммигрируют по политическим причинам, — это минчане, — объясняет Катерина Борнукова.


Как измеряют безработицу и почему данные по ней отличаются в десятки раз?

Уровень фактической безработицы в Беларуси за первый квартал — 4,2%, а уровень официальной безработицы более чем в 20 раз ниже: он составил 0,2 процента и за весь последний год ни разу не изменился. То есть фактически безработных в стране 207,9 тысячи, а официально безработных — всего 8,6 тысячи. Почему такая разбежка?

Огромные отличия между официальной безработицей и реальной существовали всегда. Оба показателя выводит Минтруда, но по разным формулам — по принятой в Беларуси и по методологии Международной организации труда. Фактическая безработица — это процент случайных людей от 15 до 74 лет, которые считают себя безработными, от всего трудоспособного населения. Именно так подсчитывает безработных МОТ во всем мире, и этот показатель является наиболее приближенным к реальности.


А официальная безработица — это процент людей, зарегистрированных на бирже труда в качестве безработных. Таких в Беларуси традиционно немного, потому что пособие по безработице очень маленькое (до 40 рублей, хотя были идеи поднять его в пандемию, но они так и остались на бумаге) и безработных могут привлекать к общественным работам. Так что люди по-прежнему предпочитают искать работу самостоятельно и идут на биржу только от безысходности. Например, чтобы не числиться среди тунеядцев.


4,2% безработных в Беларуси — это много или мало?

По данным МОТ, из-за пандемии коронавируса во всем мире за 2020 год без работы осталось четверть миллиарда человек, что в четыре раза превышает показатели финансового кризиса 2008—2009 годов. А вот в Беларуси уровень фактической безработицы в последние годы только падал. В первом квартале 2018 года он достигал 5,1%, а 2019-го — 4,6%, за первые три месяца 2020 года — 4,1%. Теперь 4,2%. И это просто объяснимо: Беларусь не закрывалась на карантин и многие предприятия продолжали работать во всю мощь, даже несмотря на туманные перспективы поставок товара в пандемию.


Фактическая безработица 4,2% — это комфортный для нас и низкий показатель. Во время кризиса 2015—2016 годов он доходил до 6%, — объясняет эксперт.

Кстати, слишком низкая безработица — это тоже плохо, так как при этом страдает производительность труда и снижаются зарплаты. Уровень безработицы 4—5% считается нормой, а показатель от 2 до 4% безработных в стране говорит о том, что в экономике подъем, безработица более 7% свидетельствует о спаде.

Читайте также: