Как денежно кредитная политика влияет на безработицу

Опубликовано: 01.10.2024

Монетарная политика – это системный подход государства в области денежно-кредитной политики. Суть монетарной политики состоит в том, чтобы уровень производства в стране был высоким, а инфляция низкой. Тогда уровень социального благосостояния будет расти, поскольку безработица будет низкой, а уровень цен на продукты не будет быстро расти. В Российской Федерации монетарная политика проводится при помощи Министерства финансов и Центрального банка. Они влияя на уровень денежной массы в обращении и других экономических инструментов, сдерживают уровень инфляции и процентные ставки в банках.

Основные цели монетарной политики

Среди целей монетарной политики можно выделить три основные: первичные и промежуточные и тактические. Каждая цель включает в себя определенные задачи. 1. Первичные цели включают в себя следующие задачи: - поддержание высокого уровня занятости; - поддержание стабильности цен на продуктовом и валютном рынках; - увеличение объемов производства и вследствие этого экономического роста в стране. 2.Промежуточные цели. Задачами промежуточной цели являются: - стабилизация ставки процента (ставки рефинансирования) и обменного курса валюты. С помощью таких целей можно корректировать спрос на товары первого потребления, а также контролировать уровень денежной массы в стране. 3. Тактические цели. Они носят кратковременный характер, и их задачей является – улучшить первичные и промежуточные цели. Тактические цели включают в себя: - контроль обменного курса; - контроль процентной ставки; - контроль финансов в стране. Основные задачи кредитно-денежной политики: - чтобы продуктивно осуществить платежи и расчеты, нужно обеспечить устойчивость валюты; - нужно регулировать правила денежного обращения, а также контролировать и следить за их выполнением.

Классификация монетарной политики

Существует два типа монетарной политики по уровню жесткости: 1. Мягкая политика. В соответствии с данным типом монетарной политики, государство воздействует на различные уровни экономики и процентные ставки. При этом ЦБ осуществляет такие операции как: - приобретение ценных бумаг на фондовом рынке; - контролирует и старается уменьшить норму банковского резервирования; - регулирует процентную ставку в сторону снижения. 2. Жесткая политика. Согласно такой политике, вводятся различные ограничения и уменьшается рост денег в обращении для того, чтобы удержать инфляционные процессы. Центральный банк при этом выполняет такие действия как: - уменьшает рост денежной массы с помощью регулирования предела банковского резервирования; - повышает процентную ставку; - продает государственные ценные бумаги.

Методы денежно-кредитной политики

Методы разделяют на два типа: прямые и косвенные. 1. Прямые методы: - государственная поддержка программ; - государственные заказы на поставки продукции, выполнения работ и оказания услуг; - требования к качеству продукций и сертификации технологий; - административные и правовые ограничения на выпуск некоторых товаров. 2. Косвенные методы включают в себя: - регулирование цен; - платежи за ресурсы; - налогообложения; - таможенное регулирование экспорта и импорта.

Инструменты денежно-кредитной политики

1. Одним из первых инструментов является норма резервов. Существует процент средств, которые должны держать банки в ЦБ. Если величина резерва становится больше, то объем свободных денег, которые находятся в распоряжении банков, сокращается. Именно так устраняется выброс дополнительных финансов на рынок. 2. Регулирование процентных ставок. Центральный Банк кредитует другие банки. Когда процент по кредиту уменьшается, то денежные средства становятся более доступными для банков. А если процент увеличивается, то банки отказываются от займа или делают процент кредитования больше для обычных людей. 3. Купля/продажа Центральным банком ценных бумаг на рынке. Если ЦБ покупает все ценные бумаги, то получается эффект эмиссии денег, а если продает - эффект изъятия денег. Все инструменты очень связаны между собой. Инструменты можно применять вместе, если это поможет выполнению поставленных задач.

Преимущества монетарной политики

1. Нет эффекта вытеснения. Из-за снижения ставки процента происходит не вытеснение, а стимулирование инвестиций. 2. Нет промежутка между моментом осознания ситуации и принятия решения. А в денежно-кредитной политике решение о покупке Центральным Банком ценных бумаг происходит быстро и четко. 3. Эффект мультипликатора. Банковский мультипликатор увеличивает денежные массы, а рост автономных расходов увеличивает величину совокупного выпуска.

Минусы монетарной политики

1. Вид стимулирующей политики может привести к обесцениванию денег. 2. Наличие побочных эффектов, которые вызваны изменениями предложения денег. 3. Возможен экономический подрыв.

Монетарная политика в России

Экономическая ситуация в РФ очень изменилась, особенно в 2014 году. Искусственно созданные факторы стали причиной изменений. Основные тактические цели Центрального Банка: - управление валютным курсом; - сдерживание темпов инфляции; - стимулирование деловой активности. Главная задача Центрального банка России – контролировать уровень инфляции. Так же ЦБ Российской Федерации использует ставку рефинансирования и имеет самостоятельность. Эта самостоятельность очень хорошо влияет на проведение монетарной политики в стране.

АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» © 1995 — 2020

Пополните брокерский счет с банковской карты

Скачайте мобильное приложение

Политика конфиденциальности АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»

Настоящая политика конфиденциальности АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» (далее - Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и устанавливает правила использования АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» (далее – Компания) персональной информации, получаемой от пользователей сайта www.zerich.com (далее - сайт), интернет-сервисов и мобильных приложений Компании.

Получение доступа к использованию сайта, интернет-сервисов и мобильных приложений Компании означает безоговорочное согласие Пользователя с положениями настоящей Политики и указанными в ней условиями обработки Компанией персональной информации пользователя.

Под интернет – сервисами и мобильными приложениями для целей применения настоящей политики подразумеваются любое программное обеспечение, позволяющее осуществлять электронное взаимодействие между пользователем и Компанией в процессе заключения/исполнения/расторжения соглашений на финансовом рынке, а также предоставления Компанией информации о своих услугах.

Компания собирает, обрабатывает и использует в определенных настоящей Политикой целях:

- персональную информацию пользователя, которую пользователь самостоятельно предоставляет Компании при переходе на сайт, создании учетной записи/регистрации/авторизации на сайте, в мобильном приложении Компании, в интернет - сервисах Компании, в том числе: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, дата рождения, место рождения, адрес электронной почты, номер мобильного телефона, ссылки на профили в социальных сетях, реквизиты банковской карты;

Персональная информация пользователя обрабатывается Компанией в целях:

- установления и поддержания связи и документооборота с пользователем,

- регистрации пользователя на сайте Компании, управление учетной записью пользователя,

- предоставления пользователю доступа к мобильному приложению и иным сервисам Компании,

- принятия Компанией решения о приеме пользователя на обслуживании е в Компанию,

- исполнения Компанией обязательств перед пользователем по соглашениям между пользователем и Компанией,

- улучшения качества обслуживания пользователя,

- исполнение требований законодательства Российской Федерации,

- исполнения обязательств Компании перед контрагентами и государственными органами,

- технического управления мобильным приложением и интернет-сервисами Компании, улучшения их работы,

- выявления, пресечения недобросовестных действий третьих лиц, а также устранения технических сбоев или проблем безопасности;

- защиты прав Компании, клиентов Компании способами, соответствующими законодательству Российской Федерации,

- предоставление пользователю информации об услугах и продуктах Компании и ее партнеров,

- проведения маркетинговых мероприятий,

- статистических и иных исследований,

- в иных целях, предусмотренных заключенными между Компанией и пользователем соглашениями.

Компания вправе предоставлять информацию пользователей аффилированным лицам Компании и контрагентам Компании в вышеуказанных целях. При этом аффилированные лица Компании, а также контрагенты Компании должны соблюдать требования сохранения конфиденциальности обрабатываемой информации пользователей.

В целях исполнения требований законодательства Российской Федерации Компания вправе предоставлять информацию пользователей уполномоченным государственным органам на основании соответствующих письменных запросов.

Компания гарантирует, что персональная информация пользователей не разглашается, а также не предоставляется Компанией иным лицам, за исключением случаев, прямо предусмотренных в настоящей Политике.

Предоставление персональной информации пользователей третьим лицам, по основаниям, не указанным в настоящей Политике, допускается только при наличии дополнительного согласия пользователя, которое может отозвано пользователем в любое время.

Сайт, мобильное приложение, интернет-сервисы Компании не являются общедоступными источниками персональных данных.

Компания принимает все необходимые и достаточные правовые, организационные и технические меры для защиты информации, предоставляемой пользователями от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных видов неправомерного использования и неправомерных действий третьих лиц.

Компания ограничивает доступ сотрудников Компании, ее аффилированных лиц, а также контрагентов к персональной информации пользователей, которая не является необходимой для исполнения требований законодательства Российской Федерации либо выполнения существующих обязательств перед пользователями либо достижения иных целей, указанных в настоящей Политике.

Трудовые договоры с сотрудниками Компании, а также с контрагентами Компании предусматривают меры ответственности и штрафные санкции за нарушение конфиденциальности персональной информации пользователей.

Компания рекомендует пользователям соблюдать конфиденциальность данных учетных записей, логинов, паролей для доступа к мобильным приложениям и сервисам Компании. Пользователь обязуется незамедлительно сообщать Компании о любом случае компрометации паролей, логинов для доступа к мобильным приложениям и сервисам Компании, используемых ключей электронной подписи, а также выявленного пользователем несанкционированного использования его учетной записи. Соблюдение пользователем настоящей рекомендации позволит обеспечить максимальную сохранность предоставленной Компании информации.

Компания оставляет за собой право в любое время вносить изменения в настоящую Политику.

Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте. Продолжение пользования сайтом, мобильным приложением, интернет-сервисами Компании после публикации новой редакции Политики на сайте Компании означает безусловное согласие пользователя с новой редакцией Политики.

На пользователе лежит обязанность знакомиться с текстом Политики при каждом посещении сайта, мобильного приложения или интернет-сервисов Компании.

Что такое Кредитно-денежная политика ЦБ России и государства простыми словами и в примерах. Как работает государственная денежно-кредитная политика в России, влияние на инфляцию и экономику.

денежно-кредитная политика государства

Не каждый может понять к чему приведет снижение ключевой ставки и почему уровень инфляции зависит от решений Председателя ЦБ. Политика, реализуемая Банком России, определяет основные экономические показатели жизни граждан и условия ведения бизнеса, корректирует курс рубля и платежеспособность баланса государства.

Рассмотрим, как зависит уровень жизни каждого гражданина при реализации денежной политики и как определять тенденции к приумножению накоплений.

  • Что такое кредитно-денежная политика простыми словами
  • Цели и суть денежно-кредитной политики
    • Виды денежно-кредитной политики
    • Методы кредитно-денежной политики
    • Инструменты кредитно-денежной политики
    • Влияние денежно-кредитной политики на курс валют
      • Заключение

      Что такое кредитно-денежная политика простыми словами

      Согласно определению, опубликованном на сайте ЦБ России, кредитно-денежная (монетарная) политика – часть экономической политики Правительства, которая направлена на укрепление и рост благосостояния граждан.

      Государство регулирует количество денег в обращении, доступность кредитных средств, спрос и предложение в финансовой сфере.

      Википедия предлагает следующее определение монетарной (кредитно-денежной или денежно-кредитной) политике – это макроэкономическое регулирование денежных потоков, комплекс мероприятий для управления спросом, через условия на рынке (курс валюты, процент по займу или уровень доходности в банке) для сохранения ценовой стабильности и курса валюты, содействие экономическому росту России.

      Простыми словами, Банк России от лица государства решает сколько денег и валюты должно находиться в обороте граждан. При дешевых кредитах и большом количестве денег у населения происходит рост экономики, но и рост цен в связи с увеличением спроса и покупательской способности.

      При высоких ставках за кредит денег будет мало в обращении, инфляция сократится или будет невысокой, спрос снизится.

      При экономическом спаде государство снижает ставки по кредитам, а во время подъема – наоборот, чтобы не позволить бизнесу расти интенсивно.

      Ежегодно ЦБ представляет «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».

      Цели и суть денежно-кредитной политики

      Цель кредитно-денежной политики государства – обеспечение стабильности цен и низкой инфляции.

      Стабильность цен – фундамент для повышения финансового благосостояния граждан, ведения бизнеса, благоприятных условий для жизни.

      Ценовая стабильность способствует:

      • Защите доходов и сбережений в национальной валюте от обесценивания;
      • Уверенному планированию ежедневных, краткосрочных и долгосрочных расходов;
      • Поддержке стабильности лиц, с невысоким доходом, обеспечение их покупательской способности;
      • Поддержке достаточного уровня потребления;
      • Доступности ссуд для юридических лиц, для снижения уровня инфляционного риска, который банки закладывают в расчет ставки по кредиту;
      • Эффективности инвестиционных планов предприятий малого и среднего бизнеса;
      • Росту доверия к национальной валюте и созданию условий сокращения ее перевода в валюту.

      Политика проводится в режимах третирования инфляции, чтобы оптимизировать ее рост и динамику.

      Проведение денежно-кредитной политики Центральным банком должна быть последовательной, предсказуемой и прозрачной.

      Качество и эффективность политики, выполнение цели зависит от принципов реализации:

      1. Установка количественного уровня инфляции, который известен всем потребителям – юридическим и физическим лицам. Цель устанавливается для годового темпа роста цен на товары и услуги для населения, что позволяет планировать расходы и направление развития бизнеса. В текущем году поддерживают инфляцию с отклонением 4-4,25%, что означает небольшие колебания от показателя, заявленного в начале года. При наличии негативной тенденции в росте инфляции больше установленного отклонения Банк России анализирует продолжительность роста и принимает решения направленные на снижение инфляции и повышение стабильности рубля.
      2. Плавающий валютный курс, которой определяется исходя из спроса и предложения на иностранную валюту. В этом случае ЦБ не проводит вмешательств на внутреннем рынке для поддержания определенной стоимости рубля и динамики колебаний. Операции проводят только при появлении риска угрозы финансовой стабильности бюджета и пополнения резервом Минфином России.
      3. Ключевая ставка – основной инструмент денежно-кредитной политики, который влияет на изменение процентов в банках, и в дальнейшем на уровень спроса населения и инфляцию. Ключевая ставка анализируется 8 раз в год и может быть оставлена без изменений, увеличена или уменьшена. По итогам любого заседания размер ставки объясняется и озвучиваются шаги политики, которые будут реализованы для ее укрепления и повышения эффективности.
      4. ЦБ принимает решения после тщательного анализа большого количества макроэкономических показателей. Решения в денежно-кредитной политике РФ влияют на изменения цен не стразу, а через цепочку факторов. Например, повышение ключевой ставки приведет к росту процентов по кредиту для бизнеса, увеличению себестоимости и значит росту цен. К отклонению от уровня инфляции приводит даже повышение цен на отдельные группы товаров, а значит возрастает риск продолжительных отклонений и несвоевременных действий регулятора.
      5. Доступные коммуникации о реализации кредитно-денежной политике банков, для повышения понимания и доверия граждан, формирования предсказуемой экономической ситуации. Данные оперативно публикуются на сайте ЦБ с подробным описанием мер и результатов, перспектив развития. Проводится постоянная работа над оптимизацией адресности сообщений.

      Виды денежно-кредитной политики

      Кредитно-денежная политика бывает 2 видов: мягкая и жесткая.

      Мягкая политика по-другому называется «гибкой», «реформой «дешевых» денег» или стимулирующей.

      ЦБ РФ проводит следующие мероприятия:

      1. Покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, а деньги которыми оплатил покупку, переводит на резервные счета банков для увеличения возможности кредитования и увеличения денежной массы.
      2. Снижает ключевую процентную ставку, чтобы коммерческие банки могли использовать заемные средства для кредитования юридических и физических лиц по низким процентам.
      3. Устанавливает минимальное значение резерва для банков, чтобы увеличить денежный мультипликатор и возможности финансирования экономики.

      «Гибкая» политика борется с дефляционными процессами, ключевая ставка понижается, экономика оживает, но происходит снижение курса рубля.

      «Жесткая» (сдерживающая) политика или «реформа дорогих денег» характеризуется мероприятиями:

      • продажа государственных ценных бумаг, в результате сделок резервы коммерческих банков и объем денежной массы в обращении сокращаются;
      • увеличение ключевой ставки, что приведет к повышению себестоимости займов для населения и снижению прибыли банков;
      • повышение лимита норм резервирования, выводя средства из обращения и снижая денежный мультипликатор. Рост денежной массы замедляется или прекращается совсем.

      «Жесткая» политика носит ограничительный характер и вводится для противодействия инфляции, ключевая ставка повышается.

      Нейтральная политика – ставка держится на одном уровне долго, чтобы экономика могла стабилизироваться и поддерживаться себя в эффективном состоянии.

      Методы кредитно-денежной политики

      Проведение кредитно-денежной политики реализуется через прямые (директивные) и косвенные (рыночные) методы.

      Прямые методы – требования и указания Банка России. Например, величина резерва на возможные потери по ссудам, норматив резерва банка на счете в ЦБ, лимиты по кредитным и депозитным портфелям, объем привлекаемых средств, величина ставок по вкладам и ссудам.

      Прямые методы создают быстрый эффект, но не могут дать ЦБ полный контроль.

      Косвенное влияние ЦП оказывает с целью повлиять на рынок. Например, покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Для снижения курса валюты Банк России активно продает ее и укрепляет рубль.

      Основные методы, согласно законодательству:

      • Проценты по операциям;
      • Установление ограничений на размер обязательных резервов;
      • Виды разрешенных операций для потребителей;
      • Рефинансирование коммерческих банков;
      • Контроль и регулирование на валютном рынке;
      • Координирование объемов денежной массы в обороте;
      • Количественные ограничения;
      • Эмиссия облигаций федерального займа.

      Банк контролирует максимальную ставку по ссудам, ежеквартально устанавливая лимит ПСК для банков, МФО и ломбардов, и размер резерва на возможные потери по ссудам при росте доли кредитов под залог ценных бумаг или неликвидных активов. Основной критерий – соотношение кредитного портфеля к собственному капиталу банка.

      Банк России анализирует ликвидность банковских операций периодически проверяя показатели деятельности и значения по результатам финансового анализа в отчетах.

      Для операций на фондовой бирже устанавливается размер минимальной доли собственных средств при покупке ценных бумаг. Например, при сделке в 1 000 000 рублей акция ОАО ВТБ, маржа 60%, значит 600 000 собственные средства. 400 – заемные. Для ограничения спекулятивных операций маржа повышается, при стимуляции – понижается.

      Немаловажную роль в развитии экономики играют рекомендации. Без выпуска Указания Банк России на совещаниях или рабочих встречах рекомендует сократить объем выдаваемых ссуд или увеличить привлечение средств в депозитарии.

      Инструменты кредитно-денежной политики

      Основной инструмент – ключевая ставка, по которой финансируются коммерческие банки. Чем ниже ставка, тем дешевле краткосрочные кредиты и увеличивается количество денег у потребителей. Если ставка высокая – банки мало выдают кредитов, так как им это невыгодно, да и людям брать их дорого. Через инструменты Банк России управляет процентными ставками, по которым осуществляются межбанковские операции. Контроль условий коммерческих банков приближает их к ключевой ставке, которая определяет направление денежно-кредитной политики.

      Каждый банк должен иметь не снижаемый остаток (объем ликвидности) на корреспондентском счете в ЦБ, размер которого установлен в обязательных резервных требованиях. ЦБ может предоставить дополнительные средства либо обяжет сократить сумму резерва, чтобы добиться максимального соответствия ключевой ставке. Например, если требуется улучшить условия кредитования физических лиц, ЦБ введет льготную политику финансирования, но понизит ПСК, чтобы компенсация объема прибыли происходила за счет увеличения количества операций.

      кредитно-денежная политика

      Основной инструмент для корректировки остатка на счетах в соответствии с потребностью в ликвидности и управление размером ставок рынка – аукцион. Еженедельно проводят:

      • аукцион репо – предоставление средств;
      • депозитный аукцион – изъятие ликвидности.

      Сейчас на рынке избыток ликвидности (структурный профицит) поэтому размер остатков ограничивают, изымая средства из оборота.

      Банка еженедельно подают заявки на пополнение или изъятие остатков на корсчетах и от их количества зависит процентная ставка, по которой деньги будут предоставлены как источник финансирования (равна или превышает ключевую).

      Ежедневно для определения объема изъятия выступают депозитные операции, для предоставления средств – прирост портфеля обеспеченных кредитов, количество сделок с ценными бумагами.

      ЦБ полностью удовлетворяет все заявки на пополнение или изъятие средств с резервного счета, средства оборачиваются по ставкам в рамках установленного коридора, границы которого отклоняются от ключевой ставки не более чем на 2%. Например, предоставление средств под 6,5%, изъятие под 2,5%. Границы коридора всегда симметричны.

      Финансовая и денежно-кредитная политика взаимосвязаны. При отклонении спроса от предложения Банк России проводит аукцион «тонкой» настройки, когда деньги изымаются и выдаются по ключевой ставке, что приводит к изменению показателей финансовой сферы.

      При профиците ликвидности ЦБ размещает облигации на длительный срок с целью изъятия средств. По операциям начисляется купонный доход каждые 3 месяца по ключевой ставке, действующей в этот день. При необходимости дополнительного финансирования облигации продают на вторичном рынке.

      Влияние денежно-кредитной политики на курс валют

      государственная денежно-кредитная политика

      Увеличение процентной ставки обеспечивает рост курса рубля. В итоге чем больше процентная ставка, тем выше доход инвестора. И, наоборот – чем ниже ставка, тем интенсивнее снижается курс. В это время процент от вложений минимальный поэтому трейдерам и другим игрокам на валютном рынке неинтересен.

      На валютном рынке используется термин «дивергенция», в переводе с латинского – расхождение, и применяется при оценке влияния изменений в единой денежно-кредитной политике. Например, если в Европе ослабят меры контроля, а значит объем денежной массы увеличится курс начнет падать.

      На курс отечественной валюты оказывает влияние мероприятия, проводимые ЦБ. В стране существует термин «словесная интервенция», когда курс регулируется не только массовой закупкой или продажей валюты, но и заявлениями регулятора о намерениях на валютном рынке. Рубль «в свободном плаванье», так как для его удержания придется формировать валютные резервы, а значит национальная валюта будет дешеветь, вырастет инфляция и снизится уровень жизни населения.

      Прочитав анонс о встрече официальных лиц государства или национальных банков инвесторы прогнозируют изменения ставок, в зависимости от влияния на политической арене и других факторов – произойдет повышение или понижение. Информация о размере процентов на валютном рынке предоставляется заранее, чтобы инвесторы оценили риски долгосрочных вложений, смогли избежать риски и получить прибыль исходя из перспектив развития денежно-кредитной политики стран.

      Заключение

      Денежная политика РФ гибкая и оперативная, не имеет большой зависимости от политического давления. Анализ процентных ставок и сообщений на сайте регулятора позволит определить тенденции к укреплению или понижению курса, интенсивному или пассивному развитию экономики, определить валютные колебания на бирже. Информация будет полезна компания работающим с иностранными поставщиками. Инвесторам и трейдерам.

      Грамотная реализация государственной денежно-кредитной политики не обходит и интересы российских граждан, так как наблюдается рост благосостояния и поддержка ценовой стабильности.


      Автор статей, трейдер и инвестор. "Трейдинг для меня - это источник вдохновения и приятное времяпровождение. Здесь более 20000 активов, но даже любой один из них может открыть большие горизонты деятельности, знаний и возможностей."

      Существует мнение, что фундаментальный анализ валютного рынка – это работа с новостными потоками и собственно сама торговля на новостях, однако данное мнение ошибочно! По сути, торговля на новостях — это ловля волатильности; здесь даже не нужно анализировать значения того или иного макроэкономического показателя.

      Суть фундаментального анализа

      Центральные банки

      Большая часть того, что мы видим в экономическом календаре, вообще не нужно для внутридневной работы. Справедливости ради стоит отметить, что выводы фундаментального анализа сложно приложить к торговле внутри дня, скорее эта информация будет полезна позиционным трейдерам, т.е. тем, кто торгует на средне и долгосрочной основе. По моему мнению, вся суть фундаментального анализа сводится к одной простой задаче – определить тип денежно-кредитной политики того или иного ЦБ, а мониторинг деятельности регулятора является важнейшим элементом данного подхода.

      О денежно кредитной политике Центробанков

      Итак, давайте разбираться, что же такое денежно-кредитная политика (ДКП) Центробанков, из чего она состоит, и как влияет на валютный рынок.

      Денежно-кредитная или монетарная политика регулятора – это совокупность мер, которая влияет на макроэкономические процессы, такие как инфляция, безработица и экономический рост. Применяя определенные меры (инструменты), центробанк и правительство стремятся оказать воздействие на производство через денежную сферу, регулируя количество денег в обращении, объём кредитов, уровень процентных ставок и ряд других показателей.

      Типы ДКП

      Политика ЦБ в узком смысле делиться на два типа:

      • на мягкую денежно-кредитную политику
      • и политику ужесточения.

      Мягкая ДКП проводится ЦБ в том момент, когда экономика нуждается в дополнительных стимулах. Как правило, регулятор проводит ее в период кризиса или посткризисное время.

      Инструменты ДКП

      Процентные ставки

      • Изменение уровня процентной ставки ЦБ

      Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования Центрального банка напрямую влияет на изменение процентных ставок по кредитам коммерческих банков населению и предприятиям. В случае повышения ставок коммерческие банки стремятся повысить ставки кредита для своих заемщиков с целью компенсировать удорожание кредитных ресурсов для себя. При таком сценарии кредиты становятся менее доступны, поскольку стоимость их приобретения возрастает. Как правило, дорогой кредит останавливает заемщика от его оформления, что приводит к снижению спроса на займы, замедляет деловую активность, тормозит инфляцию и подстегивает к росту национальную валюту. Соответственно при снижении ставок Центрального банка мы будем наблюдать абсолютно противоположенный процесс.

      • Изменение резервной нормы

      Изменяя уровень обязательного резервирования, Центральный банк регулирует объём денежной массы в обращении.

      • Операции на открытом рынке или валютные интервенции

      ЦБ имеет возможность не только устанавливать величину учетной ставки или ставки рефинансирования под залог ценных бумаг, но и влиять определенным образом на доходность долговых инструментов. В частности, он оказывает воздействие на доходность государственных облигаций, которые в свою очередь хранятся в виде активов на балансах коммерческих банков, чтобы в нужный момент высвободить ресурсы, запертые в этих ценных бумагах, снизив по ним ставку дохода. Для этого ЦБ совершает покупки на открытом рынке, как самостоятельный участник торгов.

      • Нетрадиционные инструменты ДКП (программа количественного смягчения)

      В том случае, если учетная процентная ставка или ставка рефинансирования уже находится на минимальном значении, а операции на открытом рынке с ценными бумагами удерживают доходность последних на низком уровне, но экономического роста добиться так и не получается, Центральный банк в качестве последней надежды может пойти на дополнительные стимулирующие меры, которые относятся к нетрадиционным инструментам денежно-кредитной политики. По сути, он проводит те же операции на открытом рынке с ценными бумагами, однако задача состоит в том, чтобы не снизить в них доходность, поскольку она уже снижена, и высвободить ресурсы для кредитования, а расширить размер денежной массы. Он пытается выдавить путем большего количества денег эти деньги через банки в рынок, то есть просто завалить ликвидностью. Такая мера в теории должна увеличить денежную массу в резервах коммерческих банков, которая по принципу лавины скатится в рынок, что и будет являться причиной более активного экономического роста.

      Добавим технический анализ

      Главы ЦБ в своих докладах и пресс-конференциях комментируют текущие значения основных макроэкономических показателей (СРI, безработица, ВВП). Это помогает определить их будущие действия.

      Сопоставляя экономические данные с политикой Центробанка, можно предвидеть его ближайшие действия, что очень пригодится в торговле. Как уже говорилось, свои доводы всегда следует подкреплять дополнительными инструментами технического анализа. Действия ЦБ, а именно уровень процентных ставок и дополнительные стимулирующие меры, определяют вектор притока и оттока капитала в национальную валюту и государственные ценные бумаги, то есть создают тренд. Инструменты технического анализа должны лишь подтверждать это направление и давать вам оптимальные точки для открытия торговой позиции.

      Таким образом, я хочу отметить, что фундаментальный и технический анализ не противоречат друг другу, а говорят об одном и том же.

      Цели и инструменты монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика – один из видов стабилизационной, или антициклической, политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с политикой фискальной, внешнеторговой, валютной и др.). Целью любой стабилизационной, а следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение, во-первых, экономического роста, во-вторых, полной занятости ресурсов, в-третьих, стабильности уровня цен, в-четвертых, равновесия платежного баланса. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

      Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

      Определяет и осуществляет монетарную политику центральный банк страны, однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

      Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики ЦБ могут выступать: а) контроль за предложением денег (денежной массы); б) контроль за уровнем ставки процента; в) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

      Изменение предложения денег ЦБ осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и, следовательно, на их кредитные возможности) и денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.

      К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 1) изменение нормы обязательных резервов; 2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке.

      Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Величина обязательных резервов (Rобяз) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается ЦБ и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D).

      Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

      > во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т. е. величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – Rобяз). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10 % (rr1 = 0,1), его кредитные возможности, т. е. сумма средств, которые он может выдать в кредит, составят:

      К1 = 1000–1000 ? 0,1 = 900,

      а при норме обязательных резервов, равной 20 % (rr2 = 0,2):

      К2 = 1000–1000 ? 0,2 = 800;

      > во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который равен

      mult банк = 1 / rr ;

      рост нормы обязательных резервов с 10 до 20 % сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1 / 0,1) до 5 (1 / 0,2).

      Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.

      Стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, поэтому данный инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (так, в США последний раз этот инструмент использовался в период кризиса 1974–1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

      Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента, которая в России носит название ставки рефинансирования. Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции (подробнее о функциях ЦБ см. тему 8). Денежные средства, полученные в ссуду у ЦБ (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы; благодаря этому, изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег.

      Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у ЦБ и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у ЦБ для увеличения своих резервов. Резервы коммерческих банков увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.

      Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег, оказываемого изменением нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величины банковского мультипликатора.

      Изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано прежде всего с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у ЦБ, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2–3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что ЦБ не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Вследствие этого изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики ЦБ. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки ЦБ информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику (как правило, для борьбы с инфляцией). Учетная ставка выступает своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т. е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Когда ЦБ повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от МS1 до МS2), а рыночная ставка процента растет (от R1 до R2) (рис. 9.1, а). Поэтому, даже если ЦБ только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, соответственно, экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», денежная масса сокращается.

      Рис. 9.1. Воздействие изменения предложения денег на ставку процента:

      а) уменьшение денежной массы; б) увеличение денежной массы

      Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность ЦБ на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом). Объектами операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

      Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков, а изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

      Если ЦБ покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то при условии, что продавец вкладывает полученную у ЦБ сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличиваются и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что, когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается лишь сумма на текущих счетах (величина депозитов), поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна быть отчислена в обязательные резервы.

      Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то ЦБ должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда ЦБ продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

      Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у ЦБ выгодны коммерческим банкам и населению. Дело в том, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости и, когда ЦБ покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И наоборот, когда ЦБ продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодной их покупку.

      Таким образом, инъекции в банковские резервы как результат покупки и изъятия из них как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, и поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

      Виды монетарной политики. Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.

      Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

      Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис. 9.2, а).

      Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

      Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y* (рис. 9.2, б).

      Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.

      Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».

      Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (рис. 9.1, а); если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1, б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.


      Рис. 9.2. Воздействие монетарной политики на экономику:

      а) стимулирующая монетарная политика; б) сдерживающая монетарная политика

      Механизм денежной трансмиссии в период спада графически изображен на рис. 9.3 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку в экономике рецессия ? ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг ? резервы коммерческих банков увеличиваются ? их кредитные возможности расширяются ? банки предоставляют больше кредитов ? предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от МS1 до М S2 – рис. 9.3, а) ? ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 до R 2) ? фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты ? величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 – рис. 9.3, б) ? совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.3, в) ? объем производства растет (от Y1 до Y*). Эта политика, проводимая с целью выхода из состояния рецессии, носит название «политики дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике.


      Рис. 9.3. Политика «дешевых денег»:

      а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

      Соответственно политика, осуществляемая ЦБ в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется «политикой дорогих денег» и согласуется со сдерживающей монетарной политикой. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.4 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку экономика «перегрета» ? ЦБ продает государственные ценные бумаги ? резервы коммерческих банков уменьшаются ? кредитные возможности банков снижаются ? предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS1 до MS2 – рис. 9.4, а) ? ставка процента (цена кредита) растет (от R1 до R2) ? спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает ? величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 – рис. 9.4, б) ? совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.4, в) ? объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y*, а уровень цен падает (от Р1 до Р2).

      И в том и в другом случае экономика стабилизируется.


      Рис. 9.4. Политика «дорогих денег»:

      а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

      16.6. Антиинфляционная политика и политика занятости

      Негативные социальные и экономические последствия инфляции и безработицы вынуждают правительства разных стран проводить политику экспансии или сдерживания.
      Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов.
      Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что, в свою очередь, ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом.
      Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.
      Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, что ведет к сокращению общего объема совокупного спроса.
      Политика экспансии в условиях инфляции. Стимулирование спроса в соответствии с кейнсианскими рекомендациями не позволяет уменьшить безработицу на длительном отрезке времени. Экспансия дает лишь краткосрочные эффекты в области занятости ценой постоянного повышения темпов инфляции.
      Повышение спроса при проведении политики экспансии ведет к временному росту производства. В начале расширения спроса повышаются занятость и производство, благодаря чему растет инфляция. Более высокий темп роста цен дает толчок инфляционному процессу, при котором ожидания будущей инфляции и требования повышения заработной платы увеличивают издержки предприятия. Это значит, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий (рис. 16.7, а).
      Предположим, что экономика находится в точке А. Повышение спроса вызовет одновременно и повышение занятости, и рост инфляции. Если экономика переместится в точку В, то через некоторое время возникнет ожидание будущей инфляции, в связи с чем будут нарастать требования повышения зарплаты. Возросшие издержки передвигают кривую предложения вверх. В результате, когда предприятия и наемные работники адаптируются к инфляции и вновь примут те же решения, что и до начала инфляции, экономика перейдет к новому уровню занятости и производства. Однако теперь инфляция будет выше. Она достигнет точки D. Это значит, что агрегированная кривая предложения передвигается вверх точно так же, как и кривая Филлипса при усилении инфляционных ожиданий.

      Рис. 16.7. Политика экспансии (а) и сдерживания (б) в условиях инфляции: 1 — спрос; 2 — спрос после экспансии; 3 — предложение; 4 — предложение после возросших инфляционных ожиданий; 5— предложение после ослабления инфляционных ожиданий; 6 — спрос после сдерживания

      Рис. 16.7. Политика экспансии (а) и сдерживания (б) в условиях инфляции: 1 — спрос; 2 — спрос после экспансии; 3 — предложение; 4 — предложение после возросших инфляционных ожиданий; 5— предложение после ослабления инфляционных ожиданий; 6 — спрос после сдерживания

      Таким образом, политика экспансии не оказывает долговременного положительного воздействия на занятость или производство. Рассмотренная на длительном отрезке времени кривая предложения, как и кривая Филлипса, имеет форму вертикальной линии. Из этого следует, что данная политика может дать временный положительный эффект, но не позволяет надолго снизить безработицу ниже естественного уровня или расширить производство за пределы, определяемые этим уровнем. Для того чтобы достичь устойчивого положительного воздействия на занятость и производство, следует стремиться совершенствовать функционирование экономики, проводя целенаправленную антиинфляционную политику и политику занятости.
      Политика сдерживания в условиях инфляции. В современной экономике присутствуют одновременно и безработица и инфляция. Политика экспансии дает кратковременные эффекты в производстве и занятости, но в долгосрочной перспективе приносит лишь более высокие темпы инфляции. В то же время ограничение спроса ведет к росту безработицы, снижению активности в экономике. Это, без сомнения, ведет к снижению инфляции, но “цена” данного процесса — сокращение производства — может оказаться высокой. Чем медленнее снижаются цены и заработки, тем дольше сохраняется высокий уровень безработицы и тем выше “цена” политики сдерживания.
      При проведении политики экспансии цены и инфляционные ожидания быстро возрастают, что положительно воздействует на занятость, но дает лишь кратковременный эффект. В условиях политики ограничения спроса адаптация, напротив, сопровождается возросшей безработицей. Требуется время, прежде чем цены и заработная плата придут в соответствие друг с другом.
      Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая увеличения безработицы. Это значит, что надо искать оптимальные решения, дающие возможность избежать длительных перемещений в сторону более высокого уровня безработицы.
      Допустим, что экономика находится в точке D (рис. 16.7, б). Рестриктивная политика, сокращающая совокупный спрос, влечет за собой рост безработицы и снижение инфляции. Экономика перемещается в точку Е. Впоследствии инфляционные ожидания ослабевают. Требования повышения зарплаты и издержки снижаются, при этом кривая предложения смещается вниз. Если произошла полная адаптация инфляционных ожиданий и предприятия принимают решения, аналогичные тем, что и до проведения политики сдерживания, экономика возвратится к прежнему уровню занятости и производства. Проблема состоит в том, что период перехода от D к А может быть долгим. В этом случае рестриктивная политика со временем приведет к высоким издержкам — безработице и падению производства.
      Когда правительство считает, что инфляция вызвана чрезмерным спросом, оно может избрать один или несколько способов воздействия на экономику с целью сокращения совокупного спроса:
      • фискальную (налогово-бюджетную) политику, т.е. политику увеличения налогов и сокращения государственных расходов;
      • денежно-кредитную (монетарную) политику, т.е. политику ограничения денежной массы, находящейся в обращении.
      Политика предложения. Рестриктивная политика, безусловно, дает возможность снизить темпы инфляции, но лишь ценой роста безработицы. И есть опасность, что такая безработица будет и обширной и долговременной, если рынки недостаточно гибкие. В то же время политика экспансии дает лишь кратковременное положительное воздействие на производство и занятость, однако приводит к устойчивому повышению темпов инфляции.
      Одной фискальной и денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно. Большинство экономистов пришли к заключению, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение.
      Суть политики предложения заключается в следующем: если бы с помощью различных мер экономической политики можно было переместить вниз кривую предложения из положения AS1 в положение AS2 (рис. 16.8), то в этом случае удалось бы одновременно и снизить инфляцию, и расширить производство. Инфляция может сократиться с Р1 до P2 а уровень производства одновременно возрасти с Q1 до Q2.
      Один из способов решения проблемы чрезмерного спроса — увеличение предложения товаров и услуг, но в краткосрочном периоде это может оказаться сложным. Однако правительство может повысить эффективность производства путем:

      Рис. 16.8. Влияние экономической политики на предложение

      Рис. 16.8. Влияние экономической политики на предложение

      • сокращения подоходных налогов, что позволяет снизить издержки производства и тем самым переместить кривую предложения вниз;
      • воздействия на заработную плату и сдерживания роста затрат на оплату труда;
      • совершенствования подготовки и переподготовки рабочей силы с целью придания ей мобильности;
      • предоставления субсидий с тем, чтобы поощрять капиталовложения и приобретать более современное оборудование;
      • горизонтальной интеграции там, где это привело бы к эффекту масштаба;
      • совершенствования системы автомобильных и железных дорог.
      Антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адаптивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
      Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денежной массы.
      Правительство, проводящее Активную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести: 1) контроль за денежной эмиссией; 2) недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; 3) осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; 4) пресечение обращения денежных суррогатов; 5) проведение денежной реформы конфискационного типа.
      Эффективность первых четырех рычагов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.
      Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если она направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих.
      В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.
      Меры борьбы с инфляцией спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к
      жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Все они в конечном счете сводятся к сдерживанию совокупного спроса.
      Экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает данные изменения весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом производства и ростом безработицы.
      Меры, направленные против инфляции издержек, достаточно многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках “экономики предложения”. Политика, направленная против факторных доходов и одновременно роста цен, — так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована путем замораживания цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.
      Жесткое сдерживание цен и доходов дает видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой дефляции достаточно высока, так как одновременно “сдерживаются” и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.
      Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения “государство — предприниматели — профсоюзы”, либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен.
      Следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках “экономики предложения”. Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, т.е. увеличению уровня естественного выпуска. В этом случае краткосрочная кривая естественным образом сместится вправо без движения вверх.
      К основным элементам теории “экономики предложения” следует отнести: снижение налогов; развитие конкуренции в инфраструктурном секторе; усиление трудовых миграций населения путем изменения социальной политики; денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.
      Адаптивная политика построена на посылке, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего посредством учета потерь от снижения покупательной способности денег.
      К данной политике относят следующие мероприятия: индексация; соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты. Индексация, т.е. изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции в связи с тем, что распространяется на получателей фиксированных доходов, т.е. на тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее влияние на инфляционные ожидания.
      Политика занятости. Ее цель состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Это программы, во-первых, по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, во-вторых, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, по социальному страхованию безработицы.
      Государство имеет возможность увеличить общий объем расходов на товары и услуги для того, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, что если рост расходов вызовет рост цен и заработной платы, то это мало повлияет на уровень занятости.
      Большая часть разницы между базовым и действительным спросом идет на компенсацию более высоких цен и заработной платы, а не на увеличение объема производства. Поэтому правительство идет на увеличение спроса неохотно из-за опасности инфляции.
      Возникает еще одна проблема: довольно большая доля потребительских расходов идет на импорт товаров и услуг. Это означает, что создаются рабочие места не “дома”, а за границей.
      Многие экономисты считают, что меры по регулированию доходов должны стать неотъемлемой частью любой политики, так как это сократит уровень безработицы. Если рост заработной платы и других доходов не ограничивать, увеличение общего спроса повлечет за собой скорее повышение заработной платы и цен, чем создание новых рабочих мест.
      Программа профессиональной подготовки позволяет рабочим как можно быстрее получить работу. Различные правительственные программы обеспечивают подготовку безработных, молодежи, а также рабочих старших возрастов, чьи навыки со временем оказались недостаточными или устаревшими, как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях.
      Программа содействия найму рабочей силы связана с предоставлением качественной информации о наличии рабочих мест, поступающей от потенциальных работодателей. Эта программа связана также с обеспечением географической миграции рабочих.
      Одно из направлений политики занятости — социальная защита безработных. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, исключит ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
      Государственная социальная помощь должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный человек, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, не должен содержаться за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице.
      Кроме перечисленных направлений политики занятости существует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.д.
      Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране.

      Вопросы и задания для самопроверки

      1. Что понимается под полной занятостью?
      2. Что понимается под безработицей?
      3. Какие виды безработицы Вам известны?
      4. Как измерить уровень безработицы?
      5. Что такое инфляция?
      6. Каковы причины инфляции?
      7. Какие существуют показатели инфляции?
      8. Что такое инфляция спроса и инфляция издержек?
      9. Какие существуют виды инфляции?
      10. Какова взаимосвязь между инфляцией и безработицей?
      11. Устарела ли кривая Филлипса?
      12. Как влияет инфляция на перераспределение доходов, объем национального производства, ставку процента?
      13. Какие издержки несет общество в связи с безработицей?
      14. Как влияет экономическая политика на инфляцию и безработицу?
      15. Каковы основные направления антиинфляционной политики и политики занятости?

      Основные категории и понятия

      1. Безработица.
      2. Инфляция.
      3. Норма безработицы.
      4. Полная занятость.
      5. Структурная безработица.
      6. Фрикционная безработица.
      7. Эффективная занятость.
      8. Циклическая безработица.
      9. Закон денежного обращения.
      10. Кривая Филлипса.
      11. Политика занятости.
      12. Антиинфляционная политика.

      Читайте также: