Причины безработицы в пмр

Опубликовано: 01.10.2024

Безработица - это результат непрерывного изменения предложения и спроса рабочей силы в условиях рыночной системы хозяйствования. Она определяется как разница между численностью работоспособных, входящих в общую массу рабочей силы, и числом занятых трудовой деятельностью.

Сегодня Приднестровье переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в результате структурных изменений и в силу неопределенности правового статуса республики. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям.

Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства.

Следует иметь в виду, что квалифицированные работники с таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве.

Политика государства в сфере занятости целиком строится на временных мерах и консервации неэффективности. «Логика такая: «нам бы ночь продержаться», поддержать людей, пока временный спад, а там, глядишь, они смогут вернуться на свои рабочие места». Так что по итогам кризиса мы, скорее всего, сохраним прежнюю структуру рынка занятости с ее застарелыми болячками и низкую производительность труда. И что обиднее всего - все это сулит нам более запоздалый (и по более плавной траектории) переход к экономическому росту.

Проблемы на рынке труда Приднестровья:

. Уменьшение спроса на труд - частично приводит к скрытой безработице в официальном секторе рынка труда, занятости в неформальном и нетоварном секторах, усиление внешней трудовой миграции.

. Региональные проблемы занятости. Регионы, где на рынок труда постоянно выходит высокое количество молодежи, а количество рабочих мест не увеличивается; депрессивные регионы, в которых преобладают кризисные отрасли (агропромышленный комплекс).

. Сельская безработица. Падение уровня употребления и экспорта сельскохозяйственной продукции крайне обострили проблемы её сбыта, и в результате по уровню доходов и возможность продуктивной занятости сельские жители оказались в еще более сложном положении, чем горожане.

. Скрытая безработица. Основная причина этого явления - спад производства и неадекватное ему уменьшение занятости.

Скрытая безработица существует в формах:

- излишней численности работников, получающих полную заработную плату;

- содержания на предприятии лиц, работающих на условиях неполного рабочего дня;

- оформления большинству работников предприятия отпуска без содержания;

- явления суточных и внутри сменных простоев по организационно-техническим причинам.

. Неформальная и нетоварная занятость.

Неформальный сектор рынка возникает вследствие роста безработицы, когда формальный сектор не может обеспечить работой всех желающих, а официальная поддержка безработных отсутствует или слабая. Занятость в данном секторе характеризуется чертами:

- отсутствие официальной регистрации деятельности;

- превышение само занятости;

- низкое капиталовооружение труда;

- легкий доступ для работников;

- низкий уровень доходов;

- нередкий «контроль» со стороны криминальных структур.

Занятость в нетоварном секторе означает все виды неоплачиваемой работы, результаты которой используются работниками или членами их семей.

За последние годы уровень безработицы в Приднестровье неуклонно повышается. Если в 2000 году он равнялся 11,6% экономически активного населения, то за I полугодие 2010 года в целом по республике он составил 16,6%. Этот показатель, выше, чем в среднем по странам Украины и России, который там составляет 7,9%. [45]

Такой показатель, как "уровень зарегистрированной безработицы", учитывает только часть лиц, зарегистрированных в государственной службе занятости, в общей численности населения трудоспособного возраста.

Другие материалы

Производственные ресурсы сельского хозяйства и эффективность их использования
Земельные ресурсы Земля с ее почвенным покровом главное специфическое средство производства в сельском хозяйстве. Земля в сельском хозяйстве является главным средством производства. Общий земельный фонд по целевому назначению делится на следующие .

Быт
Быт-сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, раз .

По официальным данным, средняя зарплата в Приднестровье составляет сегодня 3814 PRB (приднестровских рублей), или 343 $. За последние три года безработица в регионе выросла на 15 %.

Экономическая карта ПМР

Экономическая карта ПМР

Общая информация

Найти хорошую работу, позволяющую прокормить семью, довольно сложно, поскольку предприятия в регионе закрыты. Местные жители шутят, что самая востребованная профессия в ПМР — таксист.

Безработица в разных странах

Уровень безработицы в разных странах в сравнении с Приднестровьем

Многие выполняют работы по строительству, имеется нужда в представителях технической направленности и сельского хозяйства.

Возникает конфликт между потребностями рынка и населения. Многие жители ПРМ имеют юридическое и экономическое образование, но предприятия в них не нуждаются.

Ситуация с зарплатами

В январе 2021 задолженность по з/п составила 2 400 000 PRB. Исходя из данных статистики, среднемесячная заработная плата в приднестровских рублях сегодня выглядит следующим образом:

  • Промышленность — 4800.
  • Радио и электросвязь — 9526.
  • Бытовое обслуживание — 1668.

Зарплаты в отраслях ПМР

Уровень зарплаты в некоторых отраслях в ПМР

Самые высокие зарплаты

В таблице представлены наиболее высокие зарплаты в регионе.

Отрасль З/п в PRB З/п в $
Кредитование 6856 606
Страхование 6018 532
ЖКХ 5278 466
Информационно-вычислительное обслуживание 5070 448
Транспортная сфера 4515 400
Издательское дело 4187 370
Госслужба 4110 363
Торговля и общепит 3939 349
Строительная сфера 3907 345
Недвижимость 3863 341
Высшее образование 3710 327

Средние з/п

Подробная информация по средним заработным платам представлена в таблице.

Отрасль З/п в PRB З/п в $
Туризм 3314 292
Юридические услуги 3407 301
Среднее специальное образование 2913 257
Наука 2945 260

Минимальные оклады

Информация по самым низкооплачиваемым отраслям представлена ниже.

Отрасль З/п в PRB З/п в $
Лесное хозяйство 2076 183
Геология и метеорология 2080 184
Соцобеспечение 2153 190
Почтовое дело 2234 197
Культура и искусство 2448 216
Дошкольное образование 2433 218
Органы управления 2688 237
Здравоохранение 2791 246
Сельское хозяйство 2841 252

Мнение народа

По мнению жителей региона, данные Государственной службы статистики Приднестровской Молдавской Республики сильно завышены. Людей, получающих 4000 рублей, в регионе очень мало.

Размер пенсии в ПМР и в соседских странах

Средний размер пенсии в ПМР и в соседних странах

Средний размер оклада составляет 2000–2100 PRB.

Учительская ставка — 100 $. В крупных городах учителя получают до 150 $. Воспитатели в государственных садиках зарабатывают до 80 $, в частных — до 120 $.

Зарплата на стройке ООО «НЭТ», осуществляемой по программе российской помощи, в среднем составляет 4500 PRB.

На вопрос «Что вы будете делать, если потеряете работу?», 90 % жителей Приднестровья говорят, что уедут в РФ и будут стараться трудоустроиться там.

С уровнем зарплат в городах России можете ознакомиться на нашем сайте.

Основной контингент бирж труда — лица, перешагнувшие 50-летний порог и попавшие под сокращение. Молодежь на учете не состоит, поскольку сотрудники центров занятости предлагают им такие низкооплачиваемые вакансии, как дворник, санитар или уборщица. В целом доверия центрам занятости у людей нет.

Сегодня ситуацию в Приднестровье можно назвать критической: люди массово продают жилье и уезжают в Россию, Молдову или на Украину. В Румынию едут реже.

Вакансии в Тирасполе

В Тирасполе востребованными являются следующие вакансии:

  • Водители в такси.
  • Диспетчеры в такси.
  • Сотрудники колл-центров.
  • Продавцы.

Информация о 10 наиболее «горячих» вакансиях представлена в таблице.

Вакансии в Бендерах

Информация о востребованной работе в ПМР в г. Бендеры представлена в таблице.

Фирма Вакансия Описание Размер заработной платы (PRB)
Такси Бендеры Водители Наличие личного авто, опыт работы в такси, ответственность, пунктуальность, стрессоустойчивость. График свободный. До 4000
Овощной магазин «Пентагон» Продавец фруктов и овощей Наличие опыта работы приветствуется. 1200–1500
Строительная фирма Менеджер по закупке и продаже строительных материалов. Знание программы 1С версия 7, Excel (работа с формулами), опыт работы, честность, порядочность, пунктуальность, исполнительность. 2500–3000
ООО «Полюс-Агро» Сборщики фруктов и овощей. Оперативность, стрессоустойчивость, выносливость, хорошее здоровье и физическая подготовка. Почасовая
Отель «Приетения» Банщица в сауну Опыт работы приветствуется. Обязанности: уборка помещения сауны и бассейна. Главные требования: хорошее здоровье, стрессоустойчивость. До 2000
ООО «Колл-тайм» Специалист IT-отдела Уверенный пользователь ПК. До 5000

О причинах переезда жителей Приднестровья в другие страны можете узнать из видео.

Вакансии в Дубоссарах

Информация о работе в Дубоссарах представлена ниже.

Вакансия Размер месячного оклада (тыс. PRB)
Агроном-виноградарь 3,2
Бухгалтер по заработной плате 1,4 + премии и надбавки
Врач 1,8 + премии и надбавки
Врач химик-токсиколог 1,6
Заведующий производственной лабораторией 3,0
Конструктор-модельер 3,3
Лаборант 1,1 + премии и надбавки
Медсестра 1,4
Механик 2,9
Музыкальный педагог 1,6
Начальник отдела центрального хозяйственного обеспечения 1,8
Помощник ветврача 1,4
Провизор 2,8
Технолог-винодел 3,0
Фармацевт 2,8
Фельдшер 1,5
Водитель-озеленитель 2,3
Охранник 700
Повар 1,3
Пожарный 3,0
Слесарь по ремонту авто 2,9
Швея 1,8

Свежие вакансии можно найти в дубоссарской газете «Заря Приднестровья»

Заключение

Приднестровским молодым людям, не имеющим возможности или желания уехать за границу, дается однозначный совет: после окончания школы необходимо получать не модное, а нужное образование. Уже в 10-11 классе следует тщательно изучать рынок, следить за развитием региона.

Анализ литературы В отечественной литературе разработке методологических основ исследования занятости и <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.ugatu.ac.ru%2Fscience%2Fdissov%2Fd1%2F14.06%2Ffayzullin_i_f.pdf&lr=10313&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0&l10n=ru&mime=pdf&sign=bf5593b196444ba66bc2d251b9442334&keyno=0> безработицы <http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fwww.ugatu.ac.ru%2Fscience%2Fdissov%2Fd1%2F14.06%2Ffayzullin_i_f.pdf&lr=10313&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0&l10n=ru&mime=pdf&sign=bf5593b196444ba66bc2d251b9442334&keyno=0> посвящены труды Л.А.Гордона, Б.Д.Бреева,

Безработица, её причины, формы и последствия. Особенности безработицы в Приднестровской Молдавской Республике

Другие дипломы по предмету

Глава 1. Теоретические подходы к безработице как к экономическому явлению

.1 Понятие и сущность безработицы

.2 Характеристика основных причин безработицы

.3 Виды и формы безработицы

Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы

.1 Социальные и экономические последствия безработицы

.2 Меры и методы регулирования занятости

Глава 3. Особенности безработицы в Приднестровской Молдавской республике

.1 Общая характеристика состояния рынка труда в ПМР

.2 Основные особенности и экономическая природа безработицы в ПМР

.3 Причины, формы и последствия приднестровской безработицы

.4 Мероприятия по снижению безработицы

Список использованной литературы

Одной из основных черт рыночной экономики выступает конкуренция, которая распространяется на различные сферы, в том числе и на рынок труда. Следствием конкуренции и ограниченности рабочих мест является безработица, которая выступает как неизбежное явление общественной жизни. Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда по тем или иным причинам.

Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

Важнейшее направление изучения безработицы - ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как экономическое явление. Необходимо учитывать ее социальные стороны (влияние на уровень жизни населения, на уровень квалификации безработных и т.п.).

В Приднестровье проблема безработицы возникла на переходе к рыночному пути развития. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшение социально-экономического положения негативно сказались на эффективности использования накопленного производственного потенциала, став причиной резкого роста безработицы населения. Возникшая возможность миграции населения в страны дальнего зарубежья привела к потере высококвалифицированные кадров, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы, что привело к снижению качества рабочей силы.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства стало разрушение связей между отраслями и свертывание по этой причине производства на крупных предприятиях. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции привели к снижению объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.

Экономически активное население не могло удовлетворить требованиям новой экономики, которая нуждалась в активных работниках, способных самостоятельно обучаться, активно действовать, не боясь брать на себя ответственность.

Существующее в то время негативное отношение к малому предпринимательству препятствовало созданию новых рабочих мест, тем самым, способствуя безработице.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.

Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в Приднестровской Молдавской Республике. Особое внимание уделяется анализу структурной безработицы в современном Приднестровье.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

-раскрытие сущности понятия безработицы

-анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях,

-изучение динамики приднестровской безработицы,

-анализ сложившейся на данный момент структурной безработицы в Приднестровье,

-поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной политики в целях снижения безработицы в Приднестровье.

Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда Приднестровской Молдавской Республики. Предметом - безработица как экономическая категория.

Структурно работа состоит из вводной части, в которой раскрывается актуальность изучаемой проблемы, приводиться её общая характеристика, определяется цель и ставятся задачи исследования. Помимо этого во введении курсовой работы определяется объект и субъект исследования, обоснуются научные методы исследования и проводиться анализ литературных источников по изучаемой проблеме.

Основная часть работы представлена тремя главами:

В первой главе рассматриваются теоретические подходы к безработице как экономическому явлению, дается его понятие и раскрывается сущность. При дальнейшем изложении материалов главы характеризуются виды, формы и показатели безработицы, а так же проводиться анализ основных причин её возникновения.

Вторая глава работы, в продолжение рассматриваемой проблемы, целиком посвящена социальным и экономическим последствиям безработицы. В контексте изучения данного материала оцениваются меры и методы регулирования занятости и государственная политика по борьбе с безработицей.

Третья глава носит практический характер и анализирует общее состояние рынка труда Приднестровской Молдавской Республики. Особое внимание уделено выявлению экономической природы и основным особенностям безработицы в ПМР. Определяются причины, формы и последствия характерные для приднестровской безработицы, а также анализируются возможные мероприятия по снижению её уровня и улучшения состояния рынка труда.

Заключительная часть работы содержит краткое изложение наиболее общих интерпретаций изученного материала, а также практические выводы и рекомендации по проблеме регулирования безработицы.

Список литературы состоит из 3-х частей, а именно: нормативно-правовых актов, регулирующих отношения на рынке труда, научно-методической литературы, материалы которой обоснуют выдвигаемые тезисы теоретической части исследования и периодические издания, позволяющие осуществить более полную оценку ситуации по вопросам исследуемой проблемы.

Библиографическая ссылка на статью:
Сиротинин С.И., Францева Т.Ю. Проблемы безработицы в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90867 (дата обращения: 21.05.2021).

В современных условиях рынок труда постоянно меняется. Это связано с различными факторами, например, с технологическим прогрессом, политикой государства, экономическими проблемами и др.

Важнейшим показателем на рынке труда является занятость населения и безработица, поэтому любые его изменения сказываются на этих показателях. В связи с этим цель государства должна включать в себя правильную оценку уровня безработицы и пути ее минимизации.

Данная проблема весьма актуальна в наше время. Во-первых, занятость и безработица оказывают огромное влияние как на уровень жизни населения, так и на экономику страны в целом. А во-вторых, уровень безработицы, определяемый государством, не является точным, что искажает действительность и, следовательно, не предпринимаются должные мероприятия для борьбы с этой проблемой.

Безработица определяет количество трудоспособных граждан, которые по каким-либо причинам не смогли найти применения своим трудовым способностям.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие основные проблемы:

1. Не полностью используется экономический потенциал общества, что влечет за собой потерю ВВП, т.к. не полностью используются производственные возможности.

2. При длительной безработице снижается квалификация работников, поскольку они вынуждены устраиваться на менее квалифицированную работу или вовсе оставаться без нее.

3. Рост безработицы ухудшает уровень жизни, в связи с чем растет уровень преступности, уменьшается здоровье населения, снижается демография и накаляется негативная обстановка в стране.

4. Безработица так же ведет к экономической нестабильности, а именно к снижению покупательного спроса, сокращению сбережений, снижению инвестиционного спроса, сокращению предложения и спаду производств.

На 2017 год по данным Росстата безработица составила 5,6 % (4,3 млн. человек), что по идее является приемлемым показателем. Но есть одно «но»: безработными в России признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, при этом они зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. То есть, показатель 5,6 % говорит только о зарегистрированных в центре занятости безработных и не учитывает людей, которые ищут работу самостоятельно. По данным независимых экспертов, полученным в результате локальных исследований, этот показатель превышает официальный в 1,5-2 раза и варьируется в районе 10%. Поэтому для максимально эффективной борьбы с безработицей необходимо правильно определить ее действительный уровень. Для этого необходимо решить две проблемы:

- повысить заинтересованность людей в необходимости регистрации в центре занятости;

- борьба со скрытой (теневой) безработицей, т.е. создать такие условия работы, чтобы люди хотели работать официально.

В настоящее время многие недовольны работой центра занятости, и на это есть ряд причин: некомпетентный работающий персонал, не подходящая образованию работа, узкий спектр курсов по повышению квалификации.

По мнению автора, в центре занятости должны работать люди с педагогическим или психологическим образованием, поскольку зачастую клиентами центра занятости являются люди с трудной жизненной ситуацией, близкие к психической нестабильности. И очень важно, чтобы сотрудник нашел подход в общении с такими клиентами. Так же необходимо акцентировать внимание на специальности и уровни образования клиентов, учитывать его предыдущее место работы (если такое имелось), и подбирать ему работу, схожую с его профессиональными знаниями и навыками. Еще нужно изменить политику ЦЗ в плане снятия клиентов с учета. В настоящее время, клиент снимается с учета в ЦЗ после трех отказов от предложенных работ. Например, инженеру предложили работу пекарем, мясником и грузчиком. Неудивительно, что клиент откажется от предложенных работ и будет снят с учета. Поэтому необходимо дополнить данное правило следующим образом: снятие клиента с учета будет возможно только при трех отказах от работы по его специальности или схожей с ней.

Кроме всего прочего нужно расширить спектр курсов по повышению квалификации. Например, можно ввести курсы по изучению основных компьютерных офисных программ (Word, Excel и др.), базовый курс иностранных языков, курсы альпинизма (для монтажников). Иными словами, нужно постоянно модернизировать это подразделение в ЦЗ.

Все вышеперечисленные мероприятия должны существенно повысить заинтересованность в ЦЗ, что позволит повысить точность определяемой безработицы.

Еще одной преградой при определении точного уровня безработицы является скрытая безработица, т.е. когда человек работает неофициально. Для борьбы с этим государством был предложен закон о налоге за тунеядство. Т.е. трудоспособный человек, не имеющий официального места работы и статус безработного, должен будет платить ежегодно некоторую сумму в казну государства. Но что это дает в итоге: если по каким-либо причинам человек не работает или ищет работу самостоятельно, то это может привести к его банкротству; а если человек работает неофициально, то данный закон нанесет незначительный ущерб по его финансовому состоянию. То есть в итоге закон не сможет сильно повлиять на безработицу, поэтому его надо скорректировать. Например, заменить налог на обязательные общественные работы (условно 2 недели каждый месяц). В этом случае человек, который не работает, вполне сможет принести пользу, а человек, который работает не официально, вряд ли может выделить на эту отработку время и тогда ему придётся искать официальное место работы.

Так же причиной скрытой безработицы и минимального уровня официальных заработных плат является формула расчета пенсии. Она выглядит следующим образом:

СС- страховой стаж

81,49 – стоимость 1 пенсионного балла на 2018 год

где СВ-страховой взнос, уплачиваемый работодателем

СВmax – максимально возможный размер взносов, уплачиваемый со взносооблагаемой базы по тарифу 16%

Автор рассматривает следующий пример.

Студент после окончания ВУЗа в 23 года устроился на обычную работу, например, помощником архитектора с з/п 30000 с учетом налогов, но при этом официальная часть з/п составляет 15000 рублей, а остальная ее часть идет в виде премиальных выплат. На пенсию студент уйдет в 60 лет. Проведем расчет пенсии по формулам:

ИПК=(15000*12*0,16)/(1021000*0,16)*10=1,76 баллов в год,

где 15000 – официальная зп

12 – количество месяцев

1021000 – максимальная взносооблагаемая база в 2018 году

То есть, с з/п в 15000 рублей и 37 лет стажа ежемесячная пенсия составит 10290 руб/мес.

Рассчитаем сколько рублей потратит в месяц работодатель с учетом налогов:

- подоходный = 13% от з/п = 1950 руб;

- взнос на страховую пенсию = 16% от з/п = 2400 руб;

- взносы в ФСС = 2,9% от з/п = 435 руб;

- взносы на медицину 5,1% от з/п = 765 руб;

- взносы на страхование от НС и ПЗ = 0,2% от з/п = 30 руб;

ИТОГО = 5580 руб/мес, с учетом ЗП = 15000+5580 = 20580 и + 15000 «черной з/п» = 35580 руб.

Со временем студент заявляет, что хочет получать официальную з/п 30000 рублей с учетом налогов, но без премиальных выплат. В этом случае работодателю придется ежемесячно выплачивать 41260 руб/мес, что превышает затраты на 5580 рублей. Работодатель предлагает студенту сделку на условиях 15000 руб. официальная з/п, но премиальных выплат уже 18000 руб., тем самым удовлетворив студента и сократив свои расходы на 2580 рублей.

Подобные явления, как и скрытая безработица, часто встречаются в современной России и связаны с низким уровнем пенсии в стране. Проведя тот же самый расчет пенсии для з/п в 30000 рублей, она составит 15630 рублей. Например, в Нижнем Новгороде довольно трудно найти работу с официальной з/п в 30000 рублей, а пенсия при этом будет не так уж и велика. Поэтому многие люди предпочитают заработать побольше денег в виде «черной з/п», либо не официально, что серьезно сказывается на экономике государства.

Автор предлагает немного изменить формулу подсчета пенсионных баллов за год, внедрив в нее дополнительный коэффициент – престижность трудовой деятельности. Тогда формула будет выглядеть следующим образом:

ИПК = (з/п*12*0,16*Кпр)/СВmax * 10, (3)

Коэффициент Кпр будет зависеть от официальной з/п и средней з/п в регионе (по данным сайт «НИА» средняя з/п в Нижнем Новгороде составляет 27500 рублей, но, учитывая возможность завышения показателей, возьмем 25000 рублей). Таким образом, минимальное значение коэффициента в Нижнем Новгороде составит:

Кпр(min) = минимальный размер оплаты труда/средняя з/п в регионе;

Кпр(min) = 9500/25000 = 0,38

Тогда формула для подсчета пенсионных баллов при официальной з/п = 9500 рублей примет следующий вид:

Из формулы видно, что у людей, чья официальная з/п ниже средней, ценность пенсионного бала уменьшается пропорционально разнице между официальной и средней з/п. Это довольно жесткие меры по отношению к людям, которые действительно не могут найти работу с з/п близкой к средней, но в тоже время станет отличным толчком как для них, так и для других людей. В формуле все-таки имеется свой плюс, который заключается в том, что коэффициент может быть больше 1, то есть пенсионные баллы будут ценнее при условии, что официальная з/п > средней з/п. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, автор считает целесообразным ограничить рост этого коэффициента, например, до значения в 1,6. Таким образом при з/п в 40000 рублей Кпр примет свое максимальное значение.

Проведем расчет и проверим, не разорит ли государство этот коэффициент в случае, если все вдруг перейдут на официальную з/п.

Вернемся к предыдущему примеру со студентом – помощником архитектора.

Рассчитаем, сколько рублей налогов заплатит работодатель за 37 лет работы студента с официальной з/п в 15000 рублей:

Налоги = 5580*12*37 = 2477520 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 10290*12*(67-60)=864360 руб.

Таким образом государство получит:

Гос = 2477520 – 864360 = 1613160 руб.

Теперь добавим условие, что данную формулу все-таки утвердили и студент сразу же настоял на официальной з/п в 30000 рублей. Таким образом его пенсия составит:

ИПК = (30000*12*0,16*1,2)/(1021000*0,16)*10=4,23 балла/год

СП = 4,23*37*81,49+4982,9=17740 руб/мес.

Сравнивая полученную пенсию с пенсией, рассчитанной по действующей формуле, видно, что она выше на 2110 рублей (13,4%) при равных налоговых отчислениях, что нельзя назвать выгодным. Но с другой стороны, предложение отказаться от «черной з/п» пусть и чуть большей ради пенсии в почти 18000 рублей уже более реальное.

Проведем расчет, сколько с этого выиграет государство.

При официальной з/п = 30000 рублей ежемесячные налоговые отчисления составят 11160 рублей. Налоги за все время работы составят:

Налоги = 11600*12*37=4955040 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 17740*12*(67-60)=1490160 рублей.

Таким образом государство получит:

Гос = 4955040-1490160 = 3464880 рублей.

Сравнивая полученные значения, мы видим, что значение, рассчитанное по новой формуле на 214% превышает значение, полученное по действующей формуле. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо всячески стимулировать стремление людей получать белую зарплату.

Еще одной проблемой безработицы можно считать дешевую рабочую силу в лице мигрантов (граждане Узбекистана, Таджикистана и др.). Это явление характерно для промышленных предприятий с большой численностью рабочих. Например, на предприятии ООО «КМ Прекастъ» численность узбеков на предприятии составляет около 60%, что составляет 90 человек от общей численности рабочих 150 человек. Это обусловлено тем, что приезжие рабочие готовы работать больше за меньшую оплату труда, что является выгодным для любого предприятия и, как следствие, создает трудности для граждан РФ.

Одним из способов борьбы с этим явлением может стать установка ограничений на трудовых мигрантов, например, 15-20% от общей численности рабочих на предприятии. Подобный метод освободит значительное количество рабочих мест и поспособствует уменьшению безработицы.

Существенную роль играет безработица среди студентов и молодых специалистов, только закончивших ВУЗ. Это связано с тем, что нынешние работодатели больше акцентируют внимание на рабочем стаже, чем на образовании. Причиной этого может быть снижение качества образования и его легкодоступность. Процесс улучшения качества образования довольно сложный, но одним из методов борьбы с этим может быть различие дипломов в зависимости от формы обучения. Т.е., дипломы у людей с очным, заочным и дистанционным образованием должны отличаться. Это повысит престижность диплома. Так же важную роль при обучении в ВУЗах играет учебная практика, которой либо очень мало, либо она не связана с выбранной специальностью. Например, в строительном университете (ННГАСУ) студенты общетехнического факультета занимаются поливанием клумб, уборкой территории, сортировкой старых документов и пр. Поэтому необходимо изменить данную тенденцию и предоставить возможность прохождения практики на предприятии с 1 курса, а также надо увеличивать количество и продолжительность этих практик. Это даст выпускникам больше разнообразных навыков и знаний и небольшой стаж. К диплому необходимо приложить выписку о том, где студент проходил практики, ее длительность и на какой должности.

В заключении автор говорит, что есть множество причин возникновения безработицы, но также есть и множество способов борьбы с ней. Для этого важно верно оценить причины возникновения безработицы, ее процент и определить, в каких структурах необходимо ввести изменения и модернизации для минимизации безработицы.

Библиографическая ссылка на статью:
Сиротинин С.И., Францева Т.Ю. Проблемы безработицы в России // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/11/90867 (дата обращения: 21.05.2021).

В современных условиях рынок труда постоянно меняется. Это связано с различными факторами, например, с технологическим прогрессом, политикой государства, экономическими проблемами и др.

Важнейшим показателем на рынке труда является занятость населения и безработица, поэтому любые его изменения сказываются на этих показателях. В связи с этим цель государства должна включать в себя правильную оценку уровня безработицы и пути ее минимизации.

Данная проблема весьма актуальна в наше время. Во-первых, занятость и безработица оказывают огромное влияние как на уровень жизни населения, так и на экономику страны в целом. А во-вторых, уровень безработицы, определяемый государством, не является точным, что искажает действительность и, следовательно, не предпринимаются должные мероприятия для борьбы с этой проблемой.

Безработица определяет количество трудоспособных граждан, которые по каким-либо причинам не смогли найти применения своим трудовым способностям.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие основные проблемы:

1. Не полностью используется экономический потенциал общества, что влечет за собой потерю ВВП, т.к. не полностью используются производственные возможности.

2. При длительной безработице снижается квалификация работников, поскольку они вынуждены устраиваться на менее квалифицированную работу или вовсе оставаться без нее.

3. Рост безработицы ухудшает уровень жизни, в связи с чем растет уровень преступности, уменьшается здоровье населения, снижается демография и накаляется негативная обстановка в стране.

4. Безработица так же ведет к экономической нестабильности, а именно к снижению покупательного спроса, сокращению сбережений, снижению инвестиционного спроса, сокращению предложения и спаду производств.

На 2017 год по данным Росстата безработица составила 5,6 % (4,3 млн. человек), что по идее является приемлемым показателем. Но есть одно «но»: безработными в России признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, при этом они зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. То есть, показатель 5,6 % говорит только о зарегистрированных в центре занятости безработных и не учитывает людей, которые ищут работу самостоятельно. По данным независимых экспертов, полученным в результате локальных исследований, этот показатель превышает официальный в 1,5-2 раза и варьируется в районе 10%. Поэтому для максимально эффективной борьбы с безработицей необходимо правильно определить ее действительный уровень. Для этого необходимо решить две проблемы:

- повысить заинтересованность людей в необходимости регистрации в центре занятости;

- борьба со скрытой (теневой) безработицей, т.е. создать такие условия работы, чтобы люди хотели работать официально.

В настоящее время многие недовольны работой центра занятости, и на это есть ряд причин: некомпетентный работающий персонал, не подходящая образованию работа, узкий спектр курсов по повышению квалификации.

По мнению автора, в центре занятости должны работать люди с педагогическим или психологическим образованием, поскольку зачастую клиентами центра занятости являются люди с трудной жизненной ситуацией, близкие к психической нестабильности. И очень важно, чтобы сотрудник нашел подход в общении с такими клиентами. Так же необходимо акцентировать внимание на специальности и уровни образования клиентов, учитывать его предыдущее место работы (если такое имелось), и подбирать ему работу, схожую с его профессиональными знаниями и навыками. Еще нужно изменить политику ЦЗ в плане снятия клиентов с учета. В настоящее время, клиент снимается с учета в ЦЗ после трех отказов от предложенных работ. Например, инженеру предложили работу пекарем, мясником и грузчиком. Неудивительно, что клиент откажется от предложенных работ и будет снят с учета. Поэтому необходимо дополнить данное правило следующим образом: снятие клиента с учета будет возможно только при трех отказах от работы по его специальности или схожей с ней.

Кроме всего прочего нужно расширить спектр курсов по повышению квалификации. Например, можно ввести курсы по изучению основных компьютерных офисных программ (Word, Excel и др.), базовый курс иностранных языков, курсы альпинизма (для монтажников). Иными словами, нужно постоянно модернизировать это подразделение в ЦЗ.

Все вышеперечисленные мероприятия должны существенно повысить заинтересованность в ЦЗ, что позволит повысить точность определяемой безработицы.

Еще одной преградой при определении точного уровня безработицы является скрытая безработица, т.е. когда человек работает неофициально. Для борьбы с этим государством был предложен закон о налоге за тунеядство. Т.е. трудоспособный человек, не имеющий официального места работы и статус безработного, должен будет платить ежегодно некоторую сумму в казну государства. Но что это дает в итоге: если по каким-либо причинам человек не работает или ищет работу самостоятельно, то это может привести к его банкротству; а если человек работает неофициально, то данный закон нанесет незначительный ущерб по его финансовому состоянию. То есть в итоге закон не сможет сильно повлиять на безработицу, поэтому его надо скорректировать. Например, заменить налог на обязательные общественные работы (условно 2 недели каждый месяц). В этом случае человек, который не работает, вполне сможет принести пользу, а человек, который работает не официально, вряд ли может выделить на эту отработку время и тогда ему придётся искать официальное место работы.

Так же причиной скрытой безработицы и минимального уровня официальных заработных плат является формула расчета пенсии. Она выглядит следующим образом:

СС- страховой стаж

81,49 – стоимость 1 пенсионного балла на 2018 год

где СВ-страховой взнос, уплачиваемый работодателем

СВmax – максимально возможный размер взносов, уплачиваемый со взносооблагаемой базы по тарифу 16%

Автор рассматривает следующий пример.

Студент после окончания ВУЗа в 23 года устроился на обычную работу, например, помощником архитектора с з/п 30000 с учетом налогов, но при этом официальная часть з/п составляет 15000 рублей, а остальная ее часть идет в виде премиальных выплат. На пенсию студент уйдет в 60 лет. Проведем расчет пенсии по формулам:

ИПК=(15000*12*0,16)/(1021000*0,16)*10=1,76 баллов в год,

где 15000 – официальная зп

12 – количество месяцев

1021000 – максимальная взносооблагаемая база в 2018 году

То есть, с з/п в 15000 рублей и 37 лет стажа ежемесячная пенсия составит 10290 руб/мес.

Рассчитаем сколько рублей потратит в месяц работодатель с учетом налогов:

- подоходный = 13% от з/п = 1950 руб;

- взнос на страховую пенсию = 16% от з/п = 2400 руб;

- взносы в ФСС = 2,9% от з/п = 435 руб;

- взносы на медицину 5,1% от з/п = 765 руб;

- взносы на страхование от НС и ПЗ = 0,2% от з/п = 30 руб;

ИТОГО = 5580 руб/мес, с учетом ЗП = 15000+5580 = 20580 и + 15000 «черной з/п» = 35580 руб.

Со временем студент заявляет, что хочет получать официальную з/п 30000 рублей с учетом налогов, но без премиальных выплат. В этом случае работодателю придется ежемесячно выплачивать 41260 руб/мес, что превышает затраты на 5580 рублей. Работодатель предлагает студенту сделку на условиях 15000 руб. официальная з/п, но премиальных выплат уже 18000 руб., тем самым удовлетворив студента и сократив свои расходы на 2580 рублей.

Подобные явления, как и скрытая безработица, часто встречаются в современной России и связаны с низким уровнем пенсии в стране. Проведя тот же самый расчет пенсии для з/п в 30000 рублей, она составит 15630 рублей. Например, в Нижнем Новгороде довольно трудно найти работу с официальной з/п в 30000 рублей, а пенсия при этом будет не так уж и велика. Поэтому многие люди предпочитают заработать побольше денег в виде «черной з/п», либо не официально, что серьезно сказывается на экономике государства.

Автор предлагает немного изменить формулу подсчета пенсионных баллов за год, внедрив в нее дополнительный коэффициент – престижность трудовой деятельности. Тогда формула будет выглядеть следующим образом:

ИПК = (з/п*12*0,16*Кпр)/СВmax * 10, (3)

Коэффициент Кпр будет зависеть от официальной з/п и средней з/п в регионе (по данным сайт «НИА» средняя з/п в Нижнем Новгороде составляет 27500 рублей, но, учитывая возможность завышения показателей, возьмем 25000 рублей). Таким образом, минимальное значение коэффициента в Нижнем Новгороде составит:

Кпр(min) = минимальный размер оплаты труда/средняя з/п в регионе;

Кпр(min) = 9500/25000 = 0,38

Тогда формула для подсчета пенсионных баллов при официальной з/п = 9500 рублей примет следующий вид:

Из формулы видно, что у людей, чья официальная з/п ниже средней, ценность пенсионного бала уменьшается пропорционально разнице между официальной и средней з/п. Это довольно жесткие меры по отношению к людям, которые действительно не могут найти работу с з/п близкой к средней, но в тоже время станет отличным толчком как для них, так и для других людей. В формуле все-таки имеется свой плюс, который заключается в том, что коэффициент может быть больше 1, то есть пенсионные баллы будут ценнее при условии, что официальная з/п > средней з/п. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране, автор считает целесообразным ограничить рост этого коэффициента, например, до значения в 1,6. Таким образом при з/п в 40000 рублей Кпр примет свое максимальное значение.

Проведем расчет и проверим, не разорит ли государство этот коэффициент в случае, если все вдруг перейдут на официальную з/п.

Вернемся к предыдущему примеру со студентом – помощником архитектора.

Рассчитаем, сколько рублей налогов заплатит работодатель за 37 лет работы студента с официальной з/п в 15000 рублей:

Налоги = 5580*12*37 = 2477520 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 10290*12*(67-60)=864360 руб.

Таким образом государство получит:

Гос = 2477520 – 864360 = 1613160 руб.

Теперь добавим условие, что данную формулу все-таки утвердили и студент сразу же настоял на официальной з/п в 30000 рублей. Таким образом его пенсия составит:

ИПК = (30000*12*0,16*1,2)/(1021000*0,16)*10=4,23 балла/год

СП = 4,23*37*81,49+4982,9=17740 руб/мес.

Сравнивая полученную пенсию с пенсией, рассчитанной по действующей формуле, видно, что она выше на 2110 рублей (13,4%) при равных налоговых отчислениях, что нельзя назвать выгодным. Но с другой стороны, предложение отказаться от «черной з/п» пусть и чуть большей ради пенсии в почти 18000 рублей уже более реальное.

Проведем расчет, сколько с этого выиграет государство.

При официальной з/п = 30000 рублей ежемесячные налоговые отчисления составят 11160 рублей. Налоги за все время работы составят:

Налоги = 11600*12*37=4955040 рублей.

Рассчитаем сколько получит студент после выхода на пенсию с учетом средней продолжительности жизни мужчины = 67 лет:

Полученная пенсия = 17740*12*(67-60)=1490160 рублей.

Таким образом государство получит:

Гос = 4955040-1490160 = 3464880 рублей.

Сравнивая полученные значения, мы видим, что значение, рассчитанное по новой формуле на 214% превышает значение, полученное по действующей формуле. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо всячески стимулировать стремление людей получать белую зарплату.

Еще одной проблемой безработицы можно считать дешевую рабочую силу в лице мигрантов (граждане Узбекистана, Таджикистана и др.). Это явление характерно для промышленных предприятий с большой численностью рабочих. Например, на предприятии ООО «КМ Прекастъ» численность узбеков на предприятии составляет около 60%, что составляет 90 человек от общей численности рабочих 150 человек. Это обусловлено тем, что приезжие рабочие готовы работать больше за меньшую оплату труда, что является выгодным для любого предприятия и, как следствие, создает трудности для граждан РФ.

Одним из способов борьбы с этим явлением может стать установка ограничений на трудовых мигрантов, например, 15-20% от общей численности рабочих на предприятии. Подобный метод освободит значительное количество рабочих мест и поспособствует уменьшению безработицы.

Существенную роль играет безработица среди студентов и молодых специалистов, только закончивших ВУЗ. Это связано с тем, что нынешние работодатели больше акцентируют внимание на рабочем стаже, чем на образовании. Причиной этого может быть снижение качества образования и его легкодоступность. Процесс улучшения качества образования довольно сложный, но одним из методов борьбы с этим может быть различие дипломов в зависимости от формы обучения. Т.е., дипломы у людей с очным, заочным и дистанционным образованием должны отличаться. Это повысит престижность диплома. Так же важную роль при обучении в ВУЗах играет учебная практика, которой либо очень мало, либо она не связана с выбранной специальностью. Например, в строительном университете (ННГАСУ) студенты общетехнического факультета занимаются поливанием клумб, уборкой территории, сортировкой старых документов и пр. Поэтому необходимо изменить данную тенденцию и предоставить возможность прохождения практики на предприятии с 1 курса, а также надо увеличивать количество и продолжительность этих практик. Это даст выпускникам больше разнообразных навыков и знаний и небольшой стаж. К диплому необходимо приложить выписку о том, где студент проходил практики, ее длительность и на какой должности.

В заключении автор говорит, что есть множество причин возникновения безработицы, но также есть и множество способов борьбы с ней. Для этого важно верно оценить причины возникновения безработицы, ее процент и определить, в каких структурах необходимо ввести изменения и модернизации для минимизации безработицы.

Читайте также: