Какие государственные меры должны быть приняты для снижения уровня серой занятости в рф

Опубликовано: 15.05.2024


Если российское государство будет и дальше бороться с теневым рынком труда привычными методами, это вызовет лишь рост безработицы и новое падение доходов населения.

Задача с 30 миллионами неизвестных

У этой задачи есть два решения. Эффективное и то, как это делается сейчас у нас в стране. Если государство будет и дальше бороться с теневым рынком труда привычными методами, это вызовет лишь рост безработицы и падение доходов, предупреждают эксперты Центра стратегических разработок и ВШЭ, выпустившие недавно доклад «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения». По их мнению, государству в принципе надо пересмотреть отношение к неформальной занятости и перестать видеть в ней лишь источник упущенной выгоды. Но готово ли оно на такой шаг?

Узаконить отношения

В декабре прошлого года вступил в силу закон о самозанятых, который, правда, уже в январе 2017-го сами власти признали неэффективным и сейчас пытаются доработать. В частности, поправки в Налоговый кодекс предоставляют самозанятым налоговые каникулы на два года — с 2017-го по 2018-й. Проблема в том, что закон охватывает очень узкую прослойку людей и не дает ясности, в чем выгода для самозанятых выходить из тени, если через два года их все равно ждет то самое налоговое бремя, от которого (а также от невозможности найти легальную работу) они сбежали в тень. Если верить спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, улучшенная версия закона будет принята до конца нынешнего года.

Государство пытается сделать что-то с огромной армией людей, которые имеют доход, но не платят налоги. Благое намерение, но заводит, как обычно, не туда. Почему? Потому что неформальная занятость — это не только не выплаченные налоги. Это прежде всего способ выжить, когда формальный рынок труда не дает такой возможности. Давайте посмотрим сначала на масштабы проблемы и на то, что ее породило.

Каждый третий — «неформал»

Зависит от того, как считать и кого считать, методик несколько. Директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев, ссылаясь на данные Росстата, говорит, что в последние годы цифра держится на уровне 20—25%. От 20% до 30% от всех занятых, пишут авторы доклада «Российский рынок труда».

Директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида предлагает оперировать следующими цифрами. Всего так или иначе в процесс теневой экономики вовлечено около 40% от всего занятого населения, это примерно 30 млн работников. «Среди них 10—12% работников, которые никак не оформляли свои взаимоотношения с работодателем или уполномоченными органами, они полностью исключены из официальной экономики, — уточняет эксперт. — Остальные или имеют дополнительный неофициальный заработок хотя бы несколько раз в год, или получают какую-то часть зарплаты «в конверте»». Если же взять за отрезок времени не год, а месяц, окажется, что 28,8% работников имеют не облагаемые налогом полностью или частично доходы, говорит Покида. Серый рынок труда — чуть ли не единственный вариант заработка для 5 млн человек, заявила в середине марта Валентина Матвиенко, выступая на I Санкт-Петербургском международном форуме труда.

Но если мы остановимся на данных Росстата — 20—25% — это много или мало? «Это неплохой результат, хотя он по-прежнему примерно в два раза больше по сравнению со странами с наименьшей долей теневого сектора экономики (скандинавские страны, Великобритания и др.), — говорит Игорь Николаев. — И это практически на уровне южных стран Европы, той же Италии, где ситуация если и лучше, то совсем не намного. В любом случае это значительно лучше по сравнению с 90-ми годами прошлого века, когда доля теневого сектора в российской экономике доходила до 40—45%».

Тень растет, и в ней есть место всем

«Дело в том, что ухудшение финансового состояния компаний, а также роста предложения на рынке труда позволило многим работодателям «оптимизировать» расходы, выведя часть сотрудников, с их согласия, за пределы штата, — поясняет заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. — Таким образом, компания экономит на социальных взносах, а люди не теряют работу. С 2014 года эта практика стала использоваться повсеместно».

Теневой рынок труда существует в любой стране, какой бы цивилизованной она ни была. В России у этого явления есть свои характерные особенности. Во-первых, это в большой степени дополнительная (вторичная) занятость. Во-вторых, это активная поддержка потребителями продукции теневого сектора. «По данным опроса, каждый второй гражданин РФ в течение месяца пользовался услугами некриминального теневого рынка. Это услуги в области образования, медицины, ремонта автомобилей, одежды и другие», — перечисляет Андрей Покида.

Участники теневого рынка труда — очень разношерстная публика, далекая от того, чтобы их причислять к маргиналам. В ЦСР их предлагают разделить на две большие группы. Есть неформально занятые по найму, то есть те, которые работают без какого-либо оформления и получают зарплату наличными. Эти люди представляют собой уязвимую и слабоконкурентную группу, которая оплачивается на 15—20% ниже, чем аналогичные работники, оформленные официально. В то же время неформальные самозанятые (например, те же репетиторы) оплачиваются выше, чем их «официальные» коллеги. Это обстоятельство стало в последние годы постоянной головной болью политиков и налоговиков. В условиях «похудевшего» бюджета теневой рынок труда рассматривается как неиспользованный ресурс для увеличения доходов бюджета.

Налоги или жизнь?

Однако, по мнению Игоря Николаева, потери для бюджета от теневой занятости невелики. «Практически весь наш теневой сектор приходится на малый и, может быть, совсем чуть-чуть на средний бизнес, доля которого, как известно, составляет 20—25% в ВВП страны, — объясняет Николаев. — Доля же малого и среднего бизнеса в доходах бюджетной системы еще меньше. В таком случае становится понятным порядок цифр: сотни миллиардов рублей недополученных государством доходов от теневого сектора экономики».

Приступить к обелению серого рынка власти решили, приняв закон о самозанятости, который вступил в силу в декабре прошлого года и который тут же прозвали в народе «законом уборщиц». Дело в том, что за пару месяцев после его принятия им воспользовались буквально пара уборщиц.

Что не так с новым законом? Он охватывает очень узкую категорию самозанятых, всего лишь три профессии: помимо уборщиц, это еще репетиторы и няни. Тем, кто решится жить по новому закону и зарегистрируется, государство обещает два года налоговых каникул, после чего с 2019 года у этих людей будет выбор: начать платить налоги «по-взрослому», выбрав одну из существующих форм регистрации, или отказаться от работы вообще. «Закон о самозанятых на текущем этапе «сырой», поскольку непонятно, каким образом выявлять самозанятых людей и заставлять их регистрироваться в налоговой», — говорит Люшин. «Спрашивается: зачем им легализовываться, «засвечиваться»? Чтобы потом налоги платить?» — удивляется Николаев.

«На текущий момент практически все усилия властей не способствовали изменению ситуации, так как налоговое давление продолжает расти, — говорит Андрей Люшин. — По крайней мере, необходимо отказаться от постоянных угроз повысить налоговое давление на работодателей, а также предложить меры для малого и среднего бизнеса, которые позволят сократить взносы на новых сотрудников».

Власти признали, что закон вышел комом. И сейчас идет активная работа над его новой версией. Одновременно в недрах Минэкономразвития и Минфина обсуждают возможность введения патентов для определенных категорий самозанятых. О патентах как об оптимальной форме регистрации и налогообложения для самозанятых говорила и Валентина Матвиенко. Патент подразумевает, что налоги уже включены в его стоимость, таким образом освобождая работника от дополнительной бюрократии. Насколько удачным окажется эта инициатива, во многом будет зависеть от стоимости этих процентов. По словам Матвиенко, цена может начинаться от 1 000 рублей в месяц.

«Тень», знай свое место!

С «тенью» надо активно бороться тогда, когда экономика на подъеме, когда растут доходы населения. В текущих же условиях установка на полное искоренение неформальной занятости (помимо того, что это в принципе недостижимо) чревато потерями. Что принесла бы полная формализация тех 20—25% работников, которых мы относим к неформальному сектору? «Возможно, скажут: возрастут заработки этих людей, их социальная защищенность, бюджет получит дополнительные налоги, увеличатся пенсии, — размышляют авторы доклада ЦСР. — Однако для того, чтобы такое произошло, необходимо одновременно выполнить так много условий, что вряд ли это возможно». Ведь многие из наших неформалов ушли в тень вынужденно, поскольку они не востребованы в формальном секторе».

«Наш формальный сектор сокращает свой спрос на труд и скорее склонен избавляться от имеющихся работников, нежели привлекать дополнительных, — размышляют в ЦСР. — Поэтому насильственная формализация привела бы к сокращению заработков в формальном секторе, росту безработицы и экономической неактивности». Если посмотреть на статистику, можно увидеть, что неформальная занятость и безработица движутся в противоположных направлениях: рост одной сопровождается сокращением другой. Так что проиграл бы в борьбе государства с «тенью» в первую очередь обычный россиянин.

Наше будущее покрыто тенью

Зачастую именно экономический рост создает новые стимулы к росту неформальной занятости и к появлению ее новых форм.

Статистика показывает интересные вещи. Если смотреть на данные в моменте, есть однозначная связь: чем выше душевой ВВП, тем меньше охват неформальной занятостью. В бедных странах «в тени» работают больше, чем в богатых; в развивающихся — намного больше, чем в развитых, в стагнирующих — больше, чем в быстрорастущих. Однако в динамике внутри той или иной страны такая связь уже не всегда прослеживается, считают авторы доклада. «Когда мы смотрим на более-менее длительную эволюцию внутри отдельно взятых стран, то обнаруживаем, что ее уровень либо практически стоит на месте, либо даже демонстрирует признаки роста», — пишут авторы доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения».

По их мнению, это говорит об изменившемся характере современного экономического роста: если в XIX веке и на большем протяжении XX века он сопровождался непрерывно усиливавшейся формализацией занятости, то в последние десятилетия ситуация поменялась. В новых условиях рост стал, скорее, фактором, способствующим деформализации занятости. Это связано со многими факторами, среди которых развитие малого бизнеса, сдвиг в сторону услуг, миграционные процессы, противоречие между усилением регулирования и его низким качеством.

Безработица не лучше

Например, агрессивная политика минимальной заработной платы во многих развивающихся странах привела к тому, что работники с низкой производительностью выдавливаются из формального сектора. В то же время очень низкое пособие по безработице (или его полное отсутствие) заставляют людей переходить в неформальный сектор. С середины 2000-х годов эта тенденция прослеживается и в России.

«Каждое повышение МРОТ выталкивало заметное число работников из формального сектора в неформальный», — пишут авторы доклада о труде. Но, главное, так называемая легализация не ведет к росту производительности труда. Она повышает издержки и для неформальных производителей, и для потребителей. Итог — сокращаются как спрос, так и предложение.

Для ограничения неформальности в первую очередь необходимо усовершенствовать институты, снизить административные барьеры разного рода, облегчая вход в бизнес, стимулируя создание новых и расширение действующих предприятий. Остановить рост неформальных рабочих мест можно, только интенсивно создавая формальные. «Должны быть более серьезные налоговые послабления, — уверен Игорь Николаев. — Тот же микробизнес, который не использует наемный труд, вообще должен быть освобожден от уплаты налогов».

Возможно, следует повысить социальные гарантии, полагает Андрей Покида. «Текущая роль социальных гарантий в минимальной оплате труда, в пенсионном обеспечении слишком мала, — считает эксперт. — Для большинства работников они не являются стимулом труда в официальной экономике, а скорее выступают как антистимулы. Может быть, следует обратить внимание на развитие социального партнерства на предприятии. Данные демонстрируют, что на тех предприятиях, где имеется профсоюз или иные общественные объединения, доля оформленных работников значительно выше».

Ну и конечно, неэффективно бороться с одной лишь теневой занятостью, игнорируя другие негативные явления в экономике. Например, коррупцию, тесно сопровождающую «теневых» работников на всех этапах их труда.

Задача Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Пуровском районе (далее – Межведомственная рабочая группа) состоит не только в получении и обмене имеющейся информаций трудовых отношениях, но и в организации совместных контрольных мероприятий. Работа в данном направлении должна проводиться в контакте с представителями отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы (далее – МИФНС), Государственной инспекции труда, а так же контрольно надзорных органов.

I. Организация работы телефонов "горячей" линии для приема информации от граждан о фактах не оформления трудовых отношений или "конвертных" формах оплаты труда, иных нарушениях трудового законодательства.

При поступлении соответствующей информации от граждан:

а) оказывать содействие в подготовке искового заявления в суд к работодателю о признании отношений – трудовыми;

б) в ГИТ ЯНАО направляется ходатайство местной Администрации поселения о проведении проверки, копия – в Межведомственную рабочую группу;

в) проводить заседание в местной Администрации поселения с приглашением "проблемного" работодателя;

2. Формирование негативного отношения среди населения к нелегальной занятости, освещение ее последствий:

а) выезд Межведомственной рабочей группы в поселения муниципальных образований с приглашением работодателей и предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории данного поселения с участием представителей прокуратуры;

б) освещение проблематики в СМИ.

II. Выявление "проблемных" работодателей, допускающих нарушения трудового законодательства

В зону внимания должны попасть работодатели, имеющие расхождение в представлении отчетности:

- выплачивающие среднюю заработную плату на 1 работника ниже минимального размера оплаты труда;

- работодатели, которые уплачивают НДФЛ, но не уплачивают страховые взносы и наоборот;

- работодатели, длительное время не отчитывающиеся или представляющие нулевую отчетность;

- работодатели, имеющие количество трудовых договоров, не сопоставимое с количеством торговых точек или иных мест оказания услуг.

2.1. Для поиска данных работодателей необходимо проработать варианты:

1) получить от МИФНС № 3 России по Пуровскому району информацию об организациях, представляющих нулевые отчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

2) получить от МИФНС № 3 России по Пуровскому району информацию о хозяйствующих субъектах, не перечисляющих НДФЛ, при начислении и уплате других налоговых платежей.

Данная информация позволит выявить работодателей, ведущих финансово-хозяйственную деятельность, но не уплачивающих налог на доход физических лиц, страховые взносы.

Начисление организацией НДФЛ и не начисление страховых взносов может являться признаком подмены трудовых отношений договорами подряда.

3) сопоставить информацию о суммах фонда оплаты труда, указываемого в отчетности при начислении НДФЛ и страховых взносов. Расхождения в суммах фонда оплаты труда, с которых уплачивается НДФЛ и страховые взносы, могут свидетельствовать о занижении налоговой базы.

4) совместно с представителями налоговой службы проанализировать отчетность предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Сравнить данные ФНС о количестве наемных работников в представленных декларациях и количестве мест осуществления деятельности (например, осуществление розничной торговли через несколько торговых точек).

5) проанализировать информацию о работодателях, у которых установлено ведение финансово-хозяйственной деятельности на основании представленных банками выписок о движении денежных средств на расчетных счетах, предоставляющие отчетность в налоговую службу о начисленных страховых взносах с нулевыми значениями.

6) на основании информации МИНФС № 3 России по Пуровскому району определить предпринимателей, организации, официально закрывшие деятельность, но продолжающие фактически вести собственное дело.

Наличие одного из этих признаков должно являться основанием для приглашения данного работодателя на межведомственную рабочую группу (далее - МРГ) на предмет неоформленных трудовых отношений.

Приглашать руководителей организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, на заседания МРГ для оценки гражданско-правовых договоров на наличие признаков трудовых отношений. Предлагать руководителям организаций, заключающих с работниками гражданско-правовые договоры, имеющие признаки трудового договора, оформить трудовой договор.

2.2. Направлять в адрес Департамента экономики ЯНАО и в Государственную инспекцию труда в ЯНАО перечень организаций, имеющих неоформленные трудовые отношения с работниками, вышеуказанные мероприятия, в отношении которых не привели к заключению трудовых договоров.

Данный перечень утверждается решением Межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды в Пуровском районе.

2.3.С учетом проанализированной информации, рассмотрение возможности проведения выездных мероприятий для общения с работниками данного работодателя на предмет наличия фактов неформальной занятости.

2.4.При подтверждении фактов неформальной занятости – направлять соответствующее заявление о привлечении работодателя к административной ответственности в Прокуратуру, ГИТ.

Сведения, подтверждающие незаконное осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (такси), в течение 5 дней направлять в ГИБДД.

Сведения по нелегальным иностранным работникам в течение 3 дней – в ОМВД России по Пуровскому району.

III. Последующий мониторинг заключения трудовых договоров с работниками

В целях осуществления контроля за перечислением страховых взносов в МИФНС № 3 на тех работников, с которыми были перезаключены ГПХ договоры на трудовые договоры, на муниципальном уровне проводится мониторинг.

По результатам мониторинга работодатели, которые не подали сведения о застрахованных лицах, с которыми были перезаключены ГПХ договоры на трудовые договоры, должны повторно приглашаться на заседания МРГ.

alt=" Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС" />
Порой работники не оформляют официальные отношения с работодателем из-за боязни потерять часть заработка. Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Опрос охватил 1600 человек в 35 субъектах РФ, включая регионы ЦФО. Количество работников, получающих "серые" зарплаты, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 4,5 процента.

Масштабы негласной занятости зависят от текущей экономической ситуации, считает директор Центра социально-политического мониторинга Андрей Покида. По его мнению, нестабильность последних лет вызвала снижение доходов населения. Стремление компенсировать потерянное подталкивает к поиску заработка на стороне.

Фото: depositphotos.com

- Растет количество тех, кто не оформляет взаимоотношения с работодателем и получает зарплату в "конвертах", - отметил Андрей Покида. - Доля граждан, вовлеченных в некриминальный "теневой" рынок труда, составляет 44,8 процента занятого населения. Это примерно 33 миллиона человек, которые в течение одного года имели неоформленную работу.

Так, по данным управления ФНС по Брянской области, в регионе проживает 615 тысяч граждан трудоспособного возраста. При этом работодатели представили сведения лишь на 404 тысячи застрахованных сотрудников. На 211 тысяч человек сведения не представлены. Нет их и в списках ИП и безработных. Так кто же они?

- Это граждане, работающие без оформления трудовых отношений, а также те, кто развивает собственное дело, но при этом не платит налоги и сборы в бюджет, - пояснила начальник отдела налогообложения доходов физических лиц УФНС по Брянской области Светлана Колодезная. - Они практически лишены социальной и правовой защиты.

Последнее людей пугает меньше, чем угроза потерять часть заработка из-за официального оформления. Предыдущий опрос показал, что в 2016 году в теневой рынок труда было вовлечено 40,3 процента трудоспособного населения. Рекорд принадлежит 2006 году, когда показатель составил 45,1 процента. Теневой сектор вернулся к объемам десятилетней давности.

- Самозанятые граждане чаще наемных работников трудятся неофициально, - продолжает Андрей Покида. - Более 62 процентов из них не стремятся оформлять отношения. Рост теневого сектора связан с расширением вторичной занятости. За год число граждан, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4 до 35,5 процента.

Работодатели вводят внутреннюю систему безналичных бонусов. Проследить движение таких вознаграждений тяжело. Или предлагают работникам приобрести товары и услуги, в том числе собственного предприятия, с большими скидками. Формально это не зарплата, и налог с нее не возьмешь.

По мнению социологов, органам власти пока не удалось эффективно простимулировать "выход из тени". Принятие законов о самозанятых и патентной системе налогообложения, а также расширение безналичной формы расчета не принесли ожидаемого эффекта. Они коснутся лишь малой части граждан. Кроме того, зачастую люди получают неофициальную работу временно и не думают делиться приработком с государством.

Однако борьба ведется, причем каждый регион пытается придумать что-то новое. Тон в 2014 году задала Ульяновская область. Там власти издали постановление о денежном вознаграждении граждан, "оказавших содействие в раскрытии фактов налоговых правонарушений и нарушений законодательства о труде". Заявителю положено пять тысяч рублей, если информация подтвердится. Новшество себя не оправдало. Вознаграждение выдают после налоговой проверки в случае, если достигнут экономический эффект. Она может растянуться на год, и желающих столько ждать практически нет.
Куда интереснее опыт Брянской области.

- В налоговых органах и в администрациях муниципальных образований размещены "ящики доверия", - рассказала Светлана Колодезная. - Каждый может анонимно указать работодателя, использующего труд работников без оформления. Информацию мы передаем в госинспекцию труда для проведения проверок.

Фото: Юлия Майорова

Летом на Брянщине стартовала акция "Достойный труд - достойная жизнь". Она продлится до октября. Ее цель - привлечь общественное внимание к проблеме "серых" зарплат и объяснить, чем чревата такая работа. Многие отказываются от оформления трудовых отношений, не подозревая, что лишают себя соцгарантий.

- Это и неоплаченные "больничные" и отпуска, и непроизведенный расчет при увольнении, - перечисляет Светлана Колодезная. - Также это полное отсутствие соцгарантий, связанных с рождением ребенка, отказ в получении банковского кредита или визы, угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы.

Неформально занятый работник может быть уволен по любой причине - и даже по суду не добьется ни восстановления на работе, ни компенсации. Об этом брянцам рассказывают по телефонам "горячей линии". На сайтах муниципалитетов опубликованы памятки, а в бюджетных учреждениях установили информационные стенды.

- Также в Брянске прошла профсоюзная акция "Скажи "НЕТ" зарплате в конвертах", - говорит председатель областной федерации профсоюзов Ольга Полякова. - Горожане ответили на вопросы анкеты и получили бюллетени, в которых описаны негативные последствия получения зарплаты в "конвертах".
К слову, в текущем году на Брянщине провели 226 заседаний комиссий по легализации зарплаты. На них заслушали 909 директоров фирм и ИП, которые платят сотрудникам меньше среднерегионального уровня оплаты труда. После бесед 269 из них повысили зарплату. За счет этого в бюджет дополнительно поступило 9,9 миллиона рублей налога на доходы физических лиц.

Поговорили по душам

Нетривиальные способы борьбы с зарплатами "в конвертах" ищут и в Орловской области, не стесняясь перенимать опыт соседей. Так, по примеру Брянска в фойе мэрии Орла установили экспериментальный ящик для анонимного сбора информации о недобросовестных работодателях. Организованы "горячие линии". Результат есть: в 2016 году в регионе выявили свыше 21 тысячи неформально занятых граждан, из них более 11,7 тысячи заключили трудовые контракты.

- За первое полугодие было выявлено свыше 6,5 тысячи работников без официального оформления, и трудоустройство большинства из них удалось легализовать, - рассказал зампред правительства Орловской области Игорь Козин. - Благодаря наработанному опыту эффективность такой работы по сравнению с прошлым годом возросла на 11,5 процента.

"Ноу-хау" региона - легализация личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Селяне неплохо зарабатывают на наделах и домашних фермах. При этом у них нет официального статуса. Статистика не учитывает их как безработных. Налоги с доходов они не платят. Формально живут за счет натурального хозяйства. В 2016 году чиновники начали переговоры с владельцами самых крупных ЛПХ.

Фото: Depositphotos.com

- Практика была опробована в Сосковском районе и доказала свою эффективность, - говорит глава облуправления труда и занятости Анатолий Майоров. - Людям объяснили, что владение площадями более 2,5 гектара, используемыми для получения прибыли, является незаконной предпринимательской деятельностью.

Большинство владельцев крупных ЛПХ зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и главы крестьянско-фермерских хозяйств. Легализованные хозяйства обрабатывают 1,5 тысячи гектаров пашни. В прошлом году они произвели свыше 3000 тонн зерна. Соответственно, платят налоги. Все это еще недавно находилось в "тени" и не попадало в статотчеты.

- Кроме того, специалисты райадминистраций совместно с налоговыми инспекторами выезжают на торговые объекты, - продолжает Анатолий Майоров. - Сведения о выявленных там работниках передают в пенсионный фонд для сверки с количеством начисленных страховых выплат.
Если данные не совпадают, информацию направляют в госинспекцию труда, которая проводит свою проверку. В частности, такой опыт успешно опробован в Ливенском, Покровском и Кромском районах. Сейчас его внедряют по всему региону.

По данным минтруда РФ, за последние два года в стране было легализовано 4,5 миллиона работников. Дополнительные сборы страховых взносов превысили 35,6 миллиарда рублей. В текущем году в регионах выявлено более 864 тысяч неформальных работников, из них 810 тысяч уже легализовано. В основном без договоров работают в строительстве, торговле, на транспорте и в сфере оказания услуг.

Это говорит о том, что эффективность борьбы с теневым рынком возрастает. Однако статистика вряд ли в полной мере отражает ситуацию. Пока одних выводят из "тени", в нее попадают другие. Об этом и говорят авторы соцопроса. Они подметили тревожный факт: за последний год доля граждан, выбирающих работу исключительно с официальным оформлением, сократилась с 67,7 до 52,4 процента.

Вместе с тем выросла доля тех, для кого статус не имеет значения, - с 26,7 процента в 2016 году до 36,8 в текущем. В анкетах такие респонденты отметили: главное для них - чтобы платили деньги. А уж "чистыми" или "грязными" - дело второе. Кроме того, "неформалы" уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором на своей малой родине.

- Подобная ситуация подтверждает значимость материального фактора при выборе места работы, - констатирует Андрей Покида. - Страх наказания за неуплату налогов или потери соцгарантий для таких работников вторичен. В целом наблюдается тренд на расширение "теневой" занятости. И наиболее заметно это происходит за счет тех, кто ищет дополнительную работу.

Неформальную занятость можно определить как любые виды трудовых отношений, основанные на устной договорённости, без заключения письменного трудового договора, а также подменой трудовых отношений договорами гражданско-правового характера, выплатой заработной платы работникам в так называемых “конвертах”, схемах ухода работодателей от налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

Поэтому одним из важных направлений деятельности в сфере трудовых отношений остается работа по легализация трудовых отношений и сокращению неформальной занятости.

Основные проявления неформальной занятости:

- отсутствие оформления трудовых отношений с работником в письменной форме;

- существование серых схем и расчетов в наличной форме при оплате труда;

- уклонение от уплаты страховых взносов;

- подмена трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.

Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав.

Соглашаясь работать неформально работник рискует:

- получать заниженную оплату труда

- не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем

- не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск

- не получить оплату листка нетрудоспособности

- не получать в полном объеме пособие безработице

- полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором (пособие по уходу за ребенком, выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов и др.)

- получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве

- не получить расчет при увольнении

- получить отказ в выдаче необходимого ему кредита

- получить отказ в выдаче визы

Кроме того, с его зарплаты не будут производиться пенсионные отчисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро при выходе на пенсию.

В масштабах государства неформальная занятость ведет к недополучению налогов, страховых выплат, ограничивая возможность развития государственной социальной политики.

Для работодателей выплата «серых» зарплат, не оформление надлежащим образом трудовых отношений с работниками грозит административной ответственностью в виде уплаты «сэкономленных» работодателем средств и внушительными штрафами.

Практика применения нелегальной занятости имеет негативное влияние не только на экономику страны, но и на самих работодателей – нарушаются принципы конкуренции в бизнесе, добросовестные работодатели оказываются в менее выгодном финансово-экономическом положении.

В Республике Саха (Якутия) работа по снижению неформальной занятости активно проводится на территории каждого муниципального образования в рамках действующих межведомственных комиссий, в состав которых входят специалисты Пенсионного фонда РФ, налоговой инспекции, Фонда социального страхования РФ, Государственной инспекции труда в РС(Я), Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по РС(Я), Федеральный орган государственной статистики по РС(Я), Федерация профсоюзов РС(Я), руководители отраслевых министерств и ведомств, центров занятости населения, по следующим направлениям:

1) выявление работодателей, использующих неформальные трудовые отношения;

2) содействие в оформление трудовых отношений, самозанятости;

3) повышение информированности населения и работодателей о последствиях нелегальной занятости.

Полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно лишь с помощью самих участников трудовых отношений – работников и работодателей, от их гражданской позиции зависит эффективность этой работы.

При нарушении трудовых прав Вы можете обратиться в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения телефон «горячей линии»: 8-4112-507-825.

alt=" Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС" />
Порой работники не оформляют официальные отношения с работодателем из-за боязни потерять часть заработка. Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

Опрос охватил 1600 человек в 35 субъектах РФ, включая регионы ЦФО. Количество работников, получающих "серые" зарплаты, по сравнению с прошлым годом, увеличилось на 4,5 процента.

Масштабы негласной занятости зависят от текущей экономической ситуации, считает директор Центра социально-политического мониторинга Андрей Покида. По его мнению, нестабильность последних лет вызвала снижение доходов населения. Стремление компенсировать потерянное подталкивает к поиску заработка на стороне.

Фото: depositphotos.com

- Растет количество тех, кто не оформляет взаимоотношения с работодателем и получает зарплату в "конвертах", - отметил Андрей Покида. - Доля граждан, вовлеченных в некриминальный "теневой" рынок труда, составляет 44,8 процента занятого населения. Это примерно 33 миллиона человек, которые в течение одного года имели неоформленную работу.

Так, по данным управления ФНС по Брянской области, в регионе проживает 615 тысяч граждан трудоспособного возраста. При этом работодатели представили сведения лишь на 404 тысячи застрахованных сотрудников. На 211 тысяч человек сведения не представлены. Нет их и в списках ИП и безработных. Так кто же они?

- Это граждане, работающие без оформления трудовых отношений, а также те, кто развивает собственное дело, но при этом не платит налоги и сборы в бюджет, - пояснила начальник отдела налогообложения доходов физических лиц УФНС по Брянской области Светлана Колодезная. - Они практически лишены социальной и правовой защиты.

Последнее людей пугает меньше, чем угроза потерять часть заработка из-за официального оформления. Предыдущий опрос показал, что в 2016 году в теневой рынок труда было вовлечено 40,3 процента трудоспособного населения. Рекорд принадлежит 2006 году, когда показатель составил 45,1 процента. Теневой сектор вернулся к объемам десятилетней давности.

- Самозанятые граждане чаще наемных работников трудятся неофициально, - продолжает Андрей Покида. - Более 62 процентов из них не стремятся оформлять отношения. Рост теневого сектора связан с расширением вторичной занятости. За год число граждан, имеющих неофициальную дополнительную работу, возросло с 30,4 до 35,5 процента.

Работодатели вводят внутреннюю систему безналичных бонусов. Проследить движение таких вознаграждений тяжело. Или предлагают работникам приобрести товары и услуги, в том числе собственного предприятия, с большими скидками. Формально это не зарплата, и налог с нее не возьмешь.

По мнению социологов, органам власти пока не удалось эффективно простимулировать "выход из тени". Принятие законов о самозанятых и патентной системе налогообложения, а также расширение безналичной формы расчета не принесли ожидаемого эффекта. Они коснутся лишь малой части граждан. Кроме того, зачастую люди получают неофициальную работу временно и не думают делиться приработком с государством.

Однако борьба ведется, причем каждый регион пытается придумать что-то новое. Тон в 2014 году задала Ульяновская область. Там власти издали постановление о денежном вознаграждении граждан, "оказавших содействие в раскрытии фактов налоговых правонарушений и нарушений законодательства о труде". Заявителю положено пять тысяч рублей, если информация подтвердится. Новшество себя не оправдало. Вознаграждение выдают после налоговой проверки в случае, если достигнут экономический эффект. Она может растянуться на год, и желающих столько ждать практически нет.
Куда интереснее опыт Брянской области.

- В налоговых органах и в администрациях муниципальных образований размещены "ящики доверия", - рассказала Светлана Колодезная. - Каждый может анонимно указать работодателя, использующего труд работников без оформления. Информацию мы передаем в госинспекцию труда для проведения проверок.

Фото: Юлия Майорова

Летом на Брянщине стартовала акция "Достойный труд - достойная жизнь". Она продлится до октября. Ее цель - привлечь общественное внимание к проблеме "серых" зарплат и объяснить, чем чревата такая работа. Многие отказываются от оформления трудовых отношений, не подозревая, что лишают себя соцгарантий.

- Это и неоплаченные "больничные" и отпуска, и непроизведенный расчет при увольнении, - перечисляет Светлана Колодезная. - Также это полное отсутствие соцгарантий, связанных с рождением ребенка, отказ в получении банковского кредита или визы, угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы.

Неформально занятый работник может быть уволен по любой причине - и даже по суду не добьется ни восстановления на работе, ни компенсации. Об этом брянцам рассказывают по телефонам "горячей линии". На сайтах муниципалитетов опубликованы памятки, а в бюджетных учреждениях установили информационные стенды.

- Также в Брянске прошла профсоюзная акция "Скажи "НЕТ" зарплате в конвертах", - говорит председатель областной федерации профсоюзов Ольга Полякова. - Горожане ответили на вопросы анкеты и получили бюллетени, в которых описаны негативные последствия получения зарплаты в "конвертах".
К слову, в текущем году на Брянщине провели 226 заседаний комиссий по легализации зарплаты. На них заслушали 909 директоров фирм и ИП, которые платят сотрудникам меньше среднерегионального уровня оплаты труда. После бесед 269 из них повысили зарплату. За счет этого в бюджет дополнительно поступило 9,9 миллиона рублей налога на доходы физических лиц.

Поговорили по душам

Нетривиальные способы борьбы с зарплатами "в конвертах" ищут и в Орловской области, не стесняясь перенимать опыт соседей. Так, по примеру Брянска в фойе мэрии Орла установили экспериментальный ящик для анонимного сбора информации о недобросовестных работодателях. Организованы "горячие линии". Результат есть: в 2016 году в регионе выявили свыше 21 тысячи неформально занятых граждан, из них более 11,7 тысячи заключили трудовые контракты.

- За первое полугодие было выявлено свыше 6,5 тысячи работников без официального оформления, и трудоустройство большинства из них удалось легализовать, - рассказал зампред правительства Орловской области Игорь Козин. - Благодаря наработанному опыту эффективность такой работы по сравнению с прошлым годом возросла на 11,5 процента.

"Ноу-хау" региона - легализация личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Селяне неплохо зарабатывают на наделах и домашних фермах. При этом у них нет официального статуса. Статистика не учитывает их как безработных. Налоги с доходов они не платят. Формально живут за счет натурального хозяйства. В 2016 году чиновники начали переговоры с владельцами самых крупных ЛПХ.

Фото: Depositphotos.com

- Практика была опробована в Сосковском районе и доказала свою эффективность, - говорит глава облуправления труда и занятости Анатолий Майоров. - Людям объяснили, что владение площадями более 2,5 гектара, используемыми для получения прибыли, является незаконной предпринимательской деятельностью.

Большинство владельцев крупных ЛПХ зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и главы крестьянско-фермерских хозяйств. Легализованные хозяйства обрабатывают 1,5 тысячи гектаров пашни. В прошлом году они произвели свыше 3000 тонн зерна. Соответственно, платят налоги. Все это еще недавно находилось в "тени" и не попадало в статотчеты.

- Кроме того, специалисты райадминистраций совместно с налоговыми инспекторами выезжают на торговые объекты, - продолжает Анатолий Майоров. - Сведения о выявленных там работниках передают в пенсионный фонд для сверки с количеством начисленных страховых выплат.
Если данные не совпадают, информацию направляют в госинспекцию труда, которая проводит свою проверку. В частности, такой опыт успешно опробован в Ливенском, Покровском и Кромском районах. Сейчас его внедряют по всему региону.

По данным минтруда РФ, за последние два года в стране было легализовано 4,5 миллиона работников. Дополнительные сборы страховых взносов превысили 35,6 миллиарда рублей. В текущем году в регионах выявлено более 864 тысяч неформальных работников, из них 810 тысяч уже легализовано. В основном без договоров работают в строительстве, торговле, на транспорте и в сфере оказания услуг.

Это говорит о том, что эффективность борьбы с теневым рынком возрастает. Однако статистика вряд ли в полной мере отражает ситуацию. Пока одних выводят из "тени", в нее попадают другие. Об этом и говорят авторы соцопроса. Они подметили тревожный факт: за последний год доля граждан, выбирающих работу исключительно с официальным оформлением, сократилась с 67,7 до 52,4 процента.

Вместе с тем выросла доля тех, для кого статус не имеет значения, - с 26,7 процента в 2016 году до 36,8 в текущем. В анкетах такие респонденты отметили: главное для них - чтобы платили деньги. А уж "чистыми" или "грязными" - дело второе. Кроме того, "неформалы" уезжают на заработки в другие регионы и ускользают из рук борцов с теневым сектором на своей малой родине.

- Подобная ситуация подтверждает значимость материального фактора при выборе места работы, - констатирует Андрей Покида. - Страх наказания за неуплату налогов или потери соцгарантий для таких работников вторичен. В целом наблюдается тренд на расширение "теневой" занятости. И наиболее заметно это происходит за счет тех, кто ищет дополнительную работу.

Читайте также: