Почему по мнению автора безработица вызывает состояние отчаяния растерянности человека

Опубликовано: 11.05.2024

Жизнь в меняющемся обществе сопряжена со многими трудностями, недаром еще древние мыслители считали одним из наиболее сильных проклятий пожелание жизни в эпоху перемен. Постоянные стрессы, страх будущего, неуверенность в своих силах, переживания за своих детей и многое другое придают мрачные

оттенки существованию и лишают людей способности радоваться жизни. Безра­ботица вызывает множество тяжелых переживаний, ведущих в конечном итоге к состоянию хронического стресса, вызванного постоянной фрустрацией многих витальных и социальных потребностей человека. В результате этого у многих без­работных формируется состояние безнадежности,которое сопровождается ощу­щением ненужности, неспособности принести какую-либо пользу, ощущению того, что от человека ничего не зависит. Медики дали особое название такому болез­ненному состоянию — «невроз безработицы».

В этой ситуации люди ведут себя по-разному. Кто-то замыкается в себе, поте­ряв интерес к окружающей жизни, а кто-то, наоборот, становится излишне говор­ливым. Некоторые пытаются крепиться, словно не замечая тяжести ситуации. Есть и такие, кто воспринимает жизнь как окончательно неудавшуюся и решает свести с ней счеты, но все это проявления одного и того же состояния — «невроза безработицы».

Психологическое состояние безработного для отечественной психологии про­блема достаточно новая, поэтому фундаментальных исследований в этой области нет. Для западноевропейских стран классической стала модель психологического состояния безработного известная как теория Харрисона (см. рисунок). Он пред­полагает, что люди испытывают на разных этапах разные эмоции и проходят не­сколько стадий в своем поиске работы.

Первая стадия.Шок. В момент увольнения работник не может поверить, что это именно его увольняют, именно он оказался не нужен на предприятии. Он ее не принимает, порой затаивая обиду на прежний коллектив, который «не отстоял» его. Но постепенно он смиряется с ситуацией и переходит к следующей стадии.

Вторая стадия.Оптимизм и надежда. Человек в этот период активно ищет работу. Он высоко себя оценивает и соответственно отказывается от вакансий, ко­торые считает низкооплачиваемыми или не соответствующими его профессио­нальному и прежнему социальному статусу. Таким образом, он проходит мимо многих предложений работы, тем самым подготавливая почву для перехода к сле­дующей стадии, которая наступает примерно через шесть месяцев.

Третья стадия.Пессимизм. До этого момента человек, как правило, мотивиро­ван на поиск работы. С этого же времени надежды начинают таять, активность


Классическая модель психологического состояния безработного (по Харрисону)

понижается, возникают финансовые трудности, все чаще начинают отказывать в приеме на работу. Тем более что у работодателя существует небезосновательное предубеждение против соискателя, длительное время не работавшего.

Четвертаястадия. Фатализм. Она наступает к исходу первого года существо­вания без работы и характерна для многих так называемых «профессиональных безработных», а также людей с существенными трудностями адаптации в социуме. В этот период всякие надежды на эффективное трудоустройство уже практически оставлены. Человек примирился со своим статусом безработного и привык к низ­ким доходам, фактически прекратив поиск работы.

Близкую к теории Харрисона модель развития специфических стрессовых со­стояний у безработных предлагает Л. Пельцман, обследовавший людей, потеряв­ших работу или находившихся под угрозой ее потери. В качестве первой фазы он также выделил состояние неопределенности и шока, при этом отметив, что наибо­лее сильным патогенным фактором является не только сама потеря работы, но и длящаяся угроза того, что это произойдет. Вторая фаза ведет за собой наступле­ние определенного субъективного облегчения и приспособления к ситуации. Лю­ди начинают испытывать определенное удовольствие от того, что у них появилось много свободного времени, и начинают активные поиски работы. В ряде ситуаций стрессовые состояния оказываются чрезвычайно стойкими и облегчения не насту­пает. Наоборот, состояние ухудшается. Как правило, эта фаза длится 3-4 месяца с момента потери работы. Спустя это время, к началу шестого месяца, состояние безработного ухудшается. Наступают существенные изменения в психическом и физическом здоровье человека, наблюдается резкое снижение активности. Мно­гие безработные на этой почве начинают болеть как нервно-психическими, так и соматическими заболеваниями. И наконец, последняя, четвертая, стадия форми­рует у человека беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Чело­века привыкает к состоянию безделья и даже боится найти работу.

У большинства безработных наблюдается повышение тревожностив ситуа­ции потери работы. Например, по данным Ярославского областного комитета за­нятости населения, весной 1996 г. повышение тревоги отметили 42% безработных, а еще треть безработных заявили, что испытывали эмоциональные переживания, связанные с потерей работы. По данным Белорусского НИИ труда, треть безра­ботных оценивали потерю работы как сильное потрясение, причем это восприни­малось так людьми наиболее трудоспособными, имеющими определенную про­фессию, квалификацию, образование, стаж работы, семью, детей и находящихся в возрасте старше 30 лет. Каждый пятый воспринимал известие о потере работы спокойно. Среди них большинство составляла молодежь до 25 лет. Таким обра­зом, эмоциональное состояние безработного зависит в первую очередь от таких демографических параметров, как возраст и семейное положение, а также от нали­чия образования, стажа и опыта работы. В результате наиболее подверженными негативным влияниям безработицы оказываются люди, составляющие «золотой фонд» экономического развития любой страны: от 30 до 50 лет, имеющие семью и детей, конкретную специальность, образование и солидный опыт работы по спе­циальности.

Ситуация ожидания потери работыоказывается еще более стрессогенной для человека. Л. Пельцман исследовал заболеваемость и частоту несчастных случаев у служащих завода металлических изделий перед закрытием завода. В этой ситуа-

ции наблюдалось значительное увеличение количества несчастных случаев, про­исшедших как на работе, так и вне ее, а также обострение у персонала завода хро­нических и простудных заболеваний.

Для понимания психоэмоционального состояния безработного важно опреде­лить, что мы понимаем под стрессом. Под словом «стресс»в бытовом плане мы понимаем практически все ситуации, вызывающие сильное отрицательное нерв­но-психическое напряжение и имеющие негативные последствия для организма и психики человека. Научное определение стресса дал Г. Селье: «Стресс есть песпе-цифический ответ организма на субъективно значимый раздражитель».

Он выделил три стадии стресса.

Первая стадия— это стадия неспецифических реакций, или стадия тревоги. Организм человека и его психика переходят в режим мобилизации ресурсов, орга­нов и систем. Такая мобилизация повышает устойчивость организма к стрессовой ситуации. Если «наложить» эту стадию на психологическое состояние безработ­ного, то возникает следующая картина: человек получает известие о том, что, воз­можно, скоро он останется без работы, и начинает искать другую работу, мобилизуя все свои ресурсы и проявляя высокую творческую активность, не всегда сопрово­ждающуюся реальными усилиями по поиску работы.

Вторая стадия— резистентиости, или устойчивого и избирательного реагиро­вания, — является сигналом к тому, что человека ждут большие проблемы в даль­нейшем. Действие стрессагента продолжается: угроза остаться без работы усилилась; возможно, увольнение уже состоялось. У человека появляется главная проблема: найти работу. Эта идея захватывает все его мысли. Потребность в работе становится самой главной, она снижает все остальные потребности.

И наконец, третья стадия,истощения, или дистресса, наступает тогда, когда человек длительное время (как правило, более 4-5 месяцев) находится без рабо­ты. Происходит снижение уровня функционирования практически всех систем психики человека, и это может сопровождаться не только апатией, но и развитием депрессивных состояний.

Таким образом, психологическое состояние безработного — это стрессовое со­стояние и к нему применимы те принципы, которые используют специалисты при работе с другими стрессовыми состояниями.

Трудовое сознание и трудовая мотивация безработных

Труд есть биологическая необходимость человека. Без этого атрофируются как мышцы, так и мыслительные способности. Только физически нездоровые и ду­шевнобольные люди предпочитают не работать.

Труд занимает существенное место в нашей жизни, и отношение к труду — один из показателей социальной адаптации человека. Соответственно изменение отношения к труду ведет к изменениям в адаптации человека к социуму. В России в последнее десятилетие наблюдается существенная деформация трудового со­знания работников. По данным обследований ВЦИОМ, на середину 1994 г. не менее 80% работающих имели деградированное трудовое сознание.Суть их мотивации сводилась к желанию иметь гарантированную заработную плату при низкой ин­тенсивности и низком качестве труда. Из сознания было вытеснено все, что имеет отношение к понятию «общественно-полезный труд», к развитию профессио-

Средний человек уве­рен, что работает ради материального достатка или положения в обще­стве, но когда к концу самой удачной деловой карьеры он приобретает и то и другое и ему не к чему больше стре­миться, у него не оста­ется никакого просвета в будущем, а лишь ску­ка монотонного обеспе­ченного существования.

Труд по обязанности — это работа, а работа по склонности — досуг.

нальных качеств и навыков, а также само понимание необходимости интенсивно работать ради заработка.

Мы можем говорить о крайней бедности трудовой мотивации многих работа­ющих и безработных. С точки зрения работодателя, это делает работника трудно­управляемым и практически неподвластным стимулированию, в том числе и мате­риальному. Работник с бедной мотивацией не способен приспособиться к новым условиям. Мы живем в постоян­но меняющемся мире, и адаптация к чему-либо новому становится хроническим процессом. Поэтому, по мнению Г. Селье, у многих целеустремленность сменяется чувст­вом отчаяния, которое порождает либо жестокость,либо крайний пессимизм. Работник же с бедной трудовой мо­тивацией и деградировавшим трудовым сознанием кон­сервативен; он не желает воспринимать новации и повы­шать квалификацию, отличается стойким убеждением в том, что ему должны платить только за выход на работу. Поэтому такой работник претендует на спокойную рутин­ную работу с гарантированным заработком на предпри­ятии, похожем на старое место работы, желательно в госу­дарственном секторе.

А. И. Кочеткова в 1998 г. провела опрос среди персона­ла малых предприятия с целью выявления особенностей трудовой мотивации. Подавляющее большинство работников в возрасте до 30 лет на первое место среди насущных потребностей наряду с высокой оплатой труда поставили социальное общение. Среди работников до 45 лет на первое место боль­шинством были поставлены потребности в стабильности (защищенности) и дру­жеском общении и поддержке. Большинство опрошенных независимо от возраста выделили потребность в социально-профессиональном общении и развитии.

Мотивационная структура у безработных в отличие от мотивации занятых об­щественно-полезным трудом более деформирована. Как правило, интересы и ув­лечения, характерные для работающих людей, у безработных в значительной мере утрачены. Пустота, вызванная этой утратой, заполняется различными проявле­ниями депрессивных состояний. Часто безработные начинают жаловаться на раз­ные соматические заболевания, утверждая, что получили их на прежней работе. Относиться к этим утверждениям надо с большой осторожностью: наряду с объ­ективными причинами заболеваний, вызванных неблагоприятными условиями труда, существует большой процент безработных, у которых соматические заболе­вания являются проявлением так называемой «маскированной» депрессии. Моти­вационная структура у таких людей крайне бедна: часто основной потребностью поиска работы для таких людей становится получение отказа в приеме на работу. Оправдание своего положения он находит либо вовне (нет рабочих мест, не нужна его специальность и т. д.), либо внутри себя (никому не нужен, стар или слишком молод, болен и т. д.).

Мотивация безработных зависит от стажа пребывания в этом состоянии. В Де­партаменте Федеральной государственной службы занятости населения Ленин­градской области было проведено исследование динамики мотивации безработных женщин. Женщины, только потерявшие работу и пробывшие в качестве безработ­ных менее месяца, переживают неудовлетворенное стремление к изменению про-

фессии и получению новой работы. Это приводит к возникновению негативного эмоционального состояния, сопровождающего желанием вернуться к привычно­му образу жизни. Однако они хотят получить новую работу в готовом виде, не предпринимая для этого никаких усилий. Таким образом, мотивы поиска работы у них, как правило, отсутствуют.

Мотивационная сфера безработных женщин в период от 1 до 6 месяцев нахож­дения на учете в центре занятости характеризуется подавленностью интересов. Они утрачивают интересы и увлечения, поисковая и общая активность у них зна­чительно снижается. Потеря работы в этот период воспринимается как угроза, как крупная неудача в жизни; представления о будущей работе в этот период также сильно меняются — во главу угла ставится общение с людьми, порой в ущерб про­фессиональной самореализации и творческой активности.

По окончании полугода ведущие интересы смещаются из сферы профессио­нальной деятельности и семьи в сферу досуга. Многие женщины начинают забы­вать последнюю свою работу и даже порой забывают о необходимости системати­ческого посещения службы занятости с целью перерегистрации. Главным мотивом поиска работы становится удовлетворение коммуникативной потребности и по­требности в профессиональном творчестве. Однако многие профессиональные на­выки к этому времени оказываются утраченными, и в первую очередь навыки де­лового общения.

С той или иной степенью вероятности можно говорить и о динамике мотива­ции безработных мужчин, но в этом случае гораздо большее значение имеют мате­риальный фактор и социальная престижность как прежней, так и новой работы. Причина большего смещения мотивации в эту сторону лежит в сфере традиционной культуры, поскольку мужчина воспринимается как «добытчик», основная обязан­ность которого — материальное обеспечение семьи. С обыденной точки зрения безработный мужчина — это не нормально, в то время как неработающая женщи­на — это часто одобряемая в обществе социальная роль. В связи с этим и пережи­вания состояния безработного у мужчин гораздо острее и тяжелее, чем у женщин, а длительность пребывания в этом качестве может быть серьезным показателем степени социальной дезадаптации у мужчин.

Для длительно неработающих людей характерны определенные виды психо­логической защиты.Самым главным аргументом, которым они пытаются оправ­дать свое социальное положение, является отсутствие рабочих мест по специаль­ности. Причем желания менять специальность они не имеют. Этот аргумент часто является стремлением рационально обосновать свое нежелание работать.

Другим способом «защиты от работы» является уход в семейные дела. Особен­но это характерно для женщин. Еще один важный вид защиты для нежелающих работать — соматические заболевания. Но, работая с такими людьми, необходимо помнить, что в то же время физическое заболевание, как уже было сказано выше, может быть признаком «маскированной» депрессии. В целом надо четко диффе­ренцировать, где вербализованная безработным проблема является способом пси­хологической защиты, а где — реальной проблемой.

Для безработных, имеющих длительный перерыв в работе, характерно не толь­ко изменение трудовой мотивации и трудового сознания, но и изменение трудо­вого стереотипа.По мнению врача-психотерапевта М. Э. Ловчевой, в первую оче­редь это проявляется в смене внутреннего локуса контроля на внешний. Такие люди обычно перекладывают на других ответственность за себя, свою жизнь, свою

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

С3. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

С4. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

С5. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» — 5%, а в возрастной группе 16-19 лет — 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

С6. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ключи Вариант 5.

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А11
А2 А12
А3 А13
А4 А14
А5 А15
А6 А16
А7 А17
А8 А18
А9 А19
А10 А20

№ задания Ответ
В1
В2
ВЗ
В4

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) основные типы безработных; 2) естественный уровень безработицы; 3) оценка безработицы как экономического явления. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С2. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.




Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Должны быть указаны следующие виды безработицы: 1) фрикционная; 2)структурная; 3) циклическая.
Указаны три вида безработицы
Указаны любые два вида безработицы
Указан любой один вид безработицы, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С3. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе указываются следующие категории людей: 1) те, кто сам оставляет работу; 2) те, кто был уволен администрацией; 3) те, кто впервые выходит на рынок труда. Категории людей могут быть названы иначе. Могут быть указаны другие категории людей.
Указаны три категории людей
Указаны любые две категории людей
Указана любая одна категория людей, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С4. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих работу равно числу свободных мест 2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы выше естественного, допустим: - экономический кризис в странах Запада в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века, - радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы. Могут быть приведены другие примеры.
Дана характеристика, приведены два корректных примера
Дана характеристика, приведен один корректный пример, ИЛИ приведены два корректных примера без характеристики
Дана характеристика, ИЛИ приведен один корректный пример
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С5. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» — 5%, а в возрастной группе 16-19 лет — 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществовед ческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из при чин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»; 2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например: - недостаток опыта; - низкая квалификация; - активные поиски лучшей работы; - завышенные ожидания. Могут быть указаны другие причины.
Приведено положение, указана причина
Приведено положение текста ИЛИ указана причина
Ответ неверный- или отсутствует
Максимальный балл

С6. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г. – задание №21-24. Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом.
Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

21. Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

Решение:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации результатов при данных затратах;
2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам
определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

Решение:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) объяснение, например: способность субъекта отвечать за сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия;
(Может быть дано другое объяснение.)
2) ответ на первый вопрос, например: максимизация прибыли или минимизация издержек производства;
3) ответ на второй вопрос, например: цены, реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх средств из упомянутых в тексте.)
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

23. Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

Решение:

В правильном ответе должны быть названы два источника и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
1) повышение эффективности использования старых ресурсов (ИЛИ интенсивный путь), например:
– в стране Z существует государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;
– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода;
2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:
– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;
– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.
(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть засчитан.)

24. Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

Решение:

В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:
1) создание правовой основы для принятия экономических решений (например, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан);
2) стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);
3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.);
4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (например, государство гарантирует минимум заработной платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие по безработице / различные виды помощи социально не защищённым категориям населения и т.д.).
Функции государства в рыночной экономике могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения

Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 г. – задание №21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит
к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

21. Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица?
(Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?

Решение:

22. Какой смысл автор вкладывает в понятие «неполная занятость»?
Предположите, почему некоторые работники соглашаются на состояние неполной занятости (выскажите два предположения).

Решение:

23. Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.

Решение:

24. Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.

Решение:

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №21-24

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется
положение о «репрессивном» характере культуры?

Решение:

22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Решение:

См предложения( Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. )

Ответ:

1. Биологические возможности человеческого организма
2. Предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг
3. Факторы окружающей среды
4. За причины не по тексту можно взять либо индивидуальные (врожденные) особенности человека либо социальные обстоятельства жизни человека, либо другие варианты.

23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Решение:

1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);
3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика).
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.

24.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы
полностью дезориентированы.

Решение:

1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.

Могут быть приведены другие объяснения

ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 Работа с источником Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Варианты ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии

Пример задания. Текст к заданиям 21-24.

Государство в условиях рыночной экономики

21.. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

22. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

Могут быть приведены другие примеры

23. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.

Возможны иные правильные ответы.

24. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Экономика каждой страны переживает такое явление, как экономические циклы-колебания экономической активности, состоящие из спадов и подъемов, носящие периодический и нерегулярный характер проявления. На всех фазах экономического цикла (подъем, пик, спад, депрессия) присутствует такое понятие, как безработица, обозначающее социально-экономическое явление, которое проявляется в том, что определенная часть трудоспособного населения не находит работу. Международная организация труда определяет, что безработные люди имеют желание найти работу, но не могут.

Пункт 58 Постановления Росстата от 13.11.2006 N 65 «Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (рабочей силы)» сообщает нам о следующем:

Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости, – это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Проблема безработицы в стране чрезвычайно актуальна, и поэтому она нуждается в тщательном и всестороннем исследовании. Основным индикатором определения системного состояния экономики страны является показатель безработицы.

Над проблемами безработицы работали такие выдающиеся экономисты как:

- А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо – исследовали безработицу согласно учению классической политической экономии. Они считали, что безработица появляется из – за слишком высокого размера средней заработной платы: в связи с ее уровнем работодатели не имеют интереса в найме сотрудников, а при понижении размера выплачиваемых за осуществление работы средств сотрудники отказываются выполнять свои должностные обязанности [13].

- К. Маркс, Ф. Энгельс – исследовали безработицу согласно учению марксизма. В «Капитале» К. Маркс 1818 – 1883 гг. уделил большое внимание исследованию безработицы. Он определил, что по мере технического прогресса количество предметов производства и их стоимость в пересчете на одного сотрудника предприятия все время возрастают, что убедило Маркса в мысли о снижении спроса на труд по мере накопления капитала эксплуататорами, что становиться возможным в силу экономического развития.

К. Маркс в философско-экономических рукописях в 1844 г., выделил четыре вида отчуждения от трудового процесса, от результатов труда, человека, от собственной сущности и людей друг от друга. Именно труд отличает человека сводиться лишь к «животному» характеру, то есть становиться способом удовлетворения только материальных потребностей. В результате индивид становиться отчужденным от своей человеческой сути. К. Маркс отмечает, что в процессе трудовой деятельности индивид не только создает материальный продукт, но производит свои социальные отношения, поскольку при помощи отчужденного труда человек формирует не только враждебное и чужое отношение к производственному процессу и его результатам, но также и отношение, других людей к производственному процессу и его результатам, а значит, и свое собственное отношение к другим людям [16].

Сторонники неоклассической концепции, к которым относятся такие видные экономисты, как Р. Холл и Дж. Перри. Безработица рассматривается как добровольное явление, возникающее из-за слишком высоких запросов рабочей силы относительно размеров оплаты труда. Они считают, что действие рынка труда, базируется на условном равновесии, таким образом, ключевым рыночным регулятором является цена, в рассматриваемом случае выражающаяся в виде заработной платы. [13, с. 923-936].

Дж. М. Кейнс основатель кейнсианской теории в 30-х годов ХХ века, (1883–1946). Работа «Общая теория занятости, процента и денег» в 1936 г. содержала в себе принципиально иное, нежели раньше, толкование причин, в силу которых безработица формируется и воспроизводится.

Основателем и лидером монетаристского направления является М. Фридман, Э. Фэлпс. Монетаристская теория схожа с кейнсианской, в основе этих представлений лежат мнения о невозможности естественного и прозрачного регулирования трудового рынка, ввиду устанавливаемого законодательством МРОТ, наличия сильных ассоциаций работников, именуемых профсоюзами, а также в силу невозможности получения информации о наличии тех или иных вакансий и количестве претендентов на место [13, с. 923-936].

Целью исследования является изучение теоретических подходов к исследованию последствий безработицы, на основе проведенного анализа и выявленных проблем сформировать комплекс мер по реформированию сферы занятости.

Гипотеза исследования заключается в том, что на рынке труда виден дефицит квалифицированных кадров одних профессий и профицит других. В результате этого происходит на рынке труда сокращение числа экономически активного населения.

В экономике России произошла структурная перестройка с развитием рыночных отношений, она оказала существенное влияние на сферу труда и занятости. Российский рынок претерпел глубокие изменения, возникла совершенно новая картина социально-трудовых отношений.

Проанализировав данные рисунка 1, можно составить статистическую кривую, в целях демонстрации уровни по безработице в целом для РФ, с указанием максимального и минимального пособия по безработице представлено на рисунке 2.

На рисунке 1 видно, что в 1992 году уровень безработных составлял 5,2%, а в 1998 г. 13,3%, на что повлияли процессы перестройки. С 1992 по 1999 гг. количество безработных увеличилось в 2,4 раза. На основе данных таблицы 1, можно сделать вывод, что наибольшего уровня безработицы Россия достигла в 90-е годы, которые были кризисными для страны, а также в этот период увеличивалось количество преступлений, мощное воздействие оказывали такие проявления системного кризиса экономики, как спад производства, массовые не платежи, нарастание учтенной и скрытой безработицы [18]. Также мы можем наблюдать возрастание уровня безработицы в период экономического кризиса, сказавшегося на статистике 2008-2009 года. Начиная с 2012 года, уровень безработицы не превышал 5,5 %, а в 2018-2019 году составил 4,9 %.

missing image file

Рис. 1. Уровень безработицы в РФ за 1992 по 2019 гг., в %

Источник: составлено автором с использованием источника [1].

missing image file

Рис. 2. Пособие по безработице в РФ

Источник: составлено автором с использованием источника [1].

Согласно данной таблице 2, максимальный размер пособия по безработице в России на 2019 год составил 4900 рублей. Минимальный размер пособия с 2005 г. по 2011 г. увеличился на 130 руб., и с 2009 г. по 2019 г. не изменялся и составлял 850 руб. Размер пособия по безработице в РФ не может быть выше максимальной величины в 2020 году и составит 12130 рублей, и будет не ниже минимальной величины пособия по безработице в 2020 году, что составил 1500 рублей. А также пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста минимальный размер составил от 1500 руб. максимальный увеличился до 11280 руб.

Встав на учет в службу занятости, граждане РФ имеют право получать пособие по безработице, минимальный размер которого составил 720 руб., в 2019 г.

Для экономического роста страны, сфера труда имеет огромное значение, от ее благоприятного развития зависит повышение эффективности всех видов деятельности и происходит рост конкурентоспособности страны.

Основными причинами незанятости в стране в 2018 г. всех возрастов составило 4243 тыс. безработных человек, из них: увольнения по собственному желанию составило 24,86 %, а также оставили прежние места работы, связанные с ликвидацией предприятий, сокращение штатов составило 18,5 %, представлено в таблице 1.

Рассмотрим более подробно распространенные причины незанятости в России.

1. Применение новых технологий, приводящее к ограничению излишней рабочей силе. Причина связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Она возникает если работник, уволенный из одной отрасли, не может устроиться в другую. Структурная безработица появляется если изменяется отраслевая и территориальная структура спроса на труд. Этот вид безработицы является более продолжительным по времени. Наибольший уровень структурной безработицы в 2019 г. составил 8,3 % не квалифицированных рабочих, среди работников сферы и торговли, обслуживания и охраны составил 5,6 %, уровень безработицы среди квалифицированных рабочих составил 5,4% представлено на рисунке 3.

2. Рост численности трудоспособного населения, повышение спроса на труд, можно отнести к циклической безработице, она представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, что является свидетельством неполной занятости трудовых ресурсов. Наличие циклической безработицы характеризуется, когда фактический уровень безработицы превышает естественный уровень, что означает неполное использование трудовых ресурсов.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

2. Социологическая служба в 2012 г. провела опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому сегодня труднее всего устроиться на работу?». Были получены следующие результаты (в % от числа отвечавших).

Кому, по мнению опрошенных, труднее всего устроиться на работу? Объясни почему.

Тем, у кого нет опыта работы, в том числе выпускникам вузов, колледжей, техникумов. Потому что работодатель старается принимать на работу людей с опытом работы.

Предположи, специалистам каких направлений труднее других найти работу. Почему?

Сегодня явно ощущается переизбыток представителей некоторых специальностей, так что немало молодых людей напрасно обивают пороги кадровых служб - их диплом не нужен работодателям. Во всяком случае, пока. Например, сейчас колоссальное количество дипломированных экономистов и юристов, вот кому в первую очередь может не повезти с трудоустройством. Также труднее других найти работу будет специалистам-технарям. Дело в том, что инновационные технологии предполагают все чаще заменять инженеров машинами и роботами. Именно по этой причине уже сегодня теряют работу рабочие на крупных предприятиях.

Почему, по мнению опрошенных, людям без высшего образования и квалификации легче найти работу, чем, например, выпускникам учреждений профессионального образования или специалистам определённых направлений?

Наверное, потому что работник без образования и не обладающий определенной квалификацией может устроить на определенное количество работ (может там на продавца пойти, на дворника, грузчика - для этого не нужно образование), а человек, обладающий специальностью может устроиться только по ней.

3. Проанализируй следующие суждения о безработице.

А. Безработица — это естественное проявление рыночных отношений.
Б. Безработица — это социальное зло, с которым нужно бороться.
Являются ли данные суждения взаимоисключающими? Почему?

Безработица исключает из общественного производства людей рабочего возраста, относящихся к трудоспособному населению. Не являются потому что рыночные отношения относятся к другой теме.

4. Существует исторический анекдот. Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н. С. Хрущёв обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил: «Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии. Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующую на их места». Используя понятия «безработица», «конкуренция», «производительность труда», объясни ответ Г. Форда.

Чем больше производительность труда рабочих, тем меньше вероятность что их уволят, и они окажутся безработными. Здесь проявляется конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

5. Прочитай текст о видах безработицы и выполни задание.

Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.
Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обусловливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий.
С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъёма экономики.
Существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.

Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые ниже примеры с видами безработицы (запиши номер примера каждого вида).

Примеры: 1) в результате изменения спроса на энергоносители произошло массовое закрытие угольных шахт и увольнение шахтёров.
2) в связи с экономическим кризисом в стране крупнейшие фирмы вынуждены были уволить до 15 % работников.
3) в связи с отсутствием туристов зимой закрываются многие приморские гостиницы и увольняется обслуживающий персонал
4) выпускники юридического факультета на протяжении нескольких лет после окончания вуза пытались найти работу по специальности, не соглашаясь на другие предложения.

Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.
Пример: 4) выпускники юридического факультета на протяжении нескольких лет после окончания вуза пытались найти работу по специальности, не соглашаясь на другие предложения.

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.
Пример: 1) в результате изменения спроса на энергоносители произошло массовое закрытие угольных шахт и увольнение шахтёров.

Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.
Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью.
В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний.
Пример: 3) в связи с отсутствием туристов зимой закрываются многие приморские гостиницы и увольняется обслуживающий персонал

Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.
Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом).
Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.
Пример: 2) в связи с экономическим кризисом в стране крупнейшие фирмы вынуждены были уволить до 15 % работников.

6. Предположи, в чём проявляется негативное влияние безработицы:

а) на самого безработного: минимальные средства (пособие по безработице) для удовлетворения потребностей. Недостаток материальных средств, низкий социальный статус, неодобрение со стороны общества, невозможность обеспечивать себя и семью.

б) на общество: меньшее количество создаваемых товаров/услуг, в меньшей степени общество может удовлетворить свои потребности. Увеличивается уровень преступности.

в) на государство: ухудшение экономики.

7. Проанализируй меры, которые чаще всего рассматриваются при решении проблемы безработицы. Объясни сущность каждой меры и дай своё суждение о её эффективности. Заполни таблицу.


Мера Сущность Суждение об эффективности
1. Государство предоставляет бизнесу налоговые и иные льготы Работодатель заинтересован в занятости населения Эффективно
2. Государство создает условие для развития малого бизнеса Предпринимается выгодно развивать малый бизнес, а развитие малого бизнеса обещает новые рабочие места Эффективно, так как создаются новые рабочие места
3. Государство внедряет практику общественных работ (строительство дорог, работы по благоустройству) Появляются новые рабочие места Эффективно
4. Повышается эффективность работы государственных служб занятости Люди, обращаясь в центры занятости, могут найти рабочие места намного быстрее Эффективно
5. Повышается эффективность работы государственных служб занятости Людям легче переносить безработицу Не эффективно

Анализируя меры борьбы с безработицей, ты увидел, что значительная роль отводится государству. Объясни почему.

Государству отводится значительная роль, потому что оно принимает меры для борьбы с безработицей. Оно предоставляет работу нуждающимся, а также существует закон о заработной плате, который ее регулирует.

Анализируя меры борьбы с безработицей, ты увидел, что значительная роль отводится государству. Объясни почему.

Государству отводится значительная роль, потому что оно принимает меры для борьбы с безработицей. Оно предоставляет работу нуждающимся, а также существует закон о заработной плате, который ее регулирует.

1. Используя текст учебника, запиши определения понятий.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок, трудовой доход.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Читайте также: