Как можно защитить свои права безработного

Опубликовано: 01.10.2024

Меры социальной поддержки безработных граждан предусмотрены на государственном уровне, поскольку работа занимает важное место в жизни каждого из нас. С детства мы выбираем профессию, которая нам по душе, но, к большому сожалению, часто бывают жизненные ситуации, когда у человека нет работы, и не представляется возможным ее найти. Именно для людей, попавших в подобную сложную жизненную ситуацию и существуют меры социальной поддержки безработных граждан готовые оказать помощь.

Понятие безработица – имеет прежде всего, социальное объяснение. Безработным можно назвать того человека, чьи услуги больше не требуются обществу. Если человек потерял работу или его бизнес стал убыточным, и услуги, которые он предоставлял, больше никому не нужны – он считается безработным. Часто понятие безработица тесно связанна с техническим прогрессом и инновациями в различных сферах жизни общества. Так модернизация производства и его механизация лишили возможности работать многих сотрудников заводов и фабрик, а упразднение ручного труда в сельском хозяйстве стало причиной массовой безработицы сельских жителей. Все эти люди остались невостребованными в той сфере деятельности, которой они занимались всю жизнь. Такие люди требуют поддержки со стороны общества и государства.

Социальные гарантии для людей оставшихся без работы

Люди, оставшиеся без работы, требуют особенного внимания общества, так как им необходимо приспособиться к новым жизненным условиям и найти свое место в этой жизни. На это требуется время и средства существования. Меры социальной поддержки безработных в подобном случае предусмотрены и на государственном уровне. Согласно действующему закону о занятости населения люди, оставшиеся без работы, могут получить следующие социальные гарантии:

  • выплата государственного пособия по безработице;
  • сохранение стажа в период безработицы, а также в том случае, если гражданин работает на временных оплачиваемых работах, предоставленных государством;
  • выплата стипендий тем безработным, которые проходят профессиональное обучение или переподготовку.

Социальные гарантии людям, оставшимся без работы, могут быть назначены в службе занятости населения, для этого необходимо стать там на учет. Только после этого будет начислено денежное пособие в установленном размере. Главным критерием размера пособия считают средний заработок за последние 3 месяца. Именно из этой суммы будут исходить сотрудники службы занятости. Меры социальной поддержки безработных граждан в России

Меры социальной поддержки безработных граждан в России

Кто может рассчитывать на социальную помощь в случае безработицы?

Социальная помощь в случае безработицы для граждан России предусмотрена в следующих случаях:

  1. если человек ранее нигде не работал и впервые хочет трудоустроиться (выпускники ВУЗов и других учебных заведений и т.д.);
  2. если человек более одного года, по тем или другим причинам, не работал, но хочет снова возобновить трудовую деятельность по своей специальности (после декретного отпуска, по другим причинам);
  3. уволенные из организаций и с предприятий, не считая случаев, когда человек уволен по статье за нарушение трудового режима или несоответствие занимаемой должности;
  4. отчисленные из учебных учреждений граждане, которых службы занятости направили на профессиональное обучение по той или иной профессии.

Выплаты пособия по безработице проводятся в несколько периодов, которые оговорены в трудовом кодексе. Первый период составляет не более 12 месяцев. Пособие начисляют с первого дня, когда человека официально признали безработным. Для получения статуса нужно стать на учет в службу занятости и предоставить им паспорт, трудовую книжку и другие документы, которые могут потребоваться дополнительно.

Размер пособия по безработице

Бывают случаи ликвидации предприятий и организаций, когда безработными становятся сразу все сотрудники, включая тех, кому совсем немного осталось до пенсии по возрасту. Устроиться на работу людям предпенсионного возраста сегодня почти невозможно. Для таких людей предусмотрено назначение социальной пенсии до тех пор, пока по закону станет возможным назначить человеку пенсионное обеспечение, положенное по возрасту.

Куда обращаться за помощью безработным?

Информация о мерах социальной поддержки и помощи безработным гражданам может быть получена у консультантов службы занятости, в обязанности которых, в том числе, входит информирование безработных об их правах. Работники службы занятости могут помочь человеку трудоустроиться по специальности или предложить получить новую специальность по направлению службы на бесплатной основе.

Центр занятости населения города Москвы-Моя работа

Центры занятости есть, как в Москве, так и в других регионах. К примеру, недавно в Москве начал свою работу флагманский центр по трудоустройству «Моя работа». На базе центра постоянно проводятся семинары и тренинги, помогающие обрести уверенность в себе, научиться общаться с работодателями, а также проводятся стажировки для выпускников ВУЗов и другие мероприятия. Обратившись в этот центр занятости, человек, потерявший работу, может снова стать полезным обществу и трудоустроиться. У центра «Моя работа» есть собственный сайт и страницы в социальных сетях, где есть вся информация о новостях центра и доступных вакансиях.

Когда пособие по безработице может быть приостановлено?

Пособие по безработице может быть приостановлено в тот момент, когда у человека уже есть статус безработного, он должен соблюдать некоторые правила, установленные законодательством. В противном случае, выплата пособия может быть приостановлена по следующим причинам:

  • безработный признан трудоустроенным;
  • получение пособия обманным путем;
  • перемещение в другой населенный пункт;
  • назначение трудовой пенсии по возрасту;
  • неявка в службу занятости без уважительных и объективных причин;
  • обучение по направлению центра занятости, если человек получает стипендию;
  • лишение свободы или принудительные работы;
  • письменный отказ от сотрудничества со службой занятости;
  • отказ от двух предложенных сотрудниками службы работ;
  • смерть безработного;
  • отказ от участия в общественных работах;
  • явка на перерегистрацию, которую нужно обязательно проходить в центре занятости, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • самовольное прекращение обучения по направлению службы занятости;
  • увольнение с последнего места работы по статье и другие причины.

Мерой социальной помощи безработным гражданам, так же является организация общественных работ. Общественные работы необходимы для временной занятости населения, и они оплачиваются в соответствии с трудовым законодательством. В некоторых случаях – это отличное решение для безработных, так как позволяет им получить средства к существованию.

*Остаться без работы однажды может каждый из нас, но не стоит опускать руки – попробуйте просить помощи на нашем сайте «Люди для людей» и вам помогут!

Стремительный рост в России заболеваемости коронавирусом (COVID 19) весной 2020 года вынудил государство на принятие ряда мер, направленных на борьбу с его распространением, которых по своему характеру можно отнести к разряду чрезвычайных.

Так, 25 марта 2020 года, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, президентом Российской Федерации был издан Указ об объявлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы[i]. Впоследствии, Указом от 02 апреля 2020 года период нерабочих дней был продлён до 30 апреля 2020 года включительно[ii].

Практически одновременно, во многих регионах страны был введён режим повышенной готовности, установлен запрет, за исключением некоторых случаев, покидать места проживания/местонахождения граждан, ограничена предпринимательская деятельность[iii] и предусмотрена административная ответственность за нарушение указанных предписаний[iv].

Данные меры, преследуя цель по остановке распространения коронавирусной инфекции, фактически послужили основанием для введения в отношении большей части населения страны режима «вынужденной домашней самоизоляции».

Вместе с тем, принятие таких решений выявило ряд проблем, требующих внесения изменений в действующее законодательство.

Речь, в частности, идёт о социальных гарантиях индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых»[v], а также гражданах, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения в период их вынуждённой самоизоляции. В отличие, например, от работников бюджетной сферы, заработную плату этим категориям лиц выплачивать попросту некому, что при отсутствии в сложившихся условиях возможности заработка, способно оставить их без каких-либо средств к существованию[vi].

К небольшому числу исключений можно отнести лишь названных выше индивидуальных предпринимателей, учредителей хозяйственных обществ, и «самозанятых», застрахованных в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и подпадающих под действие ряда нормативных правовых актов[vii].

Между тем, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7), определив права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является прямой обязанностью государства (ст. 2), Российская Федерация добровольно приняла на себя обязательства, в том числе, по обеспечению реализации таких прав, как право на труд и защиту от безработицы (ч.1 и 2 ст. 37), а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) без какой-либо дискриминации на основании принципа всеобщего равенства (ч. 1 и 2 ст. 19).

Несмотря на то, что ограничение этих и других прав, при определённых условиях допускается (ст. 55 и 56 Конституции РФ), такие действия, в силу приоритета прав человека, определяющих смысл и содержание российских законов, априори не должны приводить к умалению их права на достойный уровень жизни.

Это означает, что государство, вынуждая людей не покидать места своего проживания, как минимум обязано обеспечить тем из них, кто будет лишён возможности осуществлять трудовую деятельность в период действия ограничений, выплату пособий по безработице.

Однако в настоящий момент безработными в России признаются лишь трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней[viii].

Порядок их регистрации и иные, связанные с этим вопросы, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 891[ix], но, в силу сложившейся обстановки многие центры занятости населения в период действия ограничений весной 2020 года перешли на работу в дистанционном режиме, осуществляя постановку граждан на учёт на основании предоставленного заявления и фотографий необходимых документов по электронной почте[x].

Таким образом, лица, лишённые возможности осуществлять трудовую деятельность, получили возможность обратиться с соответствующими заявлениями о признании их безработными, в порядке, описанном в предыдущем абзаце и претендовать на получение пособия, гарантированного ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации, в том числе, в период их временной нетрудоспособности.

Однако, многие из упомянутых в настоящей статье категорий лиц, за исключением граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, согласно действующему законодательству относятся к числу «занятых», и не являются ищущими работу и готовыми к ней приступить, поскольку работа или заработок у них уже есть (во всяком случае, были), что, по смыслу ст. 2 и 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в действующей редакции, возможность признания их безработными без прекращения соответствующей деятельности полностью исключает.

Решение проблемы видится во внесении в ст. 3 вышеназванного закона изменений, позволяющих признавать безработными индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых», а также граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, лишённых работы, заработка и/или возможности трудоустройства в период действия на территории их проживания либо местонахождения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности, введённого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"[xi], а также режима чрезвычайного положения[xii] без обязательного прекращения ими своей деятельности.

Кроме того, исходя из требований разумности и справедливости, следует установить, что размер пособий в такой ситуации должен выплачиваться в максимальном размере, предусмотренном действующим законодательством[xiii].

Такое предложение видится вполне обоснованным и позволяющим гражданам, не имеющим возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность, а, следовательно, лишённых возможности реализовать свои, гарантированные Конституцией РФ права на труд (ст. 37), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) и достойный уровень жизни (ст. 7), получать хоть какую-то компенсацию за вынужденную безработицу от государства.

Кроме того, возможность признания граждан безработными на основании заявления и документов, поданных им дистанционно, должна быть закреплена законодательно. Отсутствие в действующей редакции Постановления Правительства РФ такого порядка, как показала практика, является его существенным недостатком, нуждающимся в скорейшем исправлении[xiv].

Особую актуальность данный вопрос в настоящее время приобретает в связи с тем, что в последнее время в России наблюдается регулярный прирост заболевших коронавирусом, что вполне может привести к возобновлению, введённых весной 2020 года ограничений.

[i] Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"//"Российская газета", N 66, 27.03.2020.

[ii] Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"//URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения – 02 апреля 2020 г.).

[iii] См., например, Указ губернатора Нижегородской области от 30 марта 2020 года № 43 «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года № 27»//URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202003300004?index=1&rangeSize=1 (дата обращения 02 апреля 2020 г.).

[v] Под термином «самозанятые» в настоящей статье понимаются граждане и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ// "Российская газета", N 270, 30.11.2018.

[vi] Сказанное подтверждается опросом, проведённым по заказу СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», согласно которому более 60% россиян не имеют никаких сбережений, а большинство тех, кто все-таки имеет накопления, истратят их в случае потери работы максимум за полгода//URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e7dd7c59a7947c7f63c1e66 (дата обращения 04 апреля 2020 г.).

[vii] Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// "Российская газета", N 297, 31.12.2006.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина"// "Российская газета", N 61, 23.03.2020.

Постановление Правительства РФ от 01.04.2020 N 402 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2020

[viii] Ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"// "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1167-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фазыловой Разиды Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации".

[ix] Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")// "Собрание законодательства РФ", 17.09.2012, N 38, ст. 5103.

[x] Подобного рода информация, например, размещена на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга//URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kom_zan/news/185788/ (дата обращения – 04 апреля 2020 г.).

[xi] Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// "Российская газета", N 250, 24.12.1994.

[xii] Вопросы, связанные с введением режима чрезвычайного положения урегулированы Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"//"Российская газета", N 105, 02.06.2001.

[xiii] Размеры пособий в настоящий момент предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год"//"Российская газета", N 71, 02.04.2020.

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права на труд и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.

Как справедливо отмечает С. Смирнов, право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного, закрепленные в Законе о занятости:

  • право на получение подходящей работы (ст. 4);
  • право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10);
  • право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.ст. 9, 23);
  • право на участие в общественных оплачиваемых работах (ст. 24).
  • право на социальную поддержку и материальную помощь в период поиска работы (ст. 28), где предусмотрен широкий перечень мер социальной защиты и социальных гарантий безработным гражданам, а именно:

1). Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Размер пособия зависит от категории безработного, основания его увольнения, заработка и других показателей. Закон выделяет три категории граждан, выплата пособия по безработице которым осуществляется в различных размерах и различным порядком.

К первой категории безработных относятся лица, уволенные из организаций по любым основаниям за исключением увольнения за виновные действия и по собственному желанию без уважительных причин, имевшие в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, работу не менее 26 недель. К этой же категории относятся граждане, уволенные хотя и по собственному желанию, но при наличии уважительных причин.

Если же гражданин уволен по собственному желанию без уважительных причин, то пособие по безработице начисляется ему в следующем размере. В первом (12-месячном) периоде выплаты:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца - в размере 60%;
  • в дальнейшем (пять месяцев) - в размере 45%.

Во всех случаях размер пособия не может превышать максимальной величины пособия по безработице и не может быть ниже минимальной величины пособия (при этом учитываются районные коэффициенты).

Во втором (12-месячном) периоде выплаты размер пособия по безработице равен минимальной величине. Размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяется Правительством РФ. Так, например, Постановлением Правительства РФ № 194 минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 781 руб., а максимальная величина – в размере 3124 руб.

Ко второй категории получателей пособия по безработице закон относит:

  • впервые ищущим работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

Таким гражданам пособие по безработице будет выплачиваться:

  • в первом (шестимесячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице;
  • во втором (шестимесячном) периоде выплаты - также в размере минимальной величины пособия по безработице.

К третьей категории безработных относятся граждане, уволенные по собственному желанию (за исключением увольнения по уважительным причинам), которым пособие по безработице начисляется:

  • в первом периоде – в размере полукратной минимальной величины
  • во втором периоде – в размере минимальной величины пособия.

Законодательством установлены различного рода доплаты к пособию по безработице: лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате. Если они в течение последних 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, средняя заработная плата для начисления пособия рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях. Кроме того, установленная законодательством максимальная и минимальная величина пособия по безработице применяется в отношении указанных граждан с учетом соответствующего районного коэффициента.

2). Безработному гарантируется выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности. Условия выплаты стипендий и их размеры
определяются по правилам, установленным в ст. 29 Закона о занятости

3). В целях оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, при переезде безработных граждан для трудоустройства на неопределенный срок органы по вопросам занятости возмещают расходы, связанные с переездом членов семьи безработного, находящихся на его иждивении.

4). Кроме того, в ст. 36 Закона о занятости предусмотрена возможность оказания безработному материальной помощи. Так, например, В.И. Власов и О.М. Крапивин определяют материальную помощь как одну из форм социальной поддержки безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного Законом о занятости периода его выплаты.

Однако, как представляется, фактически закон не обязывает органы занятости, закрепляя лишь возможность такой выплаты. По нашему мнению, материальная помощь может оказываться безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Размеры материальной помощи, оказываемой органами службы занятости, не должны превышать минимального месячного размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного законодательством.

5). Законом предусмотрена возможность участия безработного в оплачиваемых общественных работах. Оплата труда за выполнение общественных работ в данном случае не лишает безработного права на получение пособия по безработице. Положение об организации общественных работ утверждено специальным постановлением Правительства РФ.

Так, под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность, которая имеет своей целью дополнительную социальную поддержку безработных граждан. Оплата труда граждан производится в соответствие с законодательством, т.е. не ниже МРОТ.

На практике общественные работы, как правило, организуются с целью благоустройства территории соответствующего муниципального образования: уборка улиц, расчистка снега, озеленение и т.п. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. С лицами заключается срочный (до шести месяцев) трудовой договор с правом продления по заявлению сторон или досрочного прекращения.

Нельзя не сказать, что Положением об организации общественных работ предусмотрено, что основным источником их финансирования являются «средства предприятий, для которых выполняется эта работа». В том же нормативном акте отмечается, что «при выделении предприятием на организацию проведения общественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости населения необходимо предусматривать возврат вложенных средств». Такой порядок финансирования, по нашему мнению, противоречит самой идее проведения общественных работ, которые заключаются в том, чтобы создать дополнительные временные рабочие места с целью смягчения проблем безработицы.

Таковы основные гарантии социальной поддержки безработных, обеспечиваемые государством в нашей стране. Важно отметить, что это отражает в первую очередь правовое положение (статус) безработного, наличие у него не только основных, неотъемлемых прав, но и предусмотренных законом материальных и социальных гарантий, что особо необходимо гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

Всем, обратившимся в службу занятости, гарантируется:

    1. Свободный выбор рода деятельности, профессия, специальности и вида и характера труда.
    2. Бесплатное информирование о состоянии рынка труда
    3. Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве, защита от безработицы.

    Получившим статус безработного кроме этого гарантируется:

    1. Бесплатное получение услуг профессиональной ориентации и психологической поддержки.
    2. Бесплатное медицинское освидетельствование при направлении на обучение службой занятости.
    3. Бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
    4. Выплата стипендии в период обучения (в том числе в период временной нетрудоспособности). Её размер зависит от причины переподготовки, причины увольнения с последнего места работы, величины страхового стажа и др. факторов.

    Стипендии могут выплачиваться в процентном соотношении к заработку или в размере стипендии учебного заведения, но не ниже установленного для безработного пособия по безработице.

    Стипендия в размере 75 % заработка устанавливается для тех безработных, кто имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения, кроме уволенных по собственному желанию без уважительных причин и уволенных за виновные деяния. Если вам нужна дипломная работа по экономике, тут вы можете заказать ее написание.

    Стипендия в размере 100 % заработка устанавливается тем кто:

    1. Утратил трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
    2. Работникам, уволенным на основании п. 1-2 ст. 81 ТК из числа детей сирот, детей без попечения родителей.
    3. Профсоюзным работникам, уволенным в связи с истечением срока выборных полномочий (ст. 375 ТК).

    Остальным безработным в размере стипендии учебного заведения. Кроме того, в повышенном размере стипендия выплачивается работникам, подвергшимся радиационному воздействию. Размер повышения зависит от степени радиоактивности загрязнения местности, времени и продолжительности воздействия.

    1. Участие в оплачиваемых общественных работах (ст. 243 закона «О занятости»). Общественные работы организуют органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления по предложению службы занятости.

    Под общественными работами понимается деятельность, имеющая социально-полезную направленность для социальной поддержки безработных и граждан ищущих работу.

    К общественным работам не относиться деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, также другие работы, требующие специальной подготовки, а также квалифицированных, ответственных действий в кратчайшие сроки.

    Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в службе занятости и безработные граждане. Участие в общественных работах допускается только с согласия граждан. С ними заключается срочный трудовой договор с правом расторгнуть его досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Участвующие в общественных работах сохраняют статус безработного и помимо пособия получают заработок.

    Компенсация затрат, связанных с направлением на работу, обучение в другой местности. Она осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ от 2 июля 2007 г. №422.

    Расходы на основании предоставленных документов возмещает центр занятости по новому месту жительства после приема на работу или приема на обучение.

      . Размер его зависит от периода безработицы и иных факторов.
    1. Льготное начисление стажа – ст. 283.
    2. Досрочное назначение пенсии по старости по предложению службы занятости и с согласия безработного. Условия оформления пенсии по старости досрочно предусмотрены постановлениями министерства труда № 48:
    • Признание гражданина безработным
    • Отсутствие возможности трудоустройства
    • Наличие у гражданина стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (мужчинам 25 лет, женщинам 20 лет), в том числе стажа, дающего право на льготное досрочное пенсионное обеспечение.
    • Достижение безработным гражданином определенного возраста, но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста выхода на пенсию.
    • Увольнение гражданина с последнего места работы по п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК.
    • Согласие безработного.

    При поступлении на работу или возобновления трудовой деятельности, выплата пенсии, назначенной досрочно, прекращается.

    Материальная поддержка безработных. Она оказывается женщинам в период отпуска по беременности при условиях:

    • Уволена по п. 1 ст. 81
    • Признана безработной в течении 12 мес со дня увольнения
    • Отпуск по беременности и родам предоставлен в течении 12 мес со дня увольнения.

    Особые меры социальной поддержки оказываются гражданам испытывающим трудности в поиске работы.

    В соотв. со ст. 5 ФЗ «О занятости»: инвалиды, лица, освобожденные из мест лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы, вынужденные переселенцы, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие родители и многодетные, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, выпускники ПТУ в возрасте от 18 до 20 лет впервые ищущие работу.

    Меры поддержки:
    1. Создание специальных подразделений в системе службы занятости для переподготовки военнослужащих, работников культуры, инвалидов.
    2. Квотирование рабочих мест, т.е. установление квоты или минимального числа лиц, подлежащих трудоустройству у данного работодателя.
    3. Создание специальных рабочих мест в пределах квоты, специализированных предприятий для инвалидов.
    4. Обучение по специальным программам.
    5. Представление возможности в приоритетном порядке прохождения профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации
    6. Предоставление преимущественного права на участие в оплачиваемых общественных работах.
    7. Материальная поддержка в период временного трудоустройства и участие в оплачиваемых общественных работах.

    Возмещение транспортных расходов при направлении на работу или обучение в другую местность.

    <1> Настоящее информационно-тематическое собрание правовых позиций подготовлено Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации и не является исчерпывающим. Решения КС РФ, в которых содержатся правовые позиции, даны в хронологическом порядке.

    по состоянию на июль 2020 года

    "1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [. ]

    3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы"

    Постановление от 22 октября 2009 года N 15-П/2009

    Пункт 3, абз. 6, 7:

    Поскольку [. ] финансирование мероприятий по социальной поддержке безработных граждан не имеет своим источником средства, поступающие от конкретного налога (взноса), исключается и какая-либо дифференциация при предоставлении мер социальной поддержки безработным гражданам в зависимости от размера платежей, уплачиваемых работодателем, с которым лицо, впоследствии признанное безработным, состояло в трудовых отношениях, и, соответственно, установление определенных пропорций между такими платежами и выплатами, осуществляемыми в пользу безработных.

    Следовательно, нет оснований полагать, что критерии, избранные законодателем для дифференциации правил определения размера пособия по безработице (в зависимости от того, с организацией или индивидуальным предпринимателем работник состоял в трудовых отношениях до своего увольнения, при том что иные установленные законом условия в равной мере соблюдены), являются объективными и имеют разумное оправдание. В результате лицам, относящимся к одной и той же категории (граждане, ранее состоявшие в трудовых отношениях, лишившиеся работы в силу обстоятельств, не связанных с совершением ими виновных действий, и признанные безработными), не обеспечивается равная социальная защита на период поиска новой работы, что не согласуется с конституционным принципом равенства и целями, ради достижения которых допускается ограничение прав и свобод граждан.

    Пункт 4, абз. 3, 4:

    По буквальному смыслу [. ] [положений пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", статей 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"], возможность досрочного выхода на пенсию предоставляется только тем безработным гражданам, которые были уволены из организаций; граждане же, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях такой возможности лишены. Это означает, что получение пенсии до достижения установленного законом возраста в качестве меры социальной защиты от безработицы также поставлено в зависимость от того, с каким работодателем безработный гражданин состоял в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением.

    Данное законодательное регулирование, вводящее такие различия в правовом положении граждан, принадлежащих к одной и той же категории, которые не основаны на обстоятельствах, связанных с приобретением права на трудовую пенсию по старости (продолжительность страхового стажа и стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), и не учитывают критерии, положенные в основу дифференциации мер социальной поддержки, предоставляемых безработным гражданам (основание увольнения, продолжительность оплачиваемой работы до увольнения и др.), снижает уровень социальной защиты безработных граждан, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций, и не согласуется с конституционным принципом равенства и конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод граждан.

    Постановление от 25 мая 2010 года N 11-П/2010

    Пункт 4, абз. 1, 2:

    [. ] федеральный законодатель вправе при регулировании отношений в сфере занятости населения руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, и не учитывать факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплаты пособия по безработице.

    Иное правовое регулирование, допускающее признание участников общества с ограниченной ответственностью безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозяйственных обществ, имеющими достаточный для их достойного существования доход, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и не имеющими дополнительного источника средств к существованию.

    Постановление от 23 апреля 2012 года N 10-П/2012

    Пункт 4, абз. 4, 5:

    Формально ограничив абзацем десятым статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" круг учредителей (участников) некоммерческих организаций, которые не считаются занятыми гражданами, федеральный законодатель создал препятствия для признания в установленном порядке безработными утративших работу и заработок членов товариществ собственников жилья и, соответственно, для предоставления им гарантий социальной поддержки, включая пособие по безработице, что ведет к нарушению права указанных лиц на защиту от безработицы.

    Кроме того, допустив возможность признания безработными лишь учредителей (участников) тех некоммерческих организаций, которые прямо поименованы в данном законоположении и к которым учредители (участники) товариществ собственников жилья не отнесены, федеральный законодатель нарушил запрет различного отношения к лицам, относящимся к одной категории, - утратившим работу и заработок учредителям (участникам) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает возможность осуществления указанными лицами посредством участия в юридическом лице экономической деятельности, целью которой является регулярное получение дохода.

    Постановление от 6 октября 2015 года N 24-П/2015

    [. ] оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы, поскольку от него не зависят ни допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры указанных социальных выплат. Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере их среднего заработка по последнему месту работы не должно служить препятствием и для надлежащего осуществления в отношении них органами службы занятости функций по предоставлению иных мер государственной поддержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, виды и объем которых Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" также никоим образом не связывает с размером среднего заработка лиц, относящихся к одной из названных категорий.

    Постановление от 11 октября 2016 года N 19-П/2016

    Пункт 5, абз. 6, 7:

    [. ] граждане, которые имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), но были вынуждены прервать свою трудовую деятельность в связи с необходимостью выполнения конституционной обязанности по защите Отечества, при обеспечении пособием по безработице не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с теми гражданами, которые имели оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, были уволены по иным основаниям, также не связанным с их виновными действиями.

    [. ] Дифференциация [. ] в порядке определения размера пособия по безработице [. ], обусловленная [. ] моментом обращения в органы государственной службы занятости населения - притом что у лиц, проходящих военную службу по призыву, в течение всего периода такой службы отсутствуют как правовые основания, так и реальная возможность обращения в органы государственной службы занятости населения, - не имеет объективного и разумного оправдания, не отвечает конституционно значимым целям и не может быть признана допустимой.

    Постановление от 8 октября 2019 года N 31-П/2019

    [. ] оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника образования того или иного уровня и (или) определенной квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей. Исходя из этого непредставление относящимися к указанным категориям гражданами, зарегистрированными в целях поиска подходящей работы, документов об образовании и (или) о квалификации не препятствует не только надлежащему осуществлению органами службы занятости функций по содействию таким гражданам в подборе подходящей работы, но и предоставлению им установленных законом мер социальной поддержки в период безработицы. При этом, рассматривая вопрос о признании безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, стремящегося возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, орган службы занятости не вправе уклониться от принятия в отношении данного лица правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие у него документов, удостоверяющих его квалификацию, необходимость предоставления которых предусмотрена пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

    Читайте также: